Формирование социальных компетенций детей младшего школьного возраста

719 КР Формирование социальных компетенций детей школьного возраста с нарушением познавательной деятель…">детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования социальных компетенций детей младшего школьного возраста 7

1.1 Социальные компетенции в психолого-педагогической литературе 7

1.2 Социальные компетенции младшего школьника 17

1.3 Психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций детей младшего школьного возраста 23

Глава 2. Изучение эффективности психолого-педагогических условий по формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста 29

2.1 Цели и задачи исследования 29

2.2 Программа формирования социальных компетенций младших школьников 33

2.3 Определение эффективности программы по формированию социальных компетенций у младших школьников 35

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Введение

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей — философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т. е. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования.

Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учетом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.

4 стр., 1517 слов

Теоретические аспекты формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа по формированию представлений де

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста 6 1.1 Понятие социальных компетенций 6 1.2 Особенности формирования социальных компетенций у детей дошкольного возраста 11 1.3 Визуализация как способ формирования представлений детей дошкольного возраста о социальных компетенциях 20 Выводы по главе 1 26 Глава 2. ...

Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х — начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).

Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон).

С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению. (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).

Современное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности, социального интеллекта. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я-общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

11 стр., 5474 слов

Исследовательская компетентность младших школьников

... проведения учебного исследования в рамках дополнительного образования. самоанализ способность инициатива школьник 1.2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Георг Кристоф ... положительно влияет на формирование межличностного общения, а также на укрепление социальных связей учащихся. Важное значение для развития имеет способность к рефлексии ...

Таким образом, возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у каждого члена общества, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно- содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в образовательных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы, сущность которой заключается в выявлении педагогических средств и форм организации деятельности открытого образовательного учреждения по формированию социальной компетентности ребенка младшего школьного возраста.

Недостаточная разработанность данного вопроса, его теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование социальных компетенций детей младшего школьного возраста».

В соответствии с актуальностью и темой исследуемой проблемы были определены цель, объект и предмет нашего исследования.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка содержания, организации и технологии деятельности педагога в образовательном учреждении по формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является социальная компетентность.

Предмет исследования — процесс формирования социальных компетенций.

Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать сущность социальных компетенций ребенка младшего школьного возраста.

3. Проанализировать содержание, организацию и технологии деятельности педагога в образовательном учреждении по формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста.

4. Экспериментально проверить основные теоретические положения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); труды отечественных ученых по проблемам возрастных особенностей детей (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); теория личностно-ориентированного подхода в образовании (В.А. Беликов, В.Л. Ляудис, Н. Роджерс, И.С. Якиманская и др); исследования в области социальной психологии и педагогики. (А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Ю.В. Косаткина, Н.В. Клюева, А.Н. Леонтьев, Н.И. Лисина, А.В. Петровский Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.В. Суббот-ский, Р.Б. Стеркина; К. Блага, X. Корнелиус, А.-И. Перре-Клермон, Ш. Фэйрш, М. Шебек и др.); исследования о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, И.Б. Котова, С.А. Козлова, О.Б. Конева, И.Р. Колтунова, Т.Ю. Купач, В.Г. Моролов, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, И.В. Равич-Щербо, Е.Н. Шиянов и др.).

9 стр., 4247 слов

Пути формирования межкультурной компетенции социального антрополога

... компетенции, изучены пути формирования межкультурной компетенции для специалиста социальной антропологии. Было проведено экспертное интервью в результате которого. Анализ литературы и диссертационных исследований ... межкультурной компетентности основными направлениями формирования этнорелятивизма являются следующие: развитие способности рефлексировать собственную и чужую культуру, что изначально ...

Методы исследования: теоретико-ориентированные: анализ литературы, обобщение и систематизация материалом; практико-ориентированные: тестирование, наблюдение.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования социальных компетенций детей младшего школьного возраста

1.1 Социальные компетенции в психолого-педагогической литературе

На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В частности, в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные, глобальные компетентности, сформулировав «„четыре столпа“, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [9]. О глобальности заявленных целеориентиров свидетельствует, в частности, такая формулировка, данная Жаком Делором: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [9].

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

Формирование и развитие личности    На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что - к примеру - Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы ...

В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций. Это :

— политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

— компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, препятствующие проявлению (возрождению — resurgence) расизма и ксенофобии и развитию нетолерантности — то есть, межкультурные компетенции: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

— компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе (обязательно!), иноязычной;

— компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

— компетенции, связанные с развитием «самости»: способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни" [18].

Авторы концепции модернизации российского образования определяют ключевые компетенции (компетентности) через следующие признаки: многофункциональность (позволяют решать разные задачи из одного поля), креативность (позволяют решать сложные неалгоритмизированные задачи), надпредметность и междисциплинарность (переносимы на разные области деятельности, обеспечивают экстраполяцию знаний, умений и способностей), многомерность (реализуются на разных уровнях: от элементарного до глубокого), требуют значительного интеллектуального развития и включения морально-волевых и эмоциональных качеств [14], придавая им статус необходимого для жизнедеятельности любого культурного человека. Ключевая компетентность, как свидетельство овладения ключевыми компетенциями, согласно проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей», выражается в следующем: способность к рефлексии, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критичность мышления, способность к решению задач [14]. …

8 стр., 3946 слов

Выявление и развитие творческих способностей и социальной активности обучающихся.

Анализ воспитательной работы старшей вожатой МБОУ «СОШ» с.Щельябож За 2015-2016 учебный год В 2015-2016 учебном году перед вожатой стояла следующая цель – способствовать всестороннему развитию учащихся, содействовать развитию и деятельности детского объединения «Город солнца», способствовать организации досуга учащихся. Задачи: 1. Помогать в разработке и реализации программы деятельности детского ...

Заключение

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного развития личности. Данный социально- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Социальная компетенция может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующимся в процессе социализации личности. В структуре социальной компетенции личности особую роль играют три основных компонента: совокупность психологических качеств, нравственных ориентиров и ценностей, система социальных компетенций и комплекс социальных ролей личности. В русле компетентностного подхода социальная компетентность является одной из ключевых компетентностей выпускника школы.

Дальнейшее изучение данной научной проблемы может быть продолжено в следующих направлениях: исследование особенностей и условий эффективности методов развития социальной компетентности; рассмотрение и анализ комплексного применения различных методов развития социальной компетенции, создание методического пособия для педагогов-практиков.

Проведя исследование на основе выделенных в теории положений, мы достигли поставленной цели и определили, что формирование у младших школьников социальных компетенций проходит эффективно, если в организации этой работы используются как групповые, так и коллективные формы работы; в работе акцент делается на взаимодействие педагога с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей и его семьей.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... . 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в ... человека в толпе в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности. Социально - психологические особенности толпы: Повышение групповой внушаемости. Повышение эмоциональности восприятия ...

Список использованной литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Анзорг Л. Книга для учителя. — М.: -Просвещение — 1988 -144с.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование. -М.: 1999

4. Беличева С. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних //Воспитание школьников — 2004, № 2. — с. 28−31

5. Бойко В.В. Оганян К.М. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб, 1999

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. — М.: «Союз», -1997

7. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, — 2004. — № 3. — с. 6−13

8. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. — М.:Академия-2001.

9. Кон И.С. Социология личности. М: изд. политической литературы, 1967

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. — СПб.: Питер, 1999.

11. Рояк А.Л. Психологический конфликт особенности индивидуального развития личности. М- 1998 г.

12. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М.Л. Галагузовой. — М-, 2000 — 692с.

13. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского).

— М.: «Прогресс», 1989, — 400с

14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис, 1998.- 160с.

15. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога; учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Изд. центр Академия 2002. — 272с.

16. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? (перевод с немецкого) — М.: Просвещение, 1988 -144с.

Приложение 1

Перечень социальных компетенций младшего школьника

I. Навыки адаптации к образовательному учреждению

1. Умение слушать