Тема: Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Факультет ДПП 4 курс 8 семестр

Преподаватель: Шкрябина М.А

 

 

Семинар 1

Тема: Особенности диагностики психического развития детей дошкольного

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психодиагностике и психологическом диагнозе. Виды диагноза: симптоматический, этиологический, типологический.

2. Принципы диагностики психического развития дошкольников: принципы историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, стереоскопичности, не нанесения ущерба испытуемому, объективности, единства диагностики и коррекции развития психики.

3. Особенности диагностики интеллектуального развития. Тестологический подход: понятие интеллекта, достоинства и недостатки тестов.

4. Особенности диагностики эмоционального развития дошкольников. Достоинства и недостатки методов диагностики эмоционального развития ребенка (методы наблюдения, эксперимента, беседы, интервью, анализа продуктов деятельности), специфика их использования в работе с дошкольниками.

 

Задания:

1. Выписать определение понятия: психодиагностика, психологический диагноз, виды диагноза. Источник 3 (с. 44), 2 (с. 80), 5 (с. 86).

Определения записываются в терминологический словарь.

2. Выписать основные показатели умственного развития детей дошкольного возраста. Источник 1 (с. 12 — 14).

3. Перечислить основные особенности диагностики интеллектуального развития дошкольников. Источник 7 (с. 26, 57, 86); 5 (с. 86 — 90).

Назвать основные достоинства и недостатки тестов. Источник 1 (с. 30 — 34); 6 (с. 26), 4 (с. 25 — 28), 5 (92 — 94).

4. Используя источник 6 (с. 103), раскрыть дать описание особенностей диагностики эмоционального развития дошкольников. Назвать достоинства и недостатки методов: наблюдения, эксперимента, беседы, интервью, анализа продуктов деятельности. Источник 4 (с. 8, 11, 16, 45).

Литература.

Основная:

1. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – с. 12 – 14; 30 – 34.

2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. – с. 80.

8 стр., 3621 слов

Глубинное интервью как метод качественного социологического опроса, ...

... Глубинное интервью как метод сбора информации качественного характера имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства: 1. Возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других ... в некоторых аспектах их образа жизни, получить информацию о специфических особенностях использования определенных продуктов, о причинах определенной реакции на маркетинговые стимулы. ...

Дополнительная:

3. Бурлачук В.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 1989. – с. 44.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. – с. 8 -10; 11 – 14; 16 – 19; 25 – 28; 45

5. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. Проф Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – с. 86 — 90; 92 -94.

6. Психолог в детском дошкольном учреждении. – М., 1996. – с. 26; 103.

7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. – с. 26, 57, 86.

 

 

Семинар 2

Тема: Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о коррекционной и развивающей работе психолога. Специфика, цели и задачи коррекционной и развивающей работы в ДОУ.

2. Принципы психокоррекции в детском возрасте:

· единства диагностики и коррекции,

· системности,

· преимущества каузальной коррекции над симптоматической,

· учета возрастных и индивидуальных особенностей,

· «нормативности» развития,

· преимущества коррекции «сверху вниз»,

· субъектности,

· деятельностный принцип.

3. Возможности использования традиционных педагогических методов (упражнение, чтение литературы, конструирование, лепка, игра: сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная, подвижная и дидактическая) в коррекционной и развивающей работе:

· В познавательной сфере;

· В эмоциональной сфере.

 

4. Возможности использования психологических методов (бихевиоральной терапии, арттерапии, игротерапии, психогимнастики, суггестии) в коррекционной и развивающей работе:

· В познавательной сфере;

· В эмоциональной сфере.

 

Задания:

  1. Пользуясь источником 2 (стр. 7) дать определение понятий: психологическая коррекция. Определения записываются в терминологический словарь. Раскрыть содержание понятия — развивающая работа психолога 4 (стр. 129 — 133).

    Перечислить цель и задачи коррекционной и развивающей работы психолога ДОУ 4 (стр. 136 — 137), 1 (стр. 12).

    Заполнить таблицу №1.

  2. Выписать принципы психокоррекции в детском возрасте. Источник 2 (стр. 22 — 27) 1 (стр. 17 — 20).
  3. Выписать определения педагогических методов: упражнение, работа с литературой, конструирование, лепка, аппликация, игра. Определения записываются в терминологический словарь. Проанализировать возможности использования данной группы методов в коррекционноа-развивающей работе. Заполнить таблицу № 2. Таблица заполняется на занятии. Работа в подгруппах. Источник 5 (восприятие – с. 10, память – с. 38,внимание – с. 67); 6.
  4. Выписать определения методов психологической коррекции. Определения записываются в терминологический словарь. Заполнить таблицу № 2. Таблица заполняется на занятии. Работа в подгруппах. Источник 2 (с. 126, 160, 169, 178, 186, 191, 201, 204, 208, 215).

 

Литература.

Основная:

1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений/И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999. – с. 12, 17 – 20.

2. Осипова А. Общая психокоррекция. – М., 2000. — с. 126, 160, 169, 178, 186, 191, 201, 204, 208, 215.

 

Дополнительная:

3. Маралов В.Г. Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995. – с. 12, 15, 18, 20, 22.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – стр. 129 – 133, 136 – 137.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. – 10, 38, 67.

6. Зак А.З. Развитие умственных способностей детей 6 – 7 лет. – М.,1998.

Таблица № 1

«Соотнесение понятий коррекционная и развивающая работа в деятельности педагога-психолога ДОУ»

Параметры Коррекционная работа Развивающая работа
1. Определение    
2. цель    
3. Задачи    
4. Содержание (основные направления)    

 

Таблица № 2

«Возможности использования педагогических и психологических методов коррекционно-развивающей работы»

Методы Познавательная сфера (особенности применения метода) Эмоциональная сфера (особенности применения метода)
Педагогические методы 1. упражнения (логико-математические задачи)    
2. работа с литературой    
3. конструирование    
4. лепка    
5. игра: СРИ, театрализованная, подвижная, дидактическая.    
Психологические методы 1. арттеарапия музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок, библиотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия.      
2. игротерапия.      
3. психогимнастика    
4. методы бихевиоральной терапии.    
5. суггестия      

 

Специализация «Детский практический психолог»

«Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»