Планы семинарско – практических занятий Психология (Раздел «Общая психология») для студентов 12 гр.До/но

1 Семестр 2012-13 уч.Г.

Тема 1. Современная психология. Предмет, задачи и методы.

Семинар 1

План

1. Предмет и задачи психологии.

2. Структура современной психологии.

3. Методы психологии и требования, предъявляемые к ним.

4. История психологического знания.

5. Этапы формирования психологии.

6. Формирование научного знания.

7. Вильгельм Вундт и современная психология как наука.

8. О становлении отечественной психологии.

10. Категории психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы этапы развития психологии?

2. В чем заключается вклад В.Вундта в науку?

3. Каковы предпосылки для развития научных школ?

4.Что является предметом психологии?

5. Какие задачи решает психология как наука?

Самостоятельная работа студентов

  1. Выучить основные понятия темы: «психология», «психика», «метод исследования», «методика», «методология» и др.
  2. Изучить этапы формирования психологии в донаучный период.
  3. Развитие научных школ: основоположники, предмет исследования (бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология и др.).
  4. Прочитать и обсудить статью: Юревич А.В. Российская психология в мировом стремлении//Вопросы психологии.-2010 -№1.- С.3-15.
  5. Зинченко В.П. Теоретический мир психологии //Вопросы психологии.- 2003.-№5.-с.-3-17

Литература:

1. Абрамова Г.С. Общая психология М. Академический проект, 2002.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию \Уч.пос. М., 2002.

3.Маклаков А.Г. Общая психология Питер 2003

4.Марцинковская Т.Д. Психология М. 2002.

5.Немов Р.С. Психология в 3 –х кн., кн.,1. М. 2002

6. Психология /под ред. А.А.Крылова «Проспект». М. 2004

7. Психология для гуманитарных вузов / под. Ред. В.Н.Дружинина М. 2005.

8. Ждан А.Н. История психологии М. 2000.

9. Климов Е.А. Психология в 21 веке // Вопросы психологии – 2003. .№ 5. с. 141.

8 стр., 3713 слов

Психология профессионального образования предмет, задачи, связь с другими науками

... Реферат на тему: «Психология профессионального образования: предмет, задачи, связь с другими науками» Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1. Предмет и основные задачи психологии профессионального образования 5 ... профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях ...

10. Зинченко В.П. Теоретический мир психологии //Вопросы психологии.- 2003.- №5. – с. 3-7

Семинар – практикум №2.

План.

1.Методы психологии.

2.Классификация методов и требования, предъявляемые к ним.

3. Развитие научных школ психологии.

4. Провести диагностику с использованием тестов, опросников, анкет (по выбору).

5. Интерпретация полученных результатов.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте понятия «метод», «методика», «методология».

2.Классификация методов исследования.

2. Что такое «тест»? Какие виды тестов вы знаете?

3.Какой вклад в науку внесли А.Бине и А.Симон?

4. Перечислите методы опроса.

6. Для чего служит интерпретация тестов?

7. Как и для чего можно использовать методы исследования в деятельности педагога современной школы?

Литература:

1. Атлас по психологии /Под ред Гамезо., Домашенко.М. 2002.

2.Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. — М., 1995.

3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно­стике.- СПб.., 1999.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

5. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисо­вой.-М., 1998.

6.Райгородский Д..Я. Практическая психодиагностика. — Самара, 2000.

7. Энциклопедия психологических тестов для детей. — М., 1998.

Тема 2. Структура психики и сознания

Семинар 3-4

План

1. Биологические основы психики: мозг и психика

2. Развитие психики в филогенезе.

4. Психические процессы, состояния и свойства.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.   Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и ...

5.Функции психики.

6. Понятие о сознании. Сознание и бессознательное.

7. Измененные состояния сознания.

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличается раздражимость от чувствительности?

2. Чем по своей сути является психика?

3. Почему психика появляется с чувствительностью?

4. Зачем нужна нервная система?

5. Перечислите основные отделы нервной системы.

6. Каковы основные функции психики?

7. Что такое сознание?

8. Какова роль бессознательного?

9. Какие измененные состояния сознания вы знаете?

10. В чем состоит значение сна?

Основные подходы к проблеме биологического и социального впсихологии.

Самостоятельная работа студентов

1. Выучить и понять основные термины: «психика», «сознание» и «бессознательная часть психики», «психическая реальность» и др.

2.Изучить бессознательное (по З. Фрейду) Загадки сна и сновидений.

3.Наркомания: в чем состоит проблема личности или общества. Понятие «зависимость мозга»

4.Профилактика наркомании.

5.Прочитать и обсудить содержание статьи: Лаврова О.В. Онтология психического //Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.-3-12.

Прочитать : Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000

Методические рекомендации к изучению темы:

1.При подготовке к занятию создать себе хорошее настроение;

2. четко сформулировать цели семинар;

3.выучить ключевые понятия темы.

Литература:

1. Блум Ф. И др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л.Хофстедтер. — М. :Мир, 1988. — с. 246.

2. Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. — М.: Белводье, 1994. — с. 192

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1., ч. 2, гл. 4 I пер. с фр. Н. Н.Алипова;

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... готовность (длительная и ситуативная) к деятельности. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 3 Знания, ... со студентами. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие и структура педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой ... различные сведения, относящиеся к теме, вопросу; учитывания психологии аудитории, закономерностей восприятия, внимания, мышления, ...

Под ред. г. г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — с. 370.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

5. Типы сознания и бессознательного: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К. В. ­Минск: Харвест, 1998.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Интернет-ресурсы:

Словарь психологических терминов http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl

Большой психологический словарь http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar

Тема 3. Деятельность, мотивация и общение.

Семинар 5

План

1. Понятие «деятельность». Структура, компоненты и виды деятельности.

2. Активность и деятельность.

3. Мотивация: структура и компоненты.

4. Общение: виды, функции, содержание.

5. Взаимосвязь общения и деятельности.

5. Волевые качества человека и проявление воли в достижениях человека.

Вопросы для обсуждения

1. Какие виды деятельности человека вам известны? Перечислите и охарактеризуйте их.

2. В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?

3. Почему досуг относят к одному из видов деятельности?

4. Какова структура деятельности?

6. Что такое мотивация?

7. Каково влияние мотивов на содержание деятельности?

8. Почему «деятельность» психология рассматривает как способ существования человека?

9. Какие ученые разрабатывали «деятельностный подход»?

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических ф

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции ... значение в восприятии 3) функциональное значение предмета 4) значение или смысл ситуации   4. Опосредствование (опосредствующая деятельность) <виды>: ... III. Функциональный анализ 1. Отношение психических функций к личности <виды>: 1) осознание (рефлексия, самосознание, интеллектуализация) 2) произвольность ...

Методические рекомендации к изучению темы

1.Выписать и выучить основные понятия темы из толковых словарей и запомнить.

2. Создать позитивное отношение к изучаемому материалу, т.к. он личностно значим;

Самостоятельная работа студентов:

1.Прочитать и законспектировать основные понятия темы.

2.Прочитать и обсудить статью на семинаре: «Понятие деятельности в школе Л.С. Выготского» //Вопросы психологии. 1996г. №..- с.20 -29.

3. Прочитать самостоятельно «Теории мотивации». Ответить на вопрос: « Что общего между рассмотренными когнитивными теориями мотивациями?»

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.:Наука, 1980. — с. 335.

2. А. Н. Леонтьев и современная психология I Под ред. А. В. Запорожца, В. П.Зинченко, О. В. Овчинниковой, О. К. Тихомирова. — М., 1983.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999. — с. 356.

4. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского //Вопросы психологии.- 1996.- №5.- с.-20- 29.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. — с. 705.­

6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов.

7. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.- С. 454- 465.

8. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 2002. – С.123- 134.

Тренинг — практикум 6.

План

1.Цель: развитие коммуникативных навыков и умений.

2. Правила работы группы.

3. Рефлексия.

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Типичное развитие детей 7- 10 лет. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Отличительная ...

Литература:

1.Лидерс А.Г. Тренинг для подростков М. 1999.

2.Прутченков А.Н. Социально — психологический тренинг М. 2002.

3.Технология проведения группового тренинга//Школьные технологии.-2001-№1.-с.123-132.

Самостоятельная работа студентов:

1.Определить особенности общения при помощи комплекса методик. Провести тестирование.

Проанализировать особенности и проблемы своего общения, внести практические рекомендации по оптимиза­ции общения.

Тема 4. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Семинар № 7

План

1. Характеристика основных понятий темы: «организм», «человек», «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность».

2.Человек как субъект жизни.

3. Человек и культура.

4. Понятие и структура личности.

5. Потребности и мотивы личности.

3. Процесс формирования личности: условия и факторы, влияющие на формирование личности.

4.Структура «Я- концепции».

5.Самооценка в структуре личности.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятиям «вид», «организм», «субъект», «личность», « индивидуальность».

2. Чем отличается индивид от личности?

3. В чем различие понятий: «индивид» или «индивидуальность»?

4. Раскройте психологическую структуру личности.

5. Каковы условия формирования личности?

6. Роль рефлексии в самосознании личности.

7. Какова структура «Я-концепции»?

8. Какие основных подходов в психологии к изучению личности вы знаете?

7 стр., 3065 слов

Влияние мышления на восприятие

... за разнообразную психическую активность, проявляющуюся во внимании, восприятии, памяти, мышлении, в эмоциях и мотивации» [Леутин 2008, с. ... психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. ... С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, ...

9. Теория личности как совокупность гипотез о природе и механизмах развития личности.

10. На какие вопросы должна ответить теория личности?

11. Какие теории личности вы можете назвать?

Самостоятельная работа студентов

  1. Написать эссе «Мое личностное развитие»

Литература:

1.Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1980. — с. 335.

2.Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — с. 479.

3.Оллпорт Г. В. Личность в психологии. — М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. — с.345.

4.Психология. Отв. Ред. А.А.Крылов «Проспект», М., 2004.

Семинар – практикум № 8.

План

  1. Самооценка в структуре «Я – концепция»
  2. Тренинг.

Цель: формирование адекватной самооценки

Рефлексия.

Тема 5. Познавательная сфера личности: ощущения и восприятие.

Семинар 9

План

1. Понятие «ощущения».

2. Виды и формы ощущений.

3. Классификация ощущений.

4. Физиология ощущений.

5. Ощущения как познавательный процесс.

6. Взаимосвязь ощущений и восприятия.

Вопросы для обсуждения

1. Почему ощущение называют простейшим психическим процессом?

2. Через какие органы чувств наше сознание получает информацию?

3. Как влияет сенсорная изоляция на психическое развитие?

4. Какую классификацию ощущений вы знаете?

5. Опишите общие закономерности ощущений?

Самостоятельная работа студентов

1.Выписать и выучить основные понятия темы.

Литература:

4. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии «Питер» 2004.

5. Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. М.М.Безруких, В.Д. Софонькин, Д.А.Фарбер. Уч. Пос., М., Академия.-2002.

Семинар 10

План

1.Природа восприятия.

2.Константность восприятия.

3. Осмысленность восприятия.

4. Историчность восприятия.

5. Восприятие и направленность личности.

6.Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия.

7.Восприятие величины.

6. Восприятие формы.

7. Восприятие движения.

8.Восприятие времени.

9. Память и восприятие.

10.Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое восприятие?

6. Что входит в структуру восприятия?

7. Что лежит в основе классификации восприятий?

8. В каких случаях восприятие является искаженным? Приведите примеры.

9. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений.

10. Какие перцептивные действия выделяют в процессе восприятия?

11. Чем объясняется объемность восприятия?

Самостоятельная работа студентов:

1.Выписать и выучить основные понятия темы.

Литература:

1. Гранин Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии.- 1996.-№3.-с.-43- 52.

2. Косов Б.Б. О некоторых законах восприятия, различения и опознания простых и сложных объектов //Вопросы психологии.- 2003.- №1.- с.-50 -61.

3. Кроль В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегративная модель // Вопросы психологии.- 1998.-№6.- с.-44- 57.

4. Шукова Г.В. Г.И.Челпанов и проблемы восприятия пространства // Психологическая наука и образование. 2001.-№3.-с.-99 -111.

5. Панов В.И. Непосредственно – чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов //Вопросы психологии. 1998.- № 2.-с.-82- 106.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии \ Под ред. А.А.Крылова., С.А.Маничева, 2 –е изд. Питер 2004.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Питер 2005.с-225-265

Тема 6. Память и внимание как интегративный процесс.

Семинар 11

План

1.Общее понятие памяти.

2.Органические основы памяти.

3.Представления.

4. Общая характеристика процессов памяти:

— роль установок в запоминании;

-запоминание;

-воспроизведение;

-воспоминание;

-сохранение и забывание

5. Виды памяти.

6.Уровни памяти (по Рубинштейну).

7. Типы памяти.

8.. Индивидуальные различия памяти

9. Теории памяти.

10. Вклад ученых – психологов в изучение памяти.

Вопросыдля обсуждения:

1. Каковы основные мнемические процессы, формы и виды памяти?

2. Что такое эффект первичности и недавности?

3. Каковы коды сенсорной, кратковременной и долговременной памяти?

4.Что такое образный код и образная память; как происходит запоминание и ориентация в пространстве?

5. Что такое эффект запечатления и какие существуют виды запечатления?

6. Какие индивидуальные различия памяти вы знаете?

7. Какие уровни переработки информации вы знаете?

8. Раскройте функциональные теории памяти.

9. Какова диагностика памяти?

Самостоятельная работа студентов:

1.Написать эссе: «Моя память».

2.Законспектировать «Рациональные приемы запоминания», используя интернет — ресурсы

Методические рекомендации

Для написания сочинения необходимо

— изучить тему, выделить основные понятия темы;

— провести самодиагностику памяти;

-подобрать комплекс упражнений для развития памяти;

— проводить ежедневно тренировку своей памяти.

Литература:

1. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – СПб.: Питер, 1995.

2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ. 1972. – 575 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд – во МГУ, 1972. -575с.

4.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Питер 2004.

5. Немов Р.С. Психология в 3 –х кн., м., Владос 2004.

6. Психология /Учебник для гуманитарных вузов /Под общей ред. В.Н.Дружинина. Питер. 2005.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Питер 2005.с-225-265

Семинар 12

План

1.Проблема внимания в психологии.

2.Виды внимания.

3.Теоретические направления в исследованиях внимания: Н. Н. Ланге, А. Р. Лурия, Н. Н. Добрынин, П. Я., П.Я.Гальперин.

4.Диагностика внимания.

5.Развитие внимания.

6. Приемы формирования произвольного внимания.

Вопросыдля обсуждения

1. Какие виды внимания вы знаете?

2. Каковы свойства внимания?

3. Каковы причины рассеянного внимания?

4. Как определяли внимание Н. Н. Ланге, А. Р. Лурия, Н. Н. Добрынин, П. Я. Гальперин?

5. Сформулируйте основные положения теории внимания П. Я. Гальперина и других ученых.

Самостоятельная работа студентов

1.Провести диагностику внимания.

2.Подобрать комплекс упражнений для развития внимания.

Решение задач по теме:

см. Сборник по общей психологии /Под ред. В.С. Мерлина).

Общая психология Практикум. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Питер 2005.- с.73-78

Литература:

1.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Питер 2004.

3.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти Изд-во «Эйдос» М.1994

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Питер 2005.с-225-265

Тема 7. Мышление и речь. Воображение и способности

Семинар № 13

План

1.Природа мышления.

2.Общая характеристика мышления.

3.Единство мышления и речи.

4.Мыслительные операции как основные механизмы мышления.

5.Виды мышления.

6.Теории мышления в психологии.

7.Творческое мышление и воображение.

8. Общая психологическая характеристика речи.

9. Речевой онтогенез.

10. Взаимосвязь мышления и речи.

Вопросы для обсуждения:

1.Охарактеризуйте основные характеристики мышления.

2.В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

3.Расскажите о физиологических основах мышления.

4.Охарактеризуйте основные типы мышления.

5.Какие операции мышления вы знаете?

6. Каковы критерии и показатели креативного мышления?

7.Охарактеризуйте основные этапы развития мышления.

8.Что такое мышление? Что такое интеллект?

9.Опишите основные феномены детского интеллекта, открытые Ж. Пиаже. В чем состоят основные слабости теории Ж. Пиаже?

Самостоятельная работа студентов

1.Решение психологических задач по теме.

Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974. – с.104-131, 62-74.

Литература:

1.Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983

2.Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С.196- 239

3.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М., 2004. – С.175- 193

4.Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологические измерения и прогнозирование//Психологическая наука и образование.-2009.-с.40-49

5.Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 2000. – С.106- 118

6.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. — С. 283-331

7.Немов Р. С. Психология: В 3кн. – Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2006. – С. 260-311

8.Общая психология / Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – С. 262- 311

9.Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология Практикум. Питер. 2005

10.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева, 2 –е изд. Питер 2004.

Тема 7. Мышление и речь. Воображение и способности Семинар № 14

План

1.Природа воображения.

2.Виды воображения.

3.Воображение и способности.

4.Воображение и личность.

5.Понятие «способности», структура и виды способностей.

6. Талант и одаренность.

7.Реализация воображения в структуре способностей.

8.Формирование способностей: влияние деятельности на их развитие.

Вопросы для обсуждения

1..Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2.Какова роль воображения в жизни человека и в регуляции достижений?

3.Каковы физиологические механизмы воображения?

4.Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.

Как проявляют себя способности в деятельности?

5. Kакoгo человека можно называть талантливым?

6.. Что отличает задатки от способностей?

7. При каких условиях формируются способности?

8. Какие концепции о происхождении способностей вы знаете?

9. Какие критерии можно выделить при оценке творчества?

10. Каков «вклад» наследственности и среды в развитие креативности?

11. Какие черты творческой личности вы можете назвать?

Самостоятельная работа студентов

Прочитать и обсудить статью на семинаре:

1.Юревич В.С. Одаренность и интеллектуальный творческий потенциал общества// Психологическая наука и образование.-2009.-с.74-86.

2.Рубцов В.В., Журавлев А.Л. И ДР. Образование одаренных — государственная проблема // Психологическая наука и образование.-2009.-№4.-с.3-14

Литература:

1.Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности \\ Педагогика — 2003.-№8.-с.-13-15.

2.Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. — 1999.- № 3.

3.Маркова Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности //Психологическая наука и образование.-2002.- №1.-с.51-58.

4.Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии — 1989.-№ 5.«Одаренные дети»\ Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого М.»Прогресс» 1991.

6.Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы//Одаренный ребенок.-2003.-№1.-с.-84-97.

7.Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. — 2000.-№ 8.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека 2 –е изд. Перераб. и доп. М.,Б 2000 г.

9..Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии.- 2002.№1.- с.-76 -87.

Тема 8. Эмоционально – волевая сфера человека

Семинар 15

План

1.Эмоциональный мир человека: эмоции и потребности.

2.Основные функции эмоций и чувств.

3.Физиологические основы эмоций и чувств.

4. Теории эмоций.

5. Чувства и личность.

6. Эмоции и деятельность.

7. Виды эмоциональных переживаний.

8. Эмоциональные особенности личности.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные виды эмоций. В чем заключается амбивалентность эмоций?

2.Какие функции выполняют эмоции?

3.Как взаимосвязаны эмоции, воля и деятельность?

3.Какие способы управления эмоциями вы знаете?

4. Какие теории эмоций вы можете назвать?

5. Как влияют эмоции на деятельность?

5. Каким образом человек выражает свои чувства?

6. Какие «высшие чувства» вы знаете?

Самостоятельная работа студентов

1.Прочитать и обсудить статью: Санько Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций //Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.-83-93.

2.Найти комплекс упражнений и продемонстрировать свой опыт приемов эмоциональной саморегуляции.

3.Прочитать статью и составить тезисы: Серова О.Е. Проблемы воли в психолого- педагогическом наследии В.М. Экземплярского //Вопросы психологии- 2011.-№3.-с.145-154.

Семинар 16

План

1. Понятие воли. Функциональная структура волевого акта.

2.Воля и деятельность человека.

3.Общественно – историческая обусловленность воли.

4. Характеристика волевого человека.

5. Влияние воли на деятельность.

6.Волевые качества человека и их формирование.

7. Возрастные особенности волевых проявлений.

Литература:

1.Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.- С. 454- 465

2.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ,1976. — с. 142.

3. Немов Р. С. Психология: В 3кн. – Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 424- 461

4.Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 1998. – С.123- 134

5.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. — С.373-414

6.Психология. Отв. Ред. А.А.Крылов «Проспект», М., 2004. С.468-480

Тема 9. Индивидуально — типологические черты личности. Темперамент и характер.

Семинар 17

План

1. Общее понятие о темпераменте.

2. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Темперамент и деятельность.

4. ВНД – основа темперамента по И.П. Павлову.

5. Понятие о характере. Структура характера.

6. Природа и проявления характера.

7. Взаимосвязь темперамента и характера.

8. Волевые качества в структуре характера.

9. Акцентуации характера.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте структуру темперамента и характера.

2. Охарактеризуйте акцентуации черт характера (по А. Е. Личко).

3. Учение о темпераменте и характере в исследованиях А. Ф. Лазурского.

4. Роль ВНД в темпераменте (по И. П. Павлову)

5. Какую роль в формировании темперамента и характера играет среда и стили воспитания в семье?

Самостоятельная работа

  1. Выучить основные понятия темы.
  2. Прочитать и обсудить статью: Алфимова В.И., Трубников. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии.-2000.- №2.- с.-128 – 137.

Литература

1. Алфимова В.И., Трубников. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии.-2000.- №2.- с.-128 – 137.

2. Айзенк. Н. К. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии — 1995.-№6 ­-с. 111-131.

3. Влияние окружающей среды на темперамент//Вопросы психологии.-2000.-№1.-с.-76-79.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В. 2 Т.- М.: Мир, 1992.

5. Гилева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента //Вопросы психологии.-2000.-№4.-с.-73 – 75.

7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.- Воронеж 1996.

9. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М. «Наука» 1995.

10.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М. Владос 1998. Опросник В.М. Русалова «Выявление темперамента».

Тема. Психологическая компетентность и психологическая культура

как психическое образование.

Семинар 18

План

1.Понятие «компетентность».

2.Компоненты компетентности.

3.Виды компетентностей.

4.Характеристика компетентности как психологическое образование.

5.Профессиональная компетентность.

6.Роль образования и культуры в развитии компетентности.

Вопросы и задания

1.Проанализировать понятие «компетентность», данное в разных толковых словарях.

2.«Компетентностный подход» в современной науке.

3. Рассмотреть понятие «культура».

4.Как проявляется психологическая культура как психологическое образование человека?

5.В чем сходство и различие при изучении человека антропологического и эволюционного подходов?

Прочитать статью и обсудить:

Булыгина Л.Н.О формировании коммуникативной компетенции школьников//Вопросы психологии.-2010.-№3.-с.3-12.

Мотовикова С.Н., Пилипчук Т.В. Учись учиться//Образовательная политика.-2010.-№11-12.-с.44-48.

Литература:

1.Зеер Э.Ф. Психология саморазвивающейся личности. М.-Екатеринбург 2005.

2..Психология / Под ред. А.А.Крылова «Проспект». М. 2005.