Роль модератора в фокус-группе

Роль модератора в фокус-группе

модератор интервью фокус

В этой работе мы постараемся рассмотреть деятельность модератора в фокус-группе, также измерить степень его важности и меру его ответственности в процессе его работы. Не будет лишним рассмотреть перечень характеристик, которыми должен обладать человек, использующий метод группового глубинного интервью.

Для того, чтобы войти в тему начнем с определения фокус — группы. Фокус — группы — это вид качественного исследования, часто используемый в социологии, представляющий собой групповое глубинное интервью. Здесь есть две стороны взаимодействия: модератора с группой и собственно коммуникация между участниками группы. Целью модератора в осуществлении этого метода является стимулировать общение внутри группы, направлять их беседу, чтобы обсуждались только те темы, которые нужно изучить для того или иного исследования. Этот метод как и любой другой имеет свое преимущества и свои недостатки. Среди плюсов можно перечислить такие как: легкость проведения, небольшие затраты на исследование, достаточно быстрые результаты и многое другое. Также, проведение фокус-групп может оказаться очень полезным на начальном этапе исследования, когда ученый только собирается построить свой теоретический конструкт которым собирается оперировать в своем дальнейшем анализе. В этом случае, записи групповых обсуждений могут оказаться очень полезными, так как, исходя из полученной информации, он может построить гипотезы, а также открыть принципиально новые стороны, интересные для изучения. Недостатками этого метода можно назвать, например:

)Во-первых, в сравнении с включенным наблюдением, где участники группы находятся в сфере своих повседневных дел, фокус — группа имеет оттенок постановочности и искусственности. Поэтому поведение участников будет детерминированно внешними условиями. На некоторых людей в большей или в меньшей степени будет сильно сказываться на естественности поведения такие факторы как: общение в группе незнакомых, обсуждение сенсетивных тем, интервьюирование (может восприниматься как допрос) и так далее. В этой характеристике глубиннного группового интервью также выражается мера ответственности модератора. Он должен постараться сделать так, чтобы приблизить их поведение, их ответы на вопросы и их реакции к их естественным. Модератор должен создать атмосферу доверия, сделать так, чтобы респондент чувствовал себя максимально комфортно, добиться правдивости и истинности их высказываний насколько это возможно. Для того чтобы это осуществить модератор должен обладать не только высокими профессиональными компетенциями, но также человеческими качествами такими как: внимательность, дружелюбие, приятность, чуткость, участливость, отзывчивость и многое другое.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Кевин Линч (1982) в монографии «Образ города» исследовал структуру реального образа, которая помогает человеку ориентироваться в городе. На английском языке книга вышла в 60-ые годы и стала очень популярной. Основной пафос книги был направлен против утилитарного индустриального строителства. Кевин Линч стал говорить о человеческих ценностях в городской среде. Методы, которые использовал автор ...

)Во-вторых, в сравнении с индивидуальным интервью степень контроля над фокус — группой намного меньше. В индивидуальном интервью респондент дискутирует только с тобой, модератор и есть собеседник поэтому контролировать ход беседы достаточно легко. А в групповом интервью общение происходит в большей мере внутри группы. Каким бы не был модератор профессионалом он не сможет держать дискуссию под полным контролем. Следовательно, модератор должен обладать некоторой долей властности, чтобы добиться достаточной степени контроля над группой.

)В-третьих, метод фокус — группы не является подходящим для многих задач. Это даже скорее не недостаток, а просто некая характеристика, которую можно отнести к любому методу, используемому в социологи. Для каждый задачи или проблемы есть свой способ решить ее. Для того, чтобы определить подходит ли этот метод для вашего исследования Дэвид Л. Морган предложил: «Самый простой тест на то, являются ли фокус-группы подходящими для исследовательского проекта, состоит в том, чтобы выяснить, насколько легко и активно будут участники обсуждать интересующую исследователя тему».

С понятием фокус — группа связано множество исследовательских вопросов, связанных с определением размера групп и их числа, но в этой работе мы не будем касаться этих вопросов, так как для нас главное рассмотреть те аспекты, где модератор активно себя проявляет.

Итак, какими же качествами должен обладать идеальный модератор? Изначально многие из модераторов имели отношение к психологии. И действительно, должен ли он обладать навыками из сферы психологии? Конечно, было бы не лишним умения прочитать невербальное, использование неагрессивных психологических приемов, чтобы расположить к себе человека, умение сглаживать конфликты в группе, что немало важно, так как при групповом обсуждение есть больший риск того, что он возникнет. Но в данном случае если исследование не имеет отношение к психологическому эксперименту, то считаю это не обязательным. Будет достаточно результативно использовать записи групповых обсуждений и анализировать высказывания участников. Так что эту характеристику можно считать не обязательной и оставить ее на усмотрение заказчика.

12 стр., 5970 слов

Метод фокус группы

... запись фокус-группы, описание невербальных реакций участников группы, данные наблюдений модератора и его ассистентов. Целесообразно выявить ... маркетинговых исследований. Это объясняется следующими факторами: Невысокий уровень обеспеченности населения компьютерами и подключением к Интернету ... гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус, с участием ведущего и основанных на ...

Что касается роли модератора в фокус — группе, то главный вопрос, который обсуждается исследователями это какая должна быть степень включенности модератора. Необходимо ли ему только немного корректировать обсуждение группы или все-таки у него должен быть структурированный список вопросов на которые он должен получить ответы от группы и не более того. Низкий уровень включенности предполагает решение более научных исследовательских задач. Высокий уровень включенности предполагает решение конкретных задач.

Стоит отметить, что если метод фокус-групп используется в научных целях (не для маркетинга), то если исследователь имеет соответсвующую компетенцию целесообразно будет ему самому провести фокус группу. Сам Морган относится к тем исследователям, которые считают, что самый лучший вариант это низкая включенность модератора. При проведении фокус-группы в таком ключе нужно соблюдать некоторые правила. Например, не перебивать участников, не мешать им высказываться, жестко не направлять течение дискуссии, отсутствие так такового сценария и так далее. Но он предлагает особенный вариант проведения фокус — групп с низкой включенностью модератора, а именно самоуправляющиеся группы. Чтобы создать самоуправляющуюся группы нужно провести подготовительную работу вместе с будущими участниками.

10 стр., 4900 слов

Техники и методики фокус групп

 Cоциология: 4М. 2007. № 24. 7 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕТОДОВ О.Т. Мельникова (Москва) МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ФОКУС-ГРУППОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В статье представлено структурированное описание методик и техник, используемых в фокус-групповом исследовании. Рассмотрены процедур­ные аспекты проведения фокус-групп и приведен обзор методических приемов (вопросы, зондирующие методы, процедуры выбора, ассоциа­тивные ...

Во-первых, им нужно самим дать управлять своей дискуссией. Их нужно попросить, чтобы они возвращались к первоначальной теме обсуждения, если они решат, что отошли от нее. В таком случае, решение вопроса о степени важности и близости обсуждаемых тем помимо ключевой темы лежит на самих участниках. Я как будущий исследователь и социолог считаю правильным проводить фокус — группу именно в таком формате, так как у нас восприятие уже опосредованно нашими знаниями об обществе и оно может отличаться от восприятия обычного человека. То, что мы не стали бы обсуждать и посчитали бы неважным для участника фокус — группы может оказаться крайне важным. И отказываться от получения такого типа концептуально нового знания было неверно со стороны научного исследователя.

Во-вторых, нужно дать им право выражать свои разные точки зрения в той форме в которой они захотят и так полно как они захотят. В данной ситуации человек обладает свободой выражения мысли и его речь становится уже не просто ответом на вопрос интервьюера, а в полной мере историей. Тут участник сам решает с какого момента его жизни он начинает рассказ и где он его заканчивает. Он сам выделяет важные моменты в жизни и ситуации, которые определили его жизненные пути.

Данный способ проведения фокус — групп я считаю самым рациональным для научных исследовательских задач. Но стоит отметить, чтобы провести этот метод в таком виде нужно учесть многие аспекты. Участники должны подбираться очень тщательно и требований к их выбору должно быть больше чем в обычной фокус — группе. Из таких требований я бы перечислила, во-первых, уровень образования. Уровень образования очень важен для включения участника в самоуправляемую фокус — группу. Так как умение распределять свое время, умение обсуждать и выделять наиболее важное из всего огромного пространства схожих тем, умение контролировать и ограничивать себя присуще людям с достаточно высоким уровнем образования. Во-вторых, я бы внесла и возрастные ограничения. Так как из-за особенностей детской и подростковой психики и типа поведения данный метод фокус — групп является затруднительным для проведения. У подрастающих людей часто отсутствует чувство контроля, они еще недостаточно социализировались чтобы регулировать в полной мере свое поведение и свою речь. Следовательно, можно выбирать участников только среди взрослого населения. В-третьих, желательно до включения в группу проверять участника на внимательность. Я бы предложила бы провести серию коротких элементарных тестов на наличие этой характеристики. Так как для проведения метода самоуправляющихся фокус — групп нам необходимо исключить рассеянных и ненаблюдательных. Потому что вероятнее всего невнимательный участник окажется неспособным к контролю за ходом дискуссии.

8 стр., 3656 слов

Использование метода фокус — группы в маркетинге

Негосударственноеобразовательное учреждение САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Факультет психологии Кафедра психологии управления Курсовая работа по дисциплине: «Психология маркетинга» Тема: «Использование методафокус — группы в маркетинге»      Выполнила: Кошкарова Е.О. &nbs ...

Итак, мы выяснили, что метод самоуправляющихся фокус — групп является самым интересным и подходящим для научных исследований. Но у него как и у всех методов есть свои минусы такие как: высокие требования для участников, невозможность универсального использования.