Понятие группы и группового поведения

Факторы группового поведения

Формирование сплоченной группы

Стадии развития коллектива

Понятие группы и группового поведения

Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, но в большей степени результативностью их совместной деятельности. Руководителю важно знать особенности группового поведения, уметь так выстраивать политику, чтобы группа была созидательной, а не деструктивной.

Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей, которые находятся в устойчивом взаимодействии для достижения конкретных целей.

Группы классифицируются по различным признакам, и разные авторы предлагают различные критерии классификации:

По размеру группы бывают большие и малые

По сфере деятельности управленческие и производственные

По уровню развития высокоразвитые и слаборазвитые

По реальности существования реальные и условные

По степень формализации формальные и неформальные

По цели существования проектные, функциональные, по интересам и дружеские

По периоду функционирования постоянные и временные

По характеру вложения индивида в группу референтные и нереферентные

Несмотря на различные классификации все группы имеют общие основные характеристики

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемы организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

Структура группы — это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

Статус- положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... - образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений. 2. Этапы развития группы При исследовании группового поведения метафора "жизненный ... конфликты по поводу функций и ответственности. Члены группы начинают конкурировать за положение и статус. Атмосфера может стать враждебной из-за непринятия индивидуальных ...

Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли- определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой. Роли могут быть:

· Предполагаемыми (ожидаемыми) – это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;

· Воспринимаемыми- модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;

· Предписанными- фактическая модель поведения члена группы.

Все эти роли можно назвать функциональными, т.к. они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Структура группы в зависимости от целей исследования и условий, определяемых в качестве существенных, может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть — подчи­нение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т.п.

Групповые процессы — это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцеп­ции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организацион­ные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация со­вместной деятельности, принятие решений.

Групповые нормы — это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Они выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы.

Формирование сплоченной группы

Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и сис­темой непосредственных взаимоотношений в процессе труда.

Первичный трудовой коллектив характеризуется соответству­ющими структурами и выполняет определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологичес­кими процессами групповой динамики, основными из которых яв­ляются:

• общение работников;

• сплоченность коллектива;

• трудовые конфликты;

• руководство и лидерство и т.д.

Трудовые коллективы могут классифицироваться по:

а) месту в общественном разделении труда: сфера материаль­ного производства, обслуживания, наука, культура и т.п.;

б) отраслевому признаку: промышленное строительство, сель­ское хозяйство, сфера услуг и т.п.;

в) численности работающих в коллективе: большие, средние, малые (первичные);

г) месту в системе управления: коллектив бригады отдела, цеха, предприятия.

Трудовой коллектив выполняет следующие функции:

4 стр., 1559 слов

Известные педагоги и психологи о роли коллектива в формировании личности

... деятельности и общей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, ... развития социальной общности людей является коллектив. Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Группа коллектив занимает существеннейшее место в процессе ...

1) целевая — основная функция, ради которой организован кол­лектив;

2) интегративная — процесс объединения сотрудников, их раз­розненных действий в единый сплоченный коллектив;

3) функция развития личности — одна из важнейших задач кол­лектива, которая заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей преподавателей и сотрудников;

4) воспитательная — создание условий для усвоения каждым преподавателем групповых норм поведения.

Ценностная ориентация группы — социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая обще­ственную и групповую значимость, выражающуюся в предпочти­тельности отношений к тем или иным объектам.

Социальная установка — готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней, предрасположен­ности к тем или иным событиям, людям, предметам.

Традиция — способ реализации устойчивых общественных от­ношений, поддерживаемых силой общественного мнения, кол­лективных привычек и убеждений.

Морально-психологический климат — преобладающий в коллек­тиве относительно устойчивый эмоциональный настрой, в кото­рый включаются настроения людей, их эмоциональные пережи­вания и волнения, отношения друг к другу, окружающим собы­тиям.

Сплоченность — одно из наиболее важных качеств, определя­ющих эффективность групповой деятельности. Детерминантами сплоченности являются:

1)время существования группы: слишком короткий срок не по­зволяет достигнуть высокого уровня сплоченности, а слишком долгий может привести к снижению достигнутого уровня;

2)численность группы: увеличение количества членов группы (свыше девяти человек) может повлечь за собой снижение спло­ченности;

3)возраст членов группы: более сплоченными считаются кол­лективы, члены которых являются ровесниками;

4)внешняя угроза: руководитель часто не учитывает, что исчез­новение внешней угрозы часто приводит к нарушению сплочен­ности;

5)предшествующий успех: гордость за совместные достижения усиливает сплоченность, а неудачи, напротив, снижают ее. Общие установки и ценностные ориентации (например, религия и этика) также способствуют сплочению группы.

Росту сплоченности способ­ствуют демократичность процедур, участие членов группы в при­нятии решений.

Эффективность совместной деятельности связана:

• с эмоциональной близостью участников совместной деятель­ности, которая, однако, не должна переходить определенные границы;

• с участием членов группы в установлении целей совместной деятельности;

• с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи;

• со своевременным и умелым разрешением конфликта;

• с отказом от сокрытия конфликтов, откровенным обменом мнениями при их разборе, поиском решений истинного согла­сия;

• с особенностями руководства группой, которые предполагают способность лидера отказаться от лишних амбиций, служить примером для других, соблюдать определенную дистанцию с подчиненными;

• со сплоченностью группы.

Эффективность работы организации во многом зависит от уровня подготовки, квалификации, специальных и профессио­нальных навыков менеджера, его умения формировать благопри­ятный морально-психологический климат, организовать производственный процесс и от многих других его качеств как руково­дителя.

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...

... направленность. В первом случае первая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно ... либо недооценивается, либо просто игнорируется. 4. Золотая середина руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует ...

Оптимальная численность коллектива должна определяться нормами управляемости, возможностью руководителя держать в поле зрения внутренние взаимосвязи между членами коллектива и управлять людьми, обеспечивая решение производственных и социальных задач.

Сплоченность и совместимость людей в коллективе, морально-психологический климат определяются и правильным подходом к формированию коллектива с учетом социально-психологических факторов: численности, возраста, пола, уровня образования, типа темперамента и др.

По возрастному признаку члены коллектива могут быть также разнообразны, и тогда они дополняют друг друга: так, молодежь более энергична, более работоспособна, но профессиональное мастерство ее явно невысокое; кадровые работники обеспечивают высокое качество работы за счет опыта и накопленных знаний, но зачастую менее инициативны.

Психологическую совместимость молодежи и кадровых работ­ников может обеспечить наличие в организации людей промежу­точных возрастов, играющих роль своеобразных психологических мостов.

Различен характер взаимоотношений в мужских и женских кол­лективах. В разнополом коллективе отношения товарищеской взаимопомощи развиваются благоприятней; в однополых коллек­тивах ниже уровень дисциплины и производительность труда, выше потери рабочего времени. Руководить сме­шанным коллективом легче.

Объединение в организации людей с разным уровнем образо­вания стимулирует членов коллектива повышать профессиональ­ное мастерство, делает их контакты более привлекательными, более интересными.

Большое значение при формировании коллектива имеет учет типов темперамента людей: как правило, людьми одного типа тем­перамента руководить очень сложно, между ними трудно обеспе­чить психологическую совместимость.