Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата.Понятия стиля управления и основные стили управления

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата 6

1.1 Понятия стиля управления и основные стили управления 6

1.2 Социально-психологический климат и факторы, оказывающие на него влияние 19

1.3 Влияния стиля управления на социально-психологический климат 31

Список использованных источников 41

Введение

Формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе является одним из важнейших условий повышения эффективности производства. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способствует более полной реализации каждого из сотрудников. От особенностей социально-психологического климата в каждом отдельном коллективе во многом зависит атмосфера отношений между сотрудниками. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее деятельности, но и перестраивает человека, проявляет его скрытые способности и формирует новые потенциальные возможности.

Проблема социально-психологического климата в трудовом коллективе изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, А.К. Уледова , А.А. Русалинову, А.Н. Лутошкина, В.М. Шепеля, В.А. Покровского, Б.Д. Парыгина, Л.Н. Коган и др. Среди зарубежных авторов данной проблеме посвящены труды Я.Л. Морено, Л. Фестингера, А.Ф. Фидлера и др.

Успех любого предприятия и социально-психологический климат в коллективе зависят от многих факторов, таких как решение финансовых вопросов, организация производственного процесса, подбор персонала, но не менее важное значение имеет стиль управления, выбранный руководителем. От того, сможет руководитель организовать людей на то, чтобы добиться необходимых результатов и одновременно, чтобы подчиненные были удовлетворены своей работой, своим положением на фирме зависят конечный результат работы. Рассматриваемый вопрос имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными с целью повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Однако, несмотря на множество научных исследований, в отечественной практике управления поиски путей воздействия на социально-психологический климат коллектива чаще всего сводятся к методу проб и ошибок. В лучшем случае результаты исследований зарубежных психологов механически применяются в условиях нашей системы. Между тем, запросы практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и задачами повышения эффективности управления людьми и регуляции развертывающихся между ними отношений, свидетельствуют о необходимости изучения управленческих факторов, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Этим обусловлена актуальность исследования влияния стиля управления на формирование социально-психологического климата в коллективе, что и определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Стиль управления и социально-психологический климат».

21 стр., 10250 слов

Социально-психологический климат коллектива и его развитие на ...

... 83]. Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат» и т. п. широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. В большинстве работ ...

Объект исследования – межличностные отношения в трудовом коллективе.

Предмет исследования – взаимосвязь стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.

Цель исследования – изучить взаимосвязь стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.

Гипотеза исследования:

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие стиля управления в психологии и проанализировать характеристики основных стилей управления.

2. Рассмотреть понятие социально-психологического климата в коллективе и проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат в коллективе.

3. Изучить проблему влияния стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе.

4. Исследовать стили управления руководителей трудовых коллективов и особенности социально-психологического климата в этих коллективах.

5. Исследовать особенности социально-психологического климата в коллективах с разными стилями управления и на основании выявленных различий сделать выводы о наличии взаимосвязи между стилем управления руководителя и характером социально-психологического климата в коллективе.

Теоретико-методологической основой исследования явились принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н..Леонтьев).

В исследовании использовались основополагающие идеи личностного и субъектно-деятельностный подхода (А.В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская и др.), современные социально-психологические концепции о стилях управления и социально-психологического климата в коллективе (К. Левин, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.).

Методы исследования:

1. Теоретические методы – анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: ….

3. Методы математико-статистического анализа: методы описательной статистики (вычисление средних значений и стандартного отклонения), ….

Базы исследования: ….

Испытуемые: ….

Этапы исследования: ….

Практическая значимость исследования состоит в том, что ….

Структура выпускной квалификационной работы: ….

3 стр., 1028 слов

43 Управление социально-психологическим климатом в таможенных органах

... взаимопомощь и взаимовыручка между участниками коллектива. Управление социально-психологическим климатом процесс достаточно сложный ... коллектива. Огромная тяжесть в формировании и поддержании социально-психологического климата в коллективе ложится на плечи руководителя. Руководитель, который заботится о положительном социально ... Часто это можно объяснить психологией поведения «собственника» или « ...

1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления

и социально-психологического климата

1.1 Понятия стиля управления и основные стили управления

Каждый руководитель выполняет свои управленческие обязанности в определенном, свойственном лишь ему стиле [10].

Возникновение понятия стиля управления связано с именем известного психолога К. Левина (30-е годы ХХ в.).

В настоящее время понятием «стиль управления» обозначают индивидуально-типические особенности устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Стиль управления отражает методы работы руководителя, организацию его деятельности, его мотивы, направленность и ценностные ориентации, приемы, которыми он побуждает подчиненных к достижению целей организации и контролирует результаты их деятельности, предпочитаемые им типы власти, степень, до которой делегирует он свои полномочия, и пр.

Стиль управления руководителя отражает присущие ему индивидуальные особенности деятельности в целом. В этой связи в деятельностном походе, развиваемом рядом отечественных психологов, стиль управления традиционно рассматривают в контексте проблемы индивидуального стиля деятельности.

А.Н. Занковский от…..

Список использованных источников

1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. – М., 1997

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 160 с.

4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.

6. Блейк, Р. Р. Научные методы управления [текст] : пер. с англ. / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. – М. : МПСИ, 2004. – 420 с.

7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 207 с.

8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – 2-е изд. – М.: ООО ТД «Элит – 2000». – 368 с.

9. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: Речь, 1998. – 120 с.

10. Волконогова, О. Д. Управленческая психология [текст] : учебное пособие / О.Д. Воконогова, А.Т. Зуб. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 352 с.

11. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.

12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.

13. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология [текст] : учебник для вузов / Л. Джуэлл. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.

14. Донцов А.И., Психология коллектива. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

15. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 248 с.

16. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2002. – 512 с.

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...

... опосредования. Подробно рассматриваются проблемы личности как субъекта и объекта управления, функции, стили и методы психологии руководства, деловое общение, психология переговоров и конфликтов, ... социально-экономического процесса. От эффективности управления людьми в определяющей степени зависит успешность деятельности любой организации. В психологии управления, в отличие от социальной психологии ...

17. Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. – М.: Экономика, 1976. – 458 с.

18. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителя. – М.: Academia, 2006. – 376 с.

19. Занковский А.Н. Организационная психология : учебное пособие. – 2-е изд. – М. : Изд-во МПСИ, 2009. – 648 с

20. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

21. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.; Воронеж: Модэк, 2009. – 340 с.

22. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – СПб.: Питер, 2007. – 143 с.

23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.

24. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 320 с.

25. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Абакумов В.В., Голубев А.А. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Бизнесс-пресса, 2008. – 422 с.

26. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 290 с.

27. Кэмпбелл, Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. : Прогресс 1980.

28. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 256 с.

29. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели / Материалы научной конференции «Социальные проблемы труда и образования». – Вып. 2. – М., 2009. – 248 с.

30. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.

31. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2008. – 304 с.

32. Мерлин, B. C. Интегральная индивидуальность [текст] : учебное пособие / B.C. Мерлин. – Пермь, 2010. – 210 с.

33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.

34. Организационное поведение / Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

35. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – К.: Персонал, 2008. – 234 с.

36. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Социс, 2008. – 339 с.

37. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие: 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 512 с.

39. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. – 384 с.

40. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. – М., 1986.

41. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2007. – 863 с.

42. Пугачев В.П. Управление персоналом организации. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 279 с.

43. Решетова Е.Н. Командообразование: теория и практика // Новые информационные технологии. – М.: МИЭМ, 2007. Т. 1. № 1. C. 76-84.

44. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1998. – 256 с.

45. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. – М.: Экзамен, 2003. – 192 с.

11 стр., 5355 слов

Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян

... рефератов по зарубежным теориям личности.     I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ”   Тема 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность", "субъект ... учебной и трудовой деятельности. Индивидуальные различия выполнения деятельности у лиц с разным темпераментом.   Тема 5. ХАРАКТЕР КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ...

46. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007.

47. Социальная психология, ключевые идеи / Под ред. Р. Бэрона, Д. Бирна, Б. Джонсона. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

48. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Изд-во «Книжный Дом», 2009. – 612 с.

49. Томпсон Л. Создание команды. – М.: Вершина, 2006. – 544 с.

50. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина – М., 2000.

51. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., – М., 1998

52. 38Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

53. Чалдини Р. Психология влияния. – СПБ.: Питер, 2001. – 288 с.

54. Человеческие ресурсы управления. / Иванцевич Дж., Лобанов А.А.– М., 1993.

55. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М.: Социс, 2009. – 496 с.

56. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Академия, 2007. – 356 с.

57. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. — 1998. – № 4. – С. 54-61.