42. Специфика группового поведения в организациях. Природа групп в организации

Несмотря на драматическую индивидуализацию сознания и поведения людей, человек был и остается существом коллективным, всю свою жизнь являясь частью первичной групповой среды, в которой он совершает свои первые шаги и с которой не расстается на всем протяжении своего жизненного пути. Причем человек не просто испытывает на себе влияние этих групп, но только в них и через них получает значительную часть информации о внешнем мире и организует свое поведение, ориентируясь на групповые стандарты и ценности.

Становясь членом организации, работник сразу же оказывается в кругу новых коллег, с которыми он проводит вместе большую часть своего рабочего времени. И хочет он того или нет, замечает или не обращает внимания, но его индивидуальное поведение, претерпевая существенные изменения, в прямом смысле становится организационным поведением.

Поступив в организацию, человек обнаруживает, что с одними людьми он работает гораздо больше и чаще, чем с другими. Вскоре он будет хорошо знаком с небольшой и стабильной по составу группой коллег, с которыми он взаимодействует изо дня в день. Эта группа будет лишь малой частью всей организации, со многими членами которой у него практически никогда не будет ни деловых, ни дружеских контактов.

В современной организации настоящую рабочую (социальную) группу, как правило, составляет та немногочисленная группа работников, которые ежедневно работают вместе над выполнением одной или нескольких близких задач. Членов рабочей группы обычно связывают тесные личные контакты, не ограничивающиеся только производственными задачами. Они называют друг друга по имени, делятся друг с другом своими житейскими проблемами и радостями. Как правило, со временем члены группы начинают отождествлять себя со своей группой, с ее ценностями и нормами, воспринимая последние как свои собственные. Группа становится некоей частью самого индивида.

Если же этого не произойдет и индивид не захочет разделить ценности группы и следовать ее правилам, то группа отторгнет его: он будет окружен атмосферой враждебности или по меньшей мере безразличия. Его отношения с членами группы будут не из приятных, его будут критиковать и сторониться, прямо или косвенно показывая, что у него есть только две альтернативы: либо следовать законам группы, либо ее покинуть.

В большей или меньшей степени члены организации отождествляют себя не только со своими первичными рабочими группами, но и с более крупными подразделениями организации, в которые такие рабочие группы входят как составные части, а также с организацией в целом. Однако несомненно то, что большинство работников значительно сильнее привержены своей непосредственной рабочей группе, рассматривая ее интересы как наиболее приоритетные даже по отношению к целям всей организации в целом.

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста

Содержание Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста 3 1.1 Понятие технологии социально-культурной деятельности 3 1.2 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 17 1.3 Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 25 Выводы по первой главе 37 Список литературы 40 Глава 1. ...

Следовательно, самым главным условием для формирования рабочих групп является регулярное и непосредственное взаимодействие работников в решении общих проблем и достижении общих целей. На этом стабильном, производственно-временном основании формируются сходные ценностные ориентации, поведенческие нормы и групповая самоидентификация. Важную роль в самоотождествлении и сплочении рабочей группы играют работники, способные взять на себя роль лидера. Однако даже обладающий необходимыми качествами лидер не в состоянии сформировать рабочую группу, если для нее нет опоры в общих задачах, ценностях и интересах.

Психологические характеристики групп в организациях:

Лекции Петрушихиной, остальные источники по этой теме – хрень=)

Группа – единица организации

Организация – система взаимодействующих МГ.

Эффективная организация – МГ взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга.

Под группой в Организационной психологии понимается базовая организационная единица, состоящая из индивидов, регулярно и непосредственно взаимодействующих друг с другом в выполнении общей задачи, следующих принятым в группе нормам, осознающих свою зависимость от других членов группы в удовлетворении своих потребностей и поэтому отождествляющих свои интересы с интересами группы.

Размер группы:

От 2-3 до … характеризуется деятельностью

Оптимум 7+-2

Нечетное число – снижение эффективности за счёт дробления на диады

7+-2 лучше справляются с проблемными ситуациями

От 12 – лучше выполняют сложные задачи

Увеличение размера не даёт пропорционального увеличения эффективности – увеличивается вероятность возникновения социальной лености.

4 стр., 1842 слов

Группа как система совместной деятельности Групповая система совместной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Группа как объект изучения 6 1.2. Динамический подход к исследованию группы 8 1.3.Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности 13 1.4. Критерий результативности совместной деятельности 19 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 2.1. Анализ особенностей структуры учебной ...

Малое количество выполняет задание быстрее.

Динамические процессы:

Развитие:

Любое развитие, становление группы – это динамический процесс. Занковский выделяет 4 стадии развития группы:

Формирование группы / Формальное объединение индивидов. Осторожное поведение, присматриваются к партнерам. Попытка определить нормы и возможные способы поведения в данной группе. Групповая деятельность на периферии внимания. Стадия завершается, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия брожения. Внутригрупповой конфликт. Выяснение и распределение форм деятельности. Возникает конфликт, связанный с лидерством. Решения принимаются на основе мнения большинства. Формируется четкая иерархия внутригруппового лидерства.

Стадия нормирования, формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентаций. Группа выступает как группа. Ролевая и функциональная определенность. Сильное чувство внутригрупповой идентификации. Есть четкая структура.

Стадия деятельности. Люди активны, нацелены на достижение целей, стремятся к саморазвитию. Достижение групповой гармонии, признание ценности каждого человека.

В результате мы имеем группу, характеризующуюся:

  • Наличием общих целей и задач деятельности
  • Наличием структуры:

Структура группы: система связей между членами:

К структурным характеристикам группы прежде всего следует отнести: различия индивидов в положении (статус), различия в функциях, которые заданы индивиду организацией или группой (роли), систему групповых ожиданий, систему групповых норм и систему групповых санкций.

Статус и роли.

Статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. Это важный фактор в понимании поведения, т.к. он является значимой мотивирующей силой и ведет к изменениям в поведении в случаях, когда индивид обнаруживает рассогласование между тем статусом, к которому он стремится и которого он заслуживает, и тем положением, которое он занимает в действительности. Любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... групп, групповая динамика План: 1. Понятие учебно-тренировочной группы. 2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия. 3. Структура учебно-тренировочных групп. 4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе ... влияет на него, не направляет мнения участников группы. 2. Способ коллективной работы над творческими задачами, который чаще всего применяется при поиске технических ...

Статусные символы выполняют ряд функций в организации: они служат для вознаграждения, мотивации и облегчения общения. Статус определяет, какова позиция индивида по отношению к другим в организации, каков его ранг для посторонних лиц. Статусные символы придают общению большую определенность.

Роль – набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых индивиду, который занимает определенную позицию в социальной группе. Роль – это динамический аспект статуса. Роли могут быть совместимые и несовместимые. И тогда может возникнуть ролевой конфликт.

Наличием формального руководителя и неформального лидера. Следовательно, существованием формальной (заданной) и неформальной (стихийной) структуры.

Мейо: Формальные группы – четко сформулированная цель группы, определена структура власти, т.е. система подчинения, сформулированы и предписаны все нормы и правила.

Внутри формальной группы — Неформальные группы – возникают на основании общих интересов, склонностей или потребностей.

  • Наличием групповых ожиданий, которые оформляются в групповые нормы и санкции.

Групповые нормы – это правила, которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможной. Нормы выполняют регулятивную функцию не только по отношению к поведению, но и по отношению к групповой деятельности. Представленные в сознании нормы используются личностью как эталоны, масштабы, меры, критерии, по которым ведется сравнение своего и чужого поведения. Признаком сформированности определенных групповых норм выступает однозначное реагирование членов группы на поведение ее участников. Групповые санкции – это механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм.

+ Идиосинкразический кредит — разрешение группы на девиантное (отклоняющееся от групповых норм) поведение, предоставляемое отдельным ее членам. Он тем больше, чем выше групповой статус индивида и значимее его вклад в прошлые достижения группы.

  • Сплочённостью.

Групповая сплоченность – это процесс формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение людей в действительную группу, функционирующую в соответствии с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями.

14 стр., 6844 слов

Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", групповой фаворитизм

... членов групп и противопоставления членам других групп. 1.5 Групповой фаворитизм Фаворитизм групповой [от лат. favor — благосклонность ] — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой ... подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем ... верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. ...

Сплоченность и совместимость – это разные аспекты единого процесса. Совместимость означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, о он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены разделяют цели групповой деятельности.

  • Наличием группового давления и конформности.

Конформность – это поведение индивида относительно позиции группы, мера его подчинения групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил.

Механизм группового давления был продемонстрирован в экспериментах Аша. Групповое давление подталкивает индивида к конформности. Люди, как правило, стремятся быть частью группы и опасаются стать «белой вороной». Индивид всегда под мощным прессом мнения группы, хочет он того или нет. В этих условиях лишь немногие люди способны демонстрировать независимое поведение.

+про Синергетический эффект можно сказать – вместе дают эффект, не равный сумме эффектов от каждого члена.

1. Групповые задачи

Задача рассматривается как источник и объект процесса принятия группового решения.

1.1. Типологии групповых задач.

В самом элементарном выражении типологии могут классифицировать задачи на 2 взаимоисключающие категории: например, простые и сложные, или конъюнктивные (требующие кооперации усилий и координации действий) и дизъюнктивные.

Несколько более сложная классификация разработана Д.Хакменом и Ч.Моррисом и включает следующие типы групповых задач:

  • Продукционные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей).
  • Дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения).
  • Проблемные (требуют спецификации процесса, который развертывается с целью решения некоторой проблемы).

1.2. Параметры измерения групповой задачи.

М.Шоу получил следующие измерения групповой задачи, представляя её как многомерное образование:

6 стр., 2747 слов

Деловое общение в рабочей группе 2

... между членами рабочей группы можно выделить несколько сфер отношений: Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач. Ценностно ... взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности ...

  • Трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи).
  • Множественность решения (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений).
  • Внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность).
  • Требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи).
  • Интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи от чисто умственного до чисто двигательного характера).
  • Популяционное знакомство (та степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Д.Макгрет сконструировал восьмивариантную типологию групповых задач, основываясь на представлении о группе как системе, которая осуществляет 4 функции:

  • Генерирование (задачи порождения замыслов и выдвижения оригинальных идей).
  • Выбор (задача поиска правильного ответа и поиска предпочитаемого ответа).
  • Решение (задача в области когнитивного конфликта и в ситуациях взаимодействия со смешанными мотивами).
  • Выполнение (соревновательно-состязательные и кооперативные задачи).

три основные «итоговые переменные», влияющие на групповую эффективность в процессе решения групповых задач:

  • Усилия, которые члены группы прилагают к решению групповой задачи (речь идет о координации этих усилий и степени их затрат).
  • Стратегии решения задачи, используемые членами группы для решения задачи (использование ранее существовавших стратегий, коррекция имеющихся или создание новых).
  • Знания и умения членов группы, которые должны быть эффективно применены ими к решению задачи.

Такая характеристика, как трудность задачи, также влияет на групповое функционирование. По мере роста трудности задачи увеличивается время её решения и ухудшение группового продукта. Рядом исследований установлено, что трудность задачи может усиливать мотивацию членов группы и вести к большей самоорганизации группы путем развития в ней процесса лидерства, влияя тем самым на рост эффективности групповой деятельности.

1 стр., 400 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся

Социально-психологическиеособенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся. Жарикова ТВ Содержание: 1.Межличностная совместимость. 2.Групповая сплоченность. 3.Положительные результаты групповой сплоченности. Межличностная совместимость Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих ...

Важной промежуточной переменной, связывающей трудность задачи с успешностью её выполнения, является обратная связь в процессе группового функционирования. Позитивная, т.е. вызывающая удовлетворенность членов группы, обратная связь способствует продуктивности решения групповой задачи вне зависимости от степени её трудности.

2. Феномены группового принятия решений

Решение групповой задачи правомерно представить в виде совокупности разнообразных феноменов, которыми репрезентируется этот процесс.

2.1. Феномен социальной фасилитации.

Проявлением этого феномена являются определенные последствия, вызываемые просто присутствием других людей, безотносительно к степени их активности. Обычно эти последствия связывают с эффективностью выполнения задачи и изменениями физиологического характера.

Ученые Ч.Бонд и Л.Титус, использовав процедуру мета-анализа 241 эмпирического исследования, пришли к следующим выводам. Присутствие других:

  • Повышает уровень физиологического возбуждения индивида, правда, лишь в том случае, если он выполняет сложную задачу.
  • Повышает скорость выполнения им простой задачи и понижает скорость выполнения сложной задачи.
  • Уменьшает точность сложного действия и слегка увеличивает сложность простого действия.

2.2. Феномен сдвига риска.

Групповое действие, как правило, качественно и количественно превосходит действие так называемого среднего индивида. Но для успеха группы в ней должен обязательно находиться человек, превосходящий своих партнеров в изобретательности и компетентности и, что весьма существенно, обладающий способностью к лидерству.

Лидер может оказывать сильное влияние на процесс выработки группового решения, делая его более рискованным, нежели решения отдельных членов группы. Сдвиг в направлении выбора индивидом более рискованного решения выступает как результат внутригруппового взаимодействия и сопутствующей ему дискуссии. Три гипотетических конструкта призваны объяснить возникновение феномена сдвига риска:

  • Гипотеза диффузии ответственности. Групповая дискуссия порождает эмоциональные контакты между членами группы и может привести к тому, что индивид будет испытывать меньшую ответственность за рискованные решения, поскольку они вырабатываются всей группой.
  • Гипотеза лидерства. Предполагается, что люди до дискуссии более склонные к выбору рискованных решений, стремятся также к большему господству и влиянию в групповой дискуссии. Такие люди, как правило, являются лидерами, поэтому окончательная степень группового риска может быть результатом влияний лидера группы.
  • Гипотеза риска как ценности. Основывается на идее социальной значимости, престижности риска в условиях жизни современного экономически развитого общества. Большинство людей стремится к принятию более рискованных решений, чтобы повысить свой статус в группе.

Но групповая дискуссия не обязательно ведет к усилению риска. В зависимости от типа и содержания экспериментальной задачи (например, при обсуждении ситуации, связанной с угрозой здоровью или жизни испытуемых) возможен сдвиг в сторону осторожности принимаемого группой решения.

2.3. Групповая поляризация.

Это явление возрастания экстремальности мнений в процессе принятия группового решения, размежевание позиций членов группы. Подчеркивается разница между понятиями «поляризация» и «экстремизация». Поляризация – это сдвиг в направлении к уже избранному индивидом полюсу. Экстремизация предполагает движение в сторону от нейтральности в любом направлении. Таким образом, поляризация есть всегда и экстремизация, но не наоборот. Сдвиг риска выступает частным случаем групповой поляризации.

В настоящее время имеют место две группы объяснительных моделей поляризационного эффекта:

  • Согласно первой, поляризация вызывается аффективными (нормативными процессами).

    Предполагается, что экстремальные мнения во многих жизненных обстоятельствах являются социально желательным фактором. Чтобы избежать неблагоприятной социальной оценки, так называемые средние члены группы будут сдвигать свои суждения в направлении экстремальной позиции.

  • Согласно второй, поляризация трактуется как результат действия когнитивных информационных процессов. Она возникает в условиях поиска членами группы убедительных аргументов в поддержку одной из имеющихся у них альтернатив.

2.4. Уровень притязаний группы

Выражается в выборе её членами в ходе предварительного обсуждения единой, удовлетворяющей всех участников групповой цели. Успех повышает, а неудача снижает уровень притязаний группы. Исследователи называют факторы, изменяющие уровень притязаний группы:

  • Социальное окружение (наличие других групп), побуждающее данную группу либо повышать, либо понижать свой уровень притязаний.
  • Специфические мотивы групповой ориентации, влияющие на решения членов группы. А.Зандер называет два таких мотива: стремление к достижению группового успеха (выражается в предрасположенности индивидов активно участвовать в групповой деятельности и намерении успешно её выполнить) и стремление избежать последствий неудачи (воздержание от групповой деятельности, поскольку ожидается, что она приведет к неудаче).

2.5. Феномен огруппления мышления.

Этот феномен был открыт И.Джанисом в 70е годы. Огруппление мышления связано со снижением ментальной эффективности, способности к анализу реальных событий, моральных требований, что является результатом внутригрупповых давлений. Стремление к единомыслию оказывается важнее реалистической оценки возможных вариантов действий. Согласно И.Джанису, симптоматика феномена огруппления мышления характеризуется следующими признаками:

  • Иллюзия неуязвимости, следствием чего являются излишний оптимизм и тяга к чрезмерному риску.
  • Стремление дать рациональное объяснение, чтобы отбросить любые возможные возражения.
  • Вера в исповедуемые группой принципы поведения и игнорирование моральных последствий принимаемых решений.
  • Стереотипный взгляд на другие группы либо как на обладающие слишком негативными чертами, либо как на очень слабых или глупых.
  • Открытое давление на членов группы, выдвигающих аргументы против групповых стереотипов.
  • Самоцензура членов группы. Их готовность минимизировать собственные сомнения и контраргументы, касающиеся групповых решений.
  • Иллюзия единодушия относительно оценок, мнения, согласующихся с точкой зрения большинства.
  • Появление самозваных охранителей группового духа – индивидов, которые защищают группу от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое ими чувство удовлетворенности принимаемыми решениями.

Эти характеристики можно рассматривать как производные от влияния многих других переменных, связанных:

  • С процессом выработки группового решения (например, лимитом времени или спецификой задачи).
  • С групповой структурой (например, стадией группового развития или поведением лидера).
  • С контекстом принятия решения (например, номами организации или степенью стресса, вызываемого внешней угрозой).

2.6. Социальная леность.

Этот феномен проявляется в том, что когда люди работают вместе с другими над достижением коллективной цели, они склонны прикладывать меньше усилий, чем когда трудятся ради достижения индивидуальной цели.

Политолог Джон Суини экспериментально изучал этот феномен в штате Техас. Студенты крутили педали велосипедов более энергично (об их усилии судили по количеству полученного при этом электричества) в тех случаях, когда знали, что экспериментаторы наблюдают за каждым из них в отдельности, чем тогда, когда думали, что оценивают суммарные усилия всей команды. Когда работает группа, у её членов появляется искушение проехаться за счет товарищей, т.е. стать «халящиками».

Работает следующий принцип: когда человек оказывается в центре внимания, его беспокойство о том, как его оценят, возрастает, при этом имеет место социальная фасилитация. Когда же у человека появляется возможность «затеряться в толпе» и вследствие этого уменьшается забота об оценке, проявляется социальная леность. Один из способов борьбы с ней – сделать индивидуальный вклад каждого члена группы идентифицируемым.

3. Эффективность деятельности группы

Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.

В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях — нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность — с системой преимущественно межличностных отношений.

Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону — как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.

Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.

Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень — наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания).