ТЕМА: НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Понятие о наблюдении как методе исследования в психологии. Структура наблюдения.
- Место наблюдения в психодиагностическом исследовании.
- Виды наблюдений: включенное, стороннее, скрытое, открытое, сплошное, выборочное, свободное, стандартизированное.
- Планирование наблюдения, программа наблюдения.
- Протокол наблюдения как основание для психодиагностических выводов. Правила и форма ведение протокола.
- Анализ и обобщение результатов наблюдения. Контент-анализ как метод обработки данных наблюдения.
Задания:
- Определить понятия: наблюдение, стандартизированное наблюдение, контент-анализ.
- Провести анализ наблюдения протокола за игровой деятельностью детей из книги «Детская психология /под ред. Я.Л. Коломинского» стр 115. Цель анализа: оценка уровня развития игровой деятельности ребёнка (Тани, Лены, Сергея). Для этого необходимо привести протокол наблюдения в форму, указанную ниже и на основе анализа п.2 «Развитие игровой деятельности»(стр.109-116) а также другой литературы составить матрицу для контент-анализа наблюдения.
Общая форма протокола регистрации наблюдения
Испытуемый (Имя,возраст)
Место наблюдения
Вид наблюдения
Вре-мя |
Внешние условия |
Действия испытуе-мого |
Речь испытуе-мого |
Эмоцио-нальные реакции испытуе-мого |
При-меча-ния |
|
|
|
|
|
|
Форма протокола анализируемого наблюдения
Таня |
Лена |
Сергей |
||||||
дей-ствия |
речь |
эмо-ции |
дей-ствия |
речь |
эмо-ции |
дей-ствия |
речь |
эмо-ции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица для контент-анализа наблюдения с целью оценки уровня развития игровой деятельности дошкольника
Категории анализа |
1-ый уровень развития |
2-ой уровень развития |
3-ий уровень развития |
4-ый уровень развития |
Сюжет игры |
|
|
|
|
Содержание игры |
|
|
|
|
Роль |
|
|
|
|
Игровые действия |
|
|
|
|
Ролевая речь |
|
|
|
|
Отношения по поводу игры |
|
|
|
|
- Провести наблюдение за ребенком дошкольного возраста в условиях его пребывания в дошкольном учреждении, реализуя одну из целей:
А)изучение устойчивых интересов ребёнка;
Б) изучение особенностей общения со сверстниками;
В) другая цель (по выбору студента).
На основе цели составить программу наблюдения и матрицу для контент-анализа. Письменно провести развернутый анализ фактов, зафиксированных в протоколе наблюдения. Сделать заключение о степени объективности фактов, зафиксированных в протоколе наблюдения, их достаточности для диагностического заключения. Сформулировать диагностические выводы по результатам наблюдения и гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке. Если возникнут гипотезы, подобрать методы для их дальнейшей проверки.
Литература:
1. Басов М.Я. Иллюстративная схема конкретных проявлений качественных особенностей психических функций в поведении детей дошкольного возраста // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. – С. 18-23.
2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.: Университетское, 1997.
3. Психологическая диагностика: проблемы исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
4. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – С. 16-17.
5. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Мн.: Университетское, 1998. – С. 71-73, 79-80.
6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара.: Изд. Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. – С. 3-15, 206-217.
7. РегушЛ.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.
8. Детска психология / Под ред. Я.Л. Коломинского
Лабораторное занятие №2 (2 ч.).
Тема: беседа как метод психодиагностического исследования
- Понятие о беседе как методе исследования в психодиагностике. Отличие беседы от тест-опросника (стандартизированного самоотчёта).
- Виды бесед по принципу построения и задачи, решаемых с их помощью: беседа клиническая, беседа экспериментальная, беседа диагностическая, беседа неуправляемая (исповедь), беседа управляемая, беседа стандартизированная.
- Проблема формулировки вопросов беседы. Требования, предъявляемые к формулировке вопросов беседы.
- Структура вопроса беседы. Виды вопросов: прямые, косвенные, проективные.
- Правила организации беседы и регистрации получаемых данных.
- Правила обработки и анализа данных беседы. Контент-анализ как метод обработки данных беседы.
Задания:
- Провести диагностическую беседу «Мотивационная готовность к школе» из кн. Бирюкевич Е.А., Валитовой И.Е. «Психологическая готовность к школе».- Брест,1987 с одним ребёнком старшего дошкольного возраста. На занятие представить отчёт.
- Составить и провести беседу с ребёнком дошкольного, младшего школьного или юношеского возраста с целью выявления его устойчивых интересов. На занятие представить отчёт.
Литература:
- Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии\ Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – С. 45-97.
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – Мн.: Университетское, 1998. – С. 31-33, 35-37.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. \ Под ред. Я.Л.Коломнского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997. – С. 33-34.
- Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – С. 428-445.
- Изучение особенностей личности с помощью метода беседы / авт.-сост. Е.А. Бирюкевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2005. – 45 с.
Схема отчёта по результатам проведения психодиагностических процедур
- Цель психодиагностического исследования (изучаемое свойство психики и контингент обследуемых)
- Теоретическое введение (описание изучаемого свойства психики)
- Описание методики исследования с указанием автора и источника цитирования (возможно приложение ксерокопии).
- Протокол исследования.
- Анализ данных, представленных в протоколе (при использовании контент-анализа представить разработанную матрицу)
- Диагностические выводы.
Лабораторное занятие №3 (2 ч.).
ТЕМА: СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.
- Особенности организации процедуры исследования при использовании проективных методов.
- Требования к личности экспериментатора, использующего проективные методы.
- Принципы обработки и анализа данных, полученных с помощью проективных методов. Применение контент-анализа при обработке данных проективных методик.
Задания.
- Осуществить диагностическое исследование особенностей восприятия отношений в семье у одного ребёнка старшего дошкольного или младшего школьного возраста с помощью методики «Кенетический рисунок семьи» (на основе описания методики, представленного в книге Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987).
На занятие представить протокол исследования.
- Осуществить диагностическое исследование мотивационной сферы одного взрослого человека с помощью теста временной перспективы Ж. Нюттена (модификация Толстых) (ксерокопия методики в кабинете).
На занятие представить протокол исследования.
Литература:
- Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Анастази А. Психологические тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. — Гл. 19.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», 1997. – С.5-34.
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии. \ Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1999. – С. 148-155.
Лабораторное занятие № 4 (2 ч.) тема: психодиагонстика интеллекта
- Понятие об интеллекте. Интеллект как система познавательных способностей личности.
- Методы диагностики психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность личности.
Задания:
- На основе анализа литературных источников № 3,4, 6, 7 составить таблицу
Характеристики психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность |
Методики диагностики |
Восприятие Мышление Воображение Память Внимание |
- Осуществить психологическую диагностику мышления одного испытуемого с помощью методики «Выявление общих понятий» (источник №7, с. 117-118) и других методик, подобранных самостоятельно при выполнении задания №1.
3. Составить психометрическую характеристику любых 3-х методик из таблицы выше.
План психометрической характеристики психодиагностической методики:
- Название, автор, выходные данные.
- Цель исследования.
- Переменные и степень их стандартизации:
- независимая (особенности тестовых заданий, стимульного материала, инструкций и т.д.);
- промежуточная (изучаемое свойство, особенности активности испытуемого);
- побочная и дополнительная (возможные факторы ошибки измерения и пути их устранения);
- зависимая (регистрируемые факты, способы анализа и вывода о свойстве).
- Вид методики по методическому принципу построения (объективный, субъективный, проективный подходы) и по другим признакам.
- Сведенья о валидности (история создания, возможности применения).
- Сведенья о надёжности.
Литература:
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
- Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Измерение интеллекта детей: Пособие для психолога – практика. Человеческий интеллект и его измерение: теория и практика / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.
- Методики психодиагностики в спорте: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец №2114 «Физ. Воспитание» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
Лабораторное занятие № 5 (2 ч.) тема: психодиагностика черт личности
1. Методы диагностики темпераментных и характерологических черт личности.
2. Диагностика черт личности и прогнозирование особенностей активности и развития личности.
Задания:
- Составить психометрическую характеристику следующих методик:
- Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;
- Методика Г. Айзенка EPQ и EPJ (адаптация А.Г. Шмелёва);
- Методика диагностики темперамерта Я.Стреляу.
- Осуществить психологическую диагностику особенностей темперамента одного испытуемого с помощью одной или нескольких методик.
- Составить психометрическую характеристику следующих методик:
- Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО);
- Тест-опросник Шмишека-Леонгарда.
- Осуществить психологическую диагностику особенностей характера одного испытуемого с помощью одной или нескольких методик.
- Составить психометрическую характеристику следующих методик:
- 16F опросника Р. Кеттелла;
- MMPJ;
- Осуществить психологическую диагностику черт личности одного испытуемого с помощью методики 16F опросника Р. Кеттелла.
Литература:
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С. 167-187.
- Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородсткий. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.
Лабораторное занятие № 6 (2 ч.) тема: психодиагностика мотивационной сферы личности
- Опросные методы исследования мотивационной сферы личности.
- Проективные методы исследования мотивации личности.
Задания:
1. Составить психометрическую характеристику следующих методик с выделением использованных при конструировании методики индикаторов мотивации:
- Опросник терминальных ценностей Сенина (ОТеЦ) (ксерокопия в кабинете);
- Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
- Измерение мотивации аффилиации А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
- Шкала самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
2. Осуществить психологическую диагностику мотивационной сферы личности одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик. На занятие представить протокол исследования.
3. Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить список опросных методов исследования мотивации личности.
4. Составить психометрическую характеристику следующих методик с выделением использованных при конструировании методики индикаторов мотивации:
- Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелёва и В.С. Бабиной;
- Тест временной перспективы Ж. Нюттена
- Мотивационный тест Хекхаузена.
5. Осуществить психологическую диагностику мотивационной сферы личности одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик. На занятие представить протокол исследования.
6. Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить список проективных методов исследования мотивации личности.
Литература:
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
- Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
- Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Анастази А. Психологические тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. — Гл. 19.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», 1997. – С.5-34.
Лабораторное занятие № 7 (2 ч.) тема: психодиагностика межличностных отношений
1. Межличностные отношения как объект психодиагностики.
2. Методы диагностики межличностных отношений:
- диагностика на основе субъективных предпочтений;
- методики косвенной оценки межличностных отношений;
- ситуационные тесты;
- диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения.
Задания:
- Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить список методик, исследующих межличностные отношения и свойства личности, влияющие на общение.
- Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих межличностные отношения:
- Контактометрия;
- Социометрия;
- Оценочные шкалы для наблюдений (метод полярных профилей);
- Оценка уровня общительности (опросник В.М. Ряховского);
- Проксемический тест изучения межличностных отношений;
- Определение стиля поведения в конфликте К. Томаса;
- Совместный тест Роршаха
- Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих супружеские взаимоотношения:
- Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);
- Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
- Тест Т. Лири;
- Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих детско-родительские и сиблинговые взаимоотношения:
- «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»;
- Фильм-тест Рене-Жиля;
- Опросник родительского отношения ( А.Я. Варга, В.В. Столин);
- Осуществить психологическую диагностику межличностных отношений одного испытуемого с помощью одной из методик, указанных выше. На занятие представить протокол исследования.
Литература:
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
- Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
- Слепкова, В.И. Психолгическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 196 с.
Лабораторное занятие № 8 (2 ч.) тема: психодиагностика самосознания
1. Самосознание сознание как объект психодиагностики.
2. Методы диагностического исследования самосознания.
Задания:
- Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих самосознание личности:
- Тест двадцати утверждений на самоотношение «Кто Я?» М. Куна, Т. Мак-Партланда;
- Методика Q-сортировки В. Стефенсона;
- Изучение структуры частных самооценок Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн;
- Опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
- Опросник самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
- Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.О. Федотова
- Осуществить психологическую диагностику самосознания одного испытуемого с помощью одной из методик, указанных выше. На занятие представить протокол исследования.
Литература:
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
- Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
5. Изучение особенностей личности с помощью метода беседы : учеб.-метод. рекомендации / авт.-сост. Е.А. Бирюкевич. – Брест: Изд-во БрГУ, 2005. – 45 с.
6. Романова, Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с. – С. 217–223, 360-366
Лабораторное занятие № 9 (2 ч.).
Тема: характеристика взаимодействия субъектов психодиагностического процесса.
- Характеристика субъектов психодиагностического процесса: диагност, клиент, пользователь, заказчик.
- Специфика ситуаций клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании.
- Психологическая структура деятельности психолога на этапе осуществления психодиагностическом исследования.
- Роль личности психолога в психодиагностическом исследовании:
а) проблема влияния мировоззрения и научно-теоретических позиций психолога на ход и результат психодиагностического исследования.
б) проблема свободы и ответственности психолога в психодиагностическом исследовании. Этические принципы деятельности практикующего психолога.
в) требования к личности практического психолога. Проблема профессиональной пригодности практического психолога.
Задания:
- Сравнить ситуации клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании с помощью таблицы.
|
Характеристика активности испытуемого |
Требования, предъявляемые к диагносту и организации диагностического процесса. |
Ситуация клиента |
Мотивы Цели
|
|
Ситуация подэксперт-ного |
|
|
2. Определить понятия: мировоззрение, теория, ценность, свобода и ответственность, добро и зло.
3. Сформулировать этические принципы деятельности психолога.
4. Определить перечень личностных качеств необходимых для практикующего психолога.
Литература:
- Абрамова Г.С. Практическая психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 43-47.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.
Лабораторное занятие № 10 (2 ч.)
ТЕМА: ЭТАПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Деятельность психолога на этапе получения запроса.
- Деятельность психолога на этапе первичного сбора данных.
- Деятельность психолога на этапе углубленного исследования
- Факторы, определяющие стратегию и тактику подбора диагностических средств, организации и реализации психодиагностического исследования.
- Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза.
- Средства обобщения данных психодиагностического обследования:
- понятие нормы развития
- теоретические представления о законах и механизмах развития психики.
- Формы обобщения данных психодиагностического исследования
- психологическое заключение;
- психологическая характеристика;
- психологический портрет.
Задания:
- Определить понятия: первичные результаты (данные), психологический диагноз, психологическое заключение, психологический портрет.
- Проанализировать ситуацию обращения к психологу родителей по поводу ребёнка 12 лет (источник №9, с. 187-188) по плану:
- Выделить запрос, с которым обратились родители. Разработать план работы психолога с этим запросом.
- Выделить, какая информация о ребёнке, представленная в описании, могла быть получена на этапе первичного сбора данных и с помощью каких методов. Разработать план первичного сбора данных для данного случая и сформулировать гипотезы о сущности проблемы.
- Разработать план анамнестической беседы для данного случая
- Выделить, какая информация о ребёнке, представленная в описании, получена на этапе углубленного исследования и с помощью каких методов. Разработать план углубленного психодиагностического исследования для данного случая.
- Составить план работы по обобщению данных психодиагностического исследования данного случая и план заключения.
- Составить план проведения консультативной беседы с клиентом или другим пользователем (педагогом, родителем и др.).
- Заполнить таблицу «Сбор L, Q и T данных на различных этапах психодиагностического исследования».
Этапы исследования |
L — данные |
Q — данные |
T — данные |
Этап получения запроса |
|
|
|
Этап первичного сбора данных |
|
|
|
Этап углубленного исследования |
|
|
|
Литература:
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей.- М: МГУ, 1990. – Раздел 3.1, 3.2, 3.3.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическом деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.- С.3-15.
- Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. \ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский. – М: Просвещение, 1985. – С.8-18.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с. – С.126-131, 139-149.
- Введение в общую психодиагностику. Курс лекций./ Автор-составитель И.К. Попов – Красноярск: КГТУ, ИИСС, 2003. – 49 с. – Лекция 9.
- Психология в педагогической практике: учеб.-метод. пособие для студ. пед. специальностей ун-та / Т.В. Васильева [и др.]; Брест. гос.ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии развития. – Брест: БрГУ, 2009. 129 с. – С. 55.
- Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. — М. : «Ось-89», 2006. — 192 с.