Современные социальные технологии в работе с сиротами

Содержание

Введение

1.Сиротство как социальное явление

2.Социальная работа с сиротами в современной России

2.1 Социальная политика государства по борьбе с сиротством и роль социальных учреждений в работе с детьми-сиротами

2.2 Современные социальные технологии в работе с сиротами: форсайт-технологии и технологии постинтернатского сопровождения

3. План организации мероприятий центра «Добрая Воля» для детей-сирот

Заключение

Библиографический список

Введение

социальный сирота волонтерский форсайт

Современное развитие России характеризуется достаточно сильными изменениями, происходящими во всех сферах общества. Зачастую эти изменения не всегда несут положительную направленность: экономические и демографические кризисы, рост смертности, падение рождаемости, старение населения, снижение продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, инвалидизация населения; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, рост преступности, рост социальной напряжённости в обществе и др.

Нестабильность современного общества влияет в первую очередь на семьи с детьми как на наименее защищённую часть населения. Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, просто не имеют возможности самостоятельно определиться в жизни, защитить свои гражданские права и свободы. На фоне экономических перемен и неурядиц многие дети оказались лишёнными своих прав: на благополучие, здоровье, родительское тепло, любовь и уважение. Кроме того, в последние годы проблемы российской семьи во многом обусловлены воздействием системного экономического кризиса. Основной проблемой здесь является массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. Существующая сегодня система государственных минимальных социальных гарантий, в том числе в сфере государственной поддержки семей с детьми, не в полной мере выполняет функции обеспечения приемлемого уровня жизни и социальной защиты.

Актуальность темы работы объясняется тем обстоятельством, что анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Резкое падение жизненного уровня населения сделало массовым такое явление, как отказ от ребёнка в связи с отсутствием возможности его прокормить, кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. На социальное благополучие многих детей, их нравственное, физическое и психическое здоровье влияют ставшие весьма распространёнными случаи жестокого обращения с детьми, разрыва связей и отчуждения между ними и родителями, отказ от материнства и прочие явления, которые были и раньше, но не имели столь массового характера.

9 стр., 4322 слов

Основные причины роста заболеваемости населения урбанизированных территорий

... самых чувствительных групп населения (дети, пожилые) на фоне роста болезненности всех групп населения. По результатам исследований ... 2. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на уровень заболеваемости населения урбанизированных территорий Атмосферный воздух является ... резком замедлении прогресса в увеличении продолжительности жизни населения индустриально развитых стран Европы и значительном ...

В связи с этим, помощь семье и детям была и остаётся приоритетным направлением в стратегии социальной политики. Причём её реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

Цель курсового проекта — оценить особенности социальной работы с детьми-сиротами и предложить меры по совершенствованию волонтерской работы с данной категорией детей.

Задачи:

·охарактеризовать особенности социального сиротства в нашей стране на современном этапе;

·выявить причины социального сиротства;

·выявить особенности социальной работы с детьми сиротами;

·предложить меры по улучшению сложившейся ситуации.

Объект исследования — социальная работа с детьми сиротами — причины социального сиротства в нашей стране, технологии социальной работы с данной категорией, пути решения сложившихся проблем, меры по улучшению ситуации.

В качестве методов проектной работы нами использовались:

·Метод анализа, позволяющий разложить целое на составные части и рассмотреть каждую часть в отдельности;

·Метод индукции и дедукции, позволяющие выявить из общего частное и из частного общее;

·Метод проектной разработки, позволяющий предложить меры по улучшению сложившейся ситуации.

1. Сиротство как социальное явление

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Но, несмотря на многие предпринятые государством усилия, проблема социального сиротства не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются сиротами при живых родителях, т. е. обретают статус «социальной сироты».

20 стр., 9844 слов

Технологии социальной работы с бездомными детьми

... объект, предмет и содержание работы. Объектом курсовой работы является социальная работа с бездомными детьми. Предмет — технологии социальной работы с бездомными детьми. Целью курсовой работы является анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в условиях ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Каа-Хемского кожууна Республики Тыва. ...

Сегодня в России насчитывается около 731 тыс. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно треть из них воспитывается в «казённых» учреждениях — домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах общего типа и др. Выпускники сиротских учреждений считаются одной из наиболее уязвимых социальных групп. В России около 40 % находившихся на полном государственном обеспечении сирот впоследствии становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством, 40 % совершают преступления.

В качестве причин социального сиротства обычно выдвигаются явления макро-порядка («последствия перестройки, общественное неблагополучие, снижение уровня жизни, общий упадок морали, распад семьи»).

В официальной, научной и популярной риторике «конкретными причинами» утраты родительского попечения нередко называют действия из разряда правоприменительной практики («отказ, лишение прав, принудительное изъятие» и проч.) или индивидуальные особенности родителей («психические заболевания, судимость, алкоголизм» и даже просто «нежелание заниматься своими детьми»).

Таким образом, «социальное сиротство» принимается как opus operatum (внешнее знание, догма), но фактически игнорируется его modus operandi (образ действия).

Факторы риска социального сиротства можно систематизировать следующим образом. Макросоциальный уровень образуют общесистемные, или макросоциальные, факторы риска социального сиротства:

·социальные и экономические процессы, происходящие в регионе (бедность, безработица, социальная напряжённость, межнациональные и межрелигиозные конфликты, войны, природные и техногенные катастрофы);

·криминогенность обстановки в обществе в целом, в том числе уровень молодёжной и несовершеннолетней преступности;

·низкий уровень культуры, ценностей семьи и детства, широта распространения практик жестокого обращения родителей с детьми, распространённость алкоголизма и наркомании, непросвещенность в вопросах контрацепции и распространённость несовершеннолетней беременности;

·реклама алкоголя, пива, никотина, пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации.

Институциальные, или институциально-обусловленные факторы включают:

·нарушение функционирования социальных институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семьи, школы, дошкольных и внешкольных учреждений, ПТу и др.), в результате чего дети не осваивают целые пласты социальных отношений, необходимых для полноценного развития личности;

·низкое качество инфраструктуры социализации и социальной поддержки (недостатки в работе социальных педагогов школ, социальных работников, медицинских работников, социальных служб, комиссии по делам несовершеннолетних — поздняя выявляемость детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, отсутствие либо низкий уровень работы учреждений и специалистов, осуществляющих профилактику и реабилитацию, нескоординированность их действий, отсутствие оперативной системы получения информации от детей, находящихся в социально опасном положении, формирование программ профилактики без участия детей);

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет ...

... ОПФР. 3. Выявить особенности воспитания в семье детей с синдромом Дауна. 4. Описать основные формы работы с родителями, которые имеют детей с синдромом Дауна. Методы исследования: библиографический поиск, теоретический ...

·факторы, связанные с сообществом — проживание в неблагополучном соседском окружении, дезорганизация сообщества, недостаток или отсутствие связей с соседями, особенно криминализация и наркотизация молодёжной среды (рост детского алкоголизма, токсикомания, распространение наркомании, ВИЧ, болезней ППП, рост тяжких преступлений, рост числа детей, вовлечённых в ранние сексуальные отношения, в экстремистские группировки и деструктивные секты).

Микросоциальный, или индивидуальный, уровень образован следующими факторами:

·негативные особенности физического, психического, интеллектуального развития ребёнка, неудовлетворительное состояние его здоровья, специфические особенности его жизненного пути;

·низкая успеваемость в школе, агрессивное поведение, невыполнение школьных обязанностей, пропуски школьных занятий;

·гиперактивность и импульсивность, низкий интеллект и умственная отсталость, отчуждение и отсутствие социальных обязанностей, дружба со сверстниками, вовлечёнными в криминальную деятельность и употребляющими наркотики;

·современные экономические условия жизнедеятельности семьи; низкий доход, плохие жилищные условия, образовательный статус, культура семьи, эмоциональная, социальная незрелость, алкоголизм, наркомания, отклонения характера родителей, нарушения их физического и психического здоровья; медико-социальные проблемы (инвалидность, хронические заболевания членов семьи); социально-демографические факторы (неполная или многодетная семья, семья с повторным браком и сводными детьми, криминальное прошлое членов семьи);

·дисфункциональные детско-родительские отношения как фактор депривации: социально-психологические проблемы, связанные с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, родителями и детьми; педагогическая несостоятельность родителей; слабый родительский контроль и слабая дисциплина, семейные конфликты; нарушение привязанности в детско-родительских отношениях со стороны взрослого (переживание ребёнком ненадёжности окружающего мира и собственной уязвимости); синдром депривации: депрессивные реакции, нарушения общения, речи, моторики.

Кроме того, на рост социального сиротства влияют социально-демографические особенности семьи, история и структура семьи: отец или мать отбывает наказание в местах лишения свободы, криминальное прошлое семьи; смерть кормильца, смерть одного из родителей; рождение ребенка вне брака, повторный брак, сводные дети, развод или раздельное проживание родителей, один родитель, отец ребёнка бросил беременную будущую мать; многодетная семья; престарелые родители; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, испытывающих трудности интеграции; дети или члены семьи, пережившие торговлю людьми и сексуальную эксплуатацию; пережившие вооружённые конфликты, войны, природные и техногенные катастрофы.

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... сиротства», интеграция их в общество посредством развития системы приемных семей, создания системы гостевых и адаптационных семей [6, c.134]. Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ...

Необходимо отметить, что сиротство является двойственным явлением, потому что характеризует собой две категории детей, имеющих одинаковое положение, — воспитание без родителей, но различных по причине. Также характерно, что дети этих двух категорий имеют различные личностные и психологические характеристики, различный потенциал.

Соотношение видов сиротства в ходе истории существенно меняется, так как социальные потрясения и войны, несущие высокую смертность, например, лишают детей родителей чаще всего по причине их смерти. Спецификой современного сиротства является то, что большинство таких детей в наше время являются социальными сиротами, т.е. имеют в живых одного или обоих родителей.

Многие исследователи социального сиротства, в качестве основных причин распространения данного феномена называют кризисные явления в современной семье, называя отклонения в ней основными факторами распространения социального сиротства. «Социопатическая семья не способна выполнять большинство своих функций, но становится главнейшей причиной генеза всех тех деструктивных тенденций, которые охватили современное детство» Также распространение данного явления связывают с потерей духовно — нравственных ценностей в обществе: «Увеличение числа детей-сирот связано с прогрессирующей тенденцией разрушения нравственных устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных человеческих ценностей».

Таким образом, семья может рассматриваться как фактор риска, а нарушения в структуре семьи — как источник сиротства. Приведенные на рис. 2 факторы тесно связаны между собой и зачастую в каждой отдельной ситуации проявляются в своей совокупности или в различных вариациях.

Стоит сказать, что чем больше факторов семейного неблагополучия действуют одновременно, тем более проблемной будет семья. Наибольший риск испытывают семьи, находящиеся в опасной ситуации по целому ряду критериев: бедность, неполный состав, физические или психические недостатки членов семьи, отсутствие комфортного психологического климата в семье.

В течение последних 12 лет наблюдается устойчивая тенденция, вектор которой обусловлен идеологией модернизации социального менеджмента, социально-экономического развития. Ключевые понятия «Нового социального менеджмента» звучат в программных документах, выступлениях Президента, эхом отражаются на всех уровнях администрации социальных сервисов: «рынок социальных услуг», расширение выбора организационно-правовых и финансовых форм социального обслуживания, обеспечение их должного качества и содержания, соответствующего запросам конкретных граждан. Программные документы национальной социальной политики теперь создаются в соответствии с проектной структурой, с использованием программно-целевого подхода, содержат стратегические цели, основные направления их реализации, тактические задачи и конкретные меры их выполнения, а главное — индикаторы достижения целей.

20 стр., 9673 слов

Социокультурный подход к проблеме социального сиротства

... характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребёнка. Социальное сиротство – это сложная, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не ... воспитывают своих детей. И по характеру данных ...

2. Социальная работа с сиротами в современной России

.1 Социальная политика государства по борьбе с сиротством и роль социальных учреждений в работе с детьми-сиротами

Среди стратегических целей современной национальной социальной политики — улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются: число родившихся и число умерших человек на 1000 человек населения.

Более конкретные, тактические задачи — укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребёнка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Эти задачи подразумевают решение ряда проблем, или подзадач, в том числе предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства; социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе; организации отдыха и оздоровления детей.

В свою очередь, по каждой проблеме предложен комплекс мероприятий, например для предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства:

·развитие технологий раннего выявления и учёта детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

·повышение качества и увеличение спектра услуг, предоставляемых несовершеннолетним и их семьям;

·развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

·разработка и внедрение методик по сопровождению семей усыновителей, опекунов, замещающих семей, технологий социального патроната и профессионального сопровождения семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

·научно-методическое обеспечение работы по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

·совершенствование механизма межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

·перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.

Кроме того, сейчас в связи с неуклонным ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мероприятия по профилактике социального сиротства очень важны и необходимы.

9 стр., 4090 слов

Особенности образования детей с детским церебральным параличом

... сказаться на дальнейшее развитие их будущего ребенка. Поэтому самой распространенной болезнью у наших детей является Детский Церебральный Паралич. Среди детской и подростковой инвалидности значительное место ... диагноза ДЦП в первые месяцы жизни больного ребёнка, была доказана работами Л.О. Бадаляна, основоположника отечественной детской неврологии, и работами К.А. Семёновой, описавшей принципы ...

Социальная профилактика (предупреждение, превенция) — деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально-терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает: первичная и вторичная.

Первичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение развития негативных тенденций и их влияния на личность и семью. Применительно к предотвращению проблемы социального сиротства первичными профилактическими мероприятиями могут быть:

·работа социального педагога в школах с дезадаптированными детьми и подростками;

·лектории для родителей по проблемам воспитания и перевоспитания педагогически запущенных детей и подростков;

Вторичная профилактика направлена на предотвращение и разрешение уже существующей социальной проблемы. К основным мероприятиям вторичной профилактики по предотвращению социального сиротства относятся следующие:

·выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

·устройство таких детей в интернатные учреждения, под опеку, в приёмные семьи и др.;

·адаптация и интеграция таких детей в общество;

·обеспечение жильём и т. д.

Одним из следствий социального сиротства является дезадаптация детей и подростков в социуме. Родителям, которые находятся в стадии деградации, и к которым приходится применять крайнюю меру, лишение их родительских прав, собственными детьми заниматься некогда.

Выделяют следующие направления деятельности социального работника по профилактике и преодолению социального сиротства:

·повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей (подготовка будущих родителей к семейной жизни, создание благоприятной нравственной обстановки в семье, недопущение насилия над ребёнком и др.);

·повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении социального сиротства;

7 стр., 3339 слов

Специфика деятельности социального педагога с детьми-сиротами, ...

... В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба ... В последние 12 лет внимание акцентрировалось на вопросах эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников, отношения к ним ...

·развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы;

·развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении социального сиротства.

Таким образом, сиротство — острая социальная проблема и решить её раз и навсегда невозможно. Следовательно, социальная политика государства должна быть перестроена и направлена на улучшение положения граждан России. Ведь всем хорошо известно, что легче предупредить, чем потом устранять.

2.2 Современные социальные технологии в работе с сиротами: форсайт-технологии и технологии постинтернатского сопровождения

В каждом человеке заложены творческие силы, что он может задать направление дальнейшего развития человечества. Каждый может задать направление всему человечеству.

У человека, а особенного у социальной сироты, который верит в светлое и доброе завтра, достигающего свою жизненную цель здесь и сейчас, совершенно не остается времени на жалобы, потому что вокруг очень много родных, любимых и близких, нуждающихся в любви, ласке и заботе.

Всему этому способствуют современные форсайт-технологии. Термин «форсайт» (foresight — с англ. предусмотрительность, предвидение, взгляд в будущее) стремительно занимает умы и лексикон всех целеустремленных и ответственных за свою жизнь людей.

Форсайт — это процесс построения видения будущего как уже прошедшего. Форсайт нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.

В основе идеологии форсайта — современные разработки в области футурологии, прогнозирования, политического и стратегического анализа.

Форсайт как метод интеграции специальных знаний о будущем (из философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии, педагогики и др.), собранных у тех, кто влияет или может влиять на его приближение.

Цель форсайта — создание желаемого образа будущего с написанием отчёта о его достижении.

Размышляя благодаря форсайту о будущем как о прошедшем, осуществляется воздействие на завтра и люди, а особенно социальные сироты достигают крупных из возможных экономических и социальных выгод здесь и сейчас.

Форсайт используется для программирования личной карьеры, переориентации социального и бизнес-проектирования с процесса на результат, для создания прогнозных сценариев развития науки, технологии, общества и экономики.

Всем людям известны прогнозы природных явлений (погоды, землетрясений, глобальных изменений климата, движения планет и т.п.), а вот прогнозирование социальное, культурное и экономическое было долгие годы доступно только специалистам.

14 стр., 6962 слов

Создание методико-психологического клуба "Школа приемных ...

... такое явление как социальное сиротство. Эти дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских домах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность «социальных сирот» составляет сегодня ...

Благодаря форсайту, можно, отказавшись от рассмотрения процесса и времени, представить нужный результат как долгосрочные последствия принятого в данный момент решения.

Существенной особенностью форсайта является то, что, благодаря ему, будущее может быть представлено различным образом, в виде:

·повествовательного изложения со слов человека или группы людей (субъективное будущее);

·повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов, сделанных якобы после достигнутого результата (аналитическое будущее);

·результатов тестирования, анкетирования, всевозможных справок, возможных свидетельств будущего (объективное будущее);

·планов и программ действия, протоколов, заявленных обязательств, характеристик, доверенностей, составленных по форсайт-формам (тактическое будущее);

·отчетной продукции о достигнутом результате, проделанной работе, о полученной сумме и прочее (фиксирующее будущее).

Таким образом, чем больше людей опишут своё будущее, чем объективней оно будет представлено, тем больше вероятность его быстрого наступления.

Кроме того, стоит отметить, что необходима социальная работа на этапе постинтернатского сопровождения сирот. Развитие технологий, форм и методов социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на этапе постинтернатного сопровождения является приоритетной задачей совершенствования практики социальной работы с данной категорией населения. Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной проблемой сироты, а с комплексом сложных социально-экономических (отсутствие регистрации, жилья, предметов домашнего обихода, безработица), социальных и психолого-педагогических (несформированность жизненного самоопределения, отсутствие профессионального образования, иждивенческая позиция, асоциальное поведение и др.) проблем. Это обуславливает применение на практике не только традиционных, но и инновационных методов, форм и технологий социальной работы.

В системе постинтернатного сопровождения метод — это способ профессионального взаимодействия специалиста и клиента с целью решения определенных задач. В работе с лицами из числа детей-сирот специалистам рекомендуется использовать универсальные методы социальной работы: методы социальной диагностики, методы социальной адаптации и реабилитации, методы социального контроля; а также традиционные группы педагогических методов: методы формирования сознания, методы организации деятельности и общения, методы стимулирования и мотивации деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности.

В число инновационных методов постинтернатного сопровождения можно включить метод социального контракта, метод ролевой и имитационной игры, метод профессиональных проб. Так, например, метод профессиональных проб заключается во включении детей-сирот в различные виды профессиональной деятельности до получения ими профессионального образования. Такие профессиональные пробы позволяют им более осознанно подходить к выбору будущей профессии, опробовать свои силы, понять, что такое рабочий день, почувствовать ответственность за выполняемую им работу.

Форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В системе постинтернатного сопровождения формы можно классифицировать на простые, составные и комплексные в зависимости от степени их сложности. К простым формам постинтернатного сопровождения детей-сирот следует отнести такие традиционные формы работы, как лекция, обучающий семинар, тренинг, экскурсия, встречи со значимыми людьми и другие.

В число составных форм входят собрание, круглый стол, клуб, кружок (студия), трудовые мастерские, трудовой лагерь, туристический поход, группы взаимопомощи и другие.

Комплексные формы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот представляют собой многоуровневые организационные структуры, при реализации которых присутствуют простые и составные формы, различные методы постинтернатного сопровождения данной категории молодежи. К комплексным формам относятся социальное общежитие (гостиница), отделение постинтернатной адаптации в детских интернатных учреждениях, семейный центр, ресурсный трудовой центр, биржа труда и другие.

Отделение постинтернатной адаптации является структурным подразделением интернатного учреждения и предназначено для проживания выпускников интерната в течение первых лет после выпуска. В отделении чаще всего проживают выпускники, у которых нерешенным остался жилищный вопрос — отсутствует закрепленная жилая площадь или по каким-либо причинам проживание в ней затруднено, отсутствует общежитие в учебном заведении, обеспечивающем профессиональное образование. Создаются условия для самостоятельного проживания выпускников, но за отделением закрепляется педагогический работник интерната, который осуществляет постинтернатное сопровождение, контролирует течение социальной адаптации выпускников к новым жизненным условиям.

Социальное общежитие (гостиница) предназначено для временного проживания и оказания комплексной помощи выпускникам интернатов, приютов, не имеющим жилья и состоящим на учете по улучшению жилищных условий, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в сложной жизненной ситуации (рождение ребенка, отсутствие рабочего места, регистрации и т.п.).

В соответствии с направлениями и задачами деятельности специалисты данного учреждения занимаются такими вопросами, как восстановление утраченной регистрации и жилья; контролирование расхода денежных средств; трудоустройство выпускников; помощь в решении хозяйственно-бытовых и личных проблем. Между сиротами и администрацией социального общежития (гостиницы) заключается договор, позволяющий строго контролировать правила распорядка, определяющий права и обязанности проживающих и работников гостиницы. Период пребывания сироты определяется индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации и имеющихся проблем.

Таким образом, можно констатировать, что социальная работа представляет собой практическую область, где увеличивается количество направлений деятельности специалиста, которые технологизируются (область защиты прав, социального обслуживания).

Технологии социальной работы — это система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Однако в системе постинтернатного сопровождения следует с осторожностью говорить о технологиях данной работы, поскольку постинтернатная адаптация — это уникальный и неповторимый процесс. К каждому сироте необходим индивидуальный подход, особое выстраивание и использование форм, методов, приемов, тактик взаимодействия, способов решения его проблем. В то же время отдельные направления постинтернатного сопровождения можно представить в виде технологии.

Инновационные технологии постинтернатного сопровождения детей-сирот в большинстве своем находятся в стадии разработки и апробации. В настоящее время к ним относятся работа с сетью социальных контактов, технология наставничества, технология вовлечения в социально значимую деятельность, технология «социального лифта», технология постепенного вхождения в социум и другие.

3. План организации мероприятий центра «Добрая Воля» для детей-сирот

Острой проблемой сегодня является постоянно растущее число социальных сирот. В этой связи существует необходимость социальной работой с данной категорией лиц. На основе этого мы разработали проект мероприятий по работе с социальными сиротами. Цельданного проекта является активная профилактическая работа по оказанию психологической и посильной материальной помощи социальным сиротам.

Составим план-график мероприятий профилактики социального сиротства (Таблица 1).

Таблица 1

МероприятиеДатаХарактеристика мероприятияНа кого направлено мероприятиеУчастники мероприятияВыпуск информационных плакатов, приуроченных к проведению школьной акции «Добрым быть модно » Октябрь 2013Эмоциональная Поддержка социальных сирот, приобщение школьников к проблемам сиротства, организация взаимодействия детей между собой Дети из интернатов и детских домовШкольникиОрганизация конкурса рисунков «Я с тобой» Ноябрь 2013Эмоциональная Поддержка социальных сирот, приобщение школьников к проблемам сиротства, организация взаимодействия детей между собойДети из интернатов и детских домовШкольникиПроведение конкурса на лучший видеосюжет о добре, взаимопомоши и понимании, созданный творческими молодежными группамиНоябрь 2013Поддержка социальных сирот, приобщение школьников к проблемам сиротства, организация взаимодействия детей между собойДети из интернатов и детских домовШкольники, студенты младших курсовВыпуск совместной газеты «Солнечный лучик»Начало октябрь-2013, реализация в течении годаФормирование навыков совместной, творческой деятельности молодежи (сирот и волонтеров)Дети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовСоздание информационно-развлекательного портала «Добрая Воля»Начало октябрь-2013, реализация в течении годаОбщение волонтеров и детей сирот через Интернет, обмен мнениями и предложениями, организация походов и встречДети из интернатов и детских домов,Специалисты в области создания сайтов, школьники, студентыОрганизация веревочных курсовСентябрь 2013, апрель 2014, сентябрь 2014Активное приобщение к здоровому образу жизни участников веревочного курсаДети из интернатов и детских домовШкольники, студенты младших курсовКонкурс «Что? Где? Когда» На тему «Волонтерство — верная дорога»Октябрь 2013, январь 2014, май 2014Формирование представлений о волонтерстве, обозначение социальных проблем требующих решения, в частности проблема социального сиротстваДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовОрганизация чаепитий, неформальных встречВ течении учебного годаФормирование доброго, неформального взаимоотношения между сиротами и волонтерамиДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовРолевая игра «помоги другому»Февраль 2014Формирование навыков отзывчивого поведения сирот и волонтеровДети из интернатов и детских домовШкольники, студенты младших курсовПраздники, праздничные представленияВ течении учебного годаПоддержка социальных сирот, приобщение школьников к проблемам сиротства, организация взаимодействия детей между собойДети из интернатов и детских домовШкольники, студенты младших курсовМастер-классы «Успех с тобой» В течении учебного годаЦель обмен информацией и выработка принципов успешной жизниДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовДети из интернатов и детских домов, Школьники, студенты младших курсовПроведение конкурса талантов среди детей-сиротМарт 2014 г.Дается возможность раскрыть социальным сиротам свои таланты, по итогам конкурса предполагается награждение участников памятными и ценными призамиШкольники, студентыПроведение конкурса на лучшего волонтера «Самый добрый волонтер»Декабрь 2014 г.Цель обмен информацией и выработка конкретных совместных методов волонтерской деятельности.ВолонтерыШкольники, студенты

Предполагаемые результаты реализации проекта

Результаты предложенных нами мероприятий можно условно разделить на результаты-продукты и результаты-эффекты. Результаты отразим в таблице 2.

Таблица 2

Результаты-продуктыРезультаты-эффектыРисунки, плакаты, в поддержку сирот; Видеоматериалы; Статьи и публикации в СМИ; Газета «Солнечный лучик» Информационный портал «Добрая Воля» в сети интернетПовышение информированности школьников и студентов о проблеме социального сиротства; приобщение их к волонтерской деятельности; формирование коммуникации, доброго отношения среди молодежи (сирот и волонтеров); развитие навыков участия в конкурсах, совместных проектах развитие талантов; организация эффективного досуга молодежи;

Таким образом, предложенный нами проект направлен на активное вовлечение молодежи в решение проблем социального сиротства. Молодежь в качестве участников такой программы мероприятий выбрана не случайно, так как именно она является той категорией, которая понимает социальных сирот как никто другой (общие возрастные характеристики, увлечения).

Кроме того, предполагается, что предложенный нами проект сможет сформировать интерес среди молодого поколения к проблеме социального сиротства, активизировать желание помогать другим, организовать досуг как социальных сирот, так и молодежи, участвующей в проекте.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы: за последние сто лет Россия на современном этапе переживает третью волну сиротства (первая была связана с гражданской войной и Октябрьской революцией, вторая — с Великой Отечественной войной).

При этом если в 1945 году в России было около 678 тыс. детей-сирот, то сегодня их численность в два раза превышает количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войн. Если в первой половине XX века в России основную массу составляли круглые сироты, то в начале XXI века 80-90% — это сироты «социальные». Ежегодно численность детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает примерно на 100 тыс. Изменились и качественные характеристики феномена социального сиротства. Истинной его причиной становится критическое положение семьи. За период реформ, проводимых в стране, возросло число семей, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание.

Известны целые социальные группы, которые являются источниками повышенного риска — это инженерно-технические работники, учителя, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, одинокие матери, многодетные семьи. За 5 лет социальная несостоятельность этих людей «дала» стране миллион бомжей.

Устарело само понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Это связано с тем, что возникает «скрытое» социальное сиротство, обусловленное фактическим невыполнением родителями своих обязанностей и оставлением ребенком семьи, в результате чего он остается без присмотра взрослых и предоставлен сам себе, то есть становится безнадзорным

Защита семьи, материнства и детства, как направление семейной политики, должна носить комплексный социально-экономический характер и осуществляться путём принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребёнка, укреплению семьи, её социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, но необходимо их дальнейшее совершенствование, причём особое место должны занимать правовые средства. В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи положение детей является ключевым стратегическим показателем эффективности государственной политики в области реализации прав человека и развития народонаселения. Проблема социального сиротства — одна из наиболее острых общественных проблем современной России.

Сегодня, существует широкий спектр традиционных и инновационных методов, форм и технологий в системе постинтернатного сопровождения. Их научная разработка и реализация позволит усовершенствовать практику социальной работы с детьми-сиротами, эффективно решать существующие проблемы данной категории детей и молодежи. В то же время важно, чтобы специалисты, включенные во взаимодействие с детьми-сиротами, ориентировались в методическом инструментарии, были способны его применять на практике в соответствии с предназначением метода (формы или технологии) и в зависимости от потребностей самих сирот.

Разработанный нами проект направлен на активное вовлечение молодежи в решение проблем социального сиротства. Молодежь в качестве участников такой программы мероприятий выбрана не случайно, так как именно она является той категорией, которая понимает социальных сирот как никто другой (общие возрастные характеристики, увлечения).

Кроме того, предполагается, что предложенный нами проект сможет сформировать интерес среди молодого поколения к проблеме социального сиротства, активизировать желание помогать другим, организовать досуг как социальных сирот, так и молодежи, участвующей в проекте.

Библиографический список

1.Алексеева О.П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М.: CAF. Российское представительство, 1994. 136 с.

.Ваганов Н.Н. Стратегия охраны здоровья женщин и детей // Семья в России. 2013. № 1. С. 23.

.Гусарова Г.Н. О положении детей в РФ. М., 2012. С. 13.

.Голов С.И. Стабильность семьи. М., 2011. С. 17.

.Закомолдина Т.О. Проблема социального сиротства в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2008. №2. С.3-9.

.Закомолдина Т.О. Информационная поддержка принятия решений в области социальной защиты населения региона: автореф. дис. канд. соц. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2011. С. 3-4.

.Кобелева В.Г., Реутов С.И. Причины социального сиротства / Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 2005. С. 16-22.

.Комаров В. Некоторые особенности подготовки педагогических кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / ALMA MATER. Вестник высшей школы. № 1. 2005. С. 20-31.

.Новикова Г.А. Проблемы социального сиротства / Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. С. 22-26.

.Павленок П.Д. Проблемы семьи. М.: Прогресс, 2001. С. 14.

.Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье / Мир детства, апрель, 2002. С. 46-50.

.Рыкун А.Ю., Южанинов К.М. профилактика социального сиротства: институционально-дискурсивный анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-sotsialnogo-sirotstva-institutsionalno-diskursivnyy-analiz (дата обращения: 17.11.2013).

.Денисова Д.Н. Сиротство — особенности современной ситуации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sirotstvo-osobennosti-sovremennoy-situatsii (дата обращения: 17.11.2013).

.Закомолдина Т.О. О Законодательной регламентации социального сиротства в современной России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-zakonodatelnoy-reglamentatsii-sotsialnogo-sirotstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 17.11.2013).

.Лыгина М.А. Социальные сироты и теоретические основы социальной работы с ними // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. №16. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-siroty-i-teoreticheskie-osnovy-sotsialnoy-raboty-s-nimi (дата обращения: 17.11.2013).

.Тетерский С.В. Уникальные форсайт-технологии в организации работы с молодёжью. [Электронный ресурс: Utopya.spb.ru Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам] (Дата обращения: 23.11.2013).