Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата. Понятия стиля управления и основные стили управления

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата 6

1.1 Понятия стиля управления и основные стили управления 6

1.2 Социально-психологический климат и факторы, оказывающие на него влияние 19

1.3 Влияния стиля управления на социально-психологический климат 31

Список использованных источников 41

Введение

Формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе является одним из важнейших условий повышения эффективности производства. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способствует более полной реализации каждого из сотрудников. От особенностей социально-психологического климата в каждом отдельном коллективе во многом зависит атмосфера отношений между сотрудниками. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее деятельности, но и перестраивает человека, проявляет его скрытые способности и формирует новые потенциальные возможности.

Проблема социально-психологического климата в трудовом коллективе изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, А.К. Уледова, А.А. Русалинову, А.Н. Лутошкина, В.М. Шепеля, В.А. Покровского, Б.Д. Парыгина, Л.Н. Коган и др. Среди зарубежных авторов данной проблеме посвящены труды Я.Л. Морено, Л. Фестингера, А.Ф. Фидлера и др.

Успех любого предприятия и социально-психологический климат в коллективе зависят от многих факторов, таких как решение финансовых вопросов, организация производственного процесса, подбор персонала, но не менее важное значение имеет стиль управления, выбранный руководителем. От того, сможет руководитель организовать людей на то, чтобы добиться необходимых результатов и одновременно, чтобы подчиненные были удовлетворены своей работой, своим положением на фирме зависят конечный результат работы. Рассматриваемый вопрос имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными с целью повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

16 стр., 7920 слов

Психологический климат

... состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса ...

Однако, несмотря на множество научных исследований, в отечественной практике управления поиски путей воздействия на социально-психологический климат коллектива чаще всего сводятся к методу проб и ошибок. В лучшем случае результаты исследований зарубежных психологов механически применяются в условиях нашей системы. Между тем, запросы практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и задачами повышения эффективности управления людьми и регуляции развертывающихся между ними отношений, свидетельствуют о необходимости изучения управленческих факторов, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Этим обусловлена актуальность исследования влияния стиля управления на формирование социально-психологического климата в коллективе, что и определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Стиль управления и социально-психологический климат».

Объект исследования — межличностные отношения в трудовом коллективе.

Предмет исследования — взаимосвязь стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.

Цель исследования — изучить взаимосвязь стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.

Гипотеза исследования:

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие стиля управления в психологии и проанализировать характеристики основных стилей управления.

2. Рассмотреть понятие социально-психологического климата в коллективе и проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат в коллективе.

3. Изучить проблему влияния стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.

4. Исследовать стили управления руководителей трудовых коллективов и особенности социально-психологического климата в этих коллективах.

5. Исследовать особенности социально-психологического климата в коллективах с разными стилями управления и на основании выявленных различий сделать выводы о наличии взаимосвязи между стилем управления руководителя и характером социально-психологического климата в коллективе.

3 стр., 1399 слов

Исследование психологического климата в малой производственной группе

... эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений. Все вышеизложенное определило выбор темы настоящего исследова-ния: «Исследование психологического климата в малой производственной ... ценности. – М.: Социс, 2008. – 339 с. 27. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с. 28. Петровский А.В ...

Теоретико-методологической основой исследования явились принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

В исследовании использовались основополагающие идеи личностного и субъектно-деятельностный подхода (А.В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская и др.), современные социально-психологические концепции о стилях управления и социально-психологического климата в коллективе (К. Левин, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).

Методы исследования:

1. Теоретические методы — анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: …

3. Методы математико-статистического анализа: методы описательной статистики (вычисление средних значений и стандартного отклонения), …

Базы исследования: …

Испытуемые: …

Этапы исследования: …

Практическая значимость исследования состоит в том, что …

Структура выпускной квалификационной работы: …

1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления

и социально-психологического климата

1.1 Понятия стиля управления и основные стили управления

Каждый руководитель выполняет свои управленческие обязанности в определенном, свойственном лишь ему стиле [10].

Возникновение понятия стиля управления связано с именем известного психолога К. Левина (30-е годы ХХ в.).

В настоящее время понятием «стиль управления» обозначают индивидуально-типические особенности устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Стиль управления отражает методы работы руководителя, организацию его деятельности, его мотивы, направленность и ценностные ориентации, приемы, которыми он побуждает подчиненных к достижению целей организации и контролирует результаты их деятельности, предпочитаемые им типы власти, степень, до которой делегирует он свои полномочия, и пр.

4 стр., 1843 слов

Психология управления 9

... Сущность делового общения и его особенности в управлении предприятием Столяренко психология управления и делового общения. Общение — процесс ... недостающих знаний у отдельных сотрудников также обеспечивается социально-педагогической функцией. На локальном уровне рассматриваются ... и терпимое отношение к другим сотрудникам. 4. Социально-педагогическая функция. В процессе общения осуществляется обучение ...

Стиль управления руководителя отражает присущие ему индивидуальные особенности деятельности в целом. В этой связи в деятельностном походе, развиваемом рядом отечественных психологов, стиль управления традиционно рассматривают в контексте проблемы индивидуального стиля деятельности.

А.Н. Занковский от…

Список использованных источников

1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. — М., 1997

2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. — 160 с.

4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 2009. — 319 с.

5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. — М.: Эксмо, 2009. — 512 с.

6. Блейк, Р. Р. Научные методы управления [текст]: пер. с англ. / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. — М.: МПСИ, 2004. — 420 с.

7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. — 207 с.

8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — 2-е изд. — М.: ООО ТД «Элит — 2000». — 368 с.

9. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — СПб.: Речь, 1998. — 120 с.

10. Волконогова, О. Д. Управленческая психология [текст]: учебное пособие / О.Д. Воконогова, А.Т. Зуб. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 352 с.

11. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 336 с.

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология управления как учебная дисциплина

... объекты управления; 3. Личность руководителя как субъект и как объект управления; 4. Психологию взаимоотношений в ходе управленческой деятельности.   Целью учебной дисциплины «психология управления» является ... Например, законы Паркинсона, законы Мерфи, принципы Питера и др. Психология управления является универсальной учебной дисциплиной. Она необходима для понимания стимулирующих и ...

12. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2009. — 544 с.

13. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология [текст]: учебник для вузов / Л. Джуэлл. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

14. Донцов А.И., Психология коллектива. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

15. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 248 с.

16. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. — М.: МЦФЭР, 2002. — 512 с.

17. Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. — М.: Экономика, 1976. — 458 с.

18. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. — М.: Academia, 2006. — 376 с.

19. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Изд-во МПСИ, 2009. — 648 с

20. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

21. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. — М.; Воронеж: Модэк, 2009. — 340 с.

22. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. — СПб.: Питер, 2007. — 143 с.

23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, Изд-во БГУ. 2009. — 284 с.

24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 320 с.

25. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Абакумов В.В., Голубев А.А. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. — СПб.: Бизнесс-пресса, 2008. — 422 с.

26. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 290 с.

27. Кэмпбелл, Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс 1980.

5 стр., 2022 слов

Учебники и учебные пособия

... 2258 6.Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ / ... 1. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Учебное пособие для вузов / В.И. Исаев, В.И. ... ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html 2. Культура семьи. Учебное пособие. Москва, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО. Лаборатория ...

28. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2000. — 256 с.

29. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели / Материалы научной конференции «Социальные проблемы труда и образования». — Вып. 2. — М., 2009. — 248 с.

30. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.

31. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. — СПб.: Речь, 2008. — 304 с.

32. Мерлин, B. C. Интегральная индивидуальность [текст]: учебное пособие / B.C. Мерлин. — Пермь, 2010. — 210 с.

33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. — М.: Владос, 2009. — 688 с.

34. Организационное поведение / Под ред. Латфуллина Г. Р., Громовой О.Н. — СПб.: Питер, 2006. — 432 с.

35. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. — К.: Персонал, 2008. — 234 с.

36. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. — М.: Социс, 2008. — 339 с.

37. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.

38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие: 5-е изд. — М.: Академия, 2006. — 512 с.

39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание. 2008. — 384 с.

40. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. — М., 1986.

41. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2007. — 863 с.

42. Пугачев В.П. Управление персоналом организации. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 279 с.

43. Решетова Е.Н. Командообразование: теория и практика // Новые информационные технологии. — М.: МИЭМ, 2007. Т. 1. № 1. C. 76−84.

44. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1998. — 256 с.

45. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. — М.: Экзамен, 2003. — 192 с.

9 стр., 4052 слов

Методические указания к практическим занятиям и самостоятель­ной работе утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой психо­логии и социального управления,

... Кафедра психологии и социального управления Семьеведение: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе / Сост. ... Избранные статьи. Французская литера­тура. - М. - Л., 1965. Эрос и личность. - М., 1989. Эптон Н. Любовь и испанцы. - Челябинск, 2001. Эптон ... положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. Личность и обще­ство. -М., 1990. Розин В., Шапинская Р. ...

46. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.

47. Социальная психология, ключевые идеи / Под ред. Р. Бэрона, Д. Бирна, Б. Джонсона. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.

48. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. — М.: Изд-во «Книжный Дом», 2009. — 612 с.

49. Томпсон Л. Создание команды. — М.: Вершина, 2006. — 544 с.

50. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина — М., 2000.

51. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., — М., 1998

52. 38Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001. — 368 с.

53. Чалдини Р. Психология влияния. — СПБ.: Питер, 2001. — 288 с.

54. Человеческие ресурсы управления. / Иванцевич Дж., Лобанов А.А.- М., 1993.

55. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Социс, 2009. — 496 с.

56. Шепель В.М. Управленческая психология. — М.: Академия, 2007. — 356 с.

57. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 54−61.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector