Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заседанием кафедры проректор по учебно-методической

Протокол № __ от __________ работе

Заведующий кафедрой ________________________

____________ И.С. Алферова «__»_______________2010 г.

Учебная программа для студентов

специальности 030301 «Психология»

Автор: к.пс.н., доцент Алферова И.С.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

Екатеринбург, 2010

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301 «Психология».

Дисциплина является основополагающей дисциплиной, готовящей будущих специалистов к профессиональной деятельности, и базируется на знаниях, полученных из предшествующих дисциплин гуманитарного и социально-экономического и общепрофессионального циклов: «Философия», «Введение в профессию», «Общая психология. Введение», «Общая психология. Личность» и др..

1.2 Цель и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» — дать студентам основные феноменологические и эмпирические сведения о механизмах и закономерностях проявления эмоционально-волевой сферы личности.

Основные задачи дисциплины:

  • дать систему знаний и представлений о протекании эмоциональных и волевых процессов у человека;
  • дать систему знаний об эмоционально-волевой регуляции человеком своего поведения и деятельности;
  • сформировать умения дифференциации эмоциональных явлений и волевых качеств личности;
  • сформировать умения регуляции эмоциональных состояний, способов формирования волевых качеств личности.

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» студенты должны:

5 стр., 2163 слов

Исследование эмоциональной и волевой сферы

... активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации. 2. Исследование волевой сферы 2.1 Тест ВСК Цель: Методика ВСК направлена на изучение ... волевых качеств индивида. Предназначена для обобщённой оценки индивидуального развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным ...

знать:

— общие методологические подходы к изучению эмоций и воли;

— виды эмоционального реагирования,

— виды и характеристики волевой регуляции;

— общие характеристики высших эмоций;

— признаки и причины психологического стресса;

— общие особенности протекания психических состояний;

— физиологические механизмы функционирования эмоций и воли;

— влияние социальных факторов на проявления эмоционально-волевой регуляции личности;

уметь:

— провести теоретический анализ феноменов эмоций и воли,

— дифференцировать эмоциональные реакции человека и волевые качества личности в зависимости от половых, возрастных и профессиональных особенностей;

— выделять причины различных эмоциональных состояний (тревожность, фрустрация, страх);

— диагностировать эмоциональные и волевые проявления личности;

— определять способы формирования волевых качеств личности;

— выделять основные признаки эмоционального интеллекта личности;

иметь навыки:

  • выявления различий в проявлении эмоциональной сферы личности;
  • определения волевых особенностей личности;
  • анализа и интерпретации эмоциональных и волевых проявлений с точки зрения различных научных подходов.

2 Рабочая программа

2.1 Очная форма обучения

Общее количество часов ……………………………….120

в том числе:

лекции ………………………………….………………..32

семинарские занятия…………………………………….10

практические занятия …………………………………..12

лабораторная работа……………………………………..6

внеаудиторная работа ……..…………………….……. 60

Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

Таблица 2.1 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» (очная форма обучения)

Наименование темы

Кол-во

часов

Из них

теор.

сем.

зан.

прак. зан.

л/р

сам. раб.

Общая характеристика эмоциональных процессов

8

2

2

2

2

    Понятие эмоционального реагирования

    8

    2

    6

      Виды эмоций и их общая характеристика

      8

      2

      2

      2

      2

        Высшие эмоции

        8

        2

        6

          Общая характеристика настроений

          6

          2

          4

            Теоретические подходы в изучении эмоций

            8

            2

            2

            4

              Физиологические механизмы эмоциональных реакций

              6

              2

              2

              2

                Эмоциональные свойства человека

                8

                2

                2

                4

                  Развитие эмоций и их значение в жизни человека

                  8

                  2

                  2

                  4

                    Патология эмоций

                    6

                    2

                    4

                      Понятие об эмоциональном стрессе

                      8

                      2

                      2

                      2

                      2

                        Общая характеристика волевых действий

                        8

                        2

                        2

                        4

                          Основные психологические теории воли

                          8

                          2

                          6

                            Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

                            6

                            2

                            2

                            2

                              Структура волевых действий

                              8

                              2

                              2

                              4

                                Волевые качества личности и их развитие

                                8

                                2

                                2

                                4

                                ВСЕГО

                                120

                                32

                                10

                                12

                                6

                                60

                                2.2 Очно-заочная форма обучения

                                Общее количество часов …………………………….120

                                в том числе:

                                лекции ………………………………….………………..10

                                семинарские занятия……………………………………..4

                                практические занятия ………………………………..…..4

                                лабораторная работа………………………………………2

                                внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 100

                                Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

                                Таблица 2.2 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» (очно-заочная форма обучения)

                                Наименование темы

                                Кол-во

                                часов

                                Из них

                                теор.

                                сем.

                                зан.

                                прак. зан.

                                л/р

                                сам. раб.

                                Общая характеристика эмоциональных процессов

                                8

                                2

                                6

                                  Понятие эмоционального реагирования

                                  8

                                  8

                                    Виды эмоций и их общая характеристика

                                    8

                                    2

                                    6

                                      Высшие эмоции

                                      8

                                      8

                                        Общая характеристика настроений

                                        6

                                        6

                                          Теоретические подходы в изучении эмоций

                                          8

                                          2

                                          6

                                            Физиологические механизмы эмоциональных реакций

                                            6

                                            2

                                            4

                                              Эмоциональные свойства человека

                                              8

                                              8

                                                Развитие эмоций и их значение в жизни человека

                                                8

                                                2

                                                6

                                                  Патология эмоций

                                                  6

                                                  6

                                                    Понятие об эмоциональном стрессе

                                                    8

                                                    2

                                                    6

                                                      Общая характеристика волевых действий

                                                      8

                                                      2

                                                      6

                                                        Основные психологические теории воли

                                                        8

                                                        8

                                                          Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

                                                          6

                                                          2

                                                          4

                                                            Структура волевых действий

                                                            8

                                                            2

                                                            6

                                                              Волевые качества личности и их развитие

                                                              8

                                                              2

                                                              6

                                                              ВСЕГО

                                                              120

                                                              10

                                                              4

                                                              4

                                                              2

                                                              100

                                                              2.3 Заочная (специализированная) форма обучения

                                                              Общее количество часов …………………………….120

                                                              в том числе:

                                                              лекции ………………………………….………………..6

                                                              семинарские занятия……………………………………..4

                                                              практические занятия ………………………………..…..2

                                                              лабораторная работа………………………………………0

                                                              внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 108

                                                              Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

                                                              Таблица 2.3 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» (заочная специализированная форма обучения)

                                                              Наименование темы

                                                              Кол-во

                                                              часов

                                                              Из них

                                                              теор.

                                                              сем.

                                                              зан.

                                                              прак. зан.

                                                              л/р

                                                              сам. раб.

                                                              Общая характеристика эмоциональных процессов

                                                              8

                                                              2

                                                              6

                                                                Понятие эмоционального реагирования

                                                                8

                                                                8

                                                                  Виды эмоций и их общая характеристика

                                                                  8

                                                                  2

                                                                  6

                                                                    Высшие эмоции

                                                                    8

                                                                    8

                                                                      Общая характеристика настроений

                                                                      6

                                                                      6

                                                                        Теоретические подходы в изучении эмоций

                                                                        8

                                                                        2

                                                                        6

                                                                          Физиологические механизмы эмоциональных реакций

                                                                          6

                                                                          6

                                                                            Эмоциональные свойства человека

                                                                            8

                                                                            8

                                                                              Развитие эмоций и их значение в жизни человека

                                                                              8

                                                                              2

                                                                              6

                                                                                Патология эмоций

                                                                                6

                                                                                6

                                                                                  Понятие об эмоциональном стрессе

                                                                                  8

                                                                                  2

                                                                                  6

                                                                                    Общая характеристика волевых действий

                                                                                    8

                                                                                    2

                                                                                    6

                                                                                      Основные психологические теории воли

                                                                                      8

                                                                                      8

                                                                                        Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

                                                                                        6

                                                                                        6

                                                                                          Структура волевых действий

                                                                                          8

                                                                                          6

                                                                                            Волевые качества личности и их развитие

                                                                                            8

                                                                                            6

                                                                                            ВСЕГО

                                                                                            120

                                                                                            6

                                                                                            4

                                                                                            2

                                                                                            0

                                                                                            108

                                                                                            2.4 Заочная форма обучения

                                                                                            Общее количество часов …………………………….120

                                                                                            в том числе:

                                                                                            лекции ………………………………….………………..6

                                                                                            семинарские занятия……………………………………..2

                                                                                            практические занятия ………………………………..…..2

                                                                                            лабораторная работа………………………………………2

                                                                                            внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 108

                                                                                            Отчетность: экзамен в форме собеседования по билетам (с практическим заданием).

                                                                                            Таблица 2.4 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» (заочная специализированная форма обучения)

                                                                                            Наименование темы

                                                                                            Кол-во

                                                                                            часов

                                                                                            Из них

                                                                                            теор.

                                                                                            сем.

                                                                                            зан.

                                                                                            прак. зан.

                                                                                            л/р

                                                                                            сам. раб.

                                                                                              Общая характеристика эмоциональных процессов

                                                                                              8

                                                                                              2

                                                                                              6

                                                                                                Понятие эмоционального реагирования

                                                                                                8

                                                                                                8

                                                                                                  Виды эмоций и их общая характеристика

                                                                                                  8

                                                                                                  2

                                                                                                  6

                                                                                                    Высшие эмоции

                                                                                                    8

                                                                                                    8

                                                                                                      Общая характеристика настроений

                                                                                                      6

                                                                                                      6

                                                                                                        Теоретические подходы в изучении эмоций

                                                                                                        8

                                                                                                        8

                                                                                                          Физиологические механизмы эмоциональных реакций

                                                                                                          6

                                                                                                          6

                                                                                                            Эмоциональные свойства человека

                                                                                                            8

                                                                                                            8

                                                                                                              Развитие эмоций и их значение в жизни человека

                                                                                                              8

                                                                                                              2

                                                                                                              6

                                                                                                                Патология эмоций

                                                                                                                6

                                                                                                                6

                                                                                                                  Понятие об эмоциональном стрессе

                                                                                                                  8

                                                                                                                  2

                                                                                                                  6

                                                                                                                    Общая характеристика волевых действий

                                                                                                                    8

                                                                                                                    2

                                                                                                                    6

                                                                                                                      Основные психологические теории воли

                                                                                                                      8

                                                                                                                      8

                                                                                                                        Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

                                                                                                                        6

                                                                                                                        6

                                                                                                                          Структура волевых действий

                                                                                                                          8

                                                                                                                          8

                                                                                                                            Волевые качества личности и их развитие

                                                                                                                            8

                                                                                                                            2

                                                                                                                            6

                                                                                                                            ВСЕГО

                                                                                                                            120

                                                                                                                            6

                                                                                                                            2

                                                                                                                            2

                                                                                                                            2

                                                                                                                            108

                                                                                                                            3 Программа курса

                                                                                                                            3.1 Обязательный минимум содержания дисциплины

                                                                                                                            Выдержка из ГОС ВПО специальности 030301 «Психология» по дисциплине «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности» представлена в таблице 3.1.

                                                                                                                            Таблица 3.1 – Выдержка из ГОС ВПО по дисциплине

                                                                                                                            «Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности»

                                                                                                                            ОПД.Ф.02

                                                                                                                            Общая психология. эмоционально-волевая сфера личности

                                                                                                                            120

                                                                                                                            Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций.

                                                                                                                            Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

                                                                                                                            Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

                                                                                                                            3.2 Содержание учебной дисциплины

                                                                                                                            Тема 1. Общая характеристика эмоциональных процессов. Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Основные характеристики эмоций. Функции эмоций (оценки, мотивации, активации, следообразования, защиты, эвристическая).

                                                                                                                            Свойства эмоций (универсальность, динамичность, пластичность, адаптивность, суммация, удержание в памяти, иррадиация, субъективность, заразительность, переключаемость, амбивалентность).

                                                                                                                            Особенность эмоциональной продукции в разных режимах функционирования психики: осознание эмоции (режим рефлексии), эмоциональный процесс (режим сознавания), эмоциональное состояние (режим переживания), не актуализированные переживающим субъектом процесс и состояние (режим бессознательного).

                                                                                                                            Тема 2. Понятие эмоционального реагирования.

                                                                                                                            Виды эмоционального реагирования: эмоциональный тон ощущений, эмоциональных тон впечатлений, кратковременные эмоции, устойчивые эмоциональные состояния, эмоциональное поведения.

                                                                                                                            Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный компонент (переживания), физиологический компонент, экспрессивный компонент. Роль второй сигнальной системы в форми­ровании эмоций. Экспрессивные эталоны эмоций. Мимические средства экспрессии. Психомоторные средства экспрессии. Стереотипы экспрессии.

                                                                                                                            Аффекты, их биологическое значение. Отличительные признаки аффекта. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности.

                                                                                                                            Тема 3. Виды эмоций и их общая характеристика.

                                                                                                                            назначение и виды эмоциональных процессов. Чувственный тон ощущения. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства».

                                                                                                                            Клас­сификация эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. Классификация эмоций в связи с потребностями Б.И. Додонова. Базисные и вторичные эмоции.

                                                                                                                            Эмоции ожидания и прогноза (волнение, тревога, страх, отчаяние), фрустрационные эмоции (обида, разочарование, досада, гнев, печаль, уныние, горе, тоска), коммуникативные эмоции (веселье, смущение, стыд, вина, презрение), интеллектуальные эмоции (удивление, интерес, чувство юмора, сомнение, догадка).

                                                                                                                            Тема 4. Высшие эмоции

                                                                                                                            Соотношение понятий эмоции – высшие эмоции. Характеристики высших эмоций (модальность, интенсивность, устойчивость, широта).

                                                                                                                            Классификации высших эмоций. С точки зрения сферы социальных явлений: нравственные (моральные), морально-политические, эстетические, интеллектуальные.

                                                                                                                            Характеристики различных чувств. Симпатия-антипатия, дружба, влюбленность, любовь, ревность, счастье, чувство гордости.

                                                                                                                            Тема 5. Общая характеристика настроений.

                                                                                                                            Эмоциональные состояния. Общее представление о настроениях. Характеристики настроений (слабая интенсивность, влияние на активность человека, длительность, причины настроения).

                                                                                                                            Структура настроения: релятивный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный компоненты, компонент физического самочувствия.

                                                                                                                            Виды настроений: гипертимность, эйфория, бодрость, общественное настроение.

                                                                                                                            Тема 6. Теоретические подходы в изучении эмоций.

                                                                                                                            Основные направления развития представлений об эмоциях. Проблема эмоций в XVIII-XIX вв. Учение об аффектах Б. Спинозы. Трехмерная концепция чувств Вундта. Представление В. Вундта о слиянии чувств и их влиянии на протекание познавательных процессов. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. «Периферическая» теория У.Джемса — Г.Ланге и ее роль в развитии представлений об эмоциях в позитивитской психологии. Теория эмоций У. Кэннона – П.Барда. Активационная теория Линдсея— Хебба.

                                                                                                                            Когнитивистские теории эмоций. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория С.Шехтера, Познавательная теория эмоций М.Арнольд – Р.Лазаруса.

                                                                                                                            Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

                                                                                                                            Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии: интерпретация представлений об эмоциях в работах Л.С Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Биологическая теория эмоций П.К. Анохина, Информационная теория эмоций П.В. Симонова.

                                                                                                                            Тема 7. Физиологические механизмы эмоциональных реакций.

                                                                                                                            Анатомические образования, отвечающие за базовые эмоции. Круг Пайпеца. Лимбическая система. Ствол мозга. Роль коры больших полушарий в проявлении эмоций. Экспериментальные подходы к изучению роли мозга в эмоциональных проявлениях. Исследования с помощью электродов У. Хесса, Д. Олдса. Психофармакологические подходы.

                                                                                                                            Рефлекторные механизмы эмоций. Эмоции и вегетативная система. Роль ретикулярной формации в возникновении эмоций. Эмоции и гормональная система. Проявление эмоций с точки зрения функциональной асимметрии головного мозга.

                                                                                                                            Экспериментальное исследование эмоций. Экспериментальные исследования влияния эмоций на познавательные процессы. Данные исследований выражения эмоций в поведении и физиологических функциях человека. Объективные показатели эмоций, их надежность.

                                                                                                                            Тема 8. Эмоциональные свойства человека.

                                                                                                                            Возбудимость, глубина, устойчивость, экспрессивность. Эмоциональные типы (оптимисты – пессимисты, застенчивые, сентиментальные, эмпатийные, тревожные, любознательные).

                                                                                                                            Понятие эмоционального интеллекта. Теоретические исследования эмоционального интеллекта (П.Сэловей, Дж.Мэйер).

                                                                                                                            Эмоциональный интеллект как совокупность компетенций (д. Гоулман).

                                                                                                                            Модель эмоционально-социального интеллекта Р.Бар-Она. Модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Структура эмоционального интеллекта (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, эмоциональная информация в мышлении).

                                                                                                                            Типы способностей в структуре эмоционального интеллекта (различение эмоций, использование эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями).

                                                                                                                            Тема 9. Развитие эмоций и их значение в жизни человека

                                                                                                                            Органические потребности как первич­ные побудители эмоциональных проявлений у детей, факторы, обусловливающие формирова­ние положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмо­ций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерно­сти формирования высших чувств.

                                                                                                                            Роль эмоций в регуляции поведения и когнитивных процессов. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях. Половые особенности проявления эмоций. Особенности протекания эмоций в различных профессиях. Эмоциональное выгорание, его фазы.

                                                                                                                            Тема 10. Патология эмоций.

                                                                                                                            Причины эмоциональных расстройств. Виды эмоциональных расстройств (депрессивные, тревожные, соматоморфные).

                                                                                                                            Патологические изменения эмоциональных свойств личности (аффективная возбудимость, аффективная слабость, аффективная вязкость, аффективная истощаемость).

                                                                                                                            Извращения эмоциональных реакций. Эмоциональная неадекватность: аутизм, эхоламия, амбивалентность, паратимия, парамимия, парадоксальность, эхомимия. Эмоциональная лабильность. Эмоциональная тупость. Гипомимия. Амимия. Гипермимия. Алекситимия. Страхи.

                                                                                                                            Тема 11. Понятие об эмоциональном стрессе.

                                                                                                                            Психические состояния. Определение состояния. Определение психического состояния по Н. Д. Левитову. Понятие “психофизиологические состояния” в концепции Е.П. Ильина. Роль и место состояний среди других психических явлений. Понятие об уровнях функционирования физиологической системы. Функции состояний. Классификация состояний. Личностный принцип регуляции состояний. Критерии оценки функционального состояния. Диагностики состояний. Управление состояниями.

                                                                                                                            Стресс и его стадии. Типология стресса. Общие черты психического стресса. Пограничные состояния и адаптация. Механизмы психической адаптации по Ю. А. Александровскому. Стресс как неспецифическая реакция организма. Ос­новные стадии стресса по Г. Селье. Классификация психического стресса. Условия возникнове­ния информационного стресса. Особенности проявления эмоционального стресса. Классифика­ция тревоги. Индивидуальные особенности и проявления стресса.

                                                                                                                            Регуляция эмоциональных состояний. Механизмы регуляции психических состояний по Ф.Б. Березину. Функции психологической защиты и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в раз­витии стресса. Интрапсихический конфликт. Особенности построения интегрированного пове­дения.

                                                                                                                            Тема 12. Общая характеристика волевых действий.

                                                                                                                            Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции. Воля как высший уровень регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Произвольное и волевое. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Волевая регуляция как наделение поведения более высоким смыслом (В.А. Иванников, В.И. Селиванов).

                                                                                                                            Необходимость выделения волевой регуляции в деятельности и отдельных действиях. Психологические механизмы волевой регуляции. Роль различных психологических процессов в волевой регуляции. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств. Функции воли. Волевые процессы и их изучение.

                                                                                                                            Волевое усилие как механизм волевой регуляции.

                                                                                                                            Тема 13. Основные психологические теории воли

                                                                                                                            Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения. Экзистенциализм — «философия существования». Подход И.П. Павлова к рассмотрению про­блемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция вили в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

                                                                                                                            Тема 14. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

                                                                                                                            Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и миро­воззрения в формировании волевых действий.

                                                                                                                            Тема 15. Структура волевых действий.

                                                                                                                            Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

                                                                                                                            Тема 16. Волевые качества личности и их развитие.

                                                                                                                            Основные качества воли. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третич­ные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обяза­тельность, принципиальность, деловитость, инициативность. Самоконтроль и само­оценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

                                                                                                                            Волевые свойства личности, структура волевых качеств.

                                                                                                                            1. Порядок проведения промежуточной аттестации

                                                                                                                            Порядок проведения экзамена по дисциплине осуществляется в соответствии с Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов», утвержденном Ученым советом УрГИ (протокол № 1 от 8 сентября 2008 г.).

                                                                                                                            Вопросы для подготовки к экзамену

                                                                                                                            1. Общая характеристика эмоциональных процессов.
                                                                                                                            2. Биологическая целесообразность эмоций.
                                                                                                                            3. Основные характеристики эмоций.
                                                                                                                            4. Функции эмоций.
                                                                                                                            5. Свойства эмоций.
                                                                                                                            6. Виды эмоционального реагирования.
                                                                                                                            7. Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный компонент (переживания), физиологический компонент, экспрессивный компонент.
                                                                                                                            8. Роль второй сигнальной системы в форми­ровании эмоций.
                                                                                                                            9. Общая характеристика аффекта.
                                                                                                                            10. Положительные и отрицательные эмоции.
                                                                                                                            11. Базисные и вторичные эмоции.
                                                                                                                            12. Характеристики высших эмоций (модальность, интенсивность, устойчивость, широта).
                                                                                                                            13. Классификации высших эмоций с точки зрения сферы социальных явлений: нравственные (моральные), морально-политические, эстетические, интеллектуальные.
                                                                                                                            14. Дружба.
                                                                                                                            15. Любовь.
                                                                                                                            16. Характеристики настроений (слабая интенсивность, влияние на активность человека, длительность, причины настроения).
                                                                                                                            17. Структура настроения.
                                                                                                                            18. Виды настроений: гипертимность, эйфория, бодрость, общественное настроение.
                                                                                                                            19. «Периферическая» теория У.Джемса — Г.Ланге и теория эмоций У.Кэннона – П.Барда.
                                                                                                                            20. Когнитивистские теории эмоций.
                                                                                                                            21. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
                                                                                                                            22. Анатомические образования, отвечающие за базовые эмоции.
                                                                                                                            23. Экспериментальное изучение эмоций.
                                                                                                                            24. Эмоциональные свойства человека.
                                                                                                                            25. Понятие эмоционального интеллекта.
                                                                                                                            26. Роль эмоций в регуляции поведения и когнитивных процессов.
                                                                                                                            27. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.
                                                                                                                            28. Половые особенности проявления эмоций.
                                                                                                                            29. Особенности протекания эмоций в различных профессиях. Эмоциональное выгорание, его фазы.
                                                                                                                            30. Причины эмоциональных расстройств.
                                                                                                                            31. Виды эмоциональных расстройств (депрессивные, тревожные, соматоморфные).
                                                                                                                            32. Общая характеристика страхов.
                                                                                                                            33. Понятие об эмоциональном стрессе.
                                                                                                                            34. Стресс и его стадии.
                                                                                                                            35. Понятие воли в психологии.
                                                                                                                            36. Виды действий: непроизвольные, произвольные, волевые.
                                                                                                                            37. Воля как процесс сознательного регулирования поведения.
                                                                                                                            38. Связь воли и эмоций.
                                                                                                                            39. Волевое усилие как механизм волевой регуляции.
                                                                                                                            40. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения.
                                                                                                                            41. Патология воли. Апраксия и абулия.
                                                                                                                            42. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий.
                                                                                                                            43. Компоненты волевых действий.
                                                                                                                            44. Основные качества воли.
                                                                                                                            45. Первичные волевые качества.
                                                                                                                            46. Вторичные (морально-волевые) качества. Самоконтроль и само­оценка.
                                                                                                                            47. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка.
                                                                                                                            48. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.
                                                                                                                            49. Волевые свойства личности.
                                                                                                                            50. Структура волевых качеств.

                                                                                                                            4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

                                                                                                                            4.1 Основная литература

                                                                                                                            Изард К. Психология эмоций. — Питер, 2007.

                                                                                                                            Ильин Е. П. Психология воли: Учеб. пособ. / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с.

                                                                                                                            Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.

                                                                                                                            Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие / А. И. Кравченко. — М.: Проспект, 2008. — 430 с.

                                                                                                                            Краснов А. Н. Общая психология: учебное пособие: рек. УМЦ / А.Н. Краснов, Е.В. Мензул, Н.М. Рязанцева. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 383 с.

                                                                                                                            Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер , 2010. — 430 с.

                                                                                                                            Общая психология: глоссарий / сост. И. С. Алферова. — Екатеринбург: УрГИ, 2008. — 41 с.

                                                                                                                            Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебное пособие: доп. УМО / Д. М. Рамендик. — М.: Форум, 2009. — 303 с.

                                                                                                                            Щербатых Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. — СПб.: Питер , 2008. — 272 с.

                                                                                                                            Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие / Ю. В. Щербатых. — СПб.: Питер , 2008.

                                                                                                                            4.2 Дополнительная литература

                                                                                                                            Айсмонтас Б. Б. Общая психология: тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 191 с.

                                                                                                                            Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Академия, 2006. – 542 с.

                                                                                                                            Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ / П. Я. Гальперин. — М.: Юрайт, 2000. — 330 с.

                                                                                                                            Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 2004.

                                                                                                                            Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию : курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ЧеРо : Омега-Л: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. — 336 с.

                                                                                                                            Гиппернейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.,1998. — 452 с.

                                                                                                                            Глейтман Г. Основы психологии. – СПб, 2001.

                                                                                                                            Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002.

                                                                                                                            Моросанова В. И. Самосознание и саморегуляция поведения: научное издание / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова; Ин-т психологии РАН. — М.: Ин-т психологии РАН, 2007. — 213 с.

                                                                                                                            Общая психология: учебник: рек. УМО / под ред. А. В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

                                                                                                                            Пономарев П. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / П. А. Пономарев. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 444 с.

                                                                                                                            Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.

                                                                                                                            Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: Феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. – М. : ПЕР СЭ, 2005. — 350 с.

                                                                                                                            Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Т. Гиппенрейтер. — М., 2004.

                                                                                                                            Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии: учебное пособие: доп. М-вом образования РФ / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 447 с.

                                                                                                                            Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. — 3-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 704 с.

                                                                                                                            Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: учебное пособие: рек. УМО / В. Б. Хозиев. — М.: Академия, 2003. — 272 с.

                                                                                                                            Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства: монография / В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 2002. — 156 с.

                                                                                                                            Иные информационные носители

                                                                                                                            4.3 Иные информационные ресурсы

                                                                                                                            • Электронный учебник УрГИ «Общая психология».
                                                                                                                            • Электронная хрестоматия УрГИ «Общая психология».
                                                                                                                            • Петухов В.В. Общая психология: Цикл лекций. — М.: Обуч. технологии, 1997.

                                                                                                                            Периодические издания

                                                                                                                            • Психологический журнал
                                                                                                                            • Вопросы психологии

                                                                                                                            Сайты

                                                                                                                            www.azps.ru

                                                                                                                            www.biblioclub.ru

                                                                                                                            www.flogiston.ru

                                                                                                                            www.koob.ru

                                                                                                                            www.psy.msu.ru

                                                                                                                            www.psychology-online.net

                                                                                                                            www.window.edu.ru

                                                                                                                            Введение в психологию мотивации и эмоций 1. Характеристика основных признаков психических явлений познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер психики. 2. Чувственное познание: познание с помощью органов чувств и посредством эмоций. 3. Исследование эмпатии как действенного сочувствия — сопереживания. 4. Обсуждение полученных результатов и проблем, связанных с проявлением эмпатии в жизнедеятельности и профессиональной сфере. 2. Мотивация, эмоции и деятельность 1. Структура деятельности и характеристика основных ее элементов. 2. Эмоции и деятельность. 3. Исследование мотивации и эмоций с помощью проективного теста «Метаморфозы» Жаклин Руайер (франц.).

                                                                                                                            4. Обсуждение результатов. 3. Мотивационная сфера человека 1. Проблема классификации потребностей человека. 2. Есть ли у человека биологические потребности — мотивы и инстинкты, неосознаваемые потребности — мотивы, эмоции ? 3. Исследование иерархического строения мотивационной сферы с помощью тест — анкеты Б. Г. Додонова «Ранжирование эмоций как ценностей». 4. Обсуждение результатов. 4. Основные потребности человека 1. Проблема отсутствия устремления (рациональный и эмоциональный подходы).

                                                                                                                            2. Особенности психологической работы с выученной беспомощностью, ленью, отсутствием прежних устремлений и другими явлениями не успешности деятельности. 3. Обсуждение алгоритма решения жизненных проблем: “Если у Вас возникает проблема…”. 5. Основные потребности человека 1. «Продуктивно-созидательные» потребности человека. 2. Жизнь как творчество. 3. Опробование технологии эмпатийного, рефлексивного диалога. 4. Знакомство с интересными примерами работы психолога (психотерапевта).

                                                                                                                            6. Основные потребности человека 1. Характеристика потребностей быть личностью, быть на уровне. 2. Обсуждение эмоциональных реакций или эмоциональных состояний, участвующих в механизме психологической защиты личности. 7. Основные потребности человека 1. Характеристика самоактуализации: потребность, процесс, результат. 2. Использование прожективных тестов в исследовании мотивационной сферы человека. 3. Проведение исследование, например, по методике “Рисунок несуществующего животного”. 4. Обсуждение результатов свободной или деформированной самоактуализации. 8. Основные потребности человека 1. Исследование уровня притязаний. 2. Анализ и обсуждение результатов. Выдача рекомендаций испытуемым (клиентам).

                                                                                                                            3. Анализ методики эксперимента. Обсуждение рекомендаций по ее усовершенствованию. 9. Основные потребности человека 1. Работа с клиентом по проблеме непринятия его группой, его страданий на этой почве. 2. Выявление и анализ продуктивных направлений работы. 3. Исследование коммуникативной установки 10. Основные потребности человека 1. Феномен любви в человеческой культуре. 2. Индивидуальная или групповая работа с клиентом по проблеме одиночества, его страданий на этой почве. 3 . Работа с клиентом по проблемам любви.

                                                                                                                            Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

                                                                                                                            Самостоятельная работа 1. Введение в психологию мотивации и эмоций 1.1. Соотнесите выполнение психикой ее функций со сферами психики. 1.2. Работая со словарем, выпишите определения ключевых понятий темы. Приготовьтесь к анализу этих понятий. 1.3. Подумайте над выражением: «Изучать личность через поступок». 1.4. Напишите «Трактат о переживании…» как результат самонаблюдения за возникновением и протеканием какой-нибудь эмоции, расскажите в нем о собственных ощущениях , которые позволяют Вам определить , какую эмоцию Вы переживаете. Оцените влияние самонаблюдения на протекание эмоции. 2. Мотивация, эмоции и деятельность 2.1. Анализируя собственную деятельность, отметьте наличие основных ее элементов. 2.2. Назовите критерии отличия потребностей, целей, мотивов. 2.3. Как эмоции связаны с деятельностью? 3. Мотивационная сфера человека 3.1. Предложите вариант классификации потребностей — мотивов. 3.2. Предложите способы или подходы изучения мотивационных приоритетов человека. Например, ряд попарно сгруппированных ценностей для выбора: “Что тебе больше нравится?” 3.3. Повторите ранжирование эмоций как ценностей после недельного самонаблюдения. (Задание выполняется как продолжение практикума 3.) 4. Основные потребности человека 4.1.1. Сравните аргументы в пользу и против проявления активности. 4.1.2. В чем, по Вашему мнению, заключается психология лени ? 4.1.3. Подготовьте рекомендации по: а) снятию состояния беспомощности, б) избавлению от выученной беспомощности, в) избавлению от отсутствия устремлений. 4.2.1. Охарактеризуйте силу, динамику и развитие познавательной потребности. 4.2.2. Обобщив результаты самонаблюдения, определите уровень развития своей познавательной потребности. 4.3.1. Какие потребности можно отнести к продуктивно-созидательным? Дайте основные их характеристики. 4.3.2. Жизненные задачи не учат решать в школе. Что же необходимо человеку, чтобы их решать ? 4.3.3. Можно ли использовать эмпатийное, рефлексивное слушание в житейской практике ? Проверьте свое предположение . 4.3.4. Подготовьте пример клинического сотворчества психолог — клиент. 4.4.1. Найдите общее и различное в потребностях в самоутверждении и «быть на уровне». 4.4.2. Каковы психологические предпосылки переживания зависти ? 4.4.3. Приведите примеры успешной и неуспешной личностной защиты в случае несчастливой любви. 4.4.4. Конструктивна ли психологическая защита личности в виде агрессивности, депрессии, отчуждения ? 4.5.1. Написать сочинение на тему: «Как я себя люблю». 4.5.2. Выполнить упражнения с «магическими» для личности словами местоимением Я, именем, фамилией и другими. 4.5.3. Проанализировать явления «тирании должествования» и «позволений» в своей жизнедеятельности. 4.5.4. Выясните, анализируя “книжные завалы”, какие книги и по какой проблематике в настоящее время являются психологическими бестселлерами ? Стоит ли серьезно относиться к психологической беллетристике? 4.6.1. Методами самонаблюдения, анализом продуктов деятельности, экспертными оценками и т.д. определите уровень (низкий, средний, высокий) и адекватность своих притязаний. 4.6.2. Анализируя собственную биографию, отметьте, какие люди и события и как оказали влияние на развитие Ваших притязаний. Какой возраст был «расцветом» Ваших притязаний ? 4.6.3. Вспомните детские впечатления (от 3 до 13 лет), которые могут соответствовать формированию и проявлению потребности в достижении или избеганию неудач. 4.6.4. Как, по Вашему мнению, можно развить потребность в самоутверждении или скорректировать ее гипертрофированное проявление ? 4.6.5. Что такое комплекс неполноценности ? Подумайте, какие потребности могут быть «задействованы» в его возникновении. 4.7.1. Проанализируйте свои потребности, которые удовлетворяются посредством общения . 4.7.2. Назовите возможные причины отказа от общения. 4.7.3. Что такое насилие? 4.8.1. Назовите варианты понимания людьми смысла жизни. 4.8.2. Обозначьте пути обретения смысла деятельности или жизнедеятельности, жизни. 4.9.1. Подумайте над определением любви. Выделите виды любви. Укажите критерии выделения и признаки каждого вида. 4.9.2. Какие проблемы в жизни несет с собой детско — родительская любовь, эротическая любовь ? 4.9.3. Создается впечатление, что основные проблемы личности обычно связаны с матерью (женщиной), а их решение — с мужчиной: большинство выдающихся психотерапевтов (психиатров) и педагогов — мужчины. Так ли это ? Связаны ли эти явления ? 4.9.4. Можно ли научиться любить ? Если нет, почему ? Если да, обозначьте возможные направления индивидуальной или групповой работы с клиентом. Возможно ли привлечение работ выдающихся педагогов — мыслителей к решению этой психологической проблемы ? 4.9.5. Проанализируйте работу средств массовой информации по проблеме любви . 5 . Режимы функционирования психики и эмоции 5.1. Приведите примеры отражения в различных режимах функционирования психики. 5.2. Отметьте этапы проявления рефлексивной активности в своей жизнедеятельности. 5.3. Объясните эти феномены: «У страха глаза велики, да ничего не видят». «Женская логика». «Ты к нему предвзято относишься». «В своем глазу бревна не заметит…». (И т.п.) 5.4. Методом самонаблюдения установите, влияют ли эмоций на познание окружающей действительности и самопознание. 5.5. Предложите способ и проведите исследование влияния эмоций на какой-нибудь познавательный процесс. 6 . Виды психической регуляции 6.1. Покажите важность регуляторной функции психики. 6.2. Дайте краткую характеристику основным видам психической регуляции: непроизвольному, произвольному, волевому. 6.3. Методом самонаблюдения отметьте наличие в собственной активности: 6.4. Можно ли поступки фанатика, маньяка, эмоционально — запальчивого человека, наркомана считать волевыми, т.к. они связаны с проявлением выраженного устремления ? 6.5. Можно ли поступки фанатика, маньяка, эмоционально — запальчивого человека, наркомана считать волевыми, т.к. они связаны с проявлением выраженного устремления ? 7. Общая характеристика эмоций 7.1. Работая со словарями и энциклопедиями, учебными пособиями и монографиями, выпишите, проанализируйте и выберите, либо сформулируйте самостоятельно наиболее удачное определение эмоций. 7.2. Проанализируйте различные подходы к классификации эмоциональных явлений, предложите виды оснований (критерии) классификаций. 7.3. Докажите, что глубина, сила и устойчивость эмоции — это качественно различные ее характеристики. 7.4. Подумайте, почему так разнообразны причины возникновения эмоций, например, удовлетворение от достигнутой цели, радость от хорошего известия, смех в ответ на шутку, в здоровом теле — здоровый дух, гордость от похвалы, патриотический подъем на смотре факультетских талантов и т. д. 7.5. Анализируя прочитанную литературу, подготовьте для обсуждения версию механизма эмоциональной регуляции. Оцените теоретический и экспериментальный уровень доказанности этой гипотезы. 8. Форма эмоциональных явлений 8.1.Дайте характеристику эмоционального явления как процесса, состояния, черты. 8.2. Охарактеризуйте свои эмоциональные черты. 8.3. Предложите принципиальные подходы в психотехнике эмоциональных явлений (процесса, состояния, черты).

                                                                                                                            9. Механизм эмоциональной регуляции 9.1. Что такое механизм самоуправления ? 9.2. Соотнесите известные Вам функции эмоций с этапами, функциональными звеньями самоуправления (саморегуляции).

                                                                                                                            9.3. Методом самонаблюдения в период выраженного переживания отметьте участие эмоции в звеньях самоуправления (т.е. моменты заметного участия эмоций в понимании действительности, оценке своих возможностей, инициации действия и др.).

                                                                                                                            9.4. На основании рассмотренных теорий, сформулируйте свое понимание механизма эмоциональной регуляции. 10. Сильные и глубокие эмоциональные состояния 10.1. Перечислите виды эмоциональных состояний, которые может переживать человек. Дайте им характеристику. 10.2. Если существует на сегодняшний день научная типология сильных, глубоких, устойчивых эмоциональных состояний, охарактеризуйте ее достоинства и недостатки. 10.3. Что такое юридически значимое эмоциональное состояние ? 10.4. Приведите примеры ситуаций, в которых Вы испытываете неуверенность, растерянность, слабость. Это ситуативные проявления или постоянная характеристика Вашей личности ? 11. Психотехника переживаний 11.1. Почему переживание различных критических ситуаций требует разной психотехники ? 11.2. Определите принципиальные подходы в работе с фрустрацией, конфликтом, кризисом, стрессом.

                                                                                                                            1. Место эмоции и мотивации среди психических явлений (структурный подход).

                                                                                                                            2. Мотивация, эмоции и деятельность (динамический подход).

                                                                                                                            3. Понятие о деятельности и ее структуре. 4. Мотивационная сфера. 5. Общая характеристика потребностей. 6. Общая характеристика целей и мотивов. 7. Проблемы целеполагания. 8. Характеристика устремления. 9. Виды потребностей — мотивов. 10. Познавательная потребность и учебная мотивация. 11. Мотивационно — эмоциональный аспект школьных проблем. 12. Потребность в самоактуализации . 13. Потребность в самоутверждении, мотивация достижения. 14. Потребность избегания неудач и выученная беспомощность. 15. Уровень притязаний и его исследование. 16. Потребности в активности , развитии , творчестве. 17. Потребности в общении и иметь жизнь, о которой можно рассказать. 18. Потребности быть личностью, «быть на уровне». 19. Потребность в смысле жизни. 20. Потребность быть принятым, потребность в любви. 21. Неэкспериментальные методы изучения мотивации. 22. Экспериментальные методы изучения мотивации. 23. Общая характеристика эмоций (модальность, знак, сила, глубина , устойчивость и т.д.).

                                                                                                                            24. Проблема определения эмоции. 25. Проблема классификации эмоций. 26. Эмоция как процесс. 27. Эмоция как черта (характера, темперамента, нормальная — акцентуированная).

                                                                                                                            28. Эмоция как состояние. 29. Функции эмоций. 30. Конструктивная и деструктивная роль эмоций. 31. Причины переживания эмоций. 32. Механизм возникновения эмоций (примеры теоретических объяснений).

                                                                                                                            33. Бессознательное и эмоции. 34. Роль рефлексии в протекании эмоций. 35. Режимы функционирования психики и эмоциональные явления. 36. Кризисные переживания. 37. Конфликтные переживания. 38. Стрессовые переживания. 39. Фрустрация. 40. Страсть. 41. Неэкспериментальные методы изучения эмоций. 42. Экспериментальные методы изучения эмоций. 43. Этапы или функциональные звенья механизма саморегуляции. 44. Виды саморегуляции. 45. Установка и ее виды. 46. Механизм эмоциональной регуляции. 47. Влияние эмоций на субъектные способности. 48. Проблема эмоциональной устойчивости. 49. Психотехника переживания. 50. Характеристика личностной силы. 51. Воля. 52. Приемы волевой регуляции. 53. Волевые качества личности. 54. Проблема формирования или изменения эмоциональной или волевой черты. 55. Феномен любви в жизни человека. 56. Виды любви. 57. Проблема любви к себе. 58. Депривация основных потребностей и личностные проблемы. 59. Депривация потребности в еде и самосохранении и личностные проблемы. 60. Депривация потребности в любви. 61. Характеристика переживания депрессии. 62. Агрессия и агрессивность. 63. Проблема отчужденности и одиночества. 64. Эмпатия как действенное сочувствие. 65. Проблемы профессиональной эмпатийности. 66. Деятельностный подход к проблеме лени. 67. Некоторые подходы в работе с личностными проблемами. 68. Некоторые подходы в работе с эмоциональными состояниями. 69. Патология мотивации. 70. Патология эмоциональной сферы