Лекция 1. Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии

Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии

План:

  1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Основные специфические понятия.

  3. Характеристика типичных вторичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп
  4. Факторы развития двигательной сферы детей с нарушениями в развитии.
  5. Типичные двигательные расстройства.

Физическое воспитание в ДОУ предусматривает:

  • охрану жизни и укрепление здоровья детей;
  • своевременное формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы и др.);
  • воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек;
  • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
  • формирование моральных качеств и волевых черт личности.

Физическое воспитание детей с нарушениями в развитии — коррекционно-педагогический процесс, направленный на выравнивание нарушений физического развития, развитие двигательных возможностей и психофизических качеств.

Цель физического воспитания — выравнивание недостаточности здоровья, возможного восстановления, укрепления и сохранения нарушенных функций, а также формирование двигательных возможностей и потребностей детей, необходимых для социально-адаптивного поведения в настоящем и будущем.

Основные специфические понятия. Физическое выравнивание- преодоление средствами физического воспитания тех недугов, которые мешают ребенку выйти на путь физического совершенствования.

Физическая подготовленность- соответствие двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Двигательная подготовленность детей дошкольного возраста определяется уровнем овладения основными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, координацией движений, равновесием, ориентировкой в пространстве.

11 стр., 5468 слов

«Влияние представления родителей об идеальном ребенке ...

... ему ненужные комплексы, неосознанно воспитать негативные черты характера. Теме семейного воспитания детей младшего школьного возраста посвящено много научных психологических трудов. Правильно ... по отдельности. Объект исследования - представления родителей об идеальном ребенке и стили семейного воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет изучения - представления родителей младших ...

Двигательная активность определяется спецификой состояния двигательной сферы ребенка, комплексом затруднений при передвижении в пространстве, овладении скоростными качествами, динамичностью двигательных актов, их пластичностью.

Понятия «физическая культура» и «физические упражнения» имеют ярко выраженную коррекционнную направленность и в первую очередь решают задачи преодоления недостатков физического развития, а затем уже ориентируют на задачи общего физического развития как зону возможного развития ребенка в условиях многоэтапности, вариативности и многогранности средств, форм и методов специальной помощи детям.

Спорт — составная часть физической культуры, система организации соревнований. Виды спорта для лиц с нарушением зрения дифференцированы с учетом зрительных и двигательных возможностей, их физической подготовленности.

Такие понятия как «физическое совершенство», «физическая подготовка», «двигательная деятельность» требуют особого подхода к рассмотрению их понимания применительно к детям с нарушениями в развитии и ослабленным здоровьем.

Характеристика типичных вторичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактичес­кие линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, лич­ностные особенности детей с нарушениями в развитии; степень тяжести и структуру дефекта, время его возник­новения, причины и характер протекания заболевания, медицинс­кий прогноз, наличие сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп

Нарушения зрения

Нарушения

слуха

Нарушения интеллекта

Поражение опорно-двигательного аппарата

церебральное

спинальное

ампутационное

Нарушение про­

странственных об­

разов, самоконтроля

и саморегуляции, ко­

ординации и точно­

сти движений.

Нарушение осанки,

плоскостопие, сла­

бость дыхательной

мускулатуры.

Неврозы, болезни

органов дыхания,

сердечно-сосудистой системы, обмена ве­

ществ.

Минимальная мозго­

вая дисфункция,

снижение слуха.

Быстрая утомляе­

мость

Нарушение функ­

ций вестибулярного

аппарата, задержка

моторного и психи­

ческого развития,

нарушение речи, па­

мяти, внимания,

мышления, общения.

Нарушения равно­

весия, ритмичности,

точности движений,

реагирующей спо­

собности, простран­ственно-временной

ориентации.

Дисгармоничность

физического разви­

тия, нарушение

осанки.

Заболевания дыха­

тельной системы, ве­

гетативносомати­

ческие расстройства

Нарушение познава­

тельной деятельно­

сти. Снижение силы

и подвижности нерв­

ных процессов. На­

рушения высших

психических функ­

ций; аналитико-син-

тетической деятель­

ности ЦНС.

Дисплазия, наруше­

ние окостенения,

осанки, деформации стопы, позвоночника,

дисгармоничность

физического разви­

тия, нарушение коор­

динации движений.

Врожденные пороки

сердца, заболевания

внутренних органов,

эндокринные нару­

шения, сенсорные

отклонения

Нарушение опоро-

способности, равнове­

сия, вертикальной

позы, ориентировки

в пространстве ко­

ординации микро- и

макромоторики.

Остеохондроз, мы­

шечная гипотро­

фия, остеопороз,

контрактуры, дисгар­

моничность физи­

ческого развития. Нарушения сердеч­

но-сосудистой и ды­

хательной систем,

заболевания внут­

ренних органов, на­

рушения зрения,

слуха, интеллекта.

Низкая работоспо­

собность

Полная или частич­

ная утрата движе­

ний, чувствительно­

сти, расстройство

функций тазовых

органов.

Нарушение вегета­

тивных функций,

пролежни.

Остеопороз.

При высоком (шей­

ном) поражении —

нарушение дыхания, ортостатические на­

рушения.

При вялом парали­

че — атрофия

мышц. При спасти­

ческом — тугопод-

вижность суставов,

контрактуры, спас-

тичность

Нарушение опоро-

способности и ходь­

бы (при ампутации

нижних конечно­

стей), координации

движений, осанки,

вертикальной позы,

уменьшение массы

тела, сосудистого

русла.

Нарушение регуля-

торных механизмов,

дегенеративные из­менения нервно-мы­

шечной и костной

ткани,контрактуры.

Нарушения крово­

обращения, дыхания,

пищеварения, обмен­

ных процессов, ожи­

рение.

Снижение общей

работоспособности,

фантомные боли

Факторы развития двигательной сферы детей с нарушениями в развитии

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с различными отклонениями представля­ет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений. На состояние двига­тельной сферы детей оказывают влияние следующие факторы.

1. Тяжесть и структура основного дефекта и его влия­ние на уровень построения движений.

Нарушение двигательной функции у детей с сенсорными поражениями, умственной отсталостью и це­ребральными параличами имеют разные причины, а следовательно, и разные способы коррекции.

У детей с умственной отсталостью— это локализация органи­ческих поражений в ЦНС, которая приводит к недоразвитию мото­рики. Поэтому в наибольшей сте­пени оказываются нарушенными не элементарные движения, а слож-нокоординационные двигательные действия, требующие осмысления, словесного опосредования и регуляции со стороны коркового уровня (Вайзман Н. П.)

У детей с сенсорными аномалиями причиной двигательных на­рушений является отсутствие или ограничение полноценной сенсор ной афферентации, оказывающей влияние настановление простран­ственного анализа и синтеза, кинестетического, зрительного, слухово­го, тактильного восприятия движений, схемы тела.

У детей с ДЦПпричинами двигательных нарушений являются полиморфные органические поражения головного и спинного мозга и проводящих путей. Характерны расстройства схем произвольных движений: неуверенная неустойчивая ходьба, патологические позы тела и конечностей, нарушение мышечного тонуса, манипулятивных действий, равновесия и координации (Левченко И. Ю., Приходько О. Г.)

2. Раннее начало двигательной активности.

Чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упраж­нений, коррекции и компенсации двигательных и психических нару­шений

3. Особенности психического развития.

По сравнению со здоровыми сверстниками хронологическое развитие психики аномаль­ных детей происходит с задержкой. На этом фоне выявляются раз­личные нарушения прежде всего познавательной деятельности, эмо­ционально-волевой сферы, формирования личности, связанные с действием многих факторов: вынужденной изоляции, ограниченны­ми контактами со здоровыми сверстниками и взрослыми людьми, затруднениями предметно-практической деятельности, двигательны­ми и сенсорными расстройствами.

Ти­пичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех нозологических групп детей:

* сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;

* нарушение физического развития, диспропорции телосложе­ния, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «кор­сет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;

* нарушение координационных способностей: быстроты реак­ции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, ус­тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;

* сниженный уровень всехжизненно важных физических спо­собностей — силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;

* нарушение локомоторной деятельности — ходьбы, бега (осо­бенно при нарушении опороспособности), а также лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т. е. движений, состав­ляющих основу жизнедеятельности ребенка.

От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше.

СЕМИНАР

лекции

семинары

Самостоятельная работа

Тема 1: Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии

План:

  1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Основные специфические понятия.
  3. Характеристика типичных вторичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп
  4. Факторы развития двигательной сферы детей с нарушениями в развитии.
  5. Типичные двигательные расстройства.

2 часа

Изучаемые вопросы:

  • Роль двигательного анализатора в развитии специфических возможностей человека
  • Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии.
  • Моторное развитие детей при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, речи, ОДА.
  • Специфика движений у детей с нарушениями в развитии.

2 часа

  1. Составить характеристику типичных вторичных нарушений при нарушениях речи.
  2. Составить схему (презентацию): Роль двигательного анализатора в развитии специфических возможностей человека
  3. Подготовить материалы по особенностям моторного развития детей при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, речи, ОДА.
  4. Составить таблицу: Характеристика основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, координация движений, равновесие) детей с разными нарушениями (по материалам задания 3).