Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями

Лекция №10 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

1. Основные формы физкультурных занятий.

Физическое воспитание человека осуществляется на всем протяжении его сознательной жизненной деятельности в следующих формах:

Учебные занятияявляются основной формой физического воспитания в учебных заведениях. Они планируются в учебных планах, их проведение обеспечивается преподавателями физического воспитания на всем протяжении обучения.

К этой форме относятся занятия в спортивных секциях различными видами спорта, повышение уровня спортивного мастерства. Учебно-тренировочные занятия осуществляются по стабильному расписанию, под руководством тренеров и предусматривают участие занимающихся в спортивно-массовых соревнованиях.

Самостоятельные занятия физической культурой, спортом, туризмом позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, выполнить недельный объем двигательной активности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых человека. Самостоятельные занятия проводятся во внеурочное, или внерабочее время под теоретико-методическим руководством преподавателей учебных заведений.

Физические упражнения в режиме днянаправлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий труда, быта и отдыха, увеличение времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятияпредусматривают широкое привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности. Эти мероприятия организуются во внеурочное или внерабочее время, в выходные и праздничные дни, в спортивных и оздоровительных лагерях и т.д.

2. Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течения учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия.

В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления).

16 стр., 7530 слов

Тематика практических занятий 2

... Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы для рассмотрения 1.Современная семья ... помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. - 224 с. Практическое занятие №5. Семейные расстановки по Берту Хеллингеру Понятие о методе семейных расстановок Б.Хеллингера ...

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствует поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнение упражнений на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Самостоятельные занятия в одиночку можно проводить только на стадионах, спортивных площадках. Во избежание несчастных случаев индивидуальные занятия на местности или в лесу вне населенных пунктах не допускаются. Заниматься также рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно так как это не способствует повышению уровня тренированности организма.. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

3. Структура физкультурных занятий

Физкультурные занятия можно проводить индивидуальным или групповым методом, при этом групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная.

Заниматься рекомендуется 3-6 раз в неделю по 1-1,5 часа. Лучшим временем для тренировочных занятий является вторая половина дня, и не ранее, чем через 2-3 часа после приема пищи, и не позднее, чем за 1 час до ночного сна.

Каждое тренировочное занятие должно состоять из трех частей.

Подготовительная часть(разминка) делиться на общую разминку и специальную.

Общая разминка присуща всем видам спорта и состоит из: ходьбы 2-3 мин, разминочного бега 5-10 мин и обще-разогревающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Комплекс обще-разогревающих упражнений рекомендуется проводить, начиная с упражнений для рук, затем для туловища, и заканчивать упражнениями для ног.

Специальная разминка служит для подготовки организма к основной части занятия. Необходимо подготовить те или иные мышечные группы, костно-связочный аппарат, нервно-кординационную и психологическую системы организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитационные, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы.

В основной части занятия изучается спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развитие физических и волевых качеств.

При выполнении упражнений в основной части занятия необходимо придерживаться следующей, наиболее целесообразной последовательности: сразу же после разминки выполняются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники движений и на быстроту, затем упражнения для развития силы и в конце основной части занятия – упражнения для развития выносливости.

В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин) переходящий в ходьбу (2-6 мин), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые способствуют постепенному снижению тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

При тренировочных занятиях продолжительностью 60 мин (90 мин) можно ориентироваться на следующее распределение времени по частям занятий:

Часть занятия

Продолжительность при 60 мин

Продолжительность при 90 мин

Подготовительная часть

15-20 мин.

20-25 мин.

Основная часть

30-35 мин.

45-50 мин.

Заключительная часть

10-15 мин.

10-15 мин.

4. Цели, задачи и содержание самоконтроля

Самоконтроль (индивидуальный контроль) – это система наблюдений за состоянием своего здоровья, физического развития, физической работоспособности и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом.

Основными задачами самоконтроля являются:

  1. Осознать внимательное отношение к своему здоровью.

б) Освоить методику самонаблюдений, научиться четко и правильно фиксировать показатели индивидуального контроля.

в) Научиться правильно анализировать, оценивать и делать выводы по результатам самоконтроля.

г) Стремиться получить новые знания о своем организме, здоровье, необходимые для правильного физического воспитания.

Методика самоконтроля при занятиях физическими упражнениями состоит из наблюдения и анализа объективных и субъективных показателей состояния организма.

Субъективными показателями называются те индивидуальные ощущения человека в данный момент по уровню состояния своего организма, которые он может адекватно воспроизвести.

Рассмотрим, более подробно, что не входит в понятие субъективные показатели:

  1. Самочувствие – отражает состояние всего организма и, главным образом, состояние центральной нервной системы. Оценивается как хорошее, удовлетворительное, плохое. При правильных, систематических и регулярных занятиях отмечается ощущение бодрости, жизнерадостности, энергии, желание и необходимость выполнять физическую деятельность.

  2. Работоспособность – возможность человека выполнять мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течении определенного времени. Отмечается как высокая, средняя и низкая работоспособность.
  3. Сон – оценивается продолжительность, глубина и нарушения, то есть трудное засыпание, кошмары, бессонница и прочее.
  4. Аппетит – отмечается его наличие, а именно хороший, удовлетворительный, плохой. При глубоких стадиях переутомления отмечается отсутствие аппетита.
  5. Болевые ощущения – фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

Объективные показатели – это показатели, которые можно измерить и выразить количественно:

  1. Антропометрические – рост, вес, окружность грудной клетки.

  2. Функциональные – частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, артериальное давление, жизненная ёмкость легких.
  3. Силовые показатели отдельных групп мышц, динамометрия правой и левой кистей, становая сила.
  4. Результаты в контрольных упражнениях и тестах.

5. Контроль на самостоятельных физкультурных занятиях. Дневник самоконтроля

Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.

Утомление – это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений.

Признак утомления

Степень утомления

легкая

значительная

очень большая

Окраска

кожи лица

и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ.

Выделение пота

Небольшое, чаще на лице

Значительное (особенно на голове и туловище)

Обильное, выступление соли.

Дыхание

Учащенное ровное

Заметно учащенное, периодически — через рот

Резко учащенное, поверхностное, появление отдышки.

Движения

Не нарушены

Неуверенные

Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей.

К внутренним признакам, свидетельствующим о наступлении утомления, относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях также необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить занятие.

О том, как организм переносит нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокращений. Пульс измеряют в начале занятия и затем соотносят эти исходные значения с величинами, которые получают в ходе и после выполнения физических нагрузок.

Существует несколько способов измерения пульса:

а) тремя пальцами на запястье;

б) большим и указательным пальцем на шее;

в) кончиками пальцев на виске;

г) ладонью на груди в области сердца.

Первым способом пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются другими способами.

Чтобы определить ЧСС за минуту, необходимо с помощью секундомера подсчитать пульс за 10 секунд и умножить на шесть. Во время легкой физической нагрузки пульс достигает 100-120 уд/мин., во время средней нагрузки 130-150 уд/мин., а во время большой – свыше 150 уд/мин.

Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания, подсчитывая дыхательные циклы за 60 секунд:

-в покое частота дыхания человека обычно составляет (в среднем) 12-16 раз в минуту;

-при средней нагрузке до 18-20 раз;

-при значительной нагрузке до 20-30 раз в минуту.

Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий ФК и спортом. Самоконтроль никоим образом не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет человеку анализировать методику тренировки, следить за состоянием своего здоровья, выполнять правила личной гигиены, общий и спортивный режим, своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья при нарушениях методики тренировки, режима, неблагоприятного воздействия отрицательных факторов внешней среды и т.д.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приёмов наблюдения и учёта субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и объективных данных (масса тела, пульс, динамометрия и др.)

Дневник самоконтроля, его содержание.

Данные самоконтроля (субъективные и объективные) регистрируются в дневнике самоконтроля.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся физической культурой и спортом более качественно контролировать и регулировать правильность подбора средств физической культуры, методику проведения учебно-тренировочных мероприятий.

Разделы дневника самоконтроля:

  • Физическое развитие (рост, вес, кистевая и становая динамометрия).
  • Физическое состояние (самочувствие и настроение, аппетит, сон, работоспособность, болевые ощущения, желание заниматься физическими упражнениями).
  • Функциональное состояние организма: частота пульса в минуту (утром после сна в положении лежа, до занятий физическими упражнениями, сразу после занятий, через 5 минут после окончания занятий), частота дыхания (до и после занятий), артериальное давление (до физической нагрузки и после), результаты функциональных проб (проба Штангe, проба Генчи, ортостатическая проба, PWC 170, проба Мартине).
  • Занятия физическими упражнениями (содержание и дозировка нагрузки).
  • Физическая подготовленность (результаты в контрольных упражнениях и тестах).

Дневник самонаблюдения позволяет более эффективно контролировать динамику развития физической подготовленности, состояние здоровья и уровень функциональных систем организма.

Лекция №11 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Введение

Дальнейшее совершенствование производства, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей.

По данным ученых точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.

Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от 1 года до 5-7 лет. Поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности (вузы, техникумы , ПТУ и др.) для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название — профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности (Раевский Р.Т,1985).

Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП В. В. Белинович (1959).

Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства — физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами.

В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм перенося двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.

Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.

По данным Р.Т. Раевского (1985) недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше — 37 % ошибок.

В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного зрения операторов (Панов Г.Е., 1977).

По данным американских ученых 98 % авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотов и диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники.

Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда (СЧМС).

С этой целью ученые изучали эффективность профессиональной деятельности представителей различных специальностей и определили, что она во многом зависит от уровня развития двигательных и психических качеств человека. Так по данным И.Д. Карцева с соавторами (1968) установлено, что не всегда здоровые подростки одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических качеств человека, специфическим требованиям, предъявленным производственными процессами именно к этим профессионально важным качествам. На основании выявления таких качеств и физиологических функций, необходимых для освоения конкретных профессий, группировки этих профессий и изучения, степени развития функций у подростков, хорошо осваивающих профессию и не сумевших ее освоить, разработаны критерии профессиональной пригодности подростков для большого числа профессий.

Исследования В.М. Левина и Э.С Рутембурга (1977) установили, что больше половины (58 %) школьников имеет ограничения к различным видам труда.

Авторы отмечают, что многие из осваиваемых профессий предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору в целом и к отдельным его функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к вестибулярной функции. Значительное число профессий связано с пребыванием в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации, вынужденным конвейерным ритмом работы. Эти условия предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС), особенно ее вегетативному отделу, к аппарату кровообращения в целом. И наконец, немало еще имеется профессий, требующих применений ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, вынужденной рабочей позой, напряжением отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата.

Но, как известно, некоторые функции и анализаторы нашего организма подвижны. В связи с этим актуально изучение тех природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться необходимые способности к успешному освоению профессии. В ряде случаев возможно и необходимо с помощью специальных средств развивать, повышать функциональные возможности молодых людей, желающих обучаться профессии, и тем самым делать их профессионально пригодными.

Именно эту задачу и призвана решать ППФП студентов в вузе.

  1. Понятие ППФП. Цель и задачи.

В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». Мы используем упрощенную формулировку, не искажая само понятие.

ППФП – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков, поэтому если вы готовитесь к профессии геолога, то вам нужна ППФП одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП, как самостоятельного раздела нашей дисциплины «ФК».

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Чтобы достичь этой цели, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

— к ускорению профессионального обучения

— к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии.

— к предупреждению профессиональных заболеваний

— к использованию средств ФК и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности

— к выполнению служебных и общественных функций по внедрению ФК и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их бедующей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

Задачи ППФП:

— формировать необходимые прикладные знания

— осваивать прикладные умения

— воспитывать прикладные психофизические качества

— воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных основных конкретных задач.

Прикладные знания. Имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «ФК», во время кратких методических бесед.

Прикладные умения и навыки. Обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определённых профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или ловкость, или сила отдельных групп мышц.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти требования. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды.

Такие условия можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующие на вестибулярный аппарат, укрепление мышц брюшного пресса, упражнения на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действия высокой и низкой температуры, более устойчив к инфекциям и т.д.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой.

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами.

  1. Основные факторы, определяющие содержание ППФП.

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакции выбора и другие психофизические качества.

Общепринято, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах, тренируемы.

Содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта.

Основные факторы:

— формы труда специалистов данного профиля

— условия и характер труда

— режим труда и отдыха

— особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Основные формы труда:

— физический

— умственный

Разделение труда носит условный характер.

Условия труда влияют на подбор средств ФК и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а, следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов профессии.

Характер труда – также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист.

Режим труда влияет на выбор средств ФК, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

Динамика работоспособности – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда подбором физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Дополнительные факторы:

— индивидуальность (пол, возраст, здоровье)

— географо-климатические условия

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т. е от способностей.

Средства ППФП.

Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Группы ППФП:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта

— прикладные виды спорта

— оздоровительные силы природы

— вспомогательные средства

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

  1. Профессиональные заболевания

При малоподвижном труде, риск профессиональных заболеваний увеличивается.

Существуют четыре негативно влияющих фактора:

— гипокинезия;

— гиподинамия;

— сидячая поза;

— однообразие операций.

Происходят такие нарушения в организме, как учащение в ЧСС (частоты сердечных сокращений), повышение АД (артериального давления), снижение массы и объема сердечной мышцы, нарушение нервно-эмоционального характера, появляется раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Постоянное ограничение активности может привести к:

— ухудшению доставки О2 к сердечной мышце, к головному мозгу

— увеличению энергостоимости работы, атрофия мышц

— увеличение жировых отложений, массы тела

— отеки нижних конечностей

Длительное пребывание в позе сидя может стать причиной отклонений в здоровье. При расслабленных мышцах живота появляется угроза заболеваний половой сферы, травм поясницы.

  1. Организация занятий.

Рациональный режим занятий – объем 6-8 часов в неделю, при ЧСС занимающихся 110-140 ударов в минуту.

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине « Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности бедующей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности каждого вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном — учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

В ряде вузов, где выпускники работают в экспедиционных условиях, широко распространены учебные занятия по ППФП в период учебных практик со сдачей текущих зачетов по отдельным разделам ППФП. Наибольшее внимание здесь уделяется разделам ППФП, посвященным технике безопасности студентов на учебных и производственных практиках.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий – дать бедующим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общею и специальную психофизическую подготовленность.

Задачи физических упражнений:

— увеличение кровообращения, устранение застойных явлений в тазу и нижних конечностях;

— снижение утомления за счет нагрузки анализатора;

— создание условий для отдыха тем мышечным группам, на которые приходилась основная нагрузка;

— борьба с монотонностью.

Людям, ведущим малоподвижный образ жизни, рекомендуется заниматься спортивными играми.

Формы ППФП в свободное время:

— секционные занятия в ВУЗе;

— спортивные группы вне ВУЗа;

— самостоятельные занятия (выполнение заданий преподавателя).

Одна из форм ППФП – массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия.

5 Система контроля ппфп студентов

Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со специальными требованиями и нормативами, разрабатываемыми кафедрой физического воспитания для каждого факультета. Требования устанавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». В каждом семестре необходимо выполнять не более 3 зачетных тестов. Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

Допуск к обязательной итоговой аттестации после завершения полного курса обучения учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студенты должны выполнять обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».