2. Социально-психологическая компетентность личности

  1. Социальная психология как наука, подход к проблеме, место социальной психологии в системе научного знания.

Первые эксперименты по социальной психологии проводились около 100 лет назад. Первая книга вышла в начале 1924 года. Как самостоятельная наука социальная психология из психологии вообще выделилась в 1930 году. Цель в социальной психологии (в науке, изучающей связи между людьми) — сделать эти нити видимыми для всех. Мы не можем отделять личность от ситуации, так как ситуация формирует личность и определяет ее возможности. Социальная психология изучает проблему влияния ситуации на личность. Изучает вопросы межличностных отношений и взаимодействия между людьми. Наше социальное поведение меняется не только в связи с объективной ситуацией, но и с тем как мы интерпретируем ее. Социальная психология изучает: установки и убеждения, конформизм и независимость.

Социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Сегодня социальная психология ставит акценты на следующих аспектах:

власть ситуации (антигуманные ситуации подавляют благие намерения);

власть личности (на одну и ту же ситуацию люди реагируют по-разному);

важность познания (мы ведем себя по-разному, так как по-разному думаем);

прикладное значение социально-психологических принципов (психологическое и физическое здоровье, уменьшение предрассудков, защита и сохранение окружающей среды, вынесения приговоров в судах и борьба за мир).

Социальная психология образовалась на стыке социологии и психологии. Социологи — изучают группы (от малых до больших).

Социальная психология — изучает индивидов, влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу.

По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более на том, как люди вообще оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология выявляет, как социальные условия влияют на поведение.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ- Социально-психологическая компетентность (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (см. Рефлексия, Эмпатия).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные ... обществе нормы взаимосвязаны, некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Санкции – ...

Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

С-П КОМПЕТЕНТНОСТЬ делится на житейскую и профессиональную…….

С-П КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:

1. индивидуальными особенностями(тип личности, интро- и экстраверсия, интеллект и т.д.

2. психическими состояниями и типичными настроениями

3. эффективностью социализации

4. спец С-П подготовкой

3. Методы социально-психологического исследования.

Методология (от греч. «путь», «познание») — это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет способы достижения и построения какого-либо определенного знания. В социальной психологии методология рассматривается как трехуровневая система:

Данными в социальной психологии являются:

данные о поведении индивидов в группе;

данные, раскрывающие некоторые характеристики сознания этих индивидов;

психологические характеристики самой группы.

Источником любых данных в социальной психологии является человек. Наблюдение

Главная проблема – это фикция каких-то определенных черт поведения и расшифровка их в контексте, понятном для прочтения специалисту, не принимавшему участия в наблюдении. При наблюдении необходимо определить: что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, что важно при расшифровке протокола наблюдений.

Изучение документов

официальные документы (отчеты, публикации и др.);

личные документы (письма, дневник и т.д.).

Контент-анализ документов– используется в рамках исследований массовых коммуникаций, основан на выделении специальных единиц исследования (например, слова, принятые в качестве ключевых), подсчет частоты их употребления.

Опрос

анкетирование (самозаполнение);

формализованное, свободное интервью.

Тестирование– процедура получения имперических данных от объектов исследования с помощью специально подобранных вопросов или заданий, ориентированных на изучение способностей к ощущению, восприятию, обработке и отражению информации или на выявление особенностей личностной сферы объектов исследований (психических состояний, характерологических черт или свойств личности).

Социально-психологический эксперимент

естественный эксперимент – обычные жизненные условия, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий;

лабораторный эксперимент – создание искусственной ситуации.

Одна из важнейших проблем социально-психологического исследования – качество социопсихологической информации. Это качество зависит:

от качества применяемых инструментов в исследовании;

19 стр., 9173 слов

Самосознание личности Введение Актуальность исследования

... Объект исследования – объектом исследования в данной работе выступает такая категория как самосознание личности, а также образ «я» Предмет исследования. Восприятие личности, ... и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы ... к себе; 3) поведенческий — особенности регуляции поведения. Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее ...

от компетентности исследователя в процессе интерпретации.

Требования к социально-психологическому инструментарию:

репрезентативность (представительность) – возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов на всю совокупность этих объектов;

обоснованность – возможность изменения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять;

устойчивость однозначность информации при получении ее в разных ситуациях (обычно это качество проверяется повторными измерениями);

точность – чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины;

надежность – свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерии либо репрезентативности, либо устойчивости.

4. Характеристика социально-психологических теорий личности на примере психоанализа з.Фрейда. К.Юнга, а.Адлера и др.)

БИХЕВИОРИЗМ- Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно бихевиоризму, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) бихевиоризм, следуя позитивистской методологией, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому ожиданию корреляций между этими переменными.

ФРЕЙД ЗИГМУНД

решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (либидо).

В психической жизни Ф. выделял три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный. Бессознательное является источником инстинктивного заряда мотивационной энергии (см. Мотивация).

Предсознательное содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом. Сознательное не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения. В структуре личности Фрейд выделял три взаимодействующих компонента: Оно, Я и Сверх-Я. Особое место отводилось «Эдипову комплексу». КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — Ведущий к невротическим отклонениям (см. Невроз) психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Комплекс неполноценности был открыт А. Адлером, изучавшим формы компенсации, складывающиеся у детей с дефектами органического развития. Имеющееся у них чувство неполноценности Адлер вначале рассматривал как следствие дефекта, затем как универсальную движущую силу развития личности, а еще позднее — как следствие фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Неспособность компенсировать дефект или справиться с жизненной ситуацией и тем самым преодолеть чувство собственной неполноценности влечет за собой перерастание последнего в комплекс неполноценности

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и ... подготовки студентов к семинарским занятиям и охватывают всю программу курса психологии человека. Последовательность расположения тем отражает логику построения программы и учебников, но, ...

5. Психоанализ к.Юнга.

предложил понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. Юнг развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя — коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы — архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди которых центральная роль принадлежит архетипу «самости» — потенциальному ядру личности. Считал, что они лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т. д.

В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс «индивидуации» — стремление личности к полному воплощению своих возможностей

б. Психоанализ А.Адлера.

. В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления. Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологии и социальных отклонений.

7. Понимание личности с позиций гуманистической психологии

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную — жизненную — психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в ка-честве предмета исследования понимание здоровой творческой личности — за-дача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности явля-ется не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществле-ние, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация (К.Гольдштейн, А.Маслоу).

Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обра-щается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классиче-ской психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовле-творение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центр ста-новятся вопросы не теоретического характера, а больше практического приме-нения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности это направление психологии приоб-ретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком ходе развития гуманистической психологии принадлежит А.Маслоу.

Концепцию самоактуализации А.Маслоу, тео-рию самореализации Г.Олпорта, сис-тему взглядов К.Роджерса, концепцию Г.Меррея можно отнести также к «персонологическому» направлению, которое возникло в противопо- ложность психоаналитическим системам во второй трети ХХ века.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру ... разумом». Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, ...

8. Трансакционный анализ по теории э.Берна.

Трансакция — единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний “Я”.

На языке психологии состояния “Я” можно описать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром своего “Я”, которого суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний разбит на следующие категории:

1) состояния “Я”, сходные с образами родителей;

2) состояния “Я”, автономно направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния “Я”, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаистические пережитки.

При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!” Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, повидимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

9. Социально-психологическая компетентность личности.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:

1. биологический

2. социологический

3. индивидуально-психологический

4. социально-психологический

В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развёртывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.

С точки зрения социологического подходаличность представляет собой продукт культурно-исторического развития.

С точки зрения индивидуально-психологического подходана развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но не отождествлённые понятия: «индивид», «человек», «личность».

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. ... есть средство защиты и реализации интересов, как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. ... или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Иногда ...

Индивид – понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики и др.

Человек – понятие биосоциальное

Личность – индивид или человек, наделённый набором определённых устойчивых черт характера.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личностизаключается в следующем:

  1. он объясняет механизмы социализации личности
  2. раскрывает её социально-психологическую структуру
  3. позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на неё.

10. Средства общения

Средства общения– способы кодирования, передачи, переработки и

расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного

существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи

и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и

хранения информации.

Средства общения делятся на вербальные и невербальные.

К вербальным относят устную и письменную речь.

К невербальным относятся такие средства общения:

1. Визуальные

-кинестетика(движения рук, ног, головы, туловища)

-направление взгляда и визуальный контакт

-выражение глаз

-выражение лица

-поза

-кожные реакции

-дистанция

-вспомогательные(пол, телосложение, одежда и т.д.)

2. Акустические

-интонация, громкость, тембр, тон, ритм речи

-смех, плач, кашель, вздохи

3. Тактильные

-пожатие руки, хлопанье по плечу

11. Невербальные средства общения.

К невербальным относятся такие средства общения:

1. Визуальные

-кинестетика(движения рук, ног, головы, туловища)

-направление взгляда и визуальный контакт

-выражение глаз

-выражение лица

-поза

-кожные реакции

-дистанция

-вспомогательные(пол, телосложение, одежда и т.д.)

2. Акустические

-интонация, громкость, тембр, тон, ритм речи

-смех, плач, кашель, вздохи

3. Тактильные

-пожатие руки, хлопанье по плечу

12. Социально-психологическая характеристика общения

Употребление этих терминов условно, иногда в боле менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[7,93].

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

а) Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба — рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение — имеет место в различных образовательных системах).

б) Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации — на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная — использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации — «говорение» и «слушание»[4,139] «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[7,83] включает пять элементов:КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор ЧТО? (передается) — Сообщение (текст)КАК? (осуществляется передача) – Канал КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? — Эффективность. Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску — тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии — жесты, мимика, пантомимика)

Жест — это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие речь)

описательные (их смысл понятен только при словах)

жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика — это движение мышц лица.

Пантомимика — совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

интимная (от 0 до 0,5 метра).

На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра).

На ней осуществляется общение между друзьями.

Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра).

Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров).

Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий — кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция — одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

г) Перцептивная сторона общения — это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

Социальные функции общения

Организация совместной деятельности

б) Управление поведением и деятельностью

с) Контроль

Психологические функции общения

Функция обеспечения психологического комфорта личности

б) Удовлетворение потребности в общении

с) Функция самоутверждения

Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях: Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

Высший уровень — это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

13. Виды социальных отношений

Социальные отношения– это отношения между социальными группами или их членами.

Их классифицируют по следующим признакам:

— по сферам проявления: правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные)

-с позиции регламентированности: официальные и неофициальные.

Выделяют несколько видов социальных отношений:

  1. Производственные отношенияконцентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека(например, инженер, рабочий, руководитель или исполнитель).
  2. Экономические отношенияреализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в 2х ролях: продавца и покупателя.
  3. Правовые отношенияв обществе закрепляются законодательным путём. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Правовые отношения обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека.
  4. Нравственные отношениязакрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.
  5. Религиозные отношенияотражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти , о таинствах его души и т.д. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.
  6. Политические отношенияконцентрируются вокруг проблемы власти.
  7. Эстетические отношениявозникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения объектов внешнего мира

14. Виды общения.

  1. Межличностное. Обычно применяется письменный или устный язык.
  2. Групповое
  3. Межгрупповое
  4. Массовое
  1. доверительное
  2. конфликтное
  1. деловое
  2. личное
  1. прямое
  2. опосредственное

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)[7,136]

2. По целям общение делиться на:

Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

По средствам общение может быть:

Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу — руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило бес проблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство).

Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него).

15. Функция общения — Информационно- коммуникативная

Функции общения: контактная; информационная; побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций; координационная – согласование действий при организации совместной деятельности; понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее; эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом; функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей. 16. Функция общения — Аффективно- коммуникативная.

Функции общения: контактная; информационная; побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных функций; координационная – согласование действий при организации совместной деятельности; понимание – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений установок переживаний психических состояний и прочее; эмотивная – возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и других связей с социумом; функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений решений, представлений, потребностей. 17. Подтверждающая функция общения. 18. Трудности общения.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать такие явления, как совершенно специфические коммуникативные барьеры, не связанные с уязвимостью в каналах коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носящие социальный или психологический характер.

Существуют многочисленные факторы, порождающие явление коммуникативных барьеров. Их изучение продолжается до сих пор. Выделяют 5 видов таких барьеров:

1) барьеры восприятия (первое впечатление, стереотипы, предубеждения);

2) семантические барьеры (возникают при ошибках восприятия языковой информации);

3) невербальные барьеры (визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные);

4) барьеры, возникающие при плохом слушании;

5) барьеры, возникающие при некачественной обратной связи (искажение сообщений, информационные перегрузки ит.д.) [6].

Существуют также барьеры, носящие психологический характер, могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (застенчивость, скрытность, «некоммуникабельность» и др.) или в силу сложившихся особых психологических отношений (неприязни, недоверия и др.).

Такие барьеры могут порождать очень серьёзные проблемы межличностного общения. В связи с этим неизбежно возникает чувство социального одиночества, отвержения, неприятия. В этом случае количество социальных контактов сводится к минимуму. Одинокие люди склонны недолюбливать других. Это их защитная реакция, которая в свою очередь мешает им самим устанавливать и развивать отношения с людьми. Предполагается, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами не признают себя одинокими. Человек замыкается в себе или ищет альтернативные возможности общения. Ведь, как известно, мы не можем удовлетворить ни одной своей потребности, кроме дыхания, без взаимодействия с окружающими людьми.

19. Деформация общения

Деформации общения — это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Восприниматься деформации могут по-разному в зависимости от их вида: мы поругались, чувствую, что надо мной насмехаются, ощущение, что мы чужие, между нами вражда, нам не удается понять друг друга, обнаруживаю, что одурачен и многие другие.

20. Коррекция общения.

Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений.

Представим теоретические положения, которые положены в основу психологической коррекции стиля общения.

Гармоничное общение человека с миром обусловлено его позитивным отношением к самому себе и к миру — верой в себя, в общественные ценности, в свое собственное совершенство, в позитивную сущность другого человека, лежащую в основе равновесия глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» и ограничивающей установки «я не могу».

Гармония внутреннего мира человека и его внешних партнеров развивается в благоприятных взаимоотношениях, способствующих переживанию чувства доверия и личностной состоятельности, укрепляющих веру в позитивную сущность других людей. В неблагоприятных отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, насыщенных негативными эмоциями, установка «я могу» блокируется. Переживаемое при этом чувство беспомощности, «невладения ситуацией» актуализирует установку «я не могу», усиливающую беспокойство, неуверенность в себе. Адекватное восприятие ситуации и партнера подменяется ожиданиями «должного», ограничивающими позитивное видение себя и партнера.

Главные цели процесса психологической коррекции:

эмоционально-рефлексивное освобождение личности;

овладение потенциалами продуктивного стиля общения.

21. Криминогенный аспект в общении. Деформации общения — это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Восприниматься деформации могут по-разному в зависимости от их вида: мы поругались, чувствую, что надо мной насмехаются, ощущение, что мы чужие, между нами вражда, нам не удается понять друг друга, обнаруживаю, что одурачен и многие другие.

22. Сущность социально- психологического воздействия. 23. Способы и методы социально- психологического воздействия.

Способы воздействия:

  1. Силовые, административные
  2. Социально-психологические
  3. Психотерапевтические

Социально-психологический способ:

Заражение– способ воздействия определяемым образом объединений больших групп людей (ситуация паники, религиозный экстаз).

Это бессознательная спонтанная форма, включающая личности в определенные психические состояния (сопереживание общего психологического состояния большой группой людей одновременно).

Основа заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. Функции: усиление сплоченности и компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение– целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается не критически, оно адресовано не логичному мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Эффективно внушение для людей с доминированием ситуативного психологического (неуверенные в себе люди, дети, утомленные люди, ослабленные физически).

Различия между заражением и внушением:

при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния;

внушение не предполагает равенства в сопереживании идентичных эмоций: внушающий не подвержен тому же состоянию, что и внушаемый;

внушение имеет одностороннюю направленность;

внушение носит вербальный характер, а при заражении используются и другие средства (восклицание, ритм, интонация).

Убеждение– система логических доказательств, ориентированных на критически-настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано это воздействие. Заинтересованность – стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо. Убеждение – воздействие на эмоциональную и на рациональную сферы личности. Отличие убеждения от внушения: внушение не нуждается в доказательстве и логике. Условия эффективности убеждающего воздействия:

содержание убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

убеждение последовательно и доказательно;

убеждение содержит обобщающие положения и так же содержит конкретные факты и примеры;

убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт;

убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.

Подражание– воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Виды подражания:

логическое и нелогическое;

внутреннее и внешнее;

подражание-мода и подражание-обычай.

Законы подражания:

подражание идет от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние);

низшие по социальной лестнице подражают высшим.

24. Особенности императивного вида общения

Императив

Директивная, авторитарная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением

Конечная цель не завуалирована(не скрыта)

Формы: приказы, выговоры, инструкции, законы и т.д. В организациях, таких, как армия.

Не оправдан в межличностных отношениях

25. Особенности манипулятивного вида общения.

Манипуляция

Отличается от императива тем, что осуществляется скрытое управление личностью

Призвана получить одностороннюю выгоду, но так, чтобы у партнёра сохранилась иллюзия самостоятельности решений

Сила манипуляции в её скрытом характере: скрыт как сам факт манипулирования, так и его цель.

26. Типология манипуляций.

Манипулятором я называю человека, который относится к себе и другим лицам как к объектам, «вещам», подлежащим использованию и контролю

ДИКТАТОР. Демонстрирует власть и силу. Чтобы управлять своими жертвами, он подавляет их, приказывает, ссылается на авторитеты и т.д. В качестве разновидностей Диктатора могут выступать Надзиратель, Деспот, Большая Шишка, Божество.

ТРЯПКА. Обычно выступает в роли жертвы Диктатора и представляет собой его прямую противоположность. Тряпка научается мастерски справляться с Диктатором. Он демонстрирует свою чувствительность и ранимость, забывает, не слышит, он пассивен и молчалив. Разновидности Тряпки: Растяпа, Тупой, Хамелеон, Застенчивый, Уступчивый.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬ. Стремится во что бы то ни стало просчитать и проконтролировать все и вся. Он обманывает, запутывает, надувает, старается перехитрить и перепроверить других. Разновидности Калькулятора: Аферист, Соблазнитель, Шулер, Мошенник, Шантажист.

ПРИЛИПАЛА. Полная противоположность Калькулятора. Он подчеркнуто зависим, желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него его работу. Разновидности Прилипалы: Паразит, Нытик, Вечное Дитя, Ипохондрик, Беспомощный.

ХУЛИГАН. Демонстрирует агрессивность, жесткость и недоброжелательность. Он управляет окружающими с помощью угроз. Разновидности Хулигана: Матерщинник, Ненавистник, Головорез, Угрожающий. Женские варианты – Стерва, Мегера, Сварливая Баба.

СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Демонстрирует сердечность, заботливость, внимательность. Он просто убивает своей добротой. С ним сложнее справиться, чем с Хулиганом, – вы же не будете драться со Славным Парнем! В конфликте с Хулиганом Славный Парень почти всегда побеждает. Разновидности: Предупредительный, Пацифист, Душка, Самоотверженный.

СУДЬЯ.Подчеркнуто критичен и скептичен. Он никому не доверяет, постоянно осуждает и негодует, обидчив и злопамятен. Разновидности: Критикан, Всезнайка, Обличитель, Собиратель Компромата, Следователь, Устыдитель, Оценщик, Мститель.

ЗАЩИТНИК. Противоположность Судьи. Демонстрирует свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит окружающих, потакая им сверх всякой меры, а также не давая подзащитным постоять за себя и обрести самостоятельность. Вместо того, чтобы заняться своими делами, он предпочитает заботиться о других, принимая над ними пожизненную опеку. Разновидности: Наседка, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Альтруист.

27. Актуализация. Самоактуализация

актуализатор – это многогранная личность, стороны которой дополняют друг друга.

Диктатор → Лидер

Тряпка → Сопереживающий

Калькулятор → Почтительны

Прилипала → Понимающий

Хулиган → Борец За Права

Славный Парень → Попечитель

Судья → Выразитель

Защитник → Гуру

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора (см. Мотивация).

Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

28. Причины манипулирования.

  1. Человек находится в вечном конфликте с самим собой, поскольку он опирается и на себя и на внешнюю среду, но не доверяя себе, сознательно или подсознательно, верит, что его спасение в других.
  2. Родители утешают тогда, когда ребёнку не грустно, и наказывают тогда, когда ребёнок не виноват.
  3. Нормальные отношения между людьми – это любовь. Принимать человека таким, какой он есть.
  4. Псевдомысль: чем мы лучше, тем нас больше любят.
  5. Псевдомысль: риск и неопределённость окружают нас: в любую минуту может случиться всё, что угодно.
  6. Люди боятся тесных межличностных контактов и стараются избежать интимности, лучше управлять эмоциями.
  7. Страх затруднительного положении я.
  8. Каждый из нас проходит некую жизненную школу, впитывает аксиомы, с которыми сверяет свои действия. Занижает самооценку.

29. Сравнительная характеристика манипуляторов и актуализаторов

Манипуляторы

Актуализаторы

1. ЛОЖЬ(фальшь, мошенничество).

Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются совершенно в зависимости от обстоятельств.

1. ЧЕСТНОСТЬ(прозрачность, искренность, застенчивость).

Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой.

2. НЕОСОЗНАННОСТЬ(апатия, скука).

Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

2. ОСОЗНАНИЕ(охотник, жизненаполненность, интерес).

Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других людей. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.

3. КОНТРОЛЬ(закрытость, нарочитость).

Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако он держит себя под постоянным контролем и других тоже, скрывая от них свои мотивы.

3. СВОБОДА(спонтанность, открытость).

Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он — хозяин своей жизни — субъект, а не объект.

4. ЦИНИЗМ(безверие).

Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существует только две возможности: управлять или быть управляемым.

4. ДОВЕРИЕ(вера, убежденность).

Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас.

30. Психология толпы

ТОЛПА — Толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Выделяются четыре основных вида толпы: 1) окказиональная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.); 2) конвенциональная толпа, связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, некоторые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения; 3) экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.); 4) действующая толпа, которая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная толпа,объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, а с другой — сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.

Теория толпы

толпа – не просто скопление людей, а особая психологическая общность;

расовое, бессознательное общее у людей, доминирует в толпе над индивидуальными способностями;

Для влияния на толпу не нужны логика и аргументы, надо просто рисовать “яркие картины”, преувеличивать и повторять одно и то же. Для влияния на толпу надо поражать воображение. Толпу нельзя склонить к идеи, если она не подалась ей заранее. Заражение толпы идет через внушение. Принадлежность к толпе создает ощущение силы, могущества, непобедимости, что и освобождает дремлющие инстинкты. Чувство анонимности уменьшает ответственность.

31. Психология моды.

Мода, как соц явление рассматривается в различных аспектах: социально-психологическом, культурологическом, эстетическом. Исходя из социально-психологического аспекта, моду можно определить как предпочтение, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный момент времени. Мода тесно связана с образом жизни людей. Это своеобразный общественный норматив, складывающийся в основном стихийно в рамках определенного образа жизни на тот или иной период времени. Механизм функционирования моды базируется на подражании и психологическом заражении.

В современном обществе моду активно используют как средство для постоянного обновления ассортимента на рынке товаров, обращаясь за помощью к рекламе. В политической сфере моду используют как средство манипулирования массовым сознанием. Политики могут использовать моду и как средство политической социализации.

Таким образом, ФУНКЦИИ МОДЫ следующие:

  1. стремление выразиться на фоне других новой внешней формой
  2. желание хотя бы внешне подражать более сильным, богатым, успешным в надежде повысить свой статус
  3. социализация
  4. манипулирование массовым сознанием в нужном направлении
  5. продвижение товаров

32. Перцептивные механизмы в ситуациях межличностного взаимодействия. Эмпатия. Каузальная атрибуция

Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация

перцептивных процессов. Позднее исследователи придали понятию несколько

иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так

называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди,

социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении

термин закрепился в социально-психологической литературе.

Эмпатия— это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».  Эмоциональная природа эмпатии проявля­ется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:

  • принятие личности человека в целостности;
  • собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Способность смотреть на людей и воспринимать различные события их глазами имеет чрезвычайно важное значение для понимания окружающих.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – наделяю) — феномен социального взаимодействия, автор — Ф. Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи — внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность. Если человек своим поведением демонстрирует агрессивное стремление к победе, то свидетельствует ли это о том, что он вообще такой человек, или о том, что он таким образом реагирует на давление ситуации.

33. Модель «окно джогарри»

Механизмы межличностного взаимодействия.

К ним относятся:

Аттракция– это процесс взаимного тяготения на основе любви или ненависти.

Эмпатия– способность сопереживать другому.

Идентификация – 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.

2) Отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств.

Окно «Джогарри»

1. Открытая зона

2. Слепая зона

Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, которая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та открытая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Именно эта зона составляет «имидж», репутацию, по ней судят о человеке, и всегда эта зона находится под особым контролем личности

закрыта для человека, но открыта окружающим

3. Скрытая зона

4. Неизвестная зона

хорошо известна человеку (с ее слабостями и даже пороками), но закрыта для других людей

неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивного

34. Механизмы идентификации и аттракции

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с

включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не

просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу

определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная

гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви

к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования

различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила

название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но

специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает

всего содержания понятия «аттракция». Аттракция – это и процесс

формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и

продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту

многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда

аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной,

стороны общения.

Термин «идентификация» имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация— это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. независимо от порядка и последовательности своего осуществления, идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других. Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой – «может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолаживанию индивидуального

35. Понятие личности в социальной психологии. Темперамент. Характер.

В обиходе нашей речи часто фигурирует такое понятие, как личность: личность профессионала, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т. п. В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом она рассматривается как:

  • некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
  • множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;
  • определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;
  • система конструктов. Конструкт — это своеобразная оценочная ось (например, плохой — хороший).

    Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;

  • система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;
  • деятельное “Я” субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;
  • субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность (с позиций социальной психологии) — это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах: общении и совместной деятельности.

Темперамент – надлежащее сочетание черт и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакцию человека на людей и обстоятельства. Выделяют 4 типа темперамента: сангвиник(подвижный, активный, общительный, реагирует адекватно, конструктивно, при неблагоприятных условиях проявляет легкомыслие, невнимательность, рассеянность), флегматик (спокойный, медлительный, рассудительный, мимика невыразительна, последователен, терпелив), холерик ( активный, энергичный, вспыльчивый, мимка резкая, безудержный, при неблагоприятных условиях агрессивен, жесток) и меланхолик (низкий уровень психологической активности, невыразительная речь, замкнутый, быстро утомляется, неустойчивый в эмоциях, депрессивный)

Характер – структура стойких, относительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет темперамент, а его динамику – окружающая среда.

36. Акцентуация характера

Акцентуация — крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.[1] Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность».А. Е. Личкоуточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий. Работа Личко основывается на системе психопатийП. Б. Ганнушкина.

Дальнейшее развитие система Личко нашла как типология характеровилипсихотипов. Они описаны в книгахА. П. Егидеса, Е. А. Некрасовой иВ. В. Пономаренко.

Согласно А. Е. Личко [1], по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

  • Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм.
  • Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.

Отличия акцентуации от психопатии:

  1. Акцентуации проявляются не всегда и не везде.
  2. Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.
  3. В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.

37. Классификация акцентуации характера.

По классификации А. Е. Личко можно выделить следующие типы акцентуаций:

  • Гипертимный тип (выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск)
  • Циклоидный тип (наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов)
  • Лабильный тип (подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого)
  • Астено-невротический тип (характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы)
  • Сензитивный тип (весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание)
  • Психоастенический тип (определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Колеблются при принятии решений, не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен)
  • Шизоидный тип (характеризуется замкнутостьюиндивида, его отгороженностью от других людей. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других)
  • Эпилептоидный тип (характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Мелочная аккуратность, скрупулезность, педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Часты случаи алкогольного опьянения с выплескиванием гнева и агрессии)
  • Истероидный тип (ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к суициду. Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция)
  • Неустойчивый тип (определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность у человека. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков)
  • Конформный тип (такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Они ориентируются при формировании своих ценностей на ближнее социальное окружение)
  • Паранойальный тип (пик – социальная зрелость, завышенная самооценка. Убежденность, что они всегда все делают правильно, что знаю лучше других как поступать)

38. Вектимология — как наука. Вектимность

Вектимология – наука, изучающая вектимность, это предрасположенность человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно могла быть предотвращена.

Понятие вектимологии было введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека. Социальные факторы вектимологии связаны со внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов семейного воспитания., социального окружения, процессов психического и физического здоровья. Подавляющее число отклонений социального поведения вызвано не какой-то одной причиной, а сложным взаимодействием факторов (депрессия, заболевания, болезни века и т.д.).

39. Социально-психологическая классификация семьи.

Семья – малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями.

Семьи по составу: моногамная (один муж, одна жена), полигамная ( полиандрия (многомужество), полигиния (многоженство))

По количеству поколений: сложная (расширенная) семья, простая (нуклеарная) семья (2 поколения)

С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений: патриархальная (традиционная), современная (эгалитарная) – коллективная, индивидуалистская, альтернативная (гомосексуальная, открытый брак, свининг, групповой брак, двухшаговый брак)

Сточки зрения права: законные, гражданский брак (совместное проживание)

40. Функции семьи.

Сфера семейной деятельности

Общественные ф-ции

Индивидуальные ф-ции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Воспитательная

Социализация молодого поколения, поддержание непрерывности общества

Удовлетворение потребности в родителях, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях

Экономическая

Экономическое поддержание несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или обмена услуг)

Сфера информированного соц контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старших поколений

Формирование и поддержание правовых моральных сакций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

Предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизведение соц структуры

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащении досуговых интересов

Досуговая

Организация рационального досуга. Соц контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащении досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия

Получение индивидуальной психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

41. Социально-психологические проблемы семьи

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

42. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.

«Трудные» дети воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье. Если подавляющее большинство благополучных (80%) воспитываются в полных семьях, то среди педагогически запущенных таких только 60%, а среди социально запущенных еще меньше — 28,5%, Аналогичная картина и в характеристике общеобразовательного уровня родителей. Большинство родителей благополучных учащихся имеет высшее или среднее образование (87,5%), среди родителей педагогически запущенных эта категория снижается до 60%, а у социально запущенных составляет только 21,4%. Родители большинства социально запущенных не имеют среднего образования. Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений. Семьи педагогически и социально запущенных подростков по сравнению с благополучными также существенно проигрывают по общим социально-психологическим и психолого-педагогическим условиям семейного воспитания. Таким образом, исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи: социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери» антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери); социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. Так, довольно стабильной среди семей подростков-правонарушителей является доля семей с низким прожиточным уровнем. 43. Факторы социального риска отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции семьи.

Социально-экономический фактор: низкий материальный уровень, плохие жилищные условия

Медико-санитарный фактор: экологически неприятные условия, хронические болезни родителей, отягощающая наследственность, вредные производственные условия матери, антисанитария, неправильное поведение матери во время и после беременности

Социально-демографический фактор: неполная, либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, повторными бракосочетаниями, сводными детьми

Социально-психологический фактор: конфликтное отношение супругов, родителей, детей, низкий общеобразовательный уровень

Криминальный: наркомания, аморальный образ жизни родителей, жестокость, садизм, родители привержены к субкультуре криминального мира. 44. Социально-психологические проблемы семьи.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

45. Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость – это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, эмоциональные, волевые нагрузки, обусловленн ые окружающей средой.

Чтобы стать менее восприимчивыми к стрессам нужно:

Во-первых, свести к минимуму те факторы, которые вызывают неудовлетворенность жизнью. Найти новую, интересную работу, расстаться с человеком, который давит и не дает развиваться. Мы почему-то привыкли считать, что если работа приносит стабильный высокий доход, больше от нее требовать нечего. Это не так. Работа должна радовать, увлекать. Человек, который любит перемены и готов к ним всегда мало подвержен стрессу, у него своеобразный иммунитет. Во-вторых, попытаться проанализировать свою реакцию на стрессовые факторы.

Парадоксально, но вылечить стресс может другой стресс. Например, увлечение экстремальными видами спорта, походы, купание в проруби. Тот стресс, который заставит вас постоянно адаптироваться к новым условиям, позволит вам добиться большей концентрации, мобилизировать мозг для решения любых, самых сложных задач. 46. Социальная напряженность.

Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает. его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе.

Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т.д.

47. Причины социальной напряженности.

Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время не разрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

Можно утверждать, что социальная напряженность возникает в обществе (территориальной общности), как минимум, двояким образом. Во-первых, если большинство людей вначале смутно ощущает, а затем по мере развития событий осознает, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных или каких-либо иных жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или даже становится невозможным. И во-вторых, когда какая-то, первоначально сравнительно небольшая часть людей не может удовлетворить свои потребности и реализовать свои интересы в существующих в обществе условиях и поэтому, независимо от того, по каким причинам и чем конкретно была вызвана такая ситуация, вступает в борьбу против действительных и мнимых препятствий или надуманного ущемления своих прав, распространяя в обществе настроения неудовлетворенности, страха, пессимизма и т.д. И в том и в другом варианте социальная напряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противостояние никак не разрешается, если наблюдается, так сказать, «патовая ситуация», тупиковая ветвь логического развития общественных процессов. Таким образом, социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов.

48. Характеристика конфликтов

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный (см. Конфликт продуктивный; Типы конфликтов в организации).

ПРОДУКТИВНЫЙ (КОНСТРУКТИВНЫЙ) — Конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера, М. Дойча и др. показали, при определенных условиях межгрупповой конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивать членов группы, стимулировать эффективный выход из проблемной ситуации. В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных представлений и стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

49. Конфликты в различных общностях.

В качестве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые конфликты (см. Межгрупповая дискриминация), межорганизационные конфликты (см. Организационный конфликт), классовые конфликты, межгосударственные конфликты. В особую группу выделяются межнациональные конфликты (см. Межэтнические отношения).

Конструктивным конфликт может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения.

Развитие конфликта обычно идет в следующей последовательности: а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц; г) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта; д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

50. Урегулирование конфликтов

… — это система мер, направленная на предотвращение конфликтов, а также поиск путей выхода из них.

Типичные ошибки в области урегулирования конфликтов:

  1. Запаздывание в принятии нужных мер
  2. Попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин
  3. Применение только карательных или только дипломатических мер по урегулированию
  4. Шаблонное применение схем урегулироваие схем конфликтов без учёта их особенностей.

Деятельность по разрешению конфликтов:

  1. Анализ и выявление причин конфликта и его участников.
  2. Принятие решения о вмешательстве в конфликт с учётом его исхода
  3. реализацию принятого решения

В ходе разрешения конфликта анализируются:

1. Источники конфликт

2. «Биография» конфликта

3. Стороны конфликта

4. Позиции и отношения сторон(формальные и неформальные)

5. Отношение к конфликту( желание разрешить конфликт)

стратегии поведения

соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

приспособление— тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.