Тема Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.

Задания для самостоятельной работы студентов

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: возрастная психология, лонгитюдный метод исследования, метод, методика, методология, анкет, наблюдение, беседа, эксперимент, тест.

Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: бихевиористская теория, гуманистическая психология, зона актуального развития, зона ближайшего развития, когнитивная психология, онтогенез, психоаналитическая теория.

2. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.

Тема: Периодизация психического развития человека.

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: ведущая деятельность, возраст, кризис, психические новообразования, развитие, сензитивный период, социальная ситуация развития, созревание, факторы развития, движущие силы развития.

2. Заполнить сравнительную таблицувозрастных периодов по следующей схеме:

 

Название возраста. Возрастные границы Социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Новообразования возраста Психические процессы

 

Тема: Психическое развитие ребенка до поступления в школу .

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: дошкольное детство, игра, наглядно-действенное мышление, предметная деятельность, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка.

2. Решить следующие практические задачи, ссылаясь на закономерности психического развития:

Задача.

Из разговора двух мам: «Я считаю, что раз моя дочь растет очень активной и самостоятельной, то с нее и надо спрашивать». «А я думаю, — говорит вторая, — она все еще дитя. Подрастет, тогда и будет делать все сама».

Сравните подходы двух мам к воспитанию своих детей.

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года), до этого детский сад не посещавший. Поиграв с машинкой, он оставил ее посередине комнаты.

Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

3. Задача.

Существует мнение, что на основании фактов, полученных в результате наблюдений за малышами в процессе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов, можно разобраться в детской психологии.

Правомерны ли такие суждения (будут ли равнозначны факты, добытые в процессе жизненного опыта, и факты, полученные в результате исследований психологов?

Саша (6 лет) из строительного материала сооружает высотное здание. Необходимо путем наблюдения выяснить отношение ребенка к конструктивной деятельности.

Перечислите требования, соблюдение которых необходимо для использования метода наблюдения. Определите признаки, выражающие отношение ребенка к конструктивной деятельности.

Тема: Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: адаптация, внутренний план действий, интерес, кризис детства, мировоззрение, направленность личности, психологическая готовность к школе, рефлексия, теоретическое мышление, учебная деятельность.

2. Решить следующие практические задачи, ссылаясь на закономерности психического развития:

Несформированность внутренней позиции ребенка может вызвать трудности, вызывающие у него в школе, даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития.

С чем это связано?

В школе не все дети «вписываются» в среду сверстников. Не для всех из них благоприятен ее «эмоционально-психологический климат».

Какие дети в классе обычно занимают благоприятное положение среди сверстников?

Дети и учатся и играют дружно, ни на что не жалуются.

Значит ли это, что в классе все равны?

В начальной школе можно наблюдать, как одни дети сравнительно быстро приступают к работе по заданному образцу, добросовестно выполняют инструкции учителя, другие— постоянно обращаются за помощью, задавая много вопросов для коррекции своих действий.

У какой группы учащихся выше готовность к школьному обучению?

Во вторых классах школы проводился эксперимент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» должны были отдать в руки учителя, группы «Б» — отдать старосте, группы «В» — просто сложить в общий ящик.

Будет ли одинаковый процент выполнения работ в разных классах?

В какой группе задание будет выполняться лучше, с чем это связано?

Мама очень хотела помочь сыну Пете (6 лет 8 мес.) выполнять домашние задания. Но, к удивлению мамы, никакие ее советы сын не принимает, говоря, что надо делать так, как велела делать учительница.

Почему сложилась такая ситуация?

Тема Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: акселерация, амбивалентность, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, кризис отрочества, подростковый возраст, половое созревание.

2. Какие меры, по вашему мнению, можно предпринять, чтобы кризис подросткового возраста проходил для ребенка «спокойнее»?

3. Решить следующие практические задачи, ссылаясь на закономерности психического развития:

Задача.

Миша (13 лет) очень хочет заниматься спортом. Он месяц посещал спортивную секцию по баскетболу, а недавно перешел в секцию водного спорта (плавание)…

Долго ли Миша будет посещать спортивную секцию на этот раз? От чего это зависит?

Мама очень хотела. Что бы ее сын Миша (13 лет) занимался в спортивной секции, а сын сказал, что будет ходить в спортивную секцию только один месяц.

Как должна поступить мама в данной ситуации?

Володя (13 лет) стал смотреть на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем он это делал, когда учился в начальной школе.

С чем связан повышенный интерес подростка к своей внешности?

Какие потребности возраста удовлетворяются в данных действиях?

Родители гордятся сыном в связи с его опережающим физическим развитием.

Следует ли гордится преждевременным развитием своего сына?

В 7 класс пришел новый учитель географии. Весь класс проявил к нему большой интерес, активно работал на уроках.

Однажды один из учеников услышал, как молодой учитель отозвался об учащихся класса о детях, которые вряд ли его понимают— еще не доросли, и ему приходится трудно с ними.

После этого отношения учеников и учителя ухудшились. Ученики стали слушать его без внимания и интереса.

С чем связана такая перемена в отношении учащихся класса к учителю?

В 5 классе Митя учился отлично. В начальной школе он был уважаемым учеником, а с переходом в среднюю школу стал ощущать к себе иное отношение ребят, и чаще всего негативное.

Почему к Мите стали так относится сверстники?

Мама упрекает своего сына Петра (14 лет) в плохой успеваемости. Петя воспринимает это спокойно.

Почему упреки мамы не достигают цели?

Тема: Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: кризис юности, потребность в самоутверждении, самовоспитание, самоопределение, самосознание, смысл жизни, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, учебно-профессиональная деятельностью, юность.

2. Решить следующие практические задачи, ссылаясь на закономерности психического развития:

Катя (18 лет) в поисках смысла жизни решила родить, кормить, одевать ребенка…заботится о его здоровье.

Позже, когда ребенку стало 20 лет, он женился и переехал к жене, оставив свою мать в одиночестве.

В чем ошибка Кати при определении смысла жизни?

Родители обратили внимание на изменение поведения своего сына Кости (15 лет).

Какие изменения наступают в период ранней юности?

Родители часто наблюдают, как их 15-летние сыновья, дочери заняты нескончаемыми бесплодными разговорами. Пытаются рассуждать о вещах, которые в их возрасте и с их знаниями понять невозможно. Родителей это коробит: лучше бы уделяли большое внимание учебе.

Как реагировать на философствования в юности?

Не всегда юноши и девушки в обыденной повседневной жизни могут разглядеть человека своей мечты.

С чем это может быть связано?

Подросткам и юношам предложены были одни и те же незаконченные рассказы. В результате подростки чаще описывали действия, поступки, события. Юноши же— чаще мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей.

Какие могут быть сделаны выводы из проведенного исследования?

Уровень самоуважения определяется степенью расхождения реального «Я» с идеальным.

Что необходимо предпринять для поддержания высокого уровня самоуважения?