Архангельск Поморский государственный университет имени м.В.Ломоносова

Поморский государственный университет

имени М.В.Ломоносова

О.Е. Кузнецова

Психология и педагогика

Учебно-методические рекомендации

для студентов-заочников

факультета государственного управления

и менеджмента

2005

Автор: Кузнецова О.Е., ассистент кафедры психологии

ПГУ имени М.В.Ломоносова

Рецензенты: Соловьева Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ПГУ имени М.В.Ломоносова.

Маракушина И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики.

Работа содержит объяснительную записку (введение), планы семинарских занятий, задания для контрольных работ и методические рекомендации к написанию контрольных работ, список литературы по психологии и педагогике, вопросы к экзамену. Рекомендации

Разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Введение

На современного специалиста в области менеджмента, выпускника высшей школы возложен широкий круг обязанностей. Одна из наиболее приоритетных — подготовка персонала к выполнению производственных задач.

20 стр., 9913 слов

Личность менеджера. Психология и этика менеджмента

... этой ответственности. Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать личность менеджера, психологию и этику менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие ... характерны активные инновационные процессы, связанные с его демократизацией и гуманизацией, с введением вариативных учебных планов, нового содержания образования, различных форм его дифференциации, ...

Многоплановые вопросы профессиональной деятельности руководитель не может решать без учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик всех сторон профессиональной деятельности. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет руководителя.

Целью данного методического пособия является ознакомление студентов с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, касающимися психологии и педагогики, и оказание им помощи в самостоятельной работе при заочном обучении.

Курс психологии и педагогики призван углубить гуманитарное образование будущего специалиста и привить ему навыки, умения оценивать профессионально проблемы через призму психолого-педагогических знаний и использование их в управлении персоналом.

В структуру методического пособия входят следующие разделы:

1. Программа курса и тематическое планирование.

2. Планы семинарских занятий.

3. Задания для контрольных работ:

  • 1 вариант для студентов отделения государственного управления
  • 2 вариант для студентов отделения менеджмента и маркетинга Список литературы.

4. Вопросы к экзамену.

5. Список литературы

Раздел №1 Программа курса по дисциплине «психология и педагогика»

Программа курса составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 06100 0«Государственное и муниципальное управление» ( менеджер), 061100 « Менеджмент организации (менеджер), 061500 «маркетинг» (маркетолог), а также на основе учебной программы К.С. Абульхановой-Славской «Психология и педагогика», составленной для специальностей менеджер и маркетолог Московского Государственного Университета. Целью изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» является формирование научного мировоззрения, позволяющего осуществить системный подход и анализ предметов и явлений окружающего мира, повышение уровня профессиональной подготовки будущего специалиста-руководителя.

Задачи данной учебной дисциплины:

  • овладение системой знаний о различных психологических явлениях и закономерностях поведения человека, о принципах обучения и воспитания, а также о методах педагогического воздействия при обучении и воспитании персонала организации.
  • формирование интереса к овладению психолого-педагогическими знаниями;
  • стимулирование к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике будущих специалистов.
  • повышение общей гуманитарной культуры.

Программа акцентирует внимание студентов на психологических проблемах, непосредственно связанных с необходимостью учитывать особенности личности и межличностных отношений.

Объем курса: общее количество часов 80, из них 10 – лекционных, 10 — практических, 60 –самостоятельная работа.

Формы контроля: контрольная работа, экзамен.

Тематическое планирование курса

Название темы.

Всего

Лекции

Семинары

Сам.раб.

1

Психология и педагогика как учебная дисциплина. Основные направления и методы.

4

2

2

2

Проблема сознания в психологии.

8

4

4

3

Психика и организм

4

4

4

Понятие о деятельности. Деятельность и активность субъекта.

4

4

5

Потребности и мотивация деятельности.

6

6

6

Познавательная деятельность: ощущение и восприятие

6

6

7

Познавательная деятельность: внимание и воображение

6

6

8

Познавательная деятельность. Память и мышление.

4

2

2

9

Психология личности: Человек как индивид как личность и как индивидуальность.

6

2

4

10

Психология личности: Характер

4

2

2

11

Психология личности: Темперамент.

4

2

2

12

Воля. Волевые качества личности.

4

4

13

Психология малых групп и общения.

6

2

4

14

Педагогическая теория и методика обучения.

4

2

2

15

Воспитание: сущность, содержание, организация.

6

2

4

16

Психолого-педагогические основы самосовершенствования специалиста

4

4

Всего:

80

10

10

60

Содержание курса

Тема 1. Психология и педагогика как учебная дисциплина

Общая характеристика учебного курса. Факторы, обуславливающие интерес к проблемам психологии и педагогики. Предмет и объект психологии и педагогики. Круг вопросов, о которых должен иметь представление студент. Что он должен знать и уметь.

Основные понятия: объект, предмет психология, педагогика методологии.

Тема 2. Психология как наука и практика:

основные направления и методы психологического исследования

Особенности психологии как науки. Отличие научной психологии от житейских психологических знаний. Бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, акмеология, парапсихология.

Понятие метода психологического исследования. Методология и методики научного исследования. Виды экспериментов и их возможности. Наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности.

Основные понятия: бихевиоризм, психоанализ, акмеология, парапсихология, наблюдение, эксперимент, анкеты, интервью, психологические тесты, диагностические методы.

Тема 3. Психика человека

Психики и организм. Основные функции психики. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе. Мозг и психика. Соотношение сознания и бессознательного. Психологическая сущность самосознания. Концепции самосознания. Структура и функции самосознания. Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая сторона самосознания. Функции самосознания. Механизмы психологической защиты: агрессия, замещения, регрессия, вытеснение.

Основные понятия: сознание, самосознание, «Я», рефлексия, психологическая защита, агрессия, замещение, регрессия, вытеснение.

Тема 4. Личность, ее психологическая структура

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Личностный подход в педагогическом процессе. Структура личности. Личность как социальное качество человека. Активность личности. Потребность как источник активности личности. Мотивы и их виды. Самосознание личности. Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности. Уровень притязаний.

Формирование личности. Движущие силы развития личности, Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, активность личности, потребности, мотивы, цели, интересы, убеждения, уровень притязаний, фрустрация, самооценка.

Тема 5. Деятельность

Понятие о деятельности. Деятельность и активность субъекта. Потребности как источник активности. Потребности и мотивация деятельности. Единство сознания и деятельности. Структура деятельности.

Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Действие и движение. Освоение деятельности. Знания, навыки, умения.

Основные виды деятельности. Психологические компоненты трудовой деятельности,

Основные понятия: деятельность, активность, действия, операции, потребности, мотивы, цели, знания, навыки, умения, профессиональная деятельность.

Тема 6. Психологические свойства личности

Понятие о темпераменте. Основные свойства темперамента. Психические свойства, характеризующие темперамент. Типы темпераментов. Соматический и физиологический подходы к вопросу о темпераментах. Темперамент и трудовая деятельность. Понятие о характере. Знание характера — основа индивидуального подхода к человеку. Структура характера. Характер как проявление типичного поведения человека в типичных обстоятельствах.

Характер гармонический и дисгармонический. Понятие акцентуации. Типологии характера по К.Леонгарду, А.Е.Личко, Э.Фромму.

Акцентуации по Леонгарду. Гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный.

Методы исследования темперамента и характера.

Основные понятия: сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов; динамичность, реактивность, экстравертированность, интровертированность, лабильность, ригидность, характер, поступок, физиогномика, френология, гармонический и дисгармонический характеры, акцентуации.

Тема 7. Познавательная деятельность

Понятие об ощущении и восприятии. Виды ощущений. Общие свойства ощущений. Адаптация, синестезия, взаимодействие ощущений.

Основные свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.

Понятие о мышлении как высшей познавательной деятельности. Мышление и личность. Мышление в психологии и логике. Формы мышления. Мыслительные операции. Мышление и деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Проблемная ситуация и задача. Мышление и решение задач. Структура мыслительной деятельности.

Виды мышления. Методы изучения мышления.

Понятие о памяти. Память и деятельность. Виды памяти, процессы, условия прочного запоминания.

Понятие о внимании. Свойства и виды внимания. Расстройство внимания. Борьба с рассеянностью.

Основные понятия: внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

Свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение), рассеянность. Ощущение, восприятие, адаптация, сенсибилизация, синестезия, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Память. Виды памяти, процессы памяти, заучивание, сохранение. Мышление, мыслительные операции, процессы мышления, обобщение, проблемная ситуация.

Тема 8. Эмоциональная сфера личности

Понятия о чувствах. Роль чувств в практической и познавательной деятельности. Сигнальная и регулятивная функции чувств. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроения, стрессы. Когнитивный диссонанс. Динамика чувств. Классификация чувств по Додонову. Чувства и личность. Формирование чувств.

Основные понятия: чувства, эмоции, амбивалентность, аффект, стресс, настроение, когнитивный диссонанс, высшие чувства.

Тема 9. Общение

Понятие об общении. Роль общения в психическом развитии человека. Многоплановый характер общения. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникации. Средства и условия общения. Техника и приемы общения. Общение как взаимодействие. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.

Основные понятия: общение, коммуникативная, интеракивная, перцептивная стороны общения, вербальное общение, невербальное общение, коммуникация.

Тема 10. Психология группы и межличностные отношения

Общение как межличностное взаимодействие. Роль и ролевые ожидания в процессе общения. Общение как понимание людьми друг друга. Психологические механизмы восприятия человека человеком. Межличностная совместимость. Виды групп. Виды взаимоотношений в группе: гармоничные, противоречивые, конфликтные. Методы изучения групповых взаимодействий отношений.

Основные понятия: коллектив, группа, референтная группа, референтометрия, социометрия, психологическая совместимость, психологическая срабатываемость.

Тема 11. Педагогическая теория и методика обучения.

Дидактика: теория и практика обучения. Основные принципы дидактики, их реализация в практике обучения. Методы обучения и развитие личности. Групповые методы обучения. Основные понятия: дидактика, принципы дидактики, методы обучения.

Тема 12. Воспитание: сущность, содержание, организация.

Понятие воспитание, методы и приемы педагогического воздействия: убеждение, упражнение, стимулирование, контроль и оценка. Педагогические требования к применению методов воспитания. Основные понятия: воспитание, методы воспитания, убеждения, упражнения и т.д.

Тема 13. Психолого-педагогические основы самосовершенствования специалиста

Формы профессионального самосовершенствования: самовоспитание и самообразование. Основные направления самосовершенствования. Этапы процесса самосовершенствования. Самоконтроль и самокоррекция как условия успешного самосовершенствования. Развитие мотивации самосовершенствования специалиста в процессе жизнедеятельности. Пути актуализации побуждений самосовершенствования.

Основные понятия: самосовершенствование, самовоспитание, самообразование, самоконтроль, самокоррекция.

Раздел № 2 Планы семинарских занятий

Семинар № 1

Тема 7. Познавательная деятельность

Память и мышление

  1. Понятие память, виды памяти.
  2. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
  3. Общая характеристика мышления и его виды.
  4. Формы мышления, мыслительные операции.
  5. Решение задач.

Список литературы:

Айсмонтас Б.Б. «Общая психология: схемы» М., 2000.

Вуджек Т. Как создать идею.-СПб.,»Питер»,1997.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

Карпов А.В. Психология менеджмента.-М.,2000.-С.230,425.

Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.

Немов Р.С. Психология, т.1. – М., 1994.

Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,»Питер»,1997

Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.

Семинар № 2

Тема 6. Психологические свойства личности Темперамент

1.Понятие о темпераменте. Опишите теории темпераментов и назовите их авторов.

2. Физиологические основы темперамента. Учение Павлова о ВНД.

3. Типы темперамента.

4. Сравните свойства темперамента и выпишите их определения.

Т

Сензи-тивность

Акти-вность

Реакти-вность

Соотношение активность и реактивности

Темп реакции

Плас-тичность

Экстра-версия/интро-версия

Эмоцио-нальность

С

Х

Ф

М

5. Темперамент и деятельность. Влияют ли особенности темперамента на эффективность деятельности?

6. Темперамент и личность. Меняется ли темперамент в течение жизни?

Список литературы:

Айсмонтас Б.Б. «Общая психология: схемы» М., 2000.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.-М.,1988

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М.,1964.

Немов Р.С. Психология, т.1. – М., 1994.

Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,»Питер»,1997

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,1988

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.,1982.

Семинар № 3

Тема 6. Психологические свойства личности Характер и способности

1. Понятие о характере и чертах характера.

2. Сравните характер и темперамент.

3. Типология характера, акцентуация характера по А. Личко и К. Леонгарду.

4. Понятие способностей в психологии: характеристики способностей, задатки

и наследственность, одаренность, талант, гениальность.

Список литературы:

Айсмонтас Б.Б. «Общая психология: схемы» М., 2000.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.

Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию.-М.1988.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1988.

Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,»Питер»,1997

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,1988.

Семинар № 4

Тема 10. Психология группы и межличностные отношения Общение и малые группы

  1. Понятие и виды общения.
  2. Социальное восприятие.
  3. Понятие малой группы.
  4. Классификация и уровни развития малой группы.
  5. Сплоченность, совместимость, социально-психологический климат в малой группе.

Список литературы:

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1998.

Карпов А.В. Психология менеджмента. – М., 2000.

Крылов А.А. Психология.-М.,1999.

Немов Р.С. Психология. Т.1. – М., 1994.

Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986.

Самыгин В.И., Столяренко Л.Д. Психология управления.-М.,1997.

Семинар № 5

Тема 11-12. Педагогическая теория и методика обучения. Воспитание: сущность, содержание, организация.

  1. Воспитание: сущность, содержание, организация.
  2. Методы педагогического воздействия.
  3. Принципы обучения и воспитания.
  4. Методы обучения, применение методов обучения в современной организации.

Список литературы:

Абульханова К.А. Психология и педагогика. – М., 1998.

Вудкок Д., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.-М.,1991.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

Дубейковская Я.С. Стоп! Кадры. СПб., 1994.

Крылов А.А. Психология.-М.,1999.

Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна.-М.,1989. –С.92-97.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1997.

Самыгин В.И., Столяренко Л.Д. Психология управления.-М.,1997.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.

Раздел № 3 Задания для контрольных работ

В связи с введением государственных образовательных стандартов, по которым половина нагрузки учебного плана переносится в разряд самостоятельной работы студентов, предъявляются новые повышенные требования к ее организации. Целями самостоятельной работы является расширение и углубление знаний по определенным темам, а также развитие навыков анализа теоретических и практических проблем психологии и педагогики на основе изучения монографий, учебников и учебных пособий.

Самостоятельная работа студентов развивает творческое отношение к учебной деятельности, повышает ее эффективность и активизирует освоение учебного предмета. Темы курса, вынесенные на самостоятельное изучение, сопровождаются изложением содержания и списком дополнительной литературы. Для закрепления полученных знаний студента предлагается контрольная работа, содержащая упражнения и задания, выполнениекоторых способствует применению на практике полученных знаний, а также актуализации и развитию творческого мышления, которое необходимо для управленческой деятельности.

Целью работы является систематизация, закрепление и контроль знаний, полученных при самостоятельном изучении программы и на установочных лекциях. Каждое упражнение или задание относится к соответствующему разделу данной дисциплины. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо изучить соответствующий раздел в учебном пособии и предложенной дополнительной литературе. При выполнении задания требуется:

  • проанализировать поставленный вопрос;
  • осознать смысл выполняемых заданий;
  • ответить на вопрос и аргументировать свой ответ, опираясь на соответствующие психологические и педагогические теории (добиваться четкости и конкретности в формулировках своих мыслей).

В контрольной работе студент-заочник должен показать умение обобщать психолого-педагогические знания, увязывать их с жизнью и использовать на практике, применять полученные знания для поиска ответа. Кроме того, студенту необходимо научиться стройно аргументировать и излагать свои мысли, обосновывать свой ответ и показать свое понимание задания или вопроса. Студент–заочник должен овладеть научным аппаратом при написании текста контрольной работы. При написании контрольной работы отбор необходимой литературы осуществляется самостоятельно. В список использованной литературы включаются учебники, учебные пособия, справочные издания, монографии, журнальные статьи.

Контрольная работа должна быть сдана на кафедру психологии в установленные учебным планом сроки (не позднее, чем за месяц до начала сессии).

При несоблюдении указанных правил, работа не зачитывается.

После получения рецензии срок защиты контрольной работы устанавливается деканатом. На защиту студентом контрольной работы отводится 15 минут.

Контрольная работа оценивается по системе «зачтено» — «незачтено». Если работа получила оценку «незачтено», студент не допускается к сдаче экзамена.

Требования к оформлению контрольной работы:

  • Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии со стандартами, принятыми на факультете ГУиМ.
  • Основная часть включает в себя полный текст задания и ответ. Задания выполняются в том же порядке, который указан в контрольной работе.
  • Ответ на задание должен содержать полную аргументацию, выполненную на основе научных психолого-педагогических знаний, полученных на лекциях и при самостоятельной работе с литературой. Ответ на вопрос не должен превышать более 1-2 страниц.
  • Каждый ответ сопровождается ссылкой на использованную литературу. Ссылки указываются в квадратных скобках после ответа.
  • В конце работы прилагается список использованной литературы в алфавитном порядке.
  • Шрифт Times New Roman, кегль 14, отступы – 20мм.

Контрольная работа №1 (для студентов отделения муниципального и государственного управления)

Задание №1

Тема «Предмет психологии»

Выберите наиболее правильные и полные суждения о психологии и прокомментируйте их.

1. Психология – это наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированиемнервных процессов головного мозга.

Задание №2

Тема «Сознание: самосознание»

Напишите определение самосознания и его функций.

Какие особенности поведения демонстрирует человек с завышенной самооценкой, и какие с заниженной самооценкой?

Задание №3

Тема «Ощущения»

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:

А) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

Б) Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

Задание №4

Тема «Внимание»

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?

В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный — сразу две правой и левой руками.

Задание № 5

Тема «Воображение»

Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизации) использованы для создания образов творческого воображения.

А) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы и т.д.

Б) Поглядел богатырь в руку правую,

Увидал тут Илью Муромца.

Он берет Илью за желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырскоей…

(«Илья Муромец и Святогор»)

Задание № 6

Тема «Эмоции»

Определите к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, страсть, стресс, фрустрация, чувства, эмоции, депрессия) относится описываемое переживание. По каким признакам это можно установить?

А) Во время прохождения аттестации сотрудник не может справиться с простой задачей. Говорит, у него какое-то странное состояние: все забыл.

Б) В условиях нерешенной задачи у испытуемого чрезмерно повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, тер руки и лицо. Движения, прежде, точные и осторожные, стали сильными и размашистыми. Испытуемый стал высказывать затруднения вслух, сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен.

Задание № 7

Тема «Темперамент»

1. Укажите особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика:

Повышенная активность, длительная работоспособность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гипресензитивность.

2. Как эти особенности влияют на деятельность каждого типа темперамента?

Задание № 8

Тема «Характер»

Сравните характер и темперамент и заполните таблицу.

Характер

Темперамент

Определение

Свойства

Формирование

Проявление

Структура

Типы

Задание № 9

Тема «Личность»

А) Напишите несколько определений личности, которые дают разные психологи, и сравните их.

Б) Выделите особенности, которые отражают поведение человека как индивида и как личность. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, трудолюбие, большая эмоциональная возбудимость, высокая сенсорная чувствительность, аккуратность.

В) Какими личностными качествами должен обладать управленец?

Задание № 10

Тема «Способности»

Напишите ваше предположение о структуре общих и специальных способностей, необходимых для успешного освоения вашей специальности.

Задание № 11

Тема «Общение»

Можно ли считать данный диалог примером делового общения? Почему? Какие виды общения Вы знаете?

« Руководитель учреждения вызвал к себе начальника отдела:

— Я решительно заявляю, что Вы абсолютно неверно обосновываете необходимость реорганизации Вашего отдела.

— Но почему?

— Вас никто не просил выступать с подобными предложениями.

— Ну и что же? У меня давно зрела эта идея, она представляется мне вполне рациональной…

— Мало ли что Вам представляется. Мне лично все это совершенно не понятно.

Задание № 12

Тема «Психология малой группы»

А) Выберите из перечисленного списка то, что на ваш взгляд, делает группу группой.

Доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, внутригрупповой конфликт, власть лидера, интимность, чувство «Мы», жажда безопасности, комплекс неполноценности, эмпатия, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, избегание одиночества, зависимость, страх, взаимодействие, общая мотивация, чувство принадлежности к группе, тенденция к подчинению, общие нравственные ценности.

Б) Чем отличаются формальные и неформальные группы? Почему управленцу необходимо знать особенности неформальных групп?

Задание №13

Тема «Педагогика»

А) Кроме классических принципов обучения в последнее время появился ряд новых принципов. Какие из них вы знаете, и какое значение имеет их применение для обучения персонала в организации?

Б) Сформулируйте правила применения такого метода педагогического воздействия как беседа с подчиненным.

В) Как бы вы поступили в следующих случаях? Аргументируйте свой ответ.

  • Юноша направлен на работу в цех. Есть два свободных места. Одно в бригаде, где работают опытные , кадровые рабочие. Другое – в молодежной бригаде. Юноша просится в молодежную бригаду. Удовлетворите ли вы его просьбу?
  • Мастер работал до глубокой ночи: срочно требовалась продукция. Начальник цеха утром проводил совещание, на которое мастер опоздал. Начальник цеха был возмущен и резко высказался по его адресу. Допустил ли ошибку начальник цеха? Какую? Как бы вы поступили? Какие правила применения наказания вы знаете?

Контрольная работа №2 (для студентов отделения менеджмента и маркетинга)

Задание №1

Тема «Предмет психологии»

Выберите правильный вариант ответа:

Бихевиоризм: а) опирался на схему S > R; б) превратил психологию в науку без психики; в) ввел понятие научения; г) ввел идеи установки.

Классический психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом бессознательные влечения человека; в) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности; г) ввел в психологию «метод свободных ассоциаций»

Гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в отводит главнуюроль индивидуальному опыту.

Задание №2

Тема «Сознание: бессознательное»

Какие механизмы психологической защиты Вы знаете? Напишите их определения.

Покажите положительные и отрицательные моменты действия механизмов психологической защиты.

Задание №3

Тема «Восприятие»

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия:

  1. Субъективное отражение внешнего мира;
  2. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;
  3. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;
  4. Результат совместной деятельности ряда анализаторов;
  5. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;
  6. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;
  7. Искаженное отражение окружающего мира;
  8. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;
  9. Отражение законов природы и общества;
  10. Отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.

Задание №4

Тема «Внимание»

Какие условия возникновения непроизвольного внимания покупателя необходимо учитывать при оформлении витрины торгового отдела? Чем отличается непроизвольное внимание от произвольного?

Задание № 5

Тема «Воображение»

Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизации) использованы для создания образов творческого воображения.

А) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы и т.д.

Б) « …старый старичок:

Худой как зайцы зимние;

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые длинные

И – разные глаза…

(Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)

Задание № 6

Тема «Эмоции»

Определите к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, страсть, стресс, фрустрация, чувства, эмоции, депрессия) относится описываемое переживание. По каким признакам это можно установить?

А) Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы – куда девался их задор и одержимость.

Б) Сотрудник К. рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет вылить ее на других. Из-за этого возникают ссоры и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Задание № 7

Тема «Темперамент»

1.Укажите особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

Бодрое повышенное настроений, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, малая активность, спокойное настроение, терпеливость, сосредоточенность внимания, невыразительностьречи.

2. Как эти особенности влияют на деятельность каждого типа темперамента?

Задание № 8

Тема «Характер»

Сравните характер и темперамент и заполните таблицу.

характер

Темперамент

Определение

Свойства

Формирование

Проявление

Структура

Типы

Задание № 9

Тема «Личность»

А) Выделите особенности, которые отражают поведение человека как индивида и как личность. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, подвижность, быстрый темп деятельности.

Б) Какие личностные качества необходимы, на ваш взгляд, представителям вашей профессии? Обоснуйте свой ответ.

Задание № 10

Тема «Способности»

Напишите ваше предположение о структуре общих и специальных способностей, необходимых для успешного освоения вашей специальности.

Задание № 11

Тема «Общение»

Составьте психологический портрет героя художественного произведения, кинофильма:

Опишите главного героя (телосложение, особенности мимики, жестов, позы, голоса, интонации).

Как внешность человека передает его внутреннее состояние. Каково соотношение его вербальных и невербальных средств общения? Есть ли между ними рассогласованность?

Задание № 12

Тема «Психология малой группы»

А) Выберите из перечисленного списка то, что на ваш взгляд, делает группу группой.

Доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, внутригрупповой конфликт, власть лидера, интимность, чувство «Мы», жажда безопасности, комплекс неполноценности, эмпатия, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, избегание одиночества, зависимость, страх, взаимодействие, общая мотивация, чувство принадлежности к группе, тенденция к подчинению, общие нравственные ценности.

Б) Чем отличаются формальные и неформальные группы? Необходимо ли руководителю налаживать контакт с неформальным лидером?

Задание №13

Тема «Педагогика»

вы А) Кроме классических принципов обучения в последнее время появился ряд новых принципов. Какие из них вы знаете, и какое значение имеет их применение для обучения персонала в организации?

Б) Какие активные методы обучения применяются в современных организациях, и с какой целью?

В) Как бы Вы повели себя в данной ситуации? Аргументируйте свой ответ

  • На сегодняшний день вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы задержались дома, и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет вас.
  • Вас назначили начальником отстающего отдела. Вы изучили сложившуюся здесь обстановку, и решили собрать собрание. Надо подготовиться к выступлению пред ним. Как его построите?

Раздел № 4. Методические рекомендации для подготовки к тестовому экзамену по курсу «Психология и педагогика»

Экзамен проводится в соответствии с образовательным Госстандартом по психологии и педагогике в тестовой форме. Она позволяет определить, насколько полно, точно и глубоко студент усвоил основные понятия изучаемой дисциплины.

Экзаменационный тест состоит из вопросов и заданий. Вопросы содержат четыре варианта ответов, из которых студенту необходимо выбрать один. Задания предполагают развернутый ответ на предложенный вопрос. Для подготовки к тестовым экзаменам необходимо изучить основные разделы и темы программы, обращая внимание на четкое понимание определений, основных категорий и понятий каждого раздела. При подготовке к экзамену рекомендуется пользоваться атласами по психологии и педагогике, сборниками схем и таблиц, указанными в списке литературы. Это позволит лучше систематизировать усвоенный материал. Успешное написание теста зависит от того, насколько хорошо студент разобрался в содержании разделов и тем программы, для этого необходимо проработать предложенные учебные пособия. Примерный перечень вопросов поможет студенту сориентироваться в содержании тем, которые будут предложены на экзамене.

Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с требованиями Госсстандарта.

Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. В тестовых заданиях в 0.5 баллаоценивается краткий ответ на вопрос и в 1 балл развернутый ответ. Оценки за выполнение экзаменационного теста определяются в соответствие с количеством баллов, набранным студентом.

Примерный перечень вопросов

  1. Предмет и задачи психологии и педагогики.
  2. Методы психологического исследования.
  3. Основные направления психологии.
  4. Возникновение и развитие сознания.
  5. Проблема бессознательного в психологии.
  6. Самосознание: самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  7. Понятие о мотивации и мотивационной сфере личности.
  8. Понятие деятельности, структура и виды.
  9. Ощущение как простейший психический процесс.
  10. Понятие о восприятии, свойства восприятия.
  11. Социальное восприятие.
  12. Понятие памяти и ее виды.
  13. Процессы памяти.
  14. Понятие внимание, свойства внимания и виды.
  15. Общая характеристика мышления и его виды.
  16. Формы мышления, мыслительные операции и решение задач.
  17. Общая характеристика воображения и его виды.
  18. Человек как индивид, как личность и как индивидуальность.
  19. Воля и волевые качества личности.
  20. Понятие об эмоциях и чувствах.
  21. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, фрустрация.
  22. Понятие способностей, общие и специальные способности в управленческой деятельности.
  23. Понятие о характере и чертах характера.
  24. Типологии характера.
  25. Понятие о темпераменте и его свойствах.
  26. Темперамент и деятельность, темперамент и личность.
  27. Современные теории личности.
  28. Формирование и развитие личности.
  29. Направленность личности.
  30. Проблема личности в психологии.
  31. Формирование характера.
  32. Творческое мышление и воображение.
  33. Речь и его функции, виды речи.
  34. Понятие и виды общения.
  35. Понятие малой группы, размер, классификация.
  36. Сплоченность, совместимость и социально-психологический климат в малой группе.
  37. Методы обучения.
  38. Принципы обучения и воспитания.
  39. Методы педагогического воздействия: убеждение, упражнение, приучение.
  40. Методы педагогического воздействия: поощрение и наказание, контроль и оценка.

Примерные тестовые задания

1. Метод психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, где условия могут быть изменены, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего и называется

А. — эксперимент

Б. – наблюдение

В. – опрос

Г. – тест

2. Бессознательное является предметом изучения следующего напрвления психологии

А. – бихевиоризм

Б. – психоанализ

В. – гештальтпсихология

Г. – гуманистическая психология

3.Свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях называется

А. – целостность

Б. – избирательность

В. – константность

Г. – предметность

4. Процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможностей их воспроизведения, называется

А. – запоминание

Б. – сохранение

В. – забывание

Г. – воспризведение

5. Понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения

А. – персонализация

Б. – напрвленность

В. – ожидание

Г. – индивидуальность

6. Человек, который отличается высоким уровнем психической активности, быстрым темпом, склонен к сменам настроения, подвержен эмоциональным вспышкам, по типу темперамента является

А. – сангвиник

Б. – холерик

В. – флегматик

Г. – меланхолик

7. Обучение мыслить на теоретическом и методологическом уровне, оснащение обучаемых формах и методам самостоятельного добывания знаний является принципом обучения

А. – наглядности

Б. – развивающего обучения

В. – доступности

Г. – последовательности

8. Метод педагогического воздействия, при котором воспитанники планомерно организованно выполняют различные действия с целью формирования личности, называется

А. – убеждение

Б. – поощрение

В. – наказание

Г. – упражнение

9. К какому виду средств обучения относится учебный видеофильм

А. – словесный

Б. – техническое средство обучения

В. – практический

Г. – поисковый

10. Что не относится к принципам воспитания

А. – гуманизм

Б. – индивидуальный подход

В. – воспитание через коллектив

Г. – непостоянство требований

Раздел № 5 Список литературы

Основная литература

Петровский А.В. Общая психология.-М.,1976.

Подласый И.Г. Педагогика.-М.,1996

Психология и педагогика .-Под ред.К.А.Абульхановой.-М.,1998.

Психология: словарь./Под ред. А.В.Петровского.-М.,1990.

Радугин А.А. Психология и педагогика.-М.,1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.,»Питер»,1997

Айсмонтас Б.Б. «Общая психология: схемы» М., 2000.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986.

Карпов А.В. Психология менеджмента.-М.,2000.-С.230,425.

Немов Р.Л. Психология.-М.,1999.-Т.1.

Дополнительная литература

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1998.

Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-

Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. М., 1995.

Вуджек Т. Как создать идею.-СПб.,»Питер»,1997.

Вудкок Д., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.-М.,1991.

Галин А.О. Личность и творчество.-Новосибирск,1989.

Гапонин В.Г., Сидоров Г.И. Руководство по самоменеджменту.-СПб.,1996.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.-М.,1988

Годфруа Ж. Что такое психология?-М.,1992,-Т.1

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.,ЛГУ,1984

Дубейковская Я.С. Стоп! Кадры. СПб., 1994.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.-М.,1983.

Крылов А.А. Психология.-М.,1999.

Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.

Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов.-М.,1993.

Ли Якокка Карьера менеджера.-М.,1996

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983.

Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М.,1964.

Орлов А.Б. Личность и сущность.- »Вопросы психологии»,1995,№2

Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна.-М.,1989. –С.92-97.

Первин Л.А., Джон П. Психология личности.-М.,2001.

Самыгин В.И., Столяренко Л.Д. Психология управления.-М.,1997.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,1988.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.,1982.

Хрестоматия по психологии: ощущение и восприятие.-.,МГУ,1976.

Хрестоматия по психологии: память.-М.,1996.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.,1998.

Оглавление

Введение стр.

Раздел №1 Программа курса по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 3

Раздел № 2 Планы семинарских занятий 5

Раздел № 3 Задания для контрольных работ 7

Раздел № 4. Вопросы к экзамену по курсу «Психология и педагогика» 12

Раздел № 5 Список литературы 13

15