Мотивация, имидж и менталитет государственного служащего

Содержание

Введение

. Взаимосвязь менталитета и имиджа госслужащего

.1 Понятие менталитета

.2 Структура менталитета госслужащего

.3 Профессиональный имидж госслужащего

. Мотивационная готовность и мотивационный менталитет госслужащего

.1 Мотивационная готовность

.2 Мотивационный менталитет

Заключение

Библиографический список

Введение

государственный служащий менталитет имидж

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении.

Менталитет госслужащего профессиональный — очерчивает целостность человеческого фактора в социально — правовой системе государственной службы и эксплицирует предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого — акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией.

К числу основных качественных характеристик общества принадлежит его ментальность. Менталитет всякого конкретного общества — сложный многослойный феномен, и далеко не каждый из его слоёв имеет значение.

Объектом данной работы является менталитет — как явление.

Предметом данной работы является особенности и закономерности формирования менталитета госслужащего.

Цель работы: изучить менталитет госслужащих в современной России.

Задачи данной работы:

. Выявить взаимосвязь менталитета и имиджа госслужащего.

. Изучить мотивационную готовность и мотивационный менталитет госслужащего.

Методологической основой данного исследования являются труды

Квасова И.И., (в книге рассматривается взаимосвязь системы социального управления, общественного мнения и культуры в обществе); Лукомского В.К., (основное внимание уделяется особенностям, закономерностям, форм проявления менталитета в России).

Методами контрольной работы являются метод анализа и синтеза, анализ учебной и научной литературы.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...

... работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью школы, направленную на формирование мотивационной готовности. Задачи исследования: 1.   Теоретически обосновать особенности формирования мотивационной готовности ... методики, направленные на выявление мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 3.   Разработать систему работы по ознакомлению детей ...

Этапы работы:

.Изучение научной литературы по теме исследования.

.Подбор материала.

.Работа над содержанием.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух пунктов, пяти подпунктов, заключения и библиографического списка.

1. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕНТАЛИТЕТА И ИМИДЖА ГОССЛУЖАЩЕГО

.1 Понятие менталитета

Деятельность и поведение современного человека несут на себе отпечаток социального наследования, детерминировано нормами, традициями, стереотипами сформировавшимися в процессе многовекового развития. Во многом эта специфика связана с историей и условиями жизни того или иного народа, всего человечества и проявляется в менталитете.

Важнейшие составляющие менталитета — характер, образ жизнедеятельности, этнопсихологические особенности — выступают сущностными ориентирами в работе госслужащего.

Основная форма закрепления естественного исторического развития в филогенезе — менталитет, а его результат — ментальности как частные проекции на индивидуальную и групповую психику, отражающие своеобразие жизнедеятельности, мировосприятия, мировоззрения, поведенческую специфику различных социально — исторических типов личности, отдельных социальных групп, популяционного социума в целом.

Под менталитетом принято рассматривать «совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно — нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности».

Современный интерес к ментальности свидетельствует о том, что общество желает вывести на поверхность сознания те чувства и представления, которые скрыты в глубинах коллективной памяти.

Менталитет обладает особым психологическим механизмом переноса этнонациональной идентификации, зарождающейся в глубинных слоях психики, который трансплантирует её «гештальт» в индивидуальное сознание в процессе социального наследования. Интериоризация этой проекции представляет собой результат присвоения личностью социокультурного наследия и осуществляется в процессе социализации.

Ментальность — это ситуативная, аспектная, фрагментарная проекция менталитета на индивидуальную и групповую психику, проявляющаяся в действиях, поступках, в интеллектуальной, эмоционально — волевой и духовно — нравственной сферах. Менталитет и ментальность соотносятся как общее и частное. Выявленная связь ментальности с бессознательными структурами психики и практическим мышлением определяет её значимость для имиджирования.

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...

... программы формирования профессиональных компетенций. В настоящее время большинство муниципальных служащих обладают недостаточным уровнем профессиональных компетенций в области организационно – управленческой деятельности, в ... отводится ключевая роль в развитии организации посредством создания системы корпоративных компетенций. Многообразие подходов к понятию "управленческая компетенция" ...

Ментальность, проявляясь в обыденной жизни, красноречиво демонстрирует значимость менталитета для всех основных сфер жизнедеятельности людей, высвечивает его своеобразие и по этой причине должно учитываться в процессе моделирования идеального (развивающегося) имиджа.

.2 Структура менталитета госслужащего

Структура менталитета может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

На акмеологическом уровне — через формирование системы профессиональных ценностей государственного служащего, обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью. На концептуальном уровне — через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительной деятельности, задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне — через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов по достижению ее целей, принятых решений. На рефлексивном уровне — через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур — обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне — через формирование системы профессиональных коммуникаций — обеспечение непосредственной презентации результатов осуществления деятельности партнерам по ее выполнению или потребителям ее продуктов. На информационном уровне — через формирование системы профессиональной документации — обеспечение фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности для специалистов данного профиля в системе государственной службы.

Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней образующих структуру менталитета выступает его центральный, рефлексивный уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней, их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора государственной службы как социально — правовой системы.

7 стр., 3041 слов

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем

... жизни рефлекторных реакций и отличаются индивидуальной специфичностью; . все виды условно-рефлекторной деятельности носят сигнальный предупредительный характер; . условно-рефлекторные реакции образуются на базе безусловных ... изучения, в том числе и такое направление, как физиология центральной нервной системы. Цель контрольной работы - раскрыть понятие теорий образования временных связей условного ...

Дальнейшая разработка предложенной рефлексивно — акмеологической концепции как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности государственной службы предполагает изучение ее менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой — как социально — деятельностно ориентированной рефлексии. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных уровневых аспектов. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы как: ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования; профессиональная, рефлексивная, коммуникативная, информационная компетентность и т. п. Одной из перспективных задач дальнейших комплексных исследований государственной службы при взаимодействии акмеологии, психологии, права и политологии является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития.

.3 Профессиональный имидж госслужащего

Профессиональный имидж госслужащего — важная составная часть имиджа. Интервальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере. Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.

Развитие человека как личности и субъекта деятельности открывает перед ним перспективы карьеры, профессионального признания, роста авторитета личности, выступает условием личностной и профессиональной самореализации.

Развитие личностных характеристик в процессе имиджирования — важное условие позитивного личностного роста, профессиональной успешности, возможности самореализации индивида.

Интерпретация полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения. Подтверждены положения о взаимосвязи имиджирования и самореализации. Однако существуют небольшие различия в оценках степени влияния личностно-субъектного фактора на самореализацию (в жизненной перспективе) и уровня своего духовно-нравственного развития в процессе имиджирования на степень жизненного успеха.

Чтобы уточнить это обстоятельство, потребовалось провести дополнительное исследование по осмыслению таких понятий, как самореализация и жизненный успех, и их связей с критериями профессиональной судьбы. Большинство респондентов отождествляют самореализацию и карьеру, треть — карьеру и жизненный успех, меньшинство — карьеру и профессиональную успешность.

Выявлена связь между имиджированием и самореализацией, определена специфика этой связи в оценках госслужащих. Они продемонстрировали высокую значимость карьерной мотивации в структуре жизненных целей. Высокую оценку значимости для успеха в профессиональной деятельности получили личностно — субъектный и духовно — нравственный факторы. Результативность профессиональной деятельности во многом зависит от уровня развития духовного, нравственного, акмеологического потенциала, связывают его повышение с развивающимся имиджем.

12 стр., 5703 слов

Профессиональный менталитет учителя

... внутреннего (психического) порядка.[ 13] Все это позволяет рассматривать феномен ментальности, профессиональный менталитет, менталитет учителя в динамической системе: деятельность - профессиональная деятельность, мотивы, ценностные ориентации, трансформация и динамика осознания социальной роли. И.Г. ...

Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.

2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ И МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

.1 Мотивационная готовность

Понятие мотивационной готовности всегда относится к деятельности и характеризуется нередко терминами «психическое состояние», «психический настрой», «психологическая установка». Аналогом понятия мотивационной готовности к осуществлению власти может выступать категория «мотивационно — целевого резонанса, понимаемая как совпадение личных целей (мотивов) деятельности служащего ГМУ с общественными, государственными целями.

Мотивационная готовность к управленческой деятельности может рассматриваться с разных сторон:

в качестве определения меры осознавания государственным и муниципальным служащим мотива «хождения во власть»;

в качестве углубленной мотивационной рефлексии как политической способности к эффективной управленческой деятельности, что является самой главной составляющей для оценки состояния мотивационной готовности в качестве решающего фактора профессионального роста.

Мотивационная готовность в ситуации усложнения, радикального обновления деятельности предполагает разрушение ранее сформированных стереотипов и шаблонов организационного поведения вследствие их полного несоответствия новым условиям. Следствием многообразия и трудности осознания происходящих перемен в условиях правовых, административных, экономических реформ является кризис мотивационного менталитета служащих ГМУ, который выражается в следующих деформациях служебного поведения:

отчужденность при необходимости включения в экстремальную социально- политическую ситуацию;

неготовность взять на себя персональную ответственность за последствия деятельности в регионе;

рассогласованность в отношениях между субъектами государственного и муниципального управления;

разрешение внутриличностного конфликта интересов в пользу индивидуально (корпоративно) — корыстного выбора.

Структура мотивационной готовности:

потребность и способность к полному включению в управленческую деятельность (преобладание рабочего мотивационного профиля личности служащего ГМУ над общежитейским);

6 стр., 2538 слов

Мотивация трудовой деятельности муниципальных служащих

... является муниципальная служба Российской Федерации. Предметом исследования является мотивация трудовой деятельности муниципальных служащих. Автор предполагает, что существует насущная необходимость переноса фокуса внимания на ... Психология о личности. МГУ, 1988, С.63. 10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. ...

потребность и способность к гибкому переформированию (рефреймингу) политического менталитета;

потребность и способность к принятию самостоятельных и обоснованных решений;

потребность и способность к достижению власти легитимным путем;

потребность и способность к национальной, государственной и региональной самоидентификации;

Понятие мотивационной готовности к эффективному управленческому действию означает наивысшую вариабельность и максимальную осознанность всех мотиваторов и способностей субъекта государственной (муниципальной) власти.

В качестве научной гипотезы мотивационная готовность к государственному и муниципальному управлению предстает в виде глубокого противоречия между настроенностью аппарата на ожидание перемен к лучшему и деформацией мотивационного менталитета (экономического, правового, нравственного, политического, религиозного и т.д.).

2.2 Мотивационный менталитет

Существует особая структура мотивационного менталитета государственного (муниципального) служащего.

По субъекту:

индивидуальный;

групповой (корпоративный);

общепрофессиональный;

государственный;

общечеловеческий;

По формам психического отражения:

вербальный (понятийный);

невербальный (образный).

По функциональному предназначению:

побуждающий;

селективный.

По глубине отражения:

обыденный (осознающий);

теоретический (понимающий);

философский (осмысляющий).

По сферам проявления:

когнитивный (знания);

оценочный (отношения);

6 стр., 2685 слов

Концепции формирования российского менталитета

... поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Менталитет часто противоречив, он образует специфические «вживленные образы», стереотипы мнений и действий. Он проявляется в предрасположенности индивидуума к ... изменения его образа жизни, социальных и культурных условий. 1.2 Факторы, определяющие тип менталитета Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках ...

коннативный (намерения).

По объекту управления:

государственный и муниципальный;

производственный;

инновационный;

финансовый;

маркетинговый;

информационный.

Индивидуально — типические особенности работников управленческого труда, определяют специфику отражения в их профессиональном самосознании компонентов структуры мотива управленческой действий и поступков. Необходимо выявить у служащих государственных и муниципальных служб и работников производственной сферы степень осознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков. Процесс осознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков у государственных и муниципальных служащих отличается большей частотой ссылок на внешние обстоятельства, чем у менеджеров производственной сферы.

Заключение

Под менталитетом принято рассматривать «совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно — нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности».

При этом структура менталитета государственных служащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Особенности профессионального имиджа госслужащго в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным.

Структура мотивационного менталитета подразделяется по формам психического отражения, по функциональному предназначению, по глубине отражения, по сферам проявления, по объекту управления, по субъекту.

В качестве научной гипотезы мотивационная готовность к государственному и муниципальному управлению предстает в виде глубокого противоречия между настроенностью аппарата на ожидание перемен к лучшему и деформацией мотивационного менталитета

Необходимо выявить у служащих государственных и муниципальных служб и работников производственной сферы степень опознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков.

Библиографический список

1. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский. — М.: Гардарики, 2007. — 272 с.

22 стр., 10801 слов

Тема 12. Социальные конфликты. Тема 1. Социология, ее место и ...

... материальных благ. Политология изучает процесс производства, распределения, обмена и использования государственной власти. Демография исследует процессы воспроизводства, плотности, миграции, длительности жизни людей, ... Парсонса, социология, в отличие от других общественных наук, рассматриваетсоциальные системы и общества «не как конкретную агрегацию взаимодействующих и проявляющих себя в поступках ...

. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие / Г.П. Зинченко. — СПб.: Вече, 2002. — 176 с.

. Квасова, И.И. Социология культуры. Учебное пособие / И.И. Квасова. — М.: изд-во РУДН, — 2005. — 211 с.

. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Климов. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 2000. — 512 с.

. Лукомский, В.К. Менталитет в России / Лукомский. — М.: Книга, 2003. — 234 с.

. Павленок, П.Д. Социология: учебник / П.Д. Павленок. — М.: Наука, 2003. — 198 с.

. Человек и общество: учебное пособие / под ред. Решетникова. С.В. — Минск, 2001. — 211 с.