Материалы к семинарским занятиям по возрастной психологии

Материалы к семинарским занятиям по возрастной психологии

Новорожденность. Младенчество.

Вопросы:

  1. Значение беспомощности новорожденного ребенка.-
  2. Врожденные рефлексы. —
  3. Критерии перехода от новорожденности к младенчеству (физиологические и психологические).

  4. «Комплекс оживления» и его значение. —
  5. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. —
  6. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. —
  7. Развитие сенсорной сферы, сензитивные периоды. Сенсорная депривация в данном возрасте (задержка развития).

  8. Интеллект ребенка до 1 года. —
  9. Развитие речи. —
  10. Воспитание младенца. —
  11. Дети, требующие специального ухода. —

Литература:

Авдеева Н.Н. Младенческий возраст. В кн.: Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Педагогика, 1990.

Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. / / Вопр. психол. 1996. № 4.

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М.: Педагогика, 1991.

Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.

Батуев А.С. и др. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985.

Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. — М.: Педагогика, 1982.

Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. / Под ред. Анцыферовой А.И. — М.:Наука, 1978.

Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. // Вопр. психол. 1985. № 6.

Исследование привязанности ребенка к матери //Вопр. психол. 1985. № 6.

Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. //Вопр. психол. 1994. № 3.

Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Любое издание.

10 стр., 4840 слов

Этапы становления и развития гендерного подхода в педагогике

... нарушение привычного гендерного порядка, взаимопроникновение гендерных ролей - сексуализация детей - гендерная революция - развитие гендерных исследований 5. – возникновение гендерной педагогики и форм её задач: - разработка теор основ ... Необходимость переосмысления места и роли женщины в разных сферах общественной жизни. Ломка традиционной системы стратификации (каждый уже не занимал определённое ...

Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991.

Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (Дневник бабушки).

// Вопр. психол. 1996. № 3.

Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия ребенка и матери. //Вопр. психол. 1994. № 6.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.

Мухина В.С. Игрушка как средство развития ребенка. // Вопр. психол. 1988. №2.

Развитие личности ребенка. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.

Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии. //Вопр. психол. 1997. № 5.

Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопр. психол. 1994. № 6.

Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. //Вопр. психол. 1995. № 3.

Субботский Е.В. Концепция Л.С.Выготского о высших и низших психических функциях и современное исследование познавательного развития в младенчестве. // Вопр. психол. 1996. № 6.

Уайт Б. Первые три года жизни. (Пер. с англ.) – М.: Педагогика, 1982.

Тема 2. Раннее детство. Кризис трех лет.

Вопросы:

  1. Общая характеристика и особенности психического развития ребенка на втором-третьем году жизни.
  2. Развитие прямохождения и его влияние на психическое развитие ребенка.
  3. Основные этапы развития речи. Закономерности речевого развития.
  4. Развитие предметной деятельности как основного фактора психического развития ребенка. Наглядно-действенное мышление.
  5. Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослым.
  6. Игровая деятельность в раннем детстве.
  7. Развитие когнитивных процессов и восприимчивость к обучению.
  8. Индивидуальные темпы развития в раннем детстве.
  9. Основные симптомы кризиса трех лет и их психологическое содержание (негативизм, строптивость, упрямство и др.).
  10. Ведущая деятельность и новообразования кризиса трех лет.
  11. Стратегии родительского поведения по отношению к детям трехлетнего возраста.
  12. Формирование личности и самосознания. Волевое поведение.
  13. Адаптация к дошкольному учреждению.

Литература:

Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. // Вопр. психол. 1996. № 4.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: 1982.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет. // Вопр. психол. 1987. № 5.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. // Вопр. психол. 1987. № 2.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995.

Трефилова Г.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. Х1Х в. — 20-е гг. ХХ в.) // Вопр. психол. 1997. № 5.

Тема 3. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Вопросы:

  1. Особенности предметной деятельности дошкольника. Когнитивное развитие.
  2. Личность дошкольника: усвоение нравственных норм, особенности самосознания, общение в дошкольном возрасте, первый социальный опыт.
  3. Игра как основная деятельность дошкольника, структура игровой деятельности.
  4. Теории игры в отечественной и зарубежной психологии.
  5. Значение игровой деятельности для психического развития дошкольника.
  6. Психокоррекционные возможности игровой деятельности.
  7. Продуктивные виды деятельности дошкольника (конструирование, рисование и др.)
  8. Основные эмоциональные характеристики дошкольников.
  9. Использование диагностических методик для выявления эмоциональных особенностей дошкольников.
  10. Нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, страхи, упрямство, агрессия и др.

Литература:

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: 1995.

Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопр. психол. 1988. № 6.

Житомирская И.Г., Орешкина Н.А. Сравнительное изучение умственных действий старших школьников. // Вопр. психол. 1991. № 3.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1993.

Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте. // Вопр. психол. 1991. № 3.

Кравцова Е.Е. Психологические образования в дошкольном возрасте. // Вопр. психол. 1996. № 6.

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Избранные психологические произведения. Т.1. — М.: педагогика, 1983.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

Менчинская Н.А. Страницы дневника развития дочери. //Вопр. психол. 1995. № 3.

Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию. // Психол. журн. 1992. Т.13. № 3.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: 1969.

Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопр. психол. 1984. №4.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

24 стр., 11627 слов

Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников

... определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная деятельность в свою очередь - «это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий ... и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. В связи с этим, ...

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, 1995.

Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. // Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. Детская психология. — М., 1982.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. — М., 1982.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1993.

Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1993.

Кряжева И.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.

Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб: Питер Пресс, 1996.

Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. — М., 1996.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка. — М.: Педагогика Пресс, 1995.

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. / Пер. с нем. — М.: Наука, 1995.

Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред. М.И.Буянова. — М.,1990.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. : Пер. с нем. — М., 1981.

Эмоциональное развитие дошкольников. / Под ред. Кошелевой. — М.,1985.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

Тема 4. Психологическая готовность к школьному обучению

Вопросы:

  1. Основные компоненты психологической готовности к школе.
  2. Вариативность образовательных программ и проблема школьной зрелости.
  3. Диагностика уровня психологической готовности к школьному обучению.
  4. Шестилетние дети в условиях школы.

Литература:

Готовность к школе: руководство практического психолога. — М., 1995.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

Диагностика умственного развития дошкольников. /Под ред. Венгера Л.А., Холмовской В.В. — М., 1978.

7 стр., 3426 слов

Психология развития. Младенческий возраст

... развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, ... измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии. Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность. ...

Коломинский ЯЛ., Панько Е.Я. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1991.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.

Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста. // Вопр. психол. 1984. № 5.

Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В. — М..1991.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, 1995.

Цветков С.А. Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению. // Вопр. психол. 1985. № 2.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Тема 5. Младший школьный возраст.

Вопросы:

  1. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основной фактор психического развития младших школьников.
  2. Психологические особенности первого этапа обучения.
  3. Динамика отношений с учителем в младшей школе и роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника.
  4. Место школьника в семьи. Необходимость единства педагогических воздействий семьи и школы.
  5. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Структура учебной деятельности. Содержание учебной деятельности как источник умственного развития.
  6. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля работы учителя на формирование отношения к школе, сверстникам, самому учителю.
  7. Проблема оценки. Усвоение моральных норм и правил поведения.
  8. Умственное развитие в младшем школьном возрасте. Возрастные особенности и возможности усвоения знаний.
  9. Проблема интеллектуализации психических процессов. Память младшего школьника и пути повышения ее эффективности.
  10. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания.
  11. Общение в младшем школьном возрасте.
  12. Игра и учение в младшем школьном возрасте.

Литература:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Выготский Л.С. Собр.соч. Т.4. Детская психология. — М., 1982.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т.2. — М., 1982.

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1988.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопр. психол. 1992. № 3-4.

3 стр., 1339 слов

Лекция 1. Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии

... СЕМИНАР лекции семинары Самостоятельная работа Тема 1: Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии План: Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. ... умений и навыков нормативным требованиям программы. Двигательная подготовленность детей дошкольного возраста определяется уровнем овладения основными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками, метанием, ...

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: 1995.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. — М., 1988.

Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. // Детский психолог. 1995. № 10.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопр. психол. 1998. № 3.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. (Психическое развитие в детском возрасте).

— М.: Педагогика, 1989.

Тема 6. Подростковый возраст с точки зрения разных психологических концепций

Вопросы:

  1. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
  2. Учебная деятельность в подростковом возрасте. Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Стимулы и мотивы учения.
  3. Развитие когнитивных процессов в отрочестве. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения. Восприятие искусства.
  4. Особенности подростков со взрослыми, родителями и сверстниками. Потребность в доверительном общении со взрослым. Дружба в отрочестве.
  5. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность.
  6. Развитие личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.
  7. Самосознание в отрочестве. Обострение потребности в признании. Возникновение новой внутренней позиции.
  8. Развитие общих и специальных способностей в подростковом возрасте.
  9. Индивидуальные и половые различия в подростковом возрасте.
  10. Подростковая субкультура.

Литература:

Абрамова ГС. Возрастная психология. — М., 1998.

Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.

Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. — М., 1991.

Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.

Особенности обучения и развития школьников 13 — 17 лет. / Под ред. И.В.Дубровиной, Круглова Б.С. — М., 1988.

Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. (Пер. с англ.) – М.: Медицина, 1992.

Поливанова К.Н. психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопр. психол. 1994. № 1.

Психология современного подростка. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. — М., 1990.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. (Пер. с англ.) – СПб: «Питер», 1999.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

... классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие ... линия - сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда   3-5 лет - возраст игры, социальное качество - целеустремленность Нормальная линия - инициативность, активность, живое ...

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. — М., 1987.

Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987.

Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М.: Просвещение, 1967.

Тема 7. Период взросления. Юношеский возраст.

Вопросы:

  1. Теории взросления (биогенетические, психоаналитические, психологические, социологические).

    Задачи взросления.

  2. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические предпосылки перехода. Проблема акселерации.
  3. Психологические аспекты взросления:
  • когнитивное развитие;
  • эмоциональное развитие;
  • личностное развитие.

4. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как центральное новообразование юношеского возраста. Выбор профессии и профессиональная деятельность.

  1. Психосоциальная зрелость.
  2. Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте. Притязание на уникальность и способы его удовлетворения в общении. Становление морального сознания и мировоззрения как основные новообразования юношества.
  3. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития.

Литература:

Кле М. Психология подростка. — М.,1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.,1982.

Кон И.С. Психология ранней юности. — М.,1989.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1997.

Психология личности и деятельности школьника. Под ред.

А.В.Запорожца. Д.Б.Эльконина.

Психология современного подростка. / Под ред. Д.И.Фельдштейна.

— М.: Педагогика, 1987.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./Общ. ред. А.С.Спиваковской, Предисл. О.В.Баженовой и А.Я.Варга — М.: Прогресс, 1987.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Пер. с нем. — М.: Мир, 1994.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.

Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989.

Хрестоматия по возрастной психологии. — М.,1985.

Цукерман г.А. Психология саморазвития: задача для подростков. — м.:Рига, 1995

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.

4 стр., 1740 слов

Психологические проблемы возрастов

... 2. - Моему сыну Саше12 лет. Я понимаю, у него переходный возраст, и мне нужно быть более терпимой, понимающей. Но я не могу. ... же время по-прежнему видят в нем маленького ребенка. В этом возрасте мальчику необходимо дать понять, что он в ответе за себя, за ... и приходится с чем-то сражаться, так это с трудностями и проблемами наших детей, а главное - с самим духом авторитарной педагогики. Благодарим ...

В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

Тема 8. Взрослость.

Вопросы:

1. Общие условия перехода к зрелости. Социальная ситуация развития личности в период зрелости.

2. Социальное значение периода зрелости. Исследование периодов и задач взрослого развития.

3. Ведущая деятельность в период зрелости. Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотипность в профессиональной деятельности.

  1. Любовь и семья как ценности. Установление близких отношений.
  2. Периоды взрослости. Специфика возрастных кризисов взрослых.
  3. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Разнообразие типов личности взрослого человека.

Литература:

Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1980.

Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М., 1973.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1998.

Александрова М.Д., Рудкевич Л.А. Критический обзор основных методов исследования творческой продуктивности в возрастном аспекте.//Экспериментальная и прикладная психология. / Отв. ред. Б.Г.Ананьев. — Л., 1971.

Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой. Л., 1974.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Психология личности и образ жизни. / Отв. Ред. Е.В.Шорохова. — М., 1987.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. — М.: 1972, 1977.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. — Л., 1981.

Степанова Е.И., Грановская Л.Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопр.психол. 1975. № 1.

Структура интеллекта взрослых. / Под ред. Е.И. Степановой, Я.И. Петрова. — Л., 1979.

Тема 9. Период геронтогенеза. Поздняя взрослость.

Вопросы:

  1. Возрастная динамика психофизиологических функций. Причины старения. Профилактика старения.
  2. Развитие личности в пожилом и старческом возрасте. Выход на пенсию, смена статуса. Семейные и личные отношения.
  3. Развитие субъекта деятельности в геронтогенезе.
  4. Индивидуальные различия в пожилом и старческом возрасте.
  5. Завершение полного жизненного цикла. Смерть и умирание.

Литература:

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, что метод - это способ, при помощи которого ... причин: условиями жизни, воспитанием, особенностями социального окружения, характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками, спецификой ее деятельности и активности 4) единства сознания и ...

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. — Л., 1965.

Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.

Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы. // Психологический журнал. — Т. 15. — 1994. — № 3.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Прогресс –Академия», 1992.

Бурльер Ф.А. Старение и старость. — М., 1962.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. (Пер. с англ.) – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996.

Лабиринты одиночества. — М., 1989.

Основы геронтологии. / Под ред. А.Бине и Ф. Бурльера: Пер. с фр. – М.: Медгиз, 1960.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего возраста. — М., 1991.

Фролькис В.В. Природа старения. — М., 1969.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия (Пер. с англ.) – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Типовые экзаменационные вопросы по возрастной психологии Для студентов-психологов

  1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими психологическими дисциплинами.
  2. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
  3. Проблема психического развития и его движущих сил в классических теориях отечественной и зарубежной психологии.
  4. Понятия условий, источников и движущих сил психического развития; их взаимоотношение в реальном процессе развития.
  5. Основные положения и историческое значение теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского для развития возрастной психологии в России.
  6. Проблема возраста в психологии.
  7. Теории периодизации психического развития в зарубежной психологии.
  8. Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии. Современные представления о стадиальности психического развития.
  9. Методы возрастно-психологических исследований и их особенности.
  10. Психологические особенности младенца. Кризис одного года.
  11. Психологические особенности ребенка раннего возраста.
  12. Кризис трех лет. Основные симптомы и психологическое содержание.
  13. Игра в отечественной и зарубежной психологии.
  14. Развитие психики в дошкольном возрасте.
  15. Психологическая готовность к обучению в школе. Диагностика школьной зрелости.
  16. Развитие психики в младшем школьном возрасте. Основные новообразования.
  17. Личностное развитие и социальная жизнь младшего школьника.
  18. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
  19. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми. Современные представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте.
  20. Развитие самосознания в подростковом возрасте.
  21. Социально-психологические характеристики «трудных подростков».
  22. Основные проблемы в изучении юношеского возраста. Новообразования юности.
  23. Волевое и нравственное развитие в подростковом и юношеском возрасте.
  24. Проблемы периодизации зрелости. Понятие о «нормальных» кризисах зрелого возраста.
  25. Познавательная деятельность в период зрелости, проблемы форм и методов обучения взрослых.
  26. Историческая изменчивость социально-психологической оценки старости. Основные психологические проблемы пожилых.
  27. Психологические факторы в процессе старения. Профилактика старения.
  28. Возрастно-психологическое консультирование.
  29. Возрастные и индивидуальные различия в психическом развитии на разных возрастных этапах.
  30. Перспективные направления исследований возрастной психологии.

Примерные темы рефератов

по курсу «Возрастная психология»

  1. Пренатальное развитие и роды.
  2. Сенсорная депривация в раннем возрасте.
  3. Проблемы детской одаренности.
  4. Становление дружеских отношений в детстве и их влияние на психическое развитие.
  5. Проблемы эстетического развития в детском возрасте.
  6. Половые различия в дошкольном возрасте.
  7. Индивидуальные различия в психологической готовности к школьному обучению и адаптации в школе.
  8. Детская субкультура.
  9. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей.
  10. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.
  11. Особенности взаимоотношений с окружающими в ранней юности.
  12. Подростки в семье.
  13. Особенности психического развития студентов.
  14. Этапы профессионального становления личности.
  15. Одинокие люди: мифы и реальность.
  16. Мужчины и женщины в середине жизни.
  17. Семья в современном обществе.
  18. Личность и старение.
  19. Социальная политика и пожилые люди.
  20. Жизненный цикл человека.