31 Общая хар-ка динам процессов в малой группе

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Одномерные и двумерные модели развития малой группы. Механизмы групповой динамики: разрешение противоречий, идиосинкразический кредит, психологический обмен.

План ответа

  1. Общая характеристика динамики групп.
  2. Одномерные модели развития.
    1. Стратометрическая концепция А.В. Петровского.
    2. Параметрический подход Л.И. Уманского.
    3. Модель Е. Мабри.
    4. Модель Волкова.
    5. Модель М. А. Новикова.
    6. Схема решения групповых проблем Л. Хоффмана и Р. Штейна.
  3. Двумерные модели развития.
    1. Двухфакторная модель Б. Такмена.
    2. Нормативно-ролевая концепция Н. Обера.
    3. Модель Г. Стенфорда и А. Роарка.
  4. Теория социализации групп Р. Морленда и Д. Ливайна
  5. Механизмы групповой динамики.
    1. Разрешение противоречий.
    2. Идиосинкразический кредит.
    3. Психологический обмен.

Ответ:

  1. Общая характеристика динамики групп.

Под динамическими процессами понимаются процессы, которые протекают в группе, в том числе процесс ее становления и развития. Эта совокупность включает в себя:

  • процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится).

    Далее, это

  • традиционно рассматриваемые в «групповой динамике» процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен
  • явления групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности.
  • в качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.
  1. Одномерные модели развития.
    1. Стратометрическая концепция А.В. Петровского.

Существует 3 слоя структурных отношений: Внешний — межличностные отношения — эмоциональные, стихийно складывающиеся; Средний — ценностно-ориентационное единство — единство ценностных представлений, связанных или не связанных с содержанием деятельности; Центральный — коллектив — групповые ценности занимают первые места в иерархии индивидуальных ценностей.

17 стр., 8466 слов

Особенности развития проблематики малых групп за рубежом Нормативно-ролевая регуляция социального взаимодействия

... уровней групповой динамики. И конечно же, нуждается в серьезном изучении заявленная в параметрическом подходе деструктивная линия жизни коллектива. Двухмерные модели развития группы. ... между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития. Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:    & ...

Критерии построения типологии:

  • степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;
  • общественная значимость последней, т. е. уровень ее позитивности—негативности с точки зрения общественного прогресса.

Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям).

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

Раздел 1. История и современное состояние психолого-педагогических исследований по изучению художественно-творческой деятельности детей и подростков   Значение исследовательской деятельности в педагогической практике учителя изобразительного искусства Совокупность психического отражения человеком действительности. Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов ...

В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Позитивной стороной подобной схемы группового развития является отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы и рассмотреть ее в системе широких социальных детерминантов. Более проблематично обстоит дело с конкретным приложением обсуждаемой схемы к множеству реально функционирующих групп, поскольку процесс развития представлен в ней в слишком обобщенной форме, минуя многие, возможные этапы и не отражая складывания отдельных компонентов жизнедеятельности группы как составляющих целостного социального организма

  1. Параметрический подход Л.И. Уманского.

Критерии развития группы как коллектива:

(а) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

(б) организационное единство группы;

(в) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

(г) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж. Пиаже; теории развития умений к. Фишера; теория развития психики а. Валлона; теории развития как решение задач р. Ке

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития умений к.Фишера; теория развития психики а.Валлона; теории развития как решение задач р.Кейза 1.1 Теория развития психики а.Валлона Развитие А. Валлон рассматривает как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества. Анаболизм он определя­ет как ...

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т. е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и группа-автономия. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий — кооперации и автономизации. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Последовательно это выглядит так: группа-конгломерат→ номинальная группа (приобретение названия)→ группа-ассоциация (возникновение чувства «мы»)→ группа-кооперация (интеграция для достижения цели)→ группа-автономия (феномен идентичности с группой, субъектность группы)→ коллектив.

Классификация видов групповой деятельности:

  • совместно-индивидуальная
  • совместно-последовательная
  • совместно-взаимодействующая
  1. Модель Е. Мабри.

Модель группового развития Мабри с точки зрения решения задач инструментального типа, включает четыре фазы движения группы в «поле» решения задачи:

1) латентную — этап ознакомления с задачей;

2) адаптационную — соотнесение возможностей членов группы с требованиями задачи и их функциональное соподчинение в зависимости от этого;

3 стр., 1123 слов

Тема 2−3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... группе. 9. Групповая сплоченность и напряженность. 10. Основные этапы и фазы развития группы в тренинге. 11. Проблема лидерства в тренинговой группе. 12. Эффективность групповой ... логичные аргументы. 6. Научиться вырабатывать групповые решения путем учета многих мнений. 7. Научиться ... Виды тренинговых групп. 4. Гуманистическое направление. 5. Гештальт-модель. 6. Трансактный анализ в группе. 7. ...

3) интегративную — этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действий;

4) фазу достижения требуемого решения.

  1. Модель Волкова.

Модель, отражающая динамику эмоциональной сферы Волкова, включает 4 фазы:

1) фазу первичного восприятия и опознания, имеющую результатом формирование первого впечатления о партнере;

2) фазу сближения, направленную на формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, актуализацию установки на совместное действие;

3) фазу совместного действия, ведущую к принятию межличностных ролей и определению статуса в общении;

4) фазу сцепления, характеризующуюся укреплением чувства общности «МЫ», формированием норм общения и включением механизмов взаимовлияния.

  1. Модель М. А. Новикова.

Выделяет 3 основных стадии функционирования группы в замкнутых системах: ознакомление, дискуссия и ролевые ориентации.

Ознакомление — длится короткое время, характеризуется развитием ориентировочных и исследовательских реакций ее членов.

Дискуссия — от нескольких дней до двух-трех недель — общение на тему взглядов по жизненным вопросам. Результат: возникновение контура группы.

Ролевые ориентации — формирование группы как системы с социально-психологической атрибутикой, но и деструктивные процессы: эмоциональные столкновения, которые носят скорее непродолжительный характер.

  1. Схема решения групповых проблем Л. Хоффмана и Р. Штейна.

Пять фаз группового решения проблем:

14 стр., 6719 слов

Теория группового развития Бенниса и Шепарда

... коммуникации в группе. Задачи курсовой работы: 1)проанализировать фазы установления межличностных отношений; 2)выявить отклонения от нормального хода развития; 3)раскрыть теорию группового развития В. Бенниса ... включает два основных вопроса: а) анализ помех валидной коммуникации в группе, б) стадии группового развития. Основная помеха установления валидной коммуникации, по мнению авторов теории ...

  • определение проблемы или постановка цели
  • спецификация барьеров, которые предстоит преодолеть
  • генерирование альтернативных решений
  • оценка решений
  • адаптация принятого решения
  1. Двумерные модели развития.
    1. Двухфакторная модель Б. Такмена.

Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т. е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:

  • стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
  • стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
  • стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
  • стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача"

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:

  • стадию «ориентировки в задаче», т. е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
  • стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;
  • стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
  • стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Позже Такмен ввел пятую стадию командообразования (развития малой группы) прекращение деятельности: речь идет о свертывании отношений в обеих сферах групповой активности, расформировании самой группы.

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... групп. Понятие "команды"……………………………………………4 Этапы развития группы…………………………………………………………..5 Типы команд………………………………………………………………………..6 Групповые нормы и нормативное поведение……………………………......8 Структура групп ... Продуктивность.На этой стадии развития достигается самая высокая производительность. Группа постоянно обсуждает работу ... создание доверия и открытого обмена информацией внутри команды. Впоследствии ...

Такмен указывает на тесную связь между обеими сферами, но не указывает в чем состоит эта связь. Он также не отвечает на вопрос взаимовлияния сфер и вопрос о первичности той или иной сферы.

  1. Нормативно-ролевая концепция Н. Обера.

Четыре стадии группообразования с точки зрения формирования нормативно ролевой системы в экспрессивной и инструментальной сферах в модели Н. Обера:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей — по мнению автора, это период «апатично-иерархического» состояния группы;

2) возмущение — разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий;

3) формирование инструментальных норм — ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров по группе;

4) выполнение — этап образования функциональных ролей, установления гибкой взаимозависимости отношений.

  1. Модель Г. Стенфорда и А. Роарка.

Вслед за Б. Такменом они четко дифференцировали в жизни группы две сферы — эмоциональную и деловую, но в отличие от него изменения в этих сферах рассматривали как единый процесс психологического развития группы. Они выделили следующие 7 стадий:

— Первая, начальная, стадия характеризуется, по мнению исследователей, ориентационными тенденциями в поведении учащихся. На этом этапе групповой жизни формируются представления учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.

— Вторая стадия — период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания. Авторы полагают, что на данной стадии возможно неравномерное развитие группы в деловой и эмоциональной сферах.

— Третья стадия получила название «стадии конфликта», когда наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

— Четвертая стадия характеризуется как переходная от состояния конфликта к состоянию сбалансированности в отношениях между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

— Пятая стадия группового развития интересна тем, что здесь впервые, как полагают исследователи, возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «МЫ», в котором проявляется забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочение. На этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной целей, причем ведущими становятся учебные цели. В плане соотношения развития сфер групповой активности отмечается значительное преобладание деловой сферы. Считается, что это наиболее удобный для учителя этап функционирования класса.

— На следующей, шестой, стадии картина меняется: доминирующую роль теперь играет сфера эмоциональной активности, резко возрастает значение отношений типа «Я—ТЫ», личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм. По мнению авторов, группа на этой стадии напоминает очень удачную семью.

— Седьмая стадия—актуализация — относится к высшему этапу групповой зрелости, когда уровни развития обеих сфер выровнены и степень сплочения группы весьма высока. Группа является открытой для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие индивидуальных учебных стилей. Единодушие становится единственным признаваемым путем принятия решений, и расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему.

  1. Теория социализации групп Р. Морленда и Д. Ливайна

Процесс развития группы рассматривается по аналогии с процессом социализации индивида, анализируется «временное пространство» существования группы. Каждая стадия в развитии группы характеризуется по типу отношений группы с каждым вновь поступающим в нее членом. Стадии сравниваются между собой посредством 3-х критериев:

  • оценивание — целей группы, ее положения среди других групп, значение целей группы для каждого ее члена;
  • обязательства — группы по отношению к членам и членам по отношению к группе, в ходе чего выявляется степень удовлетворения взаимными ожиданиями;
  • преобразование ролей членов группы — большая или меньшая включенность членов группы, степень их идентифицированности с ней. Выделяется пять ролей: потенциальный член, новый член, полный член, маргинальный член, экс-член [а это наверно импотент].
  1. Механизмы групповой динамики.
    1. Разрешение противоречий.

Исследователи группового развития отмечают наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразова-ния во временных юношеских группах (работа осуществлялась в рамках параметрического подхода Л. И. Уманского), А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой.

Обнаружилось, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения. Так, если перед группами начинали ставиться, сообразуясь с их потенциалом, более сложные и ответственные задачи, требовавшие от них больших усилий и напряжения, это способствовало разрешению указанного выше противоречия и вело к развитию как отдельных социально-психологических характеристик «коллективного субъекта», так и его самого в целом. Аналогичным образом разрешался конфликт между личностью и группой: получая, если в этом имелась потребность, возможность более ответственно, независимо и творчески подходить к выполнению заданий, члены группы тем самым наряду с личным совершенствованием вносили вклад в совершенствование самой группы.

Еще один тип внутригрупповых противоречий описывает психоаналитик Ф. Шамбо сводя все причины развития группы исключительно к конфликту между лидером и последователями: Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки ее членами некоторых общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.

  1. Идиосинкразический кредит.

В еще большей степени с анализом поведения лидера связано выделение нами другого механизма развития группы, получившего в работах известнейшего исследователя лидерства Е. Холландера название феномена «идиосинкразического кредита».

Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Причем, согласно модели, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).

Таким образом, феномен «идиосинкразического кредита», как он описывается Е. Холландером, выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую, более высокую ступень жизнедеятельности. И именно это обстоятельство позволяет отнести «идиосинкразический кредит» к числу возможных механизмов группового развития.

  1. Психологический обмен.

Определенные формы поведения как бы обмениваются на статус, достижение определенных результатов, причем результат этого обмена значимый для всех участников взаимодействия.

Р. Л. Кричевский модель ценностного обмена в групповом межличностном взаимодействии. В соответствии с разрабатываемой моделью предполагается поуровневый характер ценностного обмена в малой группе, обусловливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Эмпирически возможно зафиксировать как минимум два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.

Диадный уровень наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе, и имеет своим следствием, принимая во внимание акцентированный выше контекст рассмотрения обмена, приписывание индивидами друг другу определенного статуса. И если И. Альтмен и Д. Тейлор по существу описали молекулярный уровень внутридиадного обмена, то применительно к обсуждаемой модели речь идет о молярном его уровне, дополнительно учитывается и такой еще момент, как значительная соподчинен-ность диадных целей общегрупповым.

Собственно групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Как показывают материалы исследований [Кричевский], в реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой, и их разведение зачастую возможно скорее лишь в теоретическом анализе, нежели в конкретном эмпирическом изучении. Заметим, правда, что подобная задача успешно решается в специально организованных условиях, например в ситуациях формирования группы из незнакомых между собой ранее людей.

Наряду с уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации — две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа. Именно в указанном «пространстве» группового функционирования оформляются основные контуры статусной иерархизации — ключевого звена структурообразования группы. В частности, применительно к лидерству это означает развитие главных его составляющих — систем делового и эмоционального лидерства.