Содержание самостоятельной работы

Раздел 2. Сбор данных и представление результатов научного исследования

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ПК-5: способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование – У.3; В.2

Тема 5. Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных (12 часов)

  1. Вопросы для обсуждения:
  1. Структура эмпирической части исследования.
  2. Методы сбора эмпирических данных.
  3. Статистические методы.
  4. Методы интерпретации результатов.
  1. Занятие в интерактивной форме по одной из актуальных проблем современного образования.
  2. Обсуждение результатов самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Самостоятельная работа по теме «Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных»

  1. Составьте развернутый план эмпирического исследования. По итогам выполнения задания сделайте краткий доклад на семинаре с сопровождением мультимедийной презентации.
  2. Обоснуйте выбор методов статистического анализа результатов исследования.
  3. Подготовьте рецензию на развернутый план эмпирического исследования, представленного Вашим коллегой. Рецензия представляет собой краткий критический отзыв о работе коллеги в письменном вида (1-1,5 стр.).

    Критерии: понятность, логичность (внутренняя связь положений), соответствие структуре, реалистичность. Отметьте сильные и слабые стороны. Сформулируйте вопросы и рекомендации.

  4. Подберите анкету по проблеме, близкой к вашей и модифицируйте ее в соответствии с целями и задачами вашего исследования

Подготовьте доклад и мультимедийную презентацию по одной из тем:

  1. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.
  2. Методы обработки эмпирических данных.
  3. Методы интерпретации данных

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК-5: способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование – З.3; У.2

Ответы на семинарских занятиях, письменные работы, презентации

Раздел 3. Презентация результатов научного исследования

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ПК-5: способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование – З.4; У.4; В.3

Тема 6. Фомы письменного представления результатов научно-педагогического исследования (10 часов)

  1. Вопросы для обсуждения:
  1. Характеристика видов научных произведений:
    1. научный доклад;
    2. тезисы доклада;
    3. научная статья;
    4. монография;
    5. аннотация;
    6. методические разработки;
    7. учебное пособие;
    8. депонирование.
  2. Использование информационных технологий в процессе оформления результатов научной работы.
  1. Практикум.
  2. Занятие в интерактивной форме по одной из актуальных проблем современного образования.
  3. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Тема 7. Устная презентация научных результатов (14 часов)

  1. Вопросы для обсуждения:
    1. Правила публичной речи.
    2. Стилистические особенности публичной речи.
    3. Особенности взаимодействия с аудиторией в процессе публичного выступления (управление вниманием, вопросы и ответы, культура диалога.).
  2. Практикум.
  3. Занятие в интерактивной форме по одной из актуальных проблем современного образования.
  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы

Тема 8. Оформление и защита научных работ (14 часов)

  1. Вопросы для обсуждения:
  1. Требования к оформлению магистерской диссертации.
  2. Требования к процедуре защиты магистерской диссертации.
  3. Техника и тактика ответов на вопросы.
  4. Технологии удержания внимания целевой аудитории.
  1. Занятие в интерактивной форме по одной из актуальных проблем современного образования.
  2. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
  3. Тренинг по формированию наывыков самопрезентации.

Самостоятельная работа по теме 6. Фомы письменного представления результатов научно-педагогического исследования

  1. Подготовьте статью по теме магистерской диссертации.
  2. Подготовьте тезисы для публикации в сборнике по итогам конференции.
  3. Подготовьте рецензию на статью Вашего коллеги. Рецензия должна включать в себя следующую информацию: полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора, краткое описание проблемы, которой посвящена статья, степень актуальности предоставляемой статьи, наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье, дискуссионные моменты и предложения, рекомендация к публикации, подпись рецензента.
  4. Создайте автоматические сноски в электронном тексте статьи или параграфа своего диссертационного исследования.
  5. Создайте автоматическое оглавление своей магистерской диссертации

Прорецензируйте электронный вариант текста параграфа магистерской диссертации своего коллеги с помощью возможностей программного продукта Word в режиме «Рецензирование».

Самостоятельная работа по теме 7. Устная презентация научных результатов

  1. Подготовьте доклад для выступления на научной конференции.
  2. Пройдите по ссылке http://www.e-teaching.ruна информационный портал Microsoft для образовательных учреждений (создатель: Российское отделение корпорации Microsoft) и ознакомьтесь с презентацией «Информационные технологии для учителей», а также с содержанием «Путеводителя по миру информационных технологий». Используя все возможности последней версии Power Point, а также известные Вам правила построения презентаций, подготовьте презентацию Вашего доклада.
  3. Разработайте примерную программу научно-практической конференции по теме, близкой к теме вашей диссертации, а также план мероприятий по ее подготовке и проведению.
  4. Подготовьте буклет для магистранта «Формы представления результатов научного исследования»

Предварительно ознакомившись с текстом доклада своего коллеги подготовьте три-четыре вопроса.

Самостоятельная работа по теме 8. Оформление и защита научных работ

  1. Подготовьте доклад и мультимедийную презентацию по результатам своей научной работы.
  2. Разработайте тренинговое занятие по отработке навыков сомопрезентации

Подготовьте рекомендации (на выбор) и оформите их в виде буклета:

  1. оформление магистерской диссертации;
  2. организация защиты результатов научной работы;
  3. тактика ответов на вопросы в процессе защиты магистерской работы;
  4. технология удержания внимания целевой аудитории

Тема для самостоятельного изучения

Задание для самостоятельного выполнения студентом

Кол-во часов

Методическое обеспечение

Форма отчетности

Раздел 2. Сбор данных и представление результатов научного исследования

Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных

Изучение психолого-педагогической литературы.

Подготовка развернутого плана эмпирического исследования

Обоснование выбора статистических методов

Подготовка рецензии на развернутый план эмпирического исследования

30

23,29,32,33,43,53

Программа эмпирического исследования.

Презентация в программе PowerPoint.

Письменная работа

Рецензия

Раздел 3. Презентация результатов научного исследования

Формы письменного представления результатов научно-педагогического исследования

Изучение психолого-педагогической литературы.

Подготовка статьи.

Подготовка тезисов.

Подготовка рецензии на статью.

Рецензирование текста с помощью программного продукта Word.

Создание автоматического оглавления

30

14,15,27,30,41,42,49

Текст статьи.

Тезисы.

Рецензия на статью.

Отрецензированный электронный документ.

Электронный документ со сносками.

Электронный документ с автоматическим оглавлением

Устная презентация научных результатов

Изучение психолого-педагогической литературы

Подготовка доклада для выступления на научной конференции.

Подготовка мультимедийной презентации доклада.

Ознакомление с текстом доклада и подготовка вопросов.

Разработка программы научно-практической конференции и плана мероприятий по ее подготовке

30

10,11,13,20,40,46,51

Текст доклада

Презентация в программе Power Point.

Вопросы к докладу.

Программа конференции и план мероприятий

Написание, оформление и защита научных работ

Изучение психолого-педагогической литературы

Подготовка доклада по результатам научной работы.

Подготовка рекомендаций.

Разработка тренингового занятия

30

12,16,31,47,48,54

Текст доклада.

Презентация Презентация в программе Power Point.

Буклет в программе Publisher.

Конспект тренингового занятия

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература:
  1. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр . — М.: Дашков и К, 2010. — 243 с. (001(021) [ Ш 66 ] ЧЗ-1 ППИ-1ФБ-1А2-1А1-11).
    1. Дополнительная литература
  2. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практ. пособие для аспирантов и соиск. учен. степ. / Ф.А. Кузин . — М.: ОСЬ-89, 2005. — 224 с.
  3. Адольф, В.А. Магистерская диссертация: на пути становления профессионала в сфере образования: учебно-методическое пособие / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. – Красноярск, 2011. – 244 с.
  4. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие [Текст] / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Логос, 2006.
  5. Основы научных исследований: теория и практика : учеб. пособие для вузов / В.А. Тихонов, Н.В. Корнев, В.А. Ворона, В.В. Остроухов . — М.: Гелиос АРВ, 2006. — 350 с.

4.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

  1. Курсы «Работа с информацией», «Стратегии исследовательской работы», ВШЕК РГГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aperlov.narod.ru/ar.htm
  2. Курс «Основы академической работы», ГУ-ВШЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kursakadrab.narod.ru/
  3. Навыки самопрезентации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2429
  4. Александров, Д.Н. Риторика. Учебное пособие [Электронный ресурс] /Д.Н. Александров. – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v20701/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%B4.%D0%BD._%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5
  5. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  6. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие /Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М:ИНФА-М, 2012. – 160 с.
  8. Вставка ссылок и сносок в текст с помощью Word [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
  9. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sanse.ru/text/GOST_2008.pdf.
  10. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие [Текст] / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Логос, 2006.
  11. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие. –М.:Омега-Л, 2004. – 488 с.
  12. Демидов, И.В. Логика: учебник: 2-е изд / И.В. Демидов. – М.:ДАШКОВ И К, 2006.
  13. Ермаков, А.Е. Статус научной публикации [Электронный ресурс] /А.Е. Ермаков, Т.А. Полилова. – Режим доступа: http://agora.guru.ru/abrau2012/pdf/635.pdf.
  14. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
  15. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – Тюмень, 1995.
  16. Закон об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
  17. Ивин, А.А. Логика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philosophy.ru/edu/ref/logic/ivin.html.
  18. Информационные технологии в научной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection5.htm.
  19. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 244 с.
  20. Кузин, Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. пособ. для докторантов, аспирантов и магистров / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2008.
  21. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006.
  22. Кузнецов, И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. – 488 с.
  23. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие /В.В. Кукушкина. – М: ИНФРА-М, 2011.
  24. Математическая статистика для психологов и педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://matstats.ru/ko.html.
  25. Методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации /сост. Е.Ю. Волчегорскя, М.В. Жукова, Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 89 с.
  26. Найн, А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам: / А.Я. Найн. — Челябинск: УрГАФК, 2000. — 187 с.
  27. Никифоров, А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии / А.Л. Никифоров. – М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996, – 240 с.
  28. Новиков А.М. Методология научного исследования/А.М. Новиков, Д.А. Новиков.-М.: Книжный дом «Либроком»,2010.
  29. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/novik/02.php.
  30. Образцов, П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. — Орел, 2002 . — 292 с.
  31. Основы научной речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-176090.html.
  32. Оформление сносок [Электронный ресурс] – Режим доступа: .
  33. Оформление ссылок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.inetkomp.ru/uroki/317-wordlinks.html.
  34. Петрова, С.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие/ С.А. Петрова, И.А. Ясинская.- М.:ФОРУМ,2010.
  35. Письмо Минобрнауки России от 03.06.2013 N 05-650 «О реализации образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  36. Прикладной бакалавриат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ;
  37. Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект [Электронный ресурс] /В.В. Радаев. – Режим доступа: .
  38. Резник, С.Д. Как защитить свою диссертацию: практич. пособие /С.Д. разник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 347 с.
  39. Синченко, Г.Ч. Логика диссертации: учебное пособие для вузов /Г.Ч. Синченко. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
  40. Создание оглавления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mbooom.ru/news/urok_23_sozdanie_avtomaticheskogo_oglavlenija_v_ms_word_2007/2011-07-25-104.
  41. Уемов А.И. Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .
  42. Уэстон, Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов [Электронный ресурс] /Э. Уэстон. – Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1475503&pg=2.
  43. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/8/6/2/34/
  44. Шакурова, З.А. Основы математической статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.susu.ac.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000208067&dtype=F&etype=.pdf.
  45. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М.Ф. Шкляр . – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 244 с.

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет

  1. – Высшая аттестационная комиссия (ВАК)
  2. http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал-
  3. http://dis.finansy.ru – помощь аспирантам
  4. http://www.aspirantura.spb.ru – Аспирантура портал для аспирантов
  5. http://postgraduate.mosgu.ru/help/ – Аспирантура и докторантура
  6. http://www.medinform.narod.ru/ – Аспирантъ
  7. http://www.dicertant.narod.ru – Советы по оформлению диссертаций
  8. http://www.аспирантура.рф – Аспирантура.РФ.
  9. http://www.aspirinby.org – В помощь аспирантам и соискателям ученых степеней
  10. http://www.moluch.ru/news/ – Молодой ученый
  11. – Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
  12. http://www.aspirant.istu.ru/ – Институт соискателя ученой степени и ученого звания.

5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля Контрольные работы – типовые задания

Контрольная работа 1

Выполните обзор Интернет-ресурсов по теме __________________________. Опишите ресурс в виде таблицы:

Название ресурса

    Электронный адрес ресурса

      Для кого предназначен ресурс

        Основное содержание (наполнение) ресурса описание разделов, блоков,

        основных вопросов, которым

        посвящен ресурс

          Достоинства ресурса

            Недостатки ресурса

              Каким образом ресурс может быть использован при изучении дисциплины

              Выполните анализ психолого-педагогического исследования на основе автореферата кандидатской диссертации по специальностям педагогической науки (13.00.01 – 13.00.08) по следующему плану:

              1. Проанализируйте теоретико-методологические основы данного психолого-педагогического исследования. Результаты представьте в таблице:

                Уровень методологии

                Конкретные теории, концепции, подходы

              2. Изучите, действительно ли перечисленные автором теоретические конструкты составляют методологическую основу его исследования (или они названы формально).

                Для этого:

              • выберите среди выписанных Вами в таблицу теорию (концепцию) философского, общенаучного и частно-научного уровня;
              • коротко опишите суть данной теории. Для этого обратитесь к словарям или научной литературе;
              • попробуйте на основе автореферата определить, используются ли автором положения этого конструкта для построения собственной концепции исследования.

              Контрольная работа по теме «Понятие о логике исследования»

              1. Сформулируйте методологический аппарат магистерской диссертации по теме своего исследования. Представьте его в виде презентации в программе MS Power Point.
              2. Подготовьте педагогические задачи по формулировкам основных методологических положений исследования.

              Контрольная работа по модулю № 2 Контрольная работа по теме «Методы теоретического исследования»

              Проведите работу со статьей по тематике магистерской диссертации, например, из журналов «Начальная школа», «Педагогика», «Начальное образование + до и после», «Народное образование», «Вопросы психологии» «Философия образования», «Воспитание школьников» и т.п. по следующему плану:

              1. Выписать полные библиографические данные статьи.
              2. Выделить понятийный аппарат статьи (2–3 термина).
              3. Попробовать определить, как автор трактует эти понятия (выписать из текста статьи в кавычках).
              4. Найти в специальных словарях трактовку этих же понятий и терминов. Выписать с указанием ссылки.
              5. Сравнить трактовки (отметив общее и различное).
              6. Выбрать наиболее подходящую, на Ваш взгляд, трактовку.

              Контрольная работа по теме «Эмпирические методы исследования»

              Разработайте презентацию в программе MS Power Point по теме лекции по одному из эмпирических методов исследования (на выбор студента).

              Структура презентации:

              № слайда

              Содержание слайда

              Примечания

              1

              Презентация по теме лекции

              «……..»

              Разработал студент … группы

              ФИО

              Дата разработки.

              Цвет шрифта должен быть

              контрастным по отношению к фону

              кадра. Применяемые цвета должны

              быть психологически комфортными

              для зрительного восприятия. Размер

              шрифта – не менее 14pt.

              2

              Структура лекции

              Студент самостоятельно

              определяет количество и название

              законченных в смысловом

              отношении частей ресурса, которые

              будут представлены (план лекции)

              3 — n

              Тексты определений,

              перечни функций, свойств,

              признаков и т.п., структурные

              блок-схемы

              Количество слайдов презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации должна содержать не менее 7 и не более 10 слайдов

              Наличие гиперссылок

              приветствуется и повышает оценку

              ресурса

              n+1

              Список литературы

              В перечне должно быть

              указано 5 источников. Три

              источника – названия учебников

              (книг) с точным указанием страниц,

              на которых раскрывается

              содержание представляемой темы. Два других источника – ссылки на

              Интернет-ресурсы по

              представляемой теме

              Контрольная работа по теме «Оформление и апробация результатов научного исследования»

              Выполните анализ психолого-педагогического исследования на основе автореферата кандидатской диссертации по специальностям педагогической науки (13.00.01 – 13.00.08) по следующему плану:

              1. Проанализируйте методы данного исследования. Результаты представьте в таблице:

              Задачи исследования

              Методы

              Конкретное проявление метода

              1. Составьте программу эксперимента, представленного в исследовании. Результаты представьте в таблице:

              Название этапа,

              его сроки

              Задачи

              этап

              Краткое

              содержание этапа

              Инструментарий

              6.1. Рекомендации к составлению презентации

              1. Презентация составляется лаконичным литературным язы­ком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слуша­телей).

              2. Максимально используется существующая в данной области знания терминология.

              3. Оформление предполагает мультимедийное сопровождение (схемы, рисунки).

              4. В заключение делается краткий вывод по существу предмета.

              Критерии оценки презентации

              1. Соответствие содержания теме.
              2. Глубина проработки материала.
              3. Правильность и полнота использования источников.
              4. Соответствие оформления стандартам.

              Защита презентаций

              1. Содержание:
              • актуальность темы для данной аудитории;
              • научно – теоретический уровень выступления;
              • информативность;
              • ясность и объективность основных положений;
              • логичность, последовательность развития темы;
              • убедительность доказательства;
              • полнота раскрытия темы.
              • Исполнение:
              • установление контакта с аудиторией;
              • наблюдение за реакцией слушателей и корректировка своей речи;
              • техника речи,
              • точность расчета времени;
              • наличие вступления и заключения.
              1. Рекомендации к составлению конспекта

              Конспект — краткое изло­жение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи.

              Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения тек­ста, которые при необходимости дополняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения кон­спектируемого текста или использовать другие, более сжатые фор­мулировки.

              Конспект нужен для того, чтобы:

              • научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
              • выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
              • создать модель проблемы (понятийную или структурную);
              • упростить запоминание текста, облегчить овладение специ­альными терминами;
              • накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

              Итак, конспектирование является одним из эффективных спо­собов сохранения основного содержания прочитанного текста.

              Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.

              Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

              Тематический конспект составляется на основе ряда источни­ков и представляет собой исчерпывающий ответ на постав­ленный вопрос.

              Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

              Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

              Правила конспектирования

              • Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
              • Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
              • Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
              • Выделить информативные центры внимательно прочитанно­го текста.
              • Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
              • Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
              • Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
              • Активно использовать поля конспекта: на полях можно запи­сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни­кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со­курсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно;? – сомнение, вопрос; NB – важный теоретический материал; и др.
              • Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле­ния и уточнения.
              • Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

              Рекомендации к написанию эссе

                Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно не полно.

                1. Внимательно прочитайте тему эссе.
                2. Поразмышляйте об этой теме. Задайте вопросы другим – друзьям, родственникам и т. д., постарайтесь сформулировать свою позицию, свой взгляд, пусть и отличный от общепринятого.
                3. Приступайте к написанию эссе и пишите в течение 10 минут без остановки на эту тему. Скорее всего, получится набор неких идей, аргументов.
                4. Выделите основные идеи, аргументы и напишите новое сочинение, используя эти идеи как стержень эссе.
                5. Постарайтесь писать грамотно и разборчиво. Помните о том, что текст только тогда получится связным, когда в голове (т.е. в мыслях) будет порядок.

                Критерии оценивания эссе:

                1. Понятное выражение в тексте собственной позиции по выбранной теме.
                2. Наличие аргументов в пользу своей позиции.
                3. Употребление профессионально-педагогических терминов (т.е. небытовой уровень рассуждения).
                4. Наличие вывода.
                1. Рекомендации по написанию реферата

                Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) представляет собой особое сочинение, в котором кратко, с определениями и выводами излагаются основные положения темы или проблемы. Рефераты могут быть двух видов: а) передающие содержание одной книги, научной работы, научной проблемы,и б) суммирующие данные нескольких источников по определенной теме.

                Тематика рефератов разрабатывается преподавателем дисциплины и предоставляется студентам заранее.

                Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см,  левое – 1см,  шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.  Объем реферата 15-20листов. Рисунки, таблицы обязательно подписываются  (рисунки снизу, таблицы сверху.

                Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии с Приложением (см. ниже).

                Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем.

                Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.

                Реферат не будет зачтен в следующих случаях:

                а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц и т.д.) б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).

                Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.

                При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:

                1. Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников (как минимум 4-5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.
                2. Подготовка к написанию реферата предполагает внимательное изучение каждого из источников информации и отбор информации непосредственно касающейся избранной темы.  На этом этапе работы важно выделить существенную информацию, найти смысловые абзацы и ключевые слова, определить связи между ними.
                3. Содержание реферата ограничивается 2 главами, которые  подразделяются на параграфы (§§).
                4. Сведение отобранной информации непосредственно в текст реферата, должно быть выстроено в соответствии с определенной логикой. Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;
                • во введении логичным будет обосновать выбор темы реферата.  актуальность (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?); цель (должна соответствовать теме реферата); задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы;
                • в основной части дается характеристика и анализ темы реферата вцелом,  и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами.   В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по §§ главы (объем 0,5 – 1 лист).

                  В содержании не обозначается.

                • заключение содержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа).

                  Однако прямая их переписка нежелательна; выгодно смотрится заключение, основанное на сравнении. Уместно высказать  свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

                • Список использованной литературы. В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата.
                1. Ссылка в основном тексте  оформляется в квадратных скобках в самом тексте после фразы [3; 5;], где цифра № книги по списку использованной литературы. Цитата выделяется кавычками, в конце цитаты оформляется ссылка [2, 57], где первая цифра № книги по списку использованной литературы, затем следует вторая цифра — № страницы с которой взята цитата (ели присутствует прямое цитирование).
                2. Библиографическое описание книги в списке использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ, (фамилия, инициалы автора, название работы, город издания, издательство, год издания, общее количество страниц).
                3. При использовании материалов из сети ИНТЕРНЕТ необходимо оформить ссылку на использованный сайт.

                Рекомендации по подготовке буклета с помощью Publisher

                  Буклет (фр. Bouclette — завитушка) — это достаточно уникальный вид полиграфической продукции. Со стороны это, казалось бы, просто лист бумаги сложенный (сфальцованный) в один или более раз и весьма похожий на книгу. Именно эта «книжная» форма и заключает в себе те возможности, которыми при умелом создании обладает буклет. Лицевая его часть позволяет выгодно расположить основные данные, название акции, которой он посвящен и т.д. Задача этой части — привлечь и удержать внимание человека, зацепить его, заставить заглянуть вовнутрь.

                  Внутренняя часть буклета позволяет с помощью иллюстраций и текста максимум информации. На последней странице – можно поместить адреса различных служб и другую полезную информацию.

                  Требования к содержанию:

                  • Научность;
                  • Лаконичность
                  • Актуальность
                  • Доступность (для адресной группы)
                  • Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

                  Требования к оформлению:

                  • Дизайн не противоречит содержанию публикации.
                  • Разметка публикации и ее оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям.
                  • Диаграммы и рисунки в публикации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию.
                  • Изображения не накладываются на текст (если это не специальные эффекты).
                  • Текст легко читается.
                  • Фон соответствует тексту и графическим изображениям.

                  6.4. Примерное распределение баллов по дисциплине в пределах семестра

                  № п/п

                  Формы контроля

                  max

                  Выступление с сообщением на занятии

                  5

                  Заполнение таблицы по теме

                  3

                  Подготовка мультимедийной презентации по теме

                  5

                  Письменная работа

                  3

                  Проведение и анализ диагностики

                  7

                  Подготовка статьи

                  7

                  Подготовка рецензии

                  5

                  6.5. Показатели и значения повышающего коэффициента

                  Показатели, повышающие коэффициент

                  Повышающий коэффициент К+

                  Примечание

                  1

                  Личное призовое место на олимпиаде, диплом конференции или конкурса (по дисциплине)

                  от 0,3 до 0,5

                  В зависимости от уровня олимпиады

                  2

                  Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации

                  0,1

                  6.6. Показатели и значения понижающего коэффициента

                  Показатели, понижающие коэффициент

                  Понижающий коэффициент К

                  Примечание

                  1

                  Отсутствие отчета по контрольным мероприятиям за 10 дней до начала сессии

                  от 0,1 до 0,3

                  В зависимости от количества невыполненных контрольных мероприятий

                  6.7. Вопросы к зачету

                  К зачету магистранты представляют портфолио со всеми выполненными заданиями для самостоятельной работы.

                  Итоговая оценка магистра за работу на научном семинаре учитывает:

                  1. Регулярность посещения научного семинара.
                  2. Качество обязательных устных выступлений.
                  3. Своевременность и качество обязательных письменных работ.

                  7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                  Проведение занятий с использование слайд-презентаций.

                  8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

                  1. Аудитория оборудования мультимедиа.
                  2. Методический кабинет факультета подготовки УНК.

                  9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

                  1. Процент интерактивных занятий

                  Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий – 100 %

                  Все занятия проводятся в интерактивной форме.

                  ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

                  РПД ______________________________________________________________

                  утверждена «___»________20___г.

                  Внесены изменения:

                  Содержание изменения

                  Дата и № протокола заседания кафедры

                  1

                  В список литературы внесены изменения из ЭБС

                  2

                  Актуализировано содержание лекций

                  3

                  Актуализировано содержание практических занятий

                  4

                  Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы

                  5

                  Дополнен фонд оценочных средств

                  6

                  Обновлены вопросы и задания к экзаменам