Раздел 4. Педагогическая психология

Программа государственного экзамена по психологии и социальной педагогике

Учебный год

Цель государственного экзамена по профилю «Психология и социальная педагогика» заключается в оценке уровня профессиональной социально-психолого-педагогической подготовленности выпускников. Данный экзамен носит междисциплинарный характер, включает в себя вопросы психологии, социальной педагогики, методики и технологии работы социального педагога.

В своих ответах на экзамене студенты должны продемонстрировать осмысленность и глубину знаний предмета в свете следующих требований:

— рассмотрение проблемы в теоретическом, историческом и прикладном аспектах;

— подтверждение теоретических положений примерами из современных исследований отечественных и зарубежных авторов, а также из опыта практической работы с детьми и молодежью.

Ответ студента должен свидетельствовать о его осведомленности по важнейшим вопросам социально-психолого-педагогической науки и смежных отраслей человекознания, умении решать социально-психолого-педагогические проблемы на основе научных знаний.

Билеты включают два вопроса — по психологии и социальной педагогике.

Программа ГЭК по психологии

Раздел 1. Психология человека, история психологии.

1. Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы её развития. Составные элементы (строение) современной психологии.

2. Задачи, методология и методы научной психологии.

3. Психодиагностические методы и их классификация.

4. Познавательные психические процессы и их характеристика.

5. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.

6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: ключевые понятия и основные её положения.

7. Деятельностная теория А.Н. Леонтьева: ключевые понятия и основные её положения.

8. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития.

9. Гештальт-психология: основные положения и направления в её развитии.

10. Психоанализ З. Фрейда: составные элементы фрейдизма и их характеристика.

11. Гуманистическая психология: история возникновения и ключевые положения (А. Маслоу, К. Роджерс).

4 стр., 1843 слов

38. основные положения теории динамической лакализации

... нейрофизиологических данных (исследование функциогенеза моз-говых структур), данных возрастной психологии (анализ психического развития и генез психических функций), рассмотренных в предыдущих ... локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа ...

12. Эмоции и чувства: адаптивные функции и научные теории эмоций.

13. Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов.

14. Психология способностей: определение, структура, уровни способностей.

Раздел 2. Возрастная психология развития.

15. Возрастная психология как научная отрасль психологии: её предмет, задачи и исследовательские методы.

16. Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития.

17. Проблема периодизации возрастного развития и варианты её решения (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

18. Психологические особенности развития в раннем детстве. Важнейшие новообразования и достижения этого возраста.

19. Психология дошкольника. Проблема готовности к школьному обучению и подходы к её решению.

20. Психология подросткового периода: теории подросткового кризиса.

Раздел 3. Социальная психология.

21. Предмет, объект, задачи и методы социальной психологии.

22. Психология общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.

23. Психологические механизмы влияния социальной группы на индивида в группе. Факторы конформизма, аттракции, внутригрупповой внушаемости.

24. Психологические механизмы и средства влияния на социальную группу. Феномены лидерства и руководства. Теории лидерства.

25. Психология конфликтных отношений: определение, причины, типология, динамика их протекания. Терапия конфликтных отношений.

Раздел 4. Педагогическая психология

26. Предмет педагогической психологии, основные понятия, структурные элементы, задачи и научные подходы к их решению.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... дисциплины целесообразно осуществлять на основе прослушанных курсов: «Психология и педагогика» (общая психология, психология личности), «Социальная психология», «социология». 3. Требования к результатам освоения ... Тематика рефератов Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Системный подход и психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как ...

27. Понятие об обучении. Исходные условия успешного обучения. Структура учебной деятельности и ее элементы. Их функции взаимоотношения.

28. Типы учеников по характеру учения: высокообучаемые, низкообучаемые, высокоодаренные дети (вундеркинды).

Их психологические особенности.

29. Исходные принципы, организация и технология обучения по системе Эльконина-Давыдова и Занкова.

30. Исходные принципы, организация и технология обучения по теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина-Талызиной. Области применения, сильные и слабые стороны этой теории.

31. Технологии проблемного и программированного обучения. Области применения, их сильные и слабые стороны.

32. Психология воспитания: функции, механизмы и институты воспитания в постиндустриальном информационном обществе. Показатели воспитанности.

33. Психология педагогической деятельности. Функции, структура педагогической деятельности. Педагогическое общение как инструмент профессиональной деятельности педагога.

Программа государственного экзамена по социальной педагогике

1.Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе, объект и предмет исследования социальной педагогики, ее функции.

Понятие науки, социальная педагогика как интегративная отрасль знания. Объект, предмет и задачи социальной педагогики. Связь педагогики с другими науками.

2. Из истории становления социальной педагогики за рубежом и в России.

Характеристика периодов развития социальной педагогики за рубежом, появление термина «социальная педагогика», его трактовки, вклад ученых (К.Магер, А. Дистервег, П. Наторп, Г. Ноль, Г. Боймер и др) в развитие социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики в России. Вклад А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского в развитие социальной педагогики.

3.Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога.

Специфика социально-педагогической деятельности, основные направления социально-педагогической деятельности; функции: диагностическая, прогностическая, организационно-коммуникативная, коррекционная, социально-педагогической поддержки и помощи, охранно-защитная, психотерапевтическая, реабилитационная и др.; принципы социально-педагогической деятельности: гуманизма, природосообразности, культуросообразности, социального закаливания, незавершенности и др.

9 стр., 4498 слов

(1)воспитание в структуре целостного педагогического процесса

... воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность ... воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание ... деятельности обучающихся. Функции: -воспитательная - педагогическое руководство ...

4. Компетентность социального педагога как важная составляющая профессионализма. Этические основы социально-педагогической деятельности.

Сущность понятий «компетентность», «компетентностный подход». Структура компетентностей социального педагога, представленная в ФГОСе. Характеристика компетентностей в области социально-педагогической деятельности. Профессионально-этические требования к социальному педагогу.

5.Программа воспитания и социализации обучающихся как компонент основной образовательной программы в свете реализации ФГОС

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся; Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся; Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся; основное содержание воспитания и социализации обучающихся; виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации обучающихся Основные формы организации педагогической поддержки социализацииобучающихся

Обеспеченность целенаправленной социальной деятельности обучающихся сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Этапы организации социального воспитания обучающихся: организационно-административный, организационно-педагогический и этап социализации. Характеристика форм поддержки социализации обучающихся: ролевые игры, познавательная, общественная деятельность, трудовая и т. д.

7. Требования ФГОС к результатам воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся. Критерии эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы

6 стр., 2542 слов

Социализация личности в семье

... единственным местом получения этого опыта. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь ... , кто намного дороже и любимее его. - Скрытое эмоциональное отвержение. Его сущность состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в ...

8.Сущность понятия «социальное воспитание». Объект и субъект социального воспитания. Задачи социального воспитания в стабильном и нестабильном обществах

Сущность понятия «социальное воспитание», место и роль социального воспитания в жизни человека; цель, задачи, содержание, формы соцального воспитания; рринципы социального воспитания и их реализация; отличие социального воспитания в стабильном и нестабильном обществах

9.Развитие ребенка в социуме: понятие о развитии ребенка, биологические и социальные факторы развития, влияние среды на развитие ребенка

Развитие человека — сложный и противоречивый процесс, роль деятельности в процессе развития, движущие силы развития; социальное и биологическое в человеке. Понятие «социальная среда», взаимодействие человека со средой; социальный статус человека, социальная роль, усвоение социальных ролей — важнейшая составляющая процесса социализации человека

10.Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Типы и причины отклонений, их влияние на процесс социализации.

Норма и отклонение от нормы: понятия и характеристики, типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные, их влияние на процесс социализации человека. Теории отклонений.

11.Социализация личности как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социализированность как результат социализации человека, показатели социализированности личности.

Сущность понятия «социализация» и ее содержание. Субъект-объектный и субъект-субъектный подходы к определению сущности социализации. Человек — жертва социализации, виды жертв. Сущность понятия «социализированность», показатели социализированности личности. Примеры из педагогической практики

12.Факторы социализации и их типология в социальной педагогике. Характеристика факторов социализации в современном обществе, степень их влияния на подрастающее поколение.

4 стр., 1665 слов

1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание

... педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических ... направлениям. Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, ...

Факторы социализации, их типология и влияние на развитие личности. Специфика факторов социализации в современном обществе, их влияние на подрастающее поколение. Примеры из педагогической практики

13. Механизмы социализации, их проявления в процессе социализации современных детей и подростков.

Подходы ученых к выделению механизмов социализации, характеристика механизмов социализации; специфика механизмов социализации современных детей и подростков. Примеры из педагогической практики

14.Человек как жертва неблагоприятных условий социализации, типы жертв, объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Социально-педагогическая виктимология, сущность понятий «виктимизация», «виктимность» и др. Характеристика объективных и субъективных условий превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

15.Сущность понятия «девиация», разновидности и причины девиантного поведения. Теории девиаций

Девиации как социально-педагогическая проблема, предпосылки девиации в подростковом возрасте, типы девиаций: девиантное, делинквентное, криминальное поведение; Причины девиантного поведения подростков: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические; Концепции девиаций: биологическая, психологическая, социологическая и др.

16.Сущность понятия «дезадаптация», виды и причины дезадаптации, реабилитация дезадаптированных детей и подростков

Дезадаптация как неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация. Факторы дезадаптации: семья, организация учебной деятельности, референтные группы, особенности личности подростка. Сущность реабилитации, виды, стадии.

17.Наркомания несовершеннолетних как форма отклоняющегося поведения, особенности, причины, последствия. Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании

Характеристика наркомании как формы девиантного поведения, особенности подростковой наркомании, причины и последствия наркомании подростков. Профилактика наркомании: первичная, вторичная, третичная; подходы к содержанию профилактической работы.

5 стр., 2318 слов

Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка

... здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.   СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЕ ... воле. Этот процесс включает ряд этапов. Первый этап — раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами. Второй этап — ...

18.Детский алкоголизм как форма отклоняющегося поведения, особенности, причины, последствия. Содержание профилактической работы.

Характеристика детского алкоголизма как формы отклоняющегося поведения, особенности детского алкоголизма, причины и последствия, уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Структура и содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей.

19.Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Краткая характеристика ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», характеристика основных понятий (безнадзорный, беспризорный, несовершеннолетних, находящийся в социально опасном положении, семья, находящаяся в социально опасном положении и др.).

Основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений и т. д.

20.Сущность и функции современной семьи. Основные типы семей, их характеристика и влияние на процесс социализации ребенка. Современные тенденции семейного воспитания

Определение семьи, характеристика основных функций (репродуктивная, экономическая и хозяйственно-бытовая, воспитательная, первичной социализации, рекреационная и психотерапевтическая).

Социальный статус семьи и ее типология: материальное положение семьи, психологический климат, социокультурная адаптация, ситуационно-ролевая адаптация; комплексная типология семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Особенности семейного воспитания в современной семье.

21.Государственная семейная политика: цель, принципы, виды помощи семье.

Сущность понятий «государственная семейная политика», «государственная социальная помощь», «социальное обслуживание семьи» и т. д. Цель государственной семейной политики, принципы: самостоятельность семьи в принятии решений, приоритет интересов ребенка, право каждой семьи на помощь и поддержку государства, адресный и дифференцированный характер семейной политики и др. Характеристика видов помощи семье: финансовая помощь, создание учреждений социального обслуживания семей, детей.

22. Деятельность социального педагога по работе с семьей, диагностика семьи.

Деятельность социального педагога по работе с семьей: образовательная, педагогическая, посредническая. Формы социально-педагогической помощи семье: краткосрочные формы (кризисинтервентная и проблемно-ориентированная модели) и долгосрочные, построенные на психосоциальном подходе; основные задачи психосоциального подхода. Социально-педагогический мониторинг семьи, назначение мониторинга, объекты мониторинга, диагностические методы.

23.Технология социально-педагогического семейного консультирования, технология индивидуального консультирования несовершеннолетнего

Сущность семейного консультирования, предмет социально-педагогического консультирования, цель, правила и этапы консультирования семьи. Цель и задачи консультирования несовершеннолетнего, принципы консультирования, контактное и дистантное консультирование, этапы консультативной беседы; специфика телефонного консультирования.

24.Реализация права ребенка на воспитание в семье, виды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи

Нормативно-законодательное право ребенка иметь семью; формы семейного устройства ребенка, оставшегося без семейного попечения: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья. Сущность понятия «профессионально замещающая семья», перспективы и условия развития таких семей. Комплексная поддержка приемных родителей и детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях.

25.Социальный педагог в учреждениях системы образования: должностные обязанности, направления деятельности

Виды образовательных учреждений и цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении; должностные обязанности социального педагога, специфика работы, примеры из педагогической практики. Особенности работы в учреждениях интернатного типа, в образовательных учреждениях для детей. нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

26.Социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения: сущность и функции социальной защиты, виды учреждений, их задачи и направления деятельности

Сущность понятий «социальная защита», «социальное обслуживание», «социальная служба», функции социальных служб. Цель, задачи и содержание деятельности социального педагога в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в центрах социальной помощи семье и детям, в социальном приюте. Примеры из педагогической практики

27.Сущность понятий методика и технология, основные этапы социально-педагогической технологии, классификация социально-педагогических технологий

Сущность понятий «методика», «технология» их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь. Понятие методов социальной, педагогической, психологической, социально-педагогической практики. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом. Методы как элемент социального воспитания. Методы воздействия. Методы организации социально-педагогического взаимодействия.
Характерные признаки технологии. Педагогическая технология. Понятие педагогической технологии. Классификация социально-педагогических технологий. Основные компоненты технологического процесса.

28.Организация социально-педагогической деятельности: проектирование, планирование, контроль

Сущность понятий «проектирование», «планирование», «контроль». Характеристика проектирования: что включает как этап деятельности, типы социального проектирования; этапы проектирования (моделирование, проектирование, конструирование), принципы педагогического проектирования, алгоритм проектирования, методы проектирования. Планирование, принципы планирования, схема разработки плана, виды планов в деятельности социального педагога. Примеры из педагогической практики. Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность.

29.Методика социального патронажа и надзора

Сущность понятия «социальный патронаж», цели патронажа, этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа, методы работы с семьей. Сущность понятия «надзор», виды надзора, отличие от патронажа. Объекты социального надзора.

30.Социально значимая деятельность: понятие, виды, методика вовлечения детей и подростков в социально-значимую деятельность

СЗД как способ участия детей в общественной жизни. СЗД — способ социализации личности, развития социальной активности, межличностного социального взаимодействия и способ творческой реализации личности; Направления СЗД — волонтерское, проектно-исследовательское и т. д. Формы СЗД — акции, проекты, программы. Воспитательный потенциал форм и направлений СЗД. Методы и приемы вовлечения детей в СЗД. Организаторские приемы и приемы педагогического воздействия. Воспитательные средства СЗД. Примеры из педагогической практики.

31.Технологии организации групповой деятельности

Социальный педагог как специалист по организации групповой деятельности. Технология коллективной творческой деятельности, алгоритм КТД. Четыре стадии процесса принятия группового решения. Модели групповой творческой деятельности: мозговой штурм, синектика, групповая дискуссия, характеристика некоторых форм дискуссии. Примеры из педагогической практики.

32. Цель и задачи благотворительной деятельности, методика организации благотворительных акций. Посредничество — как технология социально-педагогической деятельности.

Понятие благотворительной деятельности, цель и задачи, виды благотворительности. Благотворительная акция, определение, виды, требования к организации и проведению. Примеры из педагогической практики. Сущность посредничества, формы посредничества в социально-педагогической практике: посредничество в решении проблем клиентов (бытовых, правовых), социально-педагогическое посредничество, посредничество в поиске социальных служб, учреждений, посредничество в решении конфликтов. Приемы оказания посреднических услуг.

33. Технологии социально-педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных детей. Технология уличной работы

Определение безнадзорных и беспризорных детей, причины безнадзорности и беспризорности, социально-педагогическая работа: профилактическая и коррекционно-реабилитационная. Содержание работы, виды помощи. Технология уличной работы, цель и задачи уличной работы, служба «Ребенок на улице», задачи службы. Принципы и формы работы с уличными детьми, трудности уличной работы.

34.Конвенция ООН «О правах ребенка», ее особенности и пути реализации

Из истории международного сотрудничества в области социальной защиты детства. Конвенция «О правах ребенка» — цель, основные положения. Деятельность комитета ООН по правам ребенка — наблюдение и контроль за реализацией конвенции, механизм контроля.

35.Характеристика основных прав ребенка, работа социального педагога по защите прав ребенка

Основные права ребенка — право на имя, отчество, фамилию, гражданство, право на воспитание в семье, знать своих родителей, право на образование, имущественные права и т. д. Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье. Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних, прав ребенка на образование, на охрану здоровья, на развитие способностей, на участие в трудовой деятельности.

36.Жестокое обращение с детьми как нарушение его прав и законных интересов. Виды жестокого обращения. Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми

Сущность понятия «жестокое обращение», виды жестокого обращения, причины и последствия. Обязанность родителей обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию. Административная, уголовная ответственность родителей за пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление, эксплуатацию детей.

37. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей

Проблема преступности несовершеннолетних. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, находящихся в воспитательных колониях.

38.Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Сущность коррекции, цель и основные направления коррекционно-педагогической деятельности с несовершеннолетними, характеристика методов. Направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: методы разрушения отрицательного типа характера; методы перестройки мотивационной сферы и самосознания; методы перстройки жизненного опыта; методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения. Приемы педагогического воздействия: тормозящие, созидающие, нейтральные, приемы воздействия детского коллектива.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие / Бланков А.С., Бурмистров И.А., Крюкова Н.И., Плешаков В.А., Фокин В.М. М., ВНИИ МВД РФ, 2012.

2. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики / Н.Ф. Басов и др. — М., 2008.

3. Басов, Н.Ф. Социальный педагог. Введение в профессию / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. — М., 2006. — 256 с.

4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика, курс лекций: учеб. пособие для ст-тов высш. пед. учеб. завед., М., Академия, 2008, 448 с.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2012.

6. Галагузова, М.А. История социальной педагогики. Хрестоматия / М.А. Галагузова. — М., 2001.

7. Гарашкина, Н. Подготовка социального педагога: диагностика профессиональной компетентности / Н. Гарашкина // Социальная педагогика. — 2003. — № 4. — С. 81−84.

8. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе, СПб., Питер, 2008, 400 с.

9. Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе, учеб. пособие для ст-тов вузов, М., Академия, 2011, 256 с.

10. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания, учеб. пособие для студ. вузов, М., Академия, 2008, 256 с.

11. Загвязинский, В.И. Педагогика, учебник для студ. высш. проф. образования, М., Академия, 2011, 352 с., под ред. В.И.Загвязинского

12. История педагогики и образования, учеб. пособие для студ. вузов, М., Академия, 2011, 432 с., под ред. З.И.Васильевой

13. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей, учеб. пособие для студ. вузов, М., Дашков и К, 2009, 224 с.,

14. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Бородин М.Ю. Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. — М., 1997. — С.74−82.

15. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность, учебник для ст-тов учр. высшего проф. образования, М., Академия, 2011, 176 с.

16. Липский, И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики / И.А. Липский // Педагогика. — 2001. — № 10.

17. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. — М., 2003. — 192 с.

18. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. — М., 2005. — 352 с.

19. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика, полный курс: учебник для вузов, М., Юрайт, 2011, 797 с.

20. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.; под ред. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С. 3 — 7.

21. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — М., 2007. — 200 с.

22. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы, учеб. пособие для ст-тов вузов, обуч. по напр. «Социальная работа», М., Академия, 2011, 208 с.

23. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед./ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — С. 6 — 21, 134−161.

24. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей, учеб. пособие для ст-тов вузов, обуч. по напр. подгот. и спец. «Социальная работа», М., Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2008, 260 с.

25. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. — М., 2004. — 368 с. — С.29−59, 110−146.

26. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2007 — 416с.

27. Социальная политика: учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Под общ ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2008. 408с.

28. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики, учеб. пособие для ст-тов фак-тов соц. работы, М., Академия, 2009, 192 с.,

29. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей, учеб. пособие, М., Дашков и К, 2009, 212 с.

30. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога, учеб. пособие для ст-тов вузов, обуч. по спец.31 300-Социальная педагогика, М., Академия, 2008, 272 с.

31. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. — М., 2004. — 352 с.

Электронные ресурсы:

1. Социальная педагогика/Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В., 2-е изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 320 с. znanium.com/bookread2.php?book=521 460

2. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие / А.А. Беженцев. — М.: НИЦ ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2015. — 272 с. — URL: znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title

3. Практическая девиантология: Учебно-методическое пособие/Н.П.Фетискин — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 272 с. — URL: znanium.com/catalog.php?item

4. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 272 с -URL: znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title

5. Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 660 с — URL: znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title

6. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Под ред. профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 752 с.- URL: znanium.com/catalog.php?item=goextsearch&title

7. Формы воспитания [Электронный ресурс]: практикум / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова; рец.: П. В. Лепин, В. Я. Синенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2005. — 53 с. — Библиогр.: с. 51. — Режим доступа: icdlib.nspu.ru/view/icdlib/19/read.php.

8. Ряписов, Николай Александрович Современные технологии воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2005. — 79 с. — Библиогр.: с. 77. — Режим доступа: icdlib.nspu.ru/view/icdlib/21/read.php.

Приложение 1.

Словарь терминов социальной педагогики

Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям.

Беспризорность— крайнее проявление безнадзорности. Беспризорные дети — дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения.

Благотворительность — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения.

Девиантное поведение — поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее собой уголовно наказуемые действия.

Дети-сироты — дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

Детская наркомания — форма девиантного поведения детей, которая выражается в физической и (или) психологической зависимости их от наркотиков, постепенно приводящая организм к физическому и психологическому истощению и социальной дезадаптации детей.

Детская проституция — торговля собственным телом, сознательное вступление ребенка в сексуальные отношения за деньги, для извлечения материальной или иной любой другой выгоды.

Детская среда— окружающая ребенка обстановка, общественные, социально-бытовые, материальные и духовные условия его жизнедеятельности и взаимодействия с ровесниками, младшими и старшими детьми.

Детский алкоголизм— форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.

Забота о детях — мероприятия по удовлетворению жизненно важных потребностей и обеспечению нормального детей 4-6 лет, Развитие ребенка 2−3 лет">развития детей.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — предназначена для осуществления мер по защите и восстановлению прав и защиты законных интересов несовершеннолетних, образуется органами местного самоуправления.

Коррекция- исправление недостатков.

Культура— исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Лишение родительских прав — семейно-правовая мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье; выносится в виде судебного решения в отношении родителей, если установлено, что они уклоняются от исполнения своих обязанностей по воспитанию детей; влечет за собой передачу ребенка другому родителю или попечение органов опеки.

Милосердие— готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Одаренность— уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Отклонения от социальных норм — форма проявления нарушений и нравственных императивов, устоев, норм (сфера отрицательного, негативного поведения).

Педагогическая запущенность — состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, проводимой в семье и образовательном учреждении; педагогическая запущенность включает: недостатки в общеобразовательных знаниях, средствах и способах их применения; отставание в физическом, психическом, личностном развитии; искажения в отношениях к себе, к окружающим, различным видам деятельности, ее результатам и т. д.

Передовой опыт социально-педагогической деятельности — новизна, высокая результативность и эффективность деятельности социального педагога, соответствие современным достижениям социальной педагогики и методики социально-педагогической деятельности, стабильность и возможность творческого применения другими специалистами.

Права ребенка — совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.

Приют — место, где ребенок может находиться круглосуточно, обеспечиваться питанием и необходимой помощью.

Реабилитация— комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

Семья — социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, быт, образовательное и медицинское обслуживание, воспитание детей и др.

Семья группы риска — семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.

Социализация— развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социальная адаптация — процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная защита — регулятивная система стабилизации общества, направленная на сведение к минимуму социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения.

Социальная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.

Социальная педагогика — отрасль педагогической науки, объектом исследования которой является ребенок, а предметом изучения — закономерности его социализации.

Социально-педагогическая технология — интегративная разновидность социальной и педагогической технологий; оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации.

Социальные нормы — правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Социальный педагог — специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства.

Усыновление— наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в лице усыновителей и родную семью

Программа составлена Люкиным В.В., к.пс.н., доцентом кафедры педагогики и психологии, Штыковой Л.А., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector