ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

План

Введение…3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Развитие представления о потребности в познании в

отечественной и зарубежной психологии…8

• Психологические особенности познавательной мотивации

младших школьников…15

• Особенности формирования познавательной мотивации в

учреждениях дополнительного образования …23

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Организация и методики исследования …28

2.2 Анализ результатов исследования …33

2.3 Рекомендации по развитию познавательной мотивации

у младших школьников в условиях учреждений

дополнительного образования …39

Заключение…45

Список используемой литературы…47

Приложение…51

Введение

«…Дополнительное образование — механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей, и направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как „здесь и сейчас“, так и в плане социально- профессионального самоопределения воспитанников, реализации личных жизненных планов». Именно эта миссия возложена на современное дополнительное образование и является главным лейтмотивом Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации [28].

Самообразование в дополнительном образовании рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или, предположим, освоение основ профессии, это и есть основа жизни с ее непрерывным процессом саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.

Дополнительное образование не только играет важную роль в организации структуры досуга ребенка, но и выступает как важный элемент детской субкультуры, в существенной степени определяющей своеобразие тех или иных направлений социализации.

Исследование психолого-педагогических особенностей учебной деятельности в системе дополнительного образования показывает, что важным аспектом здесь выступает установка на развитие «субъектности» обучающегося; это предполагает особый характер организации самого педагогического процесса как субъектно-ориентированного, где «обучающийся и педагог выступают как включенные в педагогическое взаимодействие субъекты» этой связи. Особое значение приобретает ряд психолого-педагогических принципов организующих это взаимодействие: личностно-смысловое общение; творческая доминанта; ориентация на ведущую деятельность в зависимости от возраста; единство с общекультурным процессом.

8 стр., 3912 слов

Особенности мотивации младших школьников.

... отрицательного отношения к учению Особенности мотивации младших школьников. 1. Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально ... действующего побудителя учебной деятельности. Несмотря на то что учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побужда­ющим фактором учения, именно внутри ...

Младший школьный возраст интересен тем, что учебная деятельность в этом возрасте является ведущей. Мотивация учения начинает складываться у младших школьников под воздействием многих факторов. Только в этом возрасте социальный взрослый является непререкаемым авторитетом. При грамотной организации учебного процесса влияние учителя может стать ведущим.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Огромнейший вклад в развитие мотивации в учебной деятельности сделан Л.И. Божович [4,5], А.К. Марковой [23]. Все ученые занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Существует несколько показателей проявления познавательной активности учащихся. Одним из таких показателей является наличие вопросов, возникающих в процессе познания. Вторым показателем будет проявление потребности поделиться результатами познавательной деятельности с другими людьми, критически их осмыслить, рассмотреть возможность получения других результатов, стремление сделать какие-то практические и теоретические выводы. Показателем высшего проявления познавательной активности является самостоятельная организация и осуществление познавательной деятельности, применение элементов исследования в процессе познания.

12 стр., 5738 слов

Приемы развития положительной мотивации учебной деятельности младших школьников с трудностями в обучении

... исследования показывают, что процесс формирования мотивационной сферы деятельности школьника управляем, что учитель и школа могут сформировать у каждого ученика положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности ... определенных групп мотивов: либо широких социальных, либо учебно-познавательных. Мотивация сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и во ...

В учреждениях дополнительного образования, выступающих мощным средством развития личности, могут быть созданы условия, необходимые для эффективного формирования познавательной мотивации. Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы, в настоящее время мало исследований, посвященных решению данной проблемы.

Актуальность данной темы заключается в том, что, формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем учреждений дополнительного образования, поэтому уровень сформированности мотивов учения — один из показателей результативности деятельности организации.

Цель исследования — изучить особенности познавательной мотивации младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования — познавательная мотивация младших школьников.

Предмет исследования — особенности познавательной мотивации младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития познавательной мотивации детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

• Изучить проблему развития познавательной мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

• Выделить психологические особенности познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

• Изучить особенности познавательной мотивации младших школьников в учреждении дополнительного образования.

• Разработать рекомендации по развитию познавательной мотивации учащихся в учреждениях дополнительного образования.

5 стр., 2095 слов

Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей

... школьников – 2 ч. (СЗ) Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных ... и специальные психологические исследования. Так, ... школьника. Специфика самосознания младших школьников. Особенности самооценки, уровня притязаний младших школьников. Пути и факторы развития интереса к учению и учебной мотивации младших школьников ...

Методы исследования:

теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальные — методика Н. Г. Лускановой и методика «Лесенка побуждений».

Научная новизна исследования определяется вкладом в изучение проблемы формирования познавательной мотивации.

Выявлены и описаны условия развития познавательных способностей младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта организации работы по развитию познавательных способностей младших школьников в учреждениях дополнительного образования; обосновании условий ее организации, разработке научно-методического обеспечения ее реализации.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Результаты эмпирического исследования проиллюстрированы в таблицах и диаграммах.

Список используемой литературы

• Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 38—47.

• Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, № 9,2007. С. 68.

• Бербородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. — М.: Флинта, 2014 .- 176 с.

• Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.- 400 с.

• Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание.- М.: Знание, 2002, — 96с.

• Венгер А.Л. Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников: ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007.

• Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004. — 142 с.

5 стр., 2189 слов

Психология младшего школьника

... психического развития. Мы встали на позиции активного - формирующего эксперимента. Все то, что написано ныне в учебниках по возрастной психологии про младшего школьника - хорошо ... иной. Поэтому при чтении лекций необходимо осторожно разъяснять, что есть исследования, в которых делаются попытки строить другие характеристики с позиций школы ...

• Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников — один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. — 2014. — № 6.

• Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: Электронный научный журн. 2011. № 1 (15).

• Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология 2007. № 2.

• Детская психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов).

• Дубровина Л.А. Нравственное воспитание как основа психолого- педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников // Организация профилактики зависимого поведения молод? жи в условиях модернизации системы образования: проблемы, перспективы, решения: Материалы всероссийс. науч.-практ. конф., 17 мая 2013. — Владимир, 2014. — С. 41−44.

• Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

• Калашникова, Е.А. От двойки до пятерки: грани школьной отметки / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 1 (5).

С. 28 — 35.

• Кондратьева М. В. Мотивация достижения и успеха в структуре личности в современной психологии. — М.: АСТ, 2000. — 294 с.

• Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников // Журнал практического психолога. 2005. № 4.

• Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М., 2009.

• Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте// Психологическая наука и образование. 2011. № 2.С.102−109.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий VII этап. Современная ... интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Гуманистическая психология Направление в западной ( ...

• Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. -М., 2000. -254 с. 221

• Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит: Учеб. — метод. пособие. — М.: Моск. психол. соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001.

• Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.

• Мандель Б.Р. Педагогическая психология: уч. пособ. — М., 2012. — С. 257.

• Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 2001.

• Мешков Н. И., Яшкова А. Н. Проблема мотивации в психологической науке // Гуманитарные науки и образование. — 2014. — № 4 (20).

— С. 50−54.

• Мурашов В.И. О значении образования // Школа духовности. — 2008. — № 5. — С. 47−51.

• Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухин. — 5-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 456 с.

• Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416 с.

• Распоряжение Правительства РФ № 1726р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации».

• Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2012. — 224 с.

• Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 373 с.

• Собкин В. С.,

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector