Психологические воззрения в эпоху Античности

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе»

Психологические воззрения в эпоху Античности

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола …………….

«___»____________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития

д.псх.н., доцент И.О.Логинова ______________________

 

Составитель: к.псх.н. С.М.Колкова

 

Красноярск

 

1. Тема «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе»

Психологические воззрения в эпоху Античности

 

2. Значение изучения темы:

  • Учебное – формирование представлений о психологических знаниях в рамках учения о душе для решения профессиональных: и личностных проблем.
  • Профессиональное — знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
  • Личностное — формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о психологических воззрениях в эпоху Античности, знать основных ученых и основные направления в науке этого времени, уметь различать подходы к пониманию души в эпоху античности

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

... когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, ... также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Задачи психологии Главной задачей ... научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном ... и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию ...

 

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):

 

1. Особенности мифологического мышления

2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности

3. «Протофилософский» этап развития античной психологии

4. Античная натурфилософская психологическая мысль

5. Учение Сократа — поворотный пункт в развитии античной психологической мысли

6. Учение Платона — истоки объективно-идеалистического подхода в психологии

7. Монистическое учение о душе Аристотеля

8. Эллинистическая психологическая мысль

 

4.2. Самостоятельная работа по теме:

· Прочитайте текст (приложение 1).

В рамках сократического метода сформулируйте и напишите вопрос психолога собеседнику, провоцирующий человека остановить внимание на самом себе, усомниться в своих знаниях о самом себе = познать себя.

5. Основные понятия и положения темы:

Психологические учения античности (VI в. до н.э. — V в.н.э). Возникновение воззрений о душе в верованиях и мифах первобытного человека. Их философское оформление в учениях ионийских философов VI в. до н. э.: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит. Учение Эмпедокла о четырех стихиях и их синтезе силами любви и ненависти. Представления о душе в системе атомистического материализма Демокрита (460 — 370 г. до н.э.).

Естественное понимание происхождения и природы души, процессов ощущения и мышления. Этическая направленность трактовки чувств. Детерминизм системы Демокрита и проблема свободы действий человека.

Развитие материалистического учения Демокрита о душе в философской школе Эпикура (341-270 г. до н.э.) в период эллинизма. Этическая направленность системы Эпикура.Значение деятельности софистов (V в. — первая половина 1V в. до н.э.) в выдвижении этических и политических проблем в качестве предмета философского рассмотрения и обучения. Новая трактовка обозначенных софистами проблем у Сократа (470-399 г. до н.э.), учение Сократа о душе. Знание как основание нравственного поступка.

Оформление идеалистического учения о душе в философии Платона (427-347 г. до н.э).

Учение об идеях. Учение о душе и ее проявлениях. Образные определения души. Доказательства бессмертия души. Мысли Платона о воспитании души. Влияние Платона на дальнейшее развитие психологии античности, Средневековья, Нового времени.

Учение Аристотеля (384-322 г. до н.э.) о душе. Определение души. Виды души. Характеристика процессов познания, аффектов, чувства, воли. Учение о видах действий человека. Проблема характера. Педагогические идеи Аристотеля. Значение психологических воззрений Аристотеля для практики античного общества. Психология Аристотеля — вершина античной психологической мысли. Аристотель и современная психология.

Учение стоиков о душе, его морально-этическая направленность. Вопросы восприятия мышления и речи, о природе аффектов и о борьбе с ними. Рационализм учения. Важнейшие достижения античных врачей в изучении мозга, органов чувств. Учение о темпераментах (Гиппократ, Гален).

10 стр., 4945 слов

К вопросу о понятии «душа» в психологии

... в неизвестное, таинственное, неизученное и опасное для человека. В психологии отчуждение представляется как раздвоение души, как существование множественности личностей в душе человека, что сопряжено с отказом от себя, потерей ... духа, что вело вообще к непринятию понятия души и замене его понятием психики. В соответствии с учениями И. П. Павлова и И. М. Сеченова психика понималась ...

Новые тенденции в развитии психологической мысли поздней античности (I-У вв. н.э.).

Возникновение христианства и его влияние на разработку психологических проблем. Учение Плотина (205-270) о душе как эманации. Этико-религиозная концепция человека Августина Блаженного (354-430).

Внутренний мир и самопознание (самонаблюдение) как источник знаний о нем. Цель самопознания. Феноменология сил и способностей души. Решающая роль чувства и воли в жизни души.

Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения (VI-XVI вв.). Общественно-исторические условия развития научной и философской мысли в этот период. Общая направленность развития психологии в Средние века. Психологические знания о душе в трудах арабо-язычных мыслителей X-ХП вв. [Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-аль-Xaйсам (Альгазен), Ибн-Рушд (Аверроэс)].

Психология в рамках схоластики. Психологическая система Ф. Аквинского (1225-1274) Зарождение эмпирической методологии внутри схоластики (Р. Бэкон, 1225-1294).

Проблемы познания и путей совершенствования человека в мистицизме (М. Экхарт).

Возрождение естественно-научного направления, науки и искусства (XIII-ХVI вв.).

Проблема человека в деятельности итальянских гуманистов (Данте, Боккачио, Петрарка) и северном гуманизме (Эразм Роттердамский, Меланхтон, Рейхлин).

Развитие анатомии и медицины и их влияние на понимание души и ее функций в теле. Завершение этапа развития психологии в рамках учений о душе. Критика Ф. Бэконом (1561-1626) психологии Аристотеля и новое понимание души. Учение о познании и о роли вспомогательных средств в познавательной деятельности человека. Роль опыта в познании, виды опытов. Оценка Л.С. Выготским идей Ф. Бэкона об орудиях и вспомогательных средствах познания.

Ключевые понятия: софисты,софистика, эйдолы, теория истечений, теория гедонизма, всеобщий детерминизм, объективный идеализм, генезис, катарсис, киники, атараксия, стоики, пантеизм, Логос, неоплатонизм, холизма, эманация, экстаз, интроспекция, сакральная психология, волюнтаризм, теория двух истин, томизм, имманентность, интенция, сенсуализм, индукция.