Тема №1. Роман н.Г. Чернышевского «что делать?»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РЛ XIX ВЕКА (70-90 гг)

Задание

Законспектировать статью Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат».

Вопросы для подготовки.

  1. История создания и публикации романа.
  2. Система образов романа (составить таблицу по главным героям романа с цитатными характеристиками, проследить движение от «старого» к «новому» миру).

    «Новые люди» в романе Чернышевского.

  3. Сущность теории «разумного эгоизма» и ее философские источники.
  4. «Особенный человек» Рахметов. Особенности трактовки образа в свете «теории разумного эгоизма».
  5. Сны Веры Павловны. Композиционная роль сновидений главной героини. Проблема расшифровки образов сновидений.

  1. Форма повествования (ипостаси автора и рассказчика).

    Смысл финала.

  2. Роман «Что делать?» в отзывах критиков (статья Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат и др.») и откликах современников.

Литература.

  1. Вердеревская Н. Роман Чернышевского «Что делать?». – М., 1982.
  2. Есин А.Б. Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» // Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003. – С. 101 — 119.
  3. Ждановский Н.П. Особенности реализма писателей-демократов 60-х годов XIX века // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.
  4. Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». – Л., 1978.
  5. Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
  6. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: Худ. творчество. Пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Прозоров Ю.М. Этика русской демократии. Н.Г. Чернышевский и его роман «Что делать?» // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. – СПб., 2001. – С. 306 – 325.
  8. Рейсер С. «Особенный человек» П.А. Бахметев [О прототипе образа Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»] // Русская литература. – 1963. — №1. – С. 173 – 177.
  9. Руденко Ю.К. Чернышевский – романист и литературные традиции. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  10. Сутягина А.А. «Особенный человек» и проблема революции в прозе Н. Чернышевского начала 60-х годов // Вопросы русской литературы. – 1987. – Вып. 1. – С. 83 – 90.

  1. Проблема образа автора в романе «Что делать?» (Ю.К.Руденко, М.Т.Пинаев, Н.А.Вердеревская, Г.Е.Тамарченко, В.В.Федоров) (О природе поэтической реальности – М., 1984) (автор как рассказчик, как повествователь, как действующее лицо, несколько авторских ролей (как рассказчик, он выступает в роли а)критика, б) публициста, в) персонажа).

    5 стр., 2414 слов

    Человек в психоанализе

    Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

    Автор в словесно-речевой игре. Две сферы: изображаемое событие и событие изображения).

    Повествователь в 1-й и 2-й главах вступления и рассказчик – в 3-й главе. Самостоятельность повествователя и рассказчика как субъектов речи. Автор-рассказчик в роли критика, интерпретатора собственного сочинения. Если передается свое вИдение ситуации повествователем, то тем самым нарушается объективность повествования. Диалог автора и публики, читателя.

План практического занятия №1 по русской литературе 70 – 90-х годов 19 века для студентов-филологов 3 курса

Тема: «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр, композиция, проблемы поэтики книги

Задание: Используя справочную литературу, составить в тетради словарь основных понятий сатиры: гипербола, гротеск, ирония, комическое, пародия, сарказм, сатира, эзопов язык, юмор.

20 стр., 9667 слов

Сказки и их роль в психологии и воспитании

Содержание: Введение Теории волшебных сказок Каждому - свое Осторожно, сказка! Список литературы Введение Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого ...

План беседы:

  1. История создания и жанровая форма «Истории одного города».
  2. Основная проблематика книги. Двусторонность щедринской сатиры.
  3. Композиция «Истории одного города».
  4. Своеобразие финала «Истории одного города». Разные трактовки финала.
  5. Приемы сатирической типизации, использованные М. Е. Салтыковым

Щедриным. Способы выражения авторской позиции. Современные трактовки.

На последний вопрос ответить в тетради письменно в форме сочинения-миниатюры. Использовать для анализа материал двух глав книги: «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение». Показать, как использованы писателем гротеск в обрисовке образа, пародирование законодательных документов, стилизация слога летописцев-архивариусов, эзопов язык.

Примерные вопросы, которые должны быть освещены в письменном ответе:

1. Какими представлены глуповцы в ситуациях ожидания нового градоначальника, встречи с ним, смятения после встречи?

2. Как определить авторскую позицию в описании «Истории Глупова»?

3. Какими сатирическими средствами пользуется автор для создания образа Угрюм-Бурчеева (портрет, описание бреда, авторские характеристики)?

4. Как совершается переход от слога летописца к языку автора? Как выражается в языке авторская позиция?

Литература:

1. Учебники.

2. Лекции.

3. Текст «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Покусаев Е. И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. – М.: Наука, 1963.

5. Бушмин А. С. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Искусство сатиры. – М., 1976.

6. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

7. Головина Т. Н. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. – Иваново: ИГУ, 1997.

8. Павлова И. Б. Роль символа «оно» в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Филологические науки, 1979, № 3.

9. Дмитренко С. М.Е.Салтыков-Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – – М.: Изд-во МГУ, 1999

14 стр., 6552 слов

Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

... . С. Тургенева («Записки охотника», повести), А. Ф. Писемского, M. Е. Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки») отразилось в литературной работе Достоевского. Однако уже в семипалатинский период ... «Дядюшкин сон» (1859). В основу положена развязка «Ревизора», «реприманд», пережитый город­ничихой. В «Дядюшкином сне» эта участь выпала на долю «первой ...

Тема 2: Сказки м.Е.Салтыкова-Щедрина

План беседы:

  1. История создания цикла «Сказки». Причины обращения сатирика к сказочному жанру.
  2. Классификация сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина в сравнении с жанровой сутью и классификацией народных сказок.
  3. Тематическая классификация сказок. Охарактеризовать проблематику и поэтику одной из сказок в каждой группе («Гиена», «Либерал», «Коняга», «Приключение с Крамольниковым»)
  4. Специфика сатирической типизации в цикле «Сказки» (по одному из произведений на выбор).

    Сущность и своеобразие «эзопова языка». Особенности щедринского гротеска в «Сказках».

  5. Философский, притчевый смысл «Сказок», их этический пафос («Баран-непомнящий», «Пропала совесть», «Путем-дорогою», «Рождественская сказка»)
  6. Приемы циклизации сказочных текстов (что делает «Сказки» единым циклом?)
  7. «Сказки» как итоговое произведение писателя. Назовите и охарактеризуйте последние произведения сатирика, созданные после «Сказок».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Художественные тексты, лекции, учебники.
  2. Бушмин А.С. М.Е.Салтыков-Щедрин. – М.,1970
  3. Прозоров В.В. Произведения Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. – Л.,1979.
  4. Николаев Д. Смех Щедрина. – М., 1988.
  5. Дмитренко С.Ф. ЩЕДРИН: незнакомый мир знакомых книг. – М.:1999. С.54-67.
  6. М.Е.Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий:Материалы научной конференции. – Тверь,1996,с.9-12.

М.Е.Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий:Материалы научной конференции. – Тверь,1996,с.9-12. (Досье. Приложение к Литературной газете. 1996, №2;алтыков-Щедрин М. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. – М., 1997, с.670-672 .)

План

14 стр., 6663 слов

Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского

... и отчества) главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова. Ведь именно через его образ Достоевский совершает казнь идеи отрицания ... персонажа с помощью специфических средств художественной литературы».1 Поскольку Достоевского интересует самый «субъект» в переживаниях ... Поэтому-то Достоевского и называют писателем-психологом. Достоевский пишет романы и повести, но эти романы и повести по моему ...

Практического занятия № 3 по русской литературе 19 века

Тема: Трансформация темы «маленького человека» в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди»

План беседы:

  1. История создания, публикации первого романа Ф.М.Достоевского. Первые критические отклики.
  2. Композиция, образная система, особенности повествования и хронотопа в романе. Петербургские углы. Судьбы «бедных людей». Роман Ф.М.Достоевского как произведение «натуральной школы» и как художественный опыт, преодолевающий ее каноны.
  3. Авторская позиция и формы ее выражения в романе. Границы сознания, особенности самосознания Макара Девушкина в трактовке автора. Проблема социальной амбиции. Опора на традицию и новаторство Достоевского в решении темы «маленького человека».
  4. Контекст русской литературы, интертекстуальные мотивы в романе. Найдите и проанализируйте в романе сцены, содержащие как аллюзии, так и прямые упоминания героев и произведений русской литературы. Как понимать приписываемый Достоевскому афоризм: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»…»
  5. Какие образы, типы, герои романа «Бедные люди», трансформируясь и развиваясь, будут жить в художественном мире

больших романов Достоевского?

Литература:

  1. Текст повести, лекции, учебники.
  2. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. – Л. 1980.
  3. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. – М. 1971 (Ч.I, гл.3)
  4. Гарин И. Многоликий Достоевский. – М., 2000.

Практическое занятие №4

Тема 4: “Записки из подполья ” ф.М.Достоевского – «пролог» к “великому пятикнижию” писателя

План беседы:

  1. Особенности композиции и жанра повести Достоевского «Записки из подполья».
  2. Форма повествования, соотношение героя и автора в повести. Героя называют «подпольным парадоксалистом». Приведите примеры парадоксов в его рассуждениях, логике, самохарактеристиках.
  3. Полемика с «теорией разумного эгоизма» Н.Г.Чернышевского в произведении Достоевского. (Дать характеристику «теории разумного эгоизма»).
  4. Нравственно-философская суть конфликта второй части «Записок…». Интертекстуальные связи и автоинтертекстуальные мотивы «Записок из подполья». Своеобразие женского характера в повести.
  5. Главные авторские идеи повести, позволяющие считать ее «прологом» к большим романам писателя; развитие «подпольного» героя в творчестве Достоевского.

ЛИТЕРАТУРА

14 стр., 6991 слов

Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

... . Дополнительная 1. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986 (Ч.1. Образы и ... «делать»/«жить» как доминантная в структуре образов персонажей: – «желание славы» князем Андреем и этапы его преодоления. Почему кумирами Болконского становятся такие исторические ...

  1. Текст повести, лекции, учебники.
  2. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. – М.,1966, с.468-538.
  3. Гарин И. Многоликий Достоевский. – М., 2000.

План практического занятия №5-6 по русской литературе 19 в.

Тема: Социально-психологическая драма Раскольникова и авторская позиция

Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Философско-этическое обоснование «теории» Раскольникова. Ее общественные корни. Мотивы преступления Раскольникова. Проблема «наполеонизма». Противоречия теории (ч.I, гл. 1- 5; ч. III, гл. 5 — теория).

Литература: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М., 1970 (гл. «Идея Раскольникова») – сделать выписки.

Карякин Ю. Достоевский и канун 21 в. – М., 1989 ( «Самообман Раскольникова» гл. 1-5) – сделать выписки.

16 стр., 7591 слов

Инфернальные женщины в романах Достоевского

ИНФЕРНАЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ В РОМАНАХ «ИДИОТ» И «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Введение Тема «инфернальных женщин в литературе» очень актуальна в наше время, в нашей литературе и в нашем обществе. Первым, кто употребил термин инфернальная женщина в литературе, был Ф.М. Достоевский в романе «Идиот». Он ввел в свои произведения образ инфернальной женщины, по нашему мнению, из-за отношений с ...

  1. Наказание в интерпретации Ф. М. Достоевского. Нравственная катастрофа Раскольникова.
  2. Психологическое мастерство Ф. М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя (ч. II, III).
  3. Идейно-художественная функция символических снов-образов Раскольникова (проанализировать каждый из снов) (ч.I, гл. 5; ч. II, гл. 2; ч. III, IV, эпилог).

Литература: Буянова Е. Г. Романы Ф. М. Достоевского. – М.: МГУ, 1997, с. 5-33.

Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского. -–М., 1988, с. 149 – 185.

Второе занятие

  1. Идейно-композиционное значение образа Сони. Содержание идеологического спора Раскольникова с Соней (ч. IV, гл. 4; ч. V, гл 4).

Литература: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1970 (гл. «Идея и миссия Сони Мармеладовой») – сделать выписки.

Карякин Ю. Достоевский и канун 21 в. – М., 1989 ( «Самообман Раскольникова» гл. 6 — 12).

  1. Система «двойников» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников) как форма полемики автора с героем. «Варианты» теории Раскольникова, опошляющие и снижающие ее. Элементы памфлетности в изображении «двойников».
  2. Антиподы Раскольникова (Порфирий Петрович, Разумихин).
  3. Духовное перерождение Раскольникова и его приход к «сониной правде». Значение эпилога романа.
  4. Полифоническое и монологическое начала в структуре романа. Самоанализ героя и роль внутреннего монолога как важнейшее средства раскрытия характера Раскольникова.

Литература: Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. (гл. 2 «Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского»)– М., 1972 — конспект.

План практического занятия № 7 по русской литературе 19 века

Тема: Трагический характер в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

  1. Группировка образов и пути создания образа главного героя в 1 части романа (проанализируйте «узловые» сцены 1 части романа – гл. V – VI; гл. IX – XI; гл. XIV — XV).

    Смысл сцены-развязки («сжигание денег»).

  1. Нравственные победы князя, его влияние на души людей. Князь Мышкин и Аглая Епанчина (Анализ глав V, VII, VIII – X 2-й части романа).

  1. Проблема бунта в судьбе Ипполита Терентьева. Анализ его трактата и психологии идейного самоубийцы. (Ч.3,гл. V-VII).

  1. Способы создания образа Настасьи Филипповны во 2-й и 3-й частях романа.

  1. Развязка драматического узла произведения. Встреча «двух соперниц» (ч. IV, гл. VIII).
  1. Трагический характер и тема трагической вины в романе

Ф. М. Достоевского (Мышкин, Настасья Филипповна).

Тема безумия и преступления в романе.

Литература:

  1. Текст романа.
  2. Лекции, учебники.
  3. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М.: Просвещение, 1988, с.215 – 243
  4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1974. Гл. о романе Ф.М.Достоевского «Идиот»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8

Тема: «Легенда о Великом инквизиторе» как кульминационный этико-философский центр романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Место книги «PRO ET CONTRA» в общей композиции романа. Предыстория встречи и беседы двух братьев. Какие проблемы обсуждают Иван и Алеша?
  2. Особенности сюжета поэмы, сочиненной Иваном Карамазовым.
  3. Отражение в поэме главного авторского вопроса о будущем человечества: СОЦИАЛИЗМ или ХРИСТИАНСТВО (КАТОЛИЦИЗМ или ПРАВОСЛАВИЕ, ГОСУДАРСТВО или ЦЕРКОВЬ).
  4. Суть спора Великого инквизитора и Христа в поэме Ивана. Особенности обрисовки этих образов. Своеобразие авторской позиции.
  5. Соотношение образов Зосимы и Христа, Великого инквизитора и Ивана в романе.
  6. Братья в романе Достоевского как носители определенной идеологической позиции. Особенности веры ( или неверия) каждого из братьев.
  7. Авторский смысл образа Алеши Карамазова. Автоинтертекстуальные связи этого образа в творчестве Достоевского.

Литература

  1. О Великом инквизиторе. Сборник статей. М.,1991(статьи В.Розанова, С.Франка)
  2. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Погибшие и погибающие. // Писарев Д.И. Собр. соч. – любое издание.
  3. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. Опыт критического комментария// Розанов В.В. Мысли о литературе. – М.,1989, с. 41-157 (выписки)
  4. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л.,1985
  5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.,1977.
  6. Евлампиев И.И. Великий инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского// Вопросы философии, 2006, №3, с.144-154 (конспект)

7. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия// Вопросы философии, 1998, №3.

8. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. – СПб, 2000. Т.1 Гл.2

Практическое занятие №9

Тема: Путь духовных исканий князя Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир»

Задание

I. Проанализируйте авторскую позицию в обрисовке психологического состояния и поведения князя Андрея Болконского в следующих сценах:

  1. Князь Андрей Болконский в начале романа. В салоне Шерер. Беседы с Пьером о выборе карьеры в доме Болконских (Т.I, ч.1 гл. 1-6);
  2. Князь Андрей в Лысых Горах. Споры старого князя с сыном. Сборы князя Андрея в армию. Прощание и отъезд (Т.I, ч.1 гл. 22-25);
  3. Андрей Болконский в штабе Кутузова. Прием у военного министра после сражения у Кремса. Князь Андрей в Брюнне. Прием у австрийского императора Франца. Андрей Болконский среди отступающих русских войск (Т.I,ч.2 гл.3; 9-12; 13-14);
  4. Шенграбен. Князь Андрей в отряде Багратиона Действия батареи Тушина. Болконский вступается за Тушина (Т.I, ч. 2, гл. 15-21);
  5. Болконский просит о Борисе Друбецком. Князь Андрей у князя Долгорукова. Честолюбивые мечты в ночь перед Аустерлицем (Т.I, ч.3, гл. 7-9; 11-12);
  6. Мысли Князя Андрея перед началом сражения. Ранение. Небо. Князь Андрей на Праценской горе (Т.I, ч.3, гл. 14-19);
  7. Возвращение князя Андрея в Лысые Горы после ранения. Смерть княгини Лизы (Т.II, ч.1, гл. 7-9)
  8. Князь Андрей в Богучарове. У постели больного Николеньки. Посещение Пьером князя Андрея в Богучарове. Споры о цели жизни. Разговор на пароме. Андрей Болконский и Пьер в Лысых горах (Т.II, ч.2, гл. 8-9; 11-14);
  9. Князь Андрей в Богучарове. Заботы о крестьянах. Посещение рязанских миений. Болконский в Отрадном. Встреча с Наташей. Дуб. Отъезд в Петербург (Т.II, ч.3, гл. 1-3);
  10. Болконский в Петербурге. Прием у Аракчеева. Сближение со Сперанским. (Т.II, ч.3, гл. 4-6);
  11. Встреча с Наташей на балу. Князь Андрей в комиссии Сперанского. Разочарование в петербургской работе (Т.II, ч.3, гл. 16-17; гл. 18-19);
  12. Помолвка с Наташей. Отсрочка свадьбы ( Т.II, ч.3, гл. 23-26);
  13. Поездка Андрея Болконского в поисках Анатоля Курагина в Петербург и в турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли. Поездка в Лысые Горы. Отъезд на войну. Решение князя Андрея служить не в штабе, а в рядах войска (Т.III, ч.1, гл. 8-11);
  14. Встреча князя Андрея с Алпатычем в Смоленске. Письмо отцу. Движение войска князя после оставления Смоленска. Посещение опустевших Лысых Гор (Т.III, ч.2, гл. 2-5);
  15. Встреча и знакомство Болконского с Денисовым. Разговор с Кутузовым накануне Бородина. (Т.III, ч.2, гл. 15-16);
  16. Князь Андрей перед Бородинским сражением. Разговор с Пьером. Мысли о Наташе. (Т.III, ч.2, гл. 24-25);
  17. Ранение князя. Встреча с Курагиным (Т.III, ч.2, гл. 36-37);
  18. Раненый Андрей Болконский в обозе Ростовых (Т.III,ч.3, гл. 12-18);
  19. Обоз Ростовых. Ночное свидание Наташи с раненым Андреем Болконским (Т.III, ч.3, гл. 30-32)
  20. Психологическое состояние князя Андрея во время ранения. Любовь к Наташе. Борьба между жизнью и смертью. Кончина. (Т. IV,ч.1, гл. 14-16)

Задание

К контрольной работе по роману л.Н.Толстого «Война и мир»

Вариант 1-18

I. Проанализируйте авторскую позицию в обрисовке психологического состояния и поведения Пьера Безухова и в одной из следующих сцен:

  1. Пьер в начале романа. В салоне Шерер. В доме Болконских. Участие Пьера в кутежах компании Анатоля Курагина в Петербурге (Т.I, ч.1 гл. 1-6);
  2. Пьер в Москве в доме отца. Разговор с Борисом Друбецким (Т.I, ч.1 гл. 12-13);
  3. История женитьбы Пьера на Елене Васильевне Курагиной (Т.I, ч. 3 гл. 1-2);
  4. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой и отъезд Пьера в Петербург (Т.II, ч.1, гл. 4-6);
  5. Встреча с масоном Баздеевым, вступление в масонскую ложу. Отъезд Пьера в киевские поместья. Пьер в Киеве (Т.II, ч.2, гл. 1-5; гл 10);
  6. Посещение Пьером князя Андрея в Богучарове. Споры о цели жизни. Разговор на пароме. Андрей Болконский и Пьер в Лысых горах (Т.II, ч.2, гл. 11-14);
  7. Неудовлетворенность Пьера масонской деятельностью и разочарование в русском масонстве. Выход из ложи. Примирение с женой. Дневник Пьера (Т.II, ч.3, гл. 7-10);
  8. Пьер в Москве в 1811 году. Поиски забвения и рассеяния. Участие в судьбе Наташи после истории с Курагиным (Т.II, ч.5, гл. 1, 4; гл 19-22);
  9. Пьер в семье Ростовых в первые дни объявления войны 1812 года(Т.III, ч.1, гл. 16-23);
  10. Пьер под Бородином. Свидание с князем Андреем и разговор о войне. Пьер на поле боя. (Т.III, ч.2, гл.25; гл.30-32);
  11. Пьер в Можайске. Ночлег на постоялом дворе и символический сон (Т.III, ч.3, гл. 8-11);
  12. Пьер в пустом доме вдовы Баздеева. Пьер и капитан Рамбаль (Т.III, ч.3, гл. 17-18; гл. 27-29);
  13. Решение Пьера остаться в Москве и убить Наполеона. В горящей Москве. Пьер попадает в плен (Т.III, ч.3, гл. 33-34);
  14. Первые дни в плену. Расстрел пленных. Встреча с Платоном Каратаевым (Т. IV, ч.1, гл. 9-13);
  15. Пьер в плену. Перемены в душевном состоянии Пьера (Т. IV, ч.2, гл. 11-14)
  16. Пьер в плену. Смерть Каратаева. Символический сон. Освобождение. (Т. IV, ч.3, гл. 12-15)
  17. Болезнь Пьера и выздоровление. Пьер в Москве. Сближение с Наташей. (Т. IV, ч.4, гл. 12-13; 15-20)
  18. Наташа и Пьер в эпилоге. Пьер и Николенька Болконский. (Эпилог, ч.1, гл. 10-16)

План практического занятия № 10 по русской литературе 19 века

Тема: Духовные искания положительных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

  1. Творческая история романа «Война и мир». Основные этапы эволюции замысла в связи с развитием творческого замысла писателя. Смысл названия романа.
  2. Этапы идейной эволюции князя Андрея Болконского. Преодоление индивидуализма (отказ от «наполеонизма») (план практического занятия №9)
    1. Т. I: Ч. I, гл. 1 – 6, 22 – 25; Ч. II, гл. 21; Ч. III, гл. 7 – 8, 11 – 12, 25 – 26.
    2. Т. II: Ч. II, гл. 1 – 14; Ч. III, гл. 1 – 3, 4 – 6, 11 – 12, 25 – 26.
    3. Т. III: Ч. I, гл. 8; Ч. II, гл. 36, 37; Ч. III, гл. 30 – 32.
    4. Т. IV: Ч. I, гл. 14 – 16.
  3. Образ Пьера Безухова. Сочетание в его личности социально-типического и общечеловеческого начал (контрольная работа)
    1. Т. I: Ч. I, гл. 1 – 6, 12 – 13, 14 – 17; Ч. III, гл. 1 – 2.
    2. Т. II: Ч. I, гл. 4 – 6; Ч. II, гл. 1 – 14.
    3. Т. III: Ч. II, гл. 17 – 18; Ч. III, гл. 8 – 11, гл. 27 – 29.
    4. Т. IV: Ч. I, гл. 9 – 13; Ч. II, гл. 11 – 14;

Ч. III, гл. 12 – 15; Ч. IV, гл. 12, 13, 15 – 20. Эпилог, Ч. I, гл. 10 – 13.

4. Единство естественного и нравственного в личности Наташи Ростовой.

  1. Т. II: Ч. III, гл. 1 – 3.
  2. Т. III: Ч. I, гл. 16 – 23; Ч. III, гл. 12 – 18, 30 – 32.
  3. Т. IV: Ч. IV, гл. 1 – 3, 15 – 20.
  4. Эпилог, Ч. I, гл. 10 – 13.
  1. Декабристский элемент в «Войне и мире».

Эпилог, Ч. I, гл. 14 – 21.

6. Мастерство психологического анализа Л. Н. толстого в романе «Война и мир». «Диалектика души» как вершина эволюции психологического реализма в русской литературе 19 века

Литература

  1. Текст романа.
  2. Учебники.
  3. Н. Г. Чернышевский «Детство и отрочество». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого // Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. – М., 1974, с. 504 – 514 (составить подробный конспект).
  4. Бочаров С. Г. «Война и мир» Л. Н. Толстого // Три шедевра русской классики. – М., 1972.
  5. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М., 1988, с. 12 – 58, 102 – 149, 215 – 244.Громов П. П. О стиле Л. Н. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире» — Л., 1977.
  6. Долинина Н. По страницам «Войны и мира» — Л., 1973.

План практического занятия № 11 по русской литературе 19 века

Тема: Философия истории Л. Н. Толстого. Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»

  1. Основные философские проблемы, поставленные Л. Н. Толстым в эпилоге романа «Война и мир» (Ч. II, гл. 1 – 12).

    Проблема свободы и необходимости, роли личности в историческом процессе и т. д.

  1. Образ Кутузова в романе. Проанализировать гл. 2 – 3 (Т. I: Ч. II),

11 – 12 (Т. I: Ч. III),

15 – 16 (Т. I: Ч. III),

15 – 16, 35 (Т. III: Ч. II),

2 – 3 (Т. III: Ч. III),

4 – 5, 6 – 9 (Т. IV: Ч. IV).

  1. Авторская трактовка образа Наполеона.

  1. «Мысль народная» и ее развитие в романе Л. Н. Толстого.

Литература

  1. Текст романа.
  2. Лекции.
  3. Скафтымов А. П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – Л., 1972 – конспект.
  1. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. – М., 1988, гл. 1.

План практического занятия № 12 по русской литературе 19 века

Тема: Проблема личности и общества в повести А. П. Чехова «Скучная история»

Задание: Сопоставить оценки «Скучной истории» двумя современными исследователями (по выбору).

План:

  1. Жанровое своеобразие «Скучной истории» как «исповеди сына века». Идейно-художественная функция контраста настоящего и прошлого в «Записках» героя.
  2. Николай Степанович как представитель лучшей части русской интеллигенции 80-х годов. Поиски истины, разочарования и душевные утраты. Трагическое одиночество человека, зашедшего в тупик.
  3. Жизненная драма Кати и мера ответственности Николая Степановича за ее судьбу. Проблема «обыкновенных людей» и «героев» повести.
  4. Духовная разобщенность и отсутствие высокой идеи у окружающих Николая Степановича людей как явление эпохи. Опасность обывательской бездуховности для творческой интеллигенции.
  5. Чеховское решение проблемы «Кто виноват?».
  6. «Бессобытийность» сюжета повести: видимая незначительность сдвигов в душевной жизни героя. Акцентировка авторского внимания на повседневных формах действительности и подавляющей власти мелочей жизни. Трагедийная подоснова «Скучной истории».

Литература

  1. Чехов А. П. Скучная история – Полн. собр. соч. и писем в 20-ти т., Т.7, М., 1974.
  2. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л., 1970 (гл. 2, § 6.) .
  3. Смирнов М. М. Герой и автор в «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова – М., 1974.

Дополнительная литература:

  1. Чудаков А. П. Мир Чехова – М., 1986.
  2. Семанова М. Л. Чехов-художник – М., 1976.
  3. Чудаков А. П. Поэтика Чехова – М., 1971.
  4. Полоцкая Э. А. Чехов: Движение художественной мысли – М., 1979.
  5. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000

Практическое занятие № 13

Новаторство Чехова-драматурга. Пьеса «чайка»

  1. Основная тема, чеховский тип героя и события в драме «Чайка»(1896) (В сравнении с прозой и ранней драмой «Иванов»).
  2. Новаторский тип конфликта в пьесе Чехова.
  3. Особенности раскрытия авторских представлений о жизни. «Скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (Вл.И.Немирович-Данченко) (Нина Заречная, Аркадина, Тригорин, Треплев, Маша, Медведенко, Дорн, Шамраев, Полина Андреевна, Сорин)
  4. Крушение прежних иллюзий как главное событие и ведущая идея в «Чайке». Путь от «казалось» — к «оказалось…» в каждом из центральных героев пьесы(Судьбы Нины Заречной и Константина Треплева)
  5. Источник комического в пьесе: 1) частные случаи комизма: нелепо построенные фразы, каламбуры, перепалки; 2) тотальный комизм в линии поведения персонажей – узнаваемость, неизменность, повторяемость, предсказуемость поведения ведущих героев в первых трех действиях пьесы.
  6. Роль последнего действия в драме. Сочетание комизма с глубоким трагизмом.
  7. Роль символики в чеховской пьесе.

Литература

  1. Текст пьесы.
  2. История русской литературы XIX века (70-е – 90-е годы)/ Под ред.В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой, В.Б.Катаева. – М., МГУ, с.592-597.
  3. Скафтымов А.П. К вопросу о построении пьес Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972
  4. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000