Методика организации наблюдений в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Наблюдение как один из путей формирования знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста 10

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЙ 17

2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о комнатных растениях у старших дошкольников 17

2.2 Методика организации наблюдений в процессе ознакомления воспитанников старшей группы №2 с комнатными растениями 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………..33

ВВЕДЕНИЕ

Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как на средство расширения возможностей развития личности, определили в нашей стране новое направление политики общественного дошкольного образования. Вместо адаптивно-инструктивной модели воспитания, когда приоритетной целью воспитательного процесса является формальное усвоение ребенком суммы знаний и умений, воспитательные учреждения ориентируются на поисково-деятельностную модель, при которой создаются условия для познания детьми картины мира посредством творческой деятельности.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у ребенка, желание узнать больше [17].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в Республике Беларусь, но и во всем мире. Это происходит, в том числе, и из-за того, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни [6].

Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.

Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.

Задачи педагогов — привить детям навыки культурного поведения в природе научить охранять и беречь ее богатства. Уже в детском саду надо добиваться того, чтобы дети начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания дети получают на занятиях по ознакомлению с природой, но развивать и закреплять интерес к природе, прививать им навыки самостоятельной работы, проверять свои силы в опытничестве и расширять представления о мире растений помогают мероприятия вне занятий [3].

Одним из самых интересных объектов является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.

3 стр., 1148 слов

исследования особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.Теоретическое исследование особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Особенности периода дошкольного детства Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с2-3 лет) до момента ...

Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные (например, удаленность объекта от дошкольного учреждения), так и сезонные (погонные неудобства).

Вместе с тем в каждом ДУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения — это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год.

Комнатные растения в учебном процессе детского сада находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.

Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как П.Г. Саморукова, И.А. Федотова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А.Е. Запорожца, Н.Н. Поддьякова.

В связи с актуальностью экологического воспитания в данный момент времени, нами сформулирована данная тема исследования.

19 стр., 9331 слов

Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева » Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра возрастной и специальной психологии Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста Курсовая работа студентки 2 курса очного отделения ...

Объект исследования — ознакомление детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями.

Предмет исследования — методика организации наблюдений в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями.

Цель исследования — изучить методику организации наблюдений в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить особенности наблюдения как одного из путей формирования знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста.

3. Опытно-экспериментальным путем исследовать методику наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с комнатными растениями.

Гипотеза: эффективно реализованная методика наблюдения способствует повышению уровня представлений старших дошкольников о комнатных растениях.

Методы исследования: анализ литературы; педагогический эксперимент; беседа; анализ результатов.

Экспериментальная база исследования: ГУО «Большевистский ясли-сад Минского района» , старшая группа №2. Выборка испытуемых: 25 детей в возрасте 5-6 лет, которые посещают старшую группу №2.

Общая характеристика работы: курсовая работа расположена на 32 листах машинописного текста и состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической), четырех параграфов, двух таблиц, двух рисунков, заключения, пяти приложений. Список литературы составил 24 источника.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста

Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания — это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности. Знания — результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области.

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции — умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Знания рассматриваются как аспект умственного развития. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.

Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает [12, с.10].

Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследованиями [6, с.11].

Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду — это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников.

Содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим. У детей формируют элементарные, но научно достоверные знания о явлениях природы, подчёркивающие их взаимозависимость и материальность мира, роль человека в природе.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

Развитие игры дошкольника во мно­гом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Дети 1,5—3 лет овладевают азами сюжетной игры — условным иг­ровым действием, замещающим реаль­ное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что де­лает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. ...

Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными [16].

Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный) [23].

При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.2-5.

2. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.36-42.

3. Богданец, Т. Наблюдаем природу — готовимся к школе / Т. Богда-нец // Дошкольное воспитание. — 2003. — №7. — С.84-87.

4. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.12-20.

5. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. — М.: Просвещение, 2004. — 213 с.

6. Варивода, В.С. Методика экологического воспитания дошкольников в схемах и таблицах: пособие для педагогов, учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 76 с.

11 стр., 5232 слов

Среды в дошкольном учреждении

... Рыжова Н.А. Экологическая тропинка. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения. // Экологическое образование до ...

7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — М.: Академия, 2002. — 115 с.

8. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / А.А. Вербицкий; под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск, 2006. — 145 с.

9. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — №7. — С.45-49.

10. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2003. — №7. — С.31-34.

11. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.3-9.

12. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. — 2006. — №3. — С.10-12.

13. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов дошкольных учреждений / А.И. Иванова. — М.: Сфера, 2007. — 56 с.

14. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №5. — С.70-73.

15. Каменева, Л.М. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева [и др.]; под ред. Л.М. Маневцовой. — СПб.: Детство-пресс, 2003. — 319 с.

16. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. — М.: Сфера, 2004. — 144 с.

17. Левитман, М.Х. Экология — предмет: интересно или нет? / М.Х. Левитман. — СПб.: СОЮЗ, 2006. — 282 с.

18. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество / Р. Левина // Дошкольное воспитание. — 2004. — №8. — С.49-53.

19. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 119 с.

20. Настенный планшет «Календарь погоды» // Пралеска. — 2001. — №11. — С. 45-46.

21. Рыжова, Н. Наш дом — природа. Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2003. — №5. — С.26-34.

22. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова [и др.]. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001. — 208 с.

23. Учебная программа дошкольного образования. М-во образования РБ. — Минск: Аверсэв, 2012. — 416 с.

24. Федосеева, П.Г. Организация деятельности уголка природы. Старшая группа / П.Г. Федосеева. — Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.