Тема. Место и роль этического кодекса социальной работы

  1. Этическая кодификации как тенденция в развитии профессиональных этик на современном этапе
  2. Понятие профессионально-этического кодекса, его структура и источники формирования.
  3. Профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников (1994).
  4. Профессионально-этический кодекс социального работника России (1994).
  5. Кодекс этики социального педагога и социального работника (2002 г.).
  6. Этика в социальной работе, свод принципов (2004)
  7. Примерный этический кодекс сотрудников ТЦСОН.
  8. Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов.

Литература

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002. С. 181–198. (Приложение 1 и 2).
  2. Шмелева Н. Этический кодекс социального педагога и социального работника //Социальная работа. 2002. № 2. С. 17-19.
  3. Кодекс этики социальной работы Британской ассоциации социальных работников // Социальная работа сегодня. 2001. Осень. C. 40-42.
  4. Этика в социальной работе, свод принципов // Социальная работа. – Мн., 2007. – № 1. – С. 13-14.
  5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999. С. 36-44.

  1. Этическая кодификации как тенденция в развитии профессиональных этик на современном этапе

Этическое регулирование поведения сотрудников представляет собой одну из основ эффективной работы любой организации. Оно увеличивает ее возможности в достижении функциональных целей, играет существенную роль в обеспечении благоприятного эмоционального климата, обеспечивает соответствие ее деятельности потребностям и ожиданиям общества.

В принципе, этическое регулирование в организациях может осуществляться и на спонтанной основе, опираясь при этом на общие стандарты честного, человечного и достойного поведения, а также на стихийно сложившиеся представления о нравственных критериях, относящихся к той или иной профессии. Однако, как показывает практика (прежде всего, практика бизнес-корпораций и учреждений государственной службы), централизованные усилия со стороны коллектива и руководства способны сделать этическое регулирование более действенным или поддержать в случае ослабления.

Существует два основных направления таких усилий: 1) кодификация принципов и норм (разработка этических документов) и 2) создание инфраструктуры, стоящей «на страже» норм и принципов этического поведения сотрудников.

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого ...

... дипломированных специалистов по социальной работе руководители социальных служб вынуждены привлекать к работе такого рода непрофессионалов, идущих в социальную работу по воле сердца ... специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами социальной работы. 2. Социальная компетентность - под ней понимается социальная зрелость личности специалиста, профессиональная позиция, также ...

Роль кодификации в рамках этического регулирования деятельности организации является многоплановой.

Во-первых,этический кодекс выступает как нормативная декларация, фиксирующая ожидания сообщества по отношению к своим членам. При условии существования у них сильного чувства принадлежности к сообществу он активизирует и направляет неинституциональные механизмы этического регулирования. Именно в свете кодекса, принятого его собственным коллективом, сотрудник может рассматривать соответствие своего поведения определенным нормам не как абстрактный моральный долг, а как одно из проявлений профессионализма и условие полноправной принадлежности к уважаемой и ценимой им организации, как условие сохранения связи со «значимыми другими». В этом случае не ожидание возможных санкций со стороны руководства, а, скорее, чувство стыда оказывается основным психологическим регулятором.

Во-вторых,кодекс облегчает «горизонтальное» обсуждение конкретных ситуаций и этических дилемм в определенном коллективе. Иными словами, наличие кодекса открывает для сотрудников саму возможность говорить на этические темы. Присутствие кодекса и предполагаемое знакомство с ним всех окружающих закрывает некоторые дополнительные возможности для избыточного морализирования, поскольку уменьшает произвольность выносимых суждений. Содержание этических документов подсказывает каждому, что поводом для обвинений в профессионально неэтичном поведении может быть далеко не все.

В-третьих, кодекс создает основу для работы этических комиссий и уполномоченных по этике, ведущих наблюдательно-консульта­цион­ную деятельность и выносящих решения по конкретным случаям нарушений.

Если обратиться к русскоязычному Интернету, то можно узнать, что свои этические кодексы, описанные в разного рода декларациях, есть у журналистов, врачей, торговцев, психологов, работников музеев и архивов, у кадровых и юридических агентств, у муниципальных служащих, у туристов и у многих других профессиональных групп.

Необходимость кодексов в деятельности социальных учреждений определяется предельной ответственностью, которую несут соцработники, поскольку от их действий в значительной степени зависит жизненный сценарий другого человека. Это обусловливает необходимость дополнительной (помимо правовой и административной) регламентации их поведения. Наличие этического кодексаповышает вероятность совпадаемости фактического поведения соцработника с ожидаемым. В кодексе первейшее значение придается утверждению ответственности как гаранта доверия, а, следовательно, надежности профессионала. В нем содержится призыв к широкому пониманию долга как дела чести, значимости моральных средств, взаимопомощи, служения в профессии.

Понятие профессионально-этического кодекса, его структура и источники формирования

    Кодекс (от латинского codex — «книга») – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, который принимается ассоциацией или союзом социальных работников и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности. Особенность его такова, что он декларирует основные требования, не давая им объяснений.

    6 стр., 2898 слов

    12. Конфликтологическая компетентность специалистов социальных ...

    ... специалист выполняет два блока основных мероприятий: медико-социальную работу профилактического направления и медико-социальную работу патогенетического (реабилитационного) направления. Формы и методы медико-социальной работы. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности медико-социальная работа ... задачей профессиональной подготовки специалиста. 14. Медико-социальная работа в онкологии: принципы, ...

    Для того чтобы кодекс стал «работающим» документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, узакониванию и популяризации.

    Целькодекса:

    • собрать «атомизированных индивидов» в профессиональное сообщество благодаря общим, согласованным ценностям и нормам;
    • подать сигнал о готовности бороться с наглым и циничным попранием профессиональных и корпоративных норм;
    • поддержать тех, кто (а) понимает необязательность совпадения профессионального и «денежного» успеха или вообще не ориентирован на распространенные критерии успеха, и тех, кто (б) амбициозен и нуждается в моральном оправдании своей ориентации на успех как в своих, так и в чужих глазах;
    • показать скептикам: кодекс – не гарантия от нарушений профессиональной и корпоративной этики; кодекс – не жесткий алгоритм или решебник; кодекс – своеобразная лоция для творческого акта морального выбора в конкретных ситуациях; кодекс – это шанс поддержать достоинство профессии и выдержать сложные ситуации выбора;
    • сориентировать менеджмент социального учреждения на небюрократическое назначение кодекса, на роль кодекса в самопознании, самоопределении и нравственном развитии специалистов.

    Функции этического кодекса социальной работы:

    1. обеспечить этическую регламентацию, соответствующую специфике социальной работы;
    2. служить базовым критерием для определения профпригодности специалиста;
    3. унифицировать поведение специалистов на основе общей системы ценностей;
    1. гарантировать осуществление прав клиентов;
    2. обеспечить возможность взаимозаменяемости работников;
    3. содействовать повышению уровня моральности социальных работников, клиентов и их социального окружения, всего общества;
    4. стимулировать постоянное нравственное совершенствование специалистов;
    5. повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;
    6. гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

    В основе профессионально-этического кодекса социальной работы лежат шесть основных источников:

    • общечеловеческие ценности;
    • традиции милосердия и благотворительности;
    • социальные и моральные ценности современного общества;
    • этические нормативы специалистов зарубежных стран;
    • специфические ценности современной отечественной социальной работы;
    • личностные ценности и идеалы специалистов.

    Роль кодификации в рамках этического регулирования деятельности организации является многоплановой.

    19 стр., 9293 слов

    Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...

    ... и консультирование. - М.: Книголюб. - 2007; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: ИЦ Академия, 2009 Проблемы семей, ... ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. ...

    Во-первых,этический кодекс выступает как нормативная декларация, фиксирующая ожидания сообщества по отношению к своим членам.При условии существования у них сильного чувства принадлежности к сообществу он активизирует и направляет неинституциональные механизмы этического регулирования. Именно в свете кодекса, принятого его собственным коллективом, сотрудник может рассматривать соответствие своего поведения определенным нормам не как абстрактный моральный долг, а как одно из проявлений профессионализма и условие полноправной принадлежности к уважаемой и ценимой им организации, как условие сохранения связи со «значимыми другими». В этом случае не ожидание возможных санкций со стороны руководства, а, скорее, чувство стыда оказывается основным психологическим регулятором.

    Во-вторых,кодексоблегчает «горизонтальное» обсуждение конкретных ситуаций и этических дилемм в определенном коллективе.Иными словами, наличие кодекса открывает для сотрудников саму возможность говорить на этические темы. Присутствие кодекса и предполагаемое знакомство с ним всех окружающих закрывает некоторые дополнительные возможности для избыточного морализирования, поскольку уменьшает произвольность выносимых суждений. Содержание этических документов подсказывает каждому, что поводом для обвинений в профессионально неэтичном поведении может быть далеко не все.

    В-третьих,кодекс создает основу для работы этических комиссий и уполномоченных по этике,ведущих наблюдательно-консульта­цион­ную деятельность и выносящих решения по конкретным случаям нарушений.

    Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

    • он должен вырабатываться с учетом всего опыта, накопленного в социальной практике, а также на основе достижений этики, педагогики, психологии;
    • в нем необходимо «доразвивать» систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей;
    • ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах отношений, возникающих в социальном взаимодействии;
    • кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность социальной работы;
    • принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.

    Анализ требований, предъявляемых к специалистам в профессионально-этическом кодексе, показывает, что условно они могут быть сведены к двум группам нормативов. Первая группа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая группа – требования к личности профессионала.

    Профессионально-этический кодекс имеет четко выраженную структуру и состоит из следующих основных разделов:

    1. преамбула (введение), где обосновывается необходимость введения кодекса, раскрываются его цели и задачи, области применения, определяются субъекты и объекты деятельности;
    2. ценности и идеалы– требования к сущности и содержанию профессиональной деятельности как таковой;
    3. нормы и принципы– требования к поведению специалистов (среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, ответственность и сотрудничество);
    4. профессиональный долг и обязанностиспециалистов (перед обществом и государством, профессией, коллегами и коллективом, клиентами и их близкими, перед самим собой);
    5. требования к качествам личности специалиста (альтруизм и гуманистическая направленность, честность, порядочность, открытость, сострадательность и др.), критерии профпригодности и профотбора, требование профессионального и личностного совершенствования;
    6. обеспечение исполнения кодекса, система санкций (наказания и поощрения);
    7. условия действияи узаконивания кодека (когда и кем был принят, в каких случаях может применяться и при каких условиях может быть приостановлен).

    Иногда в кодексе присутствуют дополнительные разделы: основные проблемные зоны, зоны конфликтов и наиболее общие пути их разрешения; важнейшие правила профессионального этикета; сотрудничество с другими профессиональными ассоциациями, государственными и общественными органами; оказание платных социальных услуг, вознаграждение за работу

    14 стр., 6968 слов

    Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые ...

    ... этой области. 1 См.: Технология социальной работы: Учебное пособие./ Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2000. С. 102 5 §1. Личностные качества социального работника. В самом начале параграфа надо ... заметить, что далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей ...

    Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, поэтому социальный работник не утрачивает самостоятельности и свободы выбора.

    3. Профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников (1994)

    Первым международным документом, регламентирующим этические отношения в социальной работе, стал профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников (принят в 1994 г. в г. Коломбо, Шри-Ланка).

    Он называется «Этика социальной работы: принципы и стандарты».

    Кодекс состоял из двух документов:

    1. «Международная декларация этических принципов социальной работы».

    В нем провозглашаются следующие принципы:

    • учет уникальности и безусловной ценности человека;
    • право на свободу в удовлетворении потребностей без ущемления прав других людей;
    • общественная забота о благосостоянии всех членов общества;
    • социальная справедливость;
    • равенство;
    • запрет на дискриминацию;
    • уважение личной неприкосновенности, прав человека, его достоинства;
    • работа с клиентами на основе взаимного сотрудничества.

    В документе подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным. При этом указывается, что в основе выбора социальным работником действий должны всегда лежать базовые принципы.

    2) «Международные этические стандарты социальных работников»

    Во втором документе представлены 5 групп стандартов:

    8 стр., 3534 слов

    Профессиограмма специалиста по социальной работе

    ... по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке. Профессия «специалист по социальной работе», имеет следующие специализации: социальный работник; социальный работник ...

    1. Стандарты этического поведения:

    • понять уникальность каждого человека, условия его жизни и характер оказываемой помощи:
    • совершенствовать знания и навыки, не совершать поступков, которые могут повредить престижу профессии:
    • использовать профессиональный опыт при разработке социальной политики и социальных программ для улучшения качества жизни;
    • выявлять социальные проблемы и объяснять их;
    • в доходчивой форме разъяснять свои действия в качестве представителя профессиональной ассоциации.

    2. Взаимоотношения с клиентами:

    • ставить на первое место обязанности по отношению к клиентам, но и уважать других людей;
    • доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации:
    • уважение устремлений и индивидуальных особенностей клиентов, формирование ответственности клиента за свои действия;
    • оказание помощи с целью достижения клиентом самореализации, но с соблюдением в равной степени прав других людей.

    3. Взаимоотношения с агентствами и организациями

    • сотрудничество с другими организациями, чья социальная политика направлена на оказание помощи клиенту;
    • участие в разработке социальной политики, методики и практики для достижения наивысших стандартов социальной работы;
    • полная ответственность в отношении судьбы клиентов, при необходимости обращение к вышестоящим организациям для решения проблем клиентов;
    • анализ проблем клиентов, самоанализ личной деятельности;
    • недопущение противоречий практики с этическими принципами.

    4. Взаимоотношения с коллегами

    • уважение к коллегам, содействие им в достижении эффективности работы;
    • уважение к различным мнениям при сохранении критического подхода к оценке их деятельности;
    • распространение среди коллег полученных знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования;
    • доведение сведений об ущемлении прав клиентов вышестоящим органам;
    • защита коллег от несправедливых нападок.

    5. Отношение к профессии

    • отстаивать ценности профессии, совершенствовать и популяризировать ее;
    • повышать профессионализм;
    • защищать профессию от несправедливой критики, доказывать необходимость профессии;
    • конструктивная критика профессии, ее теории, методов и практики;
    • разработка новых подходов и методов социальной работы.

    Международный кодекс явился основанием для разработки национальных профессионально-этических кодексов социальной работы.

    4. Профессионально-этический кодекс социального работника России (1994)

    В мае 1994 г. Межрегиональной ассоциацией социальных работников России принят «Профессионально-этический кодекс социального работника России», который по своей структуре несколько отличается от международного кодекса, но по содержанию декларирует практически те же ценности и принципы – по существу общечеловеческие. Он включает 6 разделов:

    16 стр., 7988 слов

    Исследование зависимости личностных особенностей социального ...

    ... сотрудником Краевого геронтологического центра. По ходу работы мной наблюдается присутствие синдрома профессионального выгорания у многих социальных работников данного центра. Происходит снижение интереса и ... негативное отношение к самой работе, наблюдается утомление и сниженный фон ...

    1. Поведение и облик социального работника (компетентность и профессиональное совершенствование, честность, учеба и исследовательская деятельность).

    2. Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам (права и первостепенность интересов клиентов, конфиденциальность и сохранение тайны, гонорары).

    3. Этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам (уважение, честность, вежливость, отношение с клиентами коллег).

    4. Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации.

    5. Этические обязательства социального работника перед профессией (защита чистоты, неприкосновенности профессии, работа в микрорайоне, развитие знаний).

    6. Этические обязательства социального работника перед обществом (поддержка всеобщего благосостояния).

    5. Кодекс этики социального педагога и социального работника России (2002 г.)

    В связи с развитием социальной работы в стране и возникновением специализированных областей деятельности возникла необходимость уточнения некоторых положений профессионально-этического кодекса.

    В 2002 г. Союз социальных педагогов и социальных работников разработал ««Кодекс этики социального работника и социального педагога» — членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников».

    Кодекс разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Его главная цель – определить и обозначить этические принципы и моральные позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

    Состоит из 7 разделов.

    В 1 разделе (Введение) оговаривается, что кодекс является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности. Кодекс ориентирует членов ССОПиР строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессиям социальной сферы. В этом разделе оговариваются также условия изменения и дополнения данного кодекса.

    6 стр., 2599 слов

    Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников. М., 2005. 4 с

    ... я хочу быть социальным работником?". Объектами исследований стали 620 студентов отделения социальная работа ЯрГУ и студенты ЯГПУ, обучающиеся по специальности "социальная педагогика", у которых выявлялись ... на выбор профессии социального работника, выступал пол. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что на процесс профессионализации социальной работы большое влияние оказывают ...

    Во 2 разделе дано определение социальной работы как совокупности профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной видов деятельности по удовлетворению социальных потребностей человека.

    В 3 разделе определяются ценности социальной работы (человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность, мобильность и гибкость).

    В 4 разделе характеризуются принципы социальной работы (принятие человека таким, каков он есть; уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом; полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях; ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности; порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом).

    В 5 разделе определены стандарты этического поведения (по отношению к профессии, к людям, которые пользуются социальными услугами, к коллегам, к взаимодействующим организациям).

    В разделе 6 дается определение социальной работы и комментарии по этому поводу Международной федерации социальных работников. Указывается, что социальный работник и социальный педагог – это представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение – согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая это взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.Социальная работа – это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики.

    В разделе 7 перечисляются Международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы (Всеобщая декларация прав человека и др.).

    Рекомендовано включать тексты кодексов в договоры при найме на работы, что должно повышать ответственность как работников, так и нанимателей за выполнение квалификационных требований.

    6. Этика в социальной работе, свод принципов (2004)

    Документ «Этика в социальной работе, свод принципов» принят на Генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы в Аделаиде (Австралия) в октябре 2004 года. Кодекс состоит из 5 разделов.

    В разделе1–преамбуле– указывается, что этические знания – фундаментальная часть профессиональной практики социальных работников. Их способность поступать в соответствии с этическими нормами является важнейшим аспектом качества услуг, предоставляемых клиентам. Определяя лишь общие подходы, совместный свод принципов МФСР и МАШСР имеет своей целью поощрять социальных работников всего мира к осмыслению спорных вопросов и дилемм, с которыми они сталкиваются, принятию этически взвешенных решений в конкретных случаях. Здесь же перечисляются основные проблемные области, к которым относятся: факт того, что лояльность социальных работников очень часто находится на стыке различных интересов; факт того, что функциями социальных работников являются как помощь, так и контроль; конфликт между обязанностями социальных работников защищать интересы людей, с которыми они работают, и необходимостью действовать эффективно и рационально; факт того, что денежные средства в обществе ограниченны.

    5 стр., 2028 слов

    организационно-педагогические особенности управления повышением ...

    ... требованиями (ФГТ). Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное ... интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если профессиональный и социальный опыт педагога осмысливается и соединяется с опытом коллег, ...

    В разделе 2 даетсяопределение социальной работы.Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений, содействует укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе в целях повышения уровня их благополучия.

    В разделе 3 перечисляются международные декларации и конвенции, основанные на всеобщих стандартах достижения и признания прав человека, принятых мировой общественностью.

    В разделе 4 выделяются основные принципы социальной работы: права человека и человеческое достоинство; социальная справедливость.

    В разделе 5 – профессиональная этика – перечисляются наиболее универсальные стандарты поведения социальных работников (12 стандартов) по отношению к клиентам, своей профессии, коллегам, самим себе, взаимодействующим организациям.

    7. Примерный этический кодекс сотрудников тцсон Введение-обоснование

    Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности соци­ального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает социальную значимость и качество услуг, предлагаемых клиентам.

    I. Принципы поведения и деятельности социального работника:

    1. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учиты­вать и уважать.

    2. Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

    3. Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

    4. Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

    5. Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, коллективам, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

    6. Социальные работники оказывают помощь каждому клиенту без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недос­татков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

    7. Социальные работники уважают основные человеческие права индиви­дов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими меж­дународными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

    8. Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе.

    II. Стандарты этического поведения

    1. Поведение и внешний вид сотрудников тцсон

    1.1. Стиль.

    Сотрудники Центра должны поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения как профессионалов.

    1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование

    Сотрудники Центра должны нести персональную ответственность за качество социальной работы, которую специалист индивидуально ведет, назначает или исполняет.

    Сотрудники должны действовать так, чтобы предупреждать возможности негуманного поведения к личности или группе людей.

    Сотрудники Центра должны оставаться специалистами в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей. Они имеют право вести работу только в рамках своей компетентности или в случае, если они намерены приобрести ее.

    1.3. Учеба и исследовательская работа

    Специалисты Центра должны стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и исследовательской работы:

    а) сотрудники Центра, ведущие исследовательскую работу, должны четко представлять, какие последствия может иметь эта деятельность для человека, для личности;

    б) сотрудники, занимающиеся исследовательской деятельностью, должны удостовериться в добровольности участия всех респондентов, с полным соблюдением личной свободы участников;

    в) информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна рассматриваться как конфиденциальная.

    2. Этические обязательства специалистов Центра по отношению к клиентам

    2.1. Права и прерогативы интересов клиентов

    Специалисты не должны:

    а) использовать отношения с клиентом в собственных целях;

    б) принимать участия в различных дискриминационных действиях; напротив, их цель всеми доступными средствами бороться со всевозможными видами дискриминации;

    в) вступать с клиентом в сексуальные отношения;

    г) осуществлять деятельность, приносящую вред клиентам.

    Специалисты должны:

    а) следовать советам и консультациям коллег и наставников в случае, если они, по их мнениям, служат интересам дела;

    б) обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности;

    в) завершать профессиональную деятельность с клиентом, когда такая деятельность не является необходимой и более не служит интересам и нуждам этого человека или семьи.

    2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны

    Специалисты Центра обязаны уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной помощи:

    а) специалисты могут поделиться конфиденциальной информацией, полученной от клиентов, без их на то согласия только в случае необходимых профессиональных обязательств;

    б) специалисты должны полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может использоваться;

    в) специалисты должны получать осознанное согласие клиентов, прежде чем печатать, делать магнитофонные записи или разрешать какой-либо третьей инстанции наблюдать за его работой.

    3. Этические принципы по отношению к коллегам

    3.1. Уважение, честность, вежливость

    Сотрудники должны обращаться с коллегами с уважением, вежливо, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:

    а) сотрудникам следует обращаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;

    б) сотрудники должны уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия;

    в) при работе с клиентами сотрудникам необходимо детально и честно представлять сведения о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег, использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

    г) сотрудники не должны использовать конфликты между коллегами и руководством в своих интересах и для укрепления своей профессиональной позиции;

    д) сотрудники, выполняющие роль супервизоров, экспертов, наставников, должны доброжелательно, спокойно, доступно доводить до сведения своих коллег условия совместной работы и взаимоотношений.

    4. Этические принципы сотрудничества Центра с другими работниками органов социальной защиты и руководством Центра

    4.1. Обязательства по отношению к руководству

    Специалисты Центра должны твердо придерживаться своих должностных обязанностей.

    Специалисты Центра должны работать над совершенствованием, корректировкой политики в профессиональной деятельности, повышением эффективности и действенности социальной службы.

    Специалисты Центра должны использовать ресурсы руководства Центра очень скрупулезно и только на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

    III. Личностные качества

    Личностные качества социального работника как профессионала – это характеристика его социального интеллекта, отражающая такие общественные отношения, как «человек — человек». Без наличия этого оптимального набора личностных качеств логично говоритьоб этико-профессиональной непригодности социального работника. При несоответ­ствии этическому кодексу социальный работник должен быть отстранен от ра­боты с клиентами и может выполнять только чисто техническую работу.

    1. Оптимальный набор личностных качеств (социальный интеллект), необходимый социальному работнику, включает:

    • гуманность;
    • справедливость;
    • ответственность;
    • коммуникативность;
    • тактичность (корректность);
    • эмпатийность;
    • рефлексивность;
    • мобильность, гибкость, оперативность;
    • способность к самообразованию;
    • терпимость;
    • готовность прийти на помощь;
    • эмоциональная устойчивость.

    2. К этико-психологическим «противопоказаниям» в социальной работеотносятся:

    • вспыльчивость; несобранность;
    • отсутствие интереса к человеку, его проблемам, неумение вести диалог;
    • агрессивность, конфликтность;
    • категоричность; психологическое и физическое нездоровье.

    Заключение

    Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных идемократических идеалов и философских теорий и является универсальной воз­можностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессевзаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала че­ловека. Предназначением социальных работников является служение во имя по­вышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций,достижение в обществе социальной справедливости.

    8. Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов

    Cпецифика этических кодексов заключается в том, что онине имеют юридической или административной силы. Их назначение заключается в однозначном и известном для всех членов профессиональной группы описании того, «что такое хорошо, и что такое плохо» в ходе их повседневной работы. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии. Рекомендовано включать тексты кодексов в договоры при найме на работы, что должно повышать ответственность как работников, так и нанимателей за выполнение квалификационных требований.

    При приеме на работу в социальное учреждение руководитель должен оговорить, что соцработник имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса, и ознакомить его с содержанием этического кодекса. Предполагается, когда сотрудники будут знать что правильность, справедливость, пристойность их поступков описаны в кодексе, который все могут прочитать и оценить недостойное поведение с точки зрения этого кодекса, тогда будет действовать фактор, порождающий потребность беречь свою репутацию, чтобы не быть отвергнутым. Следование Кодексу — внутреннее решение, сво­бодное решение, но нечастного лица, апрофессионала, от­вечающегоперед профессией иза профессию, за ее соци­альную миссию, а потому — решениеответственное.

    В современном обществе приняты различные формы контроля деятельности профессионалов. Они бывают как государственные, так ичастные. В ряде стран приняты и широко применяются законы о защите прав потребителей, наказывающие и материально, и лишением свободы производителей недоброкачественных товаров и услуг. Временное или постоянное лишение лицензии на конкретную деятельность с публичным обнародованием этого факта, публикация результатов деятельности комиссии по контролю качества и ряд других акций помогают обществу блокировать деятельность недобросовестных специалистов. Но что касается этических вопросов, то здесь прежде всего действует корпоративный контроль.

    Вместе с тем реализация кодекса связывается также с деятельностью особых общественных институтов.

    Так, в ряде профессий в настоящее время существуют комиссии по этике, решение которых является законом для специалистов. Их игнорирование может иметь следствием изгнание из профессионального цеха – исключение из коллегии, ассоциации или иной формы корпоративного единения. Когда в Законодательном собрании страны участились конфликты избранников народа, они сами пришли к необходимости создания Комиссии по этике, которая стала своеобразным институтом мирового соглашения.

    Подобный контроль гарантирует не только обществу, но и самому работнику уважение его как профессионала, право на труд, на выбор места работы. Вместе с тем корпоративная честь своим следствием имеет и формирование корпоративной ответственности. (Например, в марте 1999 г. Совет комиссаров ЕС в полном составе ушел в отставку после доклада о коррупции в его рядах не потому, что доказана была вина каждого, а потому, что была «брошена тень» на авторитет коллектива).

    Этические комитеты или комиссии по этике призваны отслеживать случаи нарушения корпоративных кодексов, норм профессиональной этики, осуждать спорные ситуации, рекламации на оказанные услуги. Как правило, статус комиссий (комитетов) является промежуточным между общественными организациями, администрацией и институтом мировых судей. Комиссии по этике занимаются разработкой соответствующих кодексов по этике, контролируют их выполнение и вносят коррективы в их тексты. Они создаются для пропаганды и внедрения нравственных основ профессиональной деятельности. От их квалифицированного заключения зависит морально-психологический климат не только конкретной организации, но и всего общества. Именно комиссии по этике, независимо от администрации, инструктируют новых сотрудников, делают этическую экспертизу нововведений, касающихся многих сотрудников, условий их труда, его оплаты, их личного достоинства.

    Комиссии по этике являются корпоративной формой разбирательства жалоб, как на внешние проявления неэтичного поведения специалистов, так и внутрикорпоративного решения конфликтов, предотвращения и реагирования на некорректные формы взаимоотношений. В них, как правило, входят представители администрации, кадровых служб, юристы, эксперты – профессионалы в области этики.

    В некоторых видах деятельности заключение комиссий с участием экспертов по этике является обязательным. Так, в ряде стран Европы результаты экспериментов в области медицины, психологии, социологии принимаются к публикации только после приложения соответствующих заключений комиссий по этике, признающих соблюдение необходимых требований по отношению к участникам.

    Отметим, что комиссии по этике определяют систему нравственного долга, но не могут рассматриваться как замена права в вопросах борьбы с коррупцией или заменять консилиумы и совещания специалистов при рассмотрении сугубо профессиональных проблем.

    В Белоруссии процесс формирования этических комиссий и комитетов находится в начальной стадии.

    Нарушение положений этического кодекса поведения соцработника также может быть рассмотрено этическими комитетами (комиссиями), судами чести трудового коллектива и администрацией соцучреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включающей в свою структуру данное учреждение системы социальной защиты. Одной из приоритетных целей их деятельности является защита частной жизни всех членов сообщества от постороннего вмешательства. Этическое регулирование должно стать барьером, который позволит защитить человека от безосновательных жалоб и доносов, искоренить тайное осведомительство и ввести цивилизованную процедуру публичного информирования и разбора конфликтных ситуаций. Комиссия по этике уполномочена разбирать только публичные конфликты, а не частную жизнь соцработников.

    Какой спектр санкций предполагается применять к нарушителям Этического кодекса поведения?

    Этическое регулирование предполагает три уровня санкций:

    • чувство ответственностисамого члена педагогического сообщества;
    • осуждение общественным мнениемпедагогического коллектива;
    • санкции, применяемые руководствомв соответствии с действующим законодательством, если факт нарушения будет доказан после рассмотрения дела этической комиссией.

    Так, в США на страже этического кодекса стоит Совет по стандартам профессионального лицензирования. Его задача – проследить за неукоснительным исполнением правил поведения и наказание их нарушителей. Наказание предусматривает штраф, величина которого определяется тяжестью содеянного, письменное предупреждение, письменный выговор, приостановление или даже отзыв лицензии на право заниматься преподавательской деятельностью.

    Важнейшей санкцией является именно внутреннее осуждение, предполагающее наличие развитого навыка этической саморефлексии у всех специалистов. Становлению данного навыка призвано содействовать максимально широкое публичное обсуждение в сообществе проблем профессиональной этики.

    13