Факультет государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

ВФ РАНХиГС

_________________ И.В. Тушканов

«_____» _________________ 2013 г.

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного экзамена

по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании совета факультета государственного и муниципального управления

(протокол № _____ от ____________2013 г.)

 

Декан факультета ГМУ ____________ А.П. Алмосов

 

Волгоград, 2013

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специ­альности является одним из заключительных этапов подготовки специали­стов. Он проводится согласно графику учебного процесса после предди­пломной практики и имеет целью:

— проверить уровень подготовки выпускника к профессиональной дея­тельности;

— оценить теоретические знания, практические навыки и умения выпуск­ника.

К итоговому междисциплинарному государственному экзамену по специальности допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предше­ствующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

Выпускающая кафедра готовит экзаменационные билеты, включающие вопросы всех разделов для обеспечения комплексного контроля знаний, полученных будущим специалистом за время обучения в Волгоградском филиале РАНХиГС.

Особенность подготовки студентов к итоговому междисциплинарному государственному экзамену состоит в необходимости систематизации большого массива как пройденного материала, так и изменений норм законодательства на базе ранее полученных знаний и практического опыта работы в период прохождения практик.

Подготовка к итоговому междисциплинарному государственному экзамену является самостоятельной работой студента. Для оказания помощи студентам в этой ответственной работе выпускающая кафедра экономики и финансов организует обзорные лекции. Задача обзорных лекций состоит в систематизации ранее полученных студентами знаний и ознакомлении с новыми научными взглядами и изменениями в законодательстве РФ.

Подготовку к сдаче государственного экзамена следует начать с по­вторения вопросов и их осмысления на основе накопленного за годы обучения опыта. Особое внимание необходимо уделить подбору статистического материала, иллюстрирующего практическую реализацию рассматриваемой проблемы.

11 стр., 5266 слов

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

... учебным дисциплинам специальности. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена Государственный экзамен по специальности проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена после завершения полного курса теоретического обучения. Дата его проведения устанавливается графиком итоговой аттестации выпускников и сообщается ...

 

2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен принимает Государственная аттестационная комиссия (ГАК).

К началу экзамена должны быть подготовлены:

— приказ о составе государственной аттестационной комиссии;

— программа сдачи государственного экзамена;

— экзаменационные билеты в запечатанном конверте;

— зачетные книжки;

— список студентов, сдающих экзамен в соответствующий день;

— бланки протоколов сдачи экзамена;

— чистая бумага со штампом факультета ГМУ ФГБОУ ВПО РАНХиГС Волгоградский филиал;

— ведомость для оценки ответов по 5-балльной шкале.

Место проведения экзамена. Экзамен проводится в специально подготовленной аудитории, в которой оборудованы места для экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места студентов для подготовки ответов.

Комиссия создает на экзамене торжественную, доброжелательную и деловую обстановку.

Экзамен проводится в устной форме. Студентам рекомендуется под­готовить свои ответы по экзаменационному билету в письменной форме. Запись ответов на вопросы экзаменационного билета делается на специ­альных проштампованных листах, выданных секретарем экзаменационной комиссии. Записи ответов рекомендуется делать кратко. Слишком подробные записи ответов нежелательны. В них трудно ориентироваться при ответе, есть опасность упустить главные положения, излишне детализировать несущественные аспекты вопроса, затянуть ответ. В конечном итоге это может привести к снижению качества ответа и, соответственно, уровня экзаменационной оценки.

Процедура проведения экзамена состоит из трех этапов:

1. Начало экзамена

2. Заслушивание ответов

3. Подведение итогов экзамена и их оглашение.

1. Начало экзамена.

Перед началом экзамена студенты — выпускники приглашаются в аудиторию. Председатель знакомит присутствующих с приказом о создании ГАК (зачитывает его) и представляет состав ГАК персонально. Затем вскрывается конверт с экзаменационными билетами, проверяется их коли­чество. Все экзаменационные билеты раскладываются на столе.

Выпускникам напоминают общие рекомендации по подготовке ответов, устному ответу по вопросам билета, а также по ответам на дополнительные вопросы.

В аудитории остаются пять — шесть выпускников, остальные поки­дают аудиторию. Студенты берут билет, называют его номер и занимают индивидуальное место за столами для подготовки ответов.

2. Заслушивание ответов.

Студент, подготовившись к ответу, информирует секретаря о готов­ности и садится за экзаменационный стол. В это время секретарь ГАК при­глашает в аудиторию следующего студента.

Воз­можны следующие варианты заслушивания ответов:

1. студент раскрывает содержание одного вопроса билета, и ему сразу предлагают ответить на уточняющие или дополнительные вопросы;

2. студент отвечает на все вопросы билета, а затем по ним задаются уточняющие и дополнительные вопросы. Как правило, дополни­тельные вопросы тесно связаны с основными вопросами билета.

9 стр., 4485 слов

Психотерапия экзамен Ответы

... -алкоголик или наркоман в клинике прекратил пить или употреблять, а жена в ответ не изменилась – либо они разойдутся, либо он снова начнет пить, чтобы не ...

Право выбора порядка ответа предоставляется выпускнику. Комиссия дает возможность студенту дать полный ответ по всем вопросам билета.

В некоторых случаях по инициативе председателя ГАК, заместителя председателя или членов комиссии (или в результате их согласованного решения) ответ студента может быть тактично приостановлен. При этом дается краткое, но убедительное пояснение причины: ответ явно не по су­ществу вопроса, ответ слишком детализирован, студент допускает явную ошибку в изложении нормативных актов, статистических данных; студент грамотно и полно изложил основное содержание вопроса, но продолжает его развивать. Если ответ остановлен по первой причине, то студенту предлагается перестроить содержание излагаемой информации сразу же или после ответа на другие вопросы билета.

Заслушивая ответы всех студентов, члены комиссии проставляют со­ответствующие баллы в ведомости по 5-балльной системе. После того, как заслушаны ответы всех студентов, Государственная аттестационная комиссия под руководством Председателя проводит обсуждение ответов студентов и выставляет оценки по 5-балльной системе. По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно соответствовать мнению большинства членов ГАК. Члены комиссии имеют право на особое мнение в оценке ответа отдельных студентов. В этом случае оно должно быть мотивировано и записано в протокол.

Члены ГАК также дают оценку общего уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, выделяются наиболее грамотные ком­петентные ответы.

Оценки каждого студента заносятся в протоколы и зачетные книжки. Члены ГАК подписывают эти документы.

Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.

Студент, не сдавший итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности, допускается к нему повторно один раз. Срок повторной сдачи устанавливает директор Волгоградского филиала РАНХиГС по согласованию с председателем ГАК в период очередной сессии ГАК.

Студент, имеющий неудовлетворительную оценку по итоговому междисциплинарному государственному экзамену, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний — защите квалификационной работы.

3.Подведение итогов сдачи экзамена за соответствующий день.

Все студенты, сдававшие экзамен в соответствующий день, пригла­шаются в аудиторию, где работает ГАК.

Председатель ГАК сообщает, что в результате обсуждения и совещания оценки выставлены, и оглашает их. Отмечает лучших студентов, вы­сказывает общие замечания. Обращается к студентам, нет ли не согласных с решением ГАК по оценке ответа. В случае устного заявления студента о занижении оценки его ответа, с ним проводится собеседование в присутствии комиссии. Целью этого собеседования является разъяснение качества ответов и обоснование итоговой оценки.

В заключении Председатель комиссии поздравляет студентов со сдачей итогового междисциплинарного государственного экзамена.

4.Подведение итогов работы ГАК.

По завершении итогового междисциплинарного государственного экзамена председатель ГАК готовит письменный отчет, в котором приводится статистика о количестве студентов, сдавших экзамен, отмечается уровень знаний студентов и делаются предложения кафедрам по совершенствованию отдельных дисциплин.

 

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКА

 

При определении оценки качества знаний, уровня сформированности умений и навыков студентов государственная аттестационная комиссия руководствуется следующими критериями:

— оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по специальности; умеющему творчески и осознанно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий изученных дисциплин и умеющему применять их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему все задания, предусмотренные программой;

26 стр., 12642 слов

Программа оптимизации эмоциональных состояний студентов перед экзаменами

... студентов перед экзаменами». Объект исследования: эмоциональные состояния студентов. Предмет исследования: оптимизация эмоциональных состояний студентов перед экзаменами. Цель исследования: разработать и апробировать программу оптимизации эмоциональных состояний студентов перед экзаменами. ... возраст характеризуется значительным развитием социального интеллекта, формированием мировоззрения, системы ...

— оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему полное знание учебного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена; усвоившему основную литературу по специальности; успешно выполнившему все задания, предусмотренные программой;

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена, в объеме, необходимом для дальнейшей работы по специальности; знающему основную литературу по специальности; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные программой, но допустившему погрешности в ответе на экзамене или при выполнении экзаменационных заданий и обладающему необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения в дальнейшей работе по специальности;

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена, не выполнившему отдельные задания, а также допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий, предусмотренных программой; не обладающему необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения в дальнейшей работе по специальности.

 

Инновации как организационная проблема. Социологическое обеспечение нововведений.

Понятия «инновация», «социальная инновация», «инновационный процесс». Типология инноваций. Сущность социальных инноваций. «Жизненный цикл» инноваций. Основные тенденции и проблемы инновационных изменений. Основные проблемы инновационных изменений в организациях. Причины и типы антиинновационного поведения. Факторы сопротивления инновациям. Методы преодоления сопротивления. Основные принципы инновационных изменений. Управление нововведениями, роль управления в инновационном процессе. Инновационные риски. Управление рисками. Социологическое обеспечение организационных нововведений.

 

Сущность и особенности организационных коммуникаций. Информационное обеспечение деятельности организаций.

Коммуникация в управлении организации: понятие и элементы. Типы коммуникационных взаимодействий в управленческой деятельности. Групповая, межгрупповая и массовая коммуникации. Вертикальная и горизонтальная коммуникации. Роль формальных и неформальных коммуникаций в практике управленческой деятельности. Коммуникативные процессы в организации. Основные модели коммуникаций, их достоинства и недостатки. Значение обратной связи в коммуникативных процессах в организации. Причины плохой коммуникации в организации и способы совершенствования коммуникаций в организации. Информационное обеспечение деятельности организаций. Виды информации и основные этапы информационного обмена в организации. Механизм и этапы информационного обеспечения организаций.

7 стр., 3441 слов

Стратегическое и ситуационное управление социальными процессами 2

... их основная функциясостоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятияруководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлениюлюдьми, практической организации объекта управления социальными процессами.Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование ...

 

Организационный конфликт.

Конфликт и свойства организации, ее особенности, структура и организационная динамика. Позиционный конфликт. Формы организационного конфликта: открытые (забастовка) и скрытые (рестрикционизм и саботаж).

Функции организационных конфликтов: информативная, интегративная, инновационная. Формы регулирования организационных конфликтов; переговоры, посредничество, арбитраж. Конфликт и инновационная деятельность организации. Социально-пихологические барьеры при введении инноваций. Социологическая диагностика, организационных конфликтов. Конфликты в сфере управления. Ролевой конфликт. Специфика ролевого конфликта в управлении. Руководитель — подчиненный: проблема бесконфликтного взаимодействия. Деятельность руководителя по предупреждению, анализу и разрешению конфликтов. Конфликтные ситуации в коллективе, их причины, формы и типы. Социальное партнерство как фактор разрешения конфликтных ситуаций. Социально-психологический климат в коллективе. Социологические методы изучения конфликтов в группе

 

7. Методология и методика социологических исследований в системеуправления.

Виды социологических исследований. Социологическое исследование в сфере управления. Составление программы теоретико-прикладного исследования, ее основные структурные элементы и функции. Основные нормативные требования к программе.

Проблемная ситуация и проблема. Цель, задачи, объект и предмет исследования. Основные методы исследования. Количественные и качественные методы получения информации, их краткая характеристика. Понятие выборки. Виды отбора респондентов. Анализ и представление данных исследования.

8. Управленческое решение: понятие и признаки. Классификация управленческих решений.

Понятие и принципы управленческого решения. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Типология управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Управленческое решение как внутриорганизационный процесс. Этапы разработки, принятия и разработки управленческих решений. Принципы, модели принятия управленческих решений

 

Организационное проектирование, планирование и прогнозирование.

Понятие «прогнозирование», «социальное прогнозирование». Социальная прогностика в зарубежной и отечественной социологии. Сущность социального прогнозирования. Специфика социального прогнозирования. Основные типы социальных прогнозов и перспективы их развития. Методы социального прогнозирования. Прогностическая информация и управление.

Понятия «проектирование» и «социальное проектирование». Основные научные подходы к проблемам социального проектирования. Природа и сущность социального проектирования. Социальное проектирование как вид проектной деятельности: проектная ситуация, объект и субъект социального проектирования. Этапы социального проектирования. Методы социального проектирования. Принципы, технология и инструментарий социального проектирования. Стратегии социального проектирования. Социальный проект: структура, виды и требования. Социальное проектирование в системах управления. Проективная социология.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... ориентации. 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором ... делать, что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия, основной вид деятельности. Привычка – ...

Возникновение, сущность и специфика социального планирования. Предмет и объект социального планирования. Уровни социального планирования. Формы и методы социального планирования. Ресурсы и резервы социального планирования. Сущность и специфика планирования.

 

Организация как объект управления.

Понятие и признаки организации. Социальные процессы в организации. Функциональность и дисфункциональность организационных процессов. Структура и типология организационных отношений. Формальная и неформальная структуры в организации. Система управления в организационной структуре. Линейная, функциональная, матричная, штабная и свободная структуры управления. Принципы и виды делегирования полномочий.

 

Контроль в системе управления.

Понятие контроля и его основные задачи. Стратегическая направленность, ориентация на конечные результаты, своевременность, простота, экономичность и гибкость как принципы эффективного контроля. Основные этапы контрольного процесса. Типология контроля. Внутренняя и внешняя формы контроля. Метод постоянного непосредственного визуального контроля. Методы измерения и оценки результатов. Запланированные и незапланированные механизмы контроля в системе ГМУ. Технология контроля качества и сроков исполнения документов.

 

Мотивация и стимулирование как методы управления трудовой деятельностью.

Мотивация как процесс выбора человеком того или иного типа трудового поведения. Потребности, мотивы и стимулы как факторы мотивации. Мотивирование и стимулирование персонала. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Наказательное и поощрительное стимулирование персонала. Принципы эффективного стимулирования. Методы экономического (монетарного) и неэкономического (немонетарного) стимулирования государственных и муниципальных служащих России.

 

Управление персоналом как интегральный компонент общего процесса управления.

Управление персоналом как социальный феномен. Понятие «человеческие ресурсы» и его соотношение с понятиями «кадры» и «персонал». Кадровая политика и управление персоналом: понятия, основные принципы и место в системе менеджмента организации. Административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом.

Характерные признаки традиционной и инновационной моделей управления персоналом. Структура инновационного управления персоналом: кадровое планирование, набор и отбор персонала; наем и адаптация персонала; мотивация и стимулирование труда; оценка и развитие персонала; управление карьерой и высвобождение персонала.

 

Рекрутинг персонала.

Понятие и значение рекрутинга для успешной деятельности организации и персонала. Основные этапы рекрутинга: планирование персонала, набор, отбор и наём работников. Цель и этапы кадрового планирования. Внешние и внутренние источники набора персонала: их достоинства и недостатки. Основные этапы и методы отбора персонала. Правила проведения отборочного собеседования. Этапы заключения трудового договора (служебного контракта).

9 стр., 4500 слов

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

... ситуациями и развитие организации». Проблема состоит в том, что возникло противоречие между способами управления конфликтами и развитием организаций. Цель курсовой работы – проанализировать основные причины и ... конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего времени [5]. Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом не только ...

Конкурсный отбор на государственную и муниципальную службу.

Система управления развитием персонала.

Развитие персонала как ведущий компонент системы управления персоналом. Объективная необходимость и цели развития персонала. Субъекты управления развитием персонала. Основные формы развития персонала: обучение на рабочем месте в организации; обучение вне организации; смешанные формы обучения. Анализ преимуществ и недостатков основных форм обучения. Характеристика методов обучения: наставничество, лекции, семинары, делегирование полномочий, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, стажировка. Оценка результатов. Условия эффективного развития персонала предприятий, государственных и муниципальных служащих в современной России.

 

Служебная карьера.

Карьера и карьерная стратегия как способы реализации личностного потенциала работников и удовлетворения потребностей организации в человеческих ресурсах. Субъекты управления карьерой. Типология карьеры. Должностная (вертикальная), профессионально-квалификационная (горизонтальная) и центростремительная виды карьеры и возможности их реализации в государственных и муниципальных органах. Основные этапы служебной карьеры: предварительный этап; этап становления; этап продвижения; этап сохранения; этап завершения, пенсионный этап. Формирование кадрового резерва. Принципы, источники, типология кадрового резерва. Принципы карьерной стратегии: непрерывность, осмысленность, соразмерность, маневренность, экономичность заметность. Проблема выбора вида карьеры. Технология управления карьерой: оценка потребности организации в карьерном росте персонала; аудит карьерного потенциала персонала; составление плана карьеры, включение в кадровый резерв; реализация плана в разных формах обучения, корректировка карьерного движения, назначение на должность. Организационно-правовые, социально-экономические и нравственно-психологические аспекты карьерного продвижения личности.

Концепции элитизма и политического лидерства. Элиты и лидеры в российской политике.

Понятие политической элиты в концепциях элитизма (макиавеллистская школа, ценностная теория элит, демократический элитаризм, концепция множественности элит).

Свойства и функции политической элиты. Понятие политического правящего класса. Государственная бюрократия в структуре политической элиты. Взаимодействия элит и контрэлит в политике. Источники, модели и механизмы рекрутирования политической элиты. Политическое лидерство как институт политической власти. Функции политического лидерства. Типы лидерства. Особенности рекрутирования политических лидеров в различных политических системах. Проблема политического элитизма и лидерства в контексте отечественных политических традиций. Элита в постсоветской России. Институциализация региональных элит в современной России.

 

Теории политического процесса, модернизации, развития.

Политика как процесс. Содержание и формы политических процессов. Субъекты политического процесса. Воспроизводство политических систем. Эволюция, модернизация, революция как формы развития и адаптации. Эндогенные и экзогенные факторы политической эволюции. Эволюция и революция. Сущность, движущие силы и критерии политического развития. Основные направления современной модернисткой парадигмы. Первичная и вторичная модернизация. Линейное и циклическое в процессах модернизации и развития. Реформы и контрреформы. Транзитология как составляющая теории модернизации и развития. Волны демократизации. Природа и типология переходных политических режимов. Структура модернизационного цикла и эволюция форм политической власти в России.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений, социальных ... происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном ...

 

Россия в мировой политике.

Концептуальные трактовки мировых политических процессов. Мировая политическая система ХХI века. Диалектика международной и внутренней политики. Субъекты международных отношений: государства, негосударственные акторы, международные организации. Цели и средства в мировой политике. Основные тенденции развития современного мира. Проблемы международной и национальной безопасности. Глобальные проблемы современности (окружающая среда, голод и бедность, ресурсы, демография, терроризм).

Противоречия процесса глобализации. Россия в мировой политике и международном разделении труда.

Политический менеджмент.

Содержание понятие «политический менеджмент». Политический менеджмент – качественные и количественные характеристики. Субъекты и объекты политического менеджмента. Политический менеджмент и политическое участие в современной России.

 

Государственная политика и государственное управление как политический процесс.

Государственная политика: понятие и сущность. Виды и субъекты государственной политики. Государственная политика и политический курс. Особенности государственной политики в современной России.

Стратегия и компоненты механизма государственного управления. Принятие государственных решений: модели, способы и основные этапы.

Самоуправление в общественных системах.

Понятия: «самоорганизация», «управление», «местное самоуправление», «самоуправление»; самоорганизация в ранних человеческих обществах; закономерности развития управления, МСУ и самоуправление; причины возникновения МСУ и тенденции развития; Европейская хартия местного самоуправления; место современного МСУ в системе социального управления.

 

МСУ в истории России.

Исторические формы и этапы эволюции МСУ; отличительные черты дворянского, городского, земского, крестьянского, казачьего самоуправления; предпосылки децентрализации и централизации управления в первые годы советской власти; опыт коммунального и муниципального управления в СССР; этапы трансформации советских органов местного управления в современные органы местного самоуправления.

 

35. Представительный и исполнительный органы МСУ в современной России: особенности формирования и функционирования.

Характеристика современных представительных и исполнительных муниципальных органов; механизм формирования и функционирования современных муниципальных органов; руководители представительных и исполнительных муниципальных органов; проблемы взаимодействия муниципальных органов со структурами государственного управления в современной России.

12 стр., 5503 слов

Обучение школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии

... с текстом учебника в начальном курсе географии. Задачи: 1. проанализировать понятие текста учебника; 2. рассмотреть структуру учебника начального курса географии; 3. выявить приёмы работы с текстом учебника. Объектом ... в аспекте предмета исследования; 3.Обработка полученного материала. ГЛАВА 3 РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА КАК СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ 3.1 Классификация методов обучения по источникам ...

 

Принципы и методы МСУ.

Подходы к исследованию принципов МСУ; отражение принципов МСУ в нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней; методология исследования принципов МСУ; единство принципов и методов МСУ; характеристика командно-административных методов и своеобразия муниципальных методов управления.

 

37. Организация МСУ в городских округах.

Модели местного самоуправления в административных центрах субъектов федерации и городах регионального значения; сравнительный анализ муниципального управления в городских округах; уровни муниципального управления в административных центрах субъектов федерации; территориальное общественное самоуправление; реализация непосредственных форм самоуправления жителями городских округов.

 

Бюджетная система Российской Федерации. Принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ – ведущее звено государственных финансов. Бюджет как финансовая база деятельности органов государственного и муниципального управления. Состав бюджетной системы РФ. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.

Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика. Бюджетный федерализм. Современные тенденции развития бюджетной системы РФ. Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения. Бюджетные полномочия.

 

Система формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Состав доходов.

Доходы бюджета, их экономическое содержание. Налоговые доходы, их характеристика и роль в формировании бюджетов различных уровней. Неналоговые доходы, их состав и роль в формировании бюджетов. Государственные и муниципальные заимствования, их правовая основа, виды и назначение. Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, их целевое назначение.

Межбюджетное регулирование доходов. Норматив минимальной бюджетной обеспеченности.

 

Расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Состав расходов бюджетов.

Экономическое содержание расходов бюджета. Распределение расходов по уровням бюджетной системы. Расходы федерального бюджета, их состав и характеристика. Расхода региональных и местных бюджетов, их состав и характеристика.

Методы бюджетного планирования расходов: программно-целевой, нормативный, индексный. Социальные стандарты и нормативы. Сметное планирование расходов.

 

Сбалансированность бюджетов. Профицит и дефицит бюджета. Государственный и муниципальный долг.

Необходимость формирования сбалансированного бюджета. Профицит бюджета и правовые условия его использования. Дефицит бюджета, причины его возникновения и мероприятия по его преодолению. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные заимствования как один из источников покрытия дефицита. Определение приоритетов использования привлеченных финансовых ресурсов.

Управление государственным и муниципальным долгом. Нормативно-правовое регулирование пределов обязательств по бюджетным заимствованиям.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е.М., Социология управления. М.: ТетраСистемс, 2010. – 272с.

2. Баринов В.А. Организационное проектирование. М.: Инфра-М, 2010. – 384с.

3. Баранова И.П. Организационное поведение. М.: Маркет ДС, 2010. – 168 с.

4. Бердюгина О. Г., Грибакин А. В., Глазырин В. А. Социология. М.:Юрайт-Издат, 2012. – 400с.

5. Бондаренко В. Ф., Гришаева С. А., Башмаков В. И. Социология управления. М.: Юрайт-Издат, 2012. – 360с.

6. Воеводина Н.А., Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. М.: Омега-Л, 2011. – 208с

7. Граждан В. Д. Социология управления. М.: Юрайт, 2012. – 604с.

8. Демина Л.А. Социология. М.: Проспект, 2012. -320с.

9. Добреньков, В.И.; Кравченко, А.И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2011. – 768с.

10. Зуб А. Т. Управленческие решения. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2010. – 400с.

11. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. М.: Академия, 2010. – 192с

12. Кузьмина Т.И. Управленческие решения. – М.: МГОУ, 2011. – 340с.

13. Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. – М: Форум, 2012. – 184с.

14. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Маркет ДС, 2012. – 506с.

15. Немировский В.Г. Социология. М.: Проспект, 2010. – 544с.

16. Панов А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии. — М., 2012.

17. Пужаев А.В. Управленческие решения. – М.: Кнорус, 2011. – 192с.

18. Самыгин С. И., Колесникова Г. И., Епифанцев С. Н. Социология и психология управления. М.: КноРус, 2012. – 256с.

19. Сергеев А.М. Организационное поведение. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 288 с.

20. Фирсова И.А., Данилова О.В., Карпова С.В. Управленческие решения. – М.: Юрайт, 2012. – 399с.

21. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений [Текст] / В.С. Агеев. — М.: «МГУ», 1983. — 144 с.

22. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

23. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.

24. Стефаненко, Т.Г. Методы этнопсихологического исследования [Текст] / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов // Методы этнопсихологического исследования. – 1993. — С. 3-27

25. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 270 с.

26. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, 2004. — 413 с.

27. Платонов, Ю.П. Этническая социальная психология [Текст] / Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут. — СПб, 1993.

28. Платонов, Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология [Текст] / Ю.П. Платонов – СПб.: «Речь», 2002. – 519 с.

29. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии [Текст] / Б.Ф. Поршнев. — М., 1964.

30. Семенов, А.В. Социальные представления как способ познания [Текст] / А.В. Семенов // Актуальные проблемы психологии и педагогики: межвузовский сборник научных работ. — М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. — С.139-151

31. Сивуха С.В., Зубковская, О.Н. Социальные представления (социальные репрезентации) [Электронный ресурс] // http://mirslovarei.com/content_soc/socialnye-predstavlenija-socialnye-reprezentacii-10684.html, 14.02.10

32. Юнда А.В. Теория и практика эффективного общения / ВАГС. — 2005

33. Веснин В.Р. Менеджмент. – М., 2012.
Дафт Р.Л. Менеджмент. – М., 2010.
Егоршин А.П. Основы управления персоналом. – М., 2006.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М., 2009.
Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. – М., 2009.
Кузнецова Т.В. Делопроизводство: Учебник для вузов. – М., 2004.
Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003.

34. Менеджмент: учебно-методический комплекс для подготовки магистров / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. – М., 2010.

35. Огарков А.А. Теория управления организацией. – Волгоград, 2005.
Организация работы с документами: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – М., 2002.

36. Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М., 2011.
Субочев Н.С. Государственная служба и кадровая политика. Учебное пособие. – Волгоград, 2011.
Субочев Н.С. Организация государственной службы. Учебное пособие. – Волгоград, 2010.
Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М., 2004.
Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.
Актуальные проблемы российских реформ: Материалы рос.-герм. семинара, 30 окт. 2003 г. / ГОУ ВПО ВАГС – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2004. — 103 с. — (Школа региональной элиты ВАГС).

37. Бис У. Живя в мировом обществе риска и считаясь с ним. Космополитический поворот // Полис.- 2012.- №5.- С. 44-58.

38. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма // Полис.–2002.–№ 3.

39. Гельман В.Я.Постсоветские политические трансформации (Наброски к теории) // Политические исследования. — 2001. — № 1.- С.15-29.

40. Дорожкин Ю. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Полис.- 2012.- №10.- С. 10-13.

41. Дюверже М. Политические партии / Морис Дюверже; [Науч. ред. А.Д. Кириллов]. — М.– 2002. — 558 с.

42. Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов/ ОНС.-2000.–№ 6.

43. Ильин В., Панарин А., Ахиезер А. Реформы и контрреформы в России / Под ред.В.В.Ильина.– М.: 1996.–400 с.

44. Карасев В.И. Феномен политического лидерства. — М.; Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2000. — 175 с.

45. Колесников В.А., Бардаков А.И., Олейникова Е.Г., Данакари Р.И. Социально-политические аспекты развития местного самоуправления в Российском регионе: монография / под ред. проф. Р.А. Данакари/ Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010.

46. Колосов В.А., Зотов М.В. Геополитическое видение мира российскими гражданами: почему Россия не Европа? // Полис.- 2012.- №5.- С. 170-186.

47. Крыштановская О. Анатомия российской элиты.– Захаров, 2005.–384 с.

48. Медведев Д.А. К новому качеству гражданского общества / Д. А. Медведев // Стратегия России. — 2008. — № 4.- С. 6-12.

49. Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис. — 2004. — № 2.- С. 64-75.

50. Пантин В.И., Лапкин В.В.Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования//Полис. № 2 – 2002.

51. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. для вузов / Александр Васильевич Пикулькин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 639 с.

52. Подолько Е. Роль элиты в бифуркационных точках общественных изменений // Полис.- 2012.- №9.- С. 59-61.

53. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учеб. материалов по курсу «Социология политических процессов» / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. — М.: 2001. — 302 с.

54. Романов С. Власть и бизнес в современной России / С. Романов // Государственная служба. — 2008. — № 4.- С. 180-184.

55. Сердобинцев К.С. Взаимодействие общества и власти в контексте проблем модернизации и развития институтов гражданского общества в России // Вопросы философии.- 2012.- №4.- С. 68-77.

56. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник.-М. – 2001.

57. Тишков В.А. О главных акторах цивилизационного диалога. Культурное и языковое разнообразие современных наций // Полис.- 2012.- №5.- С. 77-85.

58. Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д., Любовный В.Я. Перспективы российского федерализма: федеральные округа; региональные политические режимы; муниципалитеты // Полис.–2002.–№ 4.

59. Федотов А. Консервативная логика развития России // Власть.- 2012.- №9.- С. 8-11.

60. Холий И. Власть и общество: в поисках взаимодействия // Власть.- 2012.- №9.- С.16-20.

61. Цыганков А.П. Современные политические режимы: Структура, типология, динамика./ Ин-т «Открытое о-во». — М.: Интерпракс, Уч. пособие.-М.1995.

62. Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования.// М. – 2000 -320 с.

63. International Political Science Association (IPSA) www.ucd.ie/~ipsa

64. РОССПЭНwww.rosspen.com

65. Фонд общественного мнения www.fom.ru

66. Политология в России на сервереwww.polit.spb.ru

67. Политические деятели России www.nns.ru/person

68. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. М. 1997.

69. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд., доп. и испр. – СПб.: Питер, 2007 (2004).

70. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

71. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. Э.Н. Кузьбожева. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2007.

72. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2010. – 848 с

73. Иванова О.Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 308 с.

74. Финансы: Учеб. для экон. спец. вузов / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и фин-ов (СПбГУЭФ); Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.

75. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 777 с

76. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М: Финансы, 2006г.

77. Журавлева Г. П. Экономика. Учебник. М. 2006.