I СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Тульский Государственный Университет

Медицинский факультет

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методические указания по курсу медицинской психологии для студентов медицинского факультета и студентов факультета психологии.

Тула

2005 г.

МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА В КЛИНИКЕ.

Основной целью медико-психологического исследования личности в

клинике является:

  1. формирование навыков построения установле­ния контакта с пациентом, умение применить свои практические знания по деонтологии, медицинской психологии, диагностике;
  2. освоение отдельных психологических методов исследования пациента и навыки интерпретации полученных результатов для получе­ния, в конечном счете, «психологического портрета» пациента, что даст возможность определить правильную тактику лечения, уточнить адапта­ционные возможности, перспективы психотерапевтического воздействия.

Занятия и курация пациентов проводятся на базе отделения неврозов Областной психиатрической больницы, что требует соблюде­ния всех правил медицинской деонтологии в работе с больными, учета особенностей нервно-психической патологии:

  1. основной принцип — исключить возможность причинения новых до­полнительных страданий больному (вежливое, доброжелательное, ува­жительное отношение, терпеливое выслушивание, избегание споров с больным, психотерапевтический характер общения, соблюдение врачеб­ной тайны);
  2. при изменении состояния пациентов в ходе обследования необхо­димо сообщить об этом преподавателю или лечащему врачу;
  3. соблюдать все правила поведения в клинике;

Медико-психологическое обследование личности пациента в клини­ке включает в себя следующие этапы:

  1. Знакомство с пациентом и его курация в отделении больницы.
  2. Знакомство с медицинской документацией (история болезни, ам­булаторная карта и т.д.) с целью получения таких данных о больном как анамнез со слов родственников, данные параклинических исследований ЭЭГ, рентгенологическое обследование, анализы и т.д.; данные других специалистов.
  3. Использование специальных психологических методик исследо­вания пациента в работе с ним и интерпретация полученных данных (в соответствии с клиническими задачам в ходе обследования).

    12 стр., 5797 слов

    ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

    ... из первых исследований скрытых мотивов – темы, ставшей популярной благодаря работам 3. Фрейда. Впервые в психологии Ш. Рише применил подсчет вероятностей для отвержения, как мы ... сенсацией. Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ...

    При прове­дении методик необходимо постоянное наблюдение за пациентом, оценка правильности понимания инструкции, качества выполнения заданий.

  4. Оформление контрольной работы и заключительных выводов о «психологическом портрете» пациента: структура личности, в частности, особенности интеллектуального развития, особенности социального ста­туса, — каким образом эти особенности в дальнейшем могут повлиять на уровень социальной адаптации, а также определить возможные объемы психотерапевтической помощи.

Обследование пациента проводится исходя из рекомендаций и пла­на медико-психологического обследования пациента в клинике, приве­денного ниже:

I социально-демографические данные

  1. ФИО
  2. Возраст
  3. Пол
  4. Адрес
  5. Семейное положение:(холост; состоит в браке, какой по счету, сколько лет; разведен; вдовец)
  6. Количество детей, их возраст
  7. Образование:(средняя школа, вспомогательная школа, средне-специальное (ПТУ, техникум), незаконченное высшее, высшее)
  8. Профессия в настоящий момент
  9. Дата поступления в клинику
  10. Цель направления в клинику
  11. Диагноз

II. Жалобы

III. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (история жизни со слов самого пациента)

  1. Состав семьи: семья полная, неполная — деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспи­тывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету ро­дился;
  2. Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рож­дения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности ха­рактера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образова­ние, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
  3. Особенности воспитания:
  • кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родствен­ники, чужие люди, государственные организации);
  • отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
  • типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминиру­ющая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимо­отношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в ат­мосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
  • отношение к родителям, братьям, сестрам;
  • что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, рели­гия), любимые книги.
  1. Особенности поведения и развития в раннем детстве:
  • интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контак­тность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
  • наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
  1. школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежа­ние, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплиниро­ванность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
  2. Особенности протекания пубертатного периода:
  1. развитие и проявление сексуальности: — половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эяку­ляции); — начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин — начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
  2. Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
  3. Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции груп­пировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологиче­ские реакции);
  4. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведе­ние):
  • антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
  • антиоб­щественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группи­ровки);
  • деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); — побеги из дома, бродяжничество;
  • ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
  • наркоманическое поведение;
  • девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
  • девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
  • суицидальное поведение (демонстративное, аффектив­ное, истинное, рискованное поведение);
  1. Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
  2. Бытовые условия и особенности семейных отношений, кон­фликты, дизгармоничные отношения и др.
  3. Описание характера, особенности его динамики в подростко­вом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);

IV. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ (история болез­ни с точки зрения самого пациента)

7 стр., 3291 слов

НовыйМедицинская психология

... неблагоприятного влияния медперсонала на процесс лечения влияния заболевания на окружение пациента влияния биоритмов, способствующих выздоровлению 006. Внутренняя картина болезни включает следующие ... стационара имеют высокий уровень самооценки реже болеют 012. Варианты отношения пациента к своей болезни, кроме: симуляции анозогнозии диссоматонозогнозии гипосоматонозогнозии гиперсоматонозогнозии 013. ...

2 стр., 736 слов

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

... и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность. Особенности поведения ребёнка Баллы Медлителен - 1 Плохо отвечает на ... ним с особым вниманием. Эти и другие поведенческие особенности первоклассников могут существенно повлиять на протекание учебного процесса ... и во время исследования. Можно ввести балльную систему оценки поведенческих особенностей детей и отнимать по одному баллу за ...

  1. причины заболевания
  2. условия возникновения (внезапное на­чало или постепенное начало, как проявились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии)
  3. лечение, применяв­шееся ранее (когда, где, какое)
  4. подробное описание симптомов болез­ни и их развитие до настоящего момента
  5. влияние заболевания на па­циента и его окружение:

благосостояние пациента и его семьи; — профессиональная дея­тельность; — отношение семьи к заболеванию; — изменение межличност­ных контактов; — социальная адаптация и дезадаптация в ходе болезни;

V. ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (со слов близких, хорошо знающих людей и на основании документальных свидетельств)

  1. Состав семьи: семья полная, неполная — деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспи­тывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету ро­дился;
  2. Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рож­дения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности ха­рактера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образова­ние, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
  3. Особенности воспитания:
  • кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родствен­ники, чужие люди, государственные организации);
  • отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
  • типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминиру­ющая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимо­отношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в ат­мосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
  • отношение к родителям, братьям, сестрам;
  • что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, рели­гия), любимые книги.
  1. Особенности поведения и развития в раннем детстве:
  • интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контак­тность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
  • наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
  1. школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежа­ние, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплиниро­ванность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
  2. Особенности протекания пубертатного периода:
  1. развитие и проявление сексуальности: — половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эяку­ляции); — начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин — начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
  2. Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
  3. Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции груп­пировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологиче­ские реакции);
  4. Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведе­ние):
  • антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
  • антиоб­щественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группи­ровки);
  • деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); — побеги из дома, бродяжничество;
  • ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
  • наркоманическое поведение;
  • девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
  • девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
  • суицидальное поведение (демонстративное, аффектив­ное, истинное, рискованное поведение);
  1. Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
  2. Бытовые условия и особенности семейных отношений, кон­фликты, дизгармоничные отношения и др.
  3. Описание характера, особенности его динамики в подростко­вом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);

VI. Психологическое исследование личности

1. Экспериментально-психологическое исследование с при­менением набора психодиагностических методик (см. Методиче­ские указания по применению соответствующих методик):

9 стр., 4127 слов

Особенности делинквентной личности

... относительно независимые его проявления. 1.2 Особенности делинквентного поведения Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, ...

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

Внимание! Протоколы обследования аккуратно сохраняются вместе с записью комментариев пациента по ходу выполнения заданий и помет­ками, фиксирующими особенности поведения испытуемого по ходу ис­следования.

  1. Оценка внимания, работоспособности, астенизации (тест Бурдона, шкала астенизации) — продуктивность, динамика, ус­тойчивость;
  2. Оценка памяти (10 слов, пиктограмма) — объем кратковременной памяти, динамика заучивания, сохранение, соот­ношение показателей механического и смыслового запоминания;
  3. Оценка основных характеристик мышления (толкование пословиц, исключение понятий, поиск несо­ответствий, классификация предметов и др.) — уровень абстрактно­сти суждений, умение мыслить логически, понимание подтекста;
  4. Самооценка по Дембо-Рубинштейн
  5. Экспресс-метод исследования психического статуса
  6. Шкала госпитальной тревоги HADS
  7. Шкала субъективного благополучия.
  8. Опросник Дерогатиса SCL 90 R
  9. Опросник ЛОБИ о типе реагирования на болезнь
  10. Проективные тесты — неизвестное животное, дом-дерево-человек.

  1. Общая оценка основных психических процессов по дан­ным наблюдения, беседы и экспериментальных проб:

  1. Внимание (включенность и сохранение объема внимания по ходу обследования, активность, пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения)
  2. Восприятие (ведущая система репрезентации — визуальная, слуховая, кинестетическая; детальность)
  3. Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения — понижен или повышен, эмоциональная неустойчи­вость, страхи, тревога, развитие высших чувств — совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство темперамента и как ситуативная характеристика.
  4. Память (память на текущие и прошлые события, разви­тие высших форм памяти)
  5. Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстрактным суждениям, последовательность логич­ность суждений, соответствие запаса знаний и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость)
  6. Речь и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас представлений и слов, слова-паразиты, точ­ность выражения мыслей)
  7. Воображение (легкость фантазии, продуктивность, возможность критического отношения)
  8. Воля (внешние особенности моторики, энергичность в поведении, инициативность, нерешительность, податливость внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбужде­ние, последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегуляция); волевые свойства темперамента.

3) Оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы и психодиагностических методик:

11 стр., 5252 слов

Психологическое консультирование родителей по проблемам, связанным ...

... подростка. Значимость данной работы заключается в том, что с проблемами, связанными с особенностями подросткового возраста, сталкиваются все участники образовательного процесса. Предлагаемые технологии ... взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации. Подростку ...

  1. Конституциональный тип (физическая и психическая конституция); темпераментные особенности личности.
  2. Особенности социального поведения, «социального ха­рактера» личности (выраженность полоролевоао поведения, психологический возраст личности, социальное оформление внешности — прическа, одежда, украшения, татуировки и др.);
  3. Особенности вступления в контакт и поведение в контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен, без­различен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений);
  4. Характеристики невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования «языка тела», синхронность или асинхронность с вербальными сигналами); Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, моно­тонность, наличие штампов);
  5. «Конгруэнтность» в поведении (соответствие невербальных и вербальных реакций по ходу обследования)
  6. Отношение к обследованию: позитивное, негативное, равнодушное, скрытно-негативное — формальное (степень критично­сти, следование инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в информации о результатах, реакция на крити­ку или похвалу);
  7. Тип отношения к болезни (дизогнозия, анозогнозия, адекватное, гипернозогнозия, аггравация);
  8. Система мотивов личности (простые, ориентирован­ные на выживание; социально-ориентированные; с выраженными духовными запросами), агрессия, эгоизм, альтруизм. Общий уро­вень личности (по А.Лазурскому);

VII. Заключительные выводы о «психологическом портрете», личности пациента

Главная цель обобщающей части состоит в анализе полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического иссле­дования) и выводе о том, каким образом биологические факторы (на­следственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзоген­ные заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психологические условия формирования личности, — повлияли на разви­тие личности пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и критичности.

12 стр., 5671 слов

Марцинковская т.Д. (Москва) проблема личности в отечественной ...

... в отечественной психологии изучение национальной идентичности и национального характера предшествовали работам, посвященным проблеме личности и личностной идентичности и являлись основой для них. Кардинальные социальные изменения, которые ... в российской науке - на этических нормах и эмоциональных эталонах. Это было связано и с тем, что основой российской национальной идентичности стал не общий язык, ...

При обобщении можно придерживаться схемы многоосевого ди­агноза, принятого в большинстве стран (Приложение 1).

Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АР­ГУМЕНТИРОВАНЫ ССЫЛКАМИ на данные беседы, наблюдения, анам­неза, результаты экспериментально — психологических методик.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пятиосевая система диагноза.

В DSM-IV существует 5 осей. Записывайте свои оценки и заметки на каждой из них.

Ось I. Психические расстройства — укажите психическое расстройство, например, шизофрения, биполярной расстройство. Прочие состояния, которые могут иметь клиническое значение (кроме пограничной интеллектуальной недостаточности), также должны быть указаны на оси I. (Эти состояния не настолько серь­езны, чтобы ставить диагноз психического заболевания, например, проблемы взаимоотношений, тяжелая утрата.)

Ось II. Расстройства личности и умственная отста­лость — укажите умственную отсталость и расстройства личности. Диагнозы на оси I и II могут сосуществовать. Причина, по которой пациент находится у психиатра или в больнице, указанная на оси I или II, называется основным диагнозом.

1 стр., 466 слов

Проблемы женского спорта

... вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между тем ... аспекты: a) психологическая маскулинизация спортсменок; б) тяжелая адаптации в браке; в) нарушения психосексуального развития (трансформация полоролевого поведения, половые перверсии). 3. Социологические аспекты: а) ...

Ось III. Соматические или неврологические заболева­ния — укажите соматическое расстройство (например, цирроз), имеющийся у пациента.

Ось IV. Психосоциальные проблемы, связанные со средой проживания, — опишите актуальный в настоящее время стресс в жизни пациента: развод, обиду, смерть любимого человека.

Проверьте на:

  1. Проблемы с ближайшим окружением (семейные проблемы).

Уточните, какие.

  1. Проблемы связанные с социальной средой;

Уточните, какие.

  1. Проблемы, связанные с образованием.

Уточните, какие.

  1. Проблемы, связанные с трудовой деятельностью.

Уточните, какие.

  1. Жилищные проблемы.

Уточните, какие.

  1. Материальные проблемы

Уточните, какие.

  1. Проблемы, связанные с доступностью медицинской помощи.

Уточните, какие.

  1. Проблемы взаимоотношений с правоохранительной системой, криминальные проблемы.

Уточните, какие.

  1. Другие психосоциальные и связанные со средой проживания проблемы. Уточните, какие.

Ось V. Общая оценка жизнедеятельности (GAP)

оцените психический, социальный и трудовой статус па­циента согласно таблице (шкала GAF).

В качестве точки отсчета используйте состояние пациента за последние 12 месяцев. Оцен­ка производится по 100-бальной системе

от 1 (самая низкая)

до 100 (самая высокая),

либо используется 0 (недостаточная информация).

Шкала общей оценки жизнедеятельности (GAF)

Проведите оценку психического, социального и трудового статуса по шкале предполагаемых психических заболеваний. Ис­ключайте нарушения в деятельности, обусловленные физически­ми (или связанными с окружающей средой) ограничениями.

Код (Примечание. При необходимости используйте промежуточные коды, например 45, 68, 72).

100-91 Превосходные способности во многих видах деятельно­сти, жизненные проблемы никогда не выходят из-под контроля, из-за многочисленных положительных качеств к таким людям тянутся другие. Никаких симптомов.

90-81 Симптомы отсутствуют либо минимальны (например, легкое беспокойство перед экзаменом), хорошие успехи во всех областях, заинтересованность многими видами дея­тельности и вовлеченность в них, социальная полез­ность, удовлетворенность жизнью; проблемы и беспо­койства не сложнее повседневных (например, случайная ссора с членами семьи).

80-71 Если симптомы и есть, то они преходящи и представля­ют собой ожидаемую реакцию на психологический стресс (например, сложно сосредоточиться после семейной ссоры), не более чем легкое нарушение в социальной, трудовой дея­тельности или в учебе (например, временное отставание в учебе).

12 стр., 5878 слов

Проблемы и пути решения трудовых конфликтов и споров в коллективе

... сколько существует человек. Проблема трудовых конфликтов и споров актуальна для любой организации. В трудовой деятельности конфликты неизбежны. Трудовой конфликт представляет собой ... Межгрупповые конфликты – это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между ... которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нр

70-61 Слабо выраженная симптоматика (например, подавленное настроение и легкая инсомния) или некоторые трудности в социальной, трудовой деятельности или в учебе (напри­мер, редкие прогулы школьных занятий, кражи из своего дома), но общая деятельность не нарушена, есть значимые меж­личностные контакты

60-51 Умеренно выраженная симптоматика (например, эмоцио­нальная притупленность, обстоятельная речь, редкие паниче­ские эпизоды) или трудности средней тяжести в социаль­ной, трудовой деятельности или в учебе (например, мало друзей, конфликты со сверстниками или сослуживцами).

50-41 Выраженная симптоматика (например, суицидальные мысли, навязчивые ритуалы, частое магазинное воровство) или серьез­ные нарушения в социальной, профессиональной деятель-, ности или в учебе (например, отсутствие друзей, неспособ­ность удержаться на работе).

40-31 Некоторые расстройства восприятия или общения (на­пример, речь иногда нелогична, непонятна или бессвязна) или значительные нарушения деятельности в некоторых сферах жизни, например на работе или в учебе, в семейных отношениях, в способности к рассуждению, в мышлении или в настроении (например, человек в состоянии депрессии избегает детей, пренебрегает семьей и не может работать, ребе­нок часто бьет младших, вызывающе ведет себя дома и отстает в учебе).

30-21 На поведение в значительной степени влияют бред и гал­люцинации или имеются серьезные нарушения в общении или способности к умозаключениям (например, иногда непо­следовательное поведение, грубое, не соответствующее обста­новке, одержимость мыслями о самоубийстве) или неспособ­ность к деятельности почти во всех сферах жизни (на­пример, пациент весь день лежит в постели, не имеет работы, дома или друзей).

20-11 Некоторая опасность причинить вред себе или другим (например, попытки самоубийства без осознанного желания умереть, периодическая ярость, маниакальное возбуждение) или периодическое несоблюдение элементарной личной гигиены (например, пачкается испражнениями) или значи­тельные нарушения в общении (например, несвязная речь или мутизм).

10-01 Устойчивая опасность причинения вреда себе или другим (например, неоднократные случаи насилия), или устойчивая неспособность соблюдать элементарную личную гигие­ну, или суицидальные действия с настойчивым желанием умереть.

О Недостаточная информация

10