Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью. Экспериментальная работа по изучению особенностей речевой деятельност

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у умственно отсталых школьников 6

1.2 Особенности устной речи учащихся с умственной отсталостью 11

1.3 Особенности письменной речи умственно отсталых школьников 21

Выводы по главе 1 26

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 27

2.1 Организация и проведение исследования по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 27

2.2 Анализ результатов исследования по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 29

2.3 Рекомендации по развитию речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 32

Выводы по главе 2 36

Заключение 37

Список литературы 39

Введение

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта (Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова и др.).

Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой — низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость формирования речи в развитии ребенка. В основе многочисленных исследований лежит концепция деятельности, разработанная В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали речь как коммуникативную деятельность.

21 стр., 10361 слов

Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью

... детей с умственной отсталостью Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в ... на рисунке 1. Таблица 2 Эмоционально-личностные особенности учащихся с умственной отсталостью. Экспериментальная группа Контрольная группа Статистическая значимость различий коммуникативность ...

О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев, А. А. Буева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.).

В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается необходимость формирования речи. Особое внимание уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. П. Феофанов и др.).

Характеризуя состояние изученности проблемы формирования речи применительно к умственно отсталым младшим школьникам, следует отметить, что многие аспекты формирования речевой деятельности у данной категории детей остаются менее разработанными, чем в других сферах специальной педагогики и психологии. Мало исследованным остается вопрос определения содержания и организации формирования речи у умственно отсталых школьников.

В результате анализа литературных данных и по проблеме исследования выявлено противоречие между возросшими потребностями общества в становлении социально адаптированной личности ребенка с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью логопедических мероприятий на формирование речи у детей данной категории. Проблема исследования заключается в изучении особенностей речевой деятельности у школьников с нарушением интеллекта и поиск путей коррекции нарушений речи у детей данной категории.

Актуальность выделенной проблемы определила выбор темы исследования: «Особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью».

4 стр., 1562 слов

Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

... умственной отсталостью. 1.1. Характеристика связной речи детей с умственной отсталостью. 1.4 Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности ... моментами: · особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с умственной отсталостью до сих пор остаются ...

Цель исследования — изучить особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.

Объект исследования — речевая деятельность школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования — особенности развития устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа теоретической и методической литературы определить особенности развития речи у детей с умственной отсталостью.

2. Экспериментально изучить особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.

3. Разработать рекомендации по коррекции речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические — анализ документации, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап; методы обработки полученных результатов — качественный и количественный анализ.

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа VIII вида № 57» г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у умственно отсталых школьников

В отечественной психологической науке речь рассматривается как специфический вид деятельности, который может быть как самодостаточным, так и выступать в форме речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь, будучи социокультурным феноменом, является доминирующим средством общения, способом познания внешнего и внутреннего мира человека, условие его полноценной жизнедеятельности.

3 стр., 1390 слов

Деятельность педагога психолога по организации психологического сопровождения психосексуального развития школьников

... деятельности практического психолога направленное на психологическое сопровождение психосексуального развитие школьников. Объектом исследования: являются школьники подростково – юношеского возраста. Предметом выступает деятельность практического ... семьи, 1996, №3, с. 24-24. 35. Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии. (Программы для общеобразовательных учебных заведений), - М., 1996 ...

Современная наука (языкознание, психология и др.) различает речь и язык, понимая первую как форму или процесс общения (коммуникация), а второй — как систему фонетических, лексических и грамматических средств общения. Вместе с тем речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны как исторически, так и функционально. Яв…

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1997. — 400 с.

2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. — М.: Педагогика, 1977. — 175с.

3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.

4. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967. — 207 с.

5. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородовой. — Л., 1969. — 184 с.

6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. — М., 1994. — 416 с.

7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471с.

8. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия. — М.: Владос, 2001. — 240 с.

9. Гончарова, В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ / В.А. Гончарова // Школьный логопед. — 2006. — № 3. — С.39−43.

5 стр., 2094 слов

Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

... . – М.: Просвещение, 2002. 8. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников // Воспитание, обучение и психическое развитие: тезисы ... исследования 58 Заключение 74 Литература 77 Приложения 81 Введение Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста является залогом успешного формирования личности человека. В ...

10. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239с.

11. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 74 с.

12. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. — М., 1995. — 246 с.

13. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык, 1989. — 260 с.

14. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация / Л.А. Карпенко // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 77−84.

15. Каше, Г. А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Каше. — М.: АПН РСФСР: НИИ дефектологии, 1956. — 12с.

16. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380с.

17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 224с.

18. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина // Логопедическая работа в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — С.3−17.

19. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. — М., 1983. — С.303−323.

20. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. — М.: Просвещение, 1998. — 76 с.

21. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни // Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М., 1986. — С.75−103.

30 стр., 14976 слов

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

... . Лисиной. М.: Просвещение, 2004. 269 с. 41. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2004. 183 с. 42. Рубинштейн С ... позволяет им успешно овладевать чтением и письмом [8]. Вариативность проявлений ОНР не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в ...

22. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1975. — 174с.

23. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. — СПб, 1994.

24. Парамонова. JI.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Лениздат, Изд-во «Союз», 2000. — 240с.

25. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — С.129−217.

26. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. — М., 2003. — 272 с.

27. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

29. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

30. Туманова, Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Изд-во МСГИ, 2004. — С. 263- 269.

31. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.А. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 1999. — 560 с.

32. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. — М.: В. Секачев, 2005. — 200 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector