Методические рекомендации по проведению фокусированного группового интервью

Фокусированное интервью – это целенаправленное интервью, сконцентрированное на проблеме. Фокусированное интервью относится к качественным методам исследования. Качественные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Качественные методы позволяют детально изучить явление в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемных ситуаций. К качественным методам исследования, кроме интервью относят: наблюдение, проективные методы, анализ документов и др.

Фокусированное интервью может проводиться как в индивидуальном так и в групповом варианте. Групповое фокусированное интервью имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным:

Групповая поддержка в процессе обсуждения проблемы повышает самооценку и уровень мотивации участников группы, что делает процесс обсуждения более интенсивным.

В процессе обсуждения проблемы вместе с рациональным осознанием своего отношения происходит и яркое эмоциональное прочувствование происходящего. Эмоционально окрашенные переживания позволяют участникам по-новому увидеть обсуждаемую ситуацию.

Групповая дискуссия, построенная на основе диалога, обучает взаимодействию участников группы в ситуации, когда важно не только собственное мнение, но и мнение других.

Ценность этого метода состоит также в том, что он позволяет выявить мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности и сделать их доступными для творческого процесса. Это позволяет проводить в процессе интервью, как изучение, так и коррекцию поведения участников.

В настоящее время метод широко используются для организации и проведения социологических и маркетинговых исследований. Кроме того, фокусированное групповое интервью может применяться в здравоохранении, образовании, психологической экспертизе различных социальных программ.

Метод может быть использован:

  • для психологического и бизнес консультирования;
  • при преподавании психолого-педагогических и социальных дисциплин;
  • при обсуждении ключевых вопросов развития;
  • для организации и проведения диагностических, коррекционных и профилактических воспитательных мероприятий со школьниками и студентами.

Метод может быть рекомендован медикам, психологам, преподавателям вузов, специалистам по маркетингу и менеджменту для использования в профессиональной практике.

28 стр., 13961 слов

Переговорный процесс как метод разрешения конфликтов

... видах и функциях. Вторая глава включает описание переговоров и переговорного процесса как метода разрешения конфликта. Третья глава включает эксперимент и тестовую методику Томаса. ... исследования работы является переговорный процесс как метод разрешения конфликта. Цель работы – описать переговорный процесс, который будет действенным и конструктивным методом разрешения конфликтной ситуации, если ...

Цель данных методических рекомендаций познакомить с основами организации и проведения фокусированного группового интервью как метода исследования, метода обучения и метода коррекции.

Данные рекомендации могут быть использованы для активизации обучения, для организации личного опыта в процессе обучения, развития коммуникативной и профессиональной компетентности.

I. Принципы организации и проведения фокусированного группового интервью Проведение фокусированного группового интервью складывается из трех этапов:

1 этап – планирование фокусированного группового интервью.

2 этап – проведение фокусированного группового интервью. Включает в себя: организацию места и времени фокусированного группового интервью, работу ведущего и участников группы.

3 Этап — обработка и анализ результатов. Планирование фокусированного группового интервью

Данный этап является подготовительными, он включает в себя:

  • выбор темы;
  • подбор участников фокусированного группового интервью;
  • подготовку вопросов;
  • выбор дополнительных методик;
  • разработку плана фокусированного группового интервью.

При выборе темы следует, руководствоваться, в первую очередь, критериями проблемности, личной и социальной актуальности темы. Кроме того, важно учитывать не только заинтересованность участников в обсуждении данной темы, но и необходимый объем знаний, позволяющий принимать активное участие в дискуссии.

При разработке плана интервью следует определить его цели и задачи.

В фокусированном групповом интервью на разных этапах проведения могут быть реализованы следующие задачи:

  • диагностические;
  • коррекционные;
  • методические;
  • терапевтические.

Диагностические задачи. В условии фокусированного группового интервью у ведущего появляется возможность анализировать содержание ответов участников, отслеживать особенности их поведения, характер взаимодействия отдельных участников с группой и тд. Кроме того, метод позволяет выявить мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности и сделать их доступными для творческого процесса.

Коррекционные задачи. Групповое обсуждение проблемы заставляет участников фокусированного группового интервью представить и защитить свою точку зрения, свою позицию. Фокусированное групповое интервью допускает и изменение установок участников. Все это служит основой для коррекционной работы во время учебного занятия.

Методические задачи. При использовании фокусированного группового интервью на учебном занятии студенты получают опыт участников процесса обсуждения. Занятие, организованное в форме фокусированного группового интервью позволяет увидеть процесс изнутри. Дальнейшее обсуждение теоретических и прикладных аспектов организации и проведения фокусированного группового интервью позволяет студентам использовать полученный опыт в своей профессиональной деятельности, самим выступать в роли организаторов и ведущих групповой дискуссии.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — тот, кто решает ... реальные отношения между познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи. На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что-то новое, необъяснимое прежними способами, ...

Терапевтические задачи. Групповая поддержка в процессе обсуждения проблемы повышает самооценку участников группы. Кроме того, группа, в процессе обсуждения, часто предлагает решение проблемной ситуации, которая может быть использована участниками при возникновении такой ситуации в реальной практике.

В маркетинговых и социологических исследованиях много внимания уделяется подбору и количеству участников групп. Существует ряд критериев, которым должны удовлетворять люди приглашенные для обсуждения темы. Во-первых, они не должны быть лично знакомы с ведущим и друг с другом, не желательно участие в группе друзей и родственников, во-вторых, участники группы не должны были ранее принимать участие в обсуждении сходной темы. Критерии задаются достаточно жестко и участники не соответствующие хотя бы одному из них к работе в группе не допускаются. Однако в условиях учебного процесса сложно создать группу, отвечающую всем этим требованиям. Поэтому целесообразно использовать ряд методических приемов, которые существенно снижают негативное влияние данных факторов и повышают эффективность обсуждения.

Степень знакомства участников не сказывается негативно на обсуждении и получении данных, особенно если вопросы не затрагивают сведений личного характера или каких то интимных характеристик. Кроме того, степень знакомства, как фактор влияния на обсуждение, теряет свою значимость при участии в ней опытного и высококвалифицированного ведущего. Гораздо более принципиальным является вопрос количества участников. Большинство авторов говорят о 8–10 участниках, как об оптимальном количестве для проведения фокусированного группового интервью. Возможный минимум 4-6, максимум 12-15. Меньшее количество делает обсуждение малоинформативным, большее существенно затрудняет работу как группы в целом, так и ведущего. С большим количеством людей можно работать в режиме “аквариума” или же разбивая группу на рабочие подгруппы. Однако следует отметить, что при использовании фокусированного группового интервью как метода исследования необходимо придерживаться рекомендуемого количества участников.

Следующий этап подготовки фокусированного группового интервью — составление плана интервью. План интервью представляет собой описание работы группы, включая вопросы, расположенные в определенной последовательности и дополнительные техники.

Существует ряд методик, которые помогают определиться с последовательностью вопросов во время обсуждения.

Принцип воронки. Обсуждение начинается с широких вопросов, за которыми следуют более узкие. В последовательности перевернутой воронки за закрытыми вопросами следуют вопросы более открытые.

Пятиступенчатая последовательность. Используется для выяснения позиций участников группы и оценки интенсивности мнений по данному вопросу. Она состоит из пяти ступеней, на каждой из которых выделяются:

  1. Степень осознания проблемы.
  2. Свободные мнения,
  3. Специфическое отношение,
  4. Причины этих отношений,
  5. Интенсивность этих отношений.

Выбор последовательности во многом определяется спецификой группы. Постепенное движение от более конкретных вопросов к более общим будет наиболее эффективным в данной возрастной группе. В остальных возрастных группах, в том числе старших школьников, нет каких бы то ни было, особых рекомендаций для использования той или иной последовательности задавания вопросов.

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

... способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, закладывается фундамент ... членами с точки зрения других людей. К основным характеристикам группы относятся - состав - структура - групповые процессы - нормы - ценности - система санкций. Но ...

Так же надо учесть, что первый вопрос ведущего должен быть направлен на то, чтобы включить всех участников в дискуссию. Этот вопрос должен заинтересовать и вовлечь в общее обсуждение каждого участника.

Количество вопросов во многом зависит от обсуждаемой темы и времени обсуждения. Обычно, для часового обсуждения список вопросов включает не более десяти, а чаще пять — шесть вопросов. Необходимо учитывать и то, что, как правило, чем сложнее тема обсуждения, чем она эмоциональнее, чем больше точек зрения в группе, тем меньше вопросов может быть рассмотрено. Кроме того, определенное количество времени следует оставлять в тех случаях, когда планируется использовать дополнительные техники, особенно рисунок, коллаж, ролевые игры.

Формулировка вопросов имеют очень большое значение не только при решении исследовательских задач, но и для установления контакта между ведущим и участниками группы.

По уровню структурированности выделяют следующие типы вопросов:

1.Неструктурированный вопрос (свободный с точки зрения стимула и ответа);

Пример: Что вам больше всего запомнилось из прочитанной книги?

2.Полуструктурированный вопрос

Тип А: структурированный по ответу, свободный по стимулу;

Пример: Какие переживания связаны у вас с профессиональной практикой?

Тип Б: структурированный по стимулу свободный по ответу;

Пример: Какие качества необходимы на ваш взгляд, что бы быть хорошим психологом?

3.Структурированный вопрос (по стимулу и по ответу).

Пример: Хотели бы вы практиковать в области консультирования?

При подготовке вопросов для фокус-группы можно использовать следующие рекомендации:

  1. Вопросы в фокусированном групповом интервью проверяются по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностью восприятия вопросов на слух.
  2. Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение.
  3. В задаваемых вопросах не должно предлагаться вариантов ответа.
  4. Слова, используемые ведущим, должны быть понятны, и однозначно восприниматься участникам группы.
  5. Можно задавать “вопросы-воспоминания”, которые помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту.

Кроме того, в фокусированном групповом интервью могут быть использованы дополнительные проективные техники.

3 стр., 1261 слов

Роль модератора в фокус-группе

... группы нужно провести подготовительную работу вместе с будущими участниками. Во-первых, им нужно самим дать управлять своей дискуссией. Их нужно попросить, чтобы они возвращались к первоначальной теме обсуждения, ... глубиннного группового интервью также выражается мера ответственности модератора. Он должен постараться сделать так, чтобы приблизить их поведение, их ответы на вопросы и их ...

Невербальные техники.

Коллаж. Участникам фокусированного группового интервью предлагают наборы журналов, газет, цветные карандаши и просят создать на бумаге какой-либо образ. Помимо разминочной функции, техника создания коллажа позволяет получить целостную картину изучаемого явления, представленного с меньшими искажениями и более наглядного за счет использования различного изобразительного материала.

Рисунок. Предлагается с помощью рисунка выразить свое отношение к чему-либо, свои ощущения. После этого просят подробно пересказать то, что они пытались выразить.

Вербальные техники

Завершение предложений. Эта вербальная техника заключается в следующем: участникам предлагают закончить предложение.

Свободные и направленные ассоциации. Студентов просят быстро, не задумываясь давать свободные ассоциации на то или иное явление. Ассоциации расслабляют участников группы, способствуют снятию напряжения.

Ролевая игра. Участники разыгрывают ситуацию, исходя из определенных ролей, которые заданы ведущим, или определены в группе.

Использование этих техник, позволяет получить дополнительный диагностический материал, и позитивно влияет на активность, сплоченность группы, что позволяет решать помимо диагностических и коррекционные задачи.

Проведение фокусированного группового интервью Организация помещения для проведения фокус — групп

При проведении фокусированного группового интервью необходимо учитывать некоторые организационные моменты, которые могут существенно влиять на результаты групповой дискуссии.

Помещение, в котором работает группа, должно быть просторным. Участники должны чувствовать себя комфортно и физически и психологически. Большинство участников чувствуют себя более удобно, когда сидят за столом. Участники выполняют за столом различные задания: заполняют бланки, рисуют, клеят. Кроме того, стол обеспечивает психологическую безопасность для более скрытных респондентов, снимая ощущение открытости и незащищенности в незнакомой ситуации. Необходимо посадить участников группы таким образом, чтобы иметь максимальную возможность для визуального контакта, как с ведущим, так и с другими членами группы. При этом кресло ведущего должно быть расположено таким образом, что бы во время проведения фокусированного группового интервью все участники были бы хорошо видны на видеозаписи. Лучше всего, для реализации этих целей, посадить всех участников группы за круглый или прямоугольный стол. Такое расположение участников помогает сломать стереотипы проведения занятия, сделать его более результативным.

Кроме того, необходимо проверить наличие достаточного количества стимульного материала, маркеров, бумаги и т.д., если их использование запланировано в работе группы.

Обычно фокусированное групповое интервью записывают на аудио — или видеопленку. Это необходимо, если фокусированное групповое интервью используются в качестве метода исследования, а также важно ведущему для анализа и рефлексии поведения группы и коррекции своего стиля ведения групповой дискуссии.

24 стр., 11648 слов

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

... руководителя может служить детерминантой самоэффективности участников группы. В рамках данной работы нам представляется интересным следующий вопрос. Существует ли взаимосвязь уровня самоэффективности руководителя и участников группы. Иными словами, может ли ...

Принято считать, что наблюдение и запись не вносят радикальных изменений в ответы, так как сама обстановка уже делает комментарии публичными. Однако ведущий обязан в начале работы группы предупредить участников, что ведется запись их высказываний, и заверить в том, что запись останется конфиденциальной и ее использование будет ограничено.

Проведение фокусированного группового интервью. Успешность проведения фокусированного группового интервью, во многом зависит от первых минут работы. За это время ведущий должен сообщить основные правила работы и создать в группе атмосферу, которая способствовала бы максимальному раскрытию каждого участника группы.

Правило активности. Работа в фокусированном групповом интервью предполагает активное участие, высокую степень включенности в процесс обсуждения. Поэтому в начале работы группы, при выборе участников (особенно когда группа работает в режиме “аквариума”) ведущему важно подчеркнуть, что только активная позиция каждого сделает обсуждение эффективным и позволит достичь намеченных целей.

Правило персонификации высказываний (Я – высказывания).

Выполнение этого правила позволяет снять внутреннее напряжение в группе, конструктивно влиять на возникающие конфликтные ситуации, которые часто проявляются в ситуации оценочных высказываний. Поэтому ведущий в начале занятия и при возникновении таких ситуаций должен подчеркивать, что оценке подвергается не сам участник, а содержание его высказывания.

Правило очередности высказывания участников группы. В начале группы ведущему важно подчеркнуть, что любая точка зрения в дискуссии является важной, и что все участники группового интервью имеют равные права. Для эффективного проведения дискуссии важно не потерять ни одного высказывания, поэтому важно, что бы участники высказывались по очереди, иначе часть информации будет утеряна.

Обсуждение правил работы группы в самом начале помогает ведущему управлять групповым процессом, осуществлять контроль за обсуждением. Оговаривая с участниками правила работы в группе, ведущий облегчает себе в дальнейшем управление группой. Особенно это важно при организации фокусированного группового интервью со школьниками.

Первые несколько вопросов следует задавать всем по очереди, чтобы ответил каждый. Иначе наиболее активные участники захватят инициативу, робкие будут молчать, и с каждой минутой им будет все труднее вступить в разговор. Любой, кто просидит 5 минут, не сказав ни слова, морально замкнется, и ему будет трудно вступить в беседу.

Обычно при проведении групп можно ожидать, что около 40% участников будут активно говорящими, и их нужно будет отчасти сдерживать, около 40% будут проявлять готовность высказаться, если представится удобная возможность, и около 20% будут склонно отмалчиваться.

Основной функцией ведущего в фокусированном групповом интервью является управление процессом обсуждения. Управление в фокусированном групповом интервью осуществляется на трех уровнях:

  • управление содержанием обсуждения;
  • управление взаимодействием участников внутри группы;
  • самоконтроль ведущего.

Уровни управления тесно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Это связано с тем, что содержательная и организационная составляющие процесса обсуждения так же тесно взаимосвязаны между собой.

Управление содержанием обсуждения. Основная часть дискуссии ведется в соответствии с заранее разработанным планом, но необходимо учитывать, что целью является не следование плану само по себе, максимально эффективная проработка группой содержания заданной темы. При этом перед ведущим, в ходе основной части дискуссии, встают две основные задачи: регулирование обсуждения и его фокусирование на проблеме исследования.

Фокусирование обсуждения означает, с одной стороны, удерживание его в рамках темы, а с другой, — углубление, полноценное ее раскрытие. Кроме того, одной из важнейших задач в фокусированном групповом интервью является обеспечение широты – максимальное расширение списка высказываний, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу.

Концентрация обсуждения может быть достигнута как за счет сокращение вспомогательных этапов (вступительного, разогревающего и тд.), так и за счет поощрения лаконизма выступлений участников, увеличения продуманности, точности их высказываний, а также стимулирования темпа речи.

Управлять процессом обсуждения и контролировать его содержательную сторону помогают грамотно составленные вопросы. Например, использование дополнительных вопросов позволяет расширить границы обсуждения, а уточняющие сфокусировать на проблеме. Дополнительные методики, помимо основных функций, также позволяют вести контроль за содержанием обсуждения в фокусированном групповом интервью, направляя его в нужное русло. Таким образом, важно на подготовительном этапе продумать каким образом, с помощью каких методик можно будет управлять содержательной стороной процесса обсуждения в фокусированном интервью.

Управление взаимодействием участников. Данный вид контроля предполагает управление участниками процесса обсуждения, таким образом, что бы обсуждение было максимально эффективно и проявляется во взаимодействии участников с ведущим и между собой.

Кроме того, преподаватель в своей работе должен уметь использовать техники, которые помогают эффективно управлять процессом обсуждения.

  • балансировка участия (визуальный контакт, использование «паузы ожидания»);
  • активное слушание;
  • контроль за деструктивным поведением участников;
  • поощрение конструктивного лидерства.

Балансировка участия. В групповом интервью необходим стопроцентный охват всех участников в дискуссии, а также выравнивания степени их участия, т.е. обеспечение необязательно равного, но сопоставимого вклада в общее обсуждение. Поэтому ведущему важно сдерживать слишком активных участников и поощрять робких. Для этого можно использовать прямой визуальный контакт с участниками группы, обращение к отдельным участникам. Еще одной техникой распределения активности между участниками группового фокусированного интервью является «пауза ожидания». Она может существенно влиять на продолжительность ответа, увеличение числа высказываний, включенность участников в обсуждение. Выделяют два интервала ожидания:

  • «Пауза ожидания – 1» — между вопросом ведущего и ответом участника;
  • «Пауза ожидания – 2» — между ответом участника и реакцией на него со стороны ведущего. Второй вид паузы в большей степени контролируется самим ведущим.

Когда групповое обсуждение вступает в основную фазу, участники часто становятся полны энтузиазма относительно некоторых аспектов дискуссии. При этом они начинают нарушать регламент и говорят одновременно. Это является хорошим признаком, свидетельствующим об увлеченности участников группы темой обсуждения. Поэтому важно дать высокую оценку заинтересованности участников, но в тоже время установить контроль за взаимодействием участников, чтобы не потерять ценную информацию.

Столкновение различных точек зрения иногда приводит к конфликтам внутри группы или между участником и руководителем групповой дискуссии. Поэтому ведущий должен быть психологически готов к такому развитию событий в рамках дискуссии. Руководитель должен быть настроен на управление конфликтом, на сохранение позиции сотрудничества, быть готовым проявить инициативу в принятии ответственности за возникновение и развитие ситуации.

Активное слушание. Одной из наиболее эффективных техник, которая используется в практике интервью, является активное слушание. Оно помогает направлять обсуждение по намеченному пути. Также внимательное слушание оказывает благоприятное влияние на групповой процесс, т. к. убеждает слушателей в важности сказанного.

И. Атватер выделяет в техниках активного слушания два уровня: нерефлексивное и рефлексивное слушание. Они могут быть использованы как в индивидуальной беседе, так и при управлении групповой дискуссией.

Нерефлексивное слушание простейшая техника, которая сводиться к минимальной активности преподавателя. Уместные реакции в нерефлексивном слушании:

  • «внимательное» молчание (невербальные реакции: кивки головой, наклон корпуса и тд.);
  • минимизация ответов (вербальные реакции: угу-поддакивания, эхо реакции);

Нерефлексивное слушание используется в начале группового интервью, при обсуждении вопросов, актуальных для всех участников группы, когда участники группы испытывают затруднения в выражении своей позиции, для выравнивания позиций участников дискуссии (ситуации учитель-ученик, начальник-подчиненный).

В нерефлексивном слушание позиция ведущего относительно пассивна. Основная задача ведущего получить информацию содержательного плана от каждого участника. В то же время использование нерефлексивного слушания бывает не эффективным, если у участников дискуссии отсутствует интерес к теме обсуждения, или они хотят получить от ведущего более активную поддержку. Кроме того, развитие дискуссии предполагает более активную позицию ведущего и использование техники рефлексивного слушания.

Рефлексивное слушание предполагает использование следующих реакций:

  • уточнение;
  • перефразирование (парафраз);
  • отражение чувств;
  • резюмирование;

Уточнение. Помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному восприятию. Можно использовать фразы: «Пожалуйста, уточните это…», «Что вы имеете в виду…». Такие вопросы заставляют улучшить, уточнить первоначальное сообщение. Как вариант уточнения можно рассматривать запрос на более подробное изложение («Расскажите об этом подробнее…»).

Следует отметить, что замечания должны быть сфокусированны на сообщение говорящего, а не на его личности.

Перефразирование. Предполагает формулировку сообщения своими словами для проверки правильности понимания. «Как я понял Вас…», «Вы думаете…», «Другими словами Вы хотите сказать…». При перефразирование выбираются основные моменты сообщения. Интерес представляет смысл идеи, а не установки и чувства собеседника. Кроме того, недопустимым является механическое, буквальное повторение слов собеседника, т.к. это заставляет участников интервью думать, что ведущий не следит за ходом обсуждения и не пытается понять их точку зрения.

Отражение чувств. Иногда, для активизации обсуждения, полезно сместить акцент с содержания высказываний участников на их эмоциональное состояние, чувства. Отражая чувства участников, ведущий показывает, что понимает их состояние. При этом можно использовать фразы: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «Вас сильно беспокоит…», «Вы несколько расстроены…». При этом ведущий должен помнить цели фокусированного группового интервью и не увлекаться работой с эмоциональным состоянием участников дискуссии.

Резюмирование. Заключается в подытоживании основных идей или чувств участников группы. Резюмирование помогает соединить фрагменты дискуссии в единое смысловое целое. Они дают преподавателю уверенность, в точном восприятии сообщений участников дискуссии и одновременно дают понять участнику насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. При работе группы создаются ситуации, когда обсуждение заходит в тупик. Без резюмирования группа может потратить много времени, реагируя на поверхностные, отвлекающие реплики, вместо обсуждения темы дискуссии.

При резюмировании целесообразно использовать фразы: «Вашими основными идеями являются…», «Если подытожить сказанное Вами…».

Использование всех этих реакций позволяет ведущему активно управлять процессом обсуждения. В данной ситуации взаимодействия и ведущий, и участник фокусированного группового интервью занимает активную позицию при обмене информацией.

Контроль за деструктивным поведением участников и поощрение конструктивного лидерства. Ведущему иногда приходиться вмешивается в групповое обсуждение, чтобы справиться с различного рода трудными участниками, которые могут снижать продуктивность группового процесса.

Наряду с участниками, демонстрирующими деструктивное поведение, в дискуссии существуют участники, которые вносят позитивные моменты в работу группы (таблица 1).

Такие участники становятся помощниками руководителя групповой дискуссии. Остальные участники обсуждения, как правило, естественным образом группируются вокруг лидеров мнений. Поэтому важно поощрять конструктивных лидеров и их участие, как в обсуждении проблемы, так и в вопросах контроля за групповым обсуждением. При этом особую ценность имеет степень развития группового и индивидуального самоконтроля, которую достигает группа при помощи руководителя групповой дискуссии. Ослабление контроля за группой может привести либо к авториторизму, либо к попустительству, что неприемлемо при проведении фокусированного группового интервью.

Таблица 1.

Описание поведения конструктивных и деструктивных групп участников.

Группы участников

Конструктивные. Лидеры мнений Люди, умеющие аргументировано высказываться, отстаивать свою точку зрения в споре.

Союзники ведущего. Помогают поддерживать упорядоченность дискуссии, возвращают ее в нужное русло.

Сдержанные участники. Основной контингент участников. Стараются не выдвигать себя на первый план, опасаясь помешать высказаться другим и желая убедиться, что в их мнении действительно заинтересованы.

Застенчивые. Похожи на сдержанных, но характеризуются большей неуверенностью в себе. Чувствительны к эмоциональному тонусу группы.

Деструктивные.

Конкурент ведущего Пытается убедить группу и модератора в том, что объявленная тема не интересна или неактуальна, и активно предлагают выбрать для обсуждения более интересную тему.

Доминатор стремиться сам ответить на все вопросы и не дает никому говорить, стремясь, все время быть в центре внимания и подавляя альтернативные точки зрения.

Эксперт. Имеют больший опыт в обсуждаемой проблеме, или занимают влиятельное положение в обществе. Оказывают сдерживающее влияние на других участников группы, которые считают их более авторитетными.

Антагонист. Выражает критичные точки зрения по любому аспекту обсуждаемой темы.

Весельчак. Стремиться во всем найти повод для острот, причем тема этих острот обычна не связана с предметом обсуждения.

Нашептыватель. Часто отвлекает других участников разговорами шепотом. Заинтересованы темой обсуждения, но мешают эффективному проведению группы, навязывая окружающим локальные разговоры.

Пассивный участник. Неучастие в работе группы выражается различными способами. Демонстрирует отсутствие интереса к происходящему в группе. Иногда неучастие носит агрессивный, демонстративный характер. Иногда такой участник склонен соглашаться с любой точкой зрения (соглашатель).

Самоконтроль ведущего фокусированного группового интервью. Помимо контроля за содержательной и организационной стороной процесса ведущий должен уметь отслеживать свои реакции на происходящее в группе и осознавать их влияние на обсуждение в группе.

Поведение ведущего в группе, стиль руководства группой, отношение к отдельным участникам служат своеобразным эталоном для остальных участников группы. Поэтому реакции руководителя как на процесс в целом, так и на отдельных участников может определять характер обсуждения.

Наиболее эффективным стилем руководства группой является демократический. Данный стиль руководства предполагает открытую позицию ведущего, ориентацию на сотрудничество на каждом этапе организации и проведении фокусированного группового интервью. Контроль за стилем руководства группой является одним из основных при подготовке ведущего к управлению группой.

Кроме того, в проведении группового интервью, ведущему следует избегать выражение своей точки зрения. Так как, ведущий, выражающий собственные взгляды, часто получает в ответ неискренние сообщения или оправдательные замечания, либо вообще сдерживает течение дискуссии в группе. На наш взгляд, лишь ситуация прямого запроса со стороны группы, на мнение ведущего по данному вопросу, может рассматриваться как достаточный аргумент в пользу выражения своей точки зрения на проблему. При этом следует помнить, что интервью проводится для того, чтобы определить как участники воспринимают те или иные явления, а не то, как участники группы реагируют на точку зрения ведущего.

Кроме того, ведущий должен знать о том, как субъективные влияния могут воздействовать на ход групповой дискуссии. В качестве примера можно привести ситуации когда:

  • ведущий может благоприятными комментариями, улыбкой стимулировать одних участников и неблагоприятными комментариями, ошеломленными взглядами мешает участникам с противоположной точкой зрения.
  • ведущий может быть терпеливым и поддерживающим, когда кому-то трудно сформулировать благоприятную мысль, и не оказывать помощи тому, кто затрудняется сформулировать неблагоприятную позицию.

Внутренний контроль ведущего является важным элементом управления групповым процессом, так как влияет на содержательную и процессуальную стороны обсуждения, кроме того, способствует развитию индивидуального самоконтроля каждого участника обсуждения и группового самоконтроля в целом.

Литература:

1. И. Атватер Я Вас слушаю… — М.: Экономика, 1988

2. С.А. Белановский Метод фокус-групп. — М.: Магистр, 1996.

3. С.А. Белановский Методика и техника фокусированного интервью. — М.: Наука, 1993.

4. Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Т.В. Фоломеева Фокус-группа как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. — М.: Наука, 1994 — с. 193-209.

5. Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева Метод фокус-групп в социально-психологическом исследовании. — М.: Магистр, 1997.

6. И.Ф. Девятко Методы социологического исследования. – Екатеринбург, 1998.

7.Е.В. Дмитриева Метод фокус-групп. Проблема подготовки, проведения, анализа//Социологические исследования. — 1999. — № 8. — с. 133-138.

8. Е.В. Дмитриева Фокус группы в маркетинге и социологии. — М.: Центр, 1998.

9. Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг Качественные методы в полевых социологических исследованиях. — М.: Логос, 1999.

10.В.В. Семенова Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. — М.: Добросвет, 1998.

11. Merton R. K., Fiske M. & Kendall P. L. The focused interview. — New York : The free press, 1990.

Приложение 1 План проведения фокусированного группового интервью

Тема: Изучение отношения студентов университета к профессии учителя и предстоящей педагогической практике.

Вводная часть (5-10 минут).

Определение целей групповой дискуссии, правила проведения и участия в фокусированном групповом интервью.

Знакомство участников:

упражнение «снежный ком». Каждый участник группы по очереди, по кругу, называет свое имя, и сравнивает свое настроение с погодой. Второй участник перед тем, как представится, повторяет имя предыдущего. Круг замыкается на ведущим, который повторяет имена всех участников и представляется сам. Это упражнение позволяет в короткий срок познакомится со всеми участниками группы.

Основная часть (50-60 минут)

задача: определить характер переживаний связанных со школой.

  • Вспомните, какие переживания связаны у вас со школой?

задача: определить отношение студентов к профессии учителя.

  • Как вы относитесь к профессии учителя?
  • Хотели бы вы сами работать по окончании университета в школе?
  • Определите отрицательные стороны в работе учителя?
  • Определите положительные стороны в работе учителя?
  • Какими качествами, на ваш взгляд должен обладать «идеальный» учитель?
  • Ассоциации: «школа», «учитель», «класс».

задача: определить отношение к педагогической практике у студентов университета.

  • Ваше отношение к предстоящей педагогической практике?
  • Какие ожидания связаны у вас с предстоящей педагогической практике?
  • С какими проблемами придется, на ваш взгляд, столкнутся на педагогической практике?
  • Какую помощь и от кого вы ожидаете на педагогической практике?

Заключение (5-10 минут)

  • Поделитесь своими впечатлениям от участия в группе.
  • Что показалась вам важным и интересным при обсуждении данной темы.