Развитие психики и сознания

Стадии и уровни развития психики и поведения

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по а.Н.Леонтьеву и к.Э.Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).

Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.).

Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски).

Насекомые.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач).

Складывание определенной «картины мира». В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфин

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы).

Простейшие способны к элементарным формам научения, т. е. к формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с «наказанием» (повышенной температурой, электрическим током).

В результате животные, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на ее освещение. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.

Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находится психика позвоночных, практически всех членистоногих, в том числе насекомых, а также головоногих моллюсков. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т. е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Согласно В.А. Вагнеруинстинкты есть результат естественного отбора, обусловившего высокую приспособленность инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: в добывании пищи, защите, размножении, заботе о потомстве и т. д.

Преобладание врожденных инстинктивных форм поведения на данной стадии развития психики не означает отсутствие возможности научения. Многие инстинктивные акты окончательно формируются в индивидуальном опыте животного, что обеспечивает приспособление инстинктивного действия к условиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной вариативностью. По существу, всякое действие животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. Согласно представлениям К.Э. Фабри, на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.

Следующая стадия развития психики животных – стадия интеллекта– характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения (такие как больше – меньше, короче – длиннее, реже – чаще), а также различать форму геометрических фигур.

Интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т. е. формирования навыков.

1. На более низкой ступени развития нахождение решения проблемной ситуации происходит медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а неудачные так же медленно затормаживаются, отмирают. На стадии интеллекта животным сначала совершается множество попыток, не приводящих к решению задачи, а затем достигается внезапное понимание отношений и структуры проблемной ситуации – инсайт, что почти сразу приводит к успеху.

2. При повторении опыта найденное решение воспроизводится уже без предварительных проб.

3. Решение легко переносится в условия, аналогичные тем, в которых оно было найдено впервые.

Интеллектуальное развитие высших обезьян показывает, что человеческое мышление имеет реальные предпосылки в мире животных. Это отражает факт естественной преемственности в развитии психики человека и животных. Однако не следует преувеличивать сходство между человеком и животным, выводя законы существования человека из тех законов, которыми регулируется жизнедеятельность животных. Интеллектуальное поведение, свойственное высшим млекопитающим и достигающее особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития, за которой начинается история развития психики совсем другого, качественно нового типа – человеческого сознания.

До сих пор точно не известно, когда появилась психика в эволюции живых существ. Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, в филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость – свойство всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

1. Таксисы – это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм).

Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ.

2. Чувствительность – способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов. Отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными).

Для обеспечения чувствительности требуются специальные органы (рецепторы),которые реагируют на биологически незначимые воздействия. Сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде (щука «атакует» карася, ориентируясь на его движение и блеск).

3. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Характеризуется сложной совокупностью реакций на воздействие среды.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного реф­лекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в гото­вом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития организма (как инстинкты раз­множения).

Выразительный пример: незадолго до того, как цып­лята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Под­ражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанию курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появив­шееся на свет существо не может иметь никакого представления ни об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как ре­зультат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий. Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животны­ми, запасание пищи на зиму и т. д.

Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятель­ность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска пра­вильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наимень­шей затрате строительного материала создать помещения макси­мальной вместимости.

Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, причем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искус­ством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки.

Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м и шириной 1—2 м), при­чем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «сплавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.

Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведени­ем муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хра­нят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи разводят гри­бы — в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грнбы — лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых исполь­зуют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.

Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное пове­дение производится автоматически, без какого-либо признака ра­зума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действия из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмыслен­ные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполня­ет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вер­нувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.

Инстинкты, характерные прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборони­тельного инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.).

В поведении человека инстинкты носят совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе че­ловека.

Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, пере­страиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые во­обще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.

Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспо­собиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни жи­вотных ведущее значение начинает приобретать новый, более со­вершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе на­выка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совер­шенный приспособительный механизм, так как животное получа­ет возможность в соответствии с изменениями среды сравнитель­но быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведен­ные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Что касается разума, мышления, то в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клет­ки, отпирать ее получать корм. После этого клетку повора­чивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему ме­сту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Интеллектуальное поведение животных. В процессе приспо­собления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препят­ствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ниинстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой зада­чей. Животное должно найти новую форму поведения, которойунего в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в пер­вую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению — простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами. Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки различной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные запоры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвле­каясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины).

Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление живот­ного к меняющимся условиям среды.

Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли­тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на ма­ленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке по­мещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в некоторых слу­чаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис. 3).

Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Поче­му же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а во­дой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке — разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее пред­ставление о воде и ее свойстве. Она знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.

Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав­лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3—4- летнего возраста.

 

Психологическая характеристика сознания человека

Сознание — высшая форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, присущая только человеку как общественно-историческому субъекту. Оно способствует формированию у человека внутренней модели внешнего мира, что является необходимым условием для познавательной деятельности человека и его деятельности по преобразованию окружающей действительности.

Сознание не дается человеку автоматически при его рождении, оно развивается в ходе его взаимодействия с другими людьми, в ходе усвоения социального опыта.

Кроме того, необходимо отметить, что индивидуальное сознание может формироваться и развиваться только в неразрывной связи с общественным сознанием. Человек не может полноценно существовать вне жизни общества и вне системы социальных отношений. Поэтому он овладевает сознанием как идеальной формой отражения лишь в процессе включения в реальную жизнь и деятельность. Не овладев данной формой, человек не может развиваться как личность. При этом процесс интериоризации (т. е. перехода внешней деятельности во внутреннюю) не является переходом ее в заранее существующий план сознания. Этот внутренний план не дан человеку априори. Процесс интериоризации создает этот план.

Человеческая трудовая деятельность и сознание в филогенезе взаимно влияют друг на друга. Совместная деятельность людей представляла собой труд по созданию конкретных продуктов производства – сначала элементарных, затем все более сложных. Этот процесс требовал сознательного предвосхищения результатов деятельности. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось. Начинается взаимное развитие сознания и деятельности с момента, когда человек создает первое орудие труда. Именно здесь проявляется характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, основывающегося на предвосхищении результата и совершающегося в соответствии с целью. Это является наиболее существенным проявлением сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, инстинктивного по своей сути поведения животных.

Еще одним важным фактором в развитии сознания является формирование и развитие языка. Именно благодаря языку произошло коренное изменение отражательных способностей человека. Становится возможным отражение реальности в человеческом мозгу не только в виде образов, но и в словесной форме. Это позволяет планировать свои действия, ведь, оперируя только образами, это крайне затруднительно. Благодаря языку человек получает возможность обмена опытом и знаниями с другими людьми. Новые поколения могут в концентрированном виде получать опыт предыдущих. Человек приобретает возможность получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.

Обобщая вышеописанное взаимодействие сознания человека, его деятельности и языка, можно выделить стадии развития сознания.

1. Начальная стадия, когда сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир.

2. На следующем этапе развития объектом сознания становится также деятельность. Человек начинает осознанно относиться к действиям других людей и к своим собственным действиям. Это тесно связано с процессом формирования языка, который дает обозначения предметам и действиям.

3. Осознание предметных действий приводит к интериоризации внешних действий и операций, переходу их в план сознания в словесно-логической форме. Вместо разрозненных образов у человека формируется целостная внутренняя модель реальности, в которой можно мысленно действовать и планировать деятельность.

В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.

1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.

Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.

функции сознания относятся

1. Функция отражения.

2. Функция целеполагания.

3. Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений).

4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.

5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.

6. Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией.

Объектами рефлексии выступают отражение мира, мышление о мире или мировоззрение, способы саморегуляции, самосознание, сами процессы рефлексии.

 

Уровни психики

В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

Подсознательный уровеньпсихической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведенияумения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня– это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).

Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.).

Эти комплексы формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Предсознаниепредставляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Сознание– высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

Сверхсознание активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций. К проявлениям сверхсознания можно отнести преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.).