Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 1

М.Е. Салтыков Щедрин

«История одного города»,

сказки «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик»

Задания

1. Прочитайте произведения, подготовьтесь к комплексному анализу текстов.

2. Составьте исторический комментарий к тексту одной из глав романа «История одного города».

К каждой главе исторический комментарий составляет не более 2-х человек.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

О КОРЕНИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЛУПОВЦЕВ

ОПИСЬ ГРАДОНАЧАЛЬНИКАМ

ОРГАНЧИК

СКАЗАНИЕ О ШЕСТИ ГРАДОНАЧАЛЬНИЦАХ

ИЗВЕСТИЕ О ДВОЕКУРОВЕ

ГОЛОДНЫЙ ГОРОД

СОЛОМЕННЫЙ ГОРОД

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

ВОЙНЫ ЗА ПРОСВЕЩЕНИЕ

ЭПОХА УВОЛЬНЕНИЯ ОТ ВОЙН

ПОКЛОНЕНИЕ МАМОНЕ И ПОКАЯНИЕ

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПОКАЯНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОПРАВДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Комментарий исторического, бытового или общекультурного типа должен быть направлен на восстановление реальной действительности, изображенной художником. Его задача − помочь прояснить в ходе анализа идейный замысел произведения: познакомить читателя с эпохой, изображенной в романе, деталями ее быта, историческими лицами, событиями, литературными произведениями и т. д.

3. Составьте систему проблемных вопросов к сказкам Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик».

Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре. Неудачным может быть не отдельный вопрос, а весь вопросник в целом, если в нем нет системы, «вытекающей из конечных задач анализа». Необходимо ясно представлять себе конечную цель беседы.

Литература

1. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание).

2. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. – Коломна, 1993.

3. Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л.: Наука, 1984.

4. Назаренко М. Мифопоэтика М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»).

− Киев, 2002 // http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_0278.shtml

5. Николаев Д. Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М.: Худож. лит., 1976.

6. Маранцман В.Г. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. 9 класс: Электр. ресурс: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_9kl_…

14 стр., 6685 слов

Образ города Челябинска в сознании молодежи

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ГОУВПО «ЧелГУ») Факультет: исторический Кафедра: политических наук и связей с общественностью КУРСОВАЯ РАБОТА Образ города Челябинска в сознании молодежи Исполнитель: Ануфриева А.В. группа: ИСО-201 Специальность: связи с общественностью Научный руководитель ...

7. Эйхенбаум Б. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние,1969. — С. 455—502 // Электр. ресурс: ..

Лабораторная работа № 2

М.Е. Салтыков Щедрин

«Господа Головлевы»

Работа проводится по минигруппам (не более 2-3 студентов).

Каждая группа должна составить 3 проблемных вопроса по одной из глав романа «Господа Головлевы».

1 группа: глава первая − Семейный суд

2 группа: глава вторая − По-родственному

3 группа: глава третья − Семейные итоги

4 группа: глава четвертая − Племяннушка

5 группа: глава пятая − Недозволенные семейные радости

6 группа: глава шестая − Выморочный

7 группа: глава седьмая − Расчет

Каждая группа по очереди задает другой минигруппе подготовленный вопрос (1 группа задает второй; 2 группа − третьей и т.д.).

Оценивается как вопрос, так и ответ по 3 балльной шкале.

Вопрос должен заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре, и вытекать из конечных задач анализа фрагмента, способствовать раскрытию художественной задачи автора. Отвечающие должны грамотно аргументировать свою позицию и свободно владеть текстом романа.

В итоге, работа группы оценивается по количеству набранных баллов.

Список литературы указан в семинарском занятии.

NB! Наличие текста романа на лабораторном занятии обязательно.

Лабораторная работа № 3

Поэтика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Задание

1.Сделать выписки из статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь», из монографий В. Я. Кирпотина и Ю. Ф. Карякина. Ответьте на вопрос: Почему Ю. Карякин назвал мышление Раскольникова «ложным сознанием» и «самообманом»?

2. Сделать конспект статьи: Архимандрит Феодор (Бухарев Александр Матвеевич).

О романе Достоевского «Преступление и наказание»… // http://www.philolog.ru/filolog/writer/buharev.html

Работа проводится по минигруппам (не более 2-3 студентов).

Каждая группа должна составить систему проблемных вопросов по одному из эпизодов романа «Преступление и наказание». Одним и последних обязательно должен быть вопрос о роли данного эпизода в раскрытии идейного замысла романа.

6 стр., 2951 слов

ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ

Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Кафедра организационной психологии   КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Психологические особенности лиц, выбирающих IT-специальность, для получения высшего образования. «Psychological characteristics of individuals who choose IT-specialty, for higher education».   Студентка ...

1 группа: часть первая, глава пятая − сон Родиона Раскольникова об убийстве лошади;

2 группа: часть третья, глава пятая − диалог Порфирия Петровича и Раскольникова;

3 группа: часть четвертая, глава четвертая −эпизод чтения Евангелия (о воскрешении Лазаря);

4 группа: часть пятая, глава третья − эпизод клеветы Лужина Петра Петровича на Сонечку;

5 группа: часть шестая, глава четвертая − диалог Свидригайлова и Раскольникова (проблема «двойников» в романе).

6 группа: Эпилог, глава вторая − пророческий сон Раскольникова о трихинах.

Каждая группа по очереди задает другой минигруппе подготовленный вопрос (1 группа задает второй; 2 группа − третьей, 3 группа − четвертой и т.д.).

Оценивается как вопрос, так и ответ по 3-х балльной шкале.

Вопрос должен заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре, и вытекать из конечных задач анализа фрагмента, способствовать раскрытию художественной задачи автора. Отвечающие должны грамотно аргументировать свою позицию и свободно владеть текстом романа.

В итоге, работа группы оценивается по количеству набранных баллов.

Список литературы указан в семинарском занятии.

NB! Наличие текста романа на лабораторном занятии обязательно.

Литература

1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (любое издание).

2. Писарев Д. И. Борьба за жизнь // Лит. критика: В 3т. – Л.: Худож. лит., 1981. – Т. 3. – С. 177 – 244.

3. Альтман М. Достоевский. По вехам имен. – Саратов, 1975.

4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Сов. писатель, 1963.

5. Ветловская В. Е. Литературные и реальные прототипы героев Достоевского («Мещанин в халате» в «Преступлении и наказании») // Русская литература. – 2008. – № 1.

6. Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. – М.: Худож. лит., 1971. – С. 107 – 186.

7. Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун ХХI века. – М.: Сов. писатель, 1989. (Главы: «Самообман Родиона Раскольникова», «Ослепления и прозрения»).

8. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.: Сов. писатель, 1971. (1 часть).

9. Фридлендер Г. Реализм Достоевского. – Л., 1963.

Лабораторная работа № 4

12 стр., 5696 слов

Ф.М.Достоевский. «Бесы». (1871-1872)

Ф.М.Достоевский. "Бесы". (1871-1872) Тарасов Ф. ... наиболее ярко выражает в романе собирательные черты русских западников и типизирует особенности мировоззрения, умонастроения и ... люди самых разных возрастов, профессий, социальных групп. Их общую характеристику дает Петр Верховенский, ... пятью членами тайного общества "Народная расправа" во главе с С.Н. Нечаевым. Обстоятельства идеологического убийства ...

Поэтика романа-памфлета «Бесы»

Задание для всей группы

Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий «бесы» и «бесовщины» в романе.. Соотнесите разные ис-толкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?

Задание для минигрупп

Работа проводится по минигруппам (не более 2-3 студентов).

Каждая группа должна проанализировать художественный образ, отразив следующие аспекты:

Место персонажа в системе образов произведения.

Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Портрет: особенности внешнего образа.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) выдвигаемые идеи;

б) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

в) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике, как раскрывается герой в диалогах;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Каково философско-психологическое содержание образа?

Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Каково нравственно-философское осмысление судьбы героя в контексте главной художественной идеи романа?

1 группа: Николай Всеволодович Ставрогин;

2 группа: Степан Трофимович Верховенский;

3 группа: Пётр Степанович Верховенский;

4 группа: Иван Павлович Шатов;

5 группа: Алексей Кириллов;

6 группа: Семен Егорович Кармазинов;

7 группа: Варвара Петровна Ставрогина;

8 группа: Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка»).

NB! Наличие текста романа на лабораторном занятии обязательно.

Литература

1. Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).

2. Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31.

7 стр., 3248 слов

Достоевский записки из подполья

       Противоречивые размышления героя «Записок из подполья» Достоевского часто привлекали внимание литературоведов не только с идейной, но и с семантико-стилистической точки зрения.1 До сих пор, однако, оставалась не вполне исследованной логика его парадоксальных рассуждений. Ее своеобразие особенно отчетливо проявляется при сравнительном анализе рефлексии «лишнего ...

3. Ф. М. Достоевский. Бесы / «Бесы»: Антология русской критики / Cост., послесл., коммент. Л. И. Сараскиной. – М.: Согласие, 1996.

4. Федор Достоевский. Одоление демонов. – М.: Согласие, 1996.

5. Альтман М. С. Этюды о романе Достоевского «Бесы» // Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». – Том 5. http://bibliotekar.ru/Prometey-5/index.htm

6. Аммар И. Алексей Кириллов и проблема декаданса // Язык. Словесность. Культура. − № 4. − 2012: .

7. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).

8. Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского; Ставрогин // Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. – Париж: Ymca-press, 1989.

9. Бердяев Н. А. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.

10. Булгаков С. Н. «Религия человекобожия в русской революции», «Венец терновый» // В сб.: Сергей Булгаков Два града. − СПб., 1997 (2, 3); С. Н. Булгаков Соч. В 2-х тт. − Т. 2. − М., 1993 (1).

11. Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

12. Иванов В. И. «Достоевский и роман-трагедия». «Экскурс: основной миф в романе «Бесы»». «Лик и личины России». «К исследованию идеологии Достоевского». «Достоевский. Трагедия-миф-мистика» // Иванов В. И. Собрание сочинений в 4-х томах. − Брюссель, 1987. − Том 4. − С.399-590. См. также сб.: Иванов Вяч. Родное и вселенское. − М.: Республика, 1996.

Иванов Вяч. Экскурс: основной миф в романе «Бесы» // Иванов В. Собр. соч. – Т. 4. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1987.

13. Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

14. Лихачев Д. С. Летописное время у Достоевского // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 305 – 318.

15. Мартынов А. Образ Ставрогина в творчестве Сергея Булгакова и Николая Бердяева (гностические реминисценции) // Мартынов А. Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сборник статей).

– М.: Посев, 2005. – С. 15 – 26.

16. Сараскина Л. И. Бесы, роман-предупреждение. М., 1990.

Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Твор-чество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

5 стр., 2410 слов

Группы самопомощи как технология социальной работы

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ по теме: « Г руппы самопомощ и как технология социальной работы » Запорожье, 2010 Введение Группы самопомощи представляют собой более или менее формальные организации непрофессионалов, преследующих общую цель ради достижения блага для каждого члена группы. Речь идет о группах, главная цель которых — изменения в ...

Дополнительные материалы

1. Радиоспектакль. http://sheba.spb.ru/radio/dosto_besy.htm

2. Видео-лекция: ACADEMIA. Достоевский. «Бесы». Читает Людмила Сараскина. http://vk.com/video4170401_167987226

Лабораторная работа № 5

Проблематика творчества Л. Н. Толстого

Работа проводится по минигруппам (не более 3 студентов).

1. Каждая группа выделяет ряд проблем (не менее 5), поднятых в выбранном ими произведении, и формулирует их в виде вопросов (с ответами):

1 группа: Повести «Детство. Отрочество. Юность».

2 группа: Повесть «Семейное счастье».

3 группа: Роман «Анна Каренина».

4 группа: Повесть «Крейцерова соната».

5 группа: «Севастопольские рассказы».

2. Подготовить систему вопросов к анализу эпизода (с ответами), последний вопрос должен быть направлен на реализацию внутрипредметных связей:

1 группа: «Юность». Глава XXIV. Любовь.

2 группа: «Семейное счастье». IX. Финальный эпизод.

3 группа: «Анна Каренина». Глава XI. «Обед Левина и Облонского».

4 группа: «Крейцерова соната». Глава XVII. «Тяготы семейной жизни».

5 группа: «Севастополь в мае». Эпизод «Смерть Праскухина»

NB! Наличие текстов на лабораторном занятии обязательно.

Литература

Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любое издание).

Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

Кац, Б. Кто первым начал «Крейцерову сонату» Бетховена?: К особенностям нарратива в одноименной повести Льва Толстого // Natales grate numeras? : Сб. ст. к 60-летию Г.А. Левинтона. СПб., 2008. С. 241–251..

Кац Б.А. О понятии лейтмотива в литературе и музыке (из наблюдений над «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого) // I Эткиндовские чтения. СПб, 2006.

Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.

Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М.,

4 стр., 1826 слов

Задания для филологов

Задания для самостоятельной работы Блок1. Творческая работа №1. Тема: УНТ татарского народа А) Подберите к татарским пословицам аналогичные на русском языке. Вариант 1. Без воды земля – пустырь, без отчизны слаб батыр. Предков заветы не развеют ветры. Конь узнается в упряжке санной, богатырь – в схватке бранной. Кого огонь страшит, тот и от дыма бежит. Лучше с палкой или с прутиком, чем с неверным ...

1983.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-х. гг. Саратов, 1974.

Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.

Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.

Он же. Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.

Лабораторная работа № 6

Диалектика художественного характера в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого

Задание для всей группы

1. Составить развернутый план к вопросу «Основные этапы духовных исканий Пьера Безухова» (письменно с указанием глав).

Оформить план графически, в виде схемы или кластера.

Задание для минигрупп:

Работа проводится по минигруппам (не более 2–3 студентов).

Каждая группа должна проанализировать раскрытие художественного характера в эпизоде:

1 группа: Болконский в салоне Шерер. Жажда подвига и славы, ее социально-психологические истоки и характер: наполеоновское и гражданско-героическое начало в ней (т. 1, ч. 1, гл. 3, 4, 6);

2 группа: честолюбивые планы Андрея Болконского в войне 1805 – 1807 гг. Нравственный опыт Шенграбена (т. 1, ч. 2, гл. 17, 18, 20, 21);

3 группа: честолюбивые планы Андрея Болконского в войне 1805 – 1807 гг. Роль Аустерлицкого сражения в изменении мировоззрения героя (т. 1, ч. 3, гл. 12, 16, 19);

4 группа: Князь Андрей в своем имении: душевная драма и духовный кризис героя. Позиция жизни «для себя», ее сильные и слабые стороны (т. 2, ч. 1, гл. 9, ч. 2, гл. 11, 12);

5 группа: встреча Андрея Болконского с Пьером и Наташей как начало выхода из кризиса. Значение пейзажных зарисовок (т. 2, ч. 3, гл. 1, 2, 3);

6 группа: государственная деятельность князя Андрея как новая иллюзия (возвращение к «наполеонизму») и разочарование в ней. Любовь к Наташе, характер этой любви, последствия разрыва (т. 2, ч. 3, гл. 4, 5, 6, 16, 17, 19 – 23, т. 3, ч. 1, гл. 8);

7 группа: князь Андрей в Бородинском сражении как выразитель народного патриотизма. Обретение им истинного смысла жизни как любви и сострадания (т. 3, ч. 2, гл. 24, 25, 36, 37, ч. 3, гл. 32);

8 группа: толстовская философия смерти (т. 4, ч. 1, гл. 15, 16).

NB! Наличие текста романа на лабораторном занятии обязательно.

Литература

Бердяев Н. А. Л. Толстой // Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2. С. 38–43

Бочаров С. Роман JI. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).

Галаган Г. Я. JI. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл. 2.

Зеньковский В.В. Глава X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. 8–14: Л.Н. Толстой // Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 375–388.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2.

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е годы. Саратов, 1974.

Бочаров С. Л. Толстой и новое понимание человека // Сб. ст.: Литература и новый человек. М., 1977.

Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Зайденитур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Лабораторная работа № 7

Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»

Задание 1

1. Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.

2. Определить топосы (место действия) этих фрагментов.

3. Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.

4. Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский. Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб – вдовы Василисы и ее дочери.

5. Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (посему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.

6. Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?

7. Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.

8. Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.

9. Детали, используемые автором для характеристики персонажей: студента, женщин.

10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.

Задание 2

1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках». Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма и чтение его?

Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?

2. Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа (один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой — в изображении Василисы и Ефимьи).

3. Определите характер комического в рассказе. Какие словесные и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.

4. Речь крестьянок как средство их характеристики.

5. Антитеза топосов — реальных и мифологических.

6. Семантика имен персонажей рассказа.

Литература

Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125-130.

Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А.П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158.

Зайцев Б. К Далекое. М., 1991. С. 278-394.

Кубасов А. В. Проза А.П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370-383.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Сендерович С. Чехов – с глазу на глаз: История одной одержимости А.П. Чехова. СПб., 1994.

ТюпаВ. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А.П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.

Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

Лабораторная работа № 8

Поэтика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Задание для минигрупп

Работа проводится по минигруппам (не более 2–3 студентов).

Задание 1

Выявление двусоставного эстетического пафоса пьесы: соединение лирико-патетической тональности с комической.

Работа с текстом первого действия. Студенты должны показать:

— каким образом создается постоянная смена тональности, перехода от патетики к комизму и наоборот;

— как служат этой игре тонов необращенные реплики персонажей, их неадекватное высказывание, сцепление случайных фраз; неожиданные столкновения людей, внезапные перемены в их настроениях, «случайные» комические ситуации, в которые попадают главные герои; значительные заявления комических лиц;

— как это двуединство пафоса проявляется во взаимодействии перекрестных и противоположных оценок, которые персонажи пьесы дают одним и тем же лицам (например, Раневской).

Задание 2

Работа над сюжетом пьесы:

— выявление сюжетной роли Лопахина;

— определить, «выстроить» логику личных взаимоотношений Лопахина с Варей и Раневской;

— мнимость его жениховства и искренние признания в любви другой, готовность на жертвы – реакция на них женщины, которую он любит «больше, чем родную».

Является ли удачей для Лопахина покупка вишневого сада?

Как соотносится темы судьбы Лопахина с темой «вишневого сада»?

Исследование взаимосвязи центральных и второстепенных персонажей пьесы.

Определить сходство в ситуации объяснения в любви Лопахина, Епиходова с Дуняшей, Дуняши с Яшей. Кто кого отражает и пародирует?

Задание 3

Исследование соотношения бытового и сущностного планов. Работа с текстом 2-го действия.

Как движется сюжет спасения усадьбы? Как прерываются разговоры о быте высказываниями персонажей об общем строе жизни? Кому принадлежат эти высказывания? Как в этом плане соотносятся главные и второстепенные персонажи? Представлены ли «сущностные» высказывания» лишь в патетическом тоне или игра тонами продолжается?

Задание 4

Столкновение двух культур. Проанализировать диалог Раневской с Трофимовым в 3-м действии (от слов Любви Андреевны «Не дразните ее, Петя…» до слов ее же «Какой чудак этот Петя…»).

Объяснить Петину «правду» и «правду» Раневской, выражение в них позиции разных культурных слоев, разных исторических поколений.

Определить авторскую оценку этих «правд». Сколько «правд» в пьесе «Вишневый сад»?

Задание 5

Анализ символических образов пьесы. Как относятся к «Вишневому саду» разные герои пьесы? Каков символический смысл «Вишневого сада»? Почему второе действие разворачивается на границе между домом и открытым пространством?

Насыщение традиционных топосов Дома и Сада новыми интенциями. Какими?

Символический смысл других деталей: телеграммы из Парижа; шума от сорвавшейся в шахте бадьи и др. Найти другие символические детали и объяснить их.

Список литературы

Полоцкая Э.А. «Вишневый сад» / Э. А. Полоцкая, И. Ю. Твердохлебов // Чехов А. П. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.

Бердников Г.П. Драматургия Чехова. М., 1971 (то же в кн.: Бердников Г. П. Избр. работы: В 2 т. Т. 2. М., 1986).

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319-383.

Паперный А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Семинарские занятия

Семинарское занятие № 1

«Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

как сатирический роман

Задание

1. Подготовить сообщения: «Смысл финальной картины смерча в истолковании литературоведов», «Салтыков-Щедрин об «Истории одного города».

План

1. Сюжетно-образная структура романа.

2. Способы сатирической типизации.

3. Художественная роль гротеска в произведении.

4. Идейно-художественное значение финала.Художественная роль гротеска в произведении.

Литература

1. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание).

2. Салтыков-Щедрин М. Е. в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1975.

1. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины XIX века. – Коломна, 1993.

2. Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л.: Наука, 1984.

3. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870-е годы. – М., 1984.

4. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. Биография. – М., 1989.

5. Назаренко М. Мифопоэтика М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»).

− Киев, 2002 // http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_0278.shtml

6. Николаев Д. Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М.: Худож. лит., 1976.

7. Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. – М., 1988.

Маранцман В.Г. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. 9 класс:

http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_9kl_

Семинарское занятие № 2

«Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина

как новый тип социально-психологического романа

Задание

1. Подготовить сообщение «Приемы сатирической типизации».

План

1. Семейная хроника Салтыкова-Щедрина в русской романистике 50-70-х годов. Судьба дворянских гнезд.

2. Литературно-полемическая направленность качественно нового социально-психологического романа. Значение формы семейного романа для выявления сущности Иудушки Головлева.

3. Арина Петровна Головлева как социально-психологический тип (крепостническая философия и практика, положение в доме, связи с семьей).

4. Смена трех поколений Головлевых как важнейшие сюжетно-композиционные вехи романа. Тема «умертвий» в романе. Судьбы Степана и Павла.

5. Путь Порфирия Головлева в романе (детство, последовательность связей с окружающими).

Библейские реминисценции в образе главного героя.

6. Сатирический психологизм Салтыкова-Щедрина. Пустословие героя как средство исследования психологии социального лицемерия. Пустомыслие как тупик в развитии героя.

7. Пробуждение в Иудушке одичалой совести и появление драматических черт в его облике к концу романа.

8. Закономерность духовной и физической гибели Иудушки Головлева.

Литература

1. Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлевы (любое издание).

2. Ауэр А., Борисов Ю. Поэтика символических и музыкальных образов М. Е. Салтыкова- Щедрина. – Саратов, 1988.

3. Бушмин А. Салтыков-Щедрин и искусство сатиры. – М., 1976.

4. Макашин С. Головлевы: люди и призраки // Наследие революционных демократов и русская литература. – М., 1981.

5. Назаренко М. Мифопоэтика М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»).

− Киев, 2002 // http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_0278.shtml

6. Николаев Д. Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1976.

7. Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. – М., 1963 (глава о романе).

8. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. – М., 1975.

9. Прозоров В. Салтыков-Щедрин. Книга для учителя. – М., 1988.

10. Шаталов С.Е. О психологизме в романе «Господа Головлевы» // Филол. науки. – 1976. – № 1. – С. 30–35.

Семинарское занятие № 3

Поэтика романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

План

1. Новизна героя: образ «положительно прекрасного человека» (от замысла к воплощению).

2. Развитие идеи самоотдания как подлинной радости жизни (в противовес идее самоутверждения).

3. Проблема красоты в романе «Идиот». Трагедия Настасьи Филипповны.

4. Социально-философский аспект проблемы страсти в романе «Идиот». Любовь-ненависть Рогожина. Образ Аглаи Епанчиной.

5. Формы психологического анализа, общее и различное с их функциями в «Преступлении и наказании».

6. Особая сюжетно-композиционная организация романа.

7. Скафтымов А. П. о роли тематической композиции в раскрытии главной идеи.

8. Смысл финала и названия романа.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Идиот (любое издание).

2. Достоевский Ф.М. «Г-н -бов и вопрос об искусстве» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Л.: Наука, 1978. – Т. 18. – С.70 – 103.

3. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990.

4. Буланов А. М. Гармонизация соотношения «ума» и «сердца» как основа достижения идеала в романе «Идиот» // Буланов А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. – Саратов: Изд-во саратовского ун-та. – С. 71 – 76.

5. Буланов А. М. Художественная феноменология «идеи-страсти» в романе «Идиот» // – Саратов: Изд-во саратовского ун-та. – С. 76 – 84.

6. Кантор В. Достоевский как ветхозаветный пророк «Слово\Word» 2010, № 65 http://magazines.russ.ru/slovo/2010/65/ka13.html

7. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М.: Просвещение, 1988. – С. 215 – 243.

8. Назиров Р. Г. Герои романа «Идиот» и их прототипы // Рус. лит. – 1970. – № 2. – С.114 – 123.

9. Пискунова С. Роман «Идиот» в зеркале «Дон Кихота Ламанчского» // II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избранные доклады и тезисы. / Под общ. ред. И.Л. Волгина. – М.: Фонд Достоевского, 2008. – С. 128 – 135.

http://www.dostoevsky-fund.ru/page.php?id=48

10. Подосокорский Н. Н. Наполеоновский миф в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: биография генерала Иволгина // Русская литература. – 2009. – № 1. –

11. Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. – М.: Сов. писатель, 1990. (Статья «Князь Мышкин»).

12. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. – М., 1972.

Семинарское занятие № 4

Философско-духовная проблематика «Братьев Карамазовых»

План

1. «Братья Карамазовы» о болезнях души современного человека. Социально-нравственная сущность карамазовщины. Смысл эпиграфа.

2. Тема «отцов и детей» в романе.

3. Образы братьев в трактовке Достоевского:

• «бездна» и «идеал» Дмитрия. Что подразумевает Дмитрий, говоря о «широкости человека»?;

• философские искания Ивана и «Легенда о Великом Инквизиторе» как их оформление, «уличный» вариант его теории – смердяковщина.

4. Смысл и значение поэмы о Великом Инквизиторе в контексте романа: в чем обвиняет Инквизитор Христа, как понимает природу человека и какое общество стремится для него создать? На чьей стороне Иван?

5. Идея двойничества в романе.

6. Иван Карамазов – «русский Фауст» (два типа отрицания мира).

Система «двойников» героя как литературный адекват мотива зеркала: Смердяков, Инквизитор, Черт.

7. Гуманистический идеал писателя в образе Алеши и его развитие сравнительно с образом князя Мышкина.

8. Перекличка с предшествующими романами Достоевского в проблематике, нравственно-философском наполнении образов, способах психологического раскрытия характеров, в способах раскрытия авторской позиции.

9. «Братья Карамазовы» как итог творческих исканий писателя.

10. Полифонизм романов Достоевского. Ведущий повествовательный принцип Достоевского в трактовке М. Бахтина.

11. Достоевский и литература XX века (И. Шмелев, Л. Андреев, М. Булгаков).

Литература

1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

2. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. – М.: Мол. гвардия, 1992.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.

4. Ермакова М.Л. Традиции Достоевского в русской прозе. – М., 1990.

5. Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы». – М.: Худож. лит., 1986.

6. Карсавин Л. П. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви // В сб.: «Эрос в России». − М.: Прогресс, 1991 или Карсавин Л. П. Малые сочинения. − СПб., 1993. − С.114-127.

7. Легенда о Великом Инквизиторе / Сост. Ю. Сильверстова.

8. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание / В кн.: Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

9. Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994.

10. Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. – М., 1996 (К вопросу о внутренней форме романа Достоевского).

11. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л.: Наука, 1977.

Семинарское занятие № 5

Поэтика романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

План

1. Смысл заглавия, творческая история создания романа.

2. Проблемы жанра романа-эпопеи«Война и мир».

3. Метод диалектики души как отражение нравственно-философских исканий автора.

4. Идея целесообразности жизни в «Войне и мире».

5. «Мысль народная» как центральная идея романа. Образ Платона Каратаева.

6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого на брак и семью. Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей. Что соединяет людей в семьях Ростовых и Болконских? Какие традиции позволяют лучшим дворянским семьям быть передовой силой общества и чувствовать связь с народом?

7. Наташа Ростова как поэтический центр эпоса. Полнота средств раскрытия характера Наташи Ростовой (своеобразие портрета, интерьера, роль пейзажа, музыки, снов).

8. Проблема положительного героя: Пьер и Платон Каратаев.

9. В чем заключается основное нравственно-психологическое отличие характера Николая Ростова от характера Пьера и Андрея?

Литература

Толстой Л. Н. Война и мир (любое издание).

Бочаров С. «Война и мир» Толстого. – М.: Худож. лит., 1978.

Громов П. О стиле Л.Н. Толстого «диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В. Поэтический мир эпоса: «Война и мир» Толстого. – М.: Сов. писатель, 1978.

Купреянова Е.Н. «Война и мир» // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М., Л., 1964. С. 304 – 318.

Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М., 1988.

Сливицкая О. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Проблема человеческого общения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. С. 120 – 140.

Семинарское занятие № 6

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»

План

1. Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров в романе.

2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входит война, история в быт и нравы людей? (Проанализировать первые четыре главы первой части).

3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса.

4. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий?

5. Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?

6. Эгоистическое и альтруистическое в жизни частной и в жизни исторических деятелей (Кутузов и Наполеон).

7. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805 – 1807 годов и Отечественной войны 1812 года.

Проанализировать толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен:

а) смотр при Браунау (т. 1. ч. 2, гл. 1, 2.);

б) переправа через реку Энс (т. 1, ч. 2, гл. 6, 8);

в) Шенграбенское сражение (т. 1, ч. 2, гл. 14–18, 19–20, 21) ;

г) Аустерлицкое сражение (т. 1, ч. 3, гл. 8, 12, 14,15,16) ;

д) Бородинское сражение (т. 3, ч. 2, гл. 20–22, 31–32).

8. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа.

Литература

Бердяев Н. А. Л. Толстой // Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2. С. 38-43

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/problema-prosvetleni..

Бочаров С. Роман JI. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).

Галаган Г. Я. JI. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл. 2.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2.

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е годы. Саратов, 1974.

Бочаров С. Л. Толстой и новое понимание человека // Сб. ст.: Литература и новый человек. М., 1977.

Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Зайденитур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Семинарское занятие № 7

Автор и персонажи в маленькой трилогии А. П. Чехова

(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

План

1. Человек и действительность в «маленькой трилогии»: «футлярное» существование, омертвение души, отношение к «ходячей» морали.

2. Функции гротеска в «Человеке в футляре». А.П. Чехов и М. Е. Салтыков-Щедрин.

3. «Крыжовник»: проблема душевного оскудения человека. А.П. Чехов и Н.В. Гоголь.

4. «О любви»: подчинение инерции существования и запоздавшее прозрение. А.П. Чехов и Л.Н. Толстой.

5. Формы авторской активности в «маленькой трилогии» (гротескные преувеличения, нарушение бытового правдоподобия, изменение масштаба художественного обобщения).

Литература

1. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель / URL: b/bulgakow_s_n

2. Быков Д. Два Чехова // Дружба Народов. – 2010. – № 1 : Электр. ресурс:http://magazines.russ.ru/druzhba/2010/1/by15.html

3. Гинкас К., Осипов М., Степанян Е. Настоящий Чехов // Знамя. – 2010. – № 6 : Электр. ресурс:http://magazines.russ.ru/znamia/2010/6/ch14.html

4. Громов М. Книга о Чехове. – М., 1989.

5. Гурвич И. А. Проза Чехова. – М., 1970.

6. Катаев В. Б. Проза Чехова. – Проза Чехова: Проблемы интерпретации. – М., 1979.

7. Кушнер А. Почему они не любили Чехова? // Звезда. – 2002. – № 11: Электр. ресурс:http://magazines.russ.ru/zvezda/2002/11/kush.html7.

8. Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. – М., 1983.

9. Семанова М. П. Чехов – художник. – М., 1976.

10. Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»… (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова).

М., 1997.

11. Сухих И. Чехов в XXI веке: Три этюда // Нева. – 2008. – № 8 : Электр. ресурс:http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/su15.html

12. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

13. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет…

А. П. Чехов, “Крыжовник”.

Дополнительные материалы

  1. Радиоспектакль. Рассказы Чехова. http://sheba.spb.ru/radio/chehov.htm

Семинарское занятие № 8

Драматургическое новаторство А. П. Чехова («Чайка»)

План

1. Жанровое своеобразие «Чайки»: образец новой русской драмы. Проблематика, тема призвания и счастья.

2. Особенности конфликта и характер его развития в пьесе. А.П. Скафтымов об особенностях драматургического конфликта и форм его выражения.

3. Изображение внутреннего драматизма человеческого существования (противоречие между психологическим состоянием, настроением героев и их поведением, поступками, суждениями).

4. Роль подтекста и символики в «Чайке».

5. Художественное своеобразие построения пьес, «бессюжетность», прерывистый диалог, ремарки.

6. Композиция «Чайки» как форма выражения авторского знания.

Литература

1. Багратиони-Мухранели И. Чеховский Чехов… // Современная драматургия. – 1990. – № 4.

2. Берковский Н. Я. Чехов: От рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н. Я. Литература и театр. – М., 1969. – С. 159 – 180.

3. Громов М. Книга о Чехове. – М., 1989.

4. Иезуитова Л. А. Комедия А. П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – С. 323 – 346.

5. История русской драматургии: Вторая половина XIX – начала XX века. До 1917 года. – Л., 1987.

6. Паперный З. С. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982.

7. Паперный З. С. Судьба “Чайки – на сцене и в кино // Паперный З. С. Стрелка искусства. – М., 1986.

8. Паперный З. С. «Чайка» А. П. Чехова. – М.: Худож. лит., 1980.

9. Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972. – С. 404 – 435.

10. Сухих И. Чехов в XXI веке: Три этюда // Нева. – 2008. – № 8 : Электр. ресурс: http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/su15.html

11. Фадеева Н. И. Новаторство драматургии А. П. Чехова. – Тверь, 1991.

12. Цыбульская А. «Чайка» А. П. Чехова на американской сцене в XXI веке // Слово\Word». – 2009. – № 64 : Электр. ресурс: http://magazines.russ.ru/slovo/2009/64/cy30.html

13. Чеховиана: Чехов в культуре XX века. М., 1993.

Дополнительные материалы

  1. Радиоспектакль. http://sheba.spb.ru/radio/chaika-mhat.htm

Семинарское занятие № 9

Жанровое своеобразие комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»

Ключевые слова: жанр, комедия, комическое, смешное, подтекст, новая драма

Индивидуальные сообщения:

1. Пьесы Чехова и театр Европы начала XX века (М. Метерлинк, Г. Ибсен, Ю. Стриндберг, Г. Гауптман).

2. Проблемы постмодернистского чеховедения в России.

3. «Вишневый сад» А.П. Чехова и театр абсурда «Обэриутов» (Д. Хармс, А. Введенский).

План

1. Подготовьте сообщение на 5-7 минут о замысле комедии, ее первых постановках на сцене Художественного Театра.

2. Составьте, ориентируясь на письма А.П. Чехова, «замечания для господ актеров»

3. Анализ комедии:

– «Пленники» прошлого, настоящего и будущего. Почему у героев комедии, которых Фирс называет «недотепами», не складывается жизнь?

– приемы и способы комического изображения в пьесе (поступки, характер, речь героев).

Выпишите из текста ключевые слова, фразы для представления каждого героя.

– Епиходов, Шарлотта как завершение темы «недотепства» и как реализация мысли «клоуны мы все».

4. «Вишневый сад» – пьеса об ощущении текучести времени». Люди и время в комедии А.П. Чехова (анализ ремарок)

5. Новые средства художественной выразительности в комедии (анекдотичность ситуаций и поэзия монологов, поэтика «умолчаний», импрессионистичность, музыкальность, образы-символы и др.)

6. Смысл заглавия комедии.

ЛИТЕРАТУРА

Текст:

Чехов А.П. «Вишневый сад» (любое издание).

Исследования:

1. Альми И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы Чехова «Вишневый сад» // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. 2000. Кн. 2. С. 209-218.

2. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

3. КЛЭ, ЛЭС (указанные термины)

4. Карасев П.В. Пьесы Чехова. // Вопросы философии. 1998. № 9.

5. Катаев В.Б. Сложность простоты: рассказы и пьесы А.П. Чехова. М.,1998.

6. Павич П. Словарь театра. М., 1992 (указанные термины)

7. Сухих И.Н. «Вишневый сад» А.П. Чехова // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 347-365.

8. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес// Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

9. Субботина К.А. Новое прочтение Чехова (проблемы постмодернистского чеховедения в России) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. №5 (49).

Электронный ресурс: http://izvestia.vspu.ru/jurnal/324

10. Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005.

Тексты наизусть

6семестр

А. К. Толстой

1. Средь шумного бала, случайно…

2. Двух станов не боец, но только гость случайный…

3. Пусть тот, чья честь не без укора…

4. Одарив весьма обильно…

5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО от Гостомысла до Тимашева (6 строф на выбор студента)

А. Н. Майков

1. Октава

2. Мысль поэтическая − нет…3

3. Из бездны Вечности, из глубины Творенья…

4. «Прочь идеалы!» Грозный клик!..

5. Катись, катися надо мной / Всё просвещающее Время!

Я. П. Полонский

1. Песня цыганки

2. Я ль первый отойду из мира в вечность − ты ли…

3. Когда октава за октавой…

4. Век

5. Гипотеза

Вопросы к зачету

(шестой семестр)

1. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатирический роман. Сюжетно-образная структура, значение финала, роль гротеска в произведении.

2. «Господа Головлевы» как социально-психологический роман. «Обманное» слово в романе. Значение финала.

3. Образ Порфирия Головлева в идейно-художественной концепции романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

4. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: проблематика, особенности жанровой поэтики. Темы, герои, сюжеты сказок, способы сатирической типизации в них.

5. Творчество Достоевского 1840-х гг. Роман «Бедные люди». Эстетика «фантастического реализма». Гоголевские традиции и новаторство в изображении «маленького человека».

6. Творчество Достоевского 1840-х гг. «Светлая идея» двойничества и ее художественное воплощение в повести «Двойник».

7. Нравственно-философская проблематика «Записок из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского (осмысление природы человека, «свободы», «палачества», «преступания черты» и пр.).

8. «Преступление и наказание» как социально-философский роман. Категория «преступления» в идейно-художественной структуре романа.

9. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского как полифонический роман. Полифонизм как повествовательный принцип Достоевского в трактовке М. М. Бахтина: «проблемы поэтики Достоевского».

10. Образ «положительно прекрасного» человека в «Идиоте» Достоевского. А. П. Скафтымов о романе («Тематическая композиция романа Достоевского «Идиот»).

11. Проблема «отцов и детей» и «бесовства» в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Система образов в романе.

12. Социально-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Подросток».

13. «Братья Карамазовы» как итог творческих исканий Достоевского. Социально-нравственная сущность карамазовщины, гуманистический идеал писателя.

14. Образ «раннего человеколюбца» Алеши Карамазова в последнем романе Ф. М. Достоевского.

15. Путь духовного возрождения Мити Карамазова в итоговом романе Ф. М. Достоевского.

16. Философский бунт Ивана Карамазова.

17. Фантастический рассказ Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»: проблематика, особенности жанра и метода.

18. Нравственно-философская концепция трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Формирование метода «диалектики души» в творчестве писателя.

19. Военные рассказы Л. Н. Толстого. Трактовка героического, психологизм. А. П. Скафтымов о методе «диалектики души» в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, (статья «Идеи и формы в творчестве Л. Толстого»).

20. Философия истории в «Войне и мире». Образы Кутузова и Наполеона. (Статья А. П. Скафтымова «Образ Кутузова и философия истории в романе Толстого «Война и мир»).

21. «Мысль народная» и особенности ее воплощения в идейно-художественной структуре романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

22. Путь духовно-нравственных и общественных исканий Андрея Болконского.

23. Путь общественных и духовно-нравственных исканий Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

24. Женские образы в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.

25. Духовный кризис Толстого в 1870-е годы. «Мысль семейная» и русский «переворотившийся» мир в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

26. Образ Константина Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

27. Повесть Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»: проблематика повести в свете посткризисного мировоззрения писателя.

28. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»: проблематика, особенности типа героя и конфликта, новые явления в художественном методе.

29. Повесть Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»: проблематика, композиция произведения, особенности поэтики.

30. Духовно-нравственное «воскресение» Катюши Масловой в последнем романе Л. Н. Толстого.

31. Образ Дмитрия Нехлюдова в романе Л. Н. Толстого «Воскресение».

32. Повесть Л. Н. Толстого «Отец Сергий»: движение героя к духовной истине.

33. Особенности драматургии Л. Н. Толстого (на материале общественно-психологической драмы «Живой труп» и народной драмы «Власть тьмы»).

34. Жанр рассказа в творчестве Чехова 1880 – 1890-х годов. Принципы типизации, рассказчик и герой («Смерть чиновника, «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Крыжовник» и др.)

35. Лиро-эпическое начало повествования в повести Чехова «Степь». Природа, герои и автор.

36. Повести Чехова о человеческой судьбе, их социально-исторический и нравственно-философский смысл («Дуэль», «Дом с мезонином», «Моя жизнь» и др.).

Поэтика произведений.

37. Проблема нравственного выбора у Чехова («По делам службы», «Дама с собачкой», «Архиерей» и др.).

Принципы композиции и сюжетосложения, приемы обрисовки характера.

38. Пьеса А. П. Чехова «Чайка». Тема призвания и счастья. Жанровое новаторство пьесы. Роль лирического «подводного течения» в его пьесах. А. П. Скафтымов об особенностях чеховской драматургии (статья «К вопросу о принципах построения пьес Чехова).

39. Пьеса А. П. Чехова «Три сестры»: проблематика, особенности драматургической поэтики.

40. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»: проблематика, специфика драматургической поэтики и жанра.

Художественные тексты

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889): Губернские очерки; История одного города; Господа Головлевы; Современная идиллия; Господа Молчалины; Пошехонская старина; Сказки: Дикий помещик; Карась-идеалист; Медведь на воеводстве; Орел-меценат; Премудрый пискарь; Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Коняга.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881): Бедные люди; Униженные и оскорбленные; Белые ночи; Двойник; Записки из Мертвого дома; Преступление и наказание; Идиот; Бесы; Подросток; Братья Карамазовы; Кроткая; Сон смешного человека; Бобок; Мальчик у Христа на ёлке; Дневник писателя.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910): Детство; Отрочество; Юность; Севастопольские рассказы; Казаки; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Смерть Ивана Ильича; Хаджи-Мурат; Воскресение; Отец Сергий; Живой труп; Власть тьмы.

Успенский Глеб Иванович (1843-1902): Нравы Растеряевой улицы; Будка; Разоренье; Власть земли; Больная совесть; Выпрямила.

Случевский Константин Константинович (1837-1904): Нас двое; Меня в загробном мире знают…; После казни в Женеве; Я видел Рим, Париж и Лондон…; Из дневника одностороннего человека.

Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893): Ночи безумные, ночи бессонные…; День ли царит, тишина ли ночная…; Прощание с деревней; Приветствую вас, дни труда и вдохновенья…; Судьба; К морю; В театре; С курьерским поездом.

Надсон Семен Яковлевич (1862-1887): Во мгле; Похороны; Певец; Не вини меня, друг мой…; С тех пор, как я прозрел…; В ответ; Мать; На могиле А.И. Герцена.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912): Приваловские миллионы.

Чехов Антон Павлович (1860-1904): Толстый и тонкий; Хамелеон; Смерть чиновника; Унтер Пришибеев; Тоска; Степь; Скучная история; Дуэль; Попрыгунья; Палата № 6; Учитель словесности; Черный монах; Скрипка Ротшильда; Студент; Три года; Дом с мезонином; Моя жизнь; Мужики; Человек в футляре; Крыжовник; О любви; Ионыч; Случай из практики; Душечка; Дама с собачкой; В овраге; Архиерей; Невеста; По делам службы; Чайка; Дядя Ваня; Три сестры; Вишневый сад.