I СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Тульский Государственный Университет

Медицинский факультет

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методические указания по курсу медицинской психологии для студентов медицинского факультета и студентов факультета психологии.

Тула

2005 г.

МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА В КЛИНИКЕ.

Основной целью медико-психологического исследования личности в

клинике является:

  1. формирование навыков построения установле­ния контакта с пациентом, умение применить свои практические знания по деонтологии, медицинской психологии, диагностике;
  2. освоение отдельных психологических методов исследования пациента и навыки интерпретации полученных результатов для получе­ния, в конечном счете, «психологического портрета» пациента, что даст возможность определить правильную тактику лечения, уточнить адапта­ционные возможности, перспективы психотерапевтического воздействия.

Занятия и курация пациентов проводятся на базе отделения неврозов Областной психиатрической больницы, что требует соблюде­ния всех правил медицинской деонтологии в работе с больными, учета особенностей нервно-психической патологии:

  1. основной принцип — исключить возможность причинения новых до­полнительных страданий больному (вежливое, доброжелательное, ува­жительное отношение, терпеливое выслушивание, избегание споров с больным, психотерапевтический характер общения, соблюдение врачеб­ной тайны);
  2. при изменении состояния пациентов в ходе обследования необхо­димо сообщить об этом преподавателю или лечащему врачу;
  3. соблюдать все правила поведения в клинике;

Медико-психологическое обследование личности пациента в клини­ке включает в себя следующие этапы:

  1. Знакомство с пациентом и его курация в отделении больницы.
  2. Знакомство с медицинской документацией (история болезни, ам­булаторная карта и т.д.) с целью получения таких данных о больном как анамнез со слов родственников, данные параклинических исследований ЭЭГ, рентгенологическое обследование, анализы и т.д.; данные других специалистов.
  3. Использование специальных психологических методик исследо­вания пациента в работе с ним и интерпретация полученных данных (в соответствии с клиническими задачам в ходе обследования).

    12 стр., 5797 слов

    ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

    ... из первых исследований скрытых мотивов – темы, ставшей популярной благодаря работам 3. Фрейда. Впервые в психологии Ш. Рише применил подсчет вероятностей для отвержения, как мы ... сенсацией. Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ...

    При прове­дении методик необходимо постоянное наблюдение за пациентом, оценка правильности понимания инструкции, качества выполнения заданий.

  4. Оформление контрольной работы и заключительных выводов о «психологическом портрете» пациента: структура личности, в частности, особенности интеллектуального развития, особенности социального ста­туса, — каким образом эти особенности в дальнейшем могут повлиять на уровень социальной адаптации, а также определить возможные объемы психотерапевтической помощи.

Обследование пациента проводится исходя из рекомендаций и пла­на медико-психологического обследования пациента в клинике, приве­денного ниже:

I социально-демографические данные

  1. ФИО
  2. Возраст
  3. Пол
  4. Адрес
  5. Семейное положение:(холост; состоит в браке, какой по счету, сколько лет; разведен; вдовец)
  6. Количество детей, их возраст
  7. Образование:(средняя школа, вспомогательная школа, средне-специальное (ПТУ, техникум), незаконченное высшее, высшее)
  8. Профессия в настоящий момент
  9. Дата поступления в клинику
  10. Цель направления в клинику
  11. Диагноз

II. Жалобы

III. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (история жизни со слов самого пациента)

  1. Состав семьи: семья полная, неполная — деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспи­тывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету ро­дился;
  2. Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рож­дения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности ха­рактера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образова­ние, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
  3. Особенности воспитания:
  • кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родствен­ники, чужие люди, государственные организации);
  • отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
  • типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминиру­ющая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимо­отношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в ат­мосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
  • отношение к родителям, братьям, сестрам;
  • что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, рели­гия), любимые книги.
  1. Особенности поведения и развития в раннем детстве:
  • интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контак­тность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
  • наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
  1. школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежа­ние, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплиниро­ванность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
  2. Особенности протекания пубертатного периода:
  1. развитие и проявление сексуальности: — половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эяку­ляции); — начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин — начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
  2. Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
  3. Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции груп­пировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологиче­ские реакции);
  4. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведе­ние):
  • антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
  • антиоб­щественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группи­ровки);
  • деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); — побеги из дома, бродяжничество;
  • ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
  • наркоманическое поведение;
  • девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
  • девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
  • суицидальное поведение (демонстративное, аффектив­ное, истинное, рискованное поведение);
  1. Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
  2. Бытовые условия и особенности семейных отношений, кон­фликты, дизгармоничные отношения и др.
  3. Описание характера, особенности его динамики в подростко­вом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);

IV. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ (история болез­ни с точки зрения самого пациента)

6 стр., 2735 слов

Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, ...

...   Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного ... общении «фармацевт-пациент», в зависимости от возраста, характера заболевания и индивидуальности пациента. 3. Задачи ... пациента, начало контакта, дружеские связи, официальная структура, отношение пациента с администрацией аптеки, завершение контакта в) знание портрета пациента, начало ...

4 стр., 1910 слов

Темы ов для аспирантов по психологии высшей школы Требования ...

... со слушателями: психологические аспекты. - Л.: Знание, 1987. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 1990. Буйлов В., ... 9 Формирование профессиональной направленности личности студента. 10. Формирование у студентов профессиональных особенностей познавательных процессов. 11. Формирование у студентов профессиональных знаний, ...

  1. причины заболевания
  2. условия возникновения (внезапное на­чало или постепенное начало, как проявились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии)
  3. лечение, применяв­шееся ранее (когда, где, какое)
  4. подробное описание симптомов болез­ни и их развитие до настоящего момента
  5. влияние заболевания на па­циента и его окружение:

благосостояние пациента и его семьи; — профессиональная дея­тельность; — отношение семьи к заболеванию; — изменение межличност­ных контактов; — социальная адаптация и дезадаптация в ходе болезни;

V. ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (со слов близких, хорошо знающих людей и на основании документальных свидетельств)

  1. Состав семьи: семья полная, неполная — деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспи­тывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету ро­дился;
  2. Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рож­дения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности ха­рактера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образова­ние, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
  3. Особенности воспитания:
  • кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родствен­ники, чужие люди, государственные организации);
  • отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
  • типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминиру­ющая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимо­отношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в ат­мосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
  • отношение к родителям, братьям, сестрам;
  • что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, рели­гия), любимые книги.
  1. Особенности поведения и развития в раннем детстве:
  • интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контак­тность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
  • наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
  1. школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежа­ние, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплиниро­ванность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
  2. Особенности протекания пубертатного периода:
  1. развитие и проявление сексуальности: — половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эяку­ляции); — начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин — начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
  2. Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
  3. Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции груп­пировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологиче­ские реакции);
  4. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведе­ние):
  • антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
  • антиоб­щественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группи­ровки);
  • деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); — побеги из дома, бродяжничество;
  • ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
  • наркоманическое поведение;
  • девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
  • девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
  • суицидальное поведение (демонстративное, аффектив­ное, истинное, рискованное поведение);
  1. Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
  2. Бытовые условия и особенности семейных отношений, кон­фликты, дизгармоничные отношения и др.
  3. Описание характера, особенности его динамики в подростко­вом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);

VI. Психологическое исследование личности

1. Экспериментально-психологическое исследование с при­менением набора психодиагностических методик (см. Методиче­ские указания по применению соответствующих методик):

12 стр., 5671 слов

Марцинковская т.Д. (Москва) проблема личности в отечественной ...

... отечественной психологии изучение национальной идентичности и национального характера предшествовали работам, посвященным проблеме личности и личностной идентичности и являлись основой для них. Кардинальные социальные изменения, ... были переломные моменты в истории общества и развитии психологической науки. Отличительной особенностью первого периода (с 1917 по 1945 г.) являлась коренная перестройка ...

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

Внимание! Протоколы обследования аккуратно сохраняются вместе с записью комментариев пациента по ходу выполнения заданий и помет­ками, фиксирующими особенности поведения испытуемого по ходу ис­следования.

  1. Оценка внимания, работоспособности, астенизации (тест Бурдона, шкала астенизации) — продуктивность, динамика, ус­тойчивость;
  2. Оценка памяти (10 слов, пиктограмма) — объем кратковременной памяти, динамика заучивания, сохранение, соот­ношение показателей механического и смыслового запоминания;
  3. Оценка основных характеристик мышления (толкование пословиц, исключение понятий, поиск несо­ответствий, классификация предметов и др.) — уровень абстрактно­сти суждений, умение мыслить логически, понимание подтекста;
  4. Самооценка по Дембо-Рубинштейн
  5. Экспресс-метод исследования психического статуса
  6. Шкала госпитальной тревоги HADS
  7. Шкала субъективного благополучия.
  8. Опросник Дерогатиса SCL 90 R
  9. Опросник ЛОБИ о типе реагирования на болезнь
  10. Проективные тесты — неизвестное животное, дом-дерево-человек.

  1. Общая оценка основных психических процессов по дан­ным наблюдения, беседы и экспериментальных проб:

  1. Внимание (включенность и сохранение объема внимания по ходу обследования, активность, пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения)
  2. Восприятие (ведущая система репрезентации — визуальная, слуховая, кинестетическая; детальность)
  3. Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения — понижен или повышен, эмоциональная неустойчи­вость, страхи, тревога, развитие высших чувств — совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство темперамента и как ситуативная характеристика.
  4. Память (память на текущие и прошлые события, разви­тие высших форм памяти)
  5. Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстрактным суждениям, последовательность логич­ность суждений, соответствие запаса знаний и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость)
  6. Речь и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас представлений и слов, слова-паразиты, точ­ность выражения мыслей)
  7. Воображение (легкость фантазии, продуктивность, возможность критического отношения)
  8. Воля (внешние особенности моторики, энергичность в поведении, инициативность, нерешительность, податливость внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбужде­ние, последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегуляция); волевые свойства темперамента.

3) Оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы и психодиагностических методик:

11 стр., 5252 слов

Психологическое консультирование родителей по проблемам, связанным ...

... подростка. Значимость данной работы заключается в том, что с проблемами, связанными с особенностями подросткового возраста, сталкиваются все участники образовательного процесса. Предлагаемые технологии ... взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации. Подростку ...

  1. Конституциональный тип (физическая и психическая конституция); темпераментные особенности личности.
  2. Особенности социального поведения, «социального ха­рактера» личности (выраженность полоролевоао поведения, психологический возраст личности, социальное оформление внешности — прическа, одежда, украшения, татуировки и др.);
  3. Особенности вступления в контакт и поведение в контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен, без­различен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений);
  4. Характеристики невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования «языка тела», синхронность или асинхронность с вербальными сигналами); Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, моно­тонность, наличие штампов);
  5. «Конгруэнтность» в поведении (соответствие невербальных и вербальных реакций по ходу обследования)
  6. Отношение к обследованию: позитивное, негативное, равнодушное, скрытно-негативное — формальное (степень критично­сти, следование инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в информации о результатах, реакция на крити­ку или похвалу);
  7. Тип отношения к болезни (дизогнозия, анозогнозия, адекватное, гипернозогнозия, аггравация);
  8. Система мотивов личности (простые, ориентирован­ные на выживание; социально-ориентированные; с выраженными духовными запросами), агрессия, эгоизм, альтруизм. Общий уро­вень личности (по А.Лазурскому);

VII. Заключительные выводы о «психологическом портрете», личности пациента

Главная цель обобщающей части состоит в анализе полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического иссле­дования) и выводе о том, каким образом биологические факторы (на­следственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзоген­ные заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психологические условия формирования личности, — повлияли на разви­тие личности пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и критичности.

4 стр., 1501 слов

изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических ...

... 55 лет, в т.ч. 17 мужчин и 13 женщин. 1 Теоретический анализ проблемы личности в управлении 1.1 Понятия управления и руководства Понятие «управление» относится к междисциплинарным ... Агапов. – М. : Изд-во МОСУ, 2001. – 415 с. 2. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и жизнь : сборник научных ...

При обобщении можно придерживаться схемы многоосевого ди­агноза, принятого в большинстве стран (Приложение 1).

Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АР­ГУМЕНТИРОВАНЫ ССЫЛКАМИ на данные беседы, наблюдения, анам­неза, результаты экспериментально — психологических методик.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пятиосевая система диагноза.

В DSM-IV существует 5 осей. Записывайте свои оценки и заметки на каждой из них.

Ось I. Психические расстройства — укажите психическое расстройство, например, шизофрения, биполярной расстройство. Прочие состояния, которые могут иметь клиническое значение (кроме пограничной интеллектуальной недостаточности), также должны быть указаны на оси I. (Эти состояния не настолько серь­езны, чтобы ставить диагноз психического заболевания, например, проблемы взаимоотношений, тяжелая утрата.)

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между тем ... аспекты: a) психологическая маскулинизация спортсменок; б) тяжелая адаптации в браке; в) нарушения психосексуального развития (трансформация полоролевого поведения, половые перверсии). 3. Социологические аспекты: а) ...

Ось II. Расстройства личности и умственная отста­лость — укажите умственную отсталость и расстройства личности. Диагнозы на оси I и II могут сосуществовать. Причина, по которой пациент находится у психиатра или в больнице, указанная на оси I или II, называется основным диагнозом.

Ось III. Соматические или неврологические заболева­ния — укажите соматическое расстройство (например, цирроз), имеющийся у пациента.

Ось IV. Психосоциальные проблемы, связанные со средой проживания, — опишите актуальный в настоящее время стресс в жизни пациента: развод, обиду, смерть любимого человека.

Проверьте на:

  1. Проблемы с ближайшим окружением (семейные проблемы).

Уточните, какие.

  1. Проблемы связанные с социальной средой;

Уточните, какие.

  1. Проблемы, связанные с образованием.

Уточните, какие.

  1. Проблемы, связанные с трудовой деятельностью.

Уточните, какие.

  1. Жилищные проблемы.

Уточните, какие.

  1. Материальные проблемы

Уточните, какие.

  1. Проблемы, связанные с доступностью медицинской помощи.

Уточните, какие.

  1. Проблемы взаимоотношений с правоохранительной системой, криминальные проблемы.

Уточните, какие.

  1. Другие психосоциальные и связанные со средой проживания проблемы. Уточните, какие.

Ось V. Общая оценка жизнедеятельности (GAP)

оцените психический, социальный и трудовой статус па­циента согласно таблице (шкала GAF).

В качестве точки отсчета используйте состояние пациента за последние 12 месяцев. Оцен­ка производится по 100-бальной системе

от 1 (самая низкая)

до 100 (самая высокая),

либо используется 0 (недостаточная информация).

Шкала общей оценки жизнедеятельности (GAF)

Проведите оценку психического, социального и трудового статуса по шкале предполагаемых психических заболеваний. Ис­ключайте нарушения в деятельности, обусловленные физически­ми (или связанными с окружающей средой) ограничениями.

Код (Примечание. При необходимости используйте промежуточные коды, например 45, 68, 72).

100-91 Превосходные способности во многих видах деятельно­сти, жизненные проблемы никогда не выходят из-под контроля, из-за многочисленных положительных качеств к таким людям тянутся другие. Никаких симптомов.

90-81 Симптомы отсутствуют либо минимальны (например, легкое беспокойство перед экзаменом), хорошие успехи во всех областях, заинтересованность многими видами дея­тельности и вовлеченность в них, социальная полез­ность, удовлетворенность жизнью; проблемы и беспо­койства не сложнее повседневных (например, случайная ссора с членами семьи).

11 стр., 5327 слов

Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников

... с подходами ученых в исследовании данной проблемы; б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности; в) определение методов изучения таких ... обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил. Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный ...

80-71 Если симптомы и есть, то они преходящи и представля­ют собой ожидаемую реакцию на психологический стресс (например, сложно сосредоточиться после семейной ссоры), не более чем легкое нарушение в социальной, трудовой дея­тельности или в учебе (например, временное отставание в учебе).

70-61 Слабо выраженная симптоматика (например, подавленное настроение и легкая инсомния) или некоторые трудности в социальной, трудовой деятельности или в учебе (напри­мер, редкие прогулы школьных занятий, кражи из своего дома), но общая деятельность не нарушена, есть значимые меж­личностные контакты

60-51 Умеренно выраженная симптоматика (например, эмоцио­нальная притупленность, обстоятельная речь, редкие паниче­ские эпизоды) или трудности средней тяжести в социаль­ной, трудовой деятельности или в учебе (например, мало друзей, конфликты со сверстниками или сослуживцами).

50-41 Выраженная симптоматика (например, суицидальные мысли, навязчивые ритуалы, частое магазинное воровство) или серьез­ные нарушения в социальной, профессиональной деятель-, ности или в учебе (например, отсутствие друзей, неспособ­ность удержаться на работе).

40-31 Некоторые расстройства восприятия или общения (на­пример, речь иногда нелогична, непонятна или бессвязна) или значительные нарушения деятельности в некоторых сферах жизни, например на работе или в учебе, в семейных отношениях, в способности к рассуждению, в мышлении или в настроении (например, человек в состоянии депрессии избегает детей, пренебрегает семьей и не может работать, ребе­нок часто бьет младших, вызывающе ведет себя дома и отстает в учебе).

30-21 На поведение в значительной степени влияют бред и гал­люцинации или имеются серьезные нарушения в общении или способности к умозаключениям (например, иногда непо­следовательное поведение, грубое, не соответствующее обста­новке, одержимость мыслями о самоубийстве) или неспособ­ность к деятельности почти во всех сферах жизни (на­пример, пациент весь день лежит в постели, не имеет работы, дома или друзей).

20-11 Некоторая опасность причинить вред себе или другим (например, попытки самоубийства без осознанного желания умереть, периодическая ярость, маниакальное возбуждение) или периодическое несоблюдение элементарной личной гигиены (например, пачкается испражнениями) или значи­тельные нарушения в общении (например, несвязная речь или мутизм).

10-01 Устойчивая опасность причинения вреда себе или другим (например, неоднократные случаи насилия), или устойчивая неспособность соблюдать элементарную личную гигие­ну, или суицидальные действия с настойчивым желанием умереть.

О Недостаточная информация

10