Дискуссия. Ситуации делового общения

Введение Политические и дипломатические дискуссии, встречи и консультации, жизненно важные для судеб отдельных народов и мира в целом. Многочисленные примеры содержательных, остроумных споров в литературных произведениях Данте, Шекспира, Рабле, Бальзака, Гюго, Достоевского, Джойса, Тургенева, Хемингуэя, Уайльда Реальные диспуты, в которых участвовали Н. Кузанский, Пикоделла Мирандола, Джордано Бруно, Б. Рассел Телемосты.А сколько словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций, совещаний, заседаний, бесед, консультаций, парламентских дебатов Как оценить их суммарную пользу? Она, безусловно, есть. Не зря же ученые сходятся во мнении, что наиболее продуктивны на конференциях именно личные, непосредственные контакты и прежде всего споры. Часто говорят, что в спорах рождается истина.

Но в обычной жизни я наблюдаю, что это не всегда так. Чаще спорщики упрямо настаивают на своем и почти не слушают оппонента, а их позиции все дальше отходят друг от друга и от истины, почти превращаясь в абсурд.

Как же сделать так, чтобы истина в порах рождалась, а не погибала? Как правильно организовать дискуссию и научиться искать истину сообща? Это и будет темой данного реферата. Я постараюсь дать анализ ситуаций делового общения и рассмотреть правило проведения плодотворных дискуссий. 1. Дискуссия как вид полемики Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование.Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов.

Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия или делового общения. Дискуссия как вид делового общения нередко отождествляется с полемикой и спором.Однако она не ведет к конфронтации, не разъединяет, а соединяет, т.к. ее основными признаками являются организованность, упорядоченность, коллективная деятельность по прояснению истинности каждого положения, которое вынесено на обсуждение.

Полемика – это вид языкового общения нескольких партнеров и в этом смысле – диалог. Никакая полемика не может обойтись без сторон, которые приводят друг другу аргументы и доводы, обмениваются умозаключениями и словесными выпадами. Таким образом, оппоненты (Я и ТЫ полемики), лексика, основания и рассуждения – обязательные, неотъемлемые составляющие полемики.Их пять и вместе они – необходимые условия ее существования.

7 стр., 3440 слов

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

... защиты окружающей среды, те, кто занимается правами потребителей и собственно проблемами деловой этики.   Профессиональная этика. Обоснования морали в этических теориях Механизм ...     Принципы профессиональной этики характеризуют бремя дополнительной этической ответственности в рабочих, деловых отношениях.   К ним можно отнести:   · беспристрастность, объективность; · должное ...

А вот соблюдение процессуальных норм ведения полемики, наличие посторонних, в том числе и арбитров – компоненты, лишь в различной степени желательные.Их присутствие или отсутствие позволяет вычленить виды полемики: — регламентированные (происходящие в соответствии с процессуальным кодексом) и хаотичные (процессуальные нормы не соблюдаются): — публичные (приаудиторные – полемика происходит в присутствии третьих лиц) или кулуарные (уединенные, приватные, когда все присутствующие имеют право участия в полемике и используют это право).

Если присутствующие не просто публика, но арбитры, такую разновидность приаудиторных полемик можно назвать судебными (арбитражными) [15, c.49]. Важнейший компонент полемики, соответствующий тезису доказательства, его вершине.

Тема полемики – система тезисов, отстаиваемых партнерами по диалогу. Но ведь часто у вступивших уже в словесный поединок соперников нет определенной позиции, нет тезисов, есть только несогласие.Они весьма смутно представляют себе, за что бьются, и затрудняются ответить на вопрос: «что же собственно стараются доказать?» Четкость формулировки темы и (плюс) строгость соблюдения процессуальных норм относят полемику к ее высшему, самому качественному разряду.

Такая полемика может быть названа дискуссией. Таким образом, дискуссия – это тематическая и корректная по форме полемика.Это групповое обсуждение какого-либо вопроса или круга вопросов с целью отыскать правильное решение. Этот вид обсуждения требует тщательной, глубоко продуманной подготовки, создает условия для высказывания разных точек зрения, помогает убедиться в правильности или ложности своих суждений, мнений, глубже разобраться в сложном вопросе.

Дискуссия как вид делового общения нередко отождествляется с полемикой и спором.Однако она не ведет к конфронтации, не разъединяет, а соединяет, т.к. ее основными признаками являются организованность, упорядоченность, коллективная деятельность по прояснению истинности каждого положения, которое вынесено на обсуждение.

Не редко дискуссия может перерасти в спор. Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины [15, c.50]. Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора [2, c. 65]: Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.

Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

... например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д. Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с ... Включенность в разные социальные группы способствует формированию социальной зрелости, неотъемлемой стороной которой является самостоятельность личности. «Социальные ожидания одних групп, административные ...

Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели. Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

Дискуссии могут иметь как позитивные, так и негативные последствия [1, c.61]. Позитивные последствия дискуссии состоят в следующем: — участники дискуссии углубляют свои познания; — учет законных интересов дискутирующих сторон, более глубокое взаимное понимание и упрощение процессов принятия решений в будущем; — развитие у дискутирующих чувства уверенности в себе, осознание собственной небеззащитности, снятие синдрома покорности; — совершенствование общения сторон, развитие умения договариваться по самым сложным проблемам жизнедеятельности предприятия; — развитие производственной демократии, усиление организованности сторон; — выявление потенциала лидерства.

Однако вследствие недостаточно эффективного способа организации дискуссии выявляются ее негативные последствия: — неудовлетворенность, плохое состояние духа; — меньшая степень сотрудничества в будущем — представление о другой стороне как о «враге», о своих целях, как положительных, а о целях другой стороны, как об отрицательных; — сворачивание взаимодействия и общения между дискутирующими сторонами; — увеличение враждебности между дискутирующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения; — смещение акцента: придание большего значения «победе» в дискуссии, чем решению реальной проблемы [1, c.63]. 2. Правильная организация дискуссий 2.1. Принципы организации дискуссии Принципы организации дискуссии предопределяют и устанавливают поведение сторон в словесном противоборстве.

Они помогают наладить взаимодействие участников и регламентируют весь процесс дискуссии, следовательно, принципы дискуссии являются необходимым знанием для продуктивного исследования проблемы [10, c. 96]. Первый принцип: следует содействовать возникновению альтернативы.

Альтернатива — одно из двух или нескольких возможных решений, необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями, каждая из противостоящих идей, концепций, гипотез.Логическим основанием этого принципа является метод анализа, т.е. разложение, расчленение единого на составные части, рассмотрение чего-либо с разных сторон.

Нет альтернативы – нет анализа, нет метода научного исследования. Но дискуссия без исследования теряет существенный признак диалектического метода. Необходимое условие диалектического метода – противоречие как источник различных мнений, предпосылка движения и развития мышления.Это противоречие возникает в результате столкновения альтернатив, когда одна концепция входит в отношение отрицания с другой позицией.

2 стр., 914 слов

Описание проблемы, решению (снижению остроты) которой посвящен ...

... фото и видео материалов которых можно впоследствии найти на интернет ресурсах. Описание проблемы, решению (снижению остроты) которой посвящен проект, обоснование его социальной значимости. На мой вигляд ...

Мышление без альтернативы превращается в обсуждение единственного, диалектический метод лишается своего содержания, обедняется. Поэтому первый принцип обязывает организатора способствовать плюрализму (множественности) мнений, путей решения проблемы. Не считайте одно первоначальное мнение самым продуктивным, не узнав взглядов других дискутирующих.Организаторы дискуссий должны создавать механизм выдвижения разумных альтернатив и для этого в регламенте обсуждения предусматривать выступления сомневающихся, оппонентов, лидеров других групп, работающих над той же проблемой.

Без альтернативы нет противоположности – нет источника столкновения мнений и, значит, дискуссия скоро придет в тупик. Первый принцип предопределяет готовность людей к противоборству, к восприятию других подходов, новых идей, к терпимому отношению к инакомыслящим. Каждая сторона имеет равное право претендовать на истину и на выдвижение инициатив.Игнорировать этот принцип – значит, губить новое мышление на корню, пренебрегать диалектикой в самом начале решения проблемы.

В результате вырабатывается неприятие чужих мнений и стремление к однообразию жизни. Самое опасное следствие безальтернативных дискуссий – единство цели подменяется целью единства. В угоду сплоченности членов организации люди, слепо верящие в своего лидера, забывают о цели движения, о необходимости его развития.Пренебрежение первым принципом приводит к безраздельному господству единственного мнения, игнорированию творческих личностей, пресечению инициативы, преследованию инакомыслящих, отсутствию исследования как существенного признака дискуссии. Итак, простое обсуждение единственного предложения нельзя считать дискуссией в широком смысле, для которой требуется альтернатива.

Второй принцип: необходимо опасаться бездумного единодушия.Такое единодушие можно понимать как полное согласие, безоговорочное одобрение, следование навязываемому образу мышления и действия; результат манипулирования сознанием, слепой веры и поклонения чему-либо. Единодушие родственно единству мнений, но они достигаются разными путями. В дискуссии нас должно интересовать единство мнений как исход борьбы взглядов.

Без тщательного продумывания и рассмотрения с различных сторон любой проблемы, без взвешивания «за» и «против» к обобщению не придешь. Синтез является логическим основанием второго принципа.Второй принцип предопределяет возможность исключения серьезных заблуждений, противодействует манипулированию сознанием, обеспечивает атмосферу для критики.

Следствия от пренебрежения вторым принципом – рабская психология, соглашательство. Люди становятся безынициативными, равнодушными. Третий принцип: критиковать следует конструктивно. Критика и самокритика – метод раскрытия противоречий, коренной принцип преобразовательной деятельности. Противоречия в суждениях разрешаются путем разбора выступлений, анализа его в процессе оппонирования.В критике проявляется закон диалектики «отрицание отрицания». Третий организационный принцип обязывает проверять на прочность любую альтернативу, разрушать спекулятивную аргументацию, активно защищать истину, разрушать стереотипы в мышлении.

Формула конструктивной критики выглядит так: не только «нет», но «почему нет» (показ необоснованности тезиса, несостоятельности аргументации) и предложение (альтернатива).

10 стр., 4676 слов

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 4

... работы является анализ «Золотого века» русской литературы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Романтизм: а) Рассмотреть творчество В. А. Жуковского. б) Сравнить ... предопределяют характер умонастроения России и его основных противоречий. К таким процессам следует отнести становление русского национального самосознания, складывание нации, отражение этих процессов и ...

Эта формула является основой конструктивного подхода в дискуссии. Часто собеседники обвиняют друг друга в критиканстве, если ни один, ни другой ничего не предлагают, а только сомневаются.

Когда оппонент отрицает ваше утверждение, но не предлагает ничего взамен, считая вашу мысль ложной, ошибочной, попросите его проанализировать возражения, но не бейте по его самолюбию.Третий принцип предопределяет возможность исключения ошибок в суждениях, выводит мысль на правильную дорогу к истине, предотвращает провалы доказательств, ограждает от заблуждений и необоснованных выводов, способствует развитию критического мышления.

Последствия пренебрежения третьим принципом: человек не может убедиться в истинности той или иной альтернативы и способен принять абсурдную концепцию за руководство к деятельности. Четвертый принцип: следует обеспечивать социальную защищенность личности.В обстановке гласности вступление в борьбу за свои взгляды, выдвижение альтернатив, программ вызывают столкновение старого с новым, догматического с творческим. Но при отсутствии совершенной системы законов никто не сможет чувствовать себя социально защищенным [9, c.338-339]. 2.2. Основные фазы дискуссии и задачи ее организатора Дискуссии могут быть результативными и безрезультатными.

Результат этой коллективной, эмоционально насыщенной работы зависит от того, как подготовят ее организаторы. Для этого необходимо подобрать организатора, который разрабатывает замысел дискуссии, эксперта, основных докладчиков, сориентировать коллектив на обсуждение проблемы, оборудовать помещение.Дискуссия начинается задолго до того, как стороны сядут за стол, фактически она начинается с того момента, когда одна из сторон выступит инициатором проведения дискуссии и участники займутся подготовкой.

От того, как будет проведена подготовка, во многом зависит будущее дискуссии и принятых на ней решений. Необходимо выработать общий подход к дискуссии – ее концепцию. При этом определяются задачи, которые будут реализовываться на ней. Необходимо определить возможные варианты решения.Для повышения эффективности организации возможно следующее: — проведение экономической, правовой или иной экспертизы; — проведения группового обсуждения отдельных вопросов дискуссии по методу «мозгового штурма»; — экспертный опрос по оценке вариантов решения; — использование компьютерной техники для имитационного моделирования выявления степени риска и неопределенности; выбор норм и процедур для принятия решений, оптимизации процесса принятия решений с использованием компьютера в качестве «третьей стороны». Весь процесс поисковой мыслительной деятельности в дискуссии проходит несколько фаз, или этапов исследования проблемы. 1. Информирование — это вступительное слово организатора, в котором излагается замысел дискуссии.

Задача организатора – в кратком выступлении ясно очертить проблему, чтобы завязать дискуссию: — назвать симптомы проблемы, т.е. очевидные ее проявления, — перечислить следствия, т.е. явные противоречия и контрасты, возникшие в результате отступлений от решений; — указать причины, т.е. исходные инициативы, которые вызывают следствия и могут быть проверены, установлены, изменены, устранены.

13 стр., 6021 слов

Проблемы работы руководителя

... постараться найти оптимальные решения проблем руководства предприятием, так как именно руководители ответственны за успешную деятельность предприятия. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.Концепция управления персоналом ... методы управления персоналом. Основные принципы управления персоналом с позиций современной концепции следующие: ·   Научность- использование достижений научных дисциплин, имеющих предметами ...

Организатору следует дать надежду на выступление всем желающим, независимо от их точек зрения. 2. Аргументация.

На этом этапе дискуссии вниманием аудитории управляют основные докладчики. Они аргументировано обосновывают альтернативы и стремятся к достижению своих целей.Организатору необходимо следить за доказательствами представителей сторон, замечать противоречия, ошибки в их рассуждениях. 3. Замечания — фаза возражений, сомнений и вопросов со стороны оппонентов.

Организатору необходимо подхватить разумную мысль, бьющую в цель дискуссии, придать ей четкую и законченную формулировку.Замеченные ошибки, неточности, приемы спекулятивной аргументации – все это материал для уточняющих, наводящих, каверзных, острых, встречных, стимулирующих вопросов, которые тут же возникают у организатора, и он приберегает их на случай, если дискуссия начнет буксовать или оппонент не прореагирует на них. 4. Опровержение — оно означает нейтрализацию, ослабление воздействия ошибочного мнения, недопущение его распространения, предотвращение заблуждения, освобождение обыденного сознания от ложных мыслей, оппонирование критику.

На этом этапе выступающие защищают свою альтернативу, отвечая на сомнения и возражения оппонентов. 5. Критика — проверка предложенной идеи, реконструкция аргументации с целью проверить ее на прочность. 6. Контраргументация — защита альтернативы после критического.

Критика и контраргументация – иногда единственное средство для продвижения к истине. Действительно, один человек, излагая мнение, только дает импульс к движению мысли.Другой вправе высказать сомнение и несогласие с его позицией. Если один собеседник оказывается прав и другой с ним соглашается, происходит качественный скачок в познании истины, процесс исследования завершается. 7. Выработка решения — на этой стадии к исследованию подключаются все желающие выступить на той или иной стороне.

Дискуссия начинает угасать, когда в выступлениях начинаются повторения. Как правило, в ходе обмена мнениями у всех участников дискуссии складывается представление, кто ближе к истине.Организатору необходимо отметить положительные и отрицательные моменты в аргументации обеих сторон, высказать суждение, к которому склоняется большинство. 8. Завершение — конец дискуссии предполагает принятие решения и ориентацию участников на практическую деятельность.

Не всегда у дискутирующих вырабатывается единое мнение. И тогда должна проявиться интеллектуальная воля организатора, взявшего на себя ответственность поставить точку в споре. Заключение должен делать организатор лично, а не поручать его случайным людям.Основная задача организатора на этом этапе – четко определить, чья позиция отличается более сильной аргументацией, притягательной новизной, имеет научную и практическую ценность, заинтересовывает большинство участников дискуссии [17, c. 274]. 2.3. Правила подготовки дискуссии Регламент – это правила, регулирующие порядок проведения дискуссии, любого обсуждения, собрания. Все участники дискуссии должны знать и соблюдать регламент.

Хороший регламент дискуссии – как партитура для оркестра. Организатор, готовясь дирижировать коллективным мышлением, должен умело управлять дискуссией и не допускать сбоев в работе. Полезно обсудить регламент в начале дискуссии, а изменения вносить, посоветовавшись с участниками.Участников дискуссии необходимо обязательно подготовить. Оптимальное количество собеседников – 3 – 5 человек от каждой стороны (позиции) включая лидера (докладчика).

12 стр., 5587 слов

Деловые письма (памятка)

... функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений. Каковы особенности этих отношений? участники делового общения – преимущественно юридические лица, действующие от имени руководителей и других должностных лиц организации, учреждения, ...

Докладчики должны отличаться независимостью суждений, критическим мышлением, уметь защитить свою точку зрения, иметь продуманную концепцию.

Участников дискуссии в аудитории лучше расположить следующим образом: сторонников оппонента и пропонента – друг против друга, по кругу.Организатору нежелательно выделяться из среды участников обсуждения. Когда организатор располагается на сцене, а выступающие выходят из зала, необходимой для дискуссии атмосферы не создается.

В тесном кругу внимание более напряженное, а агрессивность не проявляется так открыто, как если бы собеседники были отдалены друг от друга [4, c.128]. 2.4. Правила ведения дискуссии Прежде всего, перед тем как включиться в дискуссию, необходимо уточнить, одинаковы ли у дискутирующих представления о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Доказывать свою позицию можно только с помощью объективных фактов.

Не следует разговаривать на повышенных тонах или иронично. Дискуссия даже на самую острую тему никогда не превратится в ссору, если собеседники будут защищать только свою точку зрения, а не оценивать критически позицию своего оппонента. В любой дискуссии следует избегать обобщений. Профессиональные знания дают высокую объективность, достоверность и глубину изложения.Ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности, Необходима также постоянная направленность, то есть нужно постоянно держать в голове основные задачи дискуссии и в какой-то мере ознакомить с ними собеседников.

Следует также следить за ритмом дискуссии и попытаться повысить интенсивность беседы по мере приближения к ее концу, следует уделить особое внимание ключевым вопросам. Повторение основных положений и мыслей имеет большое значение для того, чтобы собеседник мог воспринять нашу информацию.При этом важно использовать также элемент внезапности – он представляет собой продуманную, но неожиданную и необычную для собеседника увязку деталей и фактов.

Определенная доза юмора и даже в какой-то мере иронии – это поднимает моральный дух слушателей, их готовность к восприятию. Особенно действителен этот прием, если нужно высказать не очень приятные для собеседника соображения или даже парировать его «выпады». Важно внимательно выслушать собеседника до конца.Не следует подсказывать слова говорящему, заканчивать за него фразу, публично исправлять его ошибки.

Часто бывает, что дискуссия проходит безрезультатно из-за того, что собеседники не выслушали друг друга внимательно. Необходимо избегать недоразумений и неверных толкований. Изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым и, прежде всего простым и понятным.Многие дискуссии «сворачивают с пути» или вообще оказываются бесплодными из-за неясного, запутанного, несистематизированного, растянутого и непонятного изложения.

Если возникает желание и интерес в разговоре, следует задавать собеседнику такие вопросы, на которые он сможет дать развернутые ответы. Если необходимо закончить разговор, нужно задавать конкретные вопросы, предполагающие односложные ответы («Да» или «Нет»), либо спрашивать только о конкретных фактах [10, c.133-134]. Приятно разговаривать с людьми, которые умеют слушать других. Слушать – это не значит просто молчать.Важно смотреть на собеседника с интересом и время от времени вставлять какие-либо замечания как свидетельство того, что его внимательно слушают и понимают, о чем идет речь. Если одному из собеседников собираются рассказать о том, что он уже знает, лучше сразу предупредить: «Я уже об этом слышал», чем потом выказывать свое нетерпение или прерывать на полуслове. 3. Ситуации делового общения как причины и цели полемики Анализ возникающих по вине руководителя или специалиста конфликтных ситуаций в коллективе показывает, что подавляющая их часть обостряется, перерастает в деструктивные формы из-за просчетов в деловом (профессиональном) и межличностном общении.

10 стр., 4675 слов

Деловое общение: закономерности и тактика

... одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими. Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Для того чтобы оно было конструктивным, необходимы: - Понимание целей, задач, ... навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени не на решение финансовых, технических или организационных ...

В процессе делового общения между руководителем и подчиненными складываются разные, в том числе и конфликтные ситуации.

Это обусловлено тем, что не все сотрудники одинаково относятся к руководителю, в срок и качественно выполняют поручения, соответствующие задания.Руководителю, особенно начинающему, важно разбираться в людях, знать методы, приемы и способы влияния на людей.

Более того, руководитель должен быть готов не просто противостоять неисполнительным, недисциплинированным и непорядочным людям, если они есть в коллективе, а в каждой конкретной конфликтной ситуации быстро найти правильный способ ее преодоления. Конфликты во взаимоотношениях подчиненных сотрудников часто тревожат руководителя фирмы, отдела. В этой ситуации неминуемо выяснение отношений, долгие нелицеприятные разговоры, сопровождающиеся немалой эмоциональной напряженностью.А затраты времени? А нарушение привычного служебного ритма жизни ряда сотрудников? Да и неизвестно еще, оздоровит ли этот конфликт нравственную обстановку в коллективе или, наоборот, оставит незаживающую рану взаимной неудовлетворенности.

Назовем реальные причины возникновения полемики: – мешающий работе разнобой, неразбериха в терминологии; – нечеткость границ области аргументации, степень достоверности используемой информации, допустимость применения ее в качестве оснований аргументации; – сомнительность опубликованных умозаключений и рассуждений, хотя бы из-за противоречащих здравому смыслу выводов. – осознанность реальной проблемы и потребность изыскать средства ее преодоления [16, c. 85]. Все причины полемики последовательно связаны с логическими, текстовыми компонентами спора.

Соответственно и цели полемики могут быть определены для каждого ее структурного элемента. – полемика (дискуссия) ведется с целью наведения порядка в терминологическом аппарате; – для определения круга аргументов, пригодных в деле подтверждения или, наоборот, опровержения выдвинутого тезиса; для установления степени достоверности аргументов; – полемика призвана установить приемлемость умозаключений, ранг их логической корректности: отбросить софизмы; – цель полемики – достичь истины.

Причины (и цели) полемики могут быть последовательно доопределены для каждого структурного компонента, к какому бы ярусу он ни относился.Для личностных составляющих причины и цели могут быть сформулированы так: Для Я полемики – внутренняя потребность вступить в поединок, невозможность снести, смолчать: желание продемонстрировать свои полемические возможности, поразит!) своим остроумием и эрудицией, самовыразиться, потренироваться в быстроте интеллектуальной реакции и в остроумии.

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

... ним. К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководитель встречает вас комплиментами. С чего бы это? Вы ... и т.д. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатияи рефлексия. Идентификация (от лат.- тождественность) ... таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. ...

Для ТЫ полемики – наличие разногласий, необходимость найти общий знаменатель отношений: желание убедить, переубедить ТЕБЯ, навязать собственную точку зрения, сделать своим сторонником, победить в словесном поединке.

Для аудитории причиной, вызвавшей полемику, могут оказаться клановые, партийные интересы, потребность «завоевать массы», привлечь их на свою сторону. Давно осознано, что публичный спор – это поединок «не между пастырями, а за паству». О цели полемики «на аудиторию» можно сказать просто. Аудитория бывает двух родов: (невмешивающаяся) публика и (горячие) болельщики, готовые поддержать и даже подсказать.Поэтому цель приаудиторной полемики такова: «преврати публику в своих болельщиков» [8, c.108]. Дискуссия может быть обязательным пунктом длительного социально значимого мероприятия. В таком случае запись протокола, соблюдение регламента приобретает самостоятельную ценность.

Дискуссия входит в сценарий защиты диссертации и нередко происходит именно потому (по причине), что включена в план единого действия.Цель? Оставить знак, след соблюдения требуемых процессуальных норм. В кризисной, политически или экономически сложной ситуация противоборства сторон само появление третьего лица, вызвавшегося и достойного быть арбитром, – веская причина перейти к переговорам, к обмену словесными, а не танковыми ударами.

Полемика, прямо ориентированная на третью сторону – на судью, предполагает, что он, объективный и справедливый, разрешит сложившуюся неблагоприятную ситуацию, скажет, кто ближе к истине и кто чем должен поступиться ради благостного, взаимоприемлемого мира. Причины и цели полемики можно соотнести с каждым из выделенных элементов ее структуры.Эти элементы относятся к разным ярусам, к различным проекциям полемики. А проекций таких три. Это обстоятельство позволяет выделить три обобщенных типа полемики.

Во-первых, это познавательная полемика, так или иначе ориентированная на логический, текстовой уровень.Познавательную полемику можно также назвать логической или диалектической (в смысле высшего философского искусства достижения истины).

Во-вторых, деловая полемика, направленная на достижение и фиксацию некоторого определенного, социально весомого результата.

Таким результатом может быть коммюнике, договор, акт экспертизы, протокол совещания, соглашение, приговор. Важно, что в этом акте должна быть отмечена общая цель – взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир, устраивающее все стороны соглашение. Другие важные названия этого типа полемики: дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская. В — третьих, это игровой (спортивный) тип полемики.Для него характерно, что на первый план выступают личностные мотивы. Такая полемика подобна спортивному поединку, где достижение субъективных целей оказывается важнее истины и согласия.

Такой тип диалога можно назвать эристическим. Древние противопоставляли эристику диалектике, видя в ней умение, технику (может быть, все-таки искусство) добиваться в словесной дуэли личных целей и прежде всего (спортивной) победы над соперником.Попытаемся проанализировать конфликтные ситуации делового общения на основе их описательной характеристики. При разрешении конфликтных ситуаций важно учесть личность сотрудника, всю предысторию ваших с ним деловых, а возможно и неформальных отношений.

Поэтому в каждой конкретно взятой ситуации необходимо найти такие методы воздействия, так поступить с сотрудником, чтобы именно этот негативный прием делового общения не повторялся, чтобы сотрудник осознал, что этот вариант уклонения от выполнения задания не пройдет.Однако существуют и более негативные и более коварные приемы, которые по различным мотивам и причинам используют некоторые сотрудники.

Ниже перечислим наиболее характерные приемы “силового давления” подчиненных и даже шантажа руководителя [18, c.194]: — постоянно изыскивают на руководителя “компромат” и стараются использовать его в самой уязвимой для него ситуации; — делают постоянно обиженный вид, мотивируя тем самым, что их права и интересы руководитель постоянно ущемляет; — из любой мелочи делают проблему; — обвиняют руководителя, что он не руководит, а только требует; — оценивают свои поступки так: “все считают меня грамотным специалистом кроме вас”; — провоцируют маленький конфликт, втягивают в него как можно больше людей и оставляют руководителя перед большой конфликтной ситуацией; — стремятся во что бы то ни стало объединить вокруг себя всех, кто недоволен руководителем, “сколотить” против руководителя оппозицию. — угрожают жалобой на непосредственного руководителя вышестоящему начальнику; — периодически возмущаются и подчеркивают, что “раньше, при прежнем руководителе такого не было”, что нового руководителя никто не понимает.

Рассмотрим контрприемы, которые можно применить против весьма коварных и даже опасных приемов “силового давления”, а тем более шантажа руководителя? Во-первых, необходимо всякий раз искать причину, главный мотив и в конечном итоге цель, которую преследует сотрудник вашего коллектива, прибегая к одному, а часто к нескольким из вышеописанных приемов.

Во-вторых, не давать себя спровоцировать на мелкие конфликты, чтобы они затем не переросли в большой конфликт.

В-третьих, всякие элементы “силового давления”, а тем более шантажа руководителя, предавать гласности и пресекать их изначально. В-четвертых, лишить сотрудника, который использует столь неблаговидные приемы, всякой возможности сколотить вокруг себя “оппозицию”, “единый фронт” против руководителя. Прежде всего своими делами и конструктивной критикой доказать коллективу, что вы правы и по-деловому, творчески руководите коллективом.Вместе с тем критика, различные формы критических замечаний должны быть использованы с большим, психологическим и педагогическим тактом, творчески.

Слово руководителя, особенно критическое слово, может быть воспринято по-разному.Оно может быть строгим, требовательным, способствующим улучшению работы коллектива, но оно должно быть и доброжелательным, формирующим партнерские отношения, которые всякий раз должны, насколько это возможно, исключить конфронтацию, саму основу возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов в коллективе. Заключение На основании анализа современных литературных источников, в процессе выполнения данной курсовой работы были сделаны следующие выводы: Дискуссия – это тематическая и корректная по форме полемика.

Это групповое обсуждение какого-либо вопроса или круга вопросов с целью отыскать правильное решение. Дискуссия – это сражение умов, а любое сражение необходимо организовать.Подготовка предполагает разработку замысла, ориентацию докладчиков, подбор помещения. Этот вид обсуждения требует тщательной, глубоко продуманной подготовки, создает условия для высказывания разных точек зрения, помогает убедиться в правильности или ложности своих суждений, мнений, глубже разобраться в сложном вопросе.

Организатор заранее продумывает, как провести дискуссию (как сделать вступление, кому выступать первому, в каком порядке обмениваться мнениями, как поддерживать интерес к спору, чем нейтрализовать демагогов, как оформить результат.) Организатор в ходе дискуссии умело сопоставляет альтернативы, выявляет противоречия и содействует их разрешению; добивается полноты аргументации предложений и взаимопонимания, следит за регламентом и не допускает некорректных действий собеседников.

Плодотворность обмена мнениями во многом зависит от компетентности собеседников, их заинтересованности в результате дискуссии.Уютное помещение, в котором можно удобно разместить участников обсуждения, способствует установлению доверительной, дружеской атмосферы.

Заранее разработанный регламент в начале дискуссии необходимо обсудить и уточнить со всеми ее участниками. Дискуссия, диалог, диалектическая беседа скорее приведут к истине (или к единой цели), чем спор, насыщенный эмоциональными помехами, желаниями уязвить противника и любым путем отстоять свое мнение.Дискуссии нужны, прежде всего, для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять взаимовыгодное решение. Участники дискуссии при разрешении разногласий в мышлении могут переходить из одной формы взаимодействия в другую, в зависимости от обострения противоречий и применяемых собеседниками приемов и средств.

Вести дискуссию – большое искусство. Факты – как рапира в руках мастеров-спортсменов. Каждая фраза, каждое слово, должны быть подобны искусному выпаду, демонстрирующим не только профессиональное искусство, мастерство сторон, но и культуру.В настоящее время в нашем обществе дискуссия становится главным методом формирования политических позиций, выработки программы действий.

Это означает, что деловые, научные, политические дискуссии вошли во все сферы человеческой деятельности. Я считаю, что дискуссия эффективна только в том случае, если она проводится с соблюдением этически ориентированных норм поведения людей в процессе делового общения. В дискуссии необходимо уважительное отношение к чужому мнению, даже если оно на первый раз кажется абсурдным.Главное, чтобы участники дискуссии имели хотя бы желание согласовать общую цель, иначе, дискуссия превратится в сопоставление частичных мнений.

Каждая сторона должна понять, каковы интересу другой, обе они могут совместно выдвинуть варианты, являющиеся взаимовыгодными и с помощью объективных критериев стремится к соглашению или согласованию противоположных интересов.Список литературы 1.Акимова Е. Е. Самый полный учебник для тренеров, переговорщиков и всех-всех-всех СПб.: Речь, 2010 285 с. 2.Андреев В.И. Деловая риторика.—М.: Академический Проект, 2005.—304 с. 3.Анисимова Т. В. Современная деловая риторика Воронеж: МОДЭК, 2004 430 с 4.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.

Изд. Новое знание, 2005 367 с. 5.Бороздина Г. В. Психология делового общения.—М.: ИНФРА-М, 2007.—295 с. 6.Бредемайер К. Искусство словесной атаки М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 189 с. 7.Бредемайер К. Правила риторики как не теряться во время выступления и быть убедительным М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 108 с. 8.Бэндлер Р. Технология убеждения.—СПб.: прайм-Еврознак, 2004.—188 с. 9.Введенская Л. А. Деловая риторика.— Ростов н/Д: МарТ, 2004.—510 с. 10.Жукова Г. С Шиморина Е. Ф Шиморин С.В. Социально-психологические условия эффективного управления коллективом М.: Компания Спутник+, 2009 184 с. 11.Зарецкая И. И. Основы этики и психологии делового общения М.: Оникс, 2010 220 с. 12.Карнеги Д. Язык убеждения.—М.: ЭКСМО-пресс, 2004.—287 с. 13.Кошевая И. П Канке А. А. Профессиональная этика и психология делового общения М.: Форум, 2010 303 с. 14.Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2005 319 с. 15.Поварнин С. И. Спор: О теории и практике спора.—М.: Флинта: Наука, 2002.—116с. 16.Садовская В. С Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры М.: МГУКИ, 2009 201 с. 17.Самыгин С. И Руденко А. М. Деловое общение М.: КноРус, 2010 436 с. 18.Светлов В. А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов М.: URSS, 2009 303 с. 19.Слемнев М. А. Диалектика спора.—Минск: Университетское, 1990.—222 с. 20.Стешов А. В. Как победить в споре: О культуре полемики.—Л.: Лениздат, 1991.—187 с.