Этапы становления и развития гендерного подхода в педагогике

Общее понятие о гендерной педагогике как учебном предмете

Гендер (gender-род) – социальная характеристика пола человека.

Гендерная педагогика изучает особенности развития, воспитания, обучения детей разного пола.

2 тенденции:

  • гендерная педагогика связывается с половым воспитание (акцент на полоролевых особенностях обучающихся)
  • гендерная педагогика – отрасль знаний, направленная на формирование андрогинно личности, на всестороннее обучение ребенка без акцента на пол

Гендерная педагогика – совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь учащимся чувствовать себя в учебном заведении комфортно и справиться с проблемой социализации, важной составной частью которой является самоидентификация человека как женщины или мужчины.

Гендерная педагогика как учебная дисциплина

Цель:

  • преодоление наиболее жестких гендерных стереотипов, существующих в контексте образовательного процесса образовательной среды;
  • воспитание граждан в духе равноправного партнерства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.

Предмет: Обучение и воспитание детей разного пола.

Задачи гендерной педагогики:

  • разработка теоретических основ, концепций гендерного образования;
  • разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей.

Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:

  1. создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей);
  2. применение гендерно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

В рамках ГП осуществляется анализ процессов современной системы образования: его феминизация (большинство женщин педагогов); совершенствование его содержания на основе анализа учебных программ и учебников с точки зрения гендерного равенства; стиль преподавания и взаимодействия педагогов с обучающимися, обнаруживающий гендерные стереотипы.

8 стр., 3580 слов

1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики ...

... Олигофренопедагогика является частью общей педагогики и как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Основные педагогические понятия ~- воспитание, обучение, обра­зование, развитие человека, ...

Гендерная компетентность и ее компоненты

Гендерная компетентность педагога –

  • информированность в сфере гендерных исследований и гендерного образования;
  • владение различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность.

Гендерная компетентность:

  • содержательный компонент:
  • знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса и других аспектов гендерной педагогики;
  • представление о предназначении мужчины и женщины в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений;
  • понимание особенностей гендерной социализации и личностного развития мужчин и женщин;
  • знания о закономерностях возникновения гендерных стереотипов и формирования гендерных ролей.
  • рефлексивный:
  • личностное отношение к различным гендерным проблемам;
  • наличие индивидуальной позиции;
  • способность критического анализа своей деятельности как представителя определенного гендера.
  • организационно-деятельностный — умения:
  • влиять на процесс гендерной социализации обучающихся в УО в соответствии с гендерной политикой государства;
  • создавать условия для нормальной гендерной социализации;
  • планировать и организовывать гендерное воспитание в УО на основе идей гендерного равенства;
  • осуществлять консультирование педагогов и родителей по вопросам гендерного воспитания.

Гендерная чувствительность — способность воспринимать гендерные влияния, регулировать гендерные отношения, реагировать на проявления дискриминации по признаку пола.

Основные понятия гендерной педагогики. Пол и гендер.

Пол:

  • дается человеку от рождения;
  • многоуровневое понятие, включающее как биологическое, так и социальные характеристики;
  • комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека как мужчину и женщину.

Гендер (А.А. Чекалина) – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.

Гендер как социальный пол человека:

  • отражает социально обусловленную природу мужественности и женственности
  • рассматривается как статус индивида в структуре социальо-полоролевого взаимодействия
  • формируется в процессе социализации и воспитания личности

Структура гендера:

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...

... некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. ... информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков. Подкрепляющая функция эмоций (т.е. испытывание какого-то ...

  • когнитивный компонент – гендерное самосознание человека
  • поведенческий – особенности поведения
  • эмоциональный – гендерная идентичность

Гендерная идентичность:

  • сформировавшееся отождествление себя с определенным полом (гендером);
  • отношение к себе как к представителю определенного гендера;
  • освоение соответствующих форм поведения;
  • формирование соответствующих гендеру личностных характеристик.

  1. От античности до к 19 в. – период развития гендерных представлений в рамках философии
  2. К 19 в – 1930 г. – период форм. общенаучных и психологических основ пед. теории гендерного подхода
  3. 1950 – период развития теории гендерного похдода на основе исследования

Античный период гендерных исследований.

Платон: ввёл понятие андрогинов (бесполые) и высказал мысль о дополнительности полов, подошёл к идее о равноправии полов.

Отношение к женщине – двойственное:

Негативное как к низшему существу

позже Позитивное – может участвовать в делах наравне с мужчиной

Воспитание детей – обязанность родителей

Аристотель:

— Мужчина и женщина – не равные существа

— Женщина даёт ребёнку тело, мужчина душу

— Душа лучше и божественнее тела

Мужчина – норма, женщина – отклонение

Мужчина властвует, женщина подчиняется

Эпоха возрождения

Томас Мор

Равенство способностей к разным занятием и обучению, равенсво лидерских возможностей

Томмазо Кампанелла

Образование мужчин и женщин не должно различаться

Идея равенства полов

Подобие в одежде – подобие характеристик личности и поведения

Гендерные роли жёстко регламентировны

Жан-жак Руссо, французский мыслитель 18 век

— проанализировал подобия и различия полов: сходны органы, потребности и способности.

Как общественные существа – не равны

Обозначил различные нормы поведения мужчин и женщин

Добродетели для мужчин – откровенность, прямота добросовестность, самост. суждений, правдивость.

7 стр., 3310 слов

Гендерная психология

... переживания  и выражениясобственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равнойэмоциональностью, но выражают свои эмоции с ... психологии гендер – это социально биологическаяхарактеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и«женщина». Социальные психологи считают, что две основныепричины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ...

Добродетели для женщины – стыдливость, хитрость, кокетливость, притворство, учёт мнений других.

Иммануил Кант (18-19 в.)

Мужчинам свойственно активное гражданство (независимоть суждений, принятие полит. решений)

Женщина – пассивный объект управления, её деят. связана с рождением детей и ролью облагораживания общества.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ (19 в)

Различие психических процессов:

Для мужчин характерны абстрактность, это нормы

Для женщин – конкретность, это отклонение

Начало 20 века

Развивается теория феминизма

Движение за освобождение женщин стимулирует развитие идей гендерного равенства

Междисциплинарные исследования пола: биологические, антропологические, психологические, социологические, педагогические.

Психология гендера

Учение З. Фрейда

— основные направления психоанализа – фаллоцентрическое (муж начало) и геноцентрические (жен начало)

Феминные черты (женские): пассивность, зависимость, склонность к подчинению.

Мускулинные черты( мужские): активность, стремление к власти.

Россия, н 20 в.

Соловьём, Булгаков С Н, Бердяев, Розанов

— принцип дефференциации и поляризации полов

— противопоставляющие психологичесике качествамужчин и женщин

— феминное начало не является самостоятельным, оно дополнительное к мускулинному.

Советский период: первые годы

— декларировано равенство мужчин и женщин

— отрицание различий между полами – психология, социология, педагогика становится бесполыми

— исследования в сфере психофизиологии: Бехтерев, Павлов, Мечников

Изучалась психология личности, а не муж и жен.

1935 год – Блонский: влияние на сексуальность ребёнка оказывает среда, способная преждевременное его эротизировать. Был запрет на книги, фильмы с эротическим содержанием.

Предложил меры, оздоравливающие среду м и д

Рассматривал необходимость полового воспитания в семье.

1950-1980 г – активные исследования за рубежом

1960 – понятие «гендер» введён (Столлером) в научный оборот психологами и социологами

Обозначает социальный пол.

Психологические исследования в странах Запада

Сандра Бэм (1974)

Идея о существовании трёх типов людей с различной гендерной идентичностью:

— с преобладанием феминных х-к

9 стр., 4314 слов

Гендерное воспитание как социально-значимое условие социализации молодежи

... воспитании не воспроизводит принципы гендерной социализации, которая предполагает формирование гендерной идентичности с эгалитарными ценностными ориентациями. 2. Образовательный аспект: социальная адаптация личности ... и создание условий для реализации возможностей обучающихся разного пола. Методологическую основу гендерной педагогики составляют принципы феминистской педагогики, которая прославляет ...

— с преобладанием мускулинных характеристик

— андрогинных – баланс и м и ж х-к

Нэнси Ходоров (США)

— Мать призвана подготовить м и д к их гендерным ролям в обществе и экономике

— девочку готовят к миру материнства и семьи, м ориентируют на внешний мир

Мальчик становится мужчиной и женщину

Вывод: призвать отцов к воспитанию детей

Советская наука

Ананьев, Кон, Каган, Коломинский исследовали психологию пола.

С 1990 г период бурного развития гендерной психологии

— психология пол. И гендерных различий

— психология Ж и М

— психология гендерных отношений

— гендерная социализация

Внедрение результатов в практику обучения и воспитания. Появляется гендерная педагогика.

Этапы:

  1. (феодальное общество) – поляризация М и Ж социальных ролей:

Ж – воспит готовности к материнству, супружеству, дом обучение и воспит.

М – воспит готовности к соц. деят., доминированию в семье

  1. Поиски путей гармонизации полоролевых отношений

Путём формирования М и Ж ролей в обществе

Джон Локк – воспитание джентельмена

1764 открыт институт благородных девиц В России

Белинский, Чернышевсвкий, Герцен

  1. 18 -19 в

Дуализм в положении женщин в обществе:

— усиление эксплуатации Ж труда

— воспевание прекрасной дамы

Ушинский: в процессе обучения необходимо учитывать пол ребёнка

— усиление борьмы за права женщин в Европеи Америке

— деят К Цеткен и Р Люксембург

  1. – в России после революции введено совместное обучение, равные права М и Ж

Макаренко, Сухомлинский: учёт особенностей разного пола

Начало 21 в

— нарушение привычного гендерного порядка, взаимопроникновение гендерных ролей

— сексуализация детей

— гендерная революция

— развитие гендерных исследований

5. – возникновение гендерной педагогики и форм её задач:

— разработка теор основ гендерной п-ки, концепций генд образования детей с учётом генд различий

— создание условий для генд с-ции, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту

24 стр., 11972 слов

Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

... ее воспитания и обучения. Поэтому необходимо обучать школьников основам гендерной культуры, базовому компоненту культуры личности. Он предполагает наличие представлений о роли и жизненном предназначении ... ориентированности в учебном процессе, достижению взаимопонимания и сотрудничества между представителями обоих полов. Переосмысление роли мужчин и женщин в различных сферах общественной деятельности ...

— подготовка к выполнению гендерных ролей

В социально-гуманит науках с 1990 гг. формируется гендерный подход.

Гендерный подход – подход, согласно которому все аспекты социальности и культуры имеют гендерные измерения.

Предпосылки возникновения гендерного подхода:

  1. Эгалитаризм – равноправие в политике
  2. Необходимость переосмысления места и роли женщины в разных сферах общественной жизни.
  3. Ломка традиционной системы стратификации (каждый уже не занимал определённое место)
  4. Ослабление поляризация женской и мужской соц. роли
  5. Традиционное гендерное разделение труда потеряло нормативность
  6. Изменяются культурные стереотипы мужественности и женственности – становятся менее жёсткими и полярными, гендерные х-ки брачносемейных отношений, брачно семейный статус М и Ж.
  7. Соц. ситуация развития ребёнка переоринтировалась с фиксированной гендерной модели на смешанную модель – унисекс (скрытие пол различий в одежде, формах поведения, речи), инверсионная (перевёрнутая, мускулиная модель х-на для девочек и наоборот).

Цель гендерного подхода в образовании: изменение традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, а также осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей д и м в процессе пед. взаимодействия.

Задачи:

  1. Выявить пед. аспекты процесса гендерной с-ции д и м как субъектов школьного воспитания.
  2. Проанализировать роль школы как соц. института в гендерной с-ции подрастающего поколения
  3. Обосновать закономерности и методики пед. влияния педагога на гендерную с-цию личности обучающихся

Гендерный подход в воспитании:

Цель: создание условий для воспитания подрастающего поколения, в которых «развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулиных, феминных и андрогенных черт» — Мудрик

Сущность: индивидуальный подход к форм. подрастающего поколения и проявлению у ребёнка гендерной идентичности. Гендерная идентичность не единообразна, одинаковой для всех мужчин и женщин в рамках своего пола, признаётся множественность, индивидуальность гендерных различий.

Соц политика РБ:

  1. Создание гендерной модели симметричного и равновесного включения М и Ж во все сферы общественной жизни.
  2. Всесторонний учёт интересов обоих социально-половых групп общества.
  3. Гендерное воспитание подрастающего поколение
  4. Генд. образование педагогов и родителей

Соц ситуация РБ:

  1. Изменение содержания муж и жен ролей
  2. Изменение гендерных стереотипов
  3. Изменение семейных и профессиональных ролей
  4. Декларируется правовое и политическое равенство полов, но существует мужская модель мира – х-ся мужчины во главе всех государственных институтов.
  5. Повышение роли женщины в обществе
  6. Присутствие инверсионной модели
  7. Кризис семьи во взаимоотношений между М и Ж

Основные составляющие воспитания в Концепции непрерывного воспитания:

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи ...

... полами. Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения. Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те гендерные ... женского и мужского пола, это различия в когнитивной, эмоциональной, мотивационной, поведенческой и других сферах личности. В разделе гендерной социализации преимущественно ...

  1. Гендерное воспитание – направлено на форм у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении М и Ж в современном обществе.
  2. В главе «Воспит семейно быт» — гендерное воспитание состоит в целенаправленном создании условий способствующих идентификации личности как представителя определённого пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соц. опыта, формирование гендерной культуры личности.
  3. Содержание воспитательной работы по формированию генд к-ры личности заключается в создании у обучающихся представлений о формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей генд роли, ценностного отношения к своей половой пренадлежности, браку, материнству отцовству не дискриминационного отношению представителей обоих полов, стремлению к достижению взаимопонимания во взаимоотношниях.
  4. 79 пункт условия воспит генд к-ры личности

— интеграция усилий семьи, педагогов и др заинтересованных в формированию

— повышение гендерной культуры педагогов и родителей, создание возможностей для наблюдения гендерных ролей в повседневной жизни обучающимися из неполных семей сиротами.

  1. 80 пунк 7 главы

Учёт возрастных особенностей в процессе форм личности.

Создаётся гендерно типичная воспитательная среда посредством – выбор одежды, игрушек, литературы.

Воспитание на первой ступени общего среднего образования.

Осознание базовых признаков и соц норм мужественности и женственности.

Представление ролевых моделей своего пола. Поощрение стремление детей быть лучшим мальчиком или девочек.

Воспитание на второй ступени общего среднего образования

Организация интенсивного гендерного познания. Освоение и реализации гендерных ролей.

Воспитание на 3 ступени общего среднего образования

Выстраивание собственного гендерного профиля личности. Критическое отношение к генд стереотипа и проявлениям дискриминации по пол признакам. Поощрение стремления к взаимопониманию представителей обоих полов.

Далее

Формирование ценностного отношения к любви, браку, рождению детей.

Гендерная идентификация в целом окончена.

Предпоссылки для активного изучения гендера:

— массовые феминистские движения

— «сексуальная революция» 1960 гг.

— борьба женщин за свои права 1980-90 гг

Способствовало гендерным исследованиям с 1960 гг.

Междисциплинарные изыскания, связанные с изучением гендерных отношений, различий и сходства разного пола, гендерной истории и др.

Задачи генд исследований:

  1. Развитие знаний о маскулиности и феминности
  2. Форм у чел генд идентичности, её влияние на самореализацию личности
  3. Переход от исследования Ж и М к исследованию пола и сексуальности как соц. категорий.

Развивается гендерология (к. 20 в.) — междисциплинарная сфера исследования о чел. как представителе М или Ж пола.

12 стр., 5899 слов

Спецкурс — Гендерная психология для студентов 5 курса психологического ...

... пол. Гендерные отношения представляют собой определенную структуру, пронизывающую все сферы социального бытия, которая производит и воспроизводит гендерное неравенство. Именно эта структура — тот невидимый гендерный барьер, который должна преодолеть личность ...

Включает:

  1. Гендерная лингвистика – исследует влияние пола на коммуникацию, способы проявления гендера как социокульт. конструктора в речи индивида и языке в целом.
  2. Гендерная социология – проводит анализ соц. стратификации общества по признаку пола на микро-, мезо-, макроуровнях.

Объект – ист. Сложившееся неравноправные взаимоотношения М и Ж

Предмет – гендерное неравенство

  1. Гендерная психология – изучает психологию гендерных различий и х-ки гендерной идентичности личности.

Предмет – особенности психики

  1. Гендерная педагогика – наука о гендерном воспитании.

— половое воспитание – выработка качеств личности, определяющих отношения с представителями противоположного пола.

— полоролевое (гендерное) воспитание – полноценное развитие личности М и Ж, формирование половых ролей, воспитание чел в соответствии с гендерной ролью.

Источники развития гендерной п-ки: гендерная психология, социология гендера, народная п-ка, пед. практика.

Исследования за рубежом:

Швеция, Гертруд Острем «Элементарное пособие по использованию комплексного гендерного анализа»

Вопрос 2

Гендерный анализ – процесс сбора достоверной комплексной информации дифференцированной по полу и др. параметрам для учёта гендерных различий, имеющих место в сфере исследуемого вопроса.

Отличается тем, что в его основе лежат понятия гендерные роли, генд отношения, генд равенства, генд стратегия.

Гендерное равенство – условие при которых М и Ж имеют равные права и возможности для реализации своих прав и потенциала в полной мере; люди обоего пола принимают равное участие в делах общества, имеют равные возможности во всех сферах жизни.

Гендерное неравенство – существующие соц., эконом., культ., полит. системы не обеспечивают равенство полов; неравноправие женщин носит системный х-р.

Общенаучные принципы гендерного анализа

  1. Гендер – общенаучная категория, принципы генд подхода применимы к любой из частнонаучной дисциплин, но должны реализовываться с учётом специфики её методов исслед.
  2. Предполагает сбор информации относительно обоих полов.
  3. Для проведения генд. Анализа необходимо использовать количественные и качественные методы исследования
  4. Приминение гендерно чувствительных индикаторов (немногочисленных, валидных, конкретных)

Гендерные различия в образовании – это различия:

  1. В условиях, определяющих доступ к образованию и уровень достигаемого образования
  2. В уровне достижений в процессе образования
  3. В отношениях с педагогами
  4. В предложении предметов и программ, профилей обучения
  5. В сущности гендерных проблем в процессе образования

Направления гендерного анализа образования:

Анализ образовательной политики – гос образовательная политика, гос документы и учебные программы

Анализ образовательной практики – обучение и воспитание в УО, отношения – взаимодействие педагогов и обучающихся.

3 вопрос

Гендерные проблемы образования:

  1. Макроуровень – отступление от традиционных патриархальных моделей устройства общества и системы образования.
  2. Мезоуровень – развитие компетентности педагогов в пед. деят., в пед общении
  3. Микроуровень – развитие гендерного самосознания детей, поощрение видов деят., соответствующих генд интересам, стимулирование к самосовершенствованию

А также: переориентация воспит. на генд. Проблемы детей, ценностно-смысловое генд.развитие личности, пед поддержка индивидуальности не зависимо от пола и др.

6 стр., 2573 слов

1.Гендерная психология

... опред образом в той или иной роли в соотв.со своим полом: гендерная установка= гендерное равенство социальная установка 40.Группы на которые делятся исследования тактильной ... в Генд .псих:(3)+ грубая индукция= дедукция= индукция биографический метод= 70.Механизм соц.организации и поддержания установ. Моделей и отношений между полами:+ гендерная идеология= гендерная психология гендерная социология ...

Одна из проблем феминизация в образовании – процесс увеличения доли женщин в сфере образования.

В РБ: в дошкольном образовании 99% женщин, в общем среднем – 86%, Проф-тех и средне-спец – 63% и 75%, в сфере высшего – 55%.

Гендерное самосознание учителя влияет на пед. деят.:

Стиль изложения материала, выбор программ и методики обучения, выстраивание дальнейших перспектив.

Негативные последствия:

— Кризис идентичности (для мальчиков)

— отсутствие адекватного формирования образа мужчины (для девочек)

— формирование генд стереотипов (женский стереотип мышление, инфантильность, эмоциональность)

— падение престижности пед. профессий в обществе.

Гендерные стереотипы – закреплённые в общественном мнении обобщённые представления о реализации М и Ж соц. роли, их личностных возможностях и характеристиках. Гендерные стереотипы упрощают процесс мышления, но резко ограничивают восприятие представителя др пола, мешают понимать партнёра и взаимодействовать с ним.

Гендерные стереотипы в образовании:

— Открытые – дифференциация м и д на уроках труда.

— Скрытые – содержание школьных учебников.

Гендерная социализация включает:

  1. Развитие восприятия себя как представителя определённого пола- генд идентификация
  2. Возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, отделение себя от др пола – генд дифференциация
  3. Освоение поведения соответст полу — Гендерные роли

Процесс генд с-ции:

Гендер, генд стереотипы, генд роли —- гендерный дисплей, идентичность, гендерный контракт —— гендерная система

Гендерные роли — совокупность принятых норм и моделей поведения М и Ж.

Гендерный дисплей – набор х-к, отражающих многообразие представлений о М и Ж и влияющих на понимание партнёра по генд признаку: имя, внешний облик, одежда, манера речи и движение и др.

Гендерная идентичность –

Гендерный контракт – доминирующий в обществе тип гендерных отношений (женщина домохозяйка, мужчина кормилец)

Гендерная система – система гендерных отношений в сфере труда, власти, эмоц-сексуальной сфере.

2 вопрос

Уровни гендерно с-ции:

  1. Макросоциальный уровень

Включение личности в генд к-ру общества, усвоение стандартов этого общества, дифференциация соц функций, типичные виды деятельности, соц статусы.

  1. Уровень межличностных отношений

Осознание и освоение генд роли в межлич взаимодействии

  1. Индивидуальный уровень

Гендерная роль зависит от особенностей личности, генд поведение определяется осознанными и неосознанными установка, стереотипы.

Фазы гендерной с-ции:

  1. Адаптация – внешнее приспособление к гендерным ролям
  2. Интериоризация – усвоение м и ж ролей, моделей поведения.
  3. Индивидуализация – поиск способов обозначения своей генд. идентичности.
  4. Интеграция – стремление быть полноценным представителем

Механихмы с-ции:

  1. Дифференциальное усиление

— приемлимое гендерное ролевое поведение одобряется

— неприемлимое наказывается социальным неодобрением

  1. Дифференциальное подражание

— человек сам выбирает полоролевую модель в референтной группе

— подражает полоролевому поведению, принятому в семье

Модели гендерной социализации

  1. Традиционная модель гендерной социализации (женские статусы и роли вторичны, зависимые и менее значимые)
  2. Нетрадиционная (равноправное партнёрство, свобода выбора, гендерная толерантность)

Основные факторы гендерной социализации:

Государство, Семья, СМИ, Институты образования, субкультура, группа сверстников.

Агенты гендерной социализации

Родители, братья, сёстры, другие члены семьи

Ближайшее окружение: соседи, друзья, сверстники

Воспитатели, учителя

Кумиры

Одежда, игрушки

Этапы гендерной социализации:

  1. Рождение — 2 года

Осознание половой принадлежности

  1. 2-3 года

Формирование первичной гендерной идентичности.

  1. 3-6 лет

Формирование гендерной устойчивости

  1. 6-8 лет – обучение на 1 ступени

Усиление половой дифференциации поведения и установок, формируется гендерное представление о себе в будущем, детские микрогруппы по признаку пола, освоение гендерных ролей в играх.

  1. Подростковый возраст

Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития; гормональные сдвиги, изменения в строении тела, новое осознание гендерных ролей, группа сверстников – источник гендерных моделей поведения.

  1. Юношеский возраст: решающий период в формировании гендерной идентичности

Овладение нормами, моделями, опытом полового поведения, интимно-личностные отношения, профессиональное самоопределение, формирование гендерной толерантности или нетерпимости.

Особенности гендерной социализации:

— мальчики первоначально идентифицируют себя с мамой

— женская гендерная роль как объект для подражания более понятна детям

— мужская роль больше отделена от детей, менее доступна для подражани

— большинство агентов социализации – женщины

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МАЛЬЧИКОВ

— более жёсткие требования к полоролевому поведению

— отождествляют себя с тем каким должен быть мужчина, а не с реальным образцом (неустойчивая идентичность)

— результат – используют модели поведения, х-ные для девочек – феминные мальчики

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕВОЧЕК

— мускулинизация

— стремление к освоению мужских моделей поведения

— особое внимание внешности

— формирование девичьих микрогрупп

— ранняя сексуальность

Результаты гендерной социализации не зависимо от пола:

— может развиваться феминный, мускулинный, андрогинный, недифференцированный тип личности.

Нарушения гендерной социализации:

— нарушение гендерной идентичности

— трансвестизм

— гомосексуализм

— гомофобия

— педофилия

— детская порнография

— торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.

Гендерная с-ция – включение личности в половую (гендерную) культуру общества.

И С Кон подчёркивает, что активным участником процесса генд с-ции сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему генд культурой соц роли

Факторы генд с-ции – группы или личность, которые оказывают преобладающее влияние на формирование генд норм и ценностей человека

Факторы генд с-ции:

  1. Внутренние

Психологические х-ки личности, физико-анатомические особенности личности, биологический пол.

  1. Внешние

Государство, семья, СМИ, религия, институты образования, субкультура, сверстники.

Государство как фактор с-ции:

Гос соц политика и стратегия в области гендерного развития личности определяет направления генд. с-ции личности. Гендерные маркеры – элементы генд культуры, отбираемые самими представителями генд группы для подчёркивания своих отличий от окружающий (одежда, язык, стиль жизни)

Институты образования:

Генд соц-ция в УО определяется политикой в области обучения и воспитания (раздельное или совместное обучение м и д).

В УО воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Различны реакции учителей и в ситуации нарушения школьниками дисциплины.

Мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов.

Семья:

Родители првые и основные агенты генд соц-ции

В семье происходит первичная генд идентификация

Семья влияет на ребёнка через систему отношений – родители между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребёнком. Семья служит переломляющим фильтром на пути вхождения ребёнка в генд с-цию.

Биологический пол – биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими х-ми.

Различия определяются:

  1. Когнетивная сфера

На ранних этапах онтогенеза (примерноо до 7 лет) д в своём интеллектуальном развитии опережают мальчиков. Превосходство женщин в развитии речевых функций. Зрительно-пространственные способности доминируют у мужчин.

  1. Мотивационная сфера:

Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации – ориентация на успех, у девушек – избегание неудач.

  1. Поведенческая сфера:

Половые различия в проявлениях агрессии (большая агрессивность м по сравнению девочек), комформности (д в отличии о м более зависимы и боязливы), эмпатии (эмпатическая способность более выражена у лиц женского пола).

Содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс с-ции, способствую формированию определённых ценностей и образцов поведения.

Женские и мужские образы в телевизионных программах в большинстве случаев сильно стереотипизированы. М выглядят предприимчивыми, активными, деловыми.

Детские книги, печатные издания:

Главными героями большинства сказок и историй являются М персонажи, именно они представляют в качестве активного и творческого начала. Героини чаще бывают жертвами, объектами защиты и поклонения. Через СМИ идёт поток информации, соответствующей идее «истинного» предназначения Ж в обществе.

В детстве м и д играют раздельно и отдают предпочтение в социометрическом эксперименте представителем своего пола.

Ребёнок стремится быть принятым не только родителями, но и сверстниками.

В среде сверстников ребёнок испытывает себя в качестве представителя пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректируют их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении.

Особенно сильно влияют группы сверстников и определённой группы в подростковый период.

Использование дифференциального подражания.

Ориентация на мнение сверстников в определённые периоды становиться решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни.

Потребность в самоутверждении в кругу сверстников может толкать индивида на отказ от своих способностей, целей.

Особенности современной гендерной субкультуры:

  1. М и д живут в разных субкультурных мирах
  2. Различный х-р взаимоотношений
  3. М менее свободны в пересечении межполовых границ
  4. Феминно-ориентированные группы
  5. Мускулинно-ориентированные группы

Гендерное развитие личности

— происходит усвоение соц. ролей М и Ж

— разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей

— развивается гендерная идентичность

На каждом возрастном этапе складывается специфическая социальная ситуация развития – определяет влияние макро и микрофакторов на становление гендерной идентичности и её компонентов.

Детство: ступени развития (Слободчиков):

— оживление: от рождения до 1 года – ребёнок строит общение с матерью

— одушевление: 1-6 лет – совместная деятельность с близкими взрослыми

— персонализация: с 6-7 лет

Раннее детство и дошкольный возраст

— ключевые периоды для становления гендерной идентичности

— дети усваивают гендерные эталоны

1 вопрос

От рождения до 2 лет – осознание половой

2 вопрос

Младший школьный возраст

Считается многими учёными асексуальным или латентным, всё происходит скрыто.

Х-ся восприимчивостью к внешним влияниям.

3 вопрос

Подростковый возраст: 10-11 – 13-14 лет

— неравномерность физического, гормонального, психосоциального развития

— гормональные бури, изменения в строении тела – новое прочтение гендерной идентичности

— новое осознание гендерных ролей

— группа сверстников – источник гендерных моделей поведения

Э. Фромм

Подростковый возраст – время изменений, формирование нового человека.

Подросток выстраивает свою картину мира, свой новый образ «Я», стремление самостоятельно и активно осмысливать гендерную идентичность.

У мальчиков подростков проявляются:

— любовь к риску

— отсутствие заботы о личной безопасности

— желание выделится

— склонность к девиантному поведение

У девочек

— наблюдается желание соответствовать современным образцам феминности – «совершенная стройность»

— интерес к вниманию мужчин

Происходит физическая коммуникация – объятия, щипки, прикосновения, поглаживание.

Начало половых отношений – 14, 6 лет в Беларуси (проект ЮНИСЕФ «Здоровый подросток»)

Раннее материнство – ежегодно в РБ рожают более 1000 несовершеннолетних

Воздействие факторов гендерной социализации:

— роль семьи снижается – усиливается роль сверстников

— сильное влияние СМК

— младшие подростки – однополые группы

— старшие подростки – разнополые группы

Проблемы:

— гендерное насилие – нужна помощь СППС

— сексуальное насилие

— ранние половые отношения

— ранняя беременность

4 вопрос

Юношеский возраст

Юность – этап онтогенеза психики, когда в течении незначительного времени происходят глубинные изменения личности.

Ранняя юность – 15-17 лет – последнее время детства и первый возраст взрослости

— эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности.

— внимание к законам и порядкам

— овладение нормами, моделями, опытом полоролевого поведения

— интимно-личностные отношения

— профессиональное самоопределение

— потребность со сверстниками усиливается, повышается его избирательность

— возникает словесность гендерного взаимодействия: комплименты, ирония

— общение со взрослыми интересно, но от родителей дистанцируется

Проблемы возраста

— пониженное чувство ответственности

— неумение адекватно оценить собственное состояние

— социальная слепота – плохо осознают явления вокруг

— юношеский максимализм – период чёрно-белой логики

Осознание и демонстрация своей гендерной индивидуальности

— возникает внутренняя напряжённость, чувство одиночества

— «получи от жизни всё»

— фанатическое устранение всех и всего, что мешает юношескому радикализму

Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний.

— процесс изменения, развития системы знаний

Образование как фактор гендерной социализации:

— деятельность

— результат – уровень культуры знаний

— соц. институт – система условий, органов и учреждений

Образование – соц. институт и соц. технология формирования:

— гендерной идентичности

— гендерных отношений в обществе и его институтах

В сфере образования происходит:

— многократное повторение и передача гендерных норм

— формирование жизненных установок и ценностных ориентаций

— включение индивида в гендерную субкультуру

УО как институт генд. с-ции х-ся:

— гендерный состав УО

— гендерная иерархия

— педагоги, руководители УО

— сверстники

— образовательный процесс

— организация физического пространства

Гендерная социализация в УО

— Первичная

— Протекает в латентной форме

— относительно контролируема

Каналы гендерной социализации в УО

— непосредственное влияние агентов социализации (образование персонала)

— опосредованное воздействие образовательной среды (особенности воспроизведения гендерных норм)

— гендерные отношения в УО (отношения учителей с окружающими)

Учреждение дошкольного образования.

В детсаду происходит

— дисбаланс в сторону преобладания девичьих игрушек и пособий в игровом обеспечении групп ДОУ

Школа

Директора – 35% мужчин

Пед. состав – 90 % женщин

Школа отражает гендерную стратификацию и гендерную культуру общества

Неравный статус М и Ж

Учителя:

— по-разному общаются с мальчиками и девочками

— поощряют разные виды деятельности

— демонстрируют, что ожидают различного нормативного поведения от мальчиков и девочек

— успехи в учебной деятельности мальчиков и девочек объясняются по-разному.

Девочки – старательная, мальчики – способные

— мальчикам и девочкам уделяют разное количество внимания

Школьные учебники:

— канал получения информации о гендерных ролях и нормах поведения

Гендерный режим образовательной среды школы:

— гендерно-нейтральная – без обозначения признаков пола

— гендерно чувствительная среда – равные права и учёт полоспецифических особенностей м. и д.

— гендерно-ассиметричная среда – ущемление достоинства

Гендерные отношения в УОСО:

— учебная деятельность – дисциплина, преподавание

— воспитательные мероприятия – стимулирование активности мальчиков, поощрение исполнительности девочек

— скрытый учебный план – метакоммуникация, гендерные отношения

Дисциплина

— пресекаются отклонения в поведении девочек

— мальчикам многое прощается, пресекаются только серьёзные поступки

Преподавание

— гендеризация учебных предметов:

Деление на мужские и женские; преимущественное общение с детьми того пола, на который ориентируют предмет.

— изображение М как активных и успешных, Ж как пассивные и зависимые

— учебная информация побуждает м на достижения, д – на усвоение не лидерских моделей поведения.

Гендерные отношения

— стиль пед. общения определяется полом учителя

— учителя-женщины, преподающие мужские предметы ведут себя мускулизированно и поощряют мускулиность: экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за оценки.

Метакоммуникация: скрытый учебный план

— поощрение м к саморазвитию и активности

— табу на эмоции – стрессы

— приучение д к послушанию и прилежанию – снижаются шансы на образовательный и профессиональный успех («исчезающая одарённость»)

— девочки-отличницы – не складывается личная жизнь в будущем

Гендерная социализация в детско-подростковой субкультуре

— для успешного полоролевого развития важно взаимодействие с представителями как своего, так и противоположного пола

До 14 лет: на 1000 д – 954 м

Раздельное обучение

— дошкольный возраст: разделение не целесообразно

Школа:

— в начальных классах, комплектованных по признаку пола выше успеваемость

— гендерные классы в России

6-7 лет м отстают на 12 мес в умственном развитии у девочек. У м слабее развита мелкая моторика – трудности письма, преобладает крупная моторика – потребность постоянно двигаться – нет усидчивости.

Формирование феминной и мускулинной гендерной субкультуры

— мл. школьники: половая сегрегация

— д. отделяются и группируются с подругами

— м объединяются и создают особый мускулинный дух

Гендерное насилие в школе:

— м монополизируют пространство и время, внимание учителей в школах в ущерб д

— устанавливают патриархальные отношения, издеваясь и сексуально преследуя девочек

В начальной школе количество обиженных детей по гендерному признаку мало различается.

Нарастание сексуальной агрессивности со стороны м в отношении одноклассниц увеличивается от 5 к 8 классу в форме нецензурных высказываний и др.

Сексуальные домогательства подростков игнорируются педагогами и учителями – низкая степень гендерной чувствительности.

Юношеский возраст

Переосмысление гендерных ролей:

— М и Ж

— себя в будущей профессии

— себя как сексуального партнёра

— себя как будущего родителя

Результат гендерного воспитания в УСО

— формирование представлений о себе, как человеке определённого пола

— формирование понятий о гендерном статусе М и Ж в семье и обществе

— гендерный выбор профессии на будущее

Выводы:

Образование обладает мощным организационным психолого-пед. потенциалом гендерной социализации.