Тульский Государственный Университет
Медицинский факультет
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методические указания по курсу медицинской психологии для студентов медицинского факультета и студентов факультета психологии.
Тула
2005 г.
МЕДИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА В КЛИНИКЕ.
Основной целью медико-психологического исследования личности в
клинике является:
- формирование навыков построения установления контакта с пациентом, умение применить свои практические знания по деонтологии, медицинской психологии, диагностике;
- освоение отдельных психологических методов исследования пациента и навыки интерпретации полученных результатов для получения, в конечном счете, «психологического портрета» пациента, что даст возможность определить правильную тактику лечения, уточнить адаптационные возможности, перспективы психотерапевтического воздействия.
Занятия и курация пациентов проводятся на базе отделения неврозов Областной психиатрической больницы, что требует соблюдения всех правил медицинской деонтологии в работе с больными, учета особенностей нервно-психической патологии:
- основной принцип — исключить возможность причинения новых дополнительных страданий больному (вежливое, доброжелательное, уважительное отношение, терпеливое выслушивание, избегание споров с больным, психотерапевтический характер общения, соблюдение врачебной тайны);
- при изменении состояния пациентов в ходе обследования необходимо сообщить об этом преподавателю или лечащему врачу;
- соблюдать все правила поведения в клинике;
Медико-психологическое обследование личности пациента в клинике включает в себя следующие этапы:
- Знакомство с пациентом и его курация в отделении больницы.
- Знакомство с медицинской документацией (история болезни, амбулаторная карта и т.д.) с целью получения таких данных о больном как анамнез со слов родственников, данные параклинических исследований ЭЭГ, рентгенологическое обследование, анализы и т.д.; данные других специалистов.
- Использование специальных психологических методик исследования пациента в работе с ним и интерпретация полученных данных (в соответствии с клиническими задачам в ходе обследования).
12 стр., 5797 слов
ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ
... из первых исследований скрытых мотивов – темы, ставшей популярной благодаря работам 3. Фрейда. Впервые в психологии Ш. Рише применил подсчет вероятностей для отвержения, как мы ... сенсацией. Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ...
При проведении методик необходимо постоянное наблюдение за пациентом, оценка правильности понимания инструкции, качества выполнения заданий.
- Оформление контрольной работы и заключительных выводов о «психологическом портрете» пациента: структура личности, в частности, особенности интеллектуального развития, особенности социального статуса, — каким образом эти особенности в дальнейшем могут повлиять на уровень социальной адаптации, а также определить возможные объемы психотерапевтической помощи.
Обследование пациента проводится исходя из рекомендаций и плана медико-психологического обследования пациента в клинике, приведенного ниже:
I социально-демографические данные
- ФИО
- Возраст
- Пол
- Адрес
- Семейное положение:(холост; состоит в браке, какой по счету, сколько лет; разведен; вдовец)
- Количество детей, их возраст
- Образование:(средняя школа, вспомогательная школа, средне-специальное (ПТУ, техникум), незаконченное высшее, высшее)
- Профессия в настоящий момент
- Дата поступления в клинику
- Цель направления в клинику
- Диагноз
II. Жалобы
III. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (история жизни со слов самого пациента)
- Состав семьи: семья полная, неполная — деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспитывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету родился;
- Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности характера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
- Особенности воспитания:
- кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники, чужие люди, государственные организации);
- отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
- типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминирующая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
- отношение к родителям, братьям, сестрам;
- что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, религия), любимые книги.
- Особенности поведения и развития в раннем детстве:
- интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контактность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
- наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
- школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежание, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплинированность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
- Особенности протекания пубертатного периода:
- развитие и проявление сексуальности: — половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эякуляции); — начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин — начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
- Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
- Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции группировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологические реакции);
- Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведение):
- антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
- антиобщественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группировки);
- деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); — побеги из дома, бродяжничество;
- ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
- наркоманическое поведение;
- девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
- девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
- суицидальное поведение (демонстративное, аффективное, истинное, рискованное поведение);
- Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
- Бытовые условия и особенности семейных отношений, конфликты, дизгармоничные отношения и др.
- Описание характера, особенности его динамики в подростковом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);
IV. СУБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ (история болезни с точки зрения самого пациента)
Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, ...
... Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, влияющие на эффективность коммуникативного ... общении «фармацевт-пациент», в зависимости от возраста, характера заболевания и индивидуальности пациента. 3. Задачи ... пациента, начало контакта, дружеские связи, официальная структура, отношение пациента с администрацией аптеки, завершение контакта в) знание портрета пациента, начало ...
Темы ов для аспирантов по психологии высшей школы Требования ...
... со слушателями: психологические аспекты. - Л.: Знание, 1987. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 1990. Буйлов В., ... 9 Формирование профессиональной направленности личности студента. 10. Формирование у студентов профессиональных особенностей познавательных процессов. 11. Формирование у студентов профессиональных знаний, ...
- причины заболевания
- условия возникновения (внезапное начало или постепенное начало, как проявились первые симптомы, в каком возрасте, в том числе и отставание в развитии)
- лечение, применявшееся ранее (когда, где, какое)
- подробное описание симптомов болезни и их развитие до настоящего момента
- влияние заболевания на пациента и его окружение:
благосостояние пациента и его семьи; — профессиональная деятельность; — отношение семьи к заболеванию; — изменение межличностных контактов; — социальная адаптация и дезадаптация в ходе болезни;
V. ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (со слов близких, хорошо знающих людей и на основании документальных свидетельств)
- Состав семьи: семья полная, неполная — деформированная -(когда разведены или умерли родители, наличие отчима, мачехи), воспитывается прародителями; количество детей в семье, каким по счету родился;
- Наследственная отягощенность тяжелыми психическими и соматическими заболеваниями (в частности, туберкулез, олигофрения, эпилепсия, наличие в семье лиц с «тяжелым характером», эндокринные, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), отец: возраст к моменту рождения ребенка, образование, место учебы и профессия, особенности характера, алкоголизация; мать: возраст к моменту рождения, образование, место работы и профессия, особенности характера, алкоголизация;
- Особенности воспитания:
- кто больше занимался воспитанием (мать, отец, другие родственники, чужие люди, государственные организации);
- отношения между родителями, их отношение к детям (одинаково ли ко всем, любимые дети);
- типы воспитания гармоничное, гипоопека, гиперопека (доминирующая, потворствующая), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи;
- отношение к родителям, братьям, сестрам;
- что являлось главным в семье (здоровье, работа, общение, религия), любимые книги.
- Особенности поведения и развития в раннем детстве:
- интересы и игровая деятельность в дошкольном возрасте, контактность, особенности адаптации в коллективе (детсад, ясли);
- наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
- школьный возраст: возраст начала учебы, способности, прилежание, дисциплинированность, успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое, отвлекаемость, недисциплинированность), интересы, активность, контактность, изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками;
- Особенности протекания пубертатного периода:
- развитие и проявление сексуальности: — половая идентификация, формирование полоролевого стереотипа (сексуальноокрашенные игры, сновидения, появление поллюций, у мальчиков появление эрекции, эякуляции); — начало половой жизни, вступление в брак; (у женщин — начало менструального цикла, начало половой жизни, беременность, вступление в брак);
- Физиологические особенности (акселерация, инфантилизм);
- Поведенческие особенности (реакция эмансипации; реакции группировки; хобби реакции; реакции оппозиции; другие характерологические реакции);
- Формы проявления нарушения поведения (девиантное поведение):
- антидисциплинарное (в школе пропуски, срывы уроков);
- антиобщественное (неформальные асоциальные или антисоциальные группировки);
- деликвентное (противоправное): хулиганские действия, учет в инспекциях по делам несовершеннолетних, судимости, криминальное окружение); — побеги из дома, бродяжничество;
- ранняя алкоголизация (наличие алкогольной зависимости), токсикоманическое поведение;
- наркоманическое поведение;
- девиации сексуального поведения (ранние сексуальные связи, гомосексуализм, петтинг, вуайеризм, фроттаж и др.);
- девиации в сфере «пищевого» поведения (нервная анорексия, булимия, гемблинг и др.)
- суицидальное поведение (демонстративное, аффективное, истинное, рискованное поведение);
- Полученное образование, специальность, начало трудовой деятельности и ее путь, особенности адаптации и дезадаптации (частая смена профессий, увольнения и т.д.), служба в армии.
- Бытовые условия и особенности семейных отношений, конфликты, дизгармоничные отношения и др.
- Описание характера, особенности его динамики в подростковом возрасте и далее, по окончании пубертата (дальнейшая психопатизация, депсихопатизация);
VI. Психологическое исследование личности
1. Экспериментально-психологическое исследование с применением набора психодиагностических методик (см. Методические указания по применению соответствующих методик):
Марцинковская т.Д. (Москва) проблема личности в отечественной ...
... отечественной психологии изучение национальной идентичности и национального характера предшествовали работам, посвященным проблеме личности и личностной идентичности и являлись основой для них. Кардинальные социальные изменения, ... были переломные моменты в истории общества и развитии психологической науки. Отличительной особенностью первого периода (с 1917 по 1945 г.) являлась коренная перестройка ...
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ
Внимание! Протоколы обследования аккуратно сохраняются вместе с записью комментариев пациента по ходу выполнения заданий и пометками, фиксирующими особенности поведения испытуемого по ходу исследования.
- Оценка внимания, работоспособности, астенизации (тест Бурдона, шкала астенизации) — продуктивность, динамика, устойчивость;
- Оценка памяти (10 слов, пиктограмма) — объем кратковременной памяти, динамика заучивания, сохранение, соотношение показателей механического и смыслового запоминания;
- Оценка основных характеристик мышления (толкование пословиц, исключение понятий, поиск несоответствий, классификация предметов и др.) — уровень абстрактности суждений, умение мыслить логически, понимание подтекста;
- Самооценка по Дембо-Рубинштейн
- Экспресс-метод исследования психического статуса
- Шкала госпитальной тревоги HADS
- Шкала субъективного благополучия.
- Опросник Дерогатиса SCL 90 R
- Опросник ЛОБИ о типе реагирования на болезнь
- Проективные тесты — неизвестное животное, дом-дерево-человек.
- Общая оценка основных психических процессов по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб:
- Внимание (включенность и сохранение объема внимания по ходу обследования, активность, пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения)
- Восприятие (ведущая система репрезентации — визуальная, слуховая, кинестетическая; детальность)
- Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения — понижен или повышен, эмоциональная неустойчивость, страхи, тревога, развитие высших чувств — совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство темперамента и как ситуативная характеристика.
- Память (память на текущие и прошлые события, развитие высших форм памяти)
- Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстрактным суждениям, последовательность логичность суждений, соответствие запаса знаний и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость)
- Речь и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас представлений и слов, слова-паразиты, точность выражения мыслей)
- Воображение (легкость фантазии, продуктивность, возможность критического отношения)
- Воля (внешние особенности моторики, энергичность в поведении, инициативность, нерешительность, податливость внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбуждение, последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегуляция); волевые свойства темперамента.
3) Оценка психологических особенностей личности по данным наблюдения, беседы и психодиагностических методик:
Психологическое консультирование родителей по проблемам, связанным ...
... подростка. Значимость данной работы заключается в том, что с проблемами, связанными с особенностями подросткового возраста, сталкиваются все участники образовательного процесса. Предлагаемые технологии ... взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации. Подростку ...
- Конституциональный тип (физическая и психическая конституция); темпераментные особенности личности.
- Особенности социального поведения, «социального характера» личности (выраженность полоролевоао поведения, психологический возраст личности, социальное оформление внешности — прическа, одежда, украшения, татуировки и др.);
- Особенности вступления в контакт и поведение в контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен, безразличен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений);
- Характеристики невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования «языка тела», синхронность или асинхронность с вербальными сигналами); Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, монотонность, наличие штампов);
- «Конгруэнтность» в поведении (соответствие невербальных и вербальных реакций по ходу обследования)
- Отношение к обследованию: позитивное, негативное, равнодушное, скрытно-негативное — формальное (степень критичности, следование инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в информации о результатах, реакция на критику или похвалу);
- Тип отношения к болезни (дизогнозия, анозогнозия, адекватное, гипернозогнозия, аггравация);
- Система мотивов личности (простые, ориентированные на выживание; социально-ориентированные; с выраженными духовными запросами), агрессия, эгоизм, альтруизм. Общий уровень личности (по А.Лазурскому);
VII. Заключительные выводы о «психологическом портрете», личности пациента
Главная цель обобщающей части состоит в анализе полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического исследования) и выводе о том, каким образом биологические факторы (наследственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзогенные заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психологические условия формирования личности, — повлияли на развитие личности пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и критичности.
изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических ...
... 55 лет, в т.ч. 17 мужчин и 13 женщин. 1 Теоретический анализ проблемы личности в управлении 1.1 Понятия управления и руководства Понятие «управление» относится к междисциплинарным ... Агапов. – М. : Изд-во МОСУ, 2001. – 415 с. 2. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и жизнь : сборник научных ...
При обобщении можно придерживаться схемы многоосевого диагноза, принятого в большинстве стран (Приложение 1).
Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРГУМЕНТИРОВАНЫ ССЫЛКАМИ на данные беседы, наблюдения, анамнеза, результаты экспериментально — психологических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Пятиосевая система диагноза.
В DSM-IV существует 5 осей. Записывайте свои оценки и заметки на каждой из них.
Ось I. Психические расстройства — укажите психическое расстройство, например, шизофрения, биполярной расстройство. Прочие состояния, которые могут иметь клиническое значение (кроме пограничной интеллектуальной недостаточности), также должны быть указаны на оси I. (Эти состояния не настолько серьезны, чтобы ставить диагноз психического заболевания, например, проблемы взаимоотношений, тяжелая утрата.)
Проблемы женского спорта
... вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между тем ... аспекты: a) психологическая маскулинизация спортсменок; б) тяжелая адаптации в браке; в) нарушения психосексуального развития (трансформация полоролевого поведения, половые перверсии). 3. Социологические аспекты: а) ...
Ось II. Расстройства личности и умственная отсталость — укажите умственную отсталость и расстройства личности. Диагнозы на оси I и II могут сосуществовать. Причина, по которой пациент находится у психиатра или в больнице, указанная на оси I или II, называется основным диагнозом.
Ось III. Соматические или неврологические заболевания — укажите соматическое расстройство (например, цирроз), имеющийся у пациента.
Ось IV. Психосоциальные проблемы, связанные со средой проживания, — опишите актуальный в настоящее время стресс в жизни пациента: развод, обиду, смерть любимого человека.
Проверьте на:
- Проблемы с ближайшим окружением (семейные проблемы).
Уточните, какие.
- Проблемы связанные с социальной средой;
Уточните, какие.
- Проблемы, связанные с образованием.
Уточните, какие.
- Проблемы, связанные с трудовой деятельностью.
Уточните, какие.
- Жилищные проблемы.
Уточните, какие.
- Материальные проблемы
Уточните, какие.
- Проблемы, связанные с доступностью медицинской помощи.
Уточните, какие.
- Проблемы взаимоотношений с правоохранительной системой, криминальные проблемы.
Уточните, какие.
- Другие психосоциальные и связанные со средой проживания проблемы. Уточните, какие.
Ось V. Общая оценка жизнедеятельности (GAP)
оцените психический, социальный и трудовой статус пациента согласно таблице (шкала GAF).
В качестве точки отсчета используйте состояние пациента за последние 12 месяцев. Оценка производится по 100-бальной системе
от 1 (самая низкая)
до 100 (самая высокая),
либо используется 0 (недостаточная информация).
Шкала общей оценки жизнедеятельности (GAF)
Проведите оценку психического, социального и трудового статуса по шкале предполагаемых психических заболеваний. Исключайте нарушения в деятельности, обусловленные физическими (или связанными с окружающей средой) ограничениями.
Код (Примечание. При необходимости используйте промежуточные коды, например 45, 68, 72).
100-91 Превосходные способности во многих видах деятельности, жизненные проблемы никогда не выходят из-под контроля, из-за многочисленных положительных качеств к таким людям тянутся другие. Никаких симптомов.
90-81 Симптомы отсутствуют либо минимальны (например, легкое беспокойство перед экзаменом), хорошие успехи во всех областях, заинтересованность многими видами деятельности и вовлеченность в них, социальная полезность, удовлетворенность жизнью; проблемы и беспокойства не сложнее повседневных (например, случайная ссора с членами семьи).
Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников
... с подходами ученых в исследовании данной проблемы; б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности; в) определение методов изучения таких ... обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил. Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный ...
80-71 Если симптомы и есть, то они преходящи и представляют собой ожидаемую реакцию на психологический стресс (например, сложно сосредоточиться после семейной ссоры), не более чем легкое нарушение в социальной, трудовой деятельности или в учебе (например, временное отставание в учебе).
70-61 Слабо выраженная симптоматика (например, подавленное настроение и легкая инсомния) или некоторые трудности в социальной, трудовой деятельности или в учебе (например, редкие прогулы школьных занятий, кражи из своего дома), но общая деятельность не нарушена, есть значимые межличностные контакты
60-51 Умеренно выраженная симптоматика (например, эмоциональная притупленность, обстоятельная речь, редкие панические эпизоды) или трудности средней тяжести в социальной, трудовой деятельности или в учебе (например, мало друзей, конфликты со сверстниками или сослуживцами).
50-41 Выраженная симптоматика (например, суицидальные мысли, навязчивые ритуалы, частое магазинное воровство) или серьезные нарушения в социальной, профессиональной деятель-, ности или в учебе (например, отсутствие друзей, неспособность удержаться на работе).
40-31 Некоторые расстройства восприятия или общения (например, речь иногда нелогична, непонятна или бессвязна) или значительные нарушения деятельности в некоторых сферах жизни, например на работе или в учебе, в семейных отношениях, в способности к рассуждению, в мышлении или в настроении (например, человек в состоянии депрессии избегает детей, пренебрегает семьей и не может работать, ребенок часто бьет младших, вызывающе ведет себя дома и отстает в учебе).
30-21 На поведение в значительной степени влияют бред и галлюцинации или имеются серьезные нарушения в общении или способности к умозаключениям (например, иногда непоследовательное поведение, грубое, не соответствующее обстановке, одержимость мыслями о самоубийстве) или неспособность к деятельности почти во всех сферах жизни (например, пациент весь день лежит в постели, не имеет работы, дома или друзей).
20-11 Некоторая опасность причинить вред себе или другим (например, попытки самоубийства без осознанного желания умереть, периодическая ярость, маниакальное возбуждение) или периодическое несоблюдение элементарной личной гигиены (например, пачкается испражнениями) или значительные нарушения в общении (например, несвязная речь или мутизм).
—
10-01 Устойчивая опасность причинения вреда себе или другим (например, неоднократные случаи насилия), или устойчивая неспособность соблюдать элементарную личную гигиену, или суицидальные действия с настойчивым желанием умереть.
О Недостаточная информация
10