Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социального развития детей дошкольного возраста 6

1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте 14

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РОЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ 24

2.1. Исследование уровня социального развития детей дошкольного возраста 24

2.2. Внедрение театрализованных игр в процесс социального развития дошкольников 28

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение 36

Введение

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Комплексные исследования последних лет (Г.М.Андреева, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова, И.С.Кон, М. Мид, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.

В качестве ведущего вида деятельности и фактора развития социального опыта на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяют игру, связывая ее социализирующую роль с приобщением ребенка к культуре общества, исторически накопленному опыту различного рода отношений между людьми, а также с овладением специфическими человеческими формами поведения и способами действия с предметами (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Менджерецкая, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин и др.).

При этом в системе игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая представляет собой процесс моделирования социальных отношений при помощи разнообразных символических средств и в силу своей целостной природы имеет многостороннее значение для развития ребенка дошкольного возраста (И.Г.Вечканова, Й. Хейзинга, Д.Б.Эльконин и др.).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется ... автономию от взрослого. В прием пищи включается все большее число социальных пред­метов, а сама процедура усложняется, приближаясь к обществен­но ...

По результатам ряда исследований, данный вид игровой деятельности способствует активному ознакомлению с новыми явлениями и объектами окружающей действительности, а также значительно расширяет круг имеющихся представлений дошкольников (Л.В.Артемова, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерецкая, Л.Г.Стрелкова и др.).

Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности (Л.В.Артемова, Н.С.Карпинская, М.Д.Маханева, Д.В.Менджерецкая, Л.Г.Стрелкова и др.).

Вместе с тем, из всего многообразия игр в педагогике и психологии достаточно подробно изучена — в аспекте влияния на развитие социального опыта — лишь сюжетно-ролевая игра. Тем самым, проблема развития социального опыта дошкольников в театрализованной игре остается сегодня в теоретико-методическом плане недостаточно изученной. Данные обстоятельства и обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования — процесс развития социального опыта в дошкольном возрасте.

Предмет исследования — педагогическая работа по развитию социального опыта дошкольников средствами театрализованной игровой деятельности.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... на развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организацию освоения социального опыта. Социально-экономическая функция ориентирует социальную ... планирование, осуществление, анализ. Диагностическая функция социальной работы фиксирует первый этап деятельности - постановку социального диагноза. Функция прогнозирования концентрирует внимание на ...

Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе теоретико-экспериментального изучения особенностей развития социального опыта дошкольников определить подходы к его оптимизации средствами театрализованной игровой деятельности.

В качестве гипотезы в исследовании выступило предположение о том, что развитие социального опыта дошкольников будет эффективным, если включать в процесс воспитания детей дошкольного возраста театрализованные игры.

В соответствии с выдвинутой целью исследования в качестве его задач выступили:

1. Раскрытие сущности и особенностей развития социального опыта дошкольников.

2. Анализ театрализованной игровой деятельности дошкольников как фактора развития их социального опыта.

3. Экспериментально-педагогическое изучение социального опыта детей дошкольного возраста.

4. Обоснование и апробация методики развития социального опыта дошкольников в условиях театрализованной игровой деятельности.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей (Г.М.Андреева, Л.П.Буева, Л.Д.Горбунова, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин, В.А.Ядов); социальной педагогики (Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова и др.).

Для реализации задач исследования применялись такие методы, как: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 479. …

Заключение

Социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь травмирующие действия.

7 стр., 3472 слов

Игра как вид деятельности дошкольника

... ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.   ...

Социализация детей протекает как процесс установления субъектом взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности. Целевая педагогическая поддержка социализации в игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.

Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка в системе статусно-ролевых связей общества); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта).

Разработанная модель процесса социализации представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих (цель, предусматривающая активизацию субъектной позиции воспитанника в освоении и преобразовании окружающей среды; содержание, предполагающее расширение диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия; технология, требующая поэтапной реализации относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов социального обучения, самопознания, самореализации; результаты, обеспечивающие творческую самореализацию личности и обогащение ее социального опыта), является способом организации педагогического сопровождения социализации дошкольников, так как ее реализация обеспечивает перевод игрового взаимодействия личности на уровень осознанно адекватного поведения в обществе.

Список литературы

1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия /Под ред. Л.В.Куликова. — СПб.: Питер, 2000. — С.160−166.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

11 стр., 5032 слов

Программа обучения и воспитания детей в детском саду № 55 «Родничок» г. Усть-Кут

... Программа обучения и воспитания детей в детском саду» М.А. Васильевой воспитание детский сад «Детство» ... работы родителей и телефоны; - социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, ... пособия согласно рекомендациям автора. 6. Формирование здоровья у детей ... пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку, ...

3. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 198 с.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализ. деятельность детей 4−6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2005.

5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. — 2001. — № 2.

6. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.

7. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. — М., 1983.

8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2004. — 416 с.

9. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С.98−101.

10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. — 384 с.

11. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11.

12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — М.: Академия, 2004. — 192с.

14. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. — Великий Новгород, 2006. — 126 с.

15. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М.: АРКТИ, 1999. — 103 с.

16. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.

17. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная Пресса, 2004.

5 стр., 2197 слов

Как протекает игра у детей среднего дошкольного возраста

... дошкольники могут играть - дни наполет. Сюжет игры Нередко самыми распространенными сюжетами являются игры в дочки-матери, детский сад, в работу или превращения в то ... так важно не упустить моменты воспитания и общения в младшем дошкольном возрасте. Оценки взрослых людей Для ребенка очень важны оценки, которые выставляют ...

18. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 12.

19. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. — С.69−71.

20. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. — М.: АРКТИ, 2004.

21. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

22. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — 291 с.

23. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 — 5 лет в игре. — М.: Просвещение, 1984. — 80 с.

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2004. — 384 с.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999. — 360 с.

Приложение

Вопросы к методике Т.А.Репиной

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector