История развития психологического знания

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинский Государственный университет

Кафедра социальной политики

Курсовая работа

по дисциплине: Психология

на тему: История развития психологического знания

Чита, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Этапы развития психологии

1.1 Донаучный период

— Развития психологических представлений в античности и средневековье

— Становление психологии в Новое время

1.2 Основные направления зарубежной научной психологии

— Функционализм и гештальтпсихология

— Бихевиоризм

— Психоанализ

— Когнитивная психология

— Гуманистическая психология

— Трансперсональная психология

1.3 Основные направления отечественной психологии

II. Предмет и задачи психологии

2.1 Предмет психологии

2.2 Задачи психологии

III. Основные факторы и принципы развития

3.1 Факторы

3.2 Принципы

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

История психологии — одна их немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. История психологии позволяет понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. История психологии учит не только факторам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными.

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций, генезиса. Психология связана с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX в.), то опять усиливалась (как в середине XX в.).

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... психологии •Разработка проблем методологии и истории психологии. •Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека. •Исследование закономерностей возникновения функционирования и развития психики. •Исследование закономерностей развития ... способности, темперамент, характер, знания; 3.Психические состояния: апатия, ... изучает психологическая наука 1. Психические процессы ...

Не меньшее влияние на психологию оказало и оказывает развитие естествознания и медицины. Также в работах многих ученых просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием.

В истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идет прошлого невозможного без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявлять возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

Источниками для истории психологии служат прежде всего труды ученых, активные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.

До последней четверти XIX столетия философы изучали человеческую природу, основываясь на собственном, весьма ограниченном опыте, с помощью размышлений, интуиции и обобщений. Перемены стали возможны, когда философы стали пользоваться средствами, которые уже успешно применялись в биологии и других естественных науках.

I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Донаучный период

бихевиоризм функционализм гештальтпсихология когнитивный

Развитие психологических представлений в античности и средневековье

Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 — ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония — Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») — в образе его искорки — огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос.

Другой известный греческий мыслитель — Демокрит (430 — 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования — атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, — движущее начало и орган ощущения и мышления.

Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. ... и тд. 4.Психика: сущность, содержание, структура Психика ( «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Психика – это субъективное отражение объективной действительности ...

С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» — от греческого София — мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души — знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 — 347 гг. до н.э.).

Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон — сторонник идеи переселения душ.

Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи — познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 — 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, — его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

Душа, по Аристотелю, — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

4 стр., 1818 слов

Р. Декарт о рефлексе.Понятие души по Декарту

... подход как основа отечественной психологии 50 1. Р. Декарт о рефлексе Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей ... новое направление. 2. Понятие души по Декарту Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать влияние ...

Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная — питание и ощущение; 2) животная — стремление, память и движение; 3_ разумная — мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.

Учение Аристотеля — это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь следует отметить учение эпикурейцев и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.

Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.

В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями и т.д.

В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 — 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.

Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.

Становление психологии в Новое время

Очередной поворотный пункт в развитии психологии происходит в Новое время и связан с творчеством таких мыслителей, как Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк, Д.Юм, А.Гартли и др.

Значительный вклад в разработку проблем психологии внес французский мыслитель Рене Декарт (1596 — 1654).

Декарт первый ввел в науку понятие «рефлекса», ставшим фундаментальным для физиологии и психологии. При выработке своей концепции рефлекса Декарт основывался на тех представлениях об устройстве нервной системы, которые были распространены в его время. Термин «рефлекс» в переводе с латинского и означается отражение. Рефлекс, по Декарту, — это мышечная реакция. А реакция мышц — неотъемлемый элемент поведения.

Идея рефлекторной основы поведения получила свое развитие в одном из важнейших для психологии сочинениях «Страсти души». В «Страстях души» Декарт обстоятельно излагает свое понимание механизма связи раздражения органов чувств с мышечной реакцией. Связь эта, по Декарту, осуществляется посредством нервов, которые, наподобие нитей, тянутся от мозга ко всем прочим членам тела и скреплены с последним так, что нельзя прикоснуться ни к одной части человеческого тела, чтобы тем самым концы нервов, рассеянные по ней, не пришли в движение, а это движение передается другим окончаниям нерва, собирающимся в мозгу».

12 стр., 5802 слов

Башляр научное призвание и душа человека

... Эдисон – электрик. Но существует ли животная психология и можно ли выдрессировать умную собаку или ... духовных реальностях, выделяет четыре мира, среди которых человек рассматривается как четвер­тый мир, помимо ... ценность того, что я бы назвал сознанием собственного присутствия в культуре и обязанно­ ... мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как ...

Декарт поставил перед психикой важную проблему, признав, что тело и душа — это две независимые друг от друга субстанции. Декарт рассматривает душу как самостоятельную, независимую от дела субстанцию. Декарт стремится доказать, что основной функцией души является мышление. При этом мышление ни как ни связано с телом. Принципом работы души (мышления) является рефлексия, т.е. мысль, обращенная на самое себя.

Декарт положил начало новому предмету психологии — сознанию. В его рассуждениях содержится и метод изучения сознания — взгляд на сознание изнутри, то, что впоследствии начало именоваться интроспекцией.

Определенную роль в развитии психологии играл голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632 — 1677).

Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм. Спиноза монист. Он утверждал существование единой субстанции. Человек — это сложный модус, с образующими модусом душой и модусом телом. Душа же понимается как ум, модус мышления и состоит из модуса идей.

Голландский мыслитель сформулировал закон ассоцианизма, т.е. закон специфической связи, устанавливаемой между идеями. Принцип ассоцианизма впоследствии станет одним из основных в психологических концепциях Нового времени.

Таким образом, в XVIII веке сформировался качественно новый уровень развития психологии — психология сознания. Она базировалась на следующих положениях:

1. Для характеристики психики человека еще используется термин «душа», но отныне душа понимается как сознание.

2. В основе душевной жизни лежат простые элементы. Эти элементы носят чувственный характер) образы ощущений, впечатлений).

3. Более сложные образования возникают как сложение простых на основе принципа ассоциаций.

4. Источником знаний о душе являются интроспекция, самопознание людей, наблюдения за собой, отмежевание своих собственных состояний и т.д.

5. Законы душевной жизни одинаковы для всех людей.

1.2 Основные направления зарубежной психологии

В становлении психологии как науки большую роль сыграли естественнонаучные исследования и, прежде всего, исследования в области физиологии, медицины, физики.

С XVIII века учение о психике связывается с мозгом. До этого душа размещалась во всех частях тела, включая сердце и печень.

Конец XVIII в. начало XIX в. ознаменовались открытием рефлекторной дуги чехом И.Прохаска, французом Ф.Мошанди и англичанином Ч.Беллу. Эти врачи и натуралисты открыли различия между чувственным (сенсорным) и двигательным (моторным) нервным путем, ведущим в спинной мозг. Таким образом, получила физиологическое подтверждение идея рефлекса, возникает конкретное представление о рефлекторной дуге. Это открытие имело важное методологическое значение. Благодаря точным опытам оно доказывало зависимость функций организма, касающегося его поведения от телесного субстрата, а не от сознания или души как некоей бестелесной сущности.

5 стр., 2213 слов

Исследование поведения личности в организации

... к исследованию организационного поведения; -рассмотреть основные типы поведения человека в организации -выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение ... Поведение человека - набор сознательных, общественно значимых действий в связи с занимаемой позицией, т.е понимание собственных функций» Под личностью понимается: - человек как субъект деятельности, который является носителем сознания ...

Второе направление, которое укрепляло материалистическое истолкование психологической жизни, сложилось при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 — 1858) открыл закон «специфической энергии нервов». Из этого закона Мюллер сделал вывод, что никакой специфической энергией нервная ткань не обладает, кроме известной физикам, и это укрепило материалистический взгляд на психику: показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов внешнего раздражения и свойств нервного субстрата.

Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795 — 1878) исследовал так называемый «порог чувствительности»: насколько следует изменить силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущениях. Обнаружилось, что существует вполне определенное отношение между первоначальным раздражением и последующим, при котором субъект начинает замечать, что ощущение уже стало другим.

Герман Гельмгольц (1821 — 1894) открыл сущность прохождения импульса по нерву. Голландский физиолог Р.Дюндер (1818 — 1889) замерила экспериментально скорость реакции субъекта на воспринимаемый им объект. Отсюда следовал вывод: психический процесс может быть измерен. Он совершается в пространстве и во времени.

В середине XIX в. появляется теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 — 1882), которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. Дарвинская теория стимулировала исследования в области зоопсихологии, в которых изучались общие элементы в различных проявлениях психики животных и человека, в частности, интеллектуальные и речевые способности.

Свою лепту в разграничении психики и сознания внесли исследования гипноза. Гипноз убедительно демонстрировал факты психически регулируемого поведения с включенным сознанием, тем самым поддерживал представление о бессознательной психике.

Основателем научной психологии принято считать немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832 — 1920).

Он первым начал собирать и объединять в новую дисциплину созданное в различных областях науки. Вундт дал новой дисциплине древнее название «психология». Вундт в 1879 г. открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в г.Лейпциге. Отныне психология покинула сферу умозаключительных спекуляций и начала базироваться на опыте. В психологии конца XIX в. проводилось большое количество лабораторных исследований, которые осуществлялись в строго контролируемых условиях, чтобы получить сопоставимые результаты у разных испытуемых. Предметом психологии был признан «непосредственный опыт». Проделанная Вундтом и его учениками работа заложила основы экспериментальной психологии. Но вундтовская методология показала бессилие в исследовании таких сложных психических явлений, как мышление и воля.

В конце XIX века в США появилась теория «потока сознания», созданная американским мыслителем Уильямом Джемсом (1842 — 1910).

Джемс обратил внимание не только на постоянное движение сознания, но и на функциональное предназначение сознания. Его называют основоположником функционализма в психологии. Джемс полагал, что помимо решения вопроса, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она изменяется, по каким причинам, не менее важно для человека знать, чему она служит. С точки зрения Джемса, главная задача души приспособить человека к внешнему миру.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. Современный ... ученых, можно рассчитывать на полезное подведение итогов и определение дальнейших перспективных исследований по посттравматическому восстановлению высших корковых функций. Этому также, я надеюсь, ...

Наряду с функционализмом возникает структурализм или гештальтпсихология. Зародилась в Германии, ее создатели — Макс Вертгеймер (1880 — 1943), Курт Коффка (1816 — 1841), Вильгельм Келлер (1887 — 1967).

Центральное понятие этой школы «гештальт», трактуемое как динамическая форма, структура.

Гешталисты утверждали приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты (как «сооружение из кирпичей» (ощущений) и цемента (ассоциаций).

Как утверждал М.Вертгеймер, существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Иначе говоря, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Этот и множество других фактов подтверждали идею целостного восприятия.

Бихевиоризм

В начале ХХ века возникает новое мощное течение в психологии — бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), утверждавшее в качестве предмета психологии поведение. Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон (1878 — 1958).

Бихевиоризм стремился внести в психологию естественно-научные критерии исследования. С точки бихевиоризма, предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения. С этой позиции, поведение — это совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды. Д.Уотсоном была представлена программа — научиться управлять поведением. Он ставил перед психологом три главные задачи: 1) выявить и описать типы реакций; 2) исследовать процесс их образования; 3) изучить законы их комбинаций, т.е. образование сложного поведения.

Тема изучения навыков, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этого течения. Был собран огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения.

Однако уже в 20-х годах стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение животных, ни поведение человека одним сочетанием наличных стимулов. Экспериментальная практика показала, что в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. В классическое учение бихевиоризма были внесены коррективы.

Бихевиоризм сыграл важную роль в развитии психологии. Он внес в психологию научную методологию. Именно благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Это проявилось во введении объективного метода исследования, основанного на регистрации и анализе событий. Благодаря этому в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Вместе с тем бихевиористы расширили класс исследуемых объектов: стало интереснее изучать поведение животных, младенцев и т.д.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Психоанализ

Наряду с бихевиоризмом и в то же самое время психологию сознания подорвал психоанализ. Основоположником психоанализа является австрийский врач — психоневролог З.Фрейд (1856 — 1939).

Занимаясь лечением больных психическими расстройствами, З.Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов.

З.Фрейд разработал свою собственную оригинальную систему анализа душевной жизни человека, которую он назвал психоанализом.

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным, к которым относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам.

Предметом психологии в психоанализе стала динамика отношений между бессознательным и сознанием.

Идеи З.Фрейда заложили основу психоаналитического движения в психологии. Наиболее яркими представителями этого движения были: Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорин, Эрих Фромм.

Значительным вкладом Юнга в психологию являются описание основных жизненных направленностей или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия, а также четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Когнитивная психология (У.Найсир, А.Пайвио, Ж.Плаже)

Когнитивная психология концентрирует все внимание на механизмах познания. Она возникает как реакция на недостатки всех психологических концепций, принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Главное внимание было обращено на изучение того, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом он использует ее при принятии решений и повседневном поведении. Важной проблемой этой психологии является проблема организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентах в процессах запоминаний и мышления.

Когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности, — избирательность, определенность среды, неполнота познавательных схем и т.п.

Швейцарец Жан Плаже (1896 — 1980) — создатель одной из наиболее глубоких и влиятельных теорий развития интеллекта. Плаже изучал закономерности развития мышления у ребенка. В результате эмпирических исследований Плаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Он выделяет 4 стадии:

I стадия — до 2-х лет, детская мысль содержится в предметных действиях;

II стадия — от 2-х до 7 лет, детская мысль становится предоперациями (действия ума);

III стадия — от 7 до 11 лет, возникают конкретные операции;

8 стр., 3649 слов

Развитие психики и сознания

... развитии психики человека и животных. Однако не следует преувеличивать сходство между человеком и животным, выводя законы существования человека ... развития, за которой начинается история развития психики совсем другого, качественно нового типа – человеческого сознания. ... В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. ...

IV стадия — от 11 до 18 лет, формальные операции, круг мыслей ребенка, способных строить логические и обоснованные гипотезы.

По мнению Плаже, все дети проходят эти 4 стадии развития, в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатки одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта общения с различными профессиями и таким социальным фактором, как внедрение языка и воспитания.

Гуманистическая психология

Термин «гуманистическая психология» был введен в научный оборот в начале 60-х годов ХХ века группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу (1908 — 1970) объединилась с целью создания жизнеспособной теорристической альтернативы бихевиоризма и психоанализу на основе принципов гуманизма. Под гуманизмом в данном случае подразумевался определенный тип мировоззрения, утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации.

Гуманистическая теория Маслоу особенно ярко проявляется в ключевой для него концепции самоактуализации. Самоактуализация, по Маслоу, — это стремление человека к наивысшей реализации своего потенциала. Самоактуализирующийся человек — это психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.

Маслоу выделил более конкретные характеристики самоактуализирующихся людей:

1. Более эффективное восприятие реальности, видение действительности такой, какова она есть на самом деле, а не такой, какой хотели бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии.

2. Принятие себя, других и природы, т.е. люди принимают себя такими, какие они есть, не отягощаются праздным чувством вины, стыда, тревоги (пр.: беременность, старение, физиологические отправления).

3. Непосредственность, простота и естественность, отсутствие искусственности и желаний произвести эффект, их внутренняя жизнь лишена условности.

4. Центрированность на проблеме, приверженность какой-либо задаче, долгу, т.е. они центрированы не на себя, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей и решение которых они рассматривают как выполнение своей жизненной миссии.

5. Автономная независимость от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.

6. Креативность — способность к творчеству, которая присутствует в повседневной жизни как естественная способность выражения своего «Я».

7. Общественный интерес и глубокие межличностные отношения.

Гуманистическая психология настаивала на положении, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное и организованное целое. Она создавала предпосылки для разработки методологии развития целостной личности.

Трансперсональная психология

Отличительной чертой трансперсональной психологии, прежде всего, является такая модель человеческой души, в которой признаются значимость духовного и космического измерения и возможность эволюции сознания.

В трансперсональной психологии выделяются определенные уровни бытия, которые строятся не по иерархическому принципу: 1) физиологический уровень неживой материи (энергии); 2) биологический уровень живой чувствующей материи (энергии); 3) психологический уровень ума (логика); 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансцендентностью; 6) абсолютное сознание.

Существуют различные учения трансперсональной психологии и все они стремятся вывести изучения сознания из сферы индивидуального «Я», межличностных отношений в сферу взаимосвязи человека с Космосом.

1.3 Основные направления отечественной психологии

Формирование научной психологии в нашей стране, как и за рубежом, происходит во второй половине XIX века. Одним из первых создателей научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829 — 1905).

В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики.

Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов (начальным звеном рефлекса является не внешний механический раздражитель, а раздражитель — сигнал).

И.М.Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизмов центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложили основы для исследования механизма интериоризации.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но наибольшее развитие они получили в России в учении И.П.Павлова (1859 — 1963) и В.М.Бехтерева (1857 — 1927).

Трудами этих ученых в России сформировалась оригинальная психологическая школа рефлексология. В качестве исходного понятия «психологической науки» выступал рефлекс.

Павлов ввел в научный оборот понятие «условного рефлекса». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.

Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых осуществлялись комплексные психофизиологические исследования.

В 20-30-х годах после Октябрьской революции в стране утвердился в качестве господствующей идеологии марксизм с его философским учением — диалектического и исторического материализма. Одним из первых попытку реформирования психологии на базе марксизма предпринял К.Н.Корнилов (1879 — 1967).

Он стремился внедрить в психологию объективные методы исследования. Это стремление привело к созданию концепции реактологии, которая по основным принципам опиралась на бихевиоризм.

Реактология Корнилова не получила широкого распространения. Более удачная попытка развития психологии на базе марксистской методологии была предпринята Л.С.Выготским (1896 — 1934).

Опираясь на эту методологию Л.С.Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

На основе идей Л.С.Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой были А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия.

Иную, чем Л.С.Выготский, попытку переосмысления истоков психики человека, его сознания на основе марксистской методологии предпринял С.Л.Рубинштейн (1889 — 1960).

Он основывает свою концепцию психологии на принципе предметной деятельности. По его мнению, именно деятельность является одним из важнейшим уровней изначального практического и всегда неразрывного взаимодействия человека с миром.

С.Л.Рубинштейн отличает деятельность от поведения. По его мнению, поведение — это особая форма деятельности.

Если для Выготского главным моментом, определяющим развития психики человека, является знак, то для Рубинштейна — деятельность.

Психология, с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в результате взаимодействия человека с миром.

Идеи Л.С.Выготского и С.А.Рубинштейна активно и плодотворно развивал А.Н.Леонтьев (1903 — 1979).

Основным принципом при объяснении психологического у Леонтьева служил принцип деятельности. Он ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Деятельностный подход развивал в своих работах и другой ученик Л.С.Выготского — П.Я.Гальперин (1902 — 1988).

С его точки зрения, предметом психологии является не всякая деятельность, а ориентированная деятельность.

Ориентировочная деятельность человека принципиально отличается от адаптированной деятельности животного. Человек не может не учитывать общественное значение и оценок не только в отношении конкретных путей удовлетворения своих потребностей, но и в отношении самого факта, времени, места, формы и обстоятельств их удовлетворения.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория В.Н.Мясищева (1892 — 1973).

По его мнению, в психологической деятельности выражается отношение человека к миру. Основные стороны психической жизни, по В.Н.Мясищеву, — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности — неразрывно связаны и проявляются в друг друге. Система отношений представляет собой психическое ядро личности. Через противоречивые отношения, конфликт В.Н.Мясищев рассматривал неврозы.

Основателем отечественной нейропсихологии является А.Р.Лурия (1902 — 1977).

Его главные теоретические и экспериментальные исследования посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций их нарушений при локальных повреждениях мозга. Эти исследования заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широкое применение в диагностических и терапевтических целях, в медицинской практике.

Важным направлением в советской психологии являлась теория установки, разработанная грузинским психологом Д.Н.Узнадзе (1886 — 1950).

Он рассматривал понятие «установки» в качестве центрального объяснительного принципа деятельности и отношений личности. По Узнадзе, ни одно действие не возникает «на пустом месте». Действие предваряет установка — неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

На базе теории установки происходило изучение широкого спектра неосознаваемых психических явлений, который получили принципиально иную интерпретацию, чем трактовка бессознательного в психоанализе З.Фрейда и его последователей.

II. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Предмет психологии

Развитие психологии со времен ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в., осуществлялось в непрерывной борьбой сменявших друг друга теорий, которые ставили перед собой разные цели и пользовались различными методами исследования. Однако почти все теории конца XIXв. и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований областью осознаваемых переживаний человека, рассматриваемых в отрыве от окружающей деятельности и практической деятельности людей. Вопрос об отношении сознания и мозга решается этими теориями преимущественно с позиций дуализма.

В рамках интроспективной психологии различие между теориями сводилось к разным характеристикам сознания со стороны его структуры, содержания, степени активности. Одна из характеристик, как правило, выделяется в качестве ведущих.

На этом основании обычно выделяют пять разновидностей идеалистической психологии сознания:

— теория элементов сознания, основоположники В.Вундт и Э. Титченер, сюда же относится Вюрцбугская школа;

— психология актов сознания, связанная с именем Франца Брентано;

— теория потока сознания, создана Уильямом Джемсом;

— гештальтпсихология — теория феноменальных полей;

— описательная психология Дильтея.

Общим для всех теорий является то, что действующего с окружающим миром, ставится сознание; в нем как бы растворяется действительное человеческое существо. Вся деятельность сводится к активности сознания.

В 1879 г. Вундтом в Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. В психологии сознания становится возможен эксперимент, который заключается в том, что исследователь создает определенные внешние условия и наблюдений, как при этом протекают процессы. Однако эти наблюдения носят специфический характер, будучи наблюдениям человека за самим собой, над собственными внутренними состояниями, чувствами, мыслями, получив название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Такое наблюдение было лишено главного научного требования объективности. В результате в начале XX в. под влиянием запросов развития научного объективного знания, с одной стороны, и социально — экономических требований, с другой — наметился кризис интроспективной психологии.

Во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого за основу взяли новый предмет психологической науки — им стала не психика, и не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour — «поведение»).

Основоположником бихевиоризма стал Дж. Уотсон. Он видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Итак, вначале психология — наука о душе, затем психология — наука без души, и, наконец, психология — наука без сознания. Такое понимание предмета психологии привело очень быстро к следующему кризису. Из этого следует вывод, что невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения.

Бихевиористы считали, что психическое совершенство не имело отличий от материального. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего — материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи. Он основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы.

С точки зрения диалектического материализма первичным является материя; психика, сознание — это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать ни каким другим способом.

Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи, в результате ее длительной, много лет продолжающейся эволюции возникла органическая материя, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство — жизнь.

В процессе развития материи появились растения, животные, и наконец, человек с его сознанием — высочайшим порождением материи. Вся материя обладает свойством отражения являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики.

2.2 Задачи психологии

Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые его процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования.

Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших. Строго научный подход требует не только выявление объективного закона, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать.

Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы.

В задачу психологии входит наряду с психологическими фактами и закономерностями установление механизмов психической деятельности.

Таким образом, психология — наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

3.1 Факторы, определяющие развитие психологии

1 фактор: Логика развития психологических знаний. Он связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психики.

2 фактор: Социальная ситуация развития науки. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его.

С социальной ситуации во многом связано и появление в XVIII в. первой развернутой теории способностей, анализирующей роль биологических и социальных факторов в их происхождении и развитии. Концепция способностей, сформированная Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвещения: все люди рождаются равными, а разница в их социальном положении и реальных достижениях в жизни связана с разным обучением, разным уровнем просвещения. На этом фоне появляется психологическая теория, которая фактически отождествляется способности с уровнем выполнения конкретной деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их формирование происходит в процесс обучения.

3 фактор: Особенности личности конкретного ученого созвучность научных концепций ожиданиям общества способствует не только их распространению, но и привлечению наиболее способных, целеустремленных молодых исследователей к работе над этими теориями. Так, в средине XIX в. в России ожидания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что из двух подходов к построению психологии был выбран предложенный И.М. Сеченовым, а не Ковелиным. Это произошло потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в работе «Рефлексы головного мозга», связала психологию с популярной в то время к многообещающей физиологией, тогда как Ковелин основывал ее на философии, не имеющей объективных методов исследования.

Точно также после Первой мировой войны, показавшей, каким антирациональным и жестоким может быть человек, получили более широкое распространенные взгляды З.Фрейда, которые до этого времени рассматривались главным образом в русле клинической психологии.

Не меньше значение имеет фактор — личности ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т.д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппонирования, и некоторую защиту от критики.

Препятствием на пути создания новой теории может стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в том случае, если новая концепция встречает противодействие или непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпимость З. Фрейда явилась его причиной его конфликта с последователями, отхода от него и его теорий даже близких ученых. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать эту теорию и продолжить ее разработку в ситуации острой критики и неприятия со стороны личных психологов.

Анализ личности ученого, его биография дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуждения окружающих, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам.

Однако, несмотря на важность социальной ситуации личностью ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки.

Этот фактор тесно связан с развитием принципов психологии, изменением ее предмета и методов исследования психики.

3.2 Принципы психологии

Кроме изменения предмета, изменялись и основные принципы психологии ее связей с другими науками. Начиная с VII -VI вв. до н.э. она была ориентирована на философию, и уровень развития философских знаний главным образом влиял на психологию и ее проблемы, которые перед ней стояли. В III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанные с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривающийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем в психологии, возникновению вопросов о природе особенностей психики человека, содержание его души — к тому, что на долгое время главным вопросом стал вопрос не столько о психики вообще, сколько о психике человека.

Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной, педагогикой. Уже Пифагор показал значение математики в психологии. Платон доказал, что без математики, прежде всего геометрии, не возможно заниматься не философией, ни психологией.

С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее превращения в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда значимым параметром психологического развития как такового (например, развитие логического мышления).

Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биолог-врач, одним из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочила в период Эллинизма в работе Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, — Ибн Сины, Ибн аль Хайсама и др.

В XIX в. после открытий Ч.Дарвина, развитие его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще больше окрепла. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и др. ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии — психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии.

С середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.

Точно также связь с психологией, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики. Требования педагогической практики стали еще одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику. Анализ развития психологии доказывает, что уникальность и ценность ее как науки заключается именно в межпредметном характере, в том, что она состоит и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентациях человека.

Методологические принципы психологии

Принцип детерминизма подразумевает, что все психологические явления связаны причинно — следственными отношениями, т.е., все, что происходит в нашей душе, имеет какую то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникла именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

В античности уже существовало понимание того, что все процессы психике взаимосвязаны. Анаксагор Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, в природе в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос,…». Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека, при этом они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединил с идеей или общим понятием. отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психики является цель, к которой стремится душа, отрицая, что эта цель дается из вне. Он считал, что цель имманентно присуще вещи и связано с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

Позднее, в XVII в. Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психики можно объяснить исходя из законов механики. Так появилась идея о механическом объяснении поведения человека, которая подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти двести лет.

Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В рамках этой теории развитии психики определяется адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психики, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям в которых оно живет. Данный закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, основан на идеи, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако, в отличие от понимания цели античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества. Психологический детерминизм так же предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности. Он описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств.

По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

Функциональный подход, название которого обусловлено тем, что психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрение, обучение и д.т.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психологической функции. Таким образом, было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки могут действовать и по законам механики (как отдельные части сложной машины), и по законам биологической адаптации, связывая в единое целое и организм и среду. Однако этот принцип не объяснил, каким образом при дефекте какой — то функции происходит ее компенсация, т.е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсировать нормальной работой других, например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений.

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой.

Системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация, присуще психическому даже на низких уровнях развития психики.

Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения — исследование закономерностей этого генеза, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Согласно этому принципу, определяющему, какие виды развития присущи психическому, существует два вида развития психики — филогенетический и онтогенетический, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка.

Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное сходство. Американский психолог С. Холл объясняет это тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе развития и последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливает жесткую связь между фило — и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует, развитие может и ускорятся и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелишен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самопознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

Выделяют также и различные стороны психического развития: развитие личности, развитие интеллекта, социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов — В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют предмет и содержание психологии.

В настоящее время выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории.

Это мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание. В разные периоды развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда, так или иначе, присутствовали в психологических концепциях.

Одних из первых в психологии появилась категория образ, которая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривается преимущественно как один из областей сознания, то в современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета многие ученые рассматривали, как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека.

Образ как сенсорная основа мысли считался немыслимым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и представлений.

Безобразный характер мышления стал в начале XX в. Одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетание образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Этой проблеме посвятили свои значительные труды такие ученые, как А.А. Потебня, Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет, Ж. Пиаже, Д. Брунер и др.

Чувственный и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов можно рассматривать как определенный аналог этой философской категории. Однако для психологии большое значение имеет и вопрос о степени осознанности образов, так как бессознательное и несознательное играют не менее важную роль, чем сознание.

Существенное значение в психологии имеет и категория мотив. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая пробуждает человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и материальное объяснение этим побуждениям, причем мотивы связывались и с движущимися атомами, и с «животными духами», были и теории которые говорили об их нематериальности.

Так, Платон говорил о страстной и вожделеющей душах и служат носителями мотива, а Лейбниц считал, что активность, побуждение к действию является свойством души — монады. Однако, независимо от толкования природы мотива он, как правило, связывался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психологов. Поэтому в современной психологии понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стала ведущей категорией практически всех психологических школ.

С мотивом тесно связана другая категория — переживание, эмоциональный отклик человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведения, в качестве таковых рассматривают их и современные психологи. Несмотря на то что проблема природы и динамики эмоциональных процессов не получила еще в психологии однозначного решения, сам факт важности эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельность, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, прежде всего мыслительная, деятельность.

На первых этапах развития психологи ученые не подвергали сомнению мысль о том, что поведение представляет собой такое же психологическое понятие, как и мышление. Современные психологи начали отождествлять психику лишь с сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким образом, за рамки собственно психического.

Поэтому на долю психических исследований приходилось изучение только внутренней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных методов исследования психики и останавливало развитие экспериментальной психологии. В средине прошлого века английский психолог Г.Спенсер впервые сказал о том, что предметом психологии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением.

В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности — ведущая; это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест.

Мысль о том, что человек — существо социальное, т.е. может существовать вне общения с другими, была высказана еще Аристотелем.

С течением времени психология получила все больше данных о важнейшей роли других людей в развитии психики, формирование представлений о себе и мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отношений взрослый — ребенок является одним из аксиом, указывающей на то, что полноценное психическое развитие ребенка не может существовать в изоляции. С появлением социальной психологии началось серьезное изучение общения взрослых друг с другом, при этом особое внимание уделялось общению людей, принадлежащих к разным нациям, культурам, а также массовым коммуникациям. Исследования общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику.

Анализ направления развития психологии показывает, что значение этой категории, так же как и доля исследований, посвященных различным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других категория личность появилась в психологии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. Однако в то время понятие личность и человек рассматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность. На протяжении длительного времени ведущим предметом психологии было познание, а категории образа и внутренней, умственной деятельности оставались ведущими. Известный ученый В.Вундт говорил о диктате «интеллектуализма» в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающего», а не чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматривают структуру, генезис и движение силы развития личности по разному.

Большое влияние на развитие психологии оказал переход к решению ключевых проблем психологами, изучающих природу психического, телесного и духовного в психике. При этом на первый план выходили либо более частные, связанные и исследованием связи организма, тела с психикой, душой.

Соответственно в первом случае эта проблема звучала как психофизическая, а во втором психофизиологическая.

Сама постановка проблемы и подходы к ее решению были связаны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной психологии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей. С этой точки зрения человек подчиняется тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а психические законы были отражением физических, т.е. вариациями основных законов природы. Исследование этих законов приводило ученых к мысли о том, что существует первооснова, которая составляет сущность и психического, и физического. Такой ответ на психофизическую проблему получил название монизм (общая, единая первооснова, субстанция).

В зависимости от того, идеальной или материальной является эта субстанция, монизм может быть идеалистическим или материалистическим. Некоторые ученые отвергали наличие единой субстанции, доказывая, как например, Р.Декарт, что существует два первоначала, две различные субстанции: для души и для тела. Этот подход получил название дуализм. Поскольку процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологии появилось понятие психофизического параллелизма, подчеркивающего независимость и чисто внешнее соответствие этих явлений.

С течением времени обострялся интерес ученых именно к психике человека. При этом уже в исследованиях Платона постулировались качественные отличия психики человека от психики других живых существ.

Таким образом, и законы, которые управляют психикой человека, уникальны и не могут рассматриваться по аналогии с законами природы.

Такой антропологический подход, при котором все рассматривается лишь с точки зрения человека, был характерен для многих не только психологических, но и философских школ. Однако и в античности, и в средневековье было еще недостаточно данных для перевода психофизической проблемы в план психофизиологической, точнее — для научного решения этой проблемы. С середины прошлого века, с развитием биологии и медицины, психология получила достаточно важный объективный материал, позволивший по-новому подойти к решению психофизической проблеме. Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственного психического. Тем не менее остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы на психофизическую и психофизиологическую проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Место психологии в системе наук

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место психологии, в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне общефилософской направленности самой классификационной схемы. В истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто как психология.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируется его действия, развивается психическая деятельность и формируется психические свойства личности. Изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода (Г,Фехнер).

Естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

Огромное влияние на разработку основных проблем психологи оказали эволюционные идеи Ч.Дарвина.

Необходимо отметить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета.

В психологии как особой отросли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология).

Но, не смотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических.

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы.

Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Список литературы

1. Бухановский А.О. и др. Общая психология. Ростов н/Д. «Феникс», 2003 — 416с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: КДУ 2005 — 336с.

3. История современной психологии. Т. Лихи. — СПБ.: Питер, 2003 — 448с.

4. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Петриевский В.Н. Психология. Ростов н/Д. «Феникс». 2009-408с.

5. Лучинин А.С. История психологии — Ростов н/Д. «Феникс», 2005 — 416с.

6. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002 — 544с.

7. Общая психология: Курс лекций. Е.И.Рогов — М.: Владос, 2003 — 448с.

8. Общая психология. Учебник. — М.: Гардарини., 2005 — 232с.

9. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие. М.: Центр, 2008 — 400с.

10. Семечкин Н.И. Социальная психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003 -608с.

11. Фрейд.З. Введение в психоанализ. — СПб.: Питер, 2001 — 384с.

12. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии СПб.: Изд. «Евразия». 1998 — 528с.

Размещено на