Предмет, задачи и методы психологии Общее представление о психологии как науки

«Психология» Петровский А.В. 2005

«Введение в общую психологию» Гиппенрейтер Ю.Б.

«Психология» Немов Р.С. учебник в трёх книгах, нужна первая.

Психология (psyche – душа, logos – наука) – наука, изучающая душу человека.

Психология – наука, изучающая наделённого психикой субъекта

Психология – психическая душевная жизнь. Она сама обозначает психическую реальность, внутренний мир человека. Здесь психология представляет собой совокупность типичных для конкретного человека предпочтений, установок.

Психология – совокупность неких внутренних особенностей отдельного субъекта.

Особенности психологии как науки:

1. Психологии должно быть отведено отдельное место.

Считается, что психология – это наука о самом сложном. Психология нечто неуловимое.

2. В психологии сливаются объект и субъект познания – человек изучает сам себя.

3. Психология поставляет уникальный практический материал. Считается, что познать чем-то, это означает овладеть чем-то. Психология накапливает факты, описывающие закономерности нашего внутреннего мира и эти знания помогаю нам поменять самих себя. Это наука конструирующая. Помогающая менять себя и своих окружающих.

Психологию нельзя отнести ни к техническим, ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. Психологически знания используются как в гуманитарных науках, так и в естественных.

Возникает вопрос, зачем нужна психологическая наука, ведь в нашем возрасте каждый человек обладает уже достаточным знанием психологических процессов. Но всё же житейская психология (совокупность знаний, которые мы получаем в жизни) и научная психология имеют отличие:

1. Житейская психология накапливает знание в круге жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся. Научные же знания обобщены. Научные знания лаконичны, чётки и универсальны.

2. Житейская психология носит интуитивный характер – знания накапливаются интуитивно, познаем мы других людей интуитивно, не ставя конкретных задач и не формализируя их. При этом научные психологические знания вполне осознанны. Для их получения формулируются гипотезы, проводят эксперименты.

3. Способ передачи знаний. Житейские знания передаются с трудом – в виде советов. В науке всё сформулированное передаётся легко, так как это всё написано и накоплено, в любой жизненной ситуации можно обратиться к этим источникам.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... Научная и житейская психология как области психологического знания Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Отличия научной и житейской психологии. 1) житейские психологические знания, ... Типы темперамента. Темперамент – индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Определяет интенсивность и скорость ...

4. Способ получения знаний. Каждый человек накапливает психические знания интуитивно и накапливая большой запас их из своей жизни. В научной психологии основным методом является эксперимент. Он помогает получить абсолютно точные психологические знания.

5. Научная психология обладает обширным материалом, совершенно недоступным одному человеку.

Объект и предмет психологии

Объект научного познания – та сфера, где ведётся поиск. Психология в большинстве своём изучает человека.

Предмет – психика, причём не только человека. Но и животных.

Психика представляет собой сумму различных психических явлений и проявлений.

Психика

Психические явления

Психические процессы

Психическое состояние

Психические свойства

Познание

Эмоционально-волевые

Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Они имеют своё начало, течение и конец. Мы постоянно в контакте с реальностью, которая нас окружает, при этом любой контакт с реальностью имеет для нас определённую эмоциональную окраску. В процессе любого познания человек переживает определённое эмоционально состояние. Здесь психологические процессы связаны и влекут за собой психические состояния.

Психические состояния – это состояние психики в целом, которые имеют свою динамику, но характеризуются большей длительностью; имеют свою направленность, устойчивость и интенсивность. К ним можно отнести состояние тревожности, бодрость, сон, уныние, прострацию, стресс.

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одной из особенностей современной медицины является возрастание роли личностных и психосоциальных факторовв развитии и течении патологических расстройств. Это связано: с достижениями современной медицины (способы продления, сохранения жизни прежде неизлечимых больных); с развитием научно-технического прогресса и урбанизацией, их влиянием на психобиологическую ...

Психические свойства личности – это класс психических явлений, который характеризуется наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определённый количественный и качественный уровень деятельности и поведение человека. К ним относят темперамент, направленность, способность человека.

Свойства определяют уникальность, неповторимость каждого человека. Они делают человека непохожим ни на кого другого.

Психология имеет дело не только с психическими явлениями, но она изучает и групповые субъекты (группы) и все эти психические явления бывают и групповые. Психология изучает групповые психические состояния: конфликт, сплочённость, паника. Она изучает и свойства: эффективность деятельности, стили руководства и т.д.

На современном этапе психология ставит перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и закономерности различных психических процессов и явлений (дать им полную характеристику и описать, по каким законам меняются)

2. Выявить пути и средства оптимизации деятельности человека, её более рационального планирования и организации.

Развитие представлений о предмете психологии

К психике обратились сравнительно недавно – в конце первой половины 20 века.

Этапы развития психологической науки:

1. Донаучный этап (4 век до нашей эры – 16 век нашей эры).

На этом этапе предметом исследования являлась душа, изучали различные душевные явления. Но понятие душа так и не было определено. К душевным относили все процессы, происходящие в организме. Основное достижение – в этот период было заложено два подхода понимания душевных явлений: идеалистические (объяснял происхождение нематериальных явлений) и материалистический (все идеальные процессы являются производными от материи).

2. 17 – начало 20 века. На этом этапе предметом изучения исследований появился уже достаточно весомый инструмент. Исследователи обратились к процессу самонаблюдения (где доступен самоотчёт).

Они фиксировали ощущения, эмоции, связанные с особым фактом происходящим с человеком. Сам метод привёл к тому, что этот метод очень быстро закончился, т.к. полученная информация была противоречива. На этапе появляется интроспекция – метод самонаблюдения.

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни. Сегодня компьютеры используются во всех сферах жизни, например, в медицине применяется компьютерная томография, на транспорте – управление движением, в науке – при проведении расчётов и моделировании процессов. Кто-то думает, что компьютер в доме - только средство ...

3. Начало 20 века – наши дни. На этом этапе предметом психологии стало поведение. Исследователи стали назваться бихевиалистами, они первые провозгласили тезис о том, что сознание не может быть предметом научного исследования, так его невозможно измерить и сопоставить. Оно до сих пор развивается. Но с 30-х годов стали появляться и другие методы. Предмет психологии претерпел изменение. Стали использовать метод эксперимента.

Метод психологии

Метод

Основные Дополнительные

Эксперимент Наблюдение Опросы Беседы Тесты

— опросник

Лабораторные Естественные Письменные Устные — задание

— проективный

Самонаблюдение Внешнее наблюдение Включённое наблюдение

Психические процессы Ощущение, как психический процесс

С ощущения начинаются все процессы.

Ощущение возникает с тем, как раздражитель воздействует на нас. Ощущения бывают осязательные, обонятельные, слуховые. Суть ощущений – посредством ощущений мы познаём отдельные качества предметов.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

Формы общения проблема массовости культуры этикет Реферат по психологии: Формы общения между людьми. Выражение своих чувств и эмоций. Проявление дружбы и любви. Автор:Бугаева Полина ученица 8 «В» класса.                                &nb ...

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение – это отражение в сознании, это психическое явление, при котором мы даём себе отчёт.

Отражение в ощущениях происходит только при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Физиологический механизм ощущений

За каждым ощущение стоит анализатор.

Анализатор – это анатомо-физеологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителей и переработки их в ощущения.

рецептор

ЦНС (кора больших полушарий)

Физический Физиологический

Раздражитель

Процесс процесс

Проводящие пути (нервные окончания)

во

Рабочий орган

раздражение возбуждение

Обратная афентация

Роль ощущений в жизни человека

Посредством ощущений мы своевременно и быстро получаем сведения о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущения позволяют нам мгновенно отражать любые перемены, происходящие внутри нас. Ощущение – это источник наших знаний о мире. Ощущения являются источником наших эмоций. В связи с тем, что с помощью ощущений мы получаем некоторые знания, мы понимаем, что ощущения связывают человека с внешним миром. Ощущения являются основным условием (источником) психического развития.

Виды ощущений

1. По видам ощущений: обоняние, осязание, вкус, зрение, слух

15 стр., 7142 слов

Роль эмоций и чувств в жизни человека

... ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти. Эти эмоции ... для индивида. Прежде всего, это физические воздействия на органы чувств. Способность сенсорных раздражителей вызывать эмоции меняется под влиянием опыта. Важными для индивида являются ...

2. Систематическая классификация основных видов ощущений (Ч. Шерингтон)

Экстероцептивные ощущения

Контактные

— осязание

— вкус

— температурные

Интероцептивные ощущения

— органические

— боль

Пропреоцептивные ощущения

— движение

равновесие

Дистантивные

— зрение

— слух

Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием на органы чувств.

Дистинтные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.

Интероцептивные ощущения доводят до человека информацию о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Это наиболее древние формы чувствительности, они относятся к числу наименее узнаваемых и наиболее диффузных.

Пропреоцептивные ощущения – это ощущения, которые передают сигналы о положении тела в пространстве, и составляют афферентную основу движений человека, играя важную роль в их регуляции. Они позволяют нам отразить свою осанку. Рецепторы находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и связках.

Основные свойства ощущений

Каждая группа ощущений может быть описана через одни и те же свойства.

Основные свойства ощущения:

качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением и отличающее его от других видов ощущения.

4 стр., 1517 слов

«Познавательная сфера личности»«Ощущения»

... в жизни людей………………………………………………………..16 2.3. Ощущения в деловойсреде…………………………………………………19 2.4. Влияние ощущения на психологию личности…………………………….19 ... состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. "...Материя, действуя на ... и развития эмоций значение их очень велико. Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, ...

интенсивность – это количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степени готовности рецептора выполнять свои функции. Интенсивность зависит от силы ил количества действующего раздражителя. Интенсивность зависит от состояния рецепторов.

длительность – это временная характеристика возникшего ощущения, которое определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью.

пространственная локализация раздражителя – это то, что любое ощущение позволяет нам получать информацию о нахождении раздражителя в пространстве. Любое ощущение имеет свойство пространственной локализации раздражителя.

У ощущений бывает скрытый (латентный) период. При воздействии раздражителя ощущение возникает позже. Этот период бывает различен. Есть некий период, который продолжается после того, как раздражитель перестал воздействовать на органы чувств. Это называется последовательным образом ощущения. Он бывает положительным и отрицательным – зависит от ситуации.

Чувствительность

Чувствительность обозначает способность рецепторов различать внешние раздражители и отношение между ними.

Человеческие органы чувств – удивительно работающие аппараты.

Из всего множества физико-химических процессов наш организм избирательно реагирует только на некоторые из них: мы не в состоянии чувствовать и видеть рентгеновское излучение, ультрафиолетовые лучи и т.д.

Наши органы чувств имеют некие границы, вне которых мы не в состоянии что-либо ощущать. Те границы, в пределах которых мы определяем сигналы – это пороги.

Пороги – это границы чувствительности, в пределах которых мы адекватно воспринимаем раздражителя.

Абсолютный нижний порог ощущений – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Дифференциальный (разностный) порог – это минимальные различия между двумя раздражителями, или между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Абсолютно верхний порог ощущений – это максимально допустимая величина ощущений, после которой он перестаёт восприниматься адекватно.

Абсолютно верхний порог ощущений

Абсолютно нижний порог ощущений

Эмоционально-волевые процессы

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции нам жизненно необходимы.

Роль эмоций в жизни человека

1. Сигнальная роль. Переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека, и таким образом переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идёт у него процесс удовлетворения потребностей. Они информируют нас о благополучном, или неблагополучном развитии событий. Наши эмоции для нас есть субъективная информация. Наши эмоции позволяют нам фильтровать информацию, получаемую нами из окружающей действительности.

2. Регулирующая функция. Она выражается в том, что стойкие переживания направляют, изменяют и поддерживают наше поведение, обеспечивая тем самым отладку поведения в меняющихся условиях. Наши эмоции заставляют нас что-то менять в нашем поведении. Наши эмоции заставляют нас выбирать тот способ поведения, который нам будет наиболее безопасен.

Эмоции

Стенические Астенические

Стенические – стимулируют деятельность, увеличивают силу и напряжение человека, побуждают его к активности. В этом случае человек наполняется энергией.

Астенические – ведут к скованности, к пассивности. Не только снижают активность, но и парализуют волю человека.

В зависимости от индивидуальности и ситуации одна и та же эмоция может по разному влиять на поведение человека.

Любой момент нашей жизни протекает с использованием каких-либо эмоций. Та гамма эмоциональных переживаний, которые есть у человека. Очень разнообразна и богата.

Виды эмоционального состояния

1. Аффект. Самый мощный вид эмоциональной реакции. Аффект — это интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки (сильный гнев, ужас, бурная радость, отчаяние).

Аффект полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Одна из главных его особенностей – эта эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость каких-либо действий, при этом человек теряет чувство реальности, он перестаёт их контролировать и даже может не осознавать того, что он делает. Обычно аффекты возникают в ситуации каких-либо катастроф, в том числе и личной. Сознание в момент переживания аффекта практически всегда отключается.

2. Эмоции. Эмоции от аффектов отличаются своей длительностью. Эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события. Но и на вероятные или вспоминаемые.

Классификации эмоций

1) Фундаментальные:

радость – это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможность достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

удивление – это не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

гнев – это эмоциональное состояние. Отрицательное по знаку, которое вызывается внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъектов потребности (презрение, раздражение, досада).

страх – это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной, или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

3. Чувство. Это более длительные, чем эмоции психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам, реальным или воображаемым. Чувства это те же самые эмоциональные переживания, они более длительные. Чем эмоции. Чувства всегда предметны.

Высшие чувства:

нравственные (моральные) чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом (искренность, ответственность).

Эти чувства бывают и с отрицательным знаком.

интеллектуальные – это чувства или переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наши эмоциональные переживания нас активизируют, мотивируют нас. Любой акт познания точно также отражается в наших переживаниях (любопытство, увлечённость, любознательность, интерес).

Эти чувства бывают и с отрицательным знаком (безразличие, скука, безынициативность, инертность).

эстетические – это эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая всё происходящее вокруг нас. Это всегда вызывает в нас определённое состояние, определённую ответную реакцию (восторг, возбуждение).

Отрицательные: отвращение.

4. Настроение – это самое длительное или хроническое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека; оно отражает бессознательную обобщённую оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроения отличаются от эмоций меньшей интенсивностью и от чувств меньшей предметностью. Настроение зависит не только от происходящих событий, но и от состояния здоровья человека, от тонуса нервной системы, от работ желёз внутренней секреции. Причины настроения чаще всего самому человеку не ясны. Настроение различается по своей продолжительности. Настроение может стать устойчивой чертой личности.

5. Страсть – это чрезмерно сильное всё подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания, побуждающее человека помимо его воле к определённым действиям по отношению по отношению к предмету страсти. Человек все свои жизненные цели посвящает предмету своей страсти. Это состояние с трудом управляется сознанием и мышлением человека и делает поведение человека неразумным и практически безвольным.

6. Воля – это психический процесс, заключающийся в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности, выраженном в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. Все наши волевые действия – это действия сознательные. Чем больше у нас эмоций, тем меньше у нас работает разум. В любом волевом акте все наши эмоции подавляются, т.е. человек проявляет над собой власть.

Основные функции волевых процессов:

инициирующая. Она заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

стабилизирующая. Она связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

ингибирующая. Состоит в оттормаживании других часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент деятельности.

Наша воля заставляет нас то, что соответствует целям наших действий.

Наша воля стабилизирует нас на протяжении необходимого времени. Она оттормаживает другие мотивы и желания, которые не согласуются с тем, что необходимо нам сделать.

Волевые действия бывают простыми и сложными.

Простые действие – человек без колебаний идёт к намеченной цели.

Этапы сложного действия:

1. осознание цели и стремление её достичь

2. Осознание ряда возможностей в достижении цели

3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эту возможность. Борьба мотивов. Выбор одного из них в качестве цели

4. Принятие одной из возможности в качестве решения и осуществление принятого решения

В зависимости от того, какие переживания вызывает у нас та или иная ситуация, складываются наши эмоции.

Эмоции сопровождают наше познание. Эмоции переживают все живые существа. Это такая неспецифическая форма. Но человек – существо общественное.

Эмоциональная регуляция нашего поведения, это регуляция, которая происходит ежеминутно и ежечасно происходит в нашем теле.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под личностью понимают устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Структура личности

деятельность

Биологический аспект Социальный аспект

Представлен психикой личности:

— процессы

— состояния

— свойства

— образования

Проявляется в мировоззрении:

— знания

— взгляды

— убеждения

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Также в структуру личности включают: направленность, характер, способность, темперамент.

Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния.

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Типы темпераментов и их психологическая характеристика:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Способность — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. Учебные и творческие

2. Умственные и специальные

3. Математические

4. Конструктивно-технические

5. Музыкальные

6. Литературные

7. Художественно-изобразительные

8. Физические способности

Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). 

Формы направленности:

1. Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. 

2. Влечение – недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

3. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. 

4. Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

5. Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

6. Стремление – это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. 

7. Намерение – это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.

8. Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

9. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, его закономерности.

Основные черты характера

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1. Отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Общение и взаимоотношения

Общение – многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, взаимовлияние и познание людьми друг друга.

Общение позволяет человеку стать личностью. Оно способствует познанию человеком окружающего мира. Благодаря нему человек накапливает огромный массив информации, накопленный человечеством до нас. Мы осуществляем регуляцию отношений посредством общения. В процессе общения преобразуется и сам человек. Общение развивает нас.

Содержание общения: знания, которые передаём друг другу; входит передача определённых навыков и умения; узнаём, что из себя представляет нам партнёр. Содержанием общения является и сам человек. В процессе общения мы передаём информацию не только о чём-либо, но и о самом себе. Любой акт общения наполняется взаимоотношения. В содержание общения заключаются ещё и взаимоотношения, складывающиеся между людьми: мы либо закрепляем своё отношение к человеку, либо изменяем его. В процессе общения мы можем вступать в общественные отношения.

Общественные отношения отражают положение индивидов, как представителей определённой социальной группы.

Межличностные отношения всегда предполагают эмоциональное отношение партнёров друг к другу. Положение, которое личность занимает в системе общественных и межличностных отношений, определяет её социальную роль.

Любая социальная роль предписывает человеку выполнение определённого образа его поведения.

Структура общения:

Общение

коммуникация интеракция социальная

перцепция

Коммуникативная сторона общения – это обмен информаций между индивидами, имеющими единую систему значений, способствующий установлению и изменению между ними взаимоотношений. Предполагает прежде всего передачу информации.

Расстояние от границы человеческого тела до полуметра человек воспринимает как своё собственное пространство. Эта зона считается интимной зоны человека, в которую небезопасно вторгаться без разрешения самого человека. Не смотря на то, что называется такая дистанция, на самом деле у каждого человека эта зона своя: короче или дальше. Узнать, какова эта дистанция, можно припомнив случаи из жизни, либо посмотреть на то, как мы общаемся с близкими нам и неблизкими людьми.

От половины до полутора метров – это личностная зона. Этой дистанцией осуществляется общение между друзьями.

От полутора до трёх с половиной метров – официально-деловая (социальная).

От трёх с половиной до восьми метров – публичная зона. На таком расстоянии хорошо реализуются монологи, или же монологичная речь.

От восьми метров и дальше простирается зона безразличия.

Средства передачи информации

вербальные невербальные

(речевые) — (неречевые)

речевая система — экстра и паралингвистические

слова и их значения, (темп речи, интонирование,

правила построения предложений паузы, смех)

— оптико-кинетические (жесты,

мимика, пантомимика)

— праксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

— визуалика (визуальный контакт) – передаётся посредством контакта глаз

Бывает так, что у человека речевая информация расходится с той информацией, которую передаёт наше тело, человек становится конгруэнтен. В таких случаях партнёр по общению доверяет невербальным сигналам.

Интерактивная сторона общения – это организация и осуществление совместных действий, позволяющих реализовать партнёрами некоторую общую для них деятельность. В зависимости от того, способствует ли взаимодействие между индивидами организации и осуществлению совместной деятельности, различают кооперативное взаимодействие и конкурентное взаимодействие. Взаимодействие с партнёром осуществляется на основе отношений к предмету деятельности и на основе взаимоотношений между осуществляемыми её людьми.

конкуренция

«Я» — цели

соперничество сотрудничество

компромисс

уход приспособление

  1. кооперация цели партнёра

Перцетивная сторона общения – это процесс восприятия и познания собеседниками друг друга. Неизбежный процесс, который сопровождает общение.

В процессе общения мы не только узнаём нашего партнёра лучше, но и узнаём лучше себя, обращая внимание на то, как партнёр на нас реагирует. Мы посредством этого можем менять себя. Социальная перцепция возможна благодаря следующим механизмам:

познание и понимание людьми друг друга осуществляется посредством идентификации импатии и аттракции. Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнёра по общению. Импатия – эмоциональное сопереживание другому человеку, умение чувствовать. Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого, позитивного чувства к нему.

познание самого себя в процессе общения посредством механизма рефлексии и прогнозируем поведение партнёра по общению или используем каузальную (причинную) атрибуцию. Рефлексия – механизм познания самого себя, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнёром по общению; умении посмотреть на себя со стороны. Казуальная атрибуция – это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, которые позволяют нам понять причин его конкретного поведения.

Психология группы и межгрупповых отношений

Психология исследует не только психику одного человека, но и жизнедеятельность всего.

Личностью человек становится только находясь в сообществе людей.

Группа – некая совокупность объектов, одушевлённых и неодушевлённых. Впервые это понятие появилось в сфере искусств. Художники называли группой предметы, имеющие единство, представляющие целостность.

Группа – это общность людей, обладающая следующими признаками:

— включённость в более широкий социальный контекст, задающий нормы поведения её членов

— наличие некоторой единой цели

— сходство участи участников группы

— длительность существования, необходимая для возникновения традиций и обычаев

— распределение ролей, функций и обязанностей членов группы

Человек включён одновременно во многие группы. Задача психологии состоит в том, чтобы провести классификацию этих групп.

Виды групп:

1. Формальные и неформальные

1. Формальные. Характеризуются отчётливой системой власти-подчинения, наличием нормативного документа, регулирующего её существование и деятельность и чёткой заданностью позиций её членов.

2. Неформальные. Характеризуются тем, что позиции её членов заданы нечётко, сама она возникает стихийно и в ней отсутствует строгая система власти.

2. Группы членства и референтная группа

1. Группа членства – это группа, в которую входит индивид, он является членом этой группы, формально или неформально.

2. Референтная группа – значимая для человека группа, которая является для него эталонной, служит ориентиром для человека.

3. Большие и малые

1. Большие – многочисленная по своему составу, не все из которых в силу этого могут контактировать друг с другом.

2. Малая – малочисленная и контактная.

4. Становящиеся и развитые

1. Становящиеся – это группы, которые находятся на пути развития коллектива.

2. Развитые – коллектив.

Характеристики групп:

1. Состав группы: возрастные особенности, половые, профессиональные, демографические, психологические и сущностные характеристики – кто входит в эту группу.

2. Групповые нормы и санкции: что регулирует взаимоотношение, что является эталоном одобряемого поведения, что не принято делать в группе, какова будет реакция на отклоняющееся поведение, каковы санкции, которые будут применяться к тем, кто отклоняется от принятых групповых норм.

3. Структура группы: характер взаимоотношений, которые складываются между членами группы, характеризующие, например, власть и подчинение, эмоциональные предпочтения одних другими, система лидерств подчинения, включённость каждого её члена в микрогруппы, на которые делится любая группа, статус каждого члена группы.

4. Динамика группы – отражает изменение группы в целом на протяжении её существования и изменения отдельных её сторон: степень сплоченности, процесс выделения лидеров и лидерства, изучать процесс принятия решений, психологический климат группы.

Группа когда-то зарождается, она развивается, меняется в составе, в уровне своей организации и она когда-то распадается. Важно знать, что влияет на характер в группе.

Концепция развития групп Л.И. Уманского

Существуют определённые параметры, по которым можно определить степень развития группы. Его концепция является параметрической.

Параметры уровня развития группы:

1. Направленность жизнедеятельности группы – социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, ценностей. В зависимости от социальных ценностей принятых ориентиров, можно говорить, что группа

— просоциальная

— асоциальная

— антисоцальная

2. Организованность – степень самоуправляемости групп: порядочность, собранность, подчинение определённому порядку, способность действовать точно в соответствие с заранее установленным планом.

3. Подготовленность – наличие в группе умений и навыков, опыта совместной деятельности.

4. Интеллектуальное единство – наличие взаимопонимания, нахождения общего языка.

5. Волевое единство – это способность группы противостоять трудностям, которые отражаются в целеустремлённости группы, упорстве, трудолюбии.

6. Эмоциональное единство – единство в сфере межличностных связей эмоционального характера, это система симпатий, которые связывают членов друг с другом: радость при встрече, готовность сопереживать.

Конгломерат – это группа, в которой общение и взаимодействие являются неорганизованной и ситуативной

Ассоциация – это группа, принимающая общественно значимые нормы и ценности но ещё не связанная совместной деятельностью.

Кооперация – характеризуется более высокой степенью единства, но взаимоотношения в ней носят преимущественно деловой характер.

Автономия – сплоченно социальнозреалая группа, реализующая совместную деятельность и имеющая развитую систему межличностных отношений.

Коллектив – группа, имеющая высокий уровень развития всех параметров, отличатся межгрупповым единством и тесными связями с другими коллективами.

Корпорация – это замкнутая общность, являющаяся переходной формой от позитивного к негативному вектору развития, для который характерны высокая степень подготовленности, организованности, интеллектуального, эмоциального и волевого единства, а также групповой эгоизм, противопоставление себя другим группам, осуществление групповых целей любой ценой, даже в ущерб другим группам.

Уровень дезинтеграции характеризуется тем, что группа перестаёт осуществлять совместную деятельность, но всё же едина психологически.

Уровень итроэгоизма – разрушаются и психологические связи

Антиколлектив – это антисоциальная общность, которую раздирают внутригрупповые конфликты и агрессия, группа с низким развитием всех качеств.

Межгрупповые отношения

Основным признаком группы является включённость её в более широкий социальный контекст.

Межгрупповые отношения бывают

— разъединяющего (дифференцирующего) – предвзятость по отношению к другим группам, через враждебность, через стремление благоприятствовать своей группе.

— объединяющего (интегративного характера) — процессы, которые проявляются в стремлении получать какие-либо оценки от других групп, выделение какой-либо группы в качестве идеала, эталона, сам факт вхождения в более широкую социальную общность.

Они существуют параллельно всегда. Они присутствуют всегда в любой группе. По хорошему между ними должен быть баланс, но они важны.

Функции межгрупповых отношений:

— дифференциация группы – проявляется в том, что поддерживается представление своей группы, её отличность

— интеграция группы – процессы предохраняют группу от изоляции от превращения её в корпорацию, которые позволяют усваивать ценности и нормы более широкой общности, которые поддерживают процессы обмена и обогащения опытом, благодаря которым группа находится в контексте. Движется в том же направлении, что и большая социальная общность.