Темы исследований (на базе методики 16-PF Кеттелла)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М1.Б.14НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

44.04.02 Психолого-педагогическое образование
магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»
(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки магистратуры указанием
профиля (названия магистерской программы)

Академическая магистратура

Очная форма обучения

Составитель: Храпенко И.Б., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 10 от 06 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М1.Б.4 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры

Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(степень «магистр»)

Академическая магистратура

Очная форма обучения

Составитель: Храпенко И.Б., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 10 от 06 июня 2016 г.) Зав. кафедрой И.А. Синкевич

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Методология психолого-педагогического исследования. (2 час.)

План занятия:

1. Индуктивные и дедуктивные методы в науке. Эмпирическое исследование и теоретический анализ в психологии.

2. Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Специфические черты психического отражения разных уровней. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.

3. Основные положения, касающиеся природы человека.

4. Категория «личности» в психологии, узкая и широкая интерпретация понятия.

5. Критерии оценки теорий личности.

6. Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип деятельности: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности.

Вопросы для самоконтроля:

7. Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии.

8. Принцип развития в психологии. Основные характеристики процесса развития. Проблема стихийного и управляемого развития. Сущность генетического метода в психологии.

9. Системный подход в психологии. Основные понятия и уровни системного анализа. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальтпсихологии, принцип системного строения высших психических функций (Л. С. Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А. Р. Лурия), системы интеллектуальных операций (Ж. Пиаже) и др. Психика как системное качество.

10. Основные методологические проблемы психологии. Проблема объективного метода в психологии. Субъективистский и объективистский подходы к изучению психического.

Литература:

Основная

  1. Оконешникова О.Н. Научное исследование в психологии и образовании: учеб. пособие для студ., обуч. по образоват. прогр. магистратуры «Психология организационно- управленческой деятельности» по направл. «Психол.-пед. образование» / О.Н. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 207 с.
  2. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учеб. пособие для студ. вузов по направл. «Менеджмент» / В.В. Кукушкина. — М.: ИНФРА-М, 2011; 2014. — 263с.
  3. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Экономика» (88 100) / В.В. Беляев и др.; под ред. В.И. Беляева. — 2-е изд., перераб. — М.: КноРус, 2014. — 264 с.
  4. Космин В.В. Основы научных исследований (общий курс): учеб. пособие для студ. вузов, аспирантов, соискателей / В.В. Космин. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. — 214 с.

Дополнительная

  1. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — М.: Академический Проект, Фонд Мир, 2005. — 352 с.
  2. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Я. Дорфман. — М.: Смысл: Академия, 2005. — 288 с.

3. Знаков В. В. Три традиции психологических исследований — три типа понимания / В. В. Знаков // Вопросы психологии. — 2009. — № 4. — С. 14−23.

4. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. — СПб.: Питер, 2006.

  1. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: ИНФРА-М, 1998.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) сделать выписки по основным категориям психологии: психическое отражение; сознание; деятельность; личность; общение;

3) выписать положения, касающиеся природы человека, и критерии оценки теорий личности (используя работу Хьелла и Зиглера «Теории личности»

4) сделать выписки по основным методологическим принципам психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип деятельности (активности, субъектности): принцип единства сознания и деятельности, принцип системности.

Практическое занятие № 2−3

Тема: Методы исследовательской, диагностической

и практической деятельности психолога в образовании. (2 час.)

План занятия:

1. Идеографический и номотетический подходы к исследованию. Гуманитарная и естественнонаучная методология: методология и методы.

2. Количественные и качественные методы исследования: сравнительный анализ.

3. Описательные, естественнонаучные и практические методы психологии: сравнительный анализ.

4. Основные группы методов (по Б. Г. Ананьеву).

5. Характеристика основных методов сбора эмпирической информации. Требования к исследовательским и диагностическим методам.

Вопросы для самоконтроля:

1. Наблюдение: общая характеристика, требования, виды.

2. Тестовые методы.

3. Опросные методы: беседа, интервью, анкетирование: требования и виды.

4. Анализ документов (контент-анализ).

Методология контент-анализа.

5. Практические методы (практики и технологии) психолога в образовании.

6. Диагностическая практика психолога в образовании.

7. Чем отличаются методы психологии от методов педагогики?

Литература:

Основная

  1. Оконешникова О. Н. Научное исследование в психологии и образовании: учеб. пособие [для студ., обуч. по образоват. прогр. магистратуры «Психология организационно- управленческой деятельности» по направл. «Психол.-пед. образование"] / О. Н. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 207 с.
  2. Оконешникова О. В. Модель в психологическом исследовании: монография / О.В. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — М.: МГГУ, 2014. — 147 с.
  3. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): [учеб. пособие для студ. вузов по направл. «Менеджмент» / В.В. Кукушкина. — М.: ИНФРА-М, 2011; 2014. — 263с.
  4. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Экономика» (88 100) / В.В. Беляев и др.; под ред. В.И. Беляева. — 2-е изд., перераб. — М.: КноРус, 2014. — 264 с.
  5. Космин В. В. Основы научных исследований (общий курс): учеб. пособие [для студ. вузов, аспирантов, соискателей] / В. В. Космин. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. — 214 с.

Дополнительная

  1. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — М.: Академический Проект, Фонд Мир, 2005. — 352 с.
  2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.. Дорфман. — М.: Смысл: Академия, 2005. — 288 с.
  3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 33 400 (50 701) — Педагогика / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
  4. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк. / А. В. Коржуев, В.А. Попков. — М.: Академ. Проект: Трикста, 2008. — 287 с.
  5. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: учеб.-метод. пособие для рук. и науч.-пед. работников вузов / под науч. ред. В.В. Лаптева; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб.: Акад. Исслед. Культуры, 2008. — 174 с.

6. Улановская, А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А.М.Улановская // Психол. журн. — 2009. — № 2. — С. 18−28.

7. Чернов, А. Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов / А. Ю. Чернов // Методология и история психологии. — 2007. — Т. 2. — Выпуск 1. — С. 118−129.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) выписать классификации методов психологического исследования;

3) выписать основные практические методы психологии;

4) выписать характеристики качественных методов психологии

Практическое занятие № 4−5

Тема: Разработка программы и планирование научно-исследовательской работы.(4 час.)

План занятия:

1. Основные компоненты программы научного исследования.

2. Планы и дизайны научного исследования.

3. Этапы психологического исследования. Поисковый и основной этапы исследования и их методология.

4. Разработка программы психологического исследования. Роль модели в психологическом исследовании.

5. Содержательная модель психологического исследования: сущность, функции, виды.

6. Проблема. Теоретический анализ проблемы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования в направлении подготовки «психолого-педагогическое образование».

2. Цели психологического исследования. Цели и задачи исследования в направлении подготовки «психолого-педагогическое образование».

3. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании.

4. Формирование выборки в психолого-педагогическом исследовании. Характеристики выборки: рандомизированная, квотная, сплошная.

5. Подбор и обоснование методов в психолого-педагогическом исследовании.

Литература:

Основная

  1. Оконешникова О. Н. Научное исследование в психологии и образовании: учеб. пособие [для студ., обуч. по образоват. прогр. магистратуры «Психология организационно- управленческой деятельности» по направл. «Психол.-пед. образование"] / О. Н. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 207 с.
  2. Оконешникова О. В. Модель в психологическом исследовании: [монография] / О. В. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — М.: МГГУ, 2014. — 147 с.
  3. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Экономика» (88 100) / [В. В. Беляев и др.]; под ред. В. И. Беляева. — 2-е изд., перераб. — М.: КноРус, 2014. — 264 с.
  4. Комлацкий В. И. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие (для магистрантов и аспирантов): [учеб. пособие студ. вузов] / В. И. Комлацкий, С. В. Логинов, Г. В. Комлацкий. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 204 с.
  5. Космин В. В. Основы научных исследований (общий курс): учеб. пособие [для студ. вузов, аспирантов, соискателей] / В. В. Космин. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. — 214 с.

Дополнительная

  1. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 33 400 (50 701) — Педагогика / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
  2. Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика: [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — М.: Академ. Проект: Трикста, 2008. — 287 с.
  3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. — М.: Дашков и К, 2004. — 432 с.

4. Куликов, Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. — СПб.: Речь, 2001.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) подготовить обоснование к магистерской диссертации, оформить в виде введения;

3) разработать программу эмпирического исследования по магистерской диссертации; обосновать принципы формирования выборки;

4) разработать опросник (анкету, интервью) по теме магистерской диссертации.

Практическое занятие № 6−7

Тема: Анализ результатов психолого-педагогического исследования. Составление отчета о научно-исследовательской работе. (4 час.)

План занятия:

1. Обработка полученных данных: количественная и качественная.

2. Измерительные шкалы в психологии.

3. Табулирование полученных данных.

4. Контент-анализ качественной информации.

5. Описательная статистика. Способы представления данных.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Статистическое доказательство гипотезы исследования: статистические критерии и коэффициенты корреляции.
  2. Условия выбора статистических критериев и коэффициентов корреляции.
  3. Методы многомерного анализа: корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, психосемантические методы.
  4. Проблема интерпретации полученных данных. Использование модели.
  5. Составление отчета о научном исследовании: структура и виды отчетов.
  6. Написание статьи о проведенном научном исследовании.

Литература:

Основная

  1. Оконешникова О. Н. Научное исследование в психологии и образовании: учеб. пособие [для студ., обуч. по образоват. прогр. магистратуры «Психология организационно- управленческой деятельности» по направл. «Психол.-пед. образование"] / О. Н. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 207 с.
  2. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Экономика» (88 100) / [В. В. Беляев и др.]; под ред. В. И. Беляева. — 2-е изд., перераб. — М.: КноРус, 2014. — 264 с.
  3. Комлацкий В. И. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие (для магистрантов и аспирантов): [учеб. пособие студ. вузов] / В. И. Комлацкий, С. В. Логинов, Г. В. Комлацкий. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 204 с.
  4. Космин В. В. Основы научных исследований (общий курс): учеб. пособие [для студ. вузов, аспирантов, соискателей] / В. В. Космин. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. — 214 с.

Дополнительная

  1. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. — М.: Прогресс, 1976.

2. Горбатков, А. А. Закон Йеркса-Додсона: проблема содержания переменных / А. А. Горбатков // Вопросы психологии. — 2009. — № 2. — С. 63−80.

  1. Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика: [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — М.: Академ. Проект: Трикста, 2008. — 287 с.
  2. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. — М.: Дашков и К, 2004. — 432 с.

5. Куликов, Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. — СПб.: Речь, 2001.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) составить таблицу с данными, полученными в исследовании по магистерской диссертации (или в другом научном исследовании);

3) обработать результаты исследования, сделать выводы;

4) оформить результаты исследования в виде научно-практического отчета или в виде статьи (объемом 3−5 машинописных страниц); оформить список литературы в соответствии с требованиями ГОСТа 2003 года;

5) ориентируясь на работу Е. В. Сидоренко, выписать в виде таблицы основные критерии (первый столбец) и условия их применения (второй столбец).

Практическое занятие № 8

Тема: Проведение научно-исследовательской работы

(2 час.)

План занятия:

1. Осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по теме диссертационного исследования.

2. Требования к подготовке и выступлению с докладом на конференции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Проблемы планирования научного исследования в образовании.

2. Проблемы сбора научной информации.

3. Проблемы обработки, анализа и систематизации научной информации.

4. Проблемы представления результатов научного исследования или обследования. Подготовка презентации.

Литература:

Основная

  1. Оконешникова О. Н. Научное исследование в психологии и образовании: учеб. пособие [для студ., обуч. по образоват. прогр. магистратуры «Психология организационно- управленческой деятельности» по направл. «Психол.-пед. образование"] / О. Н. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 207 с.
  2. Оконешникова О. В. Модель в психологическом исследовании: [монография] / О. В. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — М.: МГГУ, 2014. — 147 с.
  3. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): [учеб. пособие для студ. вузов по направл. «Менеджмент"] / В. В. Кукушкина. — М.: ИНФРА-М, 2011; 2014. — 263с.
  4. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Экономика» (88 100) / [В. В. Беляев и др.]; под ред. В. И. Беляева. — 2-е изд., перераб. — М.: КноРус, 2014. — 264 с.
  5. Комлацкий В. И. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие (для магистрантов и аспирантов): [учеб. пособие студ. вузов] / В. И. Комлацкий, С. В. Логинов, Г. В. Комлацкий. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 204 с.
  6. Космин В. В. Основы научных исследований (общий курс): учеб. пособие [для студ. вузов, аспирантов, соискателей] / В. В. Космин. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. — 214 с.

Дополнительная

  1. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 33 400 (50 701) — Педагогика / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
  2. Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика: [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — М.: Академ. Проект: Трикста, 2008. — 287 с.
  3. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. — М.: Дашков и К, 2004. — 432 с.

4. Куликов, Л. В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. — СПб.: Речь, 2001.

  1. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2010. — 350 с. (и др. издания)

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) провести исследование по магистерской диссертации (или по одной из предложенных тем) в соответствии с требованиями к психологическому исследованию; провести обработку и анализ полученных результатов; сделать выводы;

3) подготовить доклад-презентацию по проведенному исследованию.

Темы исследований (на базе методики 16-PF Кеттелла)

1. Влияние фактора общительности на удовлетворенность различными аспектами профессиональной деятельности педагога (работника социальной сферы, менеджера).

2. Влияние интеллектуального фактора на успешность профессиональной деятельности педагога.

3. Влияние эмоциональной устойчивости (зрелости личности) на социально-психологическую адаптацию взрослого человека.

4. Влияние доминантности личности на социально-психологическую адаптацию взрослого человека.

5. Влияние сдержанности/экспрессивности личности на коммуникацию в профессиональной деятельности.

6. Влияние социальной зрелости личности на социально-психологическую адаптацию взрослого человека. (или Влияние нормативности поведения на успешность профессиональной деятельности педагога).

7. Смелость в общении как фактор успешности профессиональной деятельности.

8. Жесткость/чувствительность как фактор успешности в профессиональной деятельности менеджера.

9. Влияние доверчивости/подозрительности на коммуникацию в профессиональной деятельности

10. Развитое воображение как фактор успешности в профессиональной деятельности педагога.

11. Прямолинейность/дипломатичность как фактор коммуникативной компетентности педагога.

12. Уверенность в себе/тревожность как фактор социально-психологической адаптации личности в трудовом коллективе.

13. Консерватизм/радикализм как проявление организационной культуры работников организации.

14. Конформизм/нонконформизм как проявление организационной культуры работников организации.

15. Особенности самоконтроля менеджеров с различным уровнем успешности в профессиональной деятельности.

16. Расслабленность/напряженность мотивационной сферы как фактор удовлетворенности профессиональной деятельностью.

17. Особенности самооценки у педагогов с различным стажем профессиональной деятельности.

Практическое занятие № 9

Тема: Практические исследования в области образования. Нормативно-правовые и этические вопросы научной деятельности в образовании. (4 час.)

План занятия.

1. Структура и содержание научного и практического исследования в области психолого-педагогического направления.

2. Нормативно-правовые вопросы научной деятельности в образовании.

3. Этические вопросы научного исследования в образовании.

4. Различение исследования и обследования.

5. Экспериментальное исследование. Требования к эксперименту (С. Л. Рубинштейн).

Виды экспериментов в психологии. Активный эксперимент, пассивный эксперимент. Экспериментальные планы. Квазиэксперимент.

6. Опытно-психологическое исследование в образовании. Обучающий эксперимент. Формирующий эксперимент.

Вопросы для самоконтроля:

1. Инновации в образовании.

2. Передовой профессиональный опыт в коллективе и технологии его трансляции. Технологии рефлексии профессионального опыта: собственного и других специалистов. Технология супервизии «молодого специалиста».

3. Технологии превращения результатов анализа и экспертиз профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации.

4. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

5. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

Литература:

Основная

  1. Оконешникова О. Н. Научное исследование в психологии и образовании: учеб. пособие [для студ., обуч. по образоват. прогр. магистратуры «Психология организационно- управленческой деятельности» по направл. «Психол.-пед. образование"] / О. Н. Оконешникова; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. — Мурманск: МГГУ, 2014. — 207 с.
  2. Комлацкий В. И. Планирование и организация научных исследований: учеб. пособие (для магистрантов и аспирантов): [учеб. пособие студ. вузов] / В. И. Комлацкий, С. В. Логинов, Г. В. Комлацкий. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 204 с.

Дополнительная

  1. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 33 400 (50 701) — Педагогика / В. И. Загвязинский. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
  2. Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика: [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — М.: Академ. Проект: Трикста, 2008. — 287 с.
  3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студентов вузов и практ. работников / Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 2000. — 448 с.
  4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — М.: Академия, 2002. — 272 с.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) сделать выписки о схемах планирования эксперимента по работе А. Н. Занковского «Организационная психология»; выделить плюсы и минусы различных схем эксперимента, обосновать; привести примеры использования схем из педагогики и психологии.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector