Технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Теоретические основы социальной работы и место технологии ведения случая в ней

1.1. Технологии социальной работы 5

1.2. Стандарт социальной работы и технология ведения случая в социальной работе 12

Выводы 20

2. Практическое исследование

2.1. Российский опыт внедрения технологии ведения случая 21

2.2. Программа технологии ведения случая в деятельности социального педагога школы 22

2.3. Анализ опыта 26

Выводы 28

Заключение 29

Список использованной литературы 32

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что для России технология ведения случая, она же кейс технология или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов.

На Западе кейс-менеджмент является одним из основных инновационных методов современной социальной, педагогической и психологической работы с социально-уязвимыми семьями. Он управляет процессом решения необходимых задач, в зависимости от развития ситуации. Одновременно кейс-менеджмент направлен и на решение психологических, социальных проблем клиента и проблем с его здоровьем, и на взаимодействие с социальной средой, в которой живет клиент. Важно отметить, что кейс-менеджмент апробирован в социальной практике многих стран.

Степень разработанности темы исследования. Тема технологии ведения случая в деятельности социального педагога школы не получила широкого освещения в научной и специальной литературе разных лет, тем самым, обусловлена недостаточно глубокая разработанность этой темы в российской науке.

Так, в данном исследовании были проанализированы труды таких ученых и специалистов, как И.В. Гладких, А.С. Еремин, Н.В. Митряшкина, и другие.

На наш взгляд, сложившаяся ситуация требует проведения комплексного (углубленного) исследования по данной теме.

Объект исследования – технологии в деятельности социального педагога школы.

10 стр., 4603 слов

37) Виды социальных технологий, стратегические и тактические, ...

... технологии. Выделяют технологии социального развития, отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают социальные технологии по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений. Различают базовые и частные социальные технологии. Базовые - технологии ...

Предмет исследования – технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.

Цель исследования – проанализировать технологию ведения случая в деятельности социального педагога школы.

Задачи исследования:

1. Изучить технологии социальной работы.

2. Выяснить стандарт социальной работы и технология ведения случая в социальной работе.

3. Проанализировать российский опыт внедрения технологии ведения случая.

4. Составить программу технологии ведения случая в деятельности социального педагога школы.

Гипотеза исследования – технология ведения случая может быть эффективным средством в деятельности социального педагога школы.

Методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, логический, конкретно-социологический, системно-функциональный и другие частные методы исследовательской работы.

Структура исследования. Данная работа состоит из 2 глав, 4 параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы социальной работы и место технологии ведения случая в ней

1.1. Технологии социальной работы

Социальная работа должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. [2]

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания…

Заключение

Современные требования к подготовке школьников, безусловно, не ставят под сомнение традиционные каноны российского образования, но требуют существенного расширения границ процесса обучения. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Эта работа началась не сегодня и даже не вчера и постоянно совершенствуется.

Кейс-метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... информации, диагностика, наблюдение. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав отображают ... в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, ...

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Кейс-технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

И все же, на мой взгляд, не следует считать кейсы панацеей от всех бед. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей.

Все вышесказанное, отнюдь, не отвергает положительного начала кейс-технологий, но ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на дилетантском уровне, когда каждый учитель пытается внедрить новшество фактически вслепую (а сейчас в большинстве случаев так и происходит), теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы. Если идти этим путем, то при большом желании к кейс-технологиям можно причислить даже чтение по ролям или математическую задачу, которую можно решить несколькими разными способами.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс-методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Таким образом, практическое исследование подтвердило гипотезу о том, что технология ведения случая может быть эффективным средством в деятельности социального педагога школы.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета, N 295, 30.12.2013.

2. Бакалдина Е.С. Основы социальной политики. – Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – 60 с.

3. Гладких И.В. Кейсы «большие» и «маленькие» [Текст] / И. В. Гладких // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8, Менеджмент. — 2008. — N 1. — С. 156-159.

26 стр., 12847 слов

Социальная работа с неполной семьёй: исторический аспект

... решения; Рассмотреть основные этапы развития социальной работы с неполной семьей в России; Выявить особенности социальной работы с неполной семьей; Выделить основные элементы социальной работы с детьми из неполной семьи. ... и определило выбор темы данного дипломного исследования. Объект: неполная семья. Предмет: социальная работа с неполной семьей в историческом аспекте. Цель состоит в том, чтобы ...

4. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // СИСП. — 2013. — №6 (26).

— С.24.

5. Дудкин А.С., Оськина А.Г. Стандарты кейс-менеджмента в социальной работе // УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (МКУО-2014): сб. ст. XVIII Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 200 -летию cо дня рождения М. Ю. Лермонтова (г. Пенза, 10–11 апреля 2014 г.) / под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – С. 94-95.

6. Еремин А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода [Текст] / А. С. Еремин // Инновации в образовании. — 2010. — N 4. — С. 77-90.

7. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов [Текст] / А. С. Еремин // Инновации в образовании. — 2010. — N 3. — С. 15-36.

8. Лебедева В.С. Использование кейс — технологии на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей учащихся // Муниципальный конкурс «Учитель года — 2012». п. Янгельский. 2012. Интернет ресурс: docs/index-497524.html (дата обращения 29.11.2017).

9. Митряшкина Н.В. Кейс-менеджмент как базовая модель социально-психологического сопровождения / Н. В. Митряшкина // Социальная работа: научно-популярный журнал/ Центр социально-психологических инноваций. — М.: Центр социально-психологических инноваций. — 2016. — № 12- С.27-30.

10. Осуханова Н.Г. Осваиваем метод кейс-стади // Социальная работа: научно-популярный журнал. — 2009. — N1. — С. 29-36.

11. Панов А.М. Концептуальные и научно-методические основы деятельности центров социальной помощи семье и детям [Текст] / А. М. Панов // Социальное обслуживание. — 2006. — № 2. — С. 14-36.

12. Панфилова А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А.П. Панфилова, Л.А. Громова, И.А. Богачек, В.А. Абчук ; под ред. проф. В.П. Соломина. — СПб.: Питер, 2004. — 240 с.

13. Портнягина Т.А. Совершенствование системы социального обслуживания / Т. А. Портнягина // Социальная работа. – 2016. – № 3. – С. 32-3

14. Приступа Е.Н. Использование метода кейс-стади (ведение случая) в социальной работе с семьей [Текст] / Е. Н. Приступа // Отечественный журнал социальной работы. — 2015. — № 3. — С. 155-162.

15. Прозументова Г.Н. Открытое образовательное пространство и управление профессиональным развитием: процессы субъективации // Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. Мон. сборник. — Томск, ЦПКЖК, 2002. — 256 с.

16. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Монография. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 232 с.

17. Тугаров А.Б. Профессиональная подготовка социального работника: синтез социологии образования и социальной педагогики / А. Б. Тугаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2005. – № 3. – С. 4–5

18. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 2. – С. 42-45.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... Бруни) характерен процесс к процессуальным процессам -айофская(Партлэн) характере Личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Гумманистическая психология (Олпорт, Маслоу, ... явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ...

19. Case Management Society of America. Standards of Practice for Case Management. Revised 2010. Little Rock, Arkansas, USA.

20. NASW Standards for Social Work Case Management. NASW, 2013. – URL: practice/standards/sw_case_mgmt.asp