Физиологические основы психики

7

Организм () — сложная саморегулирующаяся система, состоящая из отдельных элементов (клетки, органы), которые объединены в единое целое посредством специальных систем регуляции (нервная, эндокринная, иммунная).

Нервная система (НС) – обеспечивает связь  со средой,

— координирует Пр в  в зависимости от состояния внешн. и внутр. среды,

— обеспечивает адекватное приспособление к меняющимся внешним условиям и внутр. состоянию.

Элементарная единица НС – нейрон. Как любая клетка нейрон состоит из цитоплазмы и мембраны, которая не только обеспечивает обмен с окр. средой, но и яв* структурой, где развиваются сложные процессы биоэлектрогенеза (образование и изменение электрических потенциалов, играющих важную роль в жизнедеятельности клетки и передаче информации в НС.

Нн состоит из тела (образуют серое вещество – это нервные центры) и отростков (белое вещество – это проводящие пути).

Отростки бывают 2-х типов:

1) Дендриты (может быть до нескольких десятков у клетки) обеспечивают получение информации (Ин),

2) Аксон (всегда один) обеспечивает передачу информации к другим клеткам.

Нервная клетка динамически поляризована, то есть, способна пропускать нервный импульс только в одном направлении – от дендрита через тело клетки к аксону. Нейроны в нервной системе, вступая в контакт друг с другом, образуют цепи, по которым передаются нервные импульсы.

Важнейшая способность нейронов – это кодирование и перекодирование информации.

Кодирование информации в нервной системе.

Сообщения в обыденной жизни составляются и передаются с помощью символов (букв, чисел, сигналов азбуки Морзе и т. д.), которые отбираются в определенных сочетаниях источником информации. Сравнительно немногих букв достаточно для получения множества слов и предложений, с помощью которых мы обмениваемся вербальной (словесной) информацией.

Как правило, символы, поступающие от источника информации, кодируются в передатчике, т.е. преобразуются в другие, более удобные для передачи по используемому каналу связи (например, в модулированные по частоте электромагнитные волны в радиовещании. Кодирование заключается в установлении однозначного соответствия между символами двух наборов. В качестве примера можно сравнить буквы алфавита и азбуки Морзе.

9 стр., 4176 слов

Обмен веществ и энергии

... пищи. Обмен веществ и энергии Основной признак живого организма - обмен веществ и энергии. В организме непрерывно идут пластические процессы, процессы роста, образования сложных веществ, из которых состоят клетки и ... между собой тесно переплетены, обеспечивают необходимую интенсивность обменных процессов в целом и баланс поступления и расхода веществ и энергии. Обменные процессы протекают очень ...

В приемнике передаваемая информация декодируется и поступает к пользователю в своем первоначальном виде.

При кодировании, передаче и декодировании могут возникать помехи. Например, наводки от электросети иногда проявляются при записи на магнитную ленту в виде гудения частотой 50 или 60 Гц; телефонные сигналы ослабляются из-за повреждения изоляции кабеля, а телевизионное изображение искажается, если сигнал от удаленного передатчика слишком слаб. В таких случаях некоторое количество информации теряется.

В простейшем случае информацию можно передавать с помощью всего двух символов, в так называемой двоичной системе (например, нулями и единицами).

При этом источник информации сигнализирует о выборе между двумя альтернативами (например, «да»/«нет»).

Количество информации, передаваемое одним двоичным символом, называется один бит. Бит-это очень мало информации. Если в такой системе требуется передать достаточно длинные сообщения, слова нужно составлять, объединяя по несколько символов. Предложенное выше определение информационного содержания не зависит от природы используемых в качестве носителя символов: любой их набор можно представить в виде двоичного кода.

В нейрофизиологии характеристики информации включают, например, качество, интенсивность, местоположение, протяженность и длительность стимула, действующего на сенсорный орган. Они передаются по нервному волокну в виде последовательности потенциалов действия (нервных импульсов).

Один потенциал действия соответствует 1 биту информации.

В нервной системе роль передатчика играет рецепторная клетка сенсорного органа с ее афферентным волокном. Информация воспринимается от источника внешних стимулов, кодируется последовательностью нервных импульсов и в таком виде передается по каналам передачи — нервным волокнам к приемнику — группам нейронов ЦНС.

Единицы информации здесь — количественные параметры стимулов (например, давление на кожу, местоположение раздражителя на периферической сенсорной поверхности, длина световых или звуковых волн).

Во многих рецепторах интенсивность стимула кодируется средней частотой импульсации нейрона. Мышечные веретена, кожные рецепторы давления, хеморецепторы языка и фоторецепторы сетчатки-все они сигнализируют об интенсивности соответствующего им стимула средней частотой импульсации своих нервных волокон. Частота нейронной импульсации — универсальный носитель информации.

Поскольку афферентные волокна сенсорных рецепторов обычно соединяются со специфичными ассоциативными нейронными системами в ЦНС, информация, передаваемая последовательностью импульсов, однозначно и адекватно интерпретируется.

Функции нейрона:

 Воспринимающая – чувствительные окончания Ннов на дендритах и синапсы способны принимать Ин от внешних или внутренних раздражителей (трансформируя специфическую энергию раздражителя в неспецифический процесс нервного возбуждения – нервный импульс) и других Ннов для обработки и последующей передачи по каналам связи.

5 стр., 2464 слов

Теоретические основы общения как вида коммуникации в системе социальной работы

... коммуникативные, и показать отношение коммуникативного взаимодействия ко всем иным видам межсубъектного взаимодействия в системе социальной работы. Атмосферу социальных коммуникаций нельзя установить нажатием ... социального взаимодействия людей, связанных с изменениями структуры общества, характера обмена информацией. Эти перемены и вызывают большой теоретический и практический интерес ученых, ...

 Интегративная – обработка одновременно или в течение короткого интервала времени поступающих нервных сигналов по механизму их алгебраической суммации, в результате которого на выходе нейрона формируется сигнал, несущий в себе информацию всех суммированных сигналов.

 Мнестическая – существуют тонкие молекулярные биофизические процессы, сохраняющие след от всякого предыдущего воздействия и благодаря этому трансформирующие характер ответной реакции на всякое последующее. По существу, это элементарная форма памяти и научения.

 Проводниковая – от тела нейрона по аксону к его окончанию в естественных условиях только в одном этом направлении распространяется, не затухая, нервный импульс. Скорость его распространения в зависимости от морфофункциональных особенностей проводника колеблется от нескольких сантиметров до 100-120 метров в секунду.

 Эффекторная – передача Ин на др Кл (Нн или Кл исполнит органа) через химич. синапсы окончания аксона.

Конкретные функции тех или иных нейронов определяются их положением в нервной системе и заключаются в восприятии сигналов в виде электрической импульсации с периферии или от других нейронов, переработке и передаче ее на соседние нейроны или исполнительные органы, осуществляя тем самым регуляцию и координацию деятельности всех органов и систем организма.

Разным Ннам присущи разные функции:

1) Чувствительные Нны (афферентные, сенсорные) – передают Ин от органов чувств и рецепторов на др. Нны.

2) Вставочные – располагаются в ЦНС – передают Ин с Нна на Нн.

3) Двигательные (эфферентные, мотонейроны) – несут Ин от ЦНС к органам тела.

Кол-во Н-нов у человека значит превышает его потребности. Их образуется в эмбриогенезе с избытком и с течением времени те клетки которые постоянно задействованы специализируются, «приобретают опыт», а лишние Нны – постепенно отмирают. Не делятся, не восстанавливаются, т. к. включение нового «необученного» Нна в сложившийся нейронный ансамбль затруднило бы работу системы.

Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер.

Если ущипнуть заднюю конечность децеребрированной (с интактным спинным мозгом) лягушки, она ее отдергивает. Если положить на спину такой лягушки смоченный кислотой кусочек фильтровальной бумаги, он вскоре будет сброшен точным движением ближайшей задней конечности. Подобного рода автоматическую, стереотипную, целенаправленную реакцию организма на стимул физиолог Унцер в 1771 г. назвал рефлексом.

Рефлекс – это простейшая ответная реакция организма на то или иное раздражение (внешнее или внутреннее воздействие), которая происходит при участи нервной системы. В осуществлении рефлекторной реакции принимают участие все типы нейронов по принципу так называемой рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга -–это цепь нервных клеток от места возникновения раздражения (рецептор) к месту приложения (мышцы, железы).

13 стр., 6230 слов

Нейромедиаторые системы мозга

... контролировать).     Серотонинергические нейроны широко распространены в центральной нервной системе, они иннервируют обширные области мозга, включающие кору больших полушарий, гиппокамп, ... крови предшественников. Распределение нейронов, использующих различные медиаторы, в нервной системе неравномерно. Нарушение выработки некоторых медиаторов в отдельных структурах мозга связывают с ...

Первый нейрон дуги всегда афферентный, последний – всегда эфферентный. Простейшая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Тело первого (афферентного) нейрона находится в спинно-мозговом узле спинномозгового нерва или чувствительном узле черепного нерва. Дендрит этой клетки в составе соответствующего нерва направляется на периферию, где заканчивается рецепторным аппаратом. В рецепторе энергия внешнего или внутреннего раздражителя преобразуется в нервный импульс, который по нервному волокну передается к телу клетки. Асон через задний корешок спинно-мозгового или соответствующего корешка черепного нерва следует в спинной или головной мозг. В сером веществе спинного или ядрах головного мозга этот отросток чувствительной клетки образует синапс с телом второго (эфферентного) нейрона. Аксон двигательного нейрона выходит из спинного (головного) мозга в составе передних корешков спинно-мозгового или соответствующего черепного нерва и направляется к рабочему органу.

Чаще всего рефлекторная дуга состоит из многих нейронов. Тогда между афферентным и эфферентным клетками расположены вставочные нейроны. В такой рефлекторной дуге возбуждение от чувствительного нейрона передается по аксону к одному или нескольким вставочным нейронам. Аксоны одних вставочных нейронов направляются к двигательным клеткам передних рогов спинного мозга того же сегмента и образуют синапс с эффекторным нейроном, замыкая тем самым трехнейронную рефлекторную дугу. Аксоны других вставочных нейронов разделяются Т-образно, их ветви идут к эфферентным клеткам передних рогов спинного мозга ниже- или вышележащих сегментов (от 1 до 3-х в каждом направлении).

Помимо этого, от каждого из описанных отростков нервных клеток отходят ответвления, направляющиеся к эфферентным клеткам тех сегментов, мимо которых они проходят. Поэтому раздражение одной точки тела может передаваться не только к соответствующему сегменту мозга, но и охватывать несколько соседних сегментов. В результате этого простой рефлекс перерастает в ответную реакцию, захватывающую несколько групп мышц. Возникает сложное, координированное, но все-таки рефлекторное движение.

Всем известно множество примеров врожденных рефлексов (безусловных по Павлову) — роговичный, кашлевой, глотательный, реакция отдергивания и т.д., а также рефлексов, приобретенных в течение жизни (условных).

Однако в большинстве случаев мы их даже не осознаем. Это — рефлексы, обеспечивающие прохождение и переваривание пищи в желудке и кишечнике, непрерывно приспосабливающие кровообращение и дыхание к текущим потребностям организма, и т д.

В психологии представления о рефлекторном механизме движения положили начало различным теориям поведения, делающим упор на связи стимул – реакция (бихевиоризм).

Однако имеется точка зрения, что поведение далеко не всегда имеет рефлекторный характер. Децеребрированные (с удаленным головным мозгом) собаки способны к ритмичным движениям, например к почесыванию спины задней лапой или локомоции, даже после отключения всех сенсорных входов спинного мозга путем перерезки дорсальных корешков. Следовательно, организация движений не всегда основана на рефлексах.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... мембраны аксона, связывается с рецепторами на дендритах постсинаптического нейрона. Мозг использует разнообразные нейромедиаторы, каждый из которых связывается ... наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек ... синапсы аксон, несущий информацию от тела нейрона, передает ее дендритам других нейронов. В окончании аксона, которое образует ...

Ряд движений вообще регулируется нервной системой даже в отсутствие всяких внешних стимулов, например, дыхание. Такие последовательности движений, поддерживаемые ЦНС без внешней стимуляции, называются «запрограммированными», или автоматическими. После того как была обнаружена способность ЦНС к такой деятельности, быстро получила признание гипотеза, согласно которой движения регулируются в основном программами, а не рефлексами, и представление о «программной организации» ЦНС стало общепринятым. Дыхание, ходьба, чесание-все это примеры врожденных программ, к которым в течение жизни индивида добавляется множество приобретенных. Среди последних есть спортивные или профессиональные навыки (гимнастические движения, печатание на машинке и т. п.), становящиеся в результате соответствующей практики почти автоматическими.

Совокупность нейронов образует нервную систему

Нервные клетки образуют структуры нервной системы.

Функция нервной системы – регуляция процессов в организме адекватно информации, которая поступает по каналам сенсорной связи. Функционально нервную систему условно подразделяют на две части – соматическую (анимальную) и вегетативную (автономную), имеющие как центральный так и периферический отделы.

Соматическая нервная система иннервирует главным образом тело (сому), а именно скелетные мышцы, кожу и некоторые внутренние органы (язык, гортань, глотку, мышцы глазного яблока, среднего уха), обеспечивает связь организма с внешней средой.

Вегетативная (автономная) нервная система состоит из симпатической и парасимпатической частей, которые включают скопления клеток, расположенных в головном и спинном мозге, вегетативные нервы, узлы и сплетения. Она иннервирует гладкие мышцы внутренних органов и сосудов, сердце, железы, а также обеспечивает регуляцию обменных процессов во всех органах и тканях.

В соответствии с основными функциональными задачами нервная система состоит из 3-х функциональных 3-х звеньев

 чувствительное – чувствительные волокна нервов и нервные центры и сенсорные участки коры конечного мозга, обрабатывающие сенсорную информацию – обеспечивают восприятие сигнала раздражителя и его обработку. И.П.Павлов ввел понятие анализатора – относительно автономная структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной Ин и прохождение ее на всех уровнях НС.

 двигательное (моторное) – структуры центральной и периферической нервной системы, формирующие движения, вплоть до возникновения целостных поведенческих актов

 интегративное (АССОЦИАТИВНОЕ) – ядра нервных центров и некоторые области коры конечного мозга, которые обеспечивают связь чувствительного звена с двигательным. Интегративные функции ЦНС не связаны непосредственно с обработкой сенсорных сигналов или управлением двигательными и вегетативными структурами, а связаны с их координацией.

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... Так, гимнастика - произвольные движения с помощью развития воли - рассматривается им как оздоравливающий тело инструмент в работе ... не можете найти точки, можно просто потереть ладошкой область под ключицей. Меняем руки и делаем тоже самое. ... Задачи: • Научиться понимать свое состояние · Овладение методами «Гимнастики Мозга» • Научиться нивелировать стресс и негативные установки; • Развивать умение ...

Чувствительно, моторное и ассоциативное звенья имеют место во всех отделах нервной системы.

Структурно нервная система подразделяется на две части: центральную и периферическую. К периферической нервной системе относятся спинномозговые и черепномозговые узлы и периферические нервы (12 пар черепномозговых и 31 пара спинномозговых), их сплетения и узлы, лежащие в различных отделах тела. С помощью пучков нервных волокон, тела которых находятся в центральной части нервной системы, периферическая нервная система передает информацию от органов и тканей в ЦНС и обратно.

Центральная нервная система (ЦНС) представлена головным и спинным мозгом.

Она защищена костной тканью черепа, окружена оболочками, состоит из белого и серого вещества. Серое в-во – ядра нейронов. Белое в-во — отростки нейронов – образуют восходящие чувствительные пути и нисходящие двигательные пути.

Выделяют в ЦНС:

Спинной мозг — цилиндрический тяж (45 см у ♂, 42см у ♀), который располагается в канале позвоночного столба и имеет сегментное (метамерное) строение. Количество сегментов соответствует количеству позвонков. От каждого сегмента отходят 2 пары корешков (нервных пучков) – передние и задние, которые, соединяясь образуют периферические спинномозговые нервы.

Спинной мозг осуществляет 2 основные функции – рефлекторную и проводниковую. Большинство рефлексов связано с работой спинного мозга. С разрушением спинного мозга все рефлексы исчезают. Проводниковая функция заключается в осуществлении двусторонней связи головного мозга с различными системами организма.

СМ сверху переходит в продолговатый мозг, а внизу заканчивается конусом с концевой нитью.

Головной мозг состоит из ряда отделов:

1) задний мозг

В основании заднего мозга располагается продолговатый мозг, который является непосредственным продолжением спинного. Продолговатый мозг является важным звеном, контролирующим многие базовые биологические функции организма.

Во-первых, он регулирует деятельность сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, каждую секунду определяя, как часто и насколько глубоко нам нужно дышать, с какой частотой должно биться наше сердце, сколько крови оно должно прокачивать.

Во-вторых, он позволяет осуществлять ряд важных рефлексов, направленных на восприятие переработку и проглатывание пищи (глотания, сосания, жевания, слюноотделение) и защиты (рефлексы рвоты, чихания, кашля, слезоотделения, замыкания век).

В-третьих, он помогает поддерживать равновесие тела, управляя ориентацией головы и конечностей, на которые действует гравитация.

Сразу за продолговатым мозгом задний мозг расширяется, и этот участок известен как мост. Мост содержит области, интегрирующие движения и ощущения, поступающие от лицевой мускулатуры, языка, глаз и ушей. Другие участки моста принимают участие в регуляции уровня бодрствования и инициируют процесс засыпания.

Наиболее зрительно выделяющейся частью заднего мозга является мозжечок массивная структура, которая находится позади моста и закрывает продолговатый мозг. Мозжечок работает как сложнейший компьютер, более тридцати миллиардов нейронов которого суммируют информацию от гравитационных рецепторов, а также от мышц, связок и сухожилий всего тела. Эта своеобразная структура имеет ряд отдельных областей. Одна область полностью контролирует равновесие тела. Любое повреждение этой области, будь то травма, заболевание или алкогольная интоксикация, приводит к нарушениям координации движений и шатающейся походке. Другая область мозжечка контролирует выполнение точных, профессиональных движений, будь то игра в теннис или фортепьянное арпеджио. Повреждение этой области вызывает тремор (дрожание) конечностей при выполнении движений и невозможность быстрого выполнения чередующихся движений (например, поочередное постукивание пальцами).

2) Средний мозг

Средний мозг управляет формированием слуховых и зрительных стимулов. Одна из областей среднего мозга контролирует движения глаз. Другие области среднего мозга принимают участие в терморегуляции, болевой рецепции (восприятии боли), а также сотрудничают с мостом в регуляции цикла сон-бодрствование. Средний мозг осуществляет преобразование простых движений, порождаемых задним мозгом, в более сложные действия.

3) Передний мозг

Передний мозг включает в себя все, что располагается над средним. Передний мозг человека настолько велик, что он .окружает практически весь средний и часть заднего мозга. Наиболее заметной частью переднего мозга является большая морщинистая поверхность — кора головного мозга

Передний мозг обладает ярко выраженной билатеральной симметрией. Особенно заметной эта симметрия становится при рассмотрении коры, по обе стороны от глубокой продольной борозды, проходящей между полушариями. В каждом полушарии под корой находится остальная часть переднего мозга, включающая ряд подкорковых структур:

1) таламус располагается глубоко в толще тканей над средним мозгом. В нем концентрируется множество центров, функционирующих как ретрансляционные (переключающие) станции почти для всей сенсорной информации, подающейся к коре.

2) гипоталамус — находится непосредственно под таламусом и управляет непроизвольным поведением, таким, как питание, поддержание адекватной температуры тела, реакция на угрозу и вовлечение в сексуальную активность, осуществляет регуляцию работы всех внутренних органов человека.

3) базальные ганглии — располагаются сразу над таламусом в каждом полушарии. Они принимают активное участие в регуляции мышечных сокращений (особенно плавных), а также предохраняют наши движения от судорог. Болезнь Паркинсона вызывается дегенерацией клеток в области базальных ганглиев. У страдающих этой болезнью обычно отмечается снижение мышечного тонуса, неподвижное маскообразное лицо, медленные движения и тремор конечностей в расслабленном состоянии. Базальные ганглии поражаются и при болезни Хантингтона (хорее), прогрессирующем наследственном заболевании, которое может вызывать судороги конечностей, лицевые тики и неконтролируемые судороги всего тела.

4) лимбическая система — группа взаимосвязанных подкорковых структур, окружающая таламус и базальные ганглии (от французского limbique — граничащий, ограничивающий).

Лимбическая система включает в себя такие структуры, как миндалина и гиппокамп, имеет тесные анатомические связи со многими другими структурами мозга, в особенности таламусом, корой и центрами обоняния. Она вовлечена в регуляцию эмоций и мотиваций, а также в процессы памяти и научения.

Кора переднего мозга (Кора больших полушарий, КБП)– высший центр регуляции жизненных функций и поведения. Осуществляет анализ и синтез всей Ин, поступающей из внешней и внутренней сред организма.

Кора конечного мозга составляет 80 процентов всего мозга, однако она — лишь его участок толщиной 2-3 мм. Если разгладить все извилины коры человеческого мозга, то она заняла бы площадь порядка 2500 кв. см. Чтобы вместить эту структуру в развернутом виде, понадобилась бы голова нестандартных размеров (и, что важнее, понадобились бы гораздо более длинные нервы для присоединения всех ее областей).

Но к счастью, эта гигантская структура в сжатом виде умещается в весьма ограниченном пространстве человеческого черепа.

Некоторые из извилин образуют очень глубокие борозды. Самой глубокой является продольная борозда, которая разделяет правое и левое полушария. Другие борозды отграничивают несколько больших участков в каждом полушарии, именуемых долями. Существует четыре таких доли, названных по имени близлежащей кости черепа В каждом полушарии лобная и теменная доли формируют самую верхнюю часть мозга; борозда, разделяющая их, именуется центральной. Височные доли, располагающиеся по бокам от лобных, отделены боковой (латеральной) бороздой. Последняя, затылочная доля плотно примыкает сзади к височным и теменной долям.

В первой половине XX в. ученые произвели подробное картирование коры головного мозга человека на основании тщательного анализа неврологических и психических нарушений, возникающих при ее местных повреждениях (вследствие огнестрельных ранений или заболеваний) и высказали предположение о жесткой приуроченности тех или иных психических функций к определенным участкам коры.

ЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМ – каждая психическая функция локализована (привязана) в определенном участке КБП.

А.Р.Лурия выделил 3 блока:

1) поддержание активности – центральные области КБП,

2) познавательные процессы – получение, переработка и хранение Ин – задн. и височн. отделы КБП,

3) мышление, поведенческая регуляция, самоконтроль – передние отделы КБП.

Эксперименты показали наличие первичных двигательных зон, которые ответственны за формирование двигательных актов, и первичных сенсорных зон, связанных с обработкой специфической сенсорной информацией.

Например, пер­вичная соматосенсорная зона расположе­на в теменной доле каждого полушария и является центром приема сенсорной информации от рецепторов кожи. Подобные первичные проекцион­ные зоны существуют для зрения и слуха. Они располагаются в затылоч­ной и височной долях соответственно. Пациенты, которым стимулировали визуальные проекционные зоны, говорили о своих зрительных ощущениях — довольно ярких, но весьма неопределенных: мер­цающие огни, полосы цвета. Стимуля­ция же слуховых зон вызывала бес­смысленные и невнятные слуховые ощущения: щелчки, шумы, шорохи, звонки.

2/3 площади (до 75%) занимают вторичные зоны (ассоциативные, интегральные) – обеспечивают синтез и интегрирование отдельных элементов информации в целостную картину. Они элементарные ощущения складывают в целостное восприятие, а из отдельных движений формируют целостные поведенческие акты.

На сегодняшний день к ассоциативной (неспецифичной, интегративной) коре в узком смысле слова относят: теменно-височно-затылочную (высшие сенсорные функций и речь), лобную, точнее, префронтальную (координирование сложных движений и поведения в целом, выработка стратегий поведения) и лимбическую (функции памяти и эмоций) ассоциативные зоны.

В последние годы в опытах на животных были получены данные, сильно поколебавшие классические представления о разделении коры на сенсорную, двигательную и ассоциативную. По крайней мере, в работах на крысах с использованием пероксидазы хрена показано, что все изученные области коры получают зрительную, слуховую и соматовисцеральную афферентацию от таламуса и в свою очередь посылают сигналы к этому отделу. Места для ассоциативных зон между сенсорными полями просто не обнаруживается. С этими анатомическими данными согласуются и результаты опытов, в которых животные после разрушения соответствующих первичных проекционных областей коры не становились ни слепыми, ни глухими; кроме того, оказалось, что агнозию (неспособность интерпретировать определенные сенсорные стимулы или соотносить их с окружающей обстановкой) невозможно вызвать путем разрушения только лишь ассоциативных полей. Представления о двигательной коре также нуждаются в пересмотре; как выяснилось, аксоны почти от всех зон коры подходят к передним рогам спинного мозга (как будто вся кора — «двигательная»), причем повреждения первичных моторных областей практически не приводят к двигательным расстройствам, если не считать нарушения движений пальцев.

В противовес теории локализации функций высказывалась и противоположная (холистическая – целостная) точка зрения, оспаривающая столь дискретную локализацию различных психических функций и утверждающая, что мозг во всех случаях работает как единое целое. Так, Лешли обнаружил, что нарушения, возникающие у крыс при удалении различных участков коры, в большей степени зависят от величины разрушаемой области, нежели от ее местоположения. На основании этих данных он сформулировал концепцию «эквипотенциальности» всех отделов головного мозга, в соответствии с которой любой из них может принимать на себя функции другого.

Функциональная асимметрия

В 1981 г. психолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу по изучению специфических возможностей полушарий головного мозга. Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

На первый взгляд, правое и левое полушария мозга выглядят абсолютно одинаковыми, но различия, наблюдающиеся в поведении при их повреждении, заставляют предположить и различия в их функциях. Эта асимметрия в функциях полушарий называется межполушарной латерализацией, и ее проявления весьма различны — в речи, пространственной организации и превосходящей ловкости одной руки над другой.

В исследованиях людей, перенесших операцию «расщепления мозга» перерезка мозолистого тела, чтобы, например, устранить тяжелую эпилепсию. показано, что разделение полушарий удваивает сознание. Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму, когда одно полушарие будет посылать команды, противоречащие командам второго.

Несмотря на внешнее сходство, извилины имеют разное строение и даже развиваются по-разному: извилины в правом полушарии появляются раньше, чем в левом. Добавим, что у большинства людей височная доля, содержащая зону Вернике (слуховой центр речи), крупнее височной доли с левой стороны. Правое и левое полушария имеют еще целый ряд различий, таких, как объем циркулирующей крови, размеры затылочной доли, концентрации различных гормонов и других биологически активных веществ, а также микроскопическое строение нервных клеток.

Функции КБП имеют некоторую асимметрию (функц. асимметрия).

Лев и Прав полушария выполняют несколько разные функции при восприятии и формировании образа воображаемого предмета.

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании).

Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты. Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении эмоций.

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе (разложении информации на части).

Оно также последовательно (по порядку, один элемент за другим) обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно (всю сразу).

Левое полушарие

Правое полушарие

отвечает за речь, чтение письмо,

целостное восприятие, высокая скорость работы по опознанию, точность и четкость

логика, словесно-логическое состояние

аналитический подход, основан на логической переработке элементов образа

формирование глобальной интеграции образа, формирование целостной картины

Однако неверно думать, что люди попеременно для определенных задач используют то правое, то левое полушария. Конечно, некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не могут думать лишь одним из полушарий.

В восприятии внешнего мира задействованы оба, при нарушении любого наступает невозможность контакта с действительностью. Специализация происходит постепенно, достигая максимума у взрослых. К этому же времени заканчивается процесс увеличения мозга до максимума (европеоиды: ♂ в ср – 1375, ♀ — 1245), с 50 лет начинает уменьшаться 3 гр/год.

Вместе с тем у человека то или иное полушарие может быть ведущим. Это проявляется в преимущественном следовании право- или левосторонним особенностям поведения, например право- или леворукости. Правое полушарие конт­ролирует левую руку, а левое — правую. Тест право-леворукости в целом показывает, какое полушарие доминирует.

У большинства видов животных (даже у обезьян) соотношение право- и леворуких особей составляет 50 на 50. У людей это соотношение равня­ется 90 к 10 в пользу праворукости. Преобладание праворукости у людей, вероятно, отражает специали­зацию левого полушария в продуцировании речи.

Одной по­разительной особенностью левшей является то, что у них мозг, как правило, менее латерализован (асимметричен), чем у праворуких. Фактически обладают большей взаимной схожестью даже физический раз­мер и форма их церебральных полушарий.

В целом леворукие более симметричны почти по всем показателям, включая доминирование одного из глаз, отпечатки пальцев и даже размер ступни. В некоторых ситуациях мень­шая латерализация может дать реальное преимуще­ство. Например, у индивидуумов с умеренной леворукостью или двурукостью память на высоту звуков, являющаяся базовым музыкальным навыком, по-ви­димому, лучше, чем у среднего человека. Соответ­ственно» среди музыкантов больше двуруких, чем можно бы ожидать в норме.

Около 97% правшей обрабатывают речь в левом полушарии, и доминантным у них является именно это полушарие мозга. Почти 68% левшей продуцируют речь, пользуясь левым полушарием, подобно прав­шам. Примерно 19% всех левшей и 3% правшей используют для работы с языком правое полушарие. Некоторые леворукие (приблизительно 12%) используют при обработке языка обе стороны головно­го мозга. В целом для работы с языком используют левое полушарие 94% населения.

В прошлом многих леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой, когда они писали, ели и реализовывали другие навыки. Но, как показывает ультразвуковое изображение плода, явное предпочте­ние какой-то одной руки становится заметным еще до рождения. В настоящее время доказано, что преимущественное пользование одной рукой является наследственно передаваемым признаком, правда наследуется лишь степень рукости. Это позволяет предположить, что рукость нельзя навязать. Родители не должны заставлять ре­бенка-левшу пользоваться правой рукой. Подобные попытки могут привести к проблемам с устной ре­чью или чтением.

На протяжении всей человеческой истории заметное число художни­ков были левшами, начиная с Леонардо да Винчи и Микеланджело и кончая Пабло Пикассо и М. К. Эсхером. Понятно, что поскольку правое полушарие, обла­дает превосходством в области представлений и ви­зуальных способностей, то пользование левой рукой дает определенные преимущества в рисовании или живописи. По крайней мере, левши явно лучше визуализируют трехмерные объекты. Возможно, именно поэтому леворуких архитекторов, художников и шахматистов больше, чем можно было бы ожидать.