Сущность и классификация социально-культурных технологий

© Е.И. Григорьева, ТГУ им. Г.Р. Державина

Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Григорьева. ‑ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. ‑ 504 с.

Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологий в сфере образования, культуры и досуга.

В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология – это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

... образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе ... под специально организованной социально - культурной деятельностью следует понимать ... и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает ...

Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

  • крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
  • макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
  • микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина [3], В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова [4], Г.К. Селевко, В.В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

  1. по уровню применения;
  2. по философской основе;
  3. по ведущему фактору психического развития;
  4. по ориентации на личностные структуры;
  5. по характеру содержания и структуры;
  6. по типу организации и управления познавательной деятельностью [6].

Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [1].

Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

  1. научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
  2. процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

9 стр., 4160 слов

Технология организации досуга детей и подростков в детских загородных центрах (на примере палаточного лагеря ‘Белочка’)

... культурно-досуговой деятельности» ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ ... досуг содействует беспристрастной самооценке ребят; досуг сформировывает положительную «Я-концепцию»; досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; досуг способствует самовоспитанию личности; досуг формирует социально ... воспитании диалога культур, модели ... психологии [Текст]: метод. Пособие для ...

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга было принято делить на три основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

В настоящее время мы наблюдаем широкий спектр современных технологий, что является результатом смены социокультурной парадигмы, обновления содер­жания, форм, методов, подходов к социально-культурной дея­тельности. Сегодня мы можем видим огромное многообразие социально-культурных техноло­гий, которые активно используются в различных учреждениях культурно-досуговой и социальной сферах. Их возникновение и развитие обусловлено необходимостью освоения совре­менного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства. Изменились логические основания и классификация социально-культурных технологий.

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста

Содержание Глава 1. Теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста 3 1.1 Понятие технологии социально-культурной деятельности 3 1.2 Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста 17 1.3 Формы и методы организации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 25 Выводы по первой главе 37 Список литературы 40 Глава 1. ...

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, ку­рортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых.

Экологические (природоориентированные) технологии: тех­нологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга.

Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерче­ские, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Обра­зовательные, обучающие, просветительные технологии. Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреа­тивные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социаль­ного прогнозирования, проектирования, творческого моде­лирования.

Социально-демографический, «субкультурный» при­знак. Индивидуально ориентированные технологии (автор­ские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специа­лизированные или групповые технологии: семейные, возрас­тные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.

Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокуль­турной сфере. Традиционные и нетрадиционные (альтерна­тивные, инновационные) технологии. Нововведения единич­ные, осуществленные на одном объекте, и диффузные, рас­пространенные по многим объектам. Завершенные и неза­вершенные нововведения. Успешные и неуспешные ново­введения.

10 стр., 4837 слов

КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

... 1.1 ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВИДЫ......................................................................... 1.2 КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................................... 2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………………. 2.2 КАК РЕАЛИЗУЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...

Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование — характерная черта социально-культурных технологий. Понятие технологиче­ского модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Методы включения в социально-культурные процессы. Методы стимулирования социально-культурной активности людей.

Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении. Воспита­тельные преимущества комплексных социально-культурных программ для различных демографических групп населения.

Типичные недостатки использования технологическо­го арсенала в социально-культурной сфере.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

  • концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
  • системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
  • управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
  • эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
  • и еще важный элемент технологии – это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение термину «технология» применительно к социально-культурной сфере.
  2. Какие виды технологий вам известны?
  3. Назовите технологии, применяемые в сфере культуры и досуга.
  4. Что вы знаете о «педагогических технологиях» и в каких уровнях они могут существовать?
  5. Что включает в себя структура технологии?

Список рекомендуемой литературы

  1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998.
  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., МГУК, 1995.
  3. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  4. Питюков В.М. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.

Программа дисциплины «Методика социально-культурной деятельности» (спец. 053100 социально-культурная деятельность).

9 стр., 4236 слов

Прикладная культурология как теоретическая база социально-культурной деятельности

... сфере культуры, разработка целевых культурных программ и социальных технологий их осуществления, внедрение эффективных педагогических методик развития культурно-эстетического творчества, управление экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности. ...

Составитель доцент кафедры СКД ОмГУ, к.и.н. Н.И. Лебедева

Раздел II. Технологии социально-культурной деятельности

Тема 2.1. Культуротворческие технологии

1. Сущность и типология культуро-ориентированных и культуротворческих, развивающих технологий.

2. Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

4. Различные виды творчески формирующих, развивающих технологий. Организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения. Развитие авторского творчества, авторских школ. Повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д. Возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности. Расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ. Активное внимание к художественному моделированию.

5. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта. Метод символических и фантастических аналогий.

6. Мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления. Сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией

7. Тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде. Закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.

25 стр., 12357 слов

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни у старших школьников средствами социально-культурной деятельности

... по основам валеологии, а так же специалистов в сфере социально–культурной деятельности, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие ... подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья. Современные технологии социально-культурной деятельности предполагают обоснование методов, средств, содержание формы культурно-досуговых программ по ...

Тема 2.2. Рекреативные технологии

1. Сущность рекреативных (восстановительных) технологий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

2. Рекреативная методика. Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Создание долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное участие отдыхающих в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.

4. Организация отдыха и развлечений. Использование традиций возрождаемой народной культуры.

5. Индивидуальный, групповой, семейный туризм.

Тема 2.3. Образовательные технологии

1. Образование как вид социально-культурной деятельности. Источники и составные части образовательных технологий: синтез достижений педагогической науки и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и педагогических инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических факторов образовательного процесса.

2. Классификация образовательных технологий по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности.

3. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

4. Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии програм­мированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

5. Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня. Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии.

6. Матрица для описания и анализа образовательных технологий, используемых в процессе социально-культурной деятельности.

7. Мастер-класс как обучающая общественная презентация в процессе социально-культурной деятельности.

8. Структура авторской образовательной программы.

Тема 2.4. Социально-защитные технологии

1. Сущность, назначение и классификация социально-защитных технологий в сфере культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.

2. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Рекреосервисные игровые технологии для социально-незащищенных категорий населения. Меценатство, попечительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.

3. Клубные спортивно-оздоровительные технологии. Иппотерапия. Фитотерапия и гарденотерапия. Лекотерапия и сказкотерапия — социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития. Реабилитационные возможности театрального искусства. Библиотерапия. Музыкотерапия и танцевальная терапия. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия).

Игровая дея­тельность, терапевтическое воздействие игры на детей и взрослых с ограниченными возможностями.

4. Методики использования льготных прав и свобод, льготных систем налогообложения и социальных гарантий как фактор привлечения отечественных и зарубежных инвесторов в предпринимательские социально-культурные проекты и инициативы.

5. Досуговые, культуротерапевтические технологии как фактор нейтрализации и преодоления стрессовых состояний.

Тема 2.5. Исследовательские технологии

1. Назначение исследовательских технологий на начальном, диагностическом этапе управления социально-культурными процессами. Аналитическая функция исследований для зондирования и отслеживания социально-культурных проблем, уточнения точек зрения, установок и поведения тех групп общественности, на которые влияет социокультурная политика в регионе и от действия которых будет зависеть решение проблемы.

2. Выявление проблемы и анализ проблемной ситуации в социально-культурной сфере. Сбор исходной информации, необходимой для объяснения и конкретной иллюстрации со­держания проблемы.

3. Внутренние и внешние источники получения исходной информации.

4. Выбор методов исследовательской работы. Контрольные вопросы для осуществления выбора методов исследования. Как будут использоваться результаты исследования.

5. Два типа исследовательских технологий: формализованные и неформализованные.

6. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов значение социологических исследовании для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга.

7. Методика социологического изучения культурно-досуговых потребностей населения. Методика социологического изучения общественного мнения. Роль и место анкетных опросов, контент-анализа, наблюдений, бесед-интервью в практике научно-исследовательской работы.

Тема 2.6. Проектные технологии

1. Назначение проектных технологий на организационном, основном этапе управления социально-культурными процессами. Роль проектирования и программирования в выработке стратегического разрешения социокультурных проблем и максимального использования существующих возможностей и резервов.

2. Исторические и методологические основания проектных технологий в социокультурной жизни России.

3. Выбор тематики социально-культурных проектов для досуговой сферы. Обусловленность выбора конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

4. Проект как форма культурной самодеятельности населения, его возрастных, социальных, профессиональных, этнических групп. Право каждого человека или группы людей на участие в конкурсе проектов, в реализации открытого социального заказа и возможности получения международного, регионального или локального (местного) гранта.

5. Разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

6. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация на этой основе усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности.

7. Выстраивание политики протекционизма по отношению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общественных организаций, групп населения и отдельных граждан.

8. Разработка социальных гарантий для культуроемких областей функционирования региона.

9. Анализ собственных возможностей и объективных условий для реализации социокультурных технологий.

10. Проектная концепция.

11. Разработка проектной заявки. Описание как оформление содержательной части проекта. Бюджет проекта. Технологии экспертизы проекта.

12. Сущность экспертной деятельности. Официальная и неофициальная экспертиза. Процедура подготовки и проведения экспертизы..

13. Общественная презентация социокультурных проектов. Функции практического менеджмента и маркетинга в процессе реализации социокультурных проектов и программ.

Тема 2.7. Альтернативные (инновационные) технологии

1. Альтернативные (инновационные) технологии и их противостояние традиционным подходам какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников социально-культурной деятельности. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.

2. Суть альтернативных технологий, используемых в социально-культурной сфере. Радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.

4. Понятие об инновационной деятельности в социально-культурной сфере. Сущность понятий «инновация» и «нововведение». Инновации и инновационные технологии как активные элементы повышения эффективности социально-культурной деятельности.

3. «Проблемность ситуаций» как необходимая предпосылка для использования инновационных технологий. Конструктивные инициативы в сфере культуры, быта, досуга и роль инновационных технологий, способствующих их кристаллизации и самоорганизации различных групп населения.

4. Закономерность «нововведение — социально-культурная среда» и ее учет в использовании инновационных технологий. Критерий подготовленности среды к социокультурным инновациям. Реакция среды на привнесенную извне инновацию. Возникновение ситуации, когда происходит «выталкивание» внешнего агента инновационной технологии.

5. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

6. Механизм осуществления инновационной технологии.

7. Сопутствующие факторы. Контроль за содействием. Обеспечение гласности. Изучение отечественного и зарубежного опыта. Изучение спроса социокультурной среды на новацию, сбор заявок.

Тема 2.8. Коммуникационные технологии

1. Сходство и различия процессов коммуникации и информирования (распространения информации) в практике социально-культурной деятельности.

2. Сущность механизма коммуникационных технологий. Структура коммуникационной модели.

3. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности.

4. СД-технологии межличностного и межгруппового общения.

5. Технологии общественных связей как разновидность коммуникационных технологии, направленных на производство и обмен социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.

Тема 2.9. Информационно-рекламные технологии

1. Отличие информационно-рекламных технологий от коммуникационных. Обязательные составляющие механизма информационно-рекламных технологий.

2. Современные технические средства, находящиеся в распоряжении социально-культурного учреждения — необходимая база для выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов и других видов информационной печатной продукции.

3. Виды информации, необходимые для банка данных сотрудников социокультурных учреждений и организаций: управленческая информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей; статистические данные по профилю деятельности; базовая специальная и справочная литература; протоколы важных заседаний и встреч; подборка всей информации о своей организации и аналогичных ей; список людей, служб и организаций, интересующих наше учреждение и др..

4. Управленческие аспекты информационных ресурсов в социально-культурной деятельности. Информационное обеспечение управленческих решений в социально-культурной сфере. Организация и использование социально-культурного мониторинга. Развитие различных форм информационного обмена и сотрудничества между органами культуры, образования, социальной работы, здравоохранения, спорта, национально-культурными центрами, обществами, объединениями и движениями.

5. Перспективы дальнейшего роста информационной потенциала социально-культурной сферы за счет использования современных технологий, аудиовизуальных средств, компьютерных программ, массмедиа.

6. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ. Медиаплан как универсальная форма информационно-рекламной поддержки и продвижения образовательных, художественно-зрелищных, развлекательных и других досуговых предложений и инициатив.

7. Модель использования социально-культурных технологий в период проведения массовых избирательных кампаний на федеральном и региональном (местном) уровнях. Содержание информационно-рекламного обеспечения избирательной кампании как необходимого элемента ее менеджмента.

Тема 2.10. Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества

10. Этническая природа социально-культурных процессов. Этнография и страноведение как методологическая основа сравнительного анализа технологий межнационального и международного сотрудничества в социально-культурной сфере.

Диаспора как социокультурный институт, решающий не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нетитульным населением того или иного региона.

2. Закон РФ о национально-культурной автономии (1996) как форме национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Феде­рации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

3. Широкое распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий на различных ступенях гуманитарного, художественно-педагогического образования в допрофессиональном образовании, базовом профессиональном образовании, профессионального совершенствования, профессиональной самореализации.

4. Национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии как разновидности общественных организаций и самодеятельных объединений, преследующих задачу культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических групп.

5. Этнокультурные технологии — основа возрождения национальных культурных традиции, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

6. Этнонаправленные технологии — инструмент межнационального культурного обмена и сотрудничества. Роль ЮНЕСКО и других международных организаций в координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельности, утверждение культурной самобытности каждого народа.

Взаимообен и взаимовыгодное сотрудничество в социально-культурной сфере — перспективный фактор укрепления мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

Тема 2.11. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

1. Социально-культурная деятельность как объект управления. Сущность, особенности и содержание менеджмента в социально-культурной сфере. Исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворительности в социально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента в современной социо-культурной деятельности.

2. Историческое развитие научных взглядов и подходов в теории и практике социально-культурного менеджмента. Социально-культурный менеджмент как система принципов и структурных элементов. Социально-культурный менеджмент как деятельный процесс и его функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Уровни и модели социально-культурного менеджмента.

3. Сущность и содержание управленческих технологии направленных на организацию и развитие ресурсной базы социально-культурной деятельности. Их определение как совокупности способов и приемов организации ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг.

4. Типология организационных, ресурсообразующих технологий социально-культурной деятельности.

5. Создание и развитие нормативного, информационно-управленческого ресурса социально-культурной деятельности. Технологии сбора, обработки и использования правовых и организационно-хозяйственных документов и инструктивной информации. Технологии информационного обеспечения.

6. Мониторинг социально-культурных процессов. Необходимость и сущность комплекса наблюдений и исследований социально-культурных процессов. Современные технологии проведения мониторинга социокультурной сферы: виды, особенности, средства и методы, обработка данных и анализ.

7. Характеристика базовых документов, используемых в практике социально-культурного менеджмента: социального заказа, договоров, бизнес-планов и т.д.

8. Основы технологии менеджмента социально-культурной сфере, разработка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реализации управленческого решения. Проведение маркетинговых исследований и технология рекламы в социально-культурной сфере.