Модуль I. Общие основы педагогики

Слайд 1

Модуль I. Общие основы педагогики

Слайд 2

ТЕМА 6. Развитие личности. Возрастная периодизация развития

Слайд 3

Процесс развития личности. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

Понятие «средовая адаптация». Возрастная периодизация и особенности социальной ситуации развития на различных возрастных этапах развития личности.

Особенности средовой адаптации в различные возрастные периоды.

Процесс развития личности. Влияние среды на развитие личности. Развитие и воспитание.

Слайд 4

Развитие человека — сложный, длительный и противоречивый процесс. В современной науке существуют две полярные (и множество находящихся между ними) концепции развития:

1. Развитие, как реализация, компонирование и модификация врожденных, унаследованных задатков;

2. Развитие, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового, не существовавшего на прежних ступенях.

Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты этого процесса?

Слайд 5

Развитие человека есть сложный, многомерный процесс, происходящий под влиянием различных факторов, важнейшими из которых являются:

— наследственность и естественно- биологические и физиологические механизмы; взаимодействие с физическим и социальным окружением,

— понимаемым как среда развития;

— воспитание как целенаправленные воздействия специально созданных общественных и государственных институтов;

— собственная деятельность человека в разнообразных сферах жизни.

Слайд 6

Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположенности — наследственность. Врожденные и унаследованные предрасположенности развиваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания.

5 стр., 2276 слов

Общие закономерности процесса воспитания. Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизн

Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением. Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей. Закономерность единства чувственного, логического и практики в ...

Природное (биологическое) в человеке — это то, что связывает его с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического в развитии — наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены (в переводе с греческого «ген» означает рождающий).

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как-то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека — задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

К наследуемым свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

Слайд 7

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем — наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Слайд 8

Говоря о наследовании интеллектуальных качеств большинство исследований позволяет ответить на этот вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент на выявлении индивидуальных различий и приспособлении к ним воспитания и обучения. Как в теоретическом, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: как соотносятся среда, наследственность и воспитание в развитии личности?

Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к выводу, что 65% умственного развития приходится на наследственные влияния, 15% - на различия в уровне семейной среды, 3% на факторы воспитания, а остальное — на смешанные факторы.

Слайд 9

Влияние наследственности и среды может быть скорректировано воспитанием. Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский (1896- 1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Зона ближайшего развития — это та область задач, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но справляется с помощью взрослого. По его мнению, хорошим можно признать только то воспитание и обучение, которое идет впереди развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Слайд 10

При всем многообразии подходов к пониманию сущности развития личности все исследователи сходятся в том, что этот процесс характеризуется свойствами принципиальной неравномерности и асинхронности развития различных сторон личности. Неравномерность развития проявляется в том, что в нем выделяются такие этапы и фазы:

— медленное постепенное накапливание изменений — литические периоды;

— резкие, бурные изломы, кризисы развития.

Слайд 11

Кризис, по Л.С.Выготскому, является необходимым этапом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно короткого отрезка времени (месяц, год) происходят резкие и

капитальные сдвиги и смешения, изменения и переломы в личности ребенка.

Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов развития, отмечаемыми исследователями, являются:

— нечеткость границ периода;

— относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

— негативный характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предшествующих стадиях.

Асинхронность развития, наиболее остро проявляющаяся в кризисные периоды, проявляется в том, что разные стороны, аспекты личности развиваются неодновременно: физиологическое развитие может опережать или отставать от психологического, социального и т. д. Асинхронность проявляется также в том, что при одном и том же паспортном возрасте, различные индивиды могут иметь совершенно различный уровень физиологического, интеллектуального, социального или психологического развития, что особенно остро проявляется опять-таки в кризисные этапы развития.

Слайд 13

Возраста является конкретной ограниченной во времени ступенью психического развития индивида.

Развитие предполагает наличие качественных новообразований. Под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Слайд 14

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием, как возраст — целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития — своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда, по Л.С.Выготскому, является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм.

Из понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, таким образом, может опираться не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок тогда развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития.

Слайд 15, 16, 17, 18

Идеи Л.С.Выготского, продолжение и развитие его последователями Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Б.Д.Элькониным и другими, позволило построить следующую типологию возрастов, содержания ведущих деятельностей и кризисов:

Таблица 1

Возраст

Ведущая

деятельность

На что направлена

(тип отношений)

Пространство

развития

Психическое

новообразование

0−2 месяца кризис новорожденности

2месяца — 1год -младенчество

Непосредственное

эмоциональное

общение

Сенсомоторное

Развитие отношения

Ребенок —

Родитель

Объект — Субъект

Семья, кроватка;

преимущественно

на руках матери

Потребность в

общении с

другими людьми и

эмоциональные

отношения

Кризис 1 года — появление предметно-манипулятивных действий

1−3 года

Раннее детство

Предметно —

орудийная

деятельность

Манипуляции с

предметами; речь;

отношения

Ребенок —

Родитель

Семья —

ближайшие

родственники;

квартира как зона

самостоятельного

изучения

Речь и наглядно —

действенное

мышление

3 года — кризис 3 лет

4−6 лет

дошкольный

возраст

Ролевая игра

Межличностные

отношения

Ребенок — Ребенок

Семья, детсад,

двор как внешнее

ограничение и

несамостоятельно

сть в выборе

границ

Потребность в

общественно

значимой и

общественно

оцениваемой

деятельности

7 лет — кризис 7 лет

7−12 лет

младший

школьный

возраст

Учение

Первичное знание

Ученик — Учитель

Объект —

Субъекты

Семья, школа

(класс), двор как

«чужое»

пространство

Произвольность

психических

явлений,

внутренний план

действий,

рефлексия

13 лет — кризис 13 лет (подростковый)

14−17 лет

Общественно

полезная,

организационная

трудовая

деятельность и

общение

Отношения в

различных

социальных

системах Человек

— Человек

(Субъект —

Субъекты)

Школа как

«целое» двор или

улица; секция,

клуб и другая

сфера

неформального

общения

Стремление к

взрослости и

самостоятельности

; критическое

отношение к

действительности;

образ «Я»,

самооценка

17 лет — кризис 17 лет (юношеский)

Слайд 19

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая — учебная — общение — труд) получило широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно — и это нам представляется важным — развитие есть овладение новыми пространствами — как по глубине (семья — класс — школа — двор — город — мир), так и по содержанию. Овладение отношениями происходит параллельно и проходит следующие этапы: Ребенок — Родитель; Ученик — Учитель; Человек — Человек; Человек — Мир.

Эти три процесса (овладение новыми деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и овладение новой деятельностью есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Слайд 20

Понятие «средовая адаптация». Особенности средовой адаптации в различные возрастные периоды.

Рассмотрим подробнее как происходит процесс развития во взаимодействии с социальной средой (средовой адаптации) в различные возрастные периоды.

Дошкольная социализация протекает в семье и детском саду.

Чрезмерная профессиональная занятость родителей зачастую приводит к уменьшению непосредственно эмоционального и действенного (игрового) общения в семье, что может переживаться ребенком как психическая депривация (психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей) и служить началом дезадаптации.

У ребенка в этом возрасте сильное стремление при взаимодействии с другими людьми исходить из общих с ним чувств, сохранять психологическую общность с группой. Это развивается в общении со сверстниками под руководством взрослых.

Важнейшими функциями семьи дошкольника являются:

— психологическое расслабление после детского сада, где задана достаточно жесткая нормативность;

— воспитание, трудовое и нравственное формирование элементарных навыков самообслуживания и ценностного ядра;

— предоставление ребенку арены для инициативы и самостоятельности, т.к. в саду возможности этого ограничены.

Слайд 21

Средовая адаптация в младшем школьном возрасте (в начальной школе) проходит на фоне кризиса семи лет, когда происходит переход от семейной зависимости к индивидуальной самостоятельности. При этом дошкольный неясный мотив присоединения сменяет сильный мотив, требование принадлежности, которое вначале реализуется через стремление

учиться.

Характерные симптомы кризиса семи лет — утрата детской непосредственности, ориентация ребенка на социально значимые действия и строго регламентированные средства достижения результата; появление не совсем понятных странностей, вычурного, искусственного, натянутого, манерного поведения. Он как бы натурально примеривает на себя разные стили поведения. В кризисе семи лет фиксируется ориентация ребенка на людей вне семьи, на внешние авторитеты: взрослых друзей семьи, педагога, воспитателя. К шести-семилетнему возрасту дети начинают осознавать свои реальные возможности, они считают себя еще не взрослыми, а именно детьми, которым, чтобы стать взрослым, надо еще многому учиться.

Отношение к себе выражается в обостренном чувстве самоуважения ребенка, в переживании им своей значимости для других в качестве равноправного партнера

Главное новообразование возраста — становление самосознания ребенка, образа Я, самооценки. Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением.

Школьник — это первый социальный статус ребенка; этот статус связан с новой системой требований, предъявляемых к нему, с совокупностью его социальных обязанностей и прав.

Принято считать, что ведущей деятельностью ребенка в младшем школьном возрасте является учение (учебная деятельность).

Формирование учебной деятельности осуществляется в совместной работе с учителем

В среде неформального общения в этом возрасте происходит игровое закрепление навыков общения и самоутверждения, для авторитета среди друзей важны успехи в школе, авторитет и социальное положение родителей, наличие старших друзей или покровителей.

Школа выполняет функцию обособления ребенка, его отделения (но не отдаления!) от взрослого. Пальма первенства в воспитании ребенка переходит к школе, которая становится конкурентом семьи. В связи с этим в семье складываются различные воспитательные подходы с учетом влияния школы:

— стремление развить у ребенка навыки, знания, выгодно отличающие

его от сверстников (спорт, языки, искусство) и позволяющие выделиться либо компенсировать возможные учебные неудачи;

— активное побуждение воли ребенка к занятиям (политика «кнута» и «пряника»);

— снятие психологического напряжения, возникшего в школе через хобби, развлечения, отдых.

Средовая адаптация в младшем подростковом возрасте (10−13 лет)

определяется, прежде всего, началом полового созревания, изменениями в гормональной системе ребенка. Механизмы осознаваемых потребностей по сравнению с младшим школьником изменяются незначительно, но форма их реализации меняется.

Для ребенка усиливается значение его места в коллективе, его престижа и социальной роли. И для достижения этой цели ребенок использует все доступные ему средства — и социально одобряемые, и отвергаемые. У ребенка расширяется арсенал средств психологического воздействия:

1) он начинает различать позиции учителя — как гражданина общества, как взрослого человека, как «начальника», облеченного властью, по отношению к ученику; как представителя определенной социальной группы;

2) ребенок в состоянии сознательно использовать механизмы межличностного взаимодействия, как со сверстниками, так и со взрослыми;

3) у ребенка появляется свобода выбора коллектива, в котором он может обрести желательный социальный статус, выбрать наиболее подходящую социальную роль — не только класс, но и компания сверстников во дворе, спортивная секция и т. д.

Основным содержанием процесса социализации в подростковом возрасте является формирование самопознания как важнейшего фактора социального самоопределения, которое происходит через взаимодействие со сверстниками. Стремление к самоутверждению, потребность в высоком статусе среди сверстников органически присуши подростку.

Существование компании расширяет границы возможностей ребенка.

В период от 10 до 14 лет у ребенка происходит формирование общественного сознания и интериоризация (переход извне внутрь) различных нравственных норм.

В каждой из социальных сред существования (семья, класс, компания) формируются различные представления о существующих там нормах, собственных возможностях и свой уровень притязания в каждой из них.

Гармоничность существования в таком «разорванном» мире осуществляется ценой определенных жертв, благодаря высокой пластичности детской психики одним из трех путей:

1) «исключение третьего», т. е. из основных сфер существования -семья, школа, компания — отбрасывается та, где ребенок чувствует себя особенно неуютно;

2) уход в «экологическую нишу», т. е. выбор той среды, в которой ребенку особенно уютно, хорошо, и подчинение ее нормам, идентификация с ней;

3) утрата внутренних контуров своего «Я», если ситуация складывается неблагополучно во всех средах.

Другой специфической и важнейшей особенностью этого возраста является потребность в достойном положении в семье, в коллективе сверстников, в классе. Понимание этого поможет избежать многих конфликтов. Высшим авторитетом для младшего подростка становятся все одноклассники или хотя бы некоторые из них, вошедшие в референтную группу особо важных для него людей (Рефере́нтнаягру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций).

Ведущей деятельностью подростка можно считать социально актуальную деятельность, т. е. активность специфического смыслового содержания, нацеленную на определенное отношение окружающих, даже провоцирующую это отношение.

Средовая адаптация в старшем подростковом возрасте (14−16 лет) характеризуется завершением формирования образа «Я», становлением самодетерминации развития и поведения. Этот возраст характеризуется обострением реакции эмансипации, появлением потребности волеизъявления и реализации собственных замыслов.

Старшего подростка отличает прежде всего выравнивание физиологического фона — наступает соответствие кровоснабжения энергетическим затратам организма. Следствием этого становится перемена стиля поведения — на первое место выдвигается потребность в энергетической разрядке. Не менее важна обострившаяся в этом возрасте потребность в независимости, проявляющая простейшим путем — через готовность к оппозиции любому «начальству» и стремление низвергать авторитеты, противоречить взрослым, настаивать на своей правоте даже вопреки всякой очевидности. Если добавить сюда свойственную юном субъекту гипертрофию чувства собственного достоинства, тягу к оригинальничанью как форме поиска пути своего самовыражения, станет понятно, что общение со старшими подростками, все равно — в семье или в школе — не самое легкое и приятное занятие для родителя или педагога.

Глубокая противоречивость старшего подросткового возраста проявляется в том, что при всей видимой задиристости, даже агрессии, гипертрофии чувства собственного достоинства, ребенок испытывает сильнейшую потребность в доброте и эмоциональном комфорте. Подросток тратит много душевных сил на то, чтобы составить верное отношение к себе, и для этих поисков, полных взлетов и падений, черпает силы в своих «спокойных тылах», если они у него есть.

Существенной особенностью старшего подросткового возраста является формирование и развитие потребности осознания смысла жизни самоопределения. Каждая эпоха выдвигает свои типичные варианты жизненных целей и свои варианты их замены.

Слайд 22

Деятельность как фактор развития

Изменение людей происходит в процессе их активной деятельности по преобразованию общественного бытия и самих себя.

Л.С.Выготский ввел понятие «ведущей деятельности» как такой, развитие которой обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. Её основные признаки:

— В ней возникают, дифференцируются другие виды деятельности

— В ней формируются и перестраиваются частные психические процессы;

— От неё зависит наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности ребенка.

Принципиальная схема развития личности на основе деятельности заключается в том, что на одних этапах развития личности в ходе развертывания ведущей деятельности потребности и мотивы, опираясь на найденные способы их реализации, являются в новом виде (это деятельность по усвоению норм человеческих отношений).

На других этапах развития личности человеческие возможности (силы, знания, умения, навыки, способности), рождая новые потребности и получая от них импульс к обновлению, формируются на следующем уровне (предметно-практическая деятельность).

В ходе чередования ведущих типов деятельности реализуется единый, и в то же время противоречивый процесс социализации — индивидуализации личности. В этом процессе находит свое выражение каждая из двух взаимосвязанных и взаимозависимых позиций развивающейся личности: Я в обществе, отвечающая задаче социализации личности, и Я для общества, отвечающая задаче индивидуализации.

В другие периоды развития личности рационально построенная деятельность «второй группы» (по Д.Б. Эльконину) прокладывает путь успешному развитию социализации.

Мы предлагаем выделять следующие виды деятельности:

— игра;

— предметная (продуктивная) деятельность;

— учебная деятельность;

— социальная деятельность, предметом которой является установление и поддержание отношений между людьми и группами;

— художественно-эстетическая деятельность, которая может быть, как минимум двух видов: созидательная и потребительская;

— деятельность, направленная на поддержание и совершенствования своего физического состояния и здоровья.

Слайд 23

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем сущность развития личности и какие факторы оказывают

на него наиболее сильное влияние?

2. Назовите основные этапы развития личности, дайте

характеристику кризисов развития.

3. Дайте понятие ведущей деятельности и опишите её содержание

для разных возрастных этапов развития.

4. Что такое «новообразование возраста»? Опишите главные

новообразования для различных возрастных этапов.

5. Опишите факторы, наиболее сильно влияющие на протекание

подросткового кризиса.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. — Соч. в 6 т., т.4

2. Лишин О.В. Социальная педагогика воспитания. М., 2003.

3. Одаренные дети. Пер. с англ./Ред. Г. В. Бурменской и др. М., 1991.

4. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт. Свердловск, 1989.