Методические рекомендации для студентов озо по дисциплине «Общая психология»

Тема 1. Определение психологии как науки.

План:

  1. Предмет психологии. Соотношение житейской и научной психологии.
  2. Общее понятие о психике. Функции психики.
  3. Мир психических явлений: процессы, состояния, свойства.

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 2. Место психологии в системе научного знания.

План:

  1. Взаимосвязь психологии и современных наук.
  2. Основные отрасли психологической науки.

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 3. Этапы развития психологии (исторический обзор).

План:

  1. Психология как наука о душе.
  2. Психология как наука о сознании.
  3. Психология как наука о поведении.
  4. Психология как наука о психике человека.

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2001. – 544 с.

Тема 4. Методы психологического исследования: основные методы.

План:

  1. Наблюдение: требования к организации и проведению, достоинства, недостатки.
  2. Эксперимент: требования к организации и проведению, достоинства, недостатки.

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002

Тема 5. Методы психологического исследования: вспомогательные методы.

План:

  1. Опросные методы: беседа, анкетирование. Требования, достоинства, недостатки.
  2. Психодиагностические методы: тесты, проективные тесты. Требования, достоинства, недостатки.
  3. «Архивный» метод.

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002

Тема 6. Взаимосвязь психики и мозга.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... проверяемость. В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. ... естествоисследователю считали, что высшие психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория Вундта не получила никакого ...

План:

  1. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы.
  2. Физиологические основы психики человека.
  3. Психофизиологическая проблема в психологии.

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 7. Развитие психики в филогенезе.

План:

1. Стадии развития психики:

— стадия сенсорной психики (элементарной чувствительности);

— стадия перцептивной психики;

— стадия интеллекта.

2. Формы поведения животных.

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1958
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 8. Становление сознания как высшей формы психического отражения.

План:

  1. Сущность различий психики человека и психики животных.
  2. Роль трудовой деятельности и речи в становлении сознания.
  3. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 9. Сознание и бессознательное.

План:

  1. Понятие о сознании, его структура, основные функции.
  2. Понятие о бессознательном. Неосознаваемые психические процессы.

— неосознаваемые механизмы сознательных действий;

— неосознаваемые побудители сознательных действий;

— «надсознательные» процессы.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 10. Понятие о человеке, основные подходы к его изучению

План:

  1. Науки о человеке и человечестве.
  2. Проблема человека в философской картине мира.
  3. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека.

Литература:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... в соответствующей области науки - в математике, литературе и т.д.); речевые (способность ярко и четко ... педагогических способностей, приводит следующую классификацию: 1. Общие педагогические способности, необходимые каждому педагогу, независимо ...

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», — 2002. – 416 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Т. 1. – М.: Педагогика, 1980
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 11. Соотношение понятий человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.

План:

  1. Определение понятий человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность, их соотношение.
  2. Человек как индивид.
  3. Человек как личность.
  4. Человек как индивидуальность.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», — 2002. – 416 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Т. 1. – М.: Педагогика, 1980
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 12. Биологическое и социальное в личности.

План:

  1. Биогенетический подход к исследованию личности.
  2. Социогенетический подход к исследованию личности.
  3. Проблема взаимодействия биологического, социального и психического.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», — 2002. – 416 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.

Тема 13. Сознание и самосознание.

План:

  1. Самосознание в структуре сознания. Структурные компоненты самосознания.
  2. Понятие «Я-концепция», ее структура. Образы «Я».
  3. Самооценка и уровень притязаний.

Литература:

  1. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2001. – 400с.
  2. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984
  3. Фельдштейн О.И. Психология становления личности. СПб., 1994

Тема 14. Направленность и активность личности.

План:

  1. Понятие о направленности личности.
  2. Потребности как источник активности человека.
  3. Мотив и мотивации. Основные характеристики мотивационной сферы.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

Тема 15. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент.

План:

  1. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.
  2. Обзор учений о темпераменте.
  3. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности.

Литература:

7 стр., 3300 слов

Планы семинарско – практических занятий Психология (Раздел «Общая ...

... понятия темы. Литература: 4. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии «Питер» 2004. 5. Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. М.М.Безруких, В.Д. Софонькин, Д.А.Фарбер. Уч. Пос., М., Академия.-2002. Семинар 10 План 1.Природа ...

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

Тема 16. Индивидуально-психологические особенности личности: характер.

План:

  1. Понятие о характере, его структура.
  2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

Тема 17. Индивидуально-психологические особенности личности: способности.

План:

  1. Общая характеристика способностей, виды способностей.
  2. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
  3. Природа человеческих способностей.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

Тема 18. Эмоциональная сфера личности.

План:

  1. Понятие об эмоциях и чувствах, их общая характеристика.
  2. Формы эмоционального переживания.
  3. Функции эмоций, их значение в жизни человека.
  4. Психологические теории эмоций.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 19. Волевая сфера личности

План:

  1. Общая характеристика воли.
  2. Структура волевого действия.
  3. Волевые качества человека.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 20. Познавательная сфера личности. Сущность процесса познания.

План:

  1. Специфика познавательной деятельности человека.
  2. Познавательные процессы.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 21. Ощущение.

План:

  1. Общее понятие об ощущении.
  2. Классификация видов ощущений.
  3. Свойства ощущений.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 22. Восприятие.

План:

  1. Общее понятие о восприятии.
  2. Классификация видов восприятия.
  3. Свойства восприятия.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 23. Представление.

План:

  1. Общее понятие о представлении.
  2. Классификация видов представления.
  3. Функции представлений.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 24. Память.

План:

  1. Общее понятие о памяти, классификация видов памяти.
  2. Свойства памяти.
  3. Основные процессы памяти.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 25. Воображение.

План:

  1. Общее понятие о воображении.
  2. Классификация видов воображения.
  3. Механизмы синтезирующей деятельности воображения.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 26. Мышление.

  1. Общее понятие о мышлении, его основные характеристики.
  2. Классификация видов мышления.
  3. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Виды мыслительных операций.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 27. Речь.

План:

  1. Общее понятие о речи.
  2. Виды и формы речи.
  3. Функции речи.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 28. Внимание.

План:

  1. Общее понятие о внимании.
  2. Виды внимания.
  3. Свойства внимания.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998

Тема 29. Психологическое содержание деятельности человека.

План:

  1. Общее понятие о деятельности, ее основные характеристики.
  2. Структура деятельности.
  3. Приемы деятельности.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999

Тема 30. Общение как особая форма деятельности человека.

План:

  1. Общее понятие об общении.
  2. Структура общения.
  3. Функции общения.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994
  2. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2001. – 400с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу.

Название метода, его определение

Специфика проведения

Требования к проведению

Достоинства

Недостатки

Виды

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование

Анкетирование

Беседа

«Архивный»

метод

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002
  3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984
  4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М., 1994
  1. Из перечисленных ниже литературных и сказочных героев определите, кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер Безухов, Колобок, Д-Артаньян, Скарлетт О-Хара, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Печорин, Емеля, кот Матроскин, Снежная Королева, Обломов, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, кот Бегемот, Наташа Ростова.

Литература:

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие. – Пятигорск, 1990
  2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964
  3. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.// Избранные психологические труды/ Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1990
  4. Русалов В.Н. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979
  5. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982.
  6. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х Т. Т. 1. М., 1985

Вариант 2

1. Заполните таблицу

Название и характеристика теории темперамента

Представители теории

Ключевые моменты теории

Достоинства

Недостатки

2. Определите какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологические типы по К.Г. Юнгу:

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

Экстравертированный тип

Интровертированный тип

Вариант 3.

  1. Заполните таблицу

Стадия психического развития, ее общая характеристика

Уровни психического отражения, характерные для данной стадии

Формы поведения животных, связанные с данной стадией и уровнем

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998
  4. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1976

2. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы:

— Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений (Амъель).

— Гений есть не что иное, как дар огромного терпения (Бюффон).

— Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота (Эдисон).

— Без страсти нет гениальности (Моммзен).

— Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Эмерсон).

— Талант – дар, над которым властвует человек, гений – дар, властвующий над самим человеком (Лоуэлл).

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999
  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
  5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 1985

Вопросы к зачёту

  1. Определение психологии как науки. Предмет, задачи психологии. Понятие общей психологии.
  2. Общее понятие о психике. Особенности психического отражения.
  3. Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния.
  4. Отрасли психологической науки.
  5. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.
  6. Взаимосвязь психики и мозга человека.
  7. Развитие психики в филогенезе. Основные формы поведения животных.
  8. Сущность различий психики животных и психики человека.
  9. Роль трудовой деятельности и речи в становлении сознания.
  10. Сознание и бессознательное.
  11. Понятие, сущность, структура деятельности.
  12. Особые виды деятельности: игра, учение, труд.
  13. Приемы деятельности: умение, навык, привычка.
  14. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.
  15. Самосознание. Понятие и структура «Я- концепции».
  16. Самооценка и уровень притязаний.
  17. Основные формы направленности личности.
  18. Потребности как источник активности человека. Виды потребностей.
  19. Соотношение понятий человек- индивид – личность- индивидуальность.
  20. Структура личности.
  21. Биологическое и социальное в личности.
  22. Мотив и мотивация. Основные характеристики мотивационной сферы человека.
  23. Мотивированное поведение как характеристика личности.
  24. Понятие об эмоциях и чувствах. Формы эмоционального переживания.
  25. Значение эмоций в жизни человека, их функции.
  26. Понятие воли. Общая характеристика волевых действий. Структура волевого акта. Волевые качества личности.
  27. Учения о темпераменте. Характеристика типов темперамента.
  28. Понятие, свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
  29. Понятие и структура характера.
  30. Понятие и виды способностей.
  31. Природа способностей. Задатки, склонности.
  32. Одаренность, талант, гениальность.
  33. Ощущение как психический процесс. Классификации видов ощущений.
  34. Основные свойства ощущений.
  35. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Основные виды восприятия.
  36. Основные свойства восприятия.
  37. Общее понятие представления. Его основные характеристики, функции, виды.
  38. Внимание как свойство психики человека. Его виды и свойства.
  39. Общая характеристика памяти, ее основные виды.
  40. Основные механизмы и процессы памяти.
  41. Приемы и условия осмысленного запоминания.
  42. Понятие, виды воображения.
  43. Механизмы синтезирующей деятельности воображения.
  44. Мышление, его основные характеристики. Классификации видов мышления.
  45. Основные формы мышления.
  46. Основные виды умственных операций.
  47. Общая характеристика речи. Речь и язык.
  48. Основные виды, формы, функции речи.
  49. Развитие речи в филогенезе.
  50. Классификация методов психического исследования (Ананьев Б.Г.)
  51. Проблема интроспекции и метод самонаблюдения.
  52. Наблюдение: виды, достоинства, недостатки.
  53. Эксперимент: виды, достоинства, недостатки.
  54. Опросные методы психологического исследования.
  55. Психодиагностические методы исследования.

Критерии оценивания знаний

  1. «Отлично» — теоретический уровень усвоения знаний (знание теории и концепции по основным проблемам курса, творческий уровень познавательной деятельности).
  2. «Хорошо» — эмпирический уровень усвоения знаний (усвоение конкретных понятий, фактов, самостоятельный уровень познавательной деятельности).
  3. «Удовлетворительно» — описательный и фрагментарный уровень усвоения знаний (формальное воспроизведение знаний, описание явления на уровне представлений, репродуктивный уровень познавательной деятельности).
  4. «Неудовлетворительно» — поверхностный уровень усвоения понятий (формальное воспроизведение отдельных свойств, элементов знаний, умений).

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ПСИХОЛОГИИ

  1. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

2. Первым этапом в становлении психологии как науки было:

а) изучение и объяснение феномена «души»;

б) применение метода интроспекции в психологии;

в) исследование сферы бессознательного;

г) исследование природы психического.

3 Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны следующие признаки:

а) отражать предметы в целом;

б) отражать связи и отношения между предметами;

в) отражать отдельные свойства предметов;

г) ставить цели и достигать их.

4. Сознание как высшая форма психического отражения и высший уровень саморегуляции характеризуется:

а) активностью;

б) интенциональностью;

в) критичностью;

г) все ответы верны.

5. Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют:

а) всякую деятельность;

б) только игру;

в) только учение;

г) только труд.

1. Условие развития психики.

2. Деятельность, направленная на усвоение способов действия.

3. Условие проявления всех психических реакций.

4. Деятельность, направленная на получение результата.

5. Деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

6. Деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий.

6. Умственные действия формируются в процессе:

а) интериоризации;

б) экстериоризации;

в) трансформации;

г) идентификации.

7. «Опредмеченной потребностью» мотив называл:

а) Г.А. Ковалев;

б) Л.И. Божович;

в) К.К. Платонов;

г) А.Н. Леонтьев.

8. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется:

а) привычкой;

б) операцией;

в) навыком;

г) умением.

9. Найдите соответствие между компонентами деятельности и их характеристиками:

а) учение;

б) умение;

в) мотив;

г) игра;

д) операция;

е) навык.

1. Основные виды деятельности.

2. Строение деятельности.

3. Освоение деятельности.

10. Выберите из приведенного списка качества, характеризующие человека как личность и как индивида:

добросовестность, низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, общительность, большая эмоциональная возбудимость, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, упрямство, реактивность, честность, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценке.

11. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности;

б) темперамент;

в) направленность;

г) характер;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

12. Установите соответствие между формами направленности личности и их содержанием.

1. Ценностные ориентации.

2. Убеждения.

3. Мировоззрение.

4. Склонность.

5. Интересы.

6. Установка.

а) мотив, побуждающий к познавательной деятельности;

б) неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать;

в) представление, знание, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности;

г) способ дифференциации субъектом объектов действительности по их значимости;

д) система сложившихся взглядов на окружающий мир;

е) положительное, внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию.

15. Назовите основные группы психических явлений.

16. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К. Роджерс;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпорт;

г) Л.С. Выготский.

17. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

г) образ себя.

18. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:

а) собственной эмоцией;

б) аффектом;

в) настроением;

г) чувством.

19. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

20. Определите соответствие между приведенными примерами и объясняющими их явлениями:

а) побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари;

б) А.Н. Скрябин обладал цветным слухом, т.е. слышал звуки, окрашенные в разные цвета;

в) ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения;

г) при обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась.

1. Адаптация.

2. Синестезия.

3. Специфическая сенсорная организация.

4. Сенсибилизация.

21. Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но понимаем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия:

а) осмысленность;

б) константность;

в) предметность;

г) целостность;

д) структурность.

22. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

а) экстерорецепторами;

б) интерорецепторами;

в) проприорецепторами;

г) внутренними.

23. К основным свойствам ощущений не относится:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

г) объем.

24. Основные свойства внимания:

а) произвольность и концентрированность;

б) отвлекаемость и переключаемость;

в) устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем.

г) объем и рассеянность.

25. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении:

постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей; наилучший распорядок деятельности; создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.

26. Перечислите процессы памяти.

27. Высшим видом памяти считается:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

28. В течение четверти секунды функционирует памяти:

а) сенсорная;

б) кратковременная;

в) долговременная;

г) оперативная.

29. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств;

б) ступень познания, раскрывающая суть вещей, явлений;

в) процесс создания новых образов;

г) все суждения верны.

30. По форме различают следующие виды мышления:

а) наглядно-действенное;

б) теоретическое;

в) наглядно-образное;

г) интуитивное;

д) дискурсивное;

е) словесно-логическое;

ж) все ответы верны.

31. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

а) наглядно-действенным;

б) наглядно-образным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

32. Какой мыслительной операции соответствует данное определение: «Группировка предметов и явлений по их общим и существенным признакам»:

а) синтез;

б) анализ;

в) обобщение;

г) классификация;

д) сравнение;

е) абстракция;

ж) конкретизация.

33. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

Воображение – это форма психического отражения:

а) устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами;

б) предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств;

в) отдельных свойств предметов и явлений;

г) состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

34. Вставьте пропущенный вид воображения в следующие определения:

а) воображение, которое имеет место на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака, является ……….. воображением.

б) воображение, которое характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, называют ………… воображением.

в) воображение, предполагающее самостоятельное создание образа, вещи, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, называют ……………. воображением.

35. Вставьте пропущенную форму воображения в следующие определения:

а) форма воображения, состоящая в «склеивании» различных несоединимых качеств в повседневной жизни, называется ………… ;

б) форма воображения, состоящая в увеличении или уменьшении предмета, изменении качества его частей, называется …………. ;

в) форма воображения, состоящая в подчеркивании каких-либо признаков, называется ………….. .

36. Какие из перечисленных психических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие к продуктам активного воображения?

Мечта; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой задачи; образы, не связанные с волей.

37. Эгоцентрическая речь – это:

а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления;

б) громкая речь ребенка, адресованная самому себе;

в) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники;

г) произвольная, развернутая и организованная речь;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

38. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т.п.).

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Заранее планируемая речь.

6. Грамматически бессвязная форма речи.

7. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

8. Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях.

39. Перечислите виды высших чувств.

40. Перечислите формы эмоционального переживания.

41. Критерием проявления воли не является:

а) волевое действие;

б) волевые качества человека;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

42. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

а) настойчивость;

б) самостоятельность;

в) принципиальность;

г) решительность.

43. Индивидуальные особенности личности, формирующиеся в течение жизни и влияющие на успешность выполнения деятельности, называются:

а) способностями;

б) задатками;

в) фенотипом;

г) характером.

44. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

45. По Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:

а) сангвиников;

б) флегматиков;

в) холериков;

г) меланхоликов.

46. Совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, это:

а) темперамент;

б) способности;

в) характер;

г) задатки.

47. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности протекания деятельности.

48. Какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный тип по К.Г. Юнгу?

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, импульсивность, рефлексия, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

49. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

50. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении;

б) экспериментальном методе;

в) контент-анализе;

г) беседе.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Философия личности. – СПб : Изд-во Михайлова В.А. 1999 – 89с.

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
  2. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001
  3. Выготский Л.С. Лекции по психологии – СПб : Союз 1997 – 144с.
  4. Выготский Л.С. Лекции по психологии: Посвящённые высшим психическим функциям и их развитию в детском возрасте. – СПб.: Изд-во Союз, 2004.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом. Ун-т, 1999 – 332с.
  6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-м-дия. Пособия к курсу “Психология человека”. – М.: Пед. Общество России. 1999-276с.
  7. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та; Изд-во НПО МОДЭК, 2003.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2х т. : Т1 / перевод с французского Н.Н.Алинова и др.: под редакцией Г.Г. Аракелова – М.: Мир 1992 – 496с.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2х т.: Т2 / перевод с французского Н.Н.Алинова и др.: под редакцией Г.Г. Аракелова – М.: Мир 1992 – 370с
  10. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 1999.
  11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000
  12. Дубровина И.В. Психология.- М.: “Академия” 1999.
  13. Дубровина И.В. Психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999
  14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер 2001-560с. ( Серия “Практикум по психологии” )
  15. Климов Е.А. Общая психология: Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
  16. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум.: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити 1999 – 175с.
  17. Контрольные задания по психологии: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / ред. – сост. Л.А. Першина. – М.: Издательский центр Академия, 2006
  18. Краткий психологический словарь / ред-сост. Л.А. Карпенко ; под редакцией А.В. Петровского, Н.Я. Ярошевского. 2-е изд. Расш., испр.-доп. Ростов Н/Д издательство “Феникс” 1999 –512с.
  19. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Мокс.Псих. – соц. ин-т.: Флинта 1998 – 192с.
  20. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах: Уч.-методич. пособие. М., 1999
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие для студ. вузов /А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2004.
  22. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл 1993 – 43с.
  23. Макарова И.В. Психология: Краткий Курс Лекций. – М.: Юрайд-Издат, 2004. – 234с.
  24. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник.- СПб.: “Питер” 2001-512с. (Серия “Уч. нов. Века”.)
  25. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студ. вузов: В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования: Учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003
  26. Общая Психология. Конспект Лекций: Пособие Для Подготовки К Экзаменам / Сост. В.А. Титов. – М.: Приор-Издат, 2002. – 208с.
  27. Общая психология в пед. Вузе. : Учебное пособие. – Пермь. : ПГПИ 1999 – 159с.
  28. Общая психология: курс лекций / составитель Рогов Е.И. – М.: Издательский центр Владос 1999 – 448с.
  29. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования /Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2003
  30. Першин Л. А. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ. /Под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  31. Петровский А.В. Психология.- М.: “Академия”, 2001.
  32. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, М.: “Академия” 2000
  33. Психические состояния: Хрестоматия /Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001
  34. Практикум по общей экс. и прикл. психологии / по редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб.: Изд-во “Питер” 2000-560c. ( Практикум по психологии ).
  35. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. –Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер,2004. –560с.: ил.
  36. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Николаенко.: ИНФРА-м; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000-175с.
  37. Психология и педагогика. Учебное пособие / под редакцией А.А. Радугина. – М.: “Центр” 1997 – 255с.
  38. Психология. Практикум: задачи, этюды, решения. – М.: Моск. Псих. – пед. Ин-т., Флинта, 1998 – 168с.
  39. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС., 1999 — 320с.
  40. Родин В.М. Психология: Теория и практика: учебное пособие. – М.: Изд. Гр. Форум. – ИНФРА. – М, 1998 – 296с.
  41. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. – СПб: “Питер” 1999 – 720с.
  42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер,2004. –713с.: ил.
  43. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  44. Сборник задач по общей психологии. Под редакцией В.С. Мерлина – М.: Просвещение, 1974 – 208с.
  45. Современный Психологический Словарь [Текст] / Сост. И Общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 633 [7] С.
  46. Столяренко Л.Д. Основы Психологии В Экзаменационных Вопросах И Ответах [Текст]: Учебное Пособие. — Ростов Н/Д : Феникс, 2003. — 448 С. — (Серия «Высшее Образование»).
  47. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. Ростов – н/Д.: Феникс 1999 – 576с.
  48. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов /В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2003.
  49. Шабельникова В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. вузов /В.К. Шабельников. – М.: Академия, 2003.

Терминологический минимум

  1. Апперцепция
  2. Анализ
  3. Аффект
  4. Абстракция
  5. Абсолютная чувствительность
  6. Анкетирование
  7. Акцентуация характера
  8. Агглютинация
  9. Безусловный рефлекс
  10. Бессознательное
  11. Воссоздающее воображение
  12. Валидность
  13. Воображение
  14. Внимание
  15. Восприятие
  16. Воспроизведение
  17. Внутренняя речь
  18. Внешняя речь
  19. Влечение
  20. Воля
  21. Волевые усилия
  22. Взаимодействие ощущения
  23. Высшие чувства
  24. Гениальность
  25. Дедукция
  26. Долговременная память
  27. Деятельность
  28. Действие
  29. Диалогическая речь
  30. Двигательная память
  31. Желание
  32. Запоминание
  33. Забывание
  34. Задатки
  35. Интроспекция
  36. Интеллект
  37. Интеллектуальное поведение
  38. Игра
  39. Инстинкт
  40. Индивидуальность
  41. Интерес
  42. Интериоризация
  43. Индивид
  44. Индукция
  45. Интроверсия
  46. Идеал
  47. Константность восприятия
  48. Конкретизация
  49. Классификация
  50. Критичность мышления
  51. Кратковременная память
  52. Концентрация внимания
  53. Личность
  54. Мечта
  55. Монологическая речь
  56. Мотив
  57. Метод
  58. Методика
  59. Мотивация
  60. Мир психических явлений
  61. Мировоззрение
  62. Мышление
  63. Наглядно- действенное мышление
  64. Наглядно- образное мышление
  65. Наблюдение
  66. Непроизвольное внимание
  67. Непроизвольная память
  68. Навык
  69. Настроение
  70. Направленность внимания
  71. Направленность личности
  72. Нейротизм
  73. Одаренность
  74. Обобщение
  75. Операция
  76. Ощущение
  77. Объем внимания
  78. Относительная чувствительность
  79. Оперативная память
  80. Образная память
  81. Психика
  82. Понятие
  83. Привычка
  84. Потребности
  85. Представление
  86. Пластичность
  87. Психология
  88. Психические состояния
  89. Память
  90. Психические свойства
  91. Переключение внимания
  92. Психические процессы
  93. Произвольная память
  94. Произвольное внимание
  95. Послепроизвольное внимание
  96. Я- концепция
  97. Я- идеальное
  98. Резистентность
  99. Рассеянность
  100. Распределение внимания
  101. Рефлексия
  102. Способности
  103. Склонность
  104. Сенсорная адаптация
  105. Сенсибилизация
  106. Синестезия
  107. Стресс
  108. Суждение
  109. Синтез
  110. Самооценка
  111. Сознание
  112. Самосознание
  113. Сохранение
  114. Сравнение
  115. Словесно- логическая память
  116. Словесно- логическое мышление
  117. Субъект
  118. Сензитивность
  119. Тестирование
  120. Талант
  121. Темперамент
  122. Труд
  123. Творческое воображение
  124. Убеждение
  125. Умение
  126. Умозаключение
  127. Условный рефлекс
  128. Уровень притязаний
  129. Учение
  130. Узнавание
  131. Чувства
  132. Человек
  133. Эксперимент
  134. Экстериоризация
  135. Эмоция
  136. Эгоцентрическая речь
  137. Экстраверсия
  138. цель
  139. Язык
  140. Я- реальное
  141. Эмоциональная память
  142. Характер
  143. Речь
  144. Ригидность
  1. Задание (необходимый минимум) к зачёту:
  1. Выполнение самостоятельной работы студентов по вариантам.
  2. Составление словаря (терминологический минимум).
  3. Самостоятельное решение контрольного теста.

19