Клинико-психологическая диагностика младших школьников.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Б1.В.ОД.14 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология образования

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

 

Очная форма обучения

 

Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ   Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06.06 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология образования

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)

 

Очная форма обучения

 

Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ   Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06.06 2016 г.)   Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий

Практическое занятие 1.

Предмет, проблемы и задачи клинической психологии младших школьников.

План занятия.

1. Статус современного младшего школьника.

2. Социальная ситуация развития младшего школьника. Нормативные проблемы младшего школьника. Кризис 7 –ми лет.

3. Исследование и обследование младших школьников: основные проблемы и задачи. Проблемы экспертизы младших школьников. Медико-психолого-педагогическая комиссия.

4. Причины нарушения развития в младшем школьном возрасте.

Вопросы для обсуждения.

1. Оценка знаний и оценка личности младшего школьника – проблемы и последствия.

2. Проблема смены ведущей деятельности: от игры к учебе.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· написать эссе по теме «Нормативный кризис 7-ми лет».

· выписать основные понятия, характеризующие нарушения психического развития в младшем школьном возрасте, сопоставить с данными полученными на дисциплине «Клиническая психология детей раннего и дошкольного возраста».

 

Практическое занятие 2.

Клинико-психологическая диагностика младших школьников.

Проблемы дифференциальной диагностики.

План занятия.

1. Изучение проблемы дефекта и компенсации как предпосылка клинико-психологической диагностики.

2. Общая характеристика методов клинической психологии (по Б. В. Зейгарник).

Различение методов патопсихологии и психопатологии. Методы клинической психологии и психиатрии при работе с младшими школьниками.

3. Принципы построения эксперимента в клинической (медицинской) психологии и патопсихологии при работе с младшими школьниками.

4. Основные требования к составлению психодиагностических заключений.

5. Схема психологического обследования ребенка. Сбор анамнеза. Написание психологического заключения.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· подготовить схему психологического заключения в электронной форме, для составления портфолио дисциплины.

Практическое занятие 3.

Проблема нормы и патологии: критерии для младших школьников.

План занятия.

1. Типичные психопатологические синдромы младшего школьного возраста.

2. Факторы, определяющие проявление и формирование психопатологических синдромов.

3. Психологические особенности и психосоматические расстройства младших школьников.

Вопросы для обсуждения.

1. Почему некоторые психологические аномалии проявляются только в младшем школьном возрасте? Назовите какие именно аномалии.

2. Какие психосоматические расстройства могут быть показателями школьной дезадаптации?

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· выписать основные группы психических нарушений, психопатологические и патопсихологические синдромы, которые встречаются в младшем школьном возрасте, включая жалобы педагогов (в виде таблицы);

Практическое занятие 4.

Психотические нарушения в младшем школьном возрасте

План занятия.

  1. Факторы, обусловливающие психотические нарушения в младшем школьном возрасте.
  2. Нарушения сознания, эндогенные психозы и психогенные психотические нарушения в младшем школьном возрасте.

Вопросы для обсуждения.

1. Определите роль семьи в формировании нарушения развития в младшем школьном возрасте.

2. Подумайте о соотношении внешних и внутренних факторов, в формировании психопатологии младшего школьника. Найдите в литературе подтверждение вашей позиции.

 

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задания для самостоятельной работы:

· сделать выписки по вопросам в виде таблицы с указанием психического нарушения, его клинической и психологической характеристики;

Название нарушения Клиническая характеристика Психологическая характеристика
     

· подготовить рефераты и доклады по вопросам.

Практическое занятие 5.

Неврозы и реактивные состояния у детей младшего школьного возраста.

План занятия.

1. Факторы, определяющие неврозы и реактивные состояния в младшем школьном возрасте..

2. Общая характеристика неврозов и реактивных состояний: классическая триада (истерия, обсессивный невроз и неврастения); неврозы страха; депрессивный и астенический невроз; ипохондрия.

3. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции.

4. Системные неврозы (заикание, тики, расстройство сна, энурез и энкопрез).

5. Психосоматические нарушения как проявления или последствия неврозов.

6. Неврозы и реактивные состояния у детей.

7. Нервная анорексия.

Вопросы для обсуждения.

  1. Дайте характеристику дидактогеного невроза. Определите возможности его профилактики и последствия.
  2. Составьте кейс по материалам печати по данной проблеме и подготовьте алгоритм его решения.

 

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) сделать выписки по 2-му, 4-му, 5-му вопросу в виде таблицы с указанием нарушения, его клинической и психологической характеристики;

Название нарушения Клиническая характеристика Психологическая характеристика
     

3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.

Практическое занятие 6

Проблемы дизонтогенеза в младшем школьном возрасте.

План занятия.

1. Понятие дизонтогенеза.

2. Общая характеристика нарушений психического развития младшего школьника (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие личности).

3. Характеристика основных нарушений интеллектуальной сферы младшего школьника (олигофрении, органического поражения ЦНС и задержки психического развития).

4. Олигофрения: факторы возникновения, основные проявления, стадии олигофрении, особенности обучения и воспитания больных детей. Методы психологической диагностики олигофрении.

5. Психологические особенности детей с органическим поражением ЦНС, принципы психолого-педагогической работы с ними.

6. Дети с задержкой психического развития: причины ЗПР, проявления и формы ЗПР, особенности обучения и воспитания детей с ЗПР.

Вопросы для обсуждения.

1.Особенности интеллектуальной сферы педагогически запущенных детей.

2.Дифференциальная диагностика в определении олигофрении, задержки психического развития и органического поражения ЦНС.

3.Особенности психического развития детей, имеющих проблемы депривации и воспитывающихся в приюте.

4.Психолого-педагогическая коррекция детей в классах выравнивания, компенсаторного обучения и педагогической поддержки.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· сделать таблицу по характеристике основных нарушений психического развития у детей;

 

Название нарушения Общая характеристика и виды Этиология Методы диагностики
Недоразвитие      
Задержанное развитие      
Поврежденное развитие      
Дефицитарное развитие      
Искаженное развитие      
Дисгармоничное развитие      

 

· подготовить программу обследования младшего школьника с одним из вариантов нарушений: задержка психического развития; умственная отсталость; педагогическая запущенность; органическое поражение ЦНС; аномалия органов чувств; наличие хронизирующего соматического заболевания; указать методы диагностики.

· подготовить доклады и рефераты по теме.

Лабораторно-практическое занятие 7.

Нарушения мотивационной сферы у детей младшего школьного возраста

И методы их диагностики

План занятия.

1. Методы исследования мотивационной сферы (САТ; рисуночные тесты; метод Роршаха; тест фрустрации Розенцвейга, неоконченные предложения).

2. Нарушения мотивационной сферы при психотических нарушениях у детей младшего школьном возрасте.

3. Нарушение структуры иерархии мотивов и смыслообразования у детей младшего школьного возраста.

4. Формирование патологических потребностей и мотивов (при шизофрении, анорексии, зависимостях).

5. Нарушения мотивационной стороны восприятия, памяти, мышления при психотических нарушениях.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· сделать выписки по методам клинико-психологического изучения нарушений потребностно-мотивационной сферы;

· выписать основные нарушения потребностно-мотивационной сферы у детей с эндогенными и экзогенными нарушениями психики (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение ЦНС);

· подготовить доклады и рефераты по теме.

Лабораторно-практическое занятие 8.

Методы изучения нарушений интеллектуальной сферы у младших школьников.

План занятия.

1. Методы изучения восприятия.

2. Методы изучения внимания. Корректурная проба.

3. Методы изучения памяти. Пиктограмма.

4. Методы изучения мышления и речи. Классификация предметов. Исключение предметов. Сравнение пословиц и поговорок. Исследование конструктивной деятельности. Пиктограмма в изучении мышления.

5. Методы изучения интеллекта, умственного развития и обучаемости. Обучающий эксперимент.

Вопросы для обсуждения.

1. Сформулируйте основные принципы подбора методик обследования, по изучению особенностей интеллектуальной сферы младшего школьника.

Основная литература.

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· подготовьте каталог методов изучения интеллектуальной сферы.

· подготовить доклады по теме.

Практическое занятие 9.

Нарушения интеллектуальной сферы у детей младшего школьного возраста

1. Нарушения речи (нарушения фонетической, грамматической и лексической стороны речи, афазии).

2. Нарушение умственной работоспособности, их изучение.

3. Нарушение интеллектуальной сферы при психотических нарушениях.

4. Нарушение интеллектуальной сферы при олигофрении.

5. Нарушение интеллектуальной сферы при эпилепсии и органических поражениях ЦНС (особенности восприятия, мышления, памяти).

6. Нейропсихологические вопросы нарушения интеллектуальной сферы.

Вопросы для обсуждения.

1. Сравните разные каталоги диагностических методов, направленных на исследование интеллектуальной сферы младшего школьника.

2. Составьте таблицу методик по разным каталогам.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· выписать основные интеллектуальные нарушения, оформить все в виде таблицы;

 

Классы нарушений мышления Вид нарушения Общая характеристика нарушения Какой психической патологии соответствует
1.По темпу ускорение; замедление    
2.По стройности разорванность; бессвязность; инкогерентность; вербигерация; паралогическое мышление; амбитендентность шперрунги.    
3.Нарушение операциональной стороны мышления снижение уровня обобщения; искажение уровня обобщения.    
4.Нарушение целенаправленности резонерство; аутизм; символизм; персеверации; обстоятельность; разноплановость; соскальзывания некритичность; речевой полисемантизм; вязкость.    
5.Нарушение продуктивности мышления навязчивые идеи; сверхценные идеи бредовые идеи; 1) неологизмы.    

 

· выписать определения «агнозия», «апраксия», «амнезия», «афазия», «акалькулия», «алексия», «аграфия»; указать их виды;

· подготовить доклады и рефераты по теме.

 

Лабораторно-практическое занятие 10.

Личностные и поведенческие нарушения у младших школьников

1. Патопсихологические исследования в детской психиатрии.

2. Дисгармоничное психическое развитие: общая характеристика.

3. Акцентуации личности: факторы формирования, формы и их проявления, методы диагностики и возможности коррекции.

4. Психопатии: общая характеристика, основные формы.

5. Недостатки характера у детей. Патохарактерологическое формирование личности. Невротическое формирование личности.

6. Синдромы страхов у детей.

7. Гипердинамический синдром.

8. Нервные нарушения у детей. Минимальная мозговая дисфункция. Невропатия. Органические поражения нервной системы.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие страхи формируются в младшем школьном возрасте?

2. Эффективность рекомендаций для педагогов при работе с детьми, имеющими различные нарушения. Рекомендации для родителей. Рассмотреть разные нарушения развития.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) выписать в виде таблицы основные акцентуации характера, формирующиеся в детском возрасте, ориентируясь на работы Эйдемиллера и Юстицкиса;

 

Название акцентуации (синонимы) Этиогенез, факторы формирования акцентуации Основные проявления Возможности адаптации (в игре, общении), коррекция
       

3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.

Лабораторно-практическое занятие 11.

Нарушения самосознания и самооценки при различных психических отклонениях. Психологические защиты личности и копинг-стратегии

  1. Методы исследования самосознания и самооценки (методика Дембо-Рубинштейн; проективные методы, методика «Кто Я?», опросники).
  2. Нарушения самосознания у детей с психотическими нарушениями, с эпилепсией, у лиц со сниженным интеллектом и при дисгармониях характера и личности.
  3. Психологические защиты и их изучение.
  4. Копинг-стратегии младшего школьника.
  5. Особенности самооценки и уровня притязаний у младших школьников с психотическими и невротическими нарушениями.

Вопросы для обсуждения.

1. Определите степень эффективности проведения коррекционных мероприятий с младшими школьниками при нарушении самосознания и самооценки.

Основная литература

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 — Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2015. — 272 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2012

3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. — М. : Юрайт, 2011. — 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. — Воронеж, 2002.

2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.

3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с. (20 экз.)

4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. — МГУ, 2004.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007.

7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее образование).

(20 экз.)

8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. (40 экз.)

9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. — СПб. : Речь. — 176 с. : ил. — (Психологический тренинг).

11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. — М. : Академия, 2007. – 265 с.

13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.

14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. — Волгоград : Учитель, 2012. — 143 с.

15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) «Педагогика» / под ред. У. В. Ульенковой. — СПб. : Питер, 2007. — 304 с. (12 экз.)

16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. — СПб. : Питер, 2007.

17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. «Психология» и спец. «Психология» и «Клиническая психология» / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)

18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 351, [1] с.

Задание для самостоятельной работы:

· подготовить ответы на вопросы;

· сделать выписки по методам клинико-психологического изучения нарушений самосознания, самооценки, а также психологических защит и копингов;

· выписать основные психологические защиты и копинги у младших школьников.

· сделать подборку готовых коррекционно-развивающих программ по проблеме самооценки и самосознания.

· подготовить доклады и рефераты по теме.

Практическое занятие 12.