Лабораторное занятие № 1 (2 ч.)

ТЕМА: НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Понятие о наблюдении как методе исследования в психологии. Структура наблюдения.
  2. Место наблюдения в психодиагностическом исследовании.
  3. Виды наблюдений: включенное, стороннее, скрытое, открытое, сплошное, выборочное, свободное, стандартизированное.
  4. Планирование наблюдения, программа наблюдения.
  5. Протокол наблюдения как основание для психодиагностических выводов. Правила и форма ведение протокола.
  6. Анализ и обобщение результатов наблюдения. Контент-анализ как метод обработки данных наблюдения.

Задания:

  1. Определить понятия: наблюдение, стандартизированное наблюдение, контент-анализ.
  2. Провести анализ наблюдения протокола за игровой деятельностью детей из книги «Детская психология /под ред. Я.Л. Коломинского» стр 115. Цель анализа: оценка уровня развития игровой деятельности ребёнка (Тани, Лены, Сергея). Для этого необходимо привести протокол наблюдения в форму, указанную ниже и на основе анализа п.2 «Развитие игровой деятельности»(стр.109-116) а также другой литературы составить матрицу для контент-анализа наблюдения.

Общая форма протокола регистрации наблюдения

Испытуемый (Имя,возраст)

Место наблюдения

Вид наблюдения

Вре-мя

Внешние условия

Действия испытуе-мого

Речь испытуе-мого

Эмоцио-нальные реакции испытуе-мого

При-меча-ния

Форма протокола анализируемого наблюдения

Таня

Лена

Сергей

дей-ствия

речь

эмо-ции

дей-ствия

речь

эмо-ции

дей-ствия

речь

эмо-ции

Матрица для контент-анализа наблюдения с целью оценки уровня развития игровой деятельности дошкольника

Категории анализа

1-ый уровень развития

2-ой уровень развития

3-ий уровень развития

4-ый уровень развития

Сюжет игры

Содержание игры

Роль

Игровые действия

Ролевая речь

Отношения по поводу игры

  1. Провести наблюдение за ребенком дошкольного возраста в условиях его пребывания в дошкольном учреждении, реализуя одну из целей:

А)изучение устойчивых интересов ребёнка;

Б) изучение особенностей общения со сверстниками;

В) другая цель (по выбору студента).

На основе цели составить программу наблюдения и матрицу для контент-анализа. Письменно провести развернутый анализ фактов, зафиксированных в протоколе наблюдения. Сделать заключение о степени объективности фактов, зафиксированных в протоколе наблюдения, их достаточности для диагностического заключения. Сформулировать диагностические выводы по результатам наблюдения и гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке. Если возникнут гипотезы, подобрать методы для их дальнейшей проверки.

Литература:

1. Басов М.Я. Иллюстративная схема конкретных проявлений качественных особенностей психических функций в поведении детей дошкольного возраста // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – С. 18-23.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.: Университетское, 1997.

3. Психологическая диагностика: проблемы исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

4. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – С. 16-17.

5. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Мн.: Университетское, 1998. – С. 71-73, 79-80.

6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара.: Изд. Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. – С. 3-15, 206-217.

7. РегушЛ.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

8. Детска психология / Под ред. Я.Л. Коломинского

Лабораторное занятие №2 (2 ч.).

Тема: беседа как метод психодиагностического исследования

  1. Понятие о беседе как методе исследования в психодиагностике. Отличие беседы от тест-опросника (стандартизированного самоотчёта).
  2. Виды бесед по принципу построения и задачи, решаемых с их помощью: беседа клиническая, беседа экспериментальная, беседа диагностическая, беседа неуправляемая (исповедь), беседа управляемая, беседа стандартизированная.
  3. Проблема формулировки вопросов беседы. Требования, предъявляемые к формулировке вопросов беседы.
  4. Структура вопроса беседы. Виды вопросов: прямые, косвенные, проективные.
  5. Правила организации беседы и регистрации получаемых данных.
  6. Правила обработки и анализа данных беседы. Контент-анализ как метод обработки данных беседы.

Задания:

  1. Провести диагностическую беседу «Мотивационная готовность к школе» из кн. Бирюкевич Е.А., Валитовой И.Е. «Психологическая готовность к школе».- Брест,1987 с одним ребёнком старшего дошкольного возраста. На занятие представить отчёт.
  2. Составить и провести беседу с ребёнком дошкольного, младшего школьного или юношеского возраста с целью выявления его устойчивых интересов. На занятие представить отчёт.

Литература:

  1. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии\ Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – С. 45-97.
  2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Мн.: Университетское, 1998. – С. 31-33, 35-37.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. \ Под ред. Я.Л.Коломнского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997. – С. 33-34.
  4. Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – С. 428-445.
  5. Изучение особенностей личности с помощью метода беседы / авт.-сост. Е.А. Бирюкевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2005. – 45 с.

Схема отчёта по результатам проведения психодиагностических процедур

  1. Цель психодиагностического исследования (изучаемое свойство психики и контингент обследуемых)
  2. Теоретическое введение (описание изучаемого свойства психики)
  3. Описание методики исследования с указанием автора и источника цитирования (возможно приложение ксерокопии).
  4. Протокол исследования.
  5. Анализ данных, представленных в протоколе (при использовании контент-анализа представить разработанную матрицу)
  6. Диагностические выводы.

Лабораторное занятие №3 (2 ч.).

ТЕМА: СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.

  1. Особенности организации процедуры исследования при использовании проективных методов.
  2. Требования к личности экспериментатора, использующего проективные методы.
  3. Принципы обработки и анализа данных, полученных с помощью проективных методов. Применение контент-анализа при обработке данных проективных методик.

Задания.

  1. Осуществить диагностическое исследование особенностей восприятия отношений в семье у одного ребёнка старшего дошкольного или младшего школьного возраста с помощью методики «Кенетический рисунок семьи» (на основе описания методики, представленного в книге Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987).

    На занятие представить протокол исследования.

  2. Осуществить диагностическое исследование мотивационной сферы одного взрослого человека с помощью теста временной перспективы Ж. Нюттена (модификация Толстых) (ксерокопия методики в кабинете).

    На занятие представить протокол исследования.

Литература:

  1. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
  2. Анастази А. Психологические тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. — Гл. 19.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  4. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», 1997. – С.5-34.
  5. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  6. Практикум по возрастной и педагогической психологии. \ Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1999. – С. 148-155.

Лабораторное занятие № 4 (2 ч.) тема: психодиагонстика интеллекта

  1. Понятие об интеллекте. Интеллект как система познавательных способностей личности.
  2. Методы диагностики психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность личности.

Задания:

  1. На основе анализа литературных источников № 3,4, 6, 7 составить таблицу

Характеристики психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность

Методики диагностики

Восприятие

Мышление

Воображение

Память

Внимание

  1. Осуществить психологическую диагностику мышления одного испытуемого с помощью методики «Выявление общих понятий» (источник №7, с. 117-118) и других методик, подобранных самостоятельно при выполнении задания №1.

3. Составить психометрическую характеристику любых 3-х методик из таблицы выше.

План психометрической характеристики психодиагностической методики:

  1. Название, автор, выходные данные.
  2. Цель исследования.
  3. Переменные и степень их стандартизации:
  • независимая (особенности тестовых заданий, стимульного материала, инструкций и т.д.);
  • промежуточная (изучаемое свойство, особенности активности испытуемого);
  • побочная и дополнительная (возможные факторы ошибки измерения и пути их устранения);
  • зависимая (регистрируемые факты, способы анализа и вывода о свойстве).
  1. Вид методики по методическому принципу построения (объективный, субъективный, проективный подходы) и по другим признакам.
  2. Сведенья о валидности (история создания, возможности применения).
  3. Сведенья о надёжности.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
  4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
  5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ИНФРА-М, 1997.
  6. Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога – практика. Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.
  7. Методики психодиагностики в спорте: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец №2114 «Физ. Воспитание» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

Лабораторное занятие № 5 (2 ч.) тема: психодиагностика черт личности

1. Методы диагностики темпераментных и характерологических черт личности.

2. Диагностика черт личности и прогнозирование особенностей активности и развития личности.

Задания:

  1. Составить психометрическую характеристику следующих методик:
  • Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;
  • Методика Г. Айзенка EPQ и EPJ (адаптация А.Г. Шмелёва);
  • Методика диагностики темперамерта Я.Стреляу.
  1. Осуществить психологическую диагностику особенностей темперамента одного испытуемого с помощью одной или нескольких методик.
  2. Составить психометрическую характеристику следующих методик:
  • Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО);
  • Тест-опросник Шмишека-Леонгарда.
  1. Осуществить психологическую диагностику особенностей характера одного испытуемого с помощью одной или нескольких методик.
  2. Составить психометрическую характеристику следующих методик:
  • 16F опросника Р. Кеттелла;
  • MMPJ;
  1. Осуществить психологическую диагностику черт личности одного испытуемого с помощью методики 16F опросника Р. Кеттелла.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
  4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С. 167-187.
  5. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
  6. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
  7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородсткий. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.

Лабораторное занятие № 6 (2 ч.) тема: психодиагностика мотивационной сферы личности

  1. Опросные методы исследования мотивационной сферы личности.
  2. Проективные методы исследования мотивации личности.

Задания:

1. Составить психометрическую характеристику следующих методик с выделением использованных при конструировании методики индикаторов мотивации:

  • Опросник терминальных ценностей Сенина (ОТеЦ) (ксерокопия в кабинете);
  • Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
  • Измерение мотивации аффилиации А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
  • Шкала самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

2. Осуществить психологическую диагностику мотивационной сферы личности одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик. На занятие представить протокол исследования.

3. Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить список опросных методов исследования мотивации личности.

4. Составить психометрическую характеристику следующих методик с выделением использованных при конструировании методики индикаторов мотивации:

  • Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелёва и В.С. Бабиной;
  • Тест временной перспективы Ж. Нюттена
  • Мотивационный тест Хекхаузена.

5. Осуществить психологическую диагностику мотивационной сферы личности одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик. На занятие представить протокол исследования.

6. Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить список проективных методов исследования мотивации личности.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
  4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
  5. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
  6. Анастази А. Психологические тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. — Гл. 19.
  7. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», 1997. – С.5-34.

Лабораторное занятие № 7 (2 ч.) тема: психодиагностика межличностных отношений

1. Межличностные отношения как объект психодиагностики.

2. Методы диагностики межличностных отношений:

  • диагностика на основе субъективных предпочтений;
  • методики косвенной оценки межличностных отношений;
  • ситуационные тесты;
  • диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Задания:

  1. Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить список методик, исследующих межличностные отношения и свойства личности, влияющие на общение.
  2. Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих межличностные отношения:
  • Контактометрия;
  • Социометрия;
  • Оценочные шкалы для наблюдений (метод полярных профилей);
  • Оценка уровня общительности (опросник В.М. Ряховского);
  • Проксемический тест изучения межличностных отношений;
  • Определение стиля поведения в конфликте К. Томаса;
  • Совместный тест Роршаха
  1. Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих супружеские взаимоотношения:
  • Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);
  • Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
  • Тест Т. Лири;
  1. Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих детско-родительские и сиблинговые взаимоотношения:
  • «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»;
  • Фильм-тест Рене-Жиля;
  • Опросник родительского отношения ( А.Я. Варга, В.В. Столин);
  1. Осуществить психологическую диагностику межличностных отношений одного испытуемого с помощью одной из методик, указанных выше. На занятие представить протокол исследования.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
  4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
  5. Слепкова, В.И. Психолгическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 196 с.

Лабораторное занятие № 8 (2 ч.) тема: психодиагностика самосознания

1. Самосознание сознание как объект психодиагностики.

2. Методы диагностического исследования самосознания.

Задания:

  1. Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих самосознание личности:
  • Тест двадцати утверждений на самоотношение «Кто Я?» М. Куна, Т. Мак-Партланда;
  • Методика Q-сортировки В. Стефенсона;
  • Изучение структуры частных самооценок Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн;
  • Опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
  • Опросник самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
  • Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.О. Федотова
  1. Осуществить психологическую диагностику самосознания одного испытуемого с помощью одной из методик, указанных выше. На занятие представить протокол исследования.

Литература:

  1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
  4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.

5. Изучение особенностей личности с помощью метода беседы : учеб.-метод. рекомендации / авт.-сост. Е.А. Бирюкевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2005. – 45 с.

6. Романова, Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с. – С. 217–223, 360-366

Лабораторное занятие № 9 (2 ч.).

Тема: характеристика взаимодействия субъектов психодиагностического процесса.

  1. Характеристика субъектов психодиагностического процесса: диагност, клиент, пользователь, заказчик.
  2. Специфика ситуаций клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании.
  3. Психологическая структура деятельности психолога на этапе осуществления психодиагностическом исследования.
  4. Роль личности психолога в психодиагностическом исследовании:

а) проблема влияния мировоззрения и научно-теоретических позиций психолога на ход и результат психодиагностического исследования.

б) проблема свободы и ответственности психолога в психодиагностическом исследовании. Этические принципы деятельности практикующего психолога.

в) требования к личности практического психолога. Проблема профессиональной пригодности практического психолога.

Задания:

  1. Сравнить ситуации клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании с помощью таблицы.

Характеристика активности испытуемого

Требования, предъявляемые к диагносту и организации диагностического процесса.

Ситуация клиента

Мотивы

Цели

Ситуация подэксперт-ного

2. Определить понятия: мировоззрение, теория, ценность, свобода и ответственность, добро и зло.

3. Сформулировать этические принципы деятельности психолога.

4. Определить перечень личностных качеств необходимых для практикующего психолога.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 43-47.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37.
  4. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.

Лабораторное занятие № 10 (2 ч.)

ТЕМА: ЭТАПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Деятельность психолога на этапе получения запроса.
  2. Деятельность психолога на этапе первичного сбора данных.
  3. Деятельность психолога на этапе углубленного исследования
  4. Факторы, определяющие стратегию и тактику подбора диагностических средств, организации и реализации психодиагностического исследования.
  5. Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза.
  6. Средства обобщения данных психодиагностического обследования:
  • понятие нормы развития
  • теоретические представления о законах и механизмах развития психики.
  1. Формы обобщения данных психодиагностического исследования
  • психологическое заключение;
  • психологическая характеристика;
  • психологический портрет.

Задания:

  1. Определить понятия: первичные результаты (данные), психологический диагноз, психологическое заключение, психологический портрет.
  2. Проанализировать ситуацию обращения к психологу родителей по поводу ребёнка 12 лет (источник №9, с. 187-188) по плану:
  • Выделить запрос, с которым обратились родители. Разработать план работы психолога с этим запросом.
  • Выделить, какая информация о ребёнке, представленная в описании, могла быть получена на этапе первичного сбора данных и с помощью каких методов. Разработать план первичного сбора данных для данного случая и сформулировать гипотезы о сущности проблемы.
  • Разработать план анамнестической беседы для данного случая
  • Выделить, какая информация о ребёнке, представленная в описании, получена на этапе углубленного исследования и с помощью каких методов. Разработать план углубленного психодиагностического исследования для данного случая.
  • Составить план работы по обобщению данных психодиагностического исследования данного случая и план заключения.
  • Составить план проведения консультативной беседы с клиентом или другим пользователем (педагогом, родителем и др.).
  1. Заполнить таблицу «Сбор L, Q и T данных на различных этапах психодиагностического исследования».

Этапы исследования

L — данные

Q — данные

T — данные

Этап получения запроса

Этап первичного сбора данных

Этап углубленного исследования

Литература:

  1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей.- М: МГУ, 1990. – Раздел 3.1, 3.2, 3.3.
  2. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическом деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.- С.3-15.
  3. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. \ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997.
  5. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С.8-18.
  6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с. – С.126-131, 139-149.
  7. Введение в общую психодиагностику. Курс лекций./ Автор-составитель И.К. Попов – Красноярск: КГТУ, ИИСС, 2003. – 49 с. – Лекция 9.
  8. Психология в педагогической практике: учеб.-метод. пособие для студ. пед. специальностей ун-та / Т.В. Васильева [и др.]; Брест. гос.ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии развития. – Брест: БрГУ, 2009. 129 с. – С. 55.
  9. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М. : «Ось-89», 2006. — 192 с.