Часть 1. Основы сервисной деятельности

Тематика семинарских занятий

Тема 1. Введение в предмет. Сервисология как наука (4 часа)

Основные понятия: сервисология, потребность, кастомизация, деятельность, услуга

1. Что составляет суть социального знания?

2. Чем обусловлена человеческая эволюция?

3. Какие изменения произошли с человеком как с биологи­ческим видом по мере его интеллектуального и нравст­венного совер­шенствования?

4. Возможно, ли постичь человека? Выскажите собствен­ное мнение по древней легенде: «Много веков назад в одной из юж­ных стран всесильный владыка повелел своему лучшему мудрецу отправиться в дальние края и не возвращаться до тех пор, пока не сможет открыть правителю наивысшую муд­рость о чело­веке и его судьбе. Прошли десятилетия. Как-то на горизонте показался длинный караван, где каждый верблюд был нагружен мешками с рукописями. Обогнавший караван мудрец упал в ноги к владыке, указал на мешки с рукописями и сказал, что все са­мое главное о человеке собрано здесь. Но владыка прогнал его, сказав, что не сможет за всю оставшуюся жизнь прочесть даже сотую часть всех рукописей. И снова мудрец удалился в неведомые края. Прошло еще несколько лет. Вдали показался караван, но из нескольких верблюдов. И опять, обо­гнав караван, мудрец приблизился к владыке и упал ему в ноги. Вновь прогнал его владыка, сказав, что болен и слаб, что не ус­пеет прочесть рукописи. И вновь мудрец удалился. А спустя еще несколько лет, когда владыка лежал на смертном одре, к нему приблизился ос­лепший от старости мудрец, наклонился к изго­ловью и про­шептал: «Главная истина в том, что каждый чело­век рожда­ется, живет и умирает». Однако владыка его не слышал — он был уже так далеко, откуда не возвращаются…».

5. Что является предметом и объектом сервисологии как науки?

6. Каков характер соотношения сервисологии с другими дисципли­нами: философией, историей, социологией, историей, психоло­гией, культурологией?

7. Что собой представляют потребности человека?

8. Как влияют на характер удовлетворения потребностей отноше­ния собственности и власти, тип распределения, уровень разви­тия услуг, социальная защищенность потребителя?

9. Подготовьте сообщение на тему «Что такое человек?» (на основе философско-ангропологических учений о человеке).

10. Как вы прокомментируете утверждение Э.Фромма: «Ус­пех зависит, в основном, от того, насколько хорошо человек умеет продать себя, насколько привлекательна его «упа­ковка»… ».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

 

Литература:

1. Гаврилова Н.П. Сервисология (Человек и его потребно­сти: учеб.пособие [Электронный ресурс]: для студентов направ­ления подготовки бакалавров 100100 «Сервис». – Кемерово: ФГБОУ КузГТУ, 2012. – Часть 1,3.

2. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисоло­гия): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – Тема 1.

3. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребно­сти: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 1.

4. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и ту­ризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 1.

Тема 2. Социальная природа человека и его потребностей (2 часа)

Основные понятия: Индивид, личность, роль, индивиду­альность, социальный субъект, деятельность, социализация, теория генно-культурной коэволюции, пансоциологизм, пан­биологизм, социальная роль.

1. Характеристика биологической и социальной при­роды человека.

2. Раскройте содержание понятия «антропосоциогенез».

3. В чем заключается феномен двойственности человече­ской природы?

4. В чем заключается комплексный подход исследова­ния человека как целостности?

5. Дайте характеристику социоприродным измерениям человека (по В.П.Казначееву и Е.А.Спирину) (популяционное здоровье: труд, воспроизводство, воспитание человека; соци­альная актив­ность человека: хозяйственный уклад, институт се­мьи, культур­ная традиция, язык; отражение эволюционно-эко­логических ос­нов человека и его психофизиологических воз­можностей; соци­оприродный, биосферно-ноосферный мир, в котором реализу­ются психофизиологические возможности и ре­зервы человека; выражение слабых экологических связей, опре­деляющих элек­тромагнитные основы жизнедеятельности чело­века).

6. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «индивиду­альность», «личность».

7. Дайте характеристику социальной структуре обще­ства.

8. В чем заключается восприятие человеком социальной среды?

9. Раскройте содержание понятия «социализация».

10. Дайте характеристику видам социализации (первич­ная, вторич­ная, подготовительная, повторная).

11. Чем обусловлены социальные потребности человека?

12. Что представляют собой духовные потребности чело­века?

13. В чем, на ваш взгляд, заключается смысл жизни чело­века?

14. Подготовьте сообщение на тему «Социализация в со­временном обществе и механизмы ее влияния на человека».

Литература:

1. Гаврилова Н.П. Сервисология (Человек и его потребно­сти: учеб.пособие [Электронный ресурс]: для студентов направ­ления подготовки бакалавров 100100 «Сервис». – Кемерово: ФГБОУ КузГТУ, 2012. – Часть 3.

2. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребно­сти: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 2.

3. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и ту­ризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 3.

4. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребно­сти): учеб.пособие. – М.: Флинта, 2008. – Тема 2,3.

5. Лойко О.Т. Сервисная деятельность: учеб.пособие для вузов. – Издательский центр «Академия», 2008. – Глава 1.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Социально-экономические и культурные потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме как ... компетентность, способствующая формированию у студентов целостного представления о личностных особенностях человека, развитию умения учиться. В результате изучения курса формируется культура умственного ...

Тема 3. Природа и сущность человека. Обзор теорий и под­ходов (4 часа)

1. Психодинамическое направление (З.Фрейд)

2. Индивидуальная психология (А.Адлер)

3. Аналитическая теория К.Г.Юнга.

4. Эго-психология (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни).

5. Социально-когнитивное направление (Дж.Роттер)

6. Гуманистическая теория А.Маслоу.

 

Литература:

1. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребно­сти): учеб.пособие. – М.: Флинта, 2008. – Тема 4.

Тема 4. Система ценностей человека, ценностные установки (4 часа)

1. Раскройте содержание понятия «ценности», «ценност­ные установки».

2. Раскройте содержание категорий ценностей (базовые, терминальные и инструментальные).

3. Раскройте содержание классификации ценностей по Г.Оллпорту (теоретические; социальные; политические; религи­озные; эстетические; экономические).

4. Раскройте содержание классификации ценностей, ис­ходя из отнесения их к соответствующим потребностям инди­видов (витальные; интеракционистские; смысложизненные).

5. Раскройте содержание классификации ценностей, ис­ходя из их роли для функционирования и развития общества как целостной системы (преимущественно интегрирующие; пре­имущественно дифференцирующие; одобряемые; отрицаемые).

6. Раскройте содержание классификации ценностей, ис­ходя из их места в статусно-иерархической структуре ценност­ного создания членов общества («ядро»; «структурный ре­зерв»; «хвост»).

7. Охарактеризуйте динамику системы ценностей в совре­менном российском обществе.

8. Раскройте содержание понятия «социальные нормы» человека.

9. Раскройте содержание понятия «ценностные уста­новки» человека.

10. В чем заключаются функции ценностных установок человека (адаптивная; защитная; экспрессивная; познаватель­ная; координационная)?

11. Дайте характеристику многоуровневой системы цен­ностных установок (элементарные; социальные; базовые соци­альные; система ценностных ориентаций).

12. Раскройте содержание понятия «репутация» человека.

13. Дайте характеристику видам репутации человека (по­ложительная; сомнительная; отрицательная; репутация вне мо­рали и зла).

14. Проранжируйте следующие базовые (терминальные и инструментальные) ценности: законность; работа; нравствен­ность; общение; семья; свобода; жизнь индивида; самопожерт­вование; вольность; традиционность; авторитетность; независи­мость; инициативность.

15. Как вы прокомментируете эксперимент, проведенный воспитанниками А.С.Макаренко и описанный в «Педагогиче­ской поэме», суть которого заключалась в принудительном от­кармливании свинок. И если вначале эксперимента бедные жи­вотные еще пытались хоть как-то проявлять активность, то уже через месяц они лишь лежали на своих подстилках и перевари­вали полученные рационы. Писатель отмечает, что «биографии их заканчивались при принудительном кормлении».

16. Согласны ли вы с высказыванием американского писа­теля Г.Миллера: «Я потому уделяю так много внимания амо­ральному, порочному, безобразному, что хочу, чтобы другие знали, что и в этом есть ценность, знали, что все это так же — если не более — важно, как и хорошее».

Задания:

1. Выделите основные характеристики рыночной (обмени­вающей) ориентации человека (по Э.Фромму).

Таблица 4.1.

Основные характеристики рыночной (обменивающей) ори­ентации человека

Положительные стороны Отрицательные стороны
Целеустремленность Пользование случаем

 

Литература:

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисоло­гия): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – Тема 1.

2. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребно­сти: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 3.

3. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и ту­ризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 3.

Тема 5. Модели человека и его потребностей в истории фи­лософии (4 часа)

Основные понятия: эпикуреизм, кинизм, стоицизм, ме­ханический материализм, скептицизм, нравственно-природный дуализм, гуманизм, соци­альный дарвинизм, «русский космизм», антропный принцип, экзистенциализм, психоанализ, гуманисти­ческий психоанализ

1. Человек в первобытном обществе и его место в мире.

2. Формирование представлений о свойствах человека в философских воззрения первых цивилизаций

3. Система человеческих отношений в Библии.

4. Взгляд на человека и его потребности у мыслителей Ан­тичности.

5. Проблема потребностей человека в средневековой фило­софии и в эпоху Возрождения.

6. Проблема человеческих потребностей в философии Но­вого Времени.

7. Взгляды на потребности человека в философии 19 века.

8. Основные подходы к проблеме человека и его потребно­стей у мыслителей ХХ века.

Литература:

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисоло­гия): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 285 с. — Тема 2.

2. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребно­сти): учеб.пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 248 с. — Тема 1.

 

Задания:

1. Заполнить таблицу «Взгляды ученых-философов на про­блему потребностей человека».

Таблица 5.1.

Взгляды ученых-философов на проблему потребностей

Че­ловека

Ученый-философ, даты жизни Взгляды по проблему по­требностей Основная ра­бота
Платон ….. Трактат «Госу­дарство»
Сократ, Аристотель, Де­мокрит, Платон, Герак­лит, Эпикур, Диоген, Пиррон, Августин Бла­женный, Спиноза, Р.Декарт, Т.Мор, Т.Кампанелла, Бабёф, А.Смит, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Монтескьё, П.Гольбах, Д.Рикардо, Г.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах, Ч.Дарвин, Н.Г.Чернышевский, В.И.Вернадский, Ф.М.Достоевский, Б.Картер, З.Фрейд, А.Адлер, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, Э.Фромм, Э.Бёрн    

2. Оцените аргументы, содержащиеся в высказывании Аристотеля. На какие классы он делил людей и по каким крите­риям?

«Во всех ремеслах нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются не­одушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной собственностью. Если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, если бы ткацкие челноки сами ткали…господам не нужны были бы работы. Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для вы­полнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни. Одни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».

3. Сопоставьте следующие фрагменты источников, харак­теризующих демократию как форму политического уст­ройства. Сделайте необходимые выводы.

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом для некото­рых, чем подражаем другим. Называется этот строй демо­кратическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам, законы наши представляют равноправие для всех, что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни им пользуются предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле: равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-нибудь услугу государству» (Фукидид).

«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, ко­гда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в граждан­ских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию» (Платон).

4. При раскопках в Греции в Платеях обнаружен следую­щий документ, относящийся к 301 г. до н. э. (табл. 5.2).

Какие выводы можно сделать на основе анализа этого документа? Как соотносились между собой цены на разные продукты?

Таблица 5.2.

Масштабы цен на рынках

Вид продукция Мера Цена в динариях
Рожь 1 модий (8,75 л)
Пшеница, ячмень 1 модий
Вино 1 секстарий (0,55 л)
Оливковое масло 1 секстарий 12-40
Соль 1 модий
Свинина, баранина 1 фунт
Говядина 1 фунт
Гусь откормленный 1 шт.
Цыплята 1 пара
Рыба речная 1 фунт
Рыба морская 1 фунт
Чеснок 10 шт.
Лук 1 модий
Яйца 4 шт.
Яблоки, груши 10 шт.
Финики 8 шт.