КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 6

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ………………………………………………….. 10

1.1. Проблема школьной неуспешности в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………… 10

1.2. Особенности школьной неуспешности у младших школьников …. 18

ГЛАВА II. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………… 24

2.1. Общие принципы и методика организации экспериментального исследования ………………………………………………………………………. 24

2.2. Анализ результатов констатирующего исследования ………….. 28

2.3. Комплексная программа коррекции и профилактики школьной неуспешности в младшем школьном возрасте ………………………………… 38

2.4. Оценка эффективности коррекционного воздействия ……………… 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… 70

ВВЕДЕНИЕ

Проблема школьной неуспеваемости и ее причины — одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет все более высокие требования к школьному образованию. Это обусловливает усложнение, учебных программ, что в свою очередь, становится причиной школьной неуспешности многих детей.

Трудности в учебном процессе, особенно в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. Возникает необходимость в оказании детям своевременной и адекватной помощи. А для этого необходимо знать возможные причины школьной неуспешности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить.

21 стр., 10331 слов

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

... школьной успеваемости у младших школьников. 6. Анализ 7. Выводы. Объект исследования: тревожность и успеваемость младших школьников. Предмет исследования - взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников. ... показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые ...

Причины школьной неуспешности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Н.А.Менчинская, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.).

В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость, негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Низкие успешные достижения с первых дней обучения в сочетании с повышенной тревожностью, общей неуверенностью в себе и низкой оценкой окружающими. Страх пред возможными неудачами, склонность панически реагировать на любые трудности, несамостоятельность, низкая познавательная активность — это далеко неполный список характеристик синдрома «школьной неуспешности».

Объект исследования — синдром школьной неуспешности.

Предмет исследования — приемы и способы профилактики и коррекции школьной неуспешности у младших школьников.

Цель исследования — разработка программы профилактики и коррекции школьной неуспешности у младших школьников.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что использование специально разработанной комплексной программы, направленной на снижение ситуативной и школьной тревожности, повышение уровня самооценки, формирование позитивной мотивации к учению, позволит устранить элементы школьной неуспешности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования решались следующие задачи:

Провести теоретический анализ проблемы школьной неуспешности у младших школьников.

Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики актуального уровня успешности у младших школьников.

Разработать и апробировать комплексную программу профилактики и коррекции школьной неуспешности у младших школьников.

Разработать рекомендации для учителей и родителей по профилактике синдрома школьной неуспешности у детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход к исследованию личности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), принципы детерминации и субъектной активности в их взаимосвязи (Б.Г.Ананьев, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская и др.), принципы и положения гуманистического подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения (Г.А.Балл, В.А.Сухомлинский, и др.).

24 стр., 11624 слов

Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости ...

... неуспевающих младших школьников. Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы причин и последствий школьной неуспешности в начальной школе. Подобрать методы диагностики личностных особенностей неуспешных школьников, адекватные возрасту. Провести обследование в группах детей, ...

Методы исследования определялись теоретическими позициями психологии, целью и задачами дипломной работы:

1) теоретические (изучение психолого-педагогической, и нейропсихологической литературы);

2) организационные (сравнительный, системный);

3) эмпирические (констатирующий, контрольный эксперименты);

4) статистические (обработка материалов исследования).

Методики исследования:

1. Методика определения самооценки «Лесенка»

2. Анкета «Отношение к школе» (определение школьной мотивации Н.Г.Лускановой)

3. Опросник «Чувства в школе» (методика С.Левченко»)

4. Рисуночный тест «Несуществующее животное»

5. Тест школьной тревожности Филипса

В исследовании принимали участие ученики четвертых классов, средней школы № 60. Контингент выборки составили 22 человека: 12 мальчиков, 10 девочек.

Исследование включало три этапа, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач применялись различные методы исследования.

Первый этап сентябрь-ноябрь 2010 г. — определение теоретической и методологической основы исследования, проблемы, объекта, предмета, гипотезы и задач с целью определения методики экспериментальной работы.

Второй этап декабрь 2010г. — февраль 2011г. — организация и проведение констатирующего исследования с целью диагностики уровня успешности детей младшего школьного возраста.

Третий этап: февраль-апрель 2011г. — систематизация полученных данных, обобщение результатов, оформление дипломной работы.

Достоверность полученных результатов обеспечивается исходными методическими позициями, опирающимися на современные достижения психолого-педагогической науки; сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов математической обработки данных…………