К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития»

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола …………….

«___»____________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития

д.псх.н., доцент И.О.Логинова ______________________

 

Составитель: к.псх.н. С.М. Колкова

 

Красноярск

 

1. Тема «Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития»

2. Значение изучения темы:

  • Учебное – формирование представлений о периодизации психического развития, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.
  • Профессиональное — знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
  • Личностное — формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять детское развитие, развитие взрослого человека, развитие человека на протяжении всей жизни (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон).

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):

— Биологический, социальный, психологический возраст: сравнительный анализ понятий

— Актуальность проблемы периодизации психического развития.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития, выдвинутое Л.С. Выготским [12, С.395]. Данная теория сложилась на базе ... общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное ...

· Напишите краткую характеристику пяти возрастных периодов, выделяемых Э.Эриксоном. Какие полярные личностные новообразования появляются в каждом периоде?

5. Основные понятия и положения темы:

Основные понятия: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста, периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды.

Возраст(англ, аде) — объективная, культурно-исторически измен­чивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.

Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический)возраст датируется в единицах измерения времени (года, месяцы, дни и т.д.).

В науке (психологии) используется условныйвозраст, определяемый мето­дом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рожлия (пренатальный), младенческий (от рождения до I г.), раннее дететио (1-3 года), дошкольный (3-6/7л.}, младший школьный (6/7-11/12 л.), отрочество, или подростко­вый (11/12-15/17 л.), юношеский (15/17-19/21 г.), молодость. (19/21-25/30 л.), зрелость (25/30-55/60 л.}, старость. (55/60 л. и выше).

В качестве основных структурных компонентов возраста Л.С. Выготский выделил: социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования психического развития.

Периодизация психического развития позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержа­тельное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Д С. Выготский), психологические новооб­разования и т.п. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризи­сами возрастного развития, переходными периодами от одного возрас­тного этапа к другому.

Кризисы возрастного развития условное на­именование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Рассматриваются в концепци­ях, признающих стадиальность развития. Так, Э. Эриксои рассматри­вал возрастной кризис, как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд как смену основных стадий психосексуального развития.

В отечественной психологии термин кризис возрастного разви­тия введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризис обусловлен возникновением основ­ных психологических новообразований предшествующего ста­бильного периода, которые приводят к разрушению одной социаль­ной ситуации развития и возникновению другой, адекватной но­вому психологическому облику ребенка. Механизм смены социаль­ных ситуаций развития составляет психологическое содержание воз­растного кризиса.

Поведенческие критерии кризиса возрастного развития (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др.) Выгот­ский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон развития.

11 стр., 5335 слов

Кризисы дошкольного возраста

... развития является возрастной кризис. Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ... др. Несмотря на многочисленные исследования, проблема возрастных кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих пор, т.к. сталкиваясь ...

Д.Б. Элъконин полагал, что эмансипация от взрослого, состав­ляющая основу любого кризиса возрастного развития, является ос­новой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возрастного развития необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения).

Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечи­вает полноту готовности к действованию а новой социальной ситуа­ции развития.

Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отри­цающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, Л. II. Леонтьев считал конфликтность поведения при кризисе возрастного развития свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически кризисы возрастного развития определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденнсти (до 1 месяца; с точки зрения Выготского, до возникновения «комплекса оживления»), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (1112лет) и юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие кризиса у взрослых (например, кризис середины жизни).

Сензитивные периоды — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся орга­низм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематическою слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает, Сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств).

Чрезмерно раннее начало обу­чения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом раз­витии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.

 

1. Дискуссии на темы:

— Влияние научно-технического прогресса на структуру и содержание периодов психического развития детей.

— Взгляд на кризис психического развития как на отклонение (и как на норму) в психическом развитии ребенка.

— Последствия чрезмерно раннего и чрезмерно позднего начала обучения ребенка чему-либо.

Задания для уяснения темы занятия

· Сравнительный анализ понятий: биологический, социальный, психологический возраст.

· Вопросы для обсуждения:

Каковы признаки развития в психологии и философии?

Каковы факторы психического развития?

Каковы подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии?

Каковы представления отечественной теории психического развития?

Что включает в себя понятие возраста?

Каковы основные группы периодизаций в отечественной и зарубежной психологии?

Как выглядит периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина?

В чем смысл периодизации Э. Эриксона?

В чем смысл «Схемы развития» Э. Коуэнэ?

В чем заключается смысл универсального механизма функционирования психики человека?

Что означает понятие «кризиса» в возрастной психологии?

23 стр., 11051 слов

Развитие психической жизни в утробе матери

... психологов. Цели данной курсовой работы: - исследование различных аспектов развития психической жизни ребенка в утробе матери, - изучение методик перинатального ... какими методами может воспользоваться исследователь? Я считаю, что ответ не может быть получен в рамках строгого ... в ритуализированном виде еще до рождения. В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, проходимый ...

Как исторически менялся подход к периодизации детской психики?

Какой вид имеет интуитивная периодизация?

В чем заключается теоретическая сущность периодизации?

· Тест:

Выберите правильный вариант ответа.

Что объединяет концепции П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина:

 

1. Представления о продолжительности и границах периодов детства

2. Интерес к вопросу об историческом происхождении периодов детства

3. Взгляды на содержание кризисов психического развития

 

Выберите правильный вариант ответа.

2) Укажите основную причину раннего приобщения ребенка к труду взрослых на ранних ступенях развития человечества, показанную Д.Б. Элькониным на основе изучения этнографических материалов:

 

1. Раннее физическое созревание

2. Раннее психическое созревание

3. Наличие острой борьбы за место обитания и пищу

4. Использование собирательства с применением примитивных орудий в качестве основного способа добывания пищи

5. Трудные условия жизни и высокая смертность среди детей

 

Выберите правильный вариант ответа.

 

3) По мнению Д.Б. Эльконина, возникновение новых возрастов происходит путем:

 

1. Надстраивания нового периода развития над уже имеющимся

2. Вклинивания нового периода развития

3. Выберите правильный вариант ответа.

 

Выберите из предложенных вариантов ответа правильные.

К. Бюлер выделял три ступени психического развития: инстинкт, дрессура, интеллект. По его мнению, причинами психического развития являются:

 

1. Приобретение новых форм поведения в результате научения

2. Созревание ЦНС

3. Развитие аффективных процессов, смещение переживания удовольствия с конца действия на его начало

4. Конфронтация между природными влечениями и социальными запретами

5. Конвергенция средовых и наследственных факторов

6. Социальное научение

 

3. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

— Типологизация периодизаций психического развития.

— Специфика понимания психологического возраста.

— Классические периодизации психического развития.

4. Рекомендуемая литература:

1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж, Баттерворт, М. Харрис. М., 2000. С. 2] -61.

2. Шихи Г.. Возрастные кризисы [Текст] / Шичи Г. — СПб., 2005.

3. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И, Головаха, А. А. Кроник. — Киев, 1984.

4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. — СПб.: Пи­тер, 2000. С. 60-109.

5. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л. Ф. Обухова. М., 1995.

6. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов |Текст| / К, Н. Поливанова. — М. : Академия, 2000. Гриф УМО.

7. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст]. Мн., 2000,

8. Фельдштейн, Д. Н. Психология развитии личности и онтогенезе [Текст] /Д. Н. Фельдштейн. — М.,1989.

9. БД «MedArt»

10. БД «Медицина»

11. ЭК КрасГМУ

12. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru

18 стр., 8594 слов

Этика и психология — ответы на госы

... Этика имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, ... ЛИТЕРАТУРЫ Тема 1.Возникновение этики и основные этапы ее исторического развития. 1.Раскройте генезис и историческую эволюцию понятий «этика», «мораль», ... ли, по Вашему мнению, нравственный прогресс? Обоснуйте свой ответ. 37 Тема 9. Сущность, специфика и функции ...

13. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru

14. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru

15. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru