Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Подготовительный этап.По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

1) Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

2) Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

3) Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

4) Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата учебной дисциплины.

12 стр., 5896 слов

Рабочая программа дисциплины 40

... подготовки бакалавра. 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 1) «Педагогическая психология» (бакалавриат): Знать: понятийный ... III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО ...

5) Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Методика написания рефератов и докладов

Целью написания рефератов является:

— привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);

привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;

— приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;

— выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.

Основные задачи студента при написании реферата:

— с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;

— верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;

— уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

Требования к содержанию:

— материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;

— необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)

— при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;

— реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.

Структура реферата.

1. Начинается реферат с титульного листа.

Образец оформления титульного листа для реферата:

2. За титульным листом следует Оглавление. Оглавление — это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.

3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.

а) Введение — раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.

б) Основная часть — это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует «перегружать» текст.

10 стр., 4674 слов

Содержание самостоятельной работы

... Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е ... образования. Обсуждение результатов самостоятельной работы Самостоятельная работа Инвариантная часть Вариативная часть Самостоятельная работа по теме «Разработка инструментария ... защита научных работ Изучение психолого-педагогической литературы Подготовка доклада по результатам научной работы. Подготовка рекомендаций. ...

в) Заключение — данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые «высветились» в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.

4. Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников, из них хотя бы один – на иностранном языке (английском или французском).

Работа, выполненная с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, является явным плагиатом и не принимается. Оформление Списка источников и литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов (см. Оформление Списка источников и литературы).

Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата

Объем работы должен быть, как правило, не менее 12 и не более 20 страниц. Работа должна выполняться через одинарный интервал 12 шрифтом, размеры оставляемых полей: левое — 25 мм, правое — 15 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы.

Расстояние между названием части реферата или главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

— текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;

— каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.

Работа по подготовке доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых государственно-правовых явлений, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать

аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

1. Выбор темы научного доклада;

2. Подбор материалов;

3. Составление плана доклада. Работа над текстом;

4. Оформление материалов выступления;

5. Подготовка к выступлению.

Структура и содержание доклада
Введение — это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
Требования к оформлению доклада
Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки доклада
— актуальность темы исследования;
— соответствие содержания теме;
— глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
— соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

19 стр., 9067 слов

Основные понятия психологического консультирования

... 4.22. Варианты «рабочих запросов» от людей, переживающих утрату .... 4.23. Основные этапы работы с людьми, переживающими утрату ……... 4.24. Понятие и виды зависимости. …………………………………..…… 4.25. Характерные особенности людей, живущих в ... Методы и цели работы в гештальт – терапии ……………………... 23 24 24 26 27 27 28 29 30 30 31 3.15. Базовые понятия психосинтеза ……………………………..……….. Основная литература по 3 ...

Методические рекомендации к разработке контрольной работы – электронной презентации

Распределение тем презентации между студентами и консультирование обучаемых по выполнению письменной работы осуществляется также как и по реферату.

Приступая к подготовке письменной работы в виде электронной презентации необходимо исходить из целей презентации и условий ее прочтения, как правило, такую работу обучаемые представляют преподавателю (тьютору) на проверку по электронной почте, что исключает возможность дополнительных комментариев и пояснений к представленному материалу.

По согласованию с преподавателем (тьютором), материалы презентации студент может представить на CD/DVD-диске (USB флэш-диске).

Электронные презентации выполняются в программе MS PowerPoint в виде слайдов в следующем порядке:

·титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;

·план презентации (5-6 пунктов -это максимум);

·основная часть (не более 10 слайдов);

·заключение (вывод);

Общие требования к стилевому оформлению презентации:

11 стр., 5131 слов

Психология личности и деятельности юриста

... задачи: Рассмотреть основные психологические теории личности Дать характеристику психологической структуре личности Разобрать особенности эмоциональной сферы Дать анализ роли психологического состояния в юридической деятельности. 1. ... людьми члена своего круга. Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного ...

·дизайн должен быть простым и лаконичным;

·основная цель — читаемость, а не субъективная красота. При этом не надо впадать в другую крайность и писать на белых листах чѐрными буквами –не у всех это получается стильно;

·цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трѐх цветов;

·всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;

·размер шрифта должен быть: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

·текст должен быть свернут до ключевых слов и фраз. Полные развернутые предложения на слайдах таких презентаций используются только при цитировании. При необходимости, в поле «Заметки к слайдам» можно привести краткие комментарии или пояснения.

·каждый слайд должен иметь заголовок;

·все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;

·на каждом слайде должно быть не более трех иллюстраций;

·слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

·использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).

·списки на слайдах не должны включать более 5–7 элементов. Если элементов списка все- таки больше, их лучше расположить в две колонки. В таблицах не должно быть более четырех строк и четырех столбцов –в противном случае данные в таблице будут очень мелкими и трудно различимыми; Более подробно об оформлении презентаций см: http://delopodushe.ru/method/stats/5 и др.

Методические рекомендации по составлению структурно-логических схем, таблиц по отдельным разделам, темам, вопросам курса

Цель составления структурно-логических схем и таблиц заключается в формировании целостности, логичности и системности знаний.

Алгоритм составления схемы:

1. Чтение темы (раздела).

2. Анализ текста, выделение главных и второстепенных мыслей и понятий. Выписать основные понятия и категории.

3. Повторный просмотр текста с целью выделения связей между понятиями и категориями.

4. Выделение наиболее общих понятий и категорий.

5. Построение структурной схемы с учетом выделенных взаимосвязей.

6. Заключительный просмотр текста с целью сопоставления его с полученной схемой.

7. Окончательное уточнение схемы.

Основные требования к составлению схемы:

1. Схема должна быть достаточно простой, лаконичной и помещаться на одной странице.

2. В качестве элементов схемы должны быть выделены основные и достаточные понятия по теме (разделу).

3. Элементы схемы (понятия) должны быть расположены так, чтобы была ясна их иерархия (например, родовые и видовые понятия, общие и конкретные — в центре, на периферии — вспомогательные).

4. Между элементами схемы должны быть установлены логические связи (внутри схемы и внешние, т.е. взаимосвязь со смежными схемами).

5. Схема должна быть наглядной, для чего можно использовать символы, графический материал, цветовые оттенки, таблицы, иллюстрированный материал.

Методические рекомендации студентам по подготовке к экзамену. К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

27 стр., 13094 слов

Психологическая характеристика основных видов оперативно-розыскной деятельности

... психологическая характеристика основных видов оперативно-розыскной деятельности. Накопление психологических знаний об оперативно-розыскной деятельности осуществлялось на протяжении трех основных этапов. Первый этап характеризуется переносом психологической информации на ОРД. Многие ученые-юристы ... исследовать психологическую характеристику основных видов оперативно-розыскной деятельности. Для ...

Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данной учебной программе. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

¾ показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

¾ обзор освещения вопроса в истории науки;

¾ определение сущности рассматриваемого предмета;

¾ основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

¾ факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

¾ показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами.

 

Перечень вопросов и заданий для повторения студентами изученного учебного материала по учебной дисциплине.

 

1. Что составляет предмет юридической психологии?

2. Какие задачи призвана решать юридическая психология?

3. Перечислите основные принципы научного познания, используемые в юридической психологии.

4. В чем проявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским процессом, уголовным и гражданским правом, криминалистикой и криминологией?

5. Какие требования предъявляются к методам научного исследования в юридической психологии?

6. Дайте характеристику методов юридической психологии по способам исследования.

7. В чем состоит сущность понятия «личность»?

8. Раскройте основные научные подходы к изучению личности человека.

9. Раскройте правовое значение понятия личности.

10. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека?

11. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности?

12. Что представляют собой черта, фактор, тип личности?

13. Раскройте психологическую структуру личности.

14. Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности юристами.

15. Раскройте содержание понятия «психодиагностика». Что она дает юристу?

16. Какие вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы в уголовном или гражданском судопроизводстве?

17. Что дает применение этих методик?

18. Что такое ощущение и восприятие? В чем их сходство и различие?

19. Назовите виды ощущений и их основные свойства.

20. Назовите виды восприятия, основные свойства, закономерности восприятия.

21. Каково значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста?

22. Что такое память?

23. Назовите виды памяти, раскройте их содержание.

24. Раскройте основные процессы памяти, какие закономерности памяти должен учитывать юрист в своей деятельности?

25. Назовите известные вам приемы активации памяти участников судопроизводства.

26. Какие вы знаете мнемические приемы, улучшающие запоминание.

27. Перечислите приемы активизации памяти участников судопроизводства?

28. Что такое мышление? Охарактеризуйте его виды.

29. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в профессиональной деятельности юриста?

7 стр., 3483 слов

Психологический портрет юриста 2

... ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА Под способностями впсихологии понимается совокуп­ность относительно стойких черт личности, которыеопре­деляют успешность обучения определенной деятельности, ... Вспомни, что нет пре­ступлений,которых нельзя раскрыть, а есть следователи, которые не умеют ... те, это юристы, как назвал ихпсихолог В. Л. Васильев, мыслительного плана. Организаторские— юрист сорганизаторскими ...

30. Какими качествами должно обладать мышление юриста?

31. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут быть использованы юристом в своей деятельности?

32. Что представляет собой воображение, и каково его значение в деятельности юриста?

33. Что такое внимание? Перечислите его признаки и виды.

34. Какие факторы влияют на объем и качество внимания?

35. Какова роль внимания в профессиональной деятельности юриста?

36. Какое значение в правовом отношении имеют психические познавательные процессы?

37. Что представляют собой эмоции и чувства, в чем их сходство и различия?

38. Дайте психологическую характеристику состоянию тревожности. Назовите причины возникновения состояния тревоги.

39. Раскройте понятие стресса, назовите его психодиагностические признаки, проанализируйте динамику его развития.

40. Каково влияние стресса на поведение и деятельность человека.

41. Что представляют собой посттравматические стрессовые состояния?

42. Каковы причины его возникновения.

43. Проанализируйте динамику его развития.

44. Каково влияние стресса на поведение и деятельность человека.

45. Раскройте понятие фрустрации, назовите ее признаки.

46. Каковы причины возникновения фрустрации?

47. Как фрустрация воздействует на поведение человека в конфликтных ситуациях?

48. Раскройте понятие аффекта. Назовите его психодиагностические признаки.

49. Проанализируйте динамику развития аффекта.

50. Каково уголовно-правовое значение аффекта.

51. Что представляет собой страдание? Назовите его психодиагностические признаки,

52. Дайте состоянию страдания юридическую оценку.

53. Какие способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста вам известны?

54. Раскройте понятие темперамента.

55. Перечислите основные типы темперамента, дайте им краткую характеристику.

56. Какое влияние оказывает тип темперамента на поведение человека?

57. Раскройте понятие характера, перечислите его основные свойства и черты.

58. Каково соотношение характера и темперамента?

59. Что представляют собой акцентуации характера и каково их криминологическое значение?

60. Назовите основные типы акцентуаций характера, дайте им краткую психологическую характеристику.

61. Что такое воля? Какое место она занимает в структуре характера личности.

62. Раскройте психолого-правовое значение воли в гражданском и уголовном праве.

63. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации.

64. Что представляет собой мотивационная сфера в структуре личности?

65. Какое значение имеет когнитивный диссонанс в процессе мотивации? Как влияет данное явление на поведение юриста?

66. Каким образом воздействует на профессиональную деятельность юриста мотивация достижения успеха и избегания неудачи (покажите на примере).

67. Что является предметом судебно-психологической экспертизы? В чем состоит отличие судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической?

68. Назовите основания назначения судебно-психологической экспертизы. Чем отличаются основания от поводов назначения СПЭ?

4 стр., 1513 слов

Социально-психологические закономерности деятельности менеджера

... - Выявить существующие на данном этапе развития психологические закономерности деятельности менеджера; - Раскрыть области применения психологических закономерностей в деятельности менеджера; - Выявить особенности практического применения психологических закономерностей в деятельности менеджера в современных организациях; Знание механизмов ...

69. Чем определяется компетенция СПЭ и профессиональная компетентность эксперта-психолога?

70. Оцените ценность адекватной оценки возраста человека для судебно-психологической экспертизы.

71. Проанализируйте место судебно-психологической экспертизы в ряду других видов судебных экспертиз.

72. Установите ведущие особенности деятельности эксперта-психолога в ходе судебного заседания.

73. Дайте характеристику взаимодействия эксперта-психолога с различными участниками судебного разбирательства.

74. Какие виды судебно-психологической экспертизы, назначаемой в уголовном и гражданском процессе, Вам известны? Кратко охарактеризуйте их.

75. Охарактеризуйте ценностно-ориентационную и стереотипизированную поведенческую схему личности преступника.

76. Что такое преступное поведение? Каковы биологические и социальные факторы его обуславливающие?

77. Раскройте суть мотивации противоправного поведения.

78. Проанализируйте процесс формирования мотивов противоправного поведения.

79. Выделите возможные мотивы террористической деятельности.

80. Назовите этапы преступного поведения.

81. Назовите отличия психологического характера между умышленными и неосторожными преступлениями.

82. Укажите психологические предпосылки девиантного и деликвентного поведения подростков.

83. Проанализируйте психолого-правовые аспекты использования полиграфа при расследовании преступления.

84. Дайте определение личности преступника и раскройте ее психологическую структуру.

85. Что лежит в основе криминально-психологической классификации личности преступников?

86. Охарактеризуйте насильственный тип преступника.

87. Представьте психологические особенности корыстного типа личности преступника.

88. Охарактеризуйте психологические особенности преступников – профессионалов и рецидивистов.

89. Раскройте психологические особенности лиц, совершивших неосторожные преступления?

90. Охарактеризуйте социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности преступника.

91. Охарактеризуйте психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

92. Раскройте содержание понятия «группы». Какие существуют разновидности групп, в чем состоят их отличия?

93. Какие социально-психологические процессы и явления имеют место в малой группе?

94. Какова структура малой группы?

95. Какие виды преступных групп существуют согласно действующему уголовному законодательству?

96. Что представляет собой организованная преступная группа. Назовите ее признаки.

97. Что такое круговая порука. Назовите признаки действия круговой поруки и методы ее нейтрализации.

98. Что представляет собой преступное сообщество, его характерные признаки?

99. Что представляет собой сплоченность организованной преступной группы.

100. Назовите основные методы психологического характера в борьбе с организованной преступностью.

101. Для чего необходимо изучать психологию потерпевшего?

102. Какие специальные методы исследования индивидуально-личностных и поведенческо-психологических особенностей личности потерпевшего и поведения потерпевшего вам известны?

103. Какие факторы влияют на объективность показаний потерпевшего?

104. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

4 стр., 1689 слов

Психологические особенности деятельности по выработки и исполнению ...

... является сущность управленческих решений. Предметом исследования является методы и стадии принятия управленческих решений. Целью контрольной работы является изучение психологических особенностей деятельности по выработки и исполнению управленческих решений. Для ...

105. Какие основные структурные элементы включает правоохранительная деятельность?

106. Что представляет собой психограмма личности юриста.

107. Назовите основные факторы профессионально-психологической пригодности юриста к правоохранительной деятельности, раскройте их содержание.

108. Охарактеризуйте познавательно-поисковую деятельность следователя относительно этапов расследования преступления.

109. Проанализируйте коммуникативную деятельность следователя? Какие коммуникативные техники и технологии может использовать следователь в своей профессиональной деятельности? Приведите примеры.

110. Какие правомерные методы психологического воздействия может использовать следователь к лицам, противодействующим расследованию? Приведете примеры.

111. Как психологически можно охарактеризовать предварительное следствие?

112. Какие психологические особенности необходимо учитывать при производстве осмотра места происшествия?

113. Каковы психологические особенности следственного эксперимента.

114. Каковы психологические особенности проверки показаний на месте?

115. Перечислите психологические аспекты проведения обыска и опознания.

116. Раскройте понятие, структуру и виды профессионального общения юриста.
Какие составные части процесса общения вы знаете?

117. Перечислите социально-психологические закономерности профессионального общения.

118. Что понимается под коммуникативной компетентностью юриста?

119. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.

120. Что такое социальная роль и ролевые ожидания? Каково их значение в установлении психологического контакта между партнерами по общению.

121. Раскройте понятие и функции речи в профессиональном общении юриста.

122. Дайте психологическую характеристику речи участников общения.

123. Что представляют собой явления персеверации, вербальной ригидности?

124. Охарактеризуйте речевое поведение юриста.

125. Какую роль выполняет речевой этикет в установлении и поддержании психологического контакта?

126. Назовите требования, предъявляемые к речи юриста.

127. Какие зоны общения вы знаете?

128. Раскройте значение таких явлений, как стереотипизация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция.

129. В чем заключается сущность трансакционного анализ процесса общения.

130. В результате каких причин возникают коммуникативные барьеры. Какова их роль в развитии конфликтов.

131. Перечислите ситуации профессионального общения.

132. Назовите приемы установления и поддержания психологического контакта, взаимоотношений с участниками судопроизводства.

133. Какие способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах вы знаете?

134. Перечислите средства невербального общения. Какова их роль в установлении и поддержании продуктивного диалога.

135. Сформулируйте основные требования к следователю, проводящему допрос.

136. Назовите общие социально-психологические особенности ведения допроса.

137. Перечислите приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

138. Какие приемы используются для установления психологического контакта при допросе.

139. Перечислите приемы и методы допроса в конфликтной ситуации.

140. Что представляет собой с психологической точки зрения ложь, какие виды лжесвидетельства встречаются?

141. Назовите невербальные признаки лживости показаний допрашиваемого лица.

142. Перечислите психологические приемы, способные побудить допрашиваемого лица дать правдивую информацию. Какие из них законодательно допустимы?

143. Перечислите методы разоблачения лжесвидетелей.

144. Каковы психологические особенности допроса на очной ставке.

145. В чем состоят психологические особенности допроса несовершеннолетних участников судопроизводства?

146. Дайте общую психологическую характеристику организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста.

147. Что такое управление, менеджмент, организация?

148. Назовите основные подходы к проблеме управления применительно к профессиональной деятельности юриста. Какие требования предъявляются к личности руководителя в системе правоохранительных органов.

149. Каковы психологические особенности принятия решений юристом?

150. Назовите виды решений, перечислите их достоинства и недостатки.

151. Перечислите этапы принятия решения.

152. Какие факторы влияют на качество решений?

153. Что такое профессиональный риск? Какова его роль в процессе принятия решений в следственно-розыскной деятельности?

154. Какие проблемы обоснованного риска вам известны?

155. Перечислите психологические приемы и методы, обеспечивающие принятие решений в правоохранительной деятельности.

156. Какие психологические факторы влияют на познавательные процессы оценки доказательств в суде.

157. Дайте психологическую характеристику коммуникативным процессам, имеющим место в ходе судебного разбирательства дел. в профессиональной деятельности судей.

158. Каковы психологические особенности судебного допроса.

159. Охарактеризуйте особенности прямого и перекрестного видов допроса.

160. Какие требования предъявляются к речи участников процесса? Последнее слово подсудимого.

161. Назовите психологические вопросы организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов.

162. Какие факторы могут оказать влияние на процесс принятия судебного решения судьей.

163. Какие требования предъявляются к личности судьи.

 

Какова цель науки юридической психологии?

а) познание юридико-педагогических явлений, относящихся к данному предмету исследования, разработка системы научных знаний о них, а также обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике;

б) совершенствование практической деятельности правоохранительных органов на основе раскрытия юридико-психологических реальностей, зависимостей, механизмов и разработка системы научных знаний о них;

в) защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права, свободы, собственность человека и обеспечение безопасности человека, общества и государства.

 

5. Какой из указанных методологических принципов относится к специальным принципам юридической психологии:

а) взаимосвязи и взаимодействия;

б) принцип гуманности и законности;

в) взаимосвязи психики и деятельности.

 

6. Какой из специальных методологических принципов юри­дической психологии позволяет вскрывать в интегративных юридико-психологических феноменах психологическую составляю­щую:

а) принцип юридической специфичности,

б) принцип системности,

в) принцип гуманности и законности,

г) принцип психологической специфичности.

 

7. Когда происходит зарождение специализированной отрасли психолого-юридических знаний (криминальной психологии):

а) XIX век,

б)XX век,

в) VI век до н.э.,

г) XVIII век.

 

8. Основателем антропологического направления в уголовном праве считается:

а) Чезаре Ломброзо,

б) Ганс Гросс,

в) Франц Йозеф Галль,

г) Альберт Хельвинг.

 

9. Исследования, состоящие в программированном изучении личности преступника, потерпевшего и других участников уголовного процесса на протяжении длительного времени называются:

а) лонгитюдными,

б) сравнительными,

в) комплексными,

г) формирующими.

 

10. Основным методом в юридической психологии является метод:

а) тестов,

б) беседы,

в) эксперимента,

г) наблюдения.

 

11. По целям исследования методы юридической психологии делятся на:

а) методы научного исследования, психологического воздействия на личность и судебно-психологической экспертизы;

б) методы организации исследования, сбора, обработки данных, интерпретации и оценки данных.

в) методы психологического анализа уголовного дела, анамнестический, наблюдения, естественного эксперимента, инструментальные, изучения личности и социальных групп;

г) наблюдения, эксперимента, личностные опросники, анкеты, метод анализа продуктов деятельности, документов, контент-анализ, беседы, интервью, биографический, обобщения независимых характеристик.

 

12. Психические особенности отражения человеком, группой, обществом правозначимых явлений составляют предмет изучения:

а) юридической психологии;

б) криминальной психологии;

в) правовой психологии;

г) судебной психологии.