Раздел 8. Заикание (34 часа)

Практические занятия 1, 2. Основные механизмы устной речи ***

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи:

а) периферия речевого аппарата;

б) центральный отдел речевого аппарата;

в) речевые отделы ЦНС, организующие деятельность темпоритмической стороны речи.

2. Акустические характеристики устной речи.

3. Теоретические представления о функциональной системе устной речи.

Задания практического характера:

1. Составьте 20 тестовых заданий по теме «Основные механизмы устной речи».

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите определение понятия «клаттеринг».

2. По материалам статьи Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи» заполните таблицу

Таблица

Дифференциальная характеристика заикания и клаттеринга

Заикание

Клаттеринг

Практические занятия 3, 4. Онтогенез и дизонтогенез просодической стороны речи

Вопросы для обсуждения:

1. Онтогенез речи.

2. Становление темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе.

3. Физиологические итерации. Их отличие от запинок судорожного характера.

4. Паузы в нормальной речи и при заикании – доклад по статье Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой «Паузы в нормальной речи и при заикании».

5. Нарушение онтогенеза плавности речи – доклад по статье Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи».

Задания практического характера:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Влияние социальных и биологических факторов на онтогенез просодической стороны речи

Биологические факторы

Этапы онтогенеза просодической стороны речи

Социальные факторы

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучив статьи Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи», И.А. Поваровой «Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе» определите этапы становления мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи в норме (текстовое сообщение).

2. По материалам литературных источников (ссылаясь на авторов) заполните таблицу:

Таблица

Формирование просодики в онтогенезе и дизонтогенезе

Онтогенез

Дизонтогенез

3. Найдите толкование термина «паузы хезитации», выпишите значение в данного термина в словарь.

Практическое занятие 5. История изучения и преодоления заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Заикание как несовершенство периферического аппарата речи (ХVII – ХVIII вв.).

2. Заикание как результат отклонения в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата (ХIХ в.).

3. Заикание как спастический невроз координации (начало ХХ в.).

4. Исторический анализ проблемы заикания в отечественной логопедии.

Задания практического характера:

1. Изучите статью Ю.М. Филатовой «VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход». Найдите в справочной литературе значение слова «холистический». Составьте план к статье, конспективно раскройте основные пункты плана, сделайте выводы к статье.

2. Изучите статью М.В. Белиловской «Коррекция заикания в США».

Выпишите в словарь терминов слова с неизвестным вам значением, найдите в справочной литературе определение данных терминов. Сделайте общие выводы по статье. По материалам статьи заполните таблицу, раскрыв краткое содержание методов устранения заикания в США:

Таблица

Методы коррекции заикания в сша

Методы коррекции заикания, автор, годы

Методы увеличения плавности речи, автор, годы

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте реферат на тему: «История изучения заикания в России».
  2. Подготовьте реферат на тему: «Современные взгляды на механизмы и историю изучения заикания».

Практические занятия 6, 7. Симптоматика заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Физиологические и психологические симптомы – общая характеристика.

2. Судороги как основной симптом заикания.

— типы судорог;

— место локализации судорог.

3. Нарушения дыхания при заикании.

4. Нарушения голоса при заикании.

5. Вегетативные реакции у заикающихся.

6. Непроизвольные двигательные расстройства.

7. Двигательные уловки.

8. Речевые уловки.

9. Логофобии.

10. Характерологические изменения.

11. Факторы, усиливающие проявления заикания.

12. Типы реагирования на речевой дефект.

13. Течение заикания.

Задания практического характера:

1. В виде таблице классифицируйте судороги по типу и месту локализации, обратите внимание на терминологию, используемую авторами в различных источниках.

2. По материалам художественного фильма «Король говорит!» сделайте заключение о наличии патологических черт характера у главного героя. Выпишите эти характеристики, выделите конкретные ситуации, факторы, угнетающие личность героя. Определите тип и виды судорог по месту локализации у героя фильма (текстовое сообщение).

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Типы отношения заикающихся к своему дефекту

Тип отношения

Безразличный

Адекватный

Тревожно-мнительный

Особенности поведения

2. В виде таблице классифицируйте факторы, вызывающие пароксизм заикания, в две большие группы:

а) виды речевой деятельности;

б) ситуации, в которых осуществляется речевая деятельность.

Практическое занятие 8. Причины заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация причин заикания В.И. Селиверстова.

2. Классификация причин заикания в патогенетической теории:

а) определенный возраст ребенка;

б) состояние центральной нервной системы;

в) индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;

г) особенности формирования функциональной асимметрии мозга;

д) наличие психической травматизации;

е) генетический фактор;

ж) половой деморфизм.

Задания практического характера:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Причины заикания (по в.И. Селиверстову)

Предрасполагающие

Производящие

Особое состояние нервной системы

Неблагоприятные условия

2. Изучите статью Т.Н. Набиевой «Основные факторы риска возникновения заикания». Составьте план-конспект к статье. Выделите основные результаты исследования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат на тему: «Историческое изменение взглядов на этиологию заикания».

2. Подготовьте сообщение на тему: «Факторы, вызывающие переход физиологических итераций в запинки судорожного характера».

Практическое занятие 9 (2 часа).

Клинические формы заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение статьи Н.М. Асатиани «Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся».

2. Обсуждение материалов статьи И.П. Лукашевич и др. «Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания».

3. Формулирование выводов: современные взгляды на механизмы заикания.

Задания практического характера:

1. Составьте подробный план конспект с опорными вопросами для обсуждения по статье Н.М. Асатиани «Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся» (Дефектология № 1 – 1988 г).

2. Составьте подробный план конспект с опорными вопросами для обсуждения по статье И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. – «Дефектология» № 5 – 2000 г.

Задания для самостоятельной работы:

1. проанализируйте варианты классификации заикания, представленные М.Е. Хватцевым; В.Н. Мясищевым; Н.М. Асатиани и Л.И. Беляковой. Выделите общее и отличия во взглядах авторов на механизмы заикания (Схемы, текстовое сообщение).

Практическое занятие 10. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами патологии

Вопросы для обсуждения

1. Невротическое заикание:

— Время и характер возникновения невротического заикания.

— Анамнестические сведения.

— Особенности раннего речевого онтогенеза.

— Характерологические особенности детей с невротическим заиканием.

— Причины возникновения невротического заикания.

— Течение невротического заикания.

— Причины и характер проявления рецидивов заикания.

— Состояние средств речи, монолога и диалога, функций речи.

— Состояние моторной базы речи у лиц с невротическим заиканием.

— Особенности социального поведения лиц с невротическим заиканием.

— Зависимость степени судорожных запинок от эмо­ционального состояния заикающегося и условий речевого обще­ния лиц с невротическим заиканием.

2. Неврозоподобное заикание:

— Возраст появления и характер возникновения неврозоподбного заикания.

— Анамнестические сведения.

— Особенности раннего психомоторного развития и речевого онтогенеза.

— Клинико-психологические и характерологические особенности детей с неврозоподобным заиканием.

— Причины возникновения неврозоподобного заикания.

— Течение неврозоподобного заикания.

— Состояние языковых и речевых средств у детей с неврозоподобным заиканием.

— Состояние моторной базы речи у лиц с неврозоподобным заиканием.

— Особенности социального поведения лиц с неврозоподобным заиканием.

— Зависимость степени судорожных запинок у лиц с неврозоподобным заиканием от различных факторов.

3. Выводы: возможности дифференциальной диагностики клинических форм заикания.

Задания практического характера:

1. Подготовьте «Краткую клиническую и психолого-педагогическую характеристику заикающихся с неврозоподобной формой патологии». Ориентируйтесь на параметры, представленные в пунктах плана данного занятия. Самостоятельно разработайте и заполните таблицу.

2. Заполните таблицу:

Таблица

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания

Параметры сопоставления

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Примечания

Причины

Период возникновения

Характер появления

Анамнез

Раннее речевое развитие

Моторика

Состояние языковых и речевых средств

Течение заикания

Зависимость проявления запинок от различных факторов

Логофобия

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.2. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для неврозоподобной формы заикания (текстовое сообщение).

2. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.1. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для невротической формы заикания (текстовое сообщение).

Практическое занятие 11. Психолингвистический анализ речи заикающихся ***

Вопросы для обсуждения:

1. Структура процесса речевого высказывания в норме.

2. Интонация и планирование речевого высказывания. Паузы хезитации и их роль в планировании речевого высказывания.

3. Влияние запинок судорожного характера на внутреннеречевое планирование высказывания.

4. Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии:

— Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;

— Особенности монолога у детей с невротическим заиканием;

— Механизмы нарушения монолога и структура порождения речевого высказывания при невротическом заикании, обоснование.

5. Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии:

— Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;

— Особенности монолога у детей с неврозоподобным заиканием;

— Механизмы нарушения и структура порождения речевого высказывания при неврозоподобном заикании, обоснование.

6. Формулирование выводов по теме занятия.

Задания практического характера:

1. Разработайте схемы: «Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии», «Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии».

Задания для самостоятельной работы:

1. Анализ представлений отечественных психолингвистов о структуре порождения речевого высказывания (текстовое сообщение).

Лабораторные занятия 1, 2. Обследование речи заикающихся

Вопросы для обсужденияя:

1. Принципы анализа речевых нарушений.

2. Организация, содержание обследования лиц с заиканием.

3. Методы обследования лиц с заиканием.

Задания практического характера:

1. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования взрослого заикающегося

2. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования подростка с заиканием

3. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования дошкольника с заиканием.

4. Обследуйте темпоритмическую сторону речи дошкольника по составленному плану. Сделайте выводы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат: «Отличие заикания от других речевых расстройств»

2. Разработайте дидактические и наглядный материал для обследования темпоритмической стороны речи дошкольника

Лабораторные занятия 3, 4. Логопедические техники формирования плавной речи у заикающихся ***

Вопросы для обсуждения:

1. Значение режима ограничения речи в структуре комплексного метода преодоления заикания.

2. Методы релаксации у дошкольников и их роль в устранении заикания.

3. Особенности формирования речевого дыхания у лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

4. Особенности формирования моторной базы речи у лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

5. Формирование моторной базы речи заикающихся с позиций патогенетического подхода

6. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся.

Задания практического характера:

1. Практическое овладение студентами системой дыхательных упражнений.

2. Овладение способами проведения элементов аутотренинга.

3. Проведение со студентами группы фрагментов логоритмических занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Путем анализа учебно-методической литературы составьте комплекс упражнений

— для мышечной релаксации у дошкольников;

-для формирования речевого дыхания у дошкольников и взрослых.

— для развития темпоритмической основы общих, мелких и артикуляционных движений

2. Разработайте конспект логоритмического занятия для дошкольников с заиканием. Отразите в конспекте дифференцированный подход к заикающимся с невротической и неврозоподобной формой патологии.

Лабораторное занятие 5. Психолого-педагогический подход к устранению заикания у дошкольников ***

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы заикания с позиций психолого-педагогического подхода.

2. Анализ методик устранения заикания у дошкольников С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой.

Задания практического характера:

1. Проведение фрагментов занятий по методике С.А. Мироновой.

2. Проведение фрагментов занятий по методике Н.А. Чевелевой.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте дидактический и наглядный материал к конспектам занятий, предложенных С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой на различных этапах (периодах) авторских методик..

Лабораторное занятие 6. Психолого-педагогический подход к устранению заикания у школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснование и возможности психолого-педагогической коррекции темпоритмической стороны речи у заикающихся школьников

2. Аналитический обзор методики А.В. Ястребовой «Устранение заикания у учащихся общеобразовательной школы»

Задания практического характера:

1. Выделите цель, методы и методические приемы работы к содержанию занятия № 7 (1 этап), № 1 (2 этап), № 21 (3 этап.).

2. Проведение фрагментов занятий (из разных этапов).

3. Анализ занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте схемы к 1, 2 и 3 этапам коррекционного обучения (методика А.В. Ястребовой).

2. Подготовьте наглядно-иллюстративный материал, раскрывающий модели общения на различных этапах методики А.В. Ястребовой.

Общий список литературы к разделу 8 «Заикание»:

1. Ю.М. Филатова. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход. – «Дефектология, № 2 – 2004 г.

2. М.В. Белиловская. Коррекция заикания в США.

«Логопед», №6 – 2005 г.

3. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие: в 2-х томах, том 1 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997 г.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2001 г. – 208 с.

6. Нарушение онтогенеза плавности речи. Ю.О. Филатова. – «Дефектология», №3 – 2003г.

7. Основные факторы риска возникновения заикания. Т.Н. Набиева. – «Дефектология», №1 – 2000 г.

8. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания).

Поварова И.А. – «Логопедия», № 1 (11) – 2006г.

9. Паузы в нормальной речи и при заикании. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – «Практическая психология и логопедия», № 3 (32) – 2006 г.

10. Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Ю.Д. Фрейдин. Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся. – «Дефектология» № 1 – 1988 г).

11. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. – «Дефектология» № 5 – 2000 г

12. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1980. 104 с.

13. Чевелева Н.А.Исправление речи у заикающихся школьников: Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1986.

14. Чевелева Н.А.Исправление речи у заикающихся дошкольников: Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1965.

15. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

16. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

17. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: — Просвещение, 1983. – 144 с.

18. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда/И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. — М.: — Просвещение, 1984. – 175 с.

19. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/С.В. Леонова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

20. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей/Т.Г. Визель. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 222.

21. Интернет-ресурсы

Раздел 8. Заикание (34 часа)

Практические занятия 1, 2. Основные механизмы устной речи ***

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи:

а) периферия речевого аппарата;

б) центральный отдел речевого аппарата;

в) речевые отделы ЦНС, организующие деятельность темпоритмической стороны речи.

2. Акустические характеристики устной речи.

3. Теоретические представления о функциональной системе устной речи.

Задания практического характера:

1. Составьте 20 тестовых заданий по теме «Основные механизмы устной речи».

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите определение понятия «клаттеринг».

2. По материалам статьи Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи» заполните таблицу

Таблица

Дифференциальная характеристика заикания и клаттеринга

Заикание

Клаттеринг

Практические занятия 3, 4. Онтогенез и дизонтогенез просодической стороны речи

Вопросы для обсуждения:

1. Онтогенез речи.

2. Становление темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе.

3. Физиологические итерации. Их отличие от запинок судорожного характера.

4. Паузы в нормальной речи и при заикании – доклад по статье Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой «Паузы в нормальной речи и при заикании».

5. Нарушение онтогенеза плавности речи – доклад по статье Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи».

Задания практического характера:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Влияние социальных и биологических факторов на онтогенез просодической стороны речи

Биологические факторы

Этапы онтогенеза просодической стороны речи

Социальные факторы

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучив статьи Ю.О. Филатовой «Нарушение онтогенеза плавности речи», И.А. Поваровой «Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе» определите этапы становления мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи в норме (текстовое сообщение).

2. По материалам литературных источников (ссылаясь на авторов) заполните таблицу:

Таблица

Формирование просодики в онтогенезе и дизонтогенезе

Онтогенез

Дизонтогенез

3. Найдите толкование термина «паузы хезитации», выпишите значение в данного термина в словарь.

Практическое занятие 5. История изучения и преодоления заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Заикание как несовершенство периферического аппарата речи (ХVII – ХVIII вв.).

2. Заикание как результат отклонения в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата (ХIХ в.).

3. Заикание как спастический невроз координации (начало ХХ в.).

4. Исторический анализ проблемы заикания в отечественной логопедии.

Задания практического характера:

1. Изучите статью Ю.М. Филатовой «VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход». Найдите в справочной литературе значение слова «холистический». Составьте план к статье, конспективно раскройте основные пункты плана, сделайте выводы к статье.

2. Изучите статью М.В. Белиловской «Коррекция заикания в США».

Выпишите в словарь терминов слова с неизвестным вам значением, найдите в справочной литературе определение данных терминов. Сделайте общие выводы по статье. По материалам статьи заполните таблицу, раскрыв краткое содержание методов устранения заикания в США:

Таблица

Методы коррекции заикания в сша

Методы коррекции заикания, автор, годы

Методы увеличения плавности речи, автор, годы

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте реферат на тему: «История изучения заикания в России».
  2. Подготовьте реферат на тему: «Современные взгляды на механизмы и историю изучения заикания».

Практические занятия 6, 7. Симптоматика заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Физиологические и психологические симптомы – общая характеристика.

2. Судороги как основной симптом заикания.

— типы судорог;

— место локализации судорог.

3. Нарушения дыхания при заикании.

4. Нарушения голоса при заикании.

5. Вегетативные реакции у заикающихся.

6. Непроизвольные двигательные расстройства.

7. Двигательные уловки.

8. Речевые уловки.

9. Логофобии.

10. Характерологические изменения.

11. Факторы, усиливающие проявления заикания.

12. Типы реагирования на речевой дефект.

13. Течение заикания.

Задания практического характера:

1. В виде таблице классифицируйте судороги по типу и месту локализации, обратите внимание на терминологию, используемую авторами в различных источниках.

2. По материалам художественного фильма «Король говорит!» сделайте заключение о наличии патологических черт характера у главного героя. Выпишите эти характеристики, выделите конкретные ситуации, факторы, угнетающие личность героя. Определите тип и виды судорог по месту локализации у героя фильма (текстовое сообщение).

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Типы отношения заикающихся к своему дефекту

Тип отношения

Безразличный

Адекватный

Тревожно-мнительный

Особенности поведения

2. В виде таблице классифицируйте факторы, вызывающие пароксизм заикания, в две большие группы:

а) виды речевой деятельности;

б) ситуации, в которых осуществляется речевая деятельность.

Практическое занятие 8. Причины заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация причин заикания В.И. Селиверстова.

2. Классификация причин заикания в патогенетической теории:

а) определенный возраст ребенка;

б) состояние центральной нервной системы;

в) индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;

г) особенности формирования функциональной асимметрии мозга;

д) наличие психической травматизации;

е) генетический фактор;

ж) половой деморфизм.

Задания практического характера:

1. Заполните таблицу:

Таблица

Причины заикания (по в.И. Селиверстову)

Предрасполагающие

Производящие

Особое состояние нервной системы

Неблагоприятные условия

2. Изучите статью Т.Н. Набиевой «Основные факторы риска возникновения заикания». Составьте план-конспект к статье. Выделите основные результаты исследования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат на тему: «Историческое изменение взглядов на этиологию заикания».

2. Подготовьте сообщение на тему: «Факторы, вызывающие переход физиологических итераций в запинки судорожного характера».

Практическое занятие 9 (2 часа).

Клинические формы заикания

Вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение статьи Н.М. Асатиани «Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся».

2. Обсуждение материалов статьи И.П. Лукашевич и др. «Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания».

3. Формулирование выводов: современные взгляды на механизмы заикания.

Задания практического характера:

1. Составьте подробный план конспект с опорными вопросами для обсуждения по статье Н.М. Асатиани «Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся» (Дефектология № 1 – 1988 г).

2. Составьте подробный план конспект с опорными вопросами для обсуждения по статье И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. – «Дефектология» № 5 – 2000 г.

Задания для самостоятельной работы:

1. проанализируйте варианты классификации заикания, представленные М.Е. Хватцевым; В.Н. Мясищевым; Н.М. Асатиани и Л.И. Беляковой. Выделите общее и отличия во взглядах авторов на механизмы заикания (Схемы, текстовое сообщение).

Практическое занятие 10. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами патологии

Вопросы для обсуждения

1. Невротическое заикание:

— Время и характер возникновения невротического заикания.

— Анамнестические сведения.

— Особенности раннего речевого онтогенеза.

— Характерологические особенности детей с невротическим заиканием.

— Причины возникновения невротического заикания.

— Течение невротического заикания.

— Причины и характер проявления рецидивов заикания.

— Состояние средств речи, монолога и диалога, функций речи.

— Состояние моторной базы речи у лиц с невротическим заиканием.

— Особенности социального поведения лиц с невротическим заиканием.

— Зависимость степени судорожных запинок от эмо­ционального состояния заикающегося и условий речевого обще­ния лиц с невротическим заиканием.

2. Неврозоподобное заикание:

— Возраст появления и характер возникновения неврозоподбного заикания.

— Анамнестические сведения.

— Особенности раннего психомоторного развития и речевого онтогенеза.

— Клинико-психологические и характерологические особенности детей с неврозоподобным заиканием.

— Причины возникновения неврозоподобного заикания.

— Течение неврозоподобного заикания.

— Состояние языковых и речевых средств у детей с неврозоподобным заиканием.

— Состояние моторной базы речи у лиц с неврозоподобным заиканием.

— Особенности социального поведения лиц с неврозоподобным заиканием.

— Зависимость степени судорожных запинок у лиц с неврозоподобным заиканием от различных факторов.

3. Выводы: возможности дифференциальной диагностики клинических форм заикания.

Задания практического характера:

1. Подготовьте «Краткую клиническую и психолого-педагогическую характеристику заикающихся с неврозоподобной формой патологии». Ориентируйтесь на параметры, представленные в пунктах плана данного занятия. Самостоятельно разработайте и заполните таблицу.

2. Заполните таблицу:

Таблица

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания

Параметры сопоставления

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Примечания

Причины

Период возникновения

Характер появления

Анамнез

Раннее речевое развитие

Моторика

Состояние языковых и речевых средств

Течение заикания

Зависимость проявления запинок от различных факторов

Логофобия

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.2. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для неврозоподобной формы заикания (текстовое сообщение).

2. Проанализируйте примеры клинической и психолого-педагогической характеристик заикающихся, представленные в учебном пособии «Заикание» Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, пункт 2.3.1. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии». Выделите в каждом из примеров признаки, характерные для невротической формы заикания (текстовое сообщение).

Практическое занятие 11. Психолингвистический анализ речи заикающихся ***

Вопросы для обсуждения:

1. Структура процесса речевого высказывания в норме.

2. Интонация и планирование речевого высказывания. Паузы хезитации и их роль в планировании речевого высказывания.

3. Влияние запинок судорожного характера на внутреннеречевое планирование высказывания.

4. Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии:

— Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;

— Особенности монолога у детей с невротическим заиканием;

— Механизмы нарушения монолога и структура порождения речевого высказывания при невротическом заикании, обоснование.

5. Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии:

— Состояние языковых и речевых средств; условия протекания речевой деятельности;

— Особенности монолога у детей с неврозоподобным заиканием;

— Механизмы нарушения и структура порождения речевого высказывания при неврозоподобном заикании, обоснование.

6. Формулирование выводов по теме занятия.

Задания практического характера:

1. Разработайте схемы: «Психолингвистический анализ речи заикающихся с невротической формой патологии», «Психолингвистический анализ речи заикающихся с неврозоподобной формой патологии».

Задания для самостоятельной работы:

1. Анализ представлений отечественных психолингвистов о структуре порождения речевого высказывания (текстовое сообщение).

Лабораторные занятия 1, 2. Обследование речи заикающихся

Вопросы для обсужденияя:

1. Принципы анализа речевых нарушений.

2. Организация, содержание обследования лиц с заиканием.

3. Методы обследования лиц с заиканием.

Задания практического характера:

1. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования взрослого заикающегося

2. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования подростка с заиканием

3. Разработайте фрагмент процедуры логопедического обследования дошкольника с заиканием.

4. Обследуйте темпоритмическую сторону речи дошкольника по составленному плану. Сделайте выводы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат: «Отличие заикания от других речевых расстройств»

2. Разработайте дидактические и наглядный материал для обследования темпоритмической стороны речи дошкольника

Лабораторные занятия 3, 4. Логопедические техники формирования плавной речи у заикающихся ***

Вопросы для обсуждения:

1. Значение режима ограничения речи в структуре комплексного метода преодоления заикания.

2. Методы релаксации у дошкольников и их роль в устранении заикания.

3. Особенности формирования речевого дыхания у лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

4. Особенности формирования моторной базы речи у лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.

5. Формирование моторной базы речи заикающихся с позиций патогенетического подхода

6. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся.

Задания практического характера:

1. Практическое овладение студентами системой дыхательных упражнений.

2. Овладение способами проведения элементов аутотренинга.

3. Проведение со студентами группы фрагментов логоритмических занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Путем анализа учебно-методической литературы составьте комплекс упражнений

— для мышечной релаксации у дошкольников;

-для формирования речевого дыхания у дошкольников и взрослых.

— для развития темпоритмической основы общих, мелких и артикуляционных движений

2. Разработайте конспект логоритмического занятия для дошкольников с заиканием. Отразите в конспекте дифференцированный подход к заикающимся с невротической и неврозоподобной формой патологии.

Лабораторное занятие 5. Психолого-педагогический подход к устранению заикания у дошкольников ***

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы заикания с позиций психолого-педагогического подхода.

2. Анализ методик устранения заикания у дошкольников С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой.

Задания практического характера:

1. Проведение фрагментов занятий по методике С.А. Мироновой.

2. Проведение фрагментов занятий по методике Н.А. Чевелевой.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте дидактический и наглядный материал к конспектам занятий, предложенных С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой на различных этапах (периодах) авторских методик..

Лабораторное занятие 6. Психолого-педагогический подход к устранению заикания у школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснование и возможности психолого-педагогической коррекции темпоритмической стороны речи у заикающихся школьников

2. Аналитический обзор методики А.В. Ястребовой «Устранение заикания у учащихся общеобразовательной школы»

Задания практического характера:

1. Выделите цель, методы и методические приемы работы к содержанию занятия № 7 (1 этап), № 1 (2 этап), № 21 (3 этап.).

2. Проведение фрагментов занятий (из разных этапов).

3. Анализ занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте схемы к 1, 2 и 3 этапам коррекционного обучения (методика А.В. Ястребовой).

2. Подготовьте наглядно-иллюстративный материал, раскрывающий модели общения на различных этапах методики А.В. Ястребовой.

Общий список литературы к разделу 8 «Заикание»:

1. Ю.М. Филатова. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход. – «Дефектология, № 2 – 2004 г.

2. М.В. Белиловская. Коррекция заикания в США.

«Логопед», №6 – 2005 г.

3. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие: в 2-х томах, том 1 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997 г.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп. – М.: ВЛАДОС, 2001 г. – 208 с.

6. Нарушение онтогенеза плавности речи. Ю.О. Филатова. – «Дефектология», №3 – 2003г.

7. Основные факторы риска возникновения заикания. Т.Н. Набиева. – «Дефектология», №1 – 2000 г.

8. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания).

Поварова И.А. – «Логопедия», № 1 (11) – 2006г.

9. Паузы в нормальной речи и при заикании. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – «Практическая психология и логопедия», № 3 (32) – 2006 г.

10. Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Ю.Д. Фрейдин. Некоторые вопросы клинической классификации заикающихся. – «Дефектология» № 1 – 1988 г).

11. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. – «Дефектология» № 5 – 2000 г

12. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1980. 104 с.

13. Чевелева Н.А.Исправление речи у заикающихся школьников: Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1986.

14. Чевелева Н.А.Исправление речи у заикающихся дошкольников: Пособие для учителей-логопедов. — М.: Просвещение, 1965.

15. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

16. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

17. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: — Просвещение, 1983. – 144 с.

18. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда/И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. — М.: — Просвещение, 1984. – 175 с.

19. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/С.В. Леонова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

20. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей/Т.Г. Визель. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 222.

21. Интернет-ресурсы