К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития»

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола …………….

«___»____________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития

д.псх.н., доцент И.О.Логинова ______________________

 

Составитель: к.псх.н. С.М. Колкова

 

Красноярск

 

1. Тема «Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития»

2. Значение изучения темы:

  • Учебное – формирование представлений о периодизации психического развития, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.
  • Профессиональное — знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
  • Личностное — формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять детское развитие, развитие взрослого человека, развитие человека на протяжении всей жизни (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон).

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):

— Биологический, социальный, психологический возраст: сравнительный анализ понятий

— Актуальность проблемы периодизации психического развития.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

10 стр., 4707 слов

Коррекция психического развития в дошкольном возрасте

... дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этиогенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально – психологическими и педагогическими причинами. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в условиях ...

· Напишите краткую характеристику пяти возрастных периодов, выделяемых Э.Эриксоном. Какие полярные личностные новообразования появляются в каждом периоде?

5. Основные понятия и положения темы:

Основные понятия: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста, периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды.

Возраст(англ, аде) — объективная, культурно-исторически измен­чивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.

Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический)возраст датируется в единицах измерения времени (года, месяцы, дни и т.д.).

В науке (психологии) используется условныйвозраст, определяемый мето­дом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рожлия (пренатальный), младенческий (от рождения до I г.), раннее дететио (1-3 года), дошкольный (3-6/7л.}, младший школьный (6/7-11/12 л.), отрочество, или подростко­вый (11/12-15/17 л.), юношеский (15/17-19/21 г.), молодость. (19/21-25/30 л.), зрелость (25/30-55/60 л.}, старость. (55/60 л. и выше).

В качестве основных структурных компонентов возраста Л.С. Выготский выделил: социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования психического развития.

Периодизация психического развития позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержа­тельное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Д С. Выготский), психологические новооб­разования и т.п. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризи­сами возрастного развития, переходными периодами от одного возрас­тного этапа к другому.

Кризисы возрастного развития условное на­именование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Рассматриваются в концепци­ях, признающих стадиальность развития. Так, Э. Эриксои рассматри­вал возрастной кризис, как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд как смену основных стадий психосексуального развития.

В отечественной психологии термин кризис возрастного разви­тия введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризис обусловлен возникновением основ­ных психологических новообразований предшествующего ста­бильного периода, которые приводят к разрушению одной социаль­ной ситуации развития и возникновению другой, адекватной но­вому психологическому облику ребенка. Механизм смены социаль­ных ситуаций развития составляет психологическое содержание воз­растного кризиса.

Поведенческие критерии кризиса возрастного развития (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др.) Выгот­ский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон развития.

Д.Б. Элъконин полагал, что эмансипация от взрослого, состав­ляющая основу любого кризиса возрастного развития, является ос­новой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возрастного развития необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения).

2 стр., 816 слов

Д.Б.Элъконин «К проблеме периодизации психического развития ...

... подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая периодизация детского развития. Было установлено и ... нашей стране считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до ...

Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечи­вает полноту готовности к действованию а новой социальной ситуа­ции развития.

Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отри­цающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, Л. II. Леонтьев считал конфликтность поведения при кризисе возрастного развития свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически кризисы возрастного развития определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденнсти (до 1 месяца; с точки зрения Выготского, до возникновения «комплекса оживления»), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (1112лет) и юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие кризиса у взрослых (например, кризис середины жизни).

Сензитивные периоды — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся орга­низм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематическою слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает, Сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств).

Чрезмерно раннее начало обу­чения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом раз­витии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.

 

1. Дискуссии на темы:

— Влияние научно-технического прогресса на структуру и содержание периодов психического развития детей.

— Взгляд на кризис психического развития как на отклонение (и как на норму) в психическом развитии ребенка.

— Последствия чрезмерно раннего и чрезмерно позднего начала обучения ребенка чему-либо.

Задания для уяснения темы занятия

· Сравнительный анализ понятий: биологический, социальный, психологический возраст.

· Вопросы для обсуждения:

Каковы признаки развития в психологии и философии?

Каковы факторы психического развития?

Каковы подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии?

Каковы представления отечественной теории психического развития?

Что включает в себя понятие возраста?

Каковы основные группы периодизаций в отечественной и зарубежной психологии?

Как выглядит периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина?

В чем смысл периодизации Э. Эриксона?

В чем смысл «Схемы развития» Э. Коуэнэ?

В чем заключается смысл универсального механизма функционирования психики человека?

Что означает понятие «кризиса» в возрастной психологии?

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... продукта до его реализации.  1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком ... и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения невротических симптомов Фрейд ... Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как ...

Как исторически менялся подход к периодизации детской психики?

Какой вид имеет интуитивная периодизация?

В чем заключается теоретическая сущность периодизации?

· Тест:

Выберите правильный вариант ответа.

Что объединяет концепции П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина:

 

1. Представления о продолжительности и границах периодов детства

2. Интерес к вопросу об историческом происхождении периодов детства

3. Взгляды на содержание кризисов психического развития

 

Выберите правильный вариант ответа.

2) Укажите основную причину раннего приобщения ребенка к труду взрослых на ранних ступенях развития человечества, показанную Д.Б. Элькониным на основе изучения этнографических материалов:

 

1. Раннее физическое созревание

2. Раннее психическое созревание

3. Наличие острой борьбы за место обитания и пищу

4. Использование собирательства с применением примитивных орудий в качестве основного способа добывания пищи

5. Трудные условия жизни и высокая смертность среди детей

 

Выберите правильный вариант ответа.

 

3) По мнению Д.Б. Эльконина, возникновение новых возрастов происходит путем:

 

1. Надстраивания нового периода развития над уже имеющимся

2. Вклинивания нового периода развития

3. Выберите правильный вариант ответа.

 

Выберите из предложенных вариантов ответа правильные.

К. Бюлер выделял три ступени психического развития: инстинкт, дрессура, интеллект. По его мнению, причинами психического развития являются:

 

1. Приобретение новых форм поведения в результате научения

2. Созревание ЦНС

3. Развитие аффективных процессов, смещение переживания удовольствия с конца действия на его начало

4. Конфронтация между природными влечениями и социальными запретами

5. Конвергенция средовых и наследственных факторов

6. Социальное научение

 

3. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

— Типологизация периодизаций психического развития.

— Специфика понимания психологического возраста.

— Классические периодизации психического развития.

4. Рекомендуемая литература:

1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж, Баттерворт, М. Харрис. М., 2000. С. 2] -61.

2. Шихи Г.. Возрастные кризисы [Текст] / Шичи Г. — СПб., 2005.

3. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И, Головаха, А. А. Кроник. — Киев, 1984.

4. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. — СПб.: Пи­тер, 2000. С. 60-109.

5. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л. Ф. Обухова. М., 1995.

6. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов |Текст| / К, Н. Поливанова. — М. : Академия, 2000. Гриф УМО.

7. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст]. Мн., 2000,

8. Фельдштейн, Д. Н. Психология развитии личности и онтогенезе [Текст] /Д. Н. Фельдштейн. — М.,1989.

18 стр., 8594 слов

Этика и психология — ответы на госы

... имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, ... Тема 1.Возникновение этики и основные этапы ее исторического развития. 1.Раскройте генезис и историческую эволюцию понятий «этика», «мораль», ... ли, по Вашему мнению, нравственный прогресс? Обоснуйте свой ответ. 37 Тема 9. Сущность, специфика и функции морали. ...

9. БД «MedArt»

10. БД «Медицина»

11. ЭК КрасГМУ

12. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru

13. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru

14. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru

15. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru