Психотерапия экзамен Ответы

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Основы психотерапии»

преподаватель: канд. психол. н., доцент Власова Н.В.

1. Предмет и задачи психотерапии.

2. Отличительные особенности психотерапии и психологического консультирования.

3. Виды психотерапии.

4. Понятие фрустрации.

5. Понятие и основные характеристики невроза.

6. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда.

7. Структура личности по З. Фрейду.

8. Защитные механизмы сознания по З. Фрейду.

9. Основные техники классического психоанализа.

10. Основные положения психоанализа К.Г. Юнга.

11. Понятие о коллективном бессознательном.

12. Основные характеристики и архетипы по К. Г. Юнгу.

13. Основные стадии и сущность метода психотерапии по К. Г. Юнгу.

14. Основные положения индивидуальной психологии А. Адлера.

15. Понятие социальное чувство по А. Адлеру.

16. Понятие комплекс неполноценности.

17. Сферы применения индивидуальной психологии А. Адлера.

18. Структура личности по Р. Ассаджиоли.

19. Метод контроля над элементами по Р. Ассаджиоли

20. Метод работы над элементами по Р. Ассаджиоли.

21. Основные принципы бихевиаризма и поведенческой терапии.

22. Основные положения телесноориентированной терапии В. Райха.

23. Понятие о мышечном панцире.

24. Виды и классификация телесноориентированной терапии.

25. Основные характеристики гештальтерапии.

26. Понятия фигура и фон, расширение сознания, здесь и теперь, амбивалентность чувств.

27. Сущность трансакционного анализа.

28. Характеристика ролей и их конгруэнтность в трансакционном анализе.

29. Сущность гуманистической психотерапии.

30. Основные положения структуры личности по А. Маслоу.

31. Основные положения экзистенциальной психотерапии.

32. Характеристика основных рабочих терминов НЛП.

33. Понятие модальности, якоря и рефрейминга в НЛП.

34. Основные характеристики и понятия медитативной психотерапии.

35. Основные отличия групповой психотерапии.

36. Понятие психокоррекционной группы.

37. Основные понятия и процедуры Т-группы.

38. Основные понятия и процедуры группы встреч.

39. Основные понятия и процедуры Гештальтгруппы.

40. Основные понятия и процедуры Психодраммы.

41. Основные понятия и процедуры группы телесной терапии.

42. Основные понятия и процедуры группы танцевальной терапии.

12 стр., 5879 слов

Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика Государственный экзамен Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.   Педагогика – наука об образовании, под которой понимаются воспитание и обучение человека в его собственных интересах, интересах общества и государства. П. как наука: - «Лишь идея, а не техника и не та­лант, может ...

43. Основные понятия и процедуры группы терапии искусством.

44. Основные понятия и процедуры группы тренинга умений.

45. Основные понятия и характеристики позитивной психотерапии

46. Понятие психосоматического расстройства.

1.Предмет и задачи психотерапии.

Термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Даниелом Тьюком.

Цели психотерапии:

1. помочь клиенту понять свои проблемы

2. устранить у клиента эмоциональный дискомфорт

3. дать возможность клиенту свободно выразить свои чувства

4. помочь понять клиенту причину проблемы и возможности ее решения

5. выработка у клиента новых способов поведения

В качестве общих элементов психотерапии выделяют следующее:

1. целевая ориентация достижения и изменений у клиента.

2. внимание взаимоотношениям с кл.

3. поэтапный характер в работе

Этапы процесса психотерапии:

1. установление оптимального контакта с кл., вовлечение его в сотрудничество

2. прояснение причин и механизмов возникновения, формирования эмоциональных нарушений кл.

3. определение психотерапевтических решений

4. применение конкретных методов и техник, направленных на улучшение эмоций и поведения

5. закрепление достигнутых результатов

6. окончание курса психотерапии (решение проблемы зависимости кл. от психотерапии)

Критерии эффективности психотерапии:

1. изменения кл. в 3-х сферах: соматической, психической, социальной

2. эти изменения должны оцениваться, в том числе, самим клиентом

2.Особенности психотерапии и психологического консультирования

Психологическое консультирование — это профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации. Консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия более взвешенных решений и совершения целенаправленных действий.

Цели и задачи психологического консультирования предполагают:

– эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям клиента;

– расширение осознавания и повышение психологической компетентности

8 стр., 3648 слов

Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи

... консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими сегодня являются когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой - рационально-эмотивная терапия ... в отдельности. 5) Проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: ...

клиента;

– изменение личного отношения к проблеме;

– повышение стрессовой и кризисной толерантности (терпимости);

– развитие реалистичности и плюралистичности (множественности)

мировоззрения;

– повышение ответственности клиента и выработку готовности к более

творческому освоению мира.

Консультирование может быть:

– индивидуальное и семейное;

– краткосрочное и долгосрочное;

– очное и дистантное (с использованием технических средств связи – телефон, e-mail, Skype).

Психотерапия (от греч. психо – душа и therapéia – лечение) – система психических корректирующих воздействий, направленных на лечение человека, имеющего определённые психические нарушения. Такие нарушения могут носить острый клинический характер (различные психозы), требовать госпитализации и помощи врачей-психиатров.

Цели и задачи психотерапии предполагают:

• Устранение болезненных отклонений в собственном поведении, изменение отношения человека к самому себе, своему состоянию и окружающему миру.

• Корректирующая, безмедикаментозная психотерапия (психокоррекция), которую применяют современные психотерапевты, подразумевает под собой методы лечения людей с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (депрессия, невроз, психопатия и др).

При психотерапии применяются специальные способы психического воздействия: рациональная (разъясняющая) психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, гештальт-терапия, юнгианский анализ, психоанализ и ряд других. Часто психотерапия предписывается врачами-психиатрами как необходимая лечебная процедура в дополнение к назначенному медикаментозному курсу при многих заболеваниях, как психических так и психосоматических.

Отличия психологического консультирования и психотерапии — Главное отличие состоит в том, что если консультирование направлено в основном на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме, то психотерапия сфокусирована на внутриличностных проблемах человека.

3.Виды психотерапии.

Арт-терапия: вырезание, рисование, создавание коллажей и картины, игры “с песочком” (в специальной мини-песочнице) и т.д. В любом случае вы будете выражать себя, те процессы и взаимодействия, которые для вас актуальны. Причем выражать практически напрямую из своего бессознательного.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6 1.1. История исследования 6 1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4.2. Алкоголизм 15 1.4.3. Наркомания 19 1.4.4. Суицид 21 1.4.5. Проституция 24 1.5. ...

Телесно-ориентированный подход: изучиние зажимов, обращение внимания, насколько чутко тело реагирует на разные процессы (от раздражения до умиления), поправление здоровья.

Психодрама: если вы мечтали сыграть на сцене, если для вас важны ситуации, и в вашей жизни часть из них до сих пор не проиграна до логичного конца, попробуйте психодраму. Вам предложат побыть вашей Болезнью, или вашей Давно умершей бабушкой – что бы она, к примеру, вам сказала? Очень много открытий и неожиданных подсказок.

Психоанализ

Гештальтттерапия: общение, контакт, “услышал-не услышал”, можешь-не можешь принять из среды, что-то для себя попросить. Как клиент обрывает контакт, как отказывается и даже увиливает от диалога, как защищается (какие ему характерны защиты).

Довольно свободное общение тет-а-тет с психотерапевтом, открытый к новому и подвижный вид психотерапии.

Бихевиористский подход, когнитивная терапия: бихевиористы-конгнитивщики (“психотерапия поведения и познания”) Касается проблем только поверхностно (и это минус), зато не создает лишних понятий и “наворотов”

Системно-семейные расстановки (системный подход): рассматривают системы как самоорганизующиеся, самоподдерживающиеся целостные образования. Если муж-алкоголик или наркоман в клинике прекратил пить или употреблять, а жена в ответ не изменилась – либо они разойдутся, либо он снова начнет пить, чтобы не рушить систему.

4. Понятие фрустрации.

Ф. –это состояние сильной неудовлетворенности, когда желания и стремления индивида наталкиваются на препятствия, не сбываются и не оправдываются. Это страдание разной интенсивности — от терпимого ( жаль, конечно…) до почти непереносимого (я так больше не могу).

Ф. возникает, когда препятствие является или кажется человеку непреодолимым. Задача психотерапевта — отличить самому и помочь отличить клиенту , что реально непреодолимо, а что только кажется таким, поскольку сам клиент в состоянии ф. находится в суженном коридоре сознания. Сильная ф. может привести к неврозу.

5. Понятие и осн. хар-ки невроза.

Невроз – это следствие сильной фрустрации, которая нарушает нормальное течение психофизических процессов, негативно отражается на внутренних психофизич. процессах, искажает внутр. картину мира человека и нарушает его взаимодействие с другими людьми. Самый распростр. пример невроза — фобия ( клаустроф., аэроф., социоф.).

6 стр., 2677 слов

Сновидения и методы их анализа

... которая сама подвергается значительному влиянию бессознательного. Анализ снов можно сравнить с усваиванием ... в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов: 1. ... которые позволяют, в результате инсайтов пациента, определить значение сна в соответствии ... метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов ...

Хар-ки невроза — нерациональность ( неадекват. поведение, оценка себя и окружающих) и цикличность ( в одних и тех же ситуациях повторяется похожее поведение).

Задача психотерапевта – попытаться помочь клиенту разрушить зависимость клиента от фрустрирующего объекта или ситуации – разоблачить невроз как нерациональное поведение и перестать его оправдывать, захотеть избавиться от него.

6. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда. 7. Структура личности по Фрейду.

З. Фрейд – основатель психодинамического направления-психоанализа. Структура личности по Фрейду-Суперэго (сознание), Эго (предсознание), Ид (бессознательное).

Эго считается центром личности, в Суперэго содержатся этические нормы и моральные принципы, следовательно, сознание всегда субъективно. Ид состоит из физиологических инстинктов и побуждений. Здесь возникают потребности, которые контролирует Супер эго. Если потребность удовлетворяется, она переходит в опыт, если нет, в Эго происходит конфликт, и неудовлетворенная потребность вытесняется в область бессознательного. Чаще всего блокируются потребности в отношении агрессии и секса, становятся источником возникновения невроза. Конфликты, неразрешенные в детстве, могут привести к патологическому поведению в зрелом возрасте. Две основные потребности – Либидо (стремление к жизни, в т.ч. и через сексуальное удовлетворение) и Мортидо ( стремление к смерти).

Если потребности не удовл., психика ищет механизм психологич. защиты.

8. Защитные механизмы сознания по Фрейду.

Механизмы Психологической Защиты — способ психики защититься от осознания невыносимой реальности, когда Эго сопротивляется осознанию истинных, вытесненных из сознания мотивов, ставших настоящими причинами неврозов.

  1. Агрессия ( проявляется с младшего возраста) – это ответная реакция на фрустрацию. Может быть направлена на внешний мир (агрессивное, вызывающее поведение), или внутрь себя (аутоагрессия, ее самый негативный выход – суицид. Пример: дети – могут биться головой, подростки – порезы на руках.) По эффективности А. бывает конструктивной (напр. на достижение значимой цели), и деструктивной (напр. на бессмысленное разрушение).
  2. Репрессия – подавление своих желаний, блокирование потребностей ( мне это не нужно).
  3. Эскапизм – уход от проблемы, от фрустрирующей ситуации путем игнорирования ( ты мне даже не рассказывай).
  4. Регрессия – переход под действием фрустрации на более упрощенную модель поведения ( ребенок не отпускает маму , взрослый уходит в зависимость – от другого человека, от алкоголя, наркотиков.)
  5. Рационализация – самый слжный и часто используемый метод – объяснение своего поведения не истинными, а оправдывающими мотивами. Блокирование своих потребностей (сто раз делали замечание, и в 101 раз скажу то же самое, хоть меня и не слышат).
  6. Сублимация – творческий процесс – переход с нерешаемого на более доступный вид решения проблемы. ( Деструкт.- родители наказали старшего, он стукнул младшего. Конструкт. – произведение искусства как результат неразделенной любви).
  7. Проекция – перенос собственных неосознаваемых мотивов на объяснение поступков других людей.
  8. Аутизм – уход в себя, снижение общительности до минимума. Неустойчивая самооценка – путь к невротизации ( У меня не получится).

9.Основные техники классического психоанализа.

9 стр., 4448 слов

Методы диагностики, обработки и анализа данных

Обоснование актуальности. Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Ежегодно растёт количество ВИЧ-инфицированных, рождаются ВИЧ-инфицированные дети, наркотики и алкоголь становятся частью молодёжной культуры. Актуальности данной проблемы ...

Метод психоанализа – это процесс осознания. Основные техники:

1этап . Анализ бессознательного.

Задача психотерапевта: Установить, что является причиной невроза.

  1. Метод свободных ассоциаций. Терапевт анализирует представления, мысли и воспоминания пациента, которые свободно и спонтанно возникают у него во время сеанса терапии. Это повторяется многократно. Пациент лежит на кушетке, терапевт сидит вне поля зрения клиента. Фрейд не позволял изменять методику. Он сделал бессознательное научным термином. Сейчас пациент может сидеть в кресле. Также существуют групповые занятия. Ввела групповой метод Карен Хорни, эта форма немного легче, чем индивидуальная терапия.
  2. Анализ случайных продуктов деятельности – оговорок – выход бессознательного, того, что больше всего связано с проблематикой пациента.
  3. Техника переноса (трансфера) и контрпереноса. Перенос – это перенесение чувств, которые испытывает пациент к кому-то из своих близких, на психотерапевта. Контрперенос – это эмоциональный ответ терапевта на перенос пациента. В процессе терапии терапевт просит пациента перенести его чувства к значимому для пациента человеку на терапевта, и интерпретирует: « Когда Вы мне это говорите, я чувствую, что…» или «Вы хотите вызвать у Вашего ( мужа, отца ) чувство гнева ( зависти, раскаяния)?» Важно, чтобы проблемы терапевта в реальной жизни не совпадали с проблемами клиента, иначе это будет затруднять работу.
  4. Анализ сновидений. Сон – это чистый выброс бессознательного. С точки зрения Фрейда, во снах через скрытые символы и образы проступает мужское и женское начало, проявляется блокирование сексуальных потребностей. Он находил в сновидениях пациентов истинные причины невроза, вызванные событиями из прошлого, вытесненные из сознания в область бессознательного.

2 этап. Интерпретация. Собрав материал, терапевт объясняет (интерпретирует) пациенту неосознаваемые им аспекты переживаний и действий . Демонстрирует логику между причиной невроза и сегодняшним состоянием(неврозом).

5 стр., 2224 слов

Личность в концепции трансакционального анализа Э Берна

Личность в концепции трансакционального анализа Э. Берна Реферат по психологии План 1.     Структура личности по Э. Берну 2.     Трансакционный анализ Заключение Литература Структура личности по Э. Берну В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры - в достижении ...

Чаще всего проблемы идут из детства.

3 этап. Инсайт . Озарение, понимание пациентом своего невроза. Выход из инсайта – катарсис (облегчение через переживание).

10.Основные положения психоанализа К. Г. Юнга.

11. Понятие о коллективном бессознательном.

12. Основные характеристики и архетипы по К.Г. Юнгу.

К. Г. Юнг был учеником З. Фрейда, но постепенно отошел от его теории и разработал свою. Основная идея – глубинный анализ личности.

Юнгианский анализ – направление аналитической психологии. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а находится внутри коллективного бессозн-ого. Также ввел понятие « архетипов» — общих для разных народов и времен понятий о добре и зле, матери, отце, вожде, мифологических персонажах. Теория личности : взаимодействие 6 основных архетипов – Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Все они одновременно присутствуют в психике каждого человека, выполняя свои функции. Самость — организует и защищает целостность личности, здесь происходит координация и адаптация, взаимодействие между всеми архетипами. Персона – принятие самого себя, Эго – центр сознания, контроль и логика, Тень – центр индивидуального бессознательного человека, куда вытесняются желания и переживания, которые Эго считает несовместимыми с социальными стандартами. Анима и Анимус – понятия о том, какими должны быть «настоящие» женщина и мужчина. Невроз возникает в том случае, когда архетипы вступают в конфликт , либо один из архетипов полностью доминирует и подавляет другие архетипы. Например, человек не принимает себя таким, какой он есть, или хочет все контролировать и т. д. То есть Самость не справляется со своей задачей, возникает внутренний конфликт. Так же важно, куда направлена психическая энергия человека – на внешние объекты или действия –экстраверсия или вовнутрь себя – интроверсия.

13. Основные стадии и сущность метода психотерапии по К.Г. Юнгу.

В методике юнгианского анализа метод свободных ассоциаций по Фрейду трансформирован в метод направленных ассоциаций. К аналитической стадии добавляется синтетическая.

1 стадия – аналитическая. Это процесс осознания . Пациент с помощью психотерапевта старается признать , что истинные причины его невроза вытеснены в сферу бессознательного. Делится на этапы, первый – анализ бессознательного. Используется метод направленных ассоциаций, где психотерапевт предъявляет пациенту какие- либо стимулы, например, говоря определенные слова, сначала случайные, а затем все более близко связанные с проблемой пациента, а пациент говорит терапевту о своих ассоциациях, связанных с ними. Следующий этап – использование переноса и контрпереноса – терапевт использует эмоции как инструмент, но он транслирует не лично свои эмоции, а выступает как человек, обладающий эмоциями («Когда вы мне это говорите, я чувствую…( разочарование, злость, обиду…)»).

Другой этап – анализ сновидений с позиции архетипов. Есть ли конфликт между архетипическими образами во сне пациента? Доминирует ли какой-то один архетип?

2 стадия – интерпретация (толкование).

С помощью терапевта пациент осознает истинные причины своего невроза. Происходит инсайт – озарение, который заканчивается катарсисом (облегчением через переживание).

Важно, что в психотерапии терапевт подводит к катарсису, в отличие от психконсультирования, где ответственность лежит на клиенте.

3 стадия – синтетическая. Здесь используются понятия экстраверсии и интраверсии. Стоит выяснить, что важнее пациенту — социальное признание( «Хочу быть начальником»- экстраверт) или творческие и профессиональные успехи( интроверт).

4 стадия — Формирование и закреплении новых моделей поведения в тех ситуациях, которые ранее были психотравмирующими. Пациент переходит к самообучению, отделяясь от терапевта.

14. Основные положения индивидуальной психологии А. Адлера.

15. Понятие социальное чувство по Адлеру.

16. Понятие комплекс неполноценности.

Начинал как ученик Фрейда, затем основал собственную организацию – Ассоциацию индивидуальной психологии. Был предвестником гуманистической психологии. Но сам не являлся гуманистом. Основные принципы – холизм (принцип целостности- у человека есть и социальные потребности, и психические), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес и направленность на достижение цели. Ввел понятие «комплекс неполноценности». Считал, что он есть у каждого, формируется в детстве или в подростковом возрасте. В его основе – физические, интеллектуальные или религиозные субъективности. Считал, что это хороший генератор для достижения целей ( « Несмотря, на то, что у меня маленький рост, я смогу стать выдающимся политиком») – компенсация. Считал, что порядок рождения детей в семье влияет на развитие личности. Позиция ребенка в семье предполагает чувство неполноценности(у младшего меньше ответственности, старшие ревнуют к младшим, средние соперничают).

Социальное чувство – это врожденное стремление к себе подобным, к социуму, к взаимодействию с другими .Признак социального здоровья –желание самоутвердиться за счет своих знаний и умений в процессе взаимодействия с окружающими, в этом случае стремление к превосходству, которое так или иначе есть у всех, отражается в личностном росте. Невротическая реакция – наоборот, социальная зависимость (у экстравертов) или аутизация, желание самоутвердиться за счет подавления, унижения других( у интравертов) .

17. Сфера применения индивидуальной психологии А.Адлера.

Адлер сажает клиента в кресло. Психотерапия состоит из 3 этапов. Задача терапевта:

  1. Составить четкое представление об индивидуальном стиле жизни клиента, выяснить , в чем состоит его комплекс неполноценности. Нет смысла разрушать его – на его месте появится новый. Задача в том, чтобы помочь клиенту приять свой комплекс неполноценности ( «Это твоя индивидуальность»).
  2. Помочь клиенту развить и закрепить его социальное чувство. Проанализировать, насколько закреплено его стремление к превосходству и каким путем он его удовлетворяет. Выяснение стиля воспитания в семье, коррекция ошибок и устранение ложных целей.
  3. Передача самостоятельности клиенту, формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал. Основная техника – сбор психологического анамнеза клиента и подчеркивание его уникального стиля жизни.

18. Структура личности по Р.Ассаджиоли.

Был учеником Фрейда, не подвергал критике его метод. Считал, что если есть анализ( разъединение), то должен быть и синтез (соединение).

Объединил 2 стадии –анализ и синтез и создал теорию психосинтеза.

Структура личности:

— низшее бессознательное (близко к Оно у Фрейда, содержит низшие потребности).

— среднее бессознательное (предсознание)(инстинкты оформляются в осознаваемые навыки).

— высшее бес. ( супербессознательное)(потребности в творчестве, чувстве прекрасного).

— поле сознания( осознаваемая реальность,внутри- сознательное Я).

— сознательное Я(близко к Эго Фрейда .Нах-ся в центре сознания. Это осознание самого себя).

— высшее Я(внутри сознательного Я. Я идеальное, истинная сущность человека, оно неизменно).

— коллективное бессознательное (по принципу Юнга).

Невроз связан с нарушением или недостаточным принятием своего высшего Я. Психотерапевтический метод психосинтеза состоит в постижении своего Я идеального, и построении через это осознание гармоничного состояния и гарм. взаимодействия с миром в целом. Проблемы могут быть связаны:

с телом, с интеллектом, с эмоциями.

19. 20. Метод контроля и метод работы над элементами по Р.Ассоджиоли.

Согласно теории Роберто Ассоджиоли, в его методе психосинтеза выделяют три основных элемента личности: тело, интеллект и эмоции. Проблема пациента в том, что один из этих элементов начинает приниматься им за истинную сущность своего Я. Например, актриса или модель отождествляет себя со своим красивым телом, считая, что если красота и молодость уйдут, она потеряет смысл жизни. Иерархия нарушается, и начинается внутренний конфликт. Необходимо разотождествление ( мое истинное Я- не только мое тело, я еще и умная, опытная женщина, интересный собеседник и т.д. )Технические приемы: терапевт просит пациента как можно подробнее описать каждую часть своей личности, затем в процессе терапии принять ее и найти между всеми частями личности взаимосвязи.

Помимо частей личности, Ассоджиоли выделяет субличности. Субл. – это целостный образ восприятия себя в определенной ситуации( мужчина – сын, муж, отец, начальник или подчиненный).

У каждого человека много субличностей, чем их больше, тем его жизнь богаче. Существует определенная иерархия суб-тей. Если все они мирно соседствуют в одной личности, человек психически здоров. При невротизации одна из субличностей принимается за истинное Я или начинается конфликт между ними. Работа психотерапевта:

  1. Если 1 субл. воспринимается как истинное Я:разотождествить, выявить иерархиюклиента и расставить приоритеты( В первую очередь я-…).
  2. Если суб-ти вступили в конфликт, во главу ставится самая стабильная. Будучи в этой роли, можно разобраться с конфликтными суб-ми.
  3. Если истинное Я утрачено вследствии стрессовой ситуации, его необходимо сформировать – имиджетерапия -4 ступени:1.Выбор идеальногоЯ с учетом экстра- или интравертированности пациента.2. Конструктивное использование всех энергоресурсов(комплекс неполноценности).Происходит высвобождение энергии, которая отнималась на подавление нереализованных потребностей, желаний, эмоций.3. Дополнение недостающих или недостаточно развитых субл-тей. Используется самовнушение и тренировка недостающих качеств.4.Гармонизация структуры личности. Четкая иерархия субл-тей в соответствии с выбранной моделью.

21.Основные принципы бихевиоризма и поведенческой терапии.

Основатели: Джон Уотсон и Бернард Скиннер, в начале 20 века в США, в противовес психоанализу. Основана на теории условного рефлекса Павлова. В основе лежит формула S –R(стимул – реакция) – оперантный подход. Осн. зона работы – страхи, фобии. Структура личности – набор паттернов (образцов) поведения. Адаптивность рассматривается как адекватность поведения, чем больше набор паттернов, тем выше адаптивность. Например, проблемы с поведением часто возникают у подростков, т.к. у них мало опыта. Неадаптивное поведение ( невротизация) возникает вследствие функций самообмана, называемых объяснительными фикциями. Это : автономия, достоинство ,творчество. (А я буду делать так, как я хочу, и мне все равно, что за этим последует).

Невроз характеризуется неадекватным (неадаптивным) поведением. Здоровая личность – высоким уровнем адаптивности. Методики – все тренинги, метод жетонов Айзнека (примен. для подкрепления больных с сильными психич. расстройствами – за правильное поведение получают жетоны) , методика Вольпе – работа с фобиями (1. Составить список пугающих ситуаций – от меньшего страха к большему.2.Обучить пациента релаксации, вызывать чувства, противоположные страху.3. Поэтапно предъявлять пугающие стимулы(сначла в воображении , затем реально) в сочетании с релаксацией(Сейчас вы зайдете в метро, дышите спокойно…).

22. Основные принципы телесноориентированной терапии (ТОТ) В. Райха. 23. Понятие о мышечном панцыре.

ТОТ- психодинамическое направление. В основе лежит теория психоанализа Фрейда. Основатель ТОТ –Вильгельм Райх, врач, ученик Фрейда. Во время работы в военном госпитале пришел к выводу, что неврологические заболевания можно лечить по типу обратной связи: вылечить тело – вылечить психическое заболевание. Ввел понятие «Психосоматика». Психосоматич. Заболевание – проявляется на уровне соматики( в теле), но причиной тому психологич. дисфункция. Считал, что существует энергия, которая в здоровом организме свободно движется по спирали вдоль позвоночника. Вследствии сильного или длительного стресса возникает мышечный зажим (панцырь) в определенной области тела. Снятие мышечных зажимов способствует обретению человеком комфорта и психического здоровья.

Области возникновения мышечного зажима:

1.Область глаз –мышцы лба и век (неподвижность мышц лба, пустое выражение глаз) – проблема: визуальный страх(например, ужасы войны, травма от увиденного).

2. Область рта — мышцы орального сегмента,подбородка, горла и затылка(слишком напряжены или слишком расслаблены челюстные мышцы) – проблема: неотреагированная вербальная агрессия.

3.Область шеи – глубокие мышцы шеи и языка( боль при глотании, «ком в горле») – проблема: неотреагированное чувство обиды.

4. Область груди – мышцы грудной клети, лопаток и рук (боли в руках, слабость, сложности с грудным дыханием) – проблема: неотреагированная физическая агрессия.

Психотерапия экзамен Ответы — Стр 2

5.Область диафрагмы – грудь, диафрагма, мышцы внутренних органов,селезенка, легкие, сердце(боли в этих областях, межреберная невралгия; выдохнуть труднее, чем вдохнуть) – проблема: неотреагированные страсти, сильный гнев.

6.Область живота – широкие мышцы живота и спины (проблемы ЖКТ) – проблема: страх смерти.

7. Область таза – все тело ниже пояса(боли в пояснице, ногах, области таза) – проблема: сексуальные проблемы, сдержанный гнев.

Для лечения каждой из областей разработаны спец. Упражнения по снятию зажимов ( дыхательные, напряжение и расслабление мышц, иммитация крика, плача, рвоты, массаж).

24. Виды и классификация ТОТ.

1.Вильгельм Райх –Снятие мышечного панцыря.

2.Александр Лоуэн – Биоэнергетическая ТОТ. ( Глубокое дыхание, статичные позы с напряжением и расслаблением, словесные формулы).

3.Метод Фельденкрайса.(Осознание неэффективных физ. привычек и упр – ия по освобождению от напряжения, формирование естественных, красивых движений).

4.Метод Александера. (усовершенствование естественной нервно-мышечной энергии).

5. Ида Рольф — Рольфинг( или структурная интеграция).(Максимально глубокий массаж, форимрование правильного психологического ощущения себя).

6.Первичная терапия Артура Янова. (Пережить первичную боль, дать выход заблокированной энергии через крик, импульсивные движения).

7.Терапия, ориентированная на чувственное осознание.( Научиться отличать свои зажатые чувства и желания от навязанных, стандартных через медитацию.)

8.Восточные методы: хатха – йога (высвобождение энергии с помощью поз – асан), айкидо (гармония духа и тела через плавные, текучие движения, использование инерции движений соперника против него самого), тай-дзи-цуань (медленные движения).

25. Основные характеристики гештальтерапии.

Гуманистическое направление психотерапии.

Автор – Фриц Перлз считал, что для сохранения своего психического здоровья, гармонии чел-ку нужно осуществить свое «Я», т.е . реализовать свои потребности и наклонности, а если этого не происходит, то чел-к становится невротиком. Перлз считал, что психически здоровая личность – это целостная личность, хотя она состоит из множества частей. В процессе жизни мы утрачиваем части своей личности. Для того, чтобы сохранить свое психическое здоровье необходимо признать потерю частей интегрируя потерянные части в цельную личность, в этом и состоит одна из целей гештальттерапии. Гештальт терапевт помогает восстановить потерянные расщепленные части личности, тогда наступает гармонизация личности.

С т.з. Перлза здоровая личность, это личность, достигшая полного осознания себя, своих потребностей, целей. Только в этом случае чел-к может жить продуктивно.

Что бы разрешить проблему, выйти из тупика, чел-к должен оч. хорошо знать себя, свои возможности для того, чтобы преодолевать все внутр. преграды, но вместо этого люди прибегают к невротическим механизмам защиты, т.е не решают проблемы, а чел-к становится невротиком.

Задачи: 1) помочь пациенту осознать свои чувства здесь и сейчас, когда тебя спрашивают, что ты чувствуешь 2) помочь осознать пациенту его собственное поведение в настоящем 3) помочь клиенту- увидеть как он себя останавливает 4) помочь примирить полярности в человеке 5) помочь клиенту завершить гештальт – завершить незавершенные задачи прошлого

Техники:

1. метод пустого кресла

2. прием реверсии – клиенту предлагается роль противоположную той, которую он обычно демонстрирует, для того, чтобы снять защитный характер реагирования

3. прием усиления – предполагает усилить телесное напряжение или ощущение

4. использование ролевых игр, рисунков, танцев для облегчения провления неприятных чувств

5. работа со снами, фантазиями, мечтами

6. создание кругов (лучше использовать в групповой терапии) – клиент говорит о себе

7. конфронтация

Принципы:

1. здесь и сейчас

2. Я – Ты (клиента- побуждают обращаться к кому-либо)

3. преобразование вопросов в утверждения

30. Основные положения структуры личности по А. Маслоу.

Абрахам Маслоу – автор теории самоактуализации , гуманистический подход. Называл свою психотерапию «терапия для здоровых людей».

Подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, свобода личности. Выражается в самоуправлении и самоусовершенствовании. Структура личности: личность как единое целое. Человек – существо положительное и созидательное в своей основе. Выявил иерархию человеческих потребностй, известную как Пирамида Маслоу. Ее уровни(снизу вверх): 1. основа пирамиды – физиологические потребности(еда, сон,секс).2уровень – безопасность и защита.3 уровень – принадлежность и любовь. 4. Самоуважение. 5. Вершина пирамиды – самоактуализация. Развитие личности видел в продвижении вверх, от удовлетворения низшим уровнем к высшему, в личностном росте. 1и2 уровень называл дефицитарными мотивами, а 3,4 и 5 – мотивами роста. Считал, что мотивы роста удовл – ся, только если дефицитарные мотивы удоволетворены.( Если я сыт, то могу учиться.) И наоборот, спад ведет к патологии: апатии, отчуждению, депрессии, цинизму. Человек может не замечать, как искажается его ценностное развитие. Психически здоровой считал самоактуализурующуюся личность. Ее характеристики: реалистичное восприятие реальности, принятие себя и других, непосредственность и естественность, независимость, свежесть восприятия ,мистичность и интуитивность, демократичность, общественный интерес, философское чувство юмора,креативность. Задача психотерапевта: создать доброжелательную защищенную атмосферу для самоактуализации клиента: помочь осознать свой потенциал, поддержать и своевременно передать ему ответственность после достижения результатов.

31. Основные положения экзистенциальной психотерапии.

Экзистенция – это сущность, существование. Э. психотерапия — это один из видов гуманистической психотерапии, возникла на базе экзистенциализма, философского направления, произошедшего из творческого соединения идей науки и культуры. У истоков этого направления стояли Эрих Фромм, Виктор Франкл, Фриц Перлз . Одним из известных психотерапевтов –современников, работающих в этой области в США, является Ирвин Ялом. В центре внимания – целостная уникальная личность. По мнению В. Франкла, главное стремление человека – найти и понять смысл своего существования. Иначе человек ощущает пустоту, фрустрацию. Сторонники э. психотерапии считают, что обрести смысл жизни может каждый человек, независимо от пола, возраста, характера, интеллекта и окружающей среды. Эту способность В.Франкл называет самотрансценденцией, а путеводителем на пути обретения смысла жизни является орган смысла – совесть. Направление назвал Логотерапией. Задача терапевта: помочь клиенту выйти за пределы своего личного Я, переключиться на активное сотрудничество, помощь другим людям. Уйти от излишней рефлексии (болезнненного самокопания).

Применяются метод ы: дерефлексия (противодействие рефлексии) и пародоксальная интенция(намерение)- при преодолении неврозов навязчивых состояний и фобий (навязчивых страхов).

32. Характеристика основных рабочих терминов НЛП.

33. Понятие модальности, якоря и рефрейменга.

НЛП – Нейро- лингвистическое программирование. Основатели: Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, 70-е годы 20 века. Не имеет своей теории, но основана на гештальте и гипнозе Эриксона. Работа на поверхностном уровне. Основной метод взят из бихевиоризма: S-R (стимул – реакция).

Осн. понятие: ресурсное состояние(ресурс – это состояние бодрости, хорошего настроения).

Проблемное состояние — это состояние дискомфорта, то состояние, которое не хочет испытывать пациент. Якорь – это эмоциональное состояние, которое закрепляется по теории условного рефлекса через образ восприятия пациента.

Модальность – преобладающий канал приема информации. Ведущая модальность у каждого человека своя : зрительное, слуховое или кинестетическое восприятие. Задача терапевта: выявить модальность клиента, в соответствии с этим подстроиться к нему вербально или невербально, поставить якорь.

Рефрейминг – переформирование. Установка якоря: Шаг 1.Выявить ситуацию, в которой клиенту не хватает ресурса. Шаг 2. Определить ресурс(уверенность, спокойствие).

Шаг 3. Убедиться, что нужен именно этот ресурс . Шаг 4. Вспомнить ситуацию из жизни, когда обладали этим ресурсом наиболее интенсивно. Шаг 5. Определить, какой якорь ставить (визуальный, аудиальный или кинестетический).

Шаг 6. В воображении вернуться в состояние выбранного ресурса.